221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание начинается с семьи

Воспитание ребенка начинается в семье
статья

Материал поможет родителям в воспитании ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_rebenka_nachinaetsya_v_seme.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание ребенка начинается в семье»

Пример родителей – это наглядный образец для детей. Хорошие качества, которые воспитываются у детей , будут наиболее прочными, если дети видят их у родителей . Ребенок в дошкольном возрасте всегда стремится подражать окружающим : родителям , старшим братьям и сестрам, товарищам. Подражательность является психологической особенностью дошкольников. Дети склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Поэтому своим поведением родители должны показывать детям положительные примеры для подражания. Почему так важен личный пример в воспитании желательных нам черт личности? Психологи говорят, что всякое научение должно сопровождаться «положительным эмоциональным сдвигом» — только тогда оно ляжет в характер прочно. Т. е. малыш легко усваивает хорошее, если при этом испытывает радость.

Вам хочется, чтобы ребенок постепенно привыкал к выполнению простых трудовых обязанностей. Но вы замечаете, что он, например, не любит убирать за собой игрушки. Конечно, вы можете просто заставить его сделать это, как и многое другое, доступное в том или ином возрасте : вытирать пыль, поливать цветы и др. Заставить-то вы его заставите, и он будет делать-это. Но не трудолюбие вы в нем вырастите. В лучшем случае — привычку делать то, что требуют. В худшем — отвращение к труду.

Как же создать «положительный эмоциональный сдвиг» ? Конечно, важную роль может сыграть любовь и внимание взрослых, одобрение ими поведения малыша. Но огромное значение будет иметь, когда ребенок будет учиться трудиться у вас, подражая вам, оттого, что рядом с вами, вместе с вами.

Общение со взрослыми —мощный источник радостных переживаний для малыша. Вот почему живой пример, который вы являете ему своим трудолюбием — или доброжелательностью, или вежливостью, или обязательностью, — не может не запасть ему в душу.

Сила воздействия личного примера родителей зависит и от их авторитета. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей , не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. В семье воспитывают чувства любви , сопереживания, радости, поэтому семью и называют школой воспитания чувств . Добрые чувства побуждают к действию, развивают в нем активность, отзывчивость, жизнерадостность. Положительные эмоции -это большая нравственная сила. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи являются одним из важных условий семейного воспитания . Если отношения между родителями не сложились , в семье возникают ссоры , взаимные упреки на глазах детей, то авторитета родителей в такой семье не бывает . Чтобы образовался дружный семейный коллектив, многое зависит от личных качеств отца и матери. Отношение их друг к другу, к работе, общественная активность-все это не проходит незамеченным для ребенка . Если у отца или у матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект , как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей выражается обычно в невыполнении ребенком требований взрослых , в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребенком , в которой родители , как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать « ребенок сел на голову » .

В других семьях складывается противоположный стиль воспитания , когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила такого приема общеизвестна. Как быть? Заслужить авторитет у детей очень трудно. Искусственность поведения отца или матери ребенок тонко чувствует . Невозможно пробудить у ребенка уважение к себе , навязывая ему свои позиции : «я- мать» , «я- отец» . Такие призывы не получают отклика в душе ребенка . Но положительные результаты приносит только авторитет, основанный на уважении. Он складывается из мелочей. Сегодня пообещал-забыл, завтра — было не досуг, послезавтра — оказалось срочное дело. Пока представления ребенка ограничены , постепенно в его сознание будут входить такие понятия, как верность долгу, слову, ответственности за близких и т. д. А пока мерило всех ценностей слова и поведение отца и матери. Поэтому так важно взрослым предъявлять к себе высокую требовательность! С обещаниями надо быть особенно острожными. Невыполнения даже единожды обещанного надо суметь объяснить. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи , их совместный с ребенком труд по обслуживанию и организации семейного быта. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время — большое искусство. В дошкольном возрасте ребенок мыслит образами , звуками, чувствами. Основной формой деятельности для него является игра, а основным средством воспитания в игре — слово взрослого. Нередко встречаются родители , которые любят назидание, утомительные беседы. Это приводит к тому, что слово, как средство воспитания теряет свою силу . Вредны в воспитании , как подчеркнутая холодность в отношениях с ребенком , так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребенок чувствует свою неполноценность, во втором — чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребенка сердцем , стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если папа сказал, то мама должна поддержать, а бабушка напомнить.

