221madou.ru

Мама и Я
34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание осуществляется на основе подражания взрослым

Основные парадигмы воспитания

Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют инновационные концепции, которые со временем, став общепринятыми, сами теряют свою актуальность. На сегодняшний день еще не обнаружен тот однозначно действующий механизм, который вызывает отказ от одних идей и обращение к другим, а иногда и возрождение давно забытых положений. Изменения в науке происходят и в связи со сменой научных парадигм.

Парадигма (от греч. parddeigma — пример, образец) — образец, тип, модель (например, общественных отношений); в философии, социологии — исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.

Ввел это понятие в научный обиход в середине XX в. американский философ Т. Кун: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»12.

Парадигма — это господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает ученым достаточно ясное видение мира и служит опорой в их работе как модель научного знания.

В науке выделяют общенаучные и специализированные парадигмы.

Проблема научных парадигм в педагогике находится сейчас в поле внимания многих отечественных ученых-педагогов. Это — Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, В.В. Краевский и др. Они по-разному понимают сам алгоритм педагогической парадигмы и процесс смены парадигм педагогической науки.

Но при всей разнице подходов исследование научных парадигм педагогики должно строиться как обоснование тех ценностей, которые придают теоретическим моделям статус парадигм.

Обратившись к истории педагогической науки, можно выделить области своеобразной центрации научного знания на ту или иную ценность «первого порядка»: вера — знание — «Я» личности. В соответствии с этим выстраиваются три главные парадигмы педагогической науки: теоцентрическая, рациоцентрическая (рационалистическая), антропоцентрическая (Н.Ф. Голованова).

Теоцентрическая парадигма. Оформление научного знания на заре педагогической мысли шло вокруг идеи предопределенности жизни человека высшим духовным началом (олимпийскими богами, судьбой, Космосом, промыслом Божьим). Ребенок — носитель человеческой сущности, его жизнь и взросление зависят от высшей духовной реальности. Поскольку главными были ценности из области духовной, складывались соответствующие формы воспитания детей.

Сократ (470-399 до н.э.), Платон (428/427-348/347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Фома Аквинский (1225/1226-1274) установили разделение «естественного разума» и Божественного Откровения, мышления и веры. Это положило начало отделению развивающихся наук от религии, укреплению в культуре рациональных ценностей. Теоцентрическая парадигма педагогики продолжает жить в фундаментальных религиозных системах (православная педагогика, педагогика ислама) и в псевдорелигиозных концепциях современности (антропософская вальдорфская педагогика, педагогика «Живой этики» Рерихов, учение «Детка» Порфирия Иванова).

К основным положениям теоцентрической парадигмы относятся:

  • потенциал развития ребенка и его будущее совершенство обусловлены Высшей Волей, Богом;
  • каждый человек должен выполнять то, к чему предназначен Богом, оставаться в том сословии, в котором рожден;
  • учитель — не носитель истины в последней инстанции, он лишь человек, умеющий читать, писать; а ответы на все вопросы жития надо искать в Священном писании.

Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение о том, что воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых.

Рационалистическая парадигма. Культура Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-начало XX в.) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: границы человеческого существования устанавливаются самим человеком благодаря его разуму. Вера в прогресс, в торжество человеческого разума вызвала развитие наук, появление светского образования.

В рационалистической парадигме рассматривается некий образец «просвещенного европейца»: разумный человек, сознательно контролирующий всю систему своих отношений с миром и другими людьми, деловитый, практичный, принимающий образование как необходимую культурную норму.

К основным чертам рациоцентрической парадигмы целесообразно отнести следующие:

  • рационализм: научное познание ориентировано на истину, которая абстрактно существует в мире независимо от человека;
  • ребенок рассматривается как объект действий педагога (взрослого), ибо только педагог — носитель разума, он знает ответы на все вопросы.

