221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание ребенка в первые месяцы жизни

Воспитание и развитие ребенка от рождения до года по месяцам

Когда семья вырастает на одного человека, всё в ней меняется. Время начинает течь по-иному и подчиняться новым требованиям. Первый год жизни ребёнка его родители привыкают к новому статусу, изучают вопросы, которые раньше их не волновали, находятся в постоянном самосовершенствовании.

Вопрос воспитания и развития ребенка до года выходит на первый план.

Новорожденный ребенок – новый член семьи. Пора приступать к воспитанию

Месяц первый

Заниматься ребёнком необходимо с первых же дней его жизни. До года закладывается фундамент его дальнейшего развития. Как бы ни казалось, что малыш ещё ничего не понимает и не воспринимает, это не так. Уже с первых дней кроха реагирует на звуки, различает тон разговора, мелодичность речи, отличает свет от темноты, по запаху чувствует присутствие мамы поблизости, чувствует прикосновения.

У ребёнка развиты безусловные врождённые рефлексы, например, он ищет мамину грудь и сосёт её, вздрагивает от резких звуков, шагает ножками, если держать его над поверхностью вертикально, хватается ручками, и еще около семидесяти различных рефлексов. Малыш не настолько не приспособлен, как кажется.

В данный период правильно будет развивать и воспитывать детей несложными методами. Развивать цветовое зрение, располагая яркие контрастные мобили, погремушки-гирлянды на расстоянии 30 см от глаз малыша. Учить фиксировать взгляд, двигая яркой погремушкой перед глазами малыша до расстояния около 20 см, а затем, дождавшись фиксации взгляда на ней, перемещая её в стороны, вверх и вниз. Развивать слух малыша, ласково с ним разговаривая, включая музыку, гремя мелодичными погремушками.

Необходимо носить ребёнка на руках, устраивать ему экскурсии по квартире, рассказывать обо всём вокруг.

Второй месяц

Ребёнку на протяжении всего первого года жизни важен физический контакт. Ощущение близости, защищённости. Нужно носить кроху на руках, делать ему массаж, как можно чаще улыбаться ему и стараться вызвать его улыбку.

На втором месяце жизни важно продолжать развивать у детей зрение и слух. Предметы для изучения располагают уже на расстоянии 30-50 см от глаз малыша. Звуки для изучения становятся разнообразнее.

В два месяца для ребенка самое важное – физический контакт с родителями

Важно развивать тактильную чувствительность, давая ребёнку материалы, игрушки различных фактур.

Для развития умения держать головку перед малышом, лежащим на ровной поверхности, перемещают какой-то яркий предмет, катают шарик. Малыш будет следить за ним, напрягать мышцы шеи.

Третий месяц

Ребёнок на третьем месяце умеет смеяться, гулить, проявлять эмоции. Ему важно внимание окружающих. Маме, папе, бабушкам нужно брать его на руки, разговаривать с ним, рассказывать о том, что вокруг происходит, читать книги.

В этом возрасте с ребёнком можно играть погремушками, воздушными шарами. Колокольчиками, бубенчиками… всем, до чего ребенок захочет дотянуться и ощутить неповторимость предмета. Необходимо помогать ребёнку познавать разнообразие окружающего мира.

Малыш в 3 месяца хорошо держит голову и реагирует на игрушки

В этом возрасте дети уж копируют мироощущение родителей. Если мама со страхом воспринимает что-либо, малыш тоже будет тревожен.

Чтобы воспитать малыша смелым и уверенным, необходимо проявлять больше позитивных эмоций, чаще улыбаться ребёнку.

Четвёртый месяц

В этот период малыш уже уверенно держит головку, активно жестикулирует руками и ногами, изучает их, переворачивается. Теперь ребёнок уже смотрит на предметы, а не просто видит их. Он различает голоса, звуки. Чувствует потребность в маме не только для изучения её самой, но и всего вокруг.

Нужно следить за режимом дня ребёнка, корректировать его по необходимости. В три-четыре месяца у ребёнка в среднем должно быть около 15 часов сна. 10 ночью и остальное распределено на три дневных сна.

Малыш в 4 месяца сам переворачивается и пробует двигаться

Если родители приняли решение, что малыш должен спать только в своей кровати, то уже в этом возрасте необходимо укладывать его на каждый сон только туда, воспитывать дисциплину не только у ребёнка, но и у себя.