Совершают ошибку и те родители , которые воспитывают по принципу «будешь слушаться — куплю» . В таких семьях идет купля-продажа отношений : «Ты мне, я — тебе» . Успех такого воспитания сомнителен . Пример : Беря сына из детского садика, родители постоянно спрашивают его :- «Кого ты больше любишь — меня или папу?» , — «Тебя больше!» -отвечает сын. Признание делается второпях, с одинаковой мягкостью папе и маме : мальчик стремится к маминой сумке или папиному карману, где был сувенир или фрукты, конфеты. Обе стороны испытывают удовольствие от того что ребенок в настроении и доволен очередным сувениром. Вскоре ребенок начинает спрашивать сразу : «А что мне принесли?» . Если сюрприз не устраивает его, то отношения между взрослыми и ребенком портятся и начинается : «Не хочу одеваться!» , «Не пойду домой!» , «Почему пришла ты, а не папа!» и т. д. Пройдет время, и родители поймут , что совершили ошибку. Но сделать ее легче, чем исправить. Следите за тем, что вы говорите и каким тоном. Ребенок перенимает поведение, манеру говорить, жесты в готовом виде. Он подражает и хорошему, и плохому. Иногда можно слышать от родителей , что сейчас такая жизнь, когда не следует учить ребенка добру , иначе ему будет трудно в жизни. Зло, как правило, не рождает добро. Оно порождает зло. Следовательно, исходная точка добра и заключена в нас самих, во взрослых членах семьи . От ребенка необходимо требовать внимания и заботы к каждому взрослому, создавая для этого условия. Например, ребенка угостили . Он спешить разделить конфету с мамой, с папой. Те отказываются под разными предлогами, чтобы ребенку больше досталось : «Не хочу, зубы болят» , «Не люблю» . Или другая ситуация. Воспитатель предлагает новогодний подарок отнести и угостить всех, некоторые дети отвечают : «Моя мама не хочет» . Так у ребенка вырабатывается позиция, «Взрослым оставлять не обязательно, а я вот особый» . «Особым» он продолжает оставаться и в автобусе, когда спешит сесть первым, и дома, когда собираются гости и т. д. Авторитет взрослых зависти от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим. Ответственные родители думают о своем авторитете, стараются его поддерживать, укреплять, во всяком случае, не разрушать недостойным поведением, понимают, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно плохо, когда это делается по отношению к отцу. Схема такова : отец, от большой занятости или, может, просто от нежелания, не участвует или почти не участвует в воспитании и развитии ребенка с самого рождения . И тут-то важна роль женщины. Если, она сразу «взвалит» весь груз забот о малыше на себя, будет генератором, и исполнителем идей, не допуская папу, и не стараясь его в это втянуть. Да еще и унижая руганью его перед малышом, каждый раз напоминая всем вокруг, какой же папа плохой, не заботливый, безответственный, и, вообще, … То это, в конце концов, принесет свои плоды, и ребенок вскоре начнет говорить то же самое и, соответственно, так же думать. Это подорвет еще не сформировавшийся «в глазах» ребенка авторитет папы , который восстановить будет очень сложно, а порой и невозможно. И вот тогда в семье появляются понятия «жесткой» мамы и слабого папы. Ребенок это быстро понимает и начинает манипулировать родителями . Ведь мама хоть и строгая, но она же мама и все равно, в итоге, пожалеет. А папа – не указ, потому что он плохой (так ведь мама постоянно говорит и значит , так оно и есть).

Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье ; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи , если он ласков и добр с ними.

Как вернуть потерянный авторитет?

1. Начните больше проводить время с ребенком , занимайтесь, играйте, гуляйте, читайте с ним. 2. Если малыш начинает истерить , требуя что-то получить, попытайтесь поговорить с ним. Разговаривайте с ребенком на доступном ему языке, почему вы не можете это ему дать сейчас. 3. Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка , когда он хочет этим чего-то от вас добиться. 4. Покажите ребенку , как вы расстроены, выразите словами свое отношение к его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то ребенок обязательно поймет , что огорчил вас, и постарается вести себя хорошо. 5. Если ребенок игнорирует вас , займите его внимание, заинтересуйте тем, что его привлекает. 6. Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или руководство.

Завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая и каждодневная работа. Зато, если вам удастся найти общий язык со своим чадом – ваша семья будет очень счастлива.

Воспитание ребенка начинается в семье

Анастасия Часовских
Воспитание ребенка начинается в семье

Воспитание- это процесс взаимодействия детей и родителей, который в итоге должен доставлять удовольствие и детям и родителям.

Семья является одним из древнейших институтов воспитания, где в первую очередь формируются все потребности ребенка. Семья является той средой, в которой человек учиться творить добро.

Главным и первым воспитателем у ребенка являются его родители. Известно, что все воспитание ребенка закладывается до 5 лет. Именно в этот период и происходит становление основных личностных качеств.

Большое значение имеет уклад, стиль и атмосфера самой семьи, в которой растет ребенок, именно под этим и подразумевается взаимоотношение самой семьи.

Первой и единственной средой, которая формирует личность ребенка является семья.

Немало важной составляющей частью воспитания является авторитет, а именно авторитет родителей. Без него невозможно. Быть авторитетным родителем – значит уметь руководить и помогать, если это необходимо. Как правило авторитетом в семье является глава семьи – отец.

Хорошая семья – коллектив, где все члены семьи соединены отношениями любви, ответственности друг за друга и взаимопомощи. Члены всей семьи должны оказывать на ребенка только положительное влияние.

Воспитание в семье включает в себя такие важные моменты, как ответственность, умение строить распорядок дня и воспитывает дисциплинированность. Именно пример родителей формирует у ребенка желание вести здоровый образ жизни.

Воспитание в семье дает некий стержень, влияющий на формирование личности. Здесь и даются первые понятия нравственности.

Развитие связной речи ребенка в семье Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством.

Консультация для родителей «О воспитание в семье» Воспитание представляется нам сложным и трудным делом до тех пор. пока мы хотим,не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы.

Нравственно-патриотическое воспитание в семье Что такое воспитание? Мы часто говорим, что ребенка должны воспитывать в детском саду, ведь ребенок проводи там большее количество времени,.

Патриотическое воспитание в семье В зимнем месяце феврале, когда дуют ветры и метут метели, мы празднуем День Защитника Отечества. Почему для военного праздника выбрали это.

Права ребенка жить в семье Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется.

Право ребенка жить в семье. Первый день лета – отмечают праздник всех детей. Этот праздник отмечают во всех странах, поэтому он называется «Международный день защиты.

Проблемы воспитания ребенка с ОВЗ в семье Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Трудовое воспитание ребёнка в семье Трудовое воспитание в семье. В семье много поводов для вовлечения дошкольника в труд: мама чистит овощи – ребёнок, скажем, моет их; бабушка.

Воспитание детей в семье Все знают, что первые пять лет, а по другим представлениям, первые три года – самое важное время в истории человека. Но почему? Не потому,.

Экологическое воспитание в семье-фотоотчет Мы живем в сельской местности. У меня две дочечки Варя — ей 6 лет и Ева – ей 2года и 8 месяцев. И я сама очень люблю все живое и хочу своим.

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей

Дети – наше продолжение, наше наследие и подарок миру. А как же воспитать самых лучших подарков? Или может сначала стоит задуматься о своем собственном воспитании и отношении к ребенку?

Любой родитель хочет, чтобы его ребенок вырос самым способным, самым счастливым, самым-самым. И для этого отец и мать прилагают все усилия, стараются дать ребенку все самое лучшее, все то, что они считают правильным. Но если взглянуть правде в глаза: все меньше мы видим в современных детях добра, терпимости, любви. Большинство из них имеют корыстные цели в жизни. И ради достижения своих целей они готовы топтать своих братьев. Такое поведение больше характерно для дикарей и животных, чем для человеческого существа.

Вопрос встает само собой – а может, не тому мы учим наших детей? Может, не те цели мы внушаем им? Не в ту сторону направляем? В Евангелии от Матфея говорится: ” Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. ” (Мф.7:18) Если логически мыслить, то если наши “плоды” – худые, значит и родители (дерево) не доброе? И вместо того, чтобы поразмыслить над методами воспитания детей, старшее поколение только критикует молодежь. Я предлагаю вместо осуждения постараться изменить мировоззрение и изучить основы духовного воспитания наших потомков, если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным, добропорядочным, уважаемым и счастливым человеком.