Развитие человека по аристотелевской модели: ребенок — «чистая доска». Отношение к ребенку как к объекту воспитания вынуждало педагога постигать законы управления его вниманием, мышлением, и, как следствие, неизбежная черта — авторитарность;

  • утилитарность образования — нацеленность на пользу, к дальнейшему обучению, производству, гражданской жизни успешного собственника.

Воспитание, следуя данной парадигме, организуется в поведенческой модели: «показать — объяснить — упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и применил в своем поведении. Такая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально-положительные действия и пресекать социально-негативные. Именно в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах (например, за прилежание и поведение).

Рационалистическая парадигма педагогики отстаивала убеждение, что образованного человека можно воспитать, если вооружить его основополагающими мировоззренческими концепциями, обоснованными наукой, обучить способам, позволяющим анализировать и соизмерять события, отыскивать аналогии в истории и повседневной жизни, ориентироваться на идеалы.

Антропоцентрическая парадигма. Во времена зарождения капиталистических отношений возникло представление, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций — божественной и природной, но теперь выделяется и третья — человеческая. Мыслители эпохи Возрождения пытались понять эту человеческую ипостась, ставшую основой гуманизма («Дом радости» В. де Фельтре (1378—1445)). Естественная среда — природа — рассматривалась гуманистами как первый фактор воспитания.

Эпоха Просвещения дала миру педагогическую теорию Ж.Ж. Руссо (1712-1778), основными положениями которой являются:

  • изначальное совершенство ребенка;
  • природосообразность, естественность воспитания;
  • свобода в воспитании;
  • общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
  • гуманизм.

К.Д. Ушинский (1824-1870) обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками.

П.Ф Каптерев (1849-1922) вслед за К.Д. Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о разносторонности деятельности учителя, формирующей всю личность ученика. Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одной из задач воспитания П.Ф. Каптерев полагал воспитание характера и воли.

Новый всплеск гуманистических идей отмечался в начале XX в. и связан с именами Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Я. Корчака.

Другой подход к выделению основных парадигм воспитания связан с отношением к социальным и биологическим детерминантам. Это позволяет выделить следующие парадигмы.

  1. Парадигма социального воспитания (Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, П. Бурдье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного окружения воспитанников.
  2. Биопсихологическая парадигма (К. Роджерс, А. Медичи, Р. Галь): признается важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно наблюдается независимость индивида от влияний последнего.
  3. Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) учитывает, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведения, ни ее развития.
Читать еще:  Как воспитывать ребенка в 7 месяцев

Воспитание осуществляется на основе подражания взрослым

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н.К. Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, – писала она, – утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого. Старая педагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания. Как же подойти к его более обстоятельному и научному осмыслению?

2. Направленность воспитания на овладение личностью общественным опытом как его глубинная сущностная характеристика

Уточнение понятия воспитания. Деятельностно-отношенческая концепция воспитания. Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Горндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение. Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется ее присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для понимания сущности воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметитъ» его, т.е. по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами. Это легко показать на таком примере.

Анализ современных концепций воспитания детей, преимущества и недостатки популярных методов

Каждое поколение на этапе своего развития рассматривает современные концепции воспитания и выбирает объективный подход. Методы и приемы постоянно совершенствуются, ведь люди стремятся к тому, чтобы избежать проблем в воспитании и развитии собственных детей.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Концепция воспитания – это неделимое восприятие главных компонентов воспитания: целей, задач, содержания, форм, методов и предполагаемого результата.

Концепции прошлого столетия

Десятилетиями педагоги и родители разных поколений экспериментируют с подбором способа воспитания детей. Они стараются использовать самый объективный подход, чтобы воспитать личность ребенка и привить ему необходимые умения и нормы.

Так, в XX столетии зародилось несколько концепций воспитания. Самые известные педагоги ушедшего века – К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. П. Никитин и Л. А. Никитина, С. Л. Соловейчик, Я. Корчак.