Месяц пятый

Малыш уже не просто гулит и агукает, а произносит различимые звуки. Он может видя игрушку, дотянуться до неё. Может уверенно удерживать её. У ребёнка появляются любимые игрушки. Все вещи он пытается воспринимать тактильно и на вкус. Малыш уже хорошо окреп: приподнимается на руках, тянет ноги в рот, встаёт на четвереньки.

Малыш в 5 месяцев тянет ноги в рот и пробует вставать на четвереньки

Важно продолжать поддерживать максимальный физический контакт с малышом.

Носить на руках, разговаривать с ним, отвечать на его реплики, улыбаться ему. Воспитывать в ребёнке чувство ритма, пританцовывая под музыку с ним на руках, сопровождать счётом массаж и гимнастику.

Шестой месяц

Ребёнок в этом возрасте уже может держать игрушки в двух руках, перекладывать их, правильно выбирать требующуюся. У него получается бросать игрушки, а это для него сложнее, чем брать их. Сидит и пытается ползать.

Малыш в 6 месяцев уже хорошо сидит

Детей первого года нужно хвалить за достижения, словами и действиями. Гладить детей по голове, аплодировать им.

Ребёнку доставляет радость, что им довольны. Свои эмоции эмоции малыш проявляет, как умеет, так, чтобы выявит своё желание чего-то он может капризничать и плакать. Малыш не манипулирует родителями, а просто не умеет по-другому сообщать о своих потребностях или недовольстве. Чтобы в последствии не вырастить малыша капризным и эгоистичным, необходимо пытаться понять его потребности, и не ждать истерик и надрывного плача.

Месяц седьмой

У ребёнка формируется новый режим. Родители должны быть внимательны к крохе и помочь ему адаптироваться в этом. Малыш спит 13-14 часов в сутки. 10 часов ночью и два дневных сна по 1,5 или 2 часа. Нужно помогать ребёнку развивать речь, повторяя слова по несколько раз, показывая на предметы называть их.

Малыш в 7 месяцев уверенно ползает

Эмоциональная привязанность детей становится заметной. Малыш может расплакаться не только из чувства голода, но и от чувства тревоги, страха, незащищённости без мамы.

Ребёнок различает тон, с которым с ним разговаривают, необходимо использовать это для воспитания малыша, разговаривая с ним ласково или строго.

Восьмой месяц

Малыш уже умеет правильно сортировать игрушки по цветам или размерам. Умеет совершать с ними различные манипуляции: бросать, трясти, складывать, открывать. Кроха улыбается своему отражению. Умеет садиться и вставать у опоры.

Малыш в 8 месяцев понимает назначение предметов

Нужно продолжать помогать ребёнку развиваться. Следует описывать действия, которые происходят, предметы, которые в этом участвуют. Разговаривая, не стоит искажать слова по-детски, их нужно произносить правильно. Нужно выслушивать лепет ребёнка и отвечать ему, чтоб малыш понимал, как происходит общение.

Самое главное, стоит почаще говорить малышу о своей любви и о том, какое счастье, что он такой, какой он есть.

Девятый месяц

Малыш осознанно произносит первые слова, пытается делать первые шаги. Ему стали особенно интересны все мелочи, окружающие его. Он встаёт везде, где есть опора. Взрослым необходимо быть особенно внимательными к своему чаду и к тому, что вызывает его интерес.

Малыш в 9 месяцев понимает речь и передвигается с опорой

Нужно продолжать поддерживать в ребёнке интерес к развитию, к познанию до года и далее. Все игры и игрушки детей являются объектом познания. А вещи и предметы из обихода взрослых интересны вдвойне. Не запрещайте ребёнку их изучать, а объясняйте, как они устроены, как работают.

Десятый месяц

Ребёнок понимает многое о чём с ним говорят. С увлечённостью играет в игры «Ку-ку», «сорока-ворона», «ладушки». Радуется, когда его хвалят. У ребёнка уже довольно хорошо развита координация и он может добраться практически до всего, что его интересует, ползая, вставая, двигая какие-либо предметы. Мама для этого ребёнку уже не нужна.

Малыш в 10 месяцев самостоятельно находит себе игру

Нужно дать ему простор для движения и самореализации, воспитывая в малыше самостоятельность и уверенность в себе, при этом постоянно держа под контролем его передвижения.

Месяц одиннадцатый

Малыш понимает и выполняет простые просьбы: дай погремушку, принеси мяч, открой коробочку, сядь здесь… Нужно хвалить ребёнка за выполненные действия, всё время подбадривать его. Не стоит ругать, когда что-то не получается.