Воспитание детей начинается с воспитания родителей

1) Прежде всего, нужно осознать, что ребенок – не ваша собственность. Ребенок – индивидуальность. Он никому не принадлежит. У него своя судьба, своя жизненная программа. Вы не вправе навязывать ему свои догмы и взгляды на жизнь. Но мы видим часто, как родители не уважают свое чадо как личность, унижают и оскорбляют его. Не считаются с его мнением, думая, что они лучше знают, как нужно делать. Но даже Христос говорил: ” Не войдете в Царствие Божие, пока не уподобитесь детям.“ Родители требуют беспрекословного подчинения себе, а если это нет, подавляют ребенка. Такое отношение исходит из эгоизма. Для таких родителей ребенок – игрушка, раб, объект для манипулирования. Они напоказ демонстрируют свою власть.

Более правильным отношением к своему ребенку будет осознание того, что он – божественная индивидуальность, которую вам доверили воспитать, помочь в развитии, направить в нужном направлении. Он ничем вам не обязан. Он может быть благодарен вам, но не обязан. Дело в том, что высшие силы посылают душу новорожденного в ту семью, в которой для его духовного развития будут наилучшие условия. Наилучшие с позиции души, а не комфорта. Например, даже если ребенок попал в неблагополучную семью, это говорит о том , что у него существуют проблемы с внутренней дисциплиной и суровые родители будут сдерживать его желания и ограничивать его в их удовлетворении. Духовный учитель Саи Баба говорил: ” Человек плюс желания – животное, человек минус желания – Бог!” Вся современная жизнь призывает человека лишь к удовлетворению желаний, делая это самой главной целью в жизни. Результат – налицо.

Уважайте мнение ребенка. “Устами младенца глаголет истина!” Разум малыша еще не засорен предрассудками общества и потому его вопросы безвинны и чисты. А мы не можем зачастую ответить на простые вопросы детей или просто отмахиваемся от них или говорим всякую ерунду, считая, что ребенок слишком глуп, чтобы понять правду жизни.

Ребенок будет слушать тех, кто его уважает. Кто относится к нему не как к несмышленышу, а как к вполне разумному человеку. Разговаривайте с ребенком как с взрослым, и он быстрее будет учиться всему. Ребенок, который не находит уважение у родных, стремиться найти того, кто его будет уважать. Он уходит из семьи. Уходит на улицу и его учителем станет тот, кто будет относиться к нему к личности. Поэтому часто случается, что человек с улицы оказывается ближе, чем любой из родителей.

Свобода совершать собственные ошибки

2) Давайте свободу совершать ошибки. С одной стороны многие родители стараются оградить детей от неприятностей, не доверяя ему сделать то или иное дело. А некоторые вообще говорят: “Ты не сумеешь, ты ни на что не годен, ты еще мал!” Тем самым они создают в уме ребенка негативную программу, которая будет отравлять его уже во взрослой жизни. Также, не подпуская к ответственному делу, они не дают детям развиваться, двигаться вперед, познавать новое. Даже если ваше чадо ошиблось, ошибка сможет его научить, и в следующий раз он не допустит ее. Не совершая ошибок, нельзя ничего достичь. Но родители, руководствуясь ложной заботой, способствуют деградации ребенка. И часто мы видим, что повзрослев, ваш сын или дочь, никак не приспособлены к жизни. А мамочка, делая все для детей, постоянно оберегая от опасностей, в старости встречается с плохим отношением к себе. Все происходит по закону кармы: что посеешь, то и пожнешь! “Но как же?” – возразит такая мать.- “Я только хотела добра своим детям!” Добро – это то, что способствует развитию человека, а охраняя от неприятностей и ошибок, мы не даем человеку развиваться, получать опыт жизни. В природе самка охраняет детеныша, пока он не повзрослел, а потом прогоняет его. Когда он сам способен добывать себе пищу, он должен покинуть родное гнездо, иначе он станет нежизнеспособным. В воспитании человека нужно действовать подобным образом, конечно, не впадая в крайности. Можно помогать и взрослым, но не развращая их своей помощью, чтобы они не сели на шею родителям.