К. Д. Ушинского можно отнести к педагогам XIX века, однако его главный труд «Педагогическая антропология» в нескольких томах переиздавался в начале двадцатого века, тогда и получил широкую огласку. Известны также его учебные книги «Родное слово» и «Детский мир».

Основа подхода Ушинского – философский взгляд на воспитание. Автор считал, что если такие науки, как психология и физиология, раскрывают организм воспитанника (ребенка), то философия определяет идею и суть воспитания. Ушинский видел создание новой педагогики в противовес консервативной, которая базировалась лишь на нормах поведения учащихся. К. Д. Ушинского волновал внутренний мир ребенка, и он первым заговорил о том, что нет единой системы воспитания для всех народов, у каждого народа свои особенности.

А. С. Макаренко создал колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорников. К Макаренко попадали самые проблемные дети, чьи родители опускали руки. Метод Макаренко работал безотказно. Изначально система создавалась для перевоспитания, а потом стала применяться для воспитания. С точки зрения А.С. Макаренко, основные 3 компонента взаимодействия – общество, коллектив, личность.

Коллектив в понимании Макаренко имел такие признаки:

  • общность цели;
  • общность деятельности;
  • поддержание тесной связи с обществом;
  • соблюдение строгой дисциплины.

Макаренко не был ярым гуманистом, иногда воспитывал жестко, «по-мужски», но его система все же сочетала гуманистические принципы с идеей полноценной трудовой деятельности. Особая роль в его методике отведена дисциплине, которую он считал не методом воспитания, а его результатом. По мнению педагога, у правильно воспитанного человека дисциплина – это отдельная нравственная категория.

В 1988 году ЮНЕСКО признала А. С. Макаренко одним из выдающихся педагогов мира. Он написал «Книгу для родителей», в которой обозначил немаловажную роль семьи в воспитании. Этот педагог достиг таких успехов, что мог сказать: «Воспитание – легкое дело».

Б. П. Никитин и Л. А. Никитина – основоположники современного раннего развития. Концепция этой семейной пары базируется на личном опыте взращивания семерых детей. Никитины всему учились сами, но тогда обществу казалось диким многое из того, что сейчас присутствует в нашей жизни как само собой разумеющееся. Именно Никитины применили такие приемы, как:

  • прикладывание к груди сразу после появления на свет;
  • кормление новорожденного по требованию, особенно в ночные часы;
  • совместный сон матери и ребенка;
  • кормление грудью без введения докорма и допаивания водой как минимум до прорезывания первого зуба;
  • избегание искусственной стерильности дома;
  • присутствие снарядов для спорта в жизни ребенка;
  • свобода в стремлении малыша познавать мир вокруг.

По мнению Никитиных, необходимо развивать творческие способности ребенка. Если малыш имеет врожденные данные, то развитие талантов в раннем возрасте поможет ему реализовать себя в будущем, а игнорирование стремлений может на корню загубить талант. Родитель, по мнению Никитиных, должен создать благоприятную среду для развития ребенка во всех направлениях.

Читать еще:  Как воспитывать мальчика 3 лет

Однако крайности недопустимы: заорганизованность (загрузка ребенка занятиями без свободного времени для творчества и познания мира), равно как и заброшенность (удовлетворение только основных потребностей), оказывает негативное влияние на становление личности.

С. Л. Соловейчик – автор подхода для воспитания свободного и нравственного человека. Самая известная книга – «Педагогика для всех», ставшая сенсацией своего времени. Соловейчик отметил, что воспитание ребенка – это самое древнее из всех человеческих дел, и что не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых.

С. Л. Соловейчика выделил несколько принципов, соблюдая которые, не придется ничего менять в ребенке.

  1. Внутренняя свобода личности – основа развития. Свобода не врожденное состояние, ее можно только воспитать.
  2. Взаимоотношения детей и родителей – доверие между ними формирует уверенность в мире и помогает переживать разочарования.
  3. Цель и задача родителей – воспитать самостоятельного ребенка, который без труда сможет отделиться от них и уверенно уйти во взрослую жизнь.
  4. Возможность развиваться психически и физически — главная ценность воспитания. Родители должны этому способствовать.