Малыш 11 месяцев начинает ходить

В этом возрасте необходимо уже создавать условия для общения ребёнка с другими детьми. Нужно учить его простейшим навыкам коммуникации, объяснять, что не стоит бояться посторонних.

Двенадцатый месяц. Ребёнку год!

Ребёнок одного года понимает «нельзя» и «можно», различает не только интонации, но и слова. Он умеет разговаривать на своём языке. Близкие умеют его понимать, посторонние нет. К посторонним дети одного года относятся настороженно. Игры ребёнка становятся совсем разнообразными и познавательными: он уже умеет собирать пирамидку, разбирать машинку, копаться в песке.

Читать еще:  Что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка

Для детей любого возраста главное – любовь родителей

С ребёнком по-прежнему необходимо много заниматься, вовлекая в его развитие и воспитание игры, например, пирамидки и кубики развивают моторику, матрёшки, сортёры и разнообразные коробочки воспитывают познавательные способности, машинки, каталки совершенствуют координацию движений.

Самое важное в воспитании и развитии малыша в возрасте до года – это постоянный физический контакт с ним.

Приучение к питанию, установление режима дня, ежедневные прогулки, игры – все небольшие шаги в воспитании детей первого года должны быть сделаны с большой любовью.

Первый месяц жизни ребенка

В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.

Физиологические изменения

О том, как выглядит новорожденный, читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

  • Уходят послеродовые отеки.
  • Кости черепа становятся более крепкими.
  • У лица появляются определенные черты.
  • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
  • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
  • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.

Рост и вес

На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

Показатели новорожденных малышей являются такими:

Мальчики

Девочки

Границы нормы роста

Границы нормы веса

Средняя окружность головы

Границы нормы окружности головы

Средний обхват груди

Границы нормы обхвата груди

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.

Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

Мальчики

Девочки

Границы нормы роста

Границы нормы веса

Средняя окружность головы

Границы нормы окружности головы

Средний обхват груди

Границы нормы обхвата груди

Рефлексы

Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.

У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

  1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
  2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
  3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
  4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
  5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
  6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
  7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
  8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

Режим

Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет – кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.

О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче «Бэби Бум».

Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

  1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
  2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
  3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

Питание

Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).

Развитие

Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

К концу первого месяца жизни кроха умеет:

  • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
  • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
  • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
  • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Что нужно ребенку?

  • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
  • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
  • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца – выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
  • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
  • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

Возможные проблемы

В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы:

  • Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
  • Плохое заживление пупочной ранки. Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.
  • Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
  • Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.

О том, что нужно делать с новорожденным малышом, смотрите в программе «Школа доктора Комаровского».

Воспитание и развитие детей с рождения до 1 года: психология младенческого и раннего возраста

Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.

Читать еще:  Отметьте что относится к принципам семейного воспитания

Физическое воспитание малышей

Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.

Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:

  1. Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
  2. Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
  3. Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
  4. Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.

Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?

Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи. Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем. Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.

Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.

Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки. Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).

Как воспитывать в ребенке самостоятельность?

Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:

  1. Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
  2. Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.

Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.

Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?

Существует множество методик воспитания маленьких детей. Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.

Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.

Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.

Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:

  • соблюдение режима сна и прогулок;
  • гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
  • закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.

Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.

воспитание ребенка до года

Как ни странно бы это звучало, но воспитывать ребенка нужно еще с пеленок. На первом году жизни закладываются основные элементы хорошего поведения. За первые 12 месяцев, у малыша формируются навыки аккуратности, основные формы морального и эстетического воспитания. Формируются как хорошие, так и плохие привычки. Начинает свое развитие эмоциональная среда. Ребенок учится гигиене. Также малыш учится культуре общения и деятельности.

Вот сколько полезных умений и навыков, формирует малыш за первый год своей жизни. Главная задача родителей развить у ребенка как можно больше положительных качеств и по возможности, случайно, не активировать http://neonatus.info/vrednye-privychki.php. Воспитание ребенка первого года жизни можно разделить на четыре этапа:

Воспитание до 3 месяцев;Воспитание до 6 месяцев;Воспитание до 9 месяцев;Воспитание до года.

Первый этап, включает в себя формирование у малыша положительных привычек, и предупреждение появления вредных привычек. За первые три месяца ребенок должен научиться:

Спокойно засыпать на улице без пустышки;Желательно, чтоб ребенок засыпал без укачивания;Малыш должен какое-то время проводить в кроватке, самостоятельно себя развлекая;Ребенок должен протестовать и каким-то образом показывать маме, что пора поменять подгузник;Предупреждайте сосание пальцев;Ориентироваться в пространстве с помощью звуков и зрения.