Отношения с другими детьми

3) Поощрять дела, направленные на других детей. В первую очередь это относиться к родным братьям и сестрам. Старшие дети должны заботиться о младших. Младшие должны слушаться и служить старшим. Если в семье несколько детей, для них делиться с другими – привычное дело. В то время когда ребенок один в семье, он вырастает часто эгоистом. Он привык, что все – только для него. Вообще нужно учить делиться, делать бескорыстно нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым. Бескорыстие – это одно из самых главных духовных качеств. Если человек делает что-то бескорыстно, ему воздаться в будущем. Эгоизм дает быстрые результаты, но приносит страдание в будущем. Удовлетворение от приобретенного быстро угасает и поэтому корыстный человек постоянно нуждается в удовлетворении своих страстей. Бескорыстие дает подъем энергии, счастье, полет души. Такое состояние может длиться очень долго по сравнению с удовлетворением своего эгоизма. Потому если вы хотите воспитать по настоящему благородного человека, вы сначала должны научить ребенка делиться, уважать окружающих, совершать бескорыстные поступки, помогать слабым и нуждающимся. И когда ребенок проявил высокодуховное качество, вы можете его поощрить похвалой или подарком.

В заключении хочу добавить, что реальное воспитание и формирование мировоззрения ребенка происходит до периода полового созревания. Когда этот период настанет, происходит отрыв ребенка от родителей. В этот момент проявляются негативные качества личности, которые передались из прошлой жизни. И если вы привили ребенку истинные ценности и качества добродетели, негатив может и не проявится. Вы исправили его мировоззрение и улучшили его судьбу. Пытаться изменить человека после наступления полового созревания очень тяжело, если он сам этого не захочет. Потому желаю всем родителям не ждать проявления плохих качеств у своих детей, а начать воспитывать благородные качества сразу после рождения.

Воспитание начинается с семьи

Врачи уверены: хорошие привычки нужно прививать с младенчества

00:00, 05 апреля 2013г, Медицина 2351

Помните у классика? «Напившись чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп — всякому найдут что-нибудь по вкусу. » Это у Гончарова. Между прочим, в этих нескольких строчках, по мнению специалистов краевого детского центра здоровья, заложен самый главный принцип, который необходимо соблюдать и в современных семьях. Речь идет о добрых традициях и правильном питании. Хотя, безусловно, есть и другие факторы, которые стоит учитывать, намереваясь вырастить здорового ребенка. Но обо всем по порядку.

О правильной еде

Как рассказывает руководитель краевого детского центра здоровья Марина Колесникова, к большому сожалению, современные родители мало внимания уделяют как собственному рациону, так и детскому.

— Я показываю посетителям центра пирамиду правильного питания. Снизу доверху по степени их важности для организма расположены группы различных продуктов. На нижней ступеньке, в основании, — углеводы длительного действия, к которым относятся овощи, злаки и зерновые изделия, фрукты. Это базовые продукты питания. А на самом верху пирамидки – простые углеводы, включающие сахар и кондитерские изделия. Их человеку нужно всего 20-30 граммов в день (это примерно пять чайных ложек сахара. — Прим. ред.). Простые углеводы поднимают в организме сахар пиковой волной до максимума в считаные секунды, а это стресс для поджелудочной железы. Сложные углеводы (каша, макароны) работают медленно, усваиваются в течение трех-четырех часов и состояние сытости держат долго, — говорит она.

А в реальной жизни пирамидка выглядит с точностью до наоборот. И нами, и нашими детьми сладости употребляются в максимальных объемах, а то, что должно быть базовым питанием, или вообще игнорируется, или присутствует в рационе в очень малом количестве.

Кстати, сам процесс организации питания в современном мире тоже изменился. Ритм сегодняшней жизни заставляет многое делать практически на бегу, в том числе и есть. И если в будние дни это объяснимо и, вероятно, не поддается корректировке, то в выходные ситуация должна меняться.

— Хотя бы в эти дни необходимо создать хорошую традицию совместного обеда, как это было у наших предков. Достать красивую скатерть, посуду, устроить ритуал, в конце концов. Это полезно во многих отношениях. Кроме воспитания культуры трапезы такой обед может стать одной из семейных традиций, на которых строятся взаимопонимание, привязанности, быт… А если ребенок привык есть за компьютером или телевизором, он, во-первых, как бы выпадает из круга, а во-вторых, в его занятый мозг сигнал о насыщении поступает с большим опозданием, в тот момент, когда он уже переел. А если ребенок ведет малоподвижный образ жизни, это может быть чревато различными заболеваниями.

О физических нагрузках

Их не может быть чересчур, считают специалисты центра здоровья, главное — правильно организовать режим дня и определить, какими видами спорта можно заниматься.

— С этой целью мы приглашаем родителей посетить наш центр до оформления в школу, когда ребенку исполняется лет пять-шесть. Мы поможем определиться, какой вид спорта ему лучше подобрать по состоянию его здоровья. Например, если ослаблен мышечный корсет, нельзя заниматься карате, боксом и всеми видами спорта, связанными с резкими движениями шеи, позвоночника. Мы расскажем, как подобрать вид спорта, как подкормить ребенка между тренировками и переездами из школы в спортивную секцию, — рассказывает Марина Колесникова.

Самое главное, на что обращают внимание медики, — не добавлять все эти занятия в тот год, когда ребенок идет в первый класс. Если у вас в планах «драмкружок, кружок по фото, танцевать и петь охота…», начинать необходимо как минимум за год до поступления в школу или после того, как ребенок к ней адаптировался – со второго класса.

— Мы уже даже не говорим о физкультуре, мы бьем тревогу по поводу гиподинамии. По примеру взрослых дети перестали активно двигаться: ходить пешком, бегать на лыжах, кататься на коньках, посещать бассейны. Это плохо. Разговор на эту тему с родителями я начинаю с вопроса: где вы проводили свободное время в детстве? Они мне честно отвечают: на улице. Многие вспоминают подвижные игры, в которые играли: лапту, догонялки, дворовый волейбол и другие. Современные родители удивляются, когда я говорю им, что нужно гулять с ребенком не менее четырех часов в день. Не меньше! Больше – пожалуйста. Это вызывает у них недоумение, — сетует руководитель центра здоровья.

О компьютере, телевизоре и хороших игрушках

Пожалуй, разговор об этом отчасти продолжает тему о еде и физических нагрузках. Ведь чем больше подросток проводит перед компьютером времени, тем меньше его остается на прогулки и беготню. А о перекусе перед телевизором мы уже говорили. Но, даже учитывая эти моменты, с какого возраста вообще можно посадить ребенка за компьютер? Врачи говорят однозначно: не ранее трех лет. Потому что идет формирование органа зрения, который не положено напрягать раньше этого возраста. Кроме того, до трех лет в воспитании ребенка необходимо придерживаться конкретики. Абстракционизм в этом возрасте неприемлем с точки зрения психологии и психиатрии.

— И игрушки должны быть реальными, и их цвет. И выражение лица куклы для ребенка очень важно для формирования эмоций. Покупая куклу для маленького русского ребенка, нужно учитывать даже, чтобы тип лица у куклы был славянским. Все это очень важно, – говорит Марина Колесникова. — А усаживая за компьютер ребенка даже старше трехлетнего возраста, нужно очень четко осознавать, какую цель мы хотим этим достигнуть. Современные дети взрослеют раньше. Психическое развитие даже за последние десять лет ушло далеко вперед. Это неплохо, но нужно осознавать, что помимо компьютера есть жизнь за его пределами. Есть свежий воздух и занятия спортом, которые жизненно необходимы организму. Зайдите и посмотрите в классы, в которых занимаются компьютерщики. У них вся жизнь там. Они в основном физически немощные, у них проблемы с желудком, а этого быть не должно.

Кроме того, по словам Марины Колесниковой, нельзя забывать и о социализации. Когда подросток свободно общается на форумах, в чатах, то есть онлайн, и при этом не может найти общий язык со сверстниками в реальной жизни, значит, что-то идет не так и организацию времени необходимо пересматривать.

Вместо эпилога

За тем, как организовано время ребенка и чем живет семья, всегда стоит мама. Именно поэтому специалисты центра здоровья просят приходить к ним на прием именно с мамами.