Я. Корчак – польский учитель и автор книги «Как любить ребенка».

Советы по взращиванию счастливого ребенка от Януша Корчака:

  1. Любить таким, какой он есть, не пытаться его переделать.
  2. Любить свое чадо безвозмездно и делать для него все, что в силах родителей.
  3. Не обижать, не унижать своего отпрыска и не смотреть на проблемы малыша предвзято или свысока.
  4. Не относиться к ребенку как к собственности или как к вещи, сделанной своими руками. Он – самостоятельная личность и никому не принадлежит.
  5. Любить не только своих, но и чужих детей.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

Основная мысль, на которой базируется гуманистический подход: личность – высшая социальная ценность.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Теория воспитания

Теория воспитания – это система приемов, которая объясняет формирование и изменение личности под влиянием воспитания, обосновывает содержание и раскрывает сущность воспитания.

Концепции воспитания XXI века базируются на нескольких известных теориях:

  1. гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  2. поведенческая теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  3. когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  4. биологическая теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  5. психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

Технологический подход к воспитанию

Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.

Современные технологии воспитания делятся на три типа:

  1. повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
  2. ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
  3. перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов

Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.

Проблемы современного воспитания

Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.

Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.

Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.

Тест по предмету «Теория и методика воспитательной работы» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Выберите наиболее точное определение понятия »воспитание»?

  • целенаправленный процесс осуществления деятельности воспитуемых;
  • планомерный процесс подготовки детей к трудовой деятельности в обществе;
  • целенаправленное воздействие воспитателя на сознание и поведение детей;
  • целенаправленный процесс организации и стимулирования активной деятельности развивающейся личности по овладению общественным опытом;
  • деятельность педагога по передаче подрастающему поколению общественного опыта

Вопрос 2. Что является движущей силой процесса воспитания?

  • активность воспитанников;
  • педагогическое воздействие воспитателя;
  • диалектическое противоречие;
  • ценностные ориентации личности;
  • установки общества

Вопрос 3. Каким понятием называется в педагогике совокупность руководящих положений, требований воспитательного процесса?

  • концепция воспитания;
  • принципы воспитания;
  • методика воспитания;
  • теория воспитания;
  • система воспитания

Вопрос 4. Кто из педагогов обосновал принцип воспитания в коллективе и через коллектив?

  • Ушинский К.Д.
  • Макаренко А.С.
  • Крупская Н.К.
  • Коменский Я.А.
  • Алтынсарин Ы.

Вопрос 5. Какой принцип характеризуется совместными усилиями семьи, школы, общественности в процессе воспитания?

  • субъектности;
  • единства воспитательных требований;
  • гуманистической направленности;
  • личностный подход;
  • стимулирования активности

Вопрос 6. Какой принцип воспитания характеризуется опорой на личностные качества воспитанника, его ценностные ориентации, жизненные планы?

  • общественной направленности;
  • стимулирования активности;
  • единства воспитательных воздействий;
  • личностной направленности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей

Вопрос 7. Что является важным признаком результативности процесса воспитания?

  • знание воспитанниками, в соответствии с их возрастом, норм и правил поведения;
  • наличие специально подготовленных людей для передачи знаний;
  • понимание сущности процесса воспитания воспитателями;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • совершенствование знаний в практической деятельности
Читать еще:  Умственное воспитание дошкольников презентация

Вопрос 8. К числу основных принципов воспитания относится?

  • самовоспитание и перевоспитание;
  • нравственное воспитание и формирование личности;
  • гуманизм и уважение личности воспитанника;
  • объективность и независимость воспитания;
  • поликультурное воспитание и развитие личности

Вопрос 9. Какой принцип воспитания характеризуется пониманием воспитанниками роли труда в жизни общества, требует развития трудолюбия?

  • стимулирования активности личности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
  • гуманистической направленности;
  • общественной направленности;
  • связи с жизнью, трудом

Вопрос 10. Какой принцип воспитания требует учета в воспитании возраста, пола воспитанников, их личностных и умственных особенностей?

  • субъектности;
  • учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
  • общественной направленности;
  • стимулирования к активности;
  • связи с жизнью и трудом

Вопрос 11. Чем должен руководствоваться педагог при организации воспитательной работы?

  • советами более опытных коллег;
  • советами родителей;
  • интересами школьников;
  • требованиями школьной администрации;
  • принципами воспитания

Вопрос 12. Определите требования принципа опоры на положительное в человеке в его воспитании:

  • принцип указывает на необходимость воспитания положительных качеств в человеке;
  • принцип требует выявлять в каждом воспитаннике положительные качества, опираясь на которые, развивают недостаточно сформированные;
  • принцип требует от воспитателя вести постоянную борьбу с вредными привычками;
  • принцип обусловлен противоречивым характером развития человека;
  • принцип рекомендует воспитателю уделять большое внимание развитию личности ребенка

Вопрос 13. Определите требование личностного подхода:

  • учет индивидуальных особенностей воспитанников;
  • учет возрастных особенностей в воспитании;
  • изучение личности воспитанника;
  • учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
  • участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания

Вопрос 14. Нравственное воспитание характеризуется:

  • формированием умений выстраивать поведение с учетом общественных требований и норм морали;
  • воздействием на формирование полового сознания и поведения детей;
  • развитием у воспитанников общетрудовых умений;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием бережного и ответственного отношения к природе

Вопрос 15. Эстетическое воспитание характеризуется:

  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием бережного и ответственного отношения к природе;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное в жизни и искусстве

Вопрос 16. Укажите группу, в которой указаны основные составные части воспитания:

  • интеллектуальное, общая эрудиция, трудовая зрелость, политехническая подготовка, нравственное и гражданское воспитание;
  • умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое;
  • умственное, духовное совершенствование, физическое воспитание;
  • трудовое воспитание, энциклопедичность знаний, нравственная чистота, эстетическая культура;
  • трудовое воспитание, политехническое образование, нравственная чистота, эстетическая культура

Вопрос 17. Экологическое воспитание характеризуется:

  • развитием бережного и ответственного отношения к природе;
  • развитием экономического мышления;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное

Вопрос 18. Что относится к основным компонентам научного мировоззрения?

  • знания, умения, навыки, опыт;
  • взгляды и интересы;
  • знания, взгляды, убеждения, идеалы;
  • знания, установки, качества личности;
  • установки, идеалы, взгляды, мечты

Вопрос 19. Что такое мировоззрение:

  • осознание собственного я;
  • специфическая форма сознания человека;
  • понимание человеческих отношений;
  • выбор собственной позиции;
  • способ понимания другого человека

Вопрос 20. Патриотическое воспитание характеризуется:

  • развитием экономического мышления;
  • пониманием ценности природы на Земле;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • формированием у человека ответственного отношения к своему народу и Отечеству;
  • формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности

Вопрос 21. Трудовое воспитание характеризуется:

  • укрепление здоровья, обеспечение работоспособности, силы, выносливости;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • развитием экономического мышления;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное;
  • формированием добросовестного и творческого отношения к трудовой деятельности

Вопрос 22. К закономерностям воспитания относится?

  • обусловленность воспитания общественными потребностями;
  • единство мыслей и поведения;
  • педагогическое требование;
  • учет индивидуальных потребностей ученика;
  • социальная среда

Вопрос 23. Эффективность правового воспитания зависит от степени:

  • потребности соблюдения законов;
  • самооценки поведения;
  • контроля общества за соблюдением законов;
  • сформированности правового сознания;
  • строгости наказания за нарушение законов

Вопрос 24. Какое из предложенных определений отражает суть умственного воспитания?

  • целенаправленное воздействие на детей с целью подготовки их к школе;
  • целенаправленное воздействие, воспитание правильного отношения к окружающему миру;
  • целенаправленная деятельность педагога и детей по формированию культуры учебного труда и кругозора школьников;
  • многократное повторение одного и того же учебного материала;
  • самостоятельная деятельность учащегося по усвоению знаний

Вопрос 25. Физическое воспитание характеризуется:

  • укреплением здоровья, обеспечением работоспособности, силы, выносливости;
  • знанием своих прав, обязанностей и ответственности за их несоблюдение;
  • формированием у человека ответственного отношения к семье;
  • понимание непреходящей ценности природы на Земле;
  • совершенствованием в человеке способности воспринимать, создавать и ценить прекрасное

Вопрос 26. Какие направления являются составными частями формирования здорового образа жизни?

  • эстетическое, нравственное, физическое воспитание;
  • трудовое, половое, нравственное воспитание;
  • экологическое, половое, правовое воспитание;
  • физическое, половое, экологическое воспитание;
  • умственное, физическое, трудовое

Вопрос 27. Одной из задач умственного воспитания является:

  • развитие потребности к здоровому образу жизни;
  • формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;
  • развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
  • формирование опыта общественно-полезной деятельности;
  • формированием эстетического сознания

Вопрос 28. Укажите одну из задач эстетического воспитания:

  • воспитание нравственных привычек;
  • воспитание трудолюбия;
  • формирование опыта художественно-творческой деятельности;
  • воспитание интереса к производительной деятельности;
  • воспитание духовных качеств

Вопрос 29. Одной из задач нравственного воспитания является:

  • развитие потребности к здоровому образу жизни;
  • формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;
  • развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний;
  • формирование опыта общественно полезной деятельности;
  • усвоение общечеловеческих ценностей, этики поведения

Вопрос 30. Укажите одну из задач трудового воспитания:

  • вооружение школьников этическими знаниями;
  • повышение умственной и работоспособности;
  • воспитание ответственного отношения к делу;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание гражданского долга

Вопрос 31. Цель воспитания определяется:

  • потребностями развития общества;
  • требованиями школы;
  • возможностями учителей и воспитателей;
  • требованиями родителей;
  • физиологическими и психическими возможностями воспитуемых

Вопрос 32. Какова цель — идеал воспитания?

  • воспитание многоязычного индивида;
  • воспитание поликультурной личности;
  • воспитание совершенного человека;
  • воспитание семьянина, гражданина;
  • воспитание всесторонне и гармонически развитой личности

Вопрос 33. Какова цель воспитания на современном этапе в Республике Казахстан?

  • воспитание поликультурной и конкурентоспособной личности;
  • воспитание совершенного человека;
  • воспитание интеллигентного человека;
  • воспитание труженника;
  • воспитание семьянина

Вопрос 34. Метод воспитания, основанный на подражании:

  • убеждение;
  • требование;
  • одобрение;
  • положительный пример;
  • приучение

Вопрос 35. Укажите методы, относящиеся к методам стимулирования:

  • воспитывающая ситуация;
  • упражнение, приучение;
  • наказание, поощрение;
  • беседы, лекции;
  • положительный пример

Вопрос 36. Закон жизни коллектива по Макаренко А.С. — это:

  • движение;
  • остановка;
  • продумывание;
  • осмысление;
  • переосмысление

Вопрос 37. К какому воспитательному методу относятся следующие приемы: благодарность, одобрение, награда, забота и внимание?

Вопрос 38. Какой прием относится к методу прямого педагогического требования?

Вопрос 39. Какой прием относится к методу косвенного педагогического требования?

Вопрос 40. Какие методы являются методами организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

  • убеждение, пример;
  • внушение, лекция;
  • поощрение, наказание;
  • создание ситуации успеха, поощрение;
  • требование, упражнение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×