Читать еще:  Воспитание собственного сына

Что требуется от родителей? Мама, обязательно должна вовремя менять подгузник ребенку. И следить за его чистотой. Если Вы пользуйтесь одноразовыми подгузниками, то их замена должна проводиться каждые три часа. А также каждый раз, когда малыш покакал. Ребенка нужно хорошенько мыть, чтоб его нежная кожа не раздражалась остатками фекалий или мочи. Пользуйтесь кремом, который предназначен под памперс.

Чтобы формировать у ребенка культуру гигиены, каждое утро должно начинаться не только с радостной улыбки, но и с процедур http://neonatus.info/. Необходимо после сна, сразу же менять подгузник, мыть попку и ручки. Обязательно умывать личико малыша. Все эти ежедневные процедуры, будут формировать у Вашего малыша любовь к чистоте.За первые три месяца, малыш должен научиться, уверенно держать головку, издавать какие-то другие звуки, кроме плача. Что требуется от родителей? Малыша обязательно нужно выкладывать на животик, даже если это ему не нравится. Ребенок должен поднимать головку лежа на животике. С каждым разом у него это будет получаться все лучше и лучше. Со временем даже малыш, который совсем не любил лежать на животике, будет все время проводить только на нем. В таком положении тренируются мышцы шеи и спины.

Для того, чтоб ребенок издавал много разных звуков, с ним надо играть. Рассказывать малышу сказки, петь песенки и потешки. Вы должны как можно больше рассказывать своему малышу. Неважно что. Вы одеваете ребенка? Расскажите ему, что сейчас мы будем одеваться, сначала штанишки, потом кофточку и идем гулять. Комментируйте все свои действия. Беседуя с малышом, улыбайтесь. Благодаря такому не хитрому общению, Вы заложите у малыша культуру общения.

Второй этап – воспитание ребенка до 6 месяцев. В периоде от 3 до 6 месяцев, ребенок дальше совершенствует сенсорное развитие. На этом этапе нужно подготавливать ребенка в будущей речи.

Для того, чтоб ребенок учился издавать разные звуки – гуление, пищание, лепетание, нужно как можно чаще включать ему музыку. Музыку можно включать классическую, детскую, красивые песни современной эстрады. Родители должны обращать внимание ребенка на новые звуки. Звуки не только песен. Обращайте внимание ребенка на то, как шумит кран, как пищит птичка, как шелестят листики. Малыш должен с Вашей помощью как можно больше узнать окружающий мир. Умственное воспитание малыша в этом возрасте должно в себя включать, в первую очередь, общение со взрослыми. Мама должна играть с ребенком. Игры должны быть направлены на развитие слухового, тактильного, зрительного восприятия.

Играйте с малышом только в период активного бодрствования, когда ребенок отдохнувший и сытый. Иначе игры не принесут нужной пользы, а если малыш будет все время плакать, то такие игры приносят только вред. В этом возрасте у ребенка закладываются элементы нравственного и эстетического воспитания. Для того, чтобы у ребенка крепко были заложены такие важные элементы воспитания, у него должно быть достаточное общение с взрослыми. В этом возрасте ребенок очень остро требует общения. Благодаря играм с взрослыми, ребенок получает удовольствие, он улыбается, смеется. На основе радости, которую испытывает малыш при общении с Вами, и закладывается элементы нравственного и эстетического воспитания.

Третий этап – воспитание малышей до 9 месяцев. В периоде между 6 и 9 месяцев, ребенок становится очень активным. Малыш начинает ползать, садиться, вставать в кроватке, некоторые детки начинают ходить. Поэтому самым важным моментом в этом возрастном периоде, является правильное физическое развитие ребенка.

В этом возрасте, ребенка уже можно понемногу приучать к горшочку. Садите ребенка на горшок после сна, перед и после прогулки, после кормления. Уже через несколько дней, малыш поймет, зачем его сажают на горшочек и будет знать, что нужно ему делать. С 7 месяцев, нужно учить малыша мыть руки перед едой. Для этого, мама должна вместе с малышом подходить к умывальнику, включать водичку и разрешать малышу самому ставить ручки под струю водички. Так, Вы приучайте малыша к чистоплотности. Со временем, у малыша выработается четкая привычка, что перед едой нужно вымыть руки.