— Все – и плохое и хорошее – берет свои корни из семьи. И ответственное родительство не заканчивается на том, чтобы накормить и одеть ребенка. Это мы и так обязаны делать. Но мы должны и привить ребенку все то, что рождается только в семье: почтение к старости, любовь к животным, уважение к женщине, внимательное и бережное отношение к собственному здоровью. Этому должна научить семья. Для этого она и нужна. Да, это большой труд – создать ее, сохранить, родить и воспитать здоровых детей, сберечь и продолжить традиции, которые передаются из поколения в поколение. Каждая семья уникальна по своей структуре, и в каждой есть чему поучиться. Дорожите этим. И, конечно, не обходите стороной центр здоровья. Ни взрослый, ни детский, — резюмирует Марина Колесникова.

Кстати
Детский день рождения совсем не повод напичкать ребенка сладостями. Постарайтесь даже в этот день не выходить за нормы рационального питания. Кетчуп, майонез и горы сладкого перегрузят пищеварительную систему ребенка в любой день. Лучше сделать упор на яркие впечатления. Ведь любое событие из праздника живота можно превратить в пир духа.

Легче предупредить

Что даёт центр здоровья детям

Краевой детский центр здоровья работает на базе краевой детской поликлиники. Кроме приема непосредственно в кабинетах центра его специалисты выезжают и в районы. Из всего количества обследованных детей только 25 процентов можно считать относительно здоровыми, а порядка 75 процентов имеют факторы риска для развития тех или иных заболеваний.

Это могут быть низкий рост или, наоборот, очень высокий, снижение веса или ожирение. Встречается и нарушение сердечно-сосудистой системы. Хорошо, что эти изменения носят функциональный характер и у нас есть все возможности работать с детьми и минимизировать факторы риска, считают врачи. Кроме того, фактор курения достаточно широко распространен у наших детей. На селе дети начинают курить с 8 лет, в городе — с 7. Такие факты специалисты регистрируют и работают с этой проблемой.

— Ребенка нельзя напугать тем, что в сорок лет он заболеет и умрет. Для него 40 лет — это возраст старости. К детям нужен совсем другой подход в поисках мотивации. Для них гораздо важнее суметь отказаться, когда тебя пытаются поддеть на «слабо»: ты маленький, ты салага, не сможешь. Именно в этот момент подростку важно ощутить в себе внутреннюю силу, чтобы сказать «нет». Сказать «нет» наркотикам и не пробовать, сказать «нет» курению и не брать в рот сигарету, сказать «нет» алкоголю и тоже не сделать первый глоток. В этом, конечно, большую роль играет семья. Статистика подтверждает, что в семьях, где курят оба родителя, в 70 % случаев ребенок тоже начинает курить, причем в раннем возрасте. В семье, где курит один из родителей, вероятность курения ребенка – 50 %. В некурящих семьях процент меньше, но и гарантировать, что ребенок не закурит в более позднем возрасте, нельзя. Мы это тоже наблюдаем на практике, — рассказывает Марина Колесникова.

Но основная функция центров здоровья — это, конечно, не исследования. Специалисты работают с родителями по изменению образа жизни. Цель и задача – научить родителей с рождения формировать правильный образ жизни ребенка. Ведь нужно начинать бить во все колокола не тогда, когда он уже приобрел значительное количество факторов риска и появились те или иные заболевания. Нужно работать с самого раннего возраста — с рождения ребенка, чтобы формировать у него правильные навыки гигиены, помочь ему осознать, что здоровье – это его собственность, которой он вправе распоряжаться как в дальнейшем посчитает нужным.

— Мы работаем с краевой программой «Профессиональное обу-чение здоровью». Есть несколько школ, которые позиционируют себя как школы, следящие за здоровьем своих учеников. Такая школа есть в Прудском, Новоалтайске. Мы детей из этих школ обследовали и планируем заниматься этим в дальнейшем, чтобы сделать заключение, действительно ли это так. Потому что в этих школах ведут борьбу за то, чтобы все детки у них питались и физкультминутки были в перерывах, развивались спортивные секции. Мы будем в этом помогать, — обещает врач.

Читать еще:  Как воспитать ребенка в 10 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×