После начала прикорма, обязательно используйте нагрудники для кормления. Одевая, каждый раз перед кормлением нагрудничек, Вы выработаете у ребенка своеобразный ритуал кормления. Если Вы хотите, чтоб Ваш малыш был аккуратным, уже с этого возраста следите за тем, чтоб он все время был в чистой одежде. Если малыш запачкался, сразу же смените ему одежду на чистенькую. При этом расскажите малышу, зачем Вы это делаете. «Мы немножко запачкались, и чтоб не ходить грязным, мы переоденемся, и у нас будет самый красивый и аккуратный малыш».

На заметку родителям: после того, как малыш научится ползать и вставать в кроватке, не стоит одевать на него ползунки. Несмотря на свое название, ползунки для ползания очень неудобные, ребенку некомфортно в них перемещаться, так как они стесняют движения. Лучше отдать предпочтение штанишкам или колготкам. В этом возрасте начинайте учить ребенка делать ладушки, ладушки. Показывать ручками колокольчик, сжимать и разжимать пальчики. При этом комментируйте его движении. Придумайте песенку, под которую ребенок с удовольствие будет показывать свои достижения. С 8 месяцев, самое время учить малыша, чтоб он показывал, где носик, глазки, ушки, зубки и т.п. Сначала ребенок будет все показывать на Вас, игрушках, а только потом на себе.

С 8 месяцев, учите ребенка «правильно» играть с игрушками. Т.е. малыш должен понимать, что машинку и мячик можно катать. Что юлу можно привести в движение нажатием на рычаг. Что пианино издает звук, при нажатии на клавишу. Ребенок не сразу разберется, что к чему. Мама должна терпеливо показывать своему крохе, как играть с той или иной игрушкой. Со временем, малыш все запомнит. В этом возрасте, ребенка уже можно учить слову «нельзя». Если ребенок Вас больно ударил по лицу играя, возьмите его ручку и скажите: «Так делать нельзя, мне больно». Обязательно поясняйте ребенку, почему так делать нельзя. Иначе он вообще не будет реагировать на это неприятное слово.

Четвертый этап – воспитание детей до года. На этом этапе продолжает свое развитие физическое состояние ребенка, развивается речь.

На данном этапе жизни малыша, родители должны помогать малышу, постепенно начать ходить самостоятельно. Для этого, как можно больше ходите с ребенком сначала за обе ручки, а потом за одну. Поощряйте стремление малыша встать везде, где только ему захочется. Нельзя запрещать ребенку вставать, иначе у него сложится впечатление, что ходить это плохо. Одним из элементов умственного воспитания, является учеба ребенка приводить предмет в действие. Малыш, по словам родителя должен научиться, катать машинку или мячик, брать и кушать яблочко или печенье, стучать палочкой по барабану и т.п.

Очень полезно на данном этапе развития показывать ребенку кукольные представления. Будет просто замечательно, если Вы сможете устроить ребенку кукольный театр. Такие представления развивают у ребенка внимание, память, речь, мышление. В этом возрасте нужно показывать малышу предметы разных форм, размеров, цвету и текстур и учить малыша соотносить предметы по их одинаковым признакам. Например: сортировать шарики с шариками, кубики с кубиками. Или находить все деревянные предметы и все пластмассовые. Показывать малышу, что мячик можно катать. А из кубиков получается замечательная башня, которую потом можно поломать. Показывайте ребенку, как собирать пирамидку, как играть с юлой, как открыть матрешку. Вот малыш удивится, когда в матрешке увидит такую же куклу.

Главная задача родителей, расширять кругозор их ребенка. Не забывайте в этом возрасте и про музыкальные занятия. Они должны сопровождаться словесными песнями. Это будет способствовать развитию речи ребенка. Если хотите, чтоб Ваш кроха стал говорить как можно раньше, уделяйте особое внимание пальчиковым играм. Нравственное и эстетическое воспитание на данном этапе развития включает в себя развитие доброго отношения к родителям, бабушкам, дедушкам, деткам, животным. Нужно учить малыша бережно относиться к игрушкам. Хвалите малыша, когда он что-то делает правильно и хорошо. С восторгом воспринимайте каждое его достижение, даже самое маленькое.

Если ребенок что-то делает плохо, сделал больно Вам или другому малышу. Обязательно пресекайте это. Строгим голосом говорите ему «нельзя», потому что больно. Или назовите другую причину, по которой Вы вводите запрет. Говоря нельзя голос должен быть строгим, лицо серьезное. Не улыбайтесь и не спускайте на тормоза запрет. Ребенок по интонации поймет, что он сделал что-то не правильно. Не забывайте, главным примером поведения, является взрослый, которому малыш подражает. Если ребенок постоянно Вас бьет, пересмотрите свое поведение с мужем, возможно, он берет пример именно с Вас.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector