221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание речевого голоса

Голос и процесс его воспитания

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой. Но вот человеку приходится говорить длительное время перед аудиторией, убеждая десятки людей. В этих условиях привычных бытовых навыков речи уже недостает. Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой. Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания.

Голосообразование — сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», вырабатываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поставить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:

  • Первое — достаточная сила звука. Он должен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса. Не следует смешивать понятия «сила звука» и «громкость». Сила звука — величина объективная, это — реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Громкость — субъективное понятие, связанное с нашим восприятием звука той или иной силы.
  • Второе — посыл звука, то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.
  • Третье — подвижность, гибкость голоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном мелодическом рисунке устной речи.
  • Четвертое — тембр голоса. От того, насколько выразителен голос в своей тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.
  • Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.
  • Шестое — выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку.

Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?

Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоениями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Баюканье».

Упражнение 1. «Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло. Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль.

Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм. мм. ммммм. ».

Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье. Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение 2. «Баюканье». Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м. ммм-ммм-ммм-м. ». Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокойное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. ммм-ммм-ммм-ма. ».

Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма. ммаа-ммаа-ма. ммаа-ммаа-мма. ». Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

Упражнение 3. «Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм. ммммм. ммм. ».

Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам. мам-мам-мам. мммаммм-мммаммм. ». Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И».

Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм. мммэммм. мммоммм. мммуммм. мммыммм. мммиммм. ». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного звука «м».

Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм. мэ-мэ-мэммм. мо-мо-моммм. му-му-муммм. мы-мы-мыммм. ми-ми-миммм . ».

Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата — у зубов, в куполе твердого нёба, в гортани. Возникает так называемая «пестрота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научиться собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.

Упражнение 4. «Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался. Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!».

Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке — на самом кончике губ.

Следующий этап работы — развитие динамического диапазона голоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.

Для усиления звука голоса необходимо, в первую очередь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы — акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат полости, расположенные над связками (глотка, лицевые пазухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняя система резонаторов, и нижняясистема, расположенная под связками, — в первую очередь грудная полость.

При направленности звука в нижние резонаторы включается грудной регистрголоса, наиболее богатый дополнительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижнего) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки. Головной (или верхний) регистр придает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высокого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.

Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается использование каждого из регистров отдельно) микст — смешанный регистр, при котором резонация усиливается в направлении, обратном высоте тона. Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (головной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.

Во всех упражнениях на развитие динамического диапазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.

Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.

Упражнение 5. «Колокола». Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м. бом-м-м. бом-м-м. ».

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. бим-бим-биммм. ».

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм. баммм. баммм. баммм. баммм. ».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

Продолжением работы над речевым голосом является развитие звуковысотного диапазона. Он служит основным средством интонационно-мелодической выразительности голоса. «. Хорошие голоса в разговорной речи редки, — писал К.С. Станиславский. — Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь «жизни человеческого духа».

Читать еще:  Роль родителей в воспитании детей сочинение

Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного речевого голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном.

Диапазон голоса — качество, развиваемое специальными упражнениями. Делать их следует очень осторожно, следя за добором дыхания, за правильной позицией звука, «фокусированного» на кончиках губ. Не следует стремиться достичь предельной высоты звука, надо останавливаться, прежде чем возникает голосовое напряжение. Не нужно все время непрерывно идти вверх по диапазону, время от времени необходимо делать небольшие «отходы» — понижения, после чего можно продолжать голосовой подъем. Вот некоторые из таких упражнений.

Упражнение 6. «Книжки». Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»:

У Скворцова / Гришки / Жили-были / Книжки —

Грязные, / Лохматые, / Рваные, / Горбатые,

Без конца / И без начала, / Переплеты / Как мочала,

На листах / Каракули. / Книжки / Горько / Плакали.

Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:

Книжки / горько / плакали!

Воспитание речевого голоса — работа кропотливая и настойчивая. Важно усвоить методические приемы, позволяющие вести дальнейшую тренировку самостоятельно. Назовем основные из них:

  • навык контроля за активным смешанным диафрагмально-реберным дыханием, обеспечивающим нормальный процесс голосоведения;
  • контроль за свободой фонационных путей, снятие напряжения с мышц гортани и плечевого пояса;
  • умение «сфокусировать» звук на кончиках губ, убирая «пестроту гласных», сравнивая гласные;
  • навыки развития звуковысотного диапазона, исключающего звуковой монотон;
  • навыки речи на смешанном регистре («миксте»);
  • навыки ровного, слитного звучания при активном посыле звука.

Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Галина Павлова
Упражнения на развитие полетности, силы, звонкости голоса

Основные свойства голоса

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т. п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость. Голос звучит звонко, когда он резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности звука (его концентрации у передних зубов, от направленности звука, а также от активности губ.

Благозвучность голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания, что достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения, мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений. Благозвучность голоса не следует отождествлять с благозвучием речи

Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух. Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть оценивается как дурно звучащее)повторение в пределах фразы или словосочетания свистящих и шипящих звуков без специальных стилистических целей: «в нашем классе много учащихся, добросовестно готовящихся к приближающимся экзаменам, но есть еще и лодыри»;нанизывание слов с несколькими согласными подряд: «всех чувств взор есть благороднее»; не рекомендуется строить фразы так,чтобы получалось зияние гласных: «и у Иоанна». Однако к технике речи проблемы ее благозвучности не относятся

Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т. д. Он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи.

Темп речи не является непосредственным свойством самого голоса человека, однако умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к тем навыкам, совершенствованием которых должна заниматься дисциплина «Техника речи».

Практические упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон.

Развитие силы голоса

Упражнение 1. Произнесите тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Скажи погромче слово «гром»

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом)

И снег идет (тирлим-бом-бом).

Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные, другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Изменение высоты голоса, то есть расширение его диапазона

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!»

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голосасоответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном!

Хоть погрузился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 6. “Рисуйте” голосомлинию движения прыжка в высоту:

Отработка благозвучности голоса

Упражнение 7. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 8. Произнесите протяжно и плавно (как при пении)слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Тренировка полетности голоса

Упражнение 9. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров, говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 10. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Выработка подвижности голоса

Упражнение 11. Произносите слова сначала медленно,затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».

Упражнение 12.Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Полети на солнышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Упражнение 13.Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле — — —(медленный темп)

Завертелись карусели. — — —(медленный темп)

А потом, потом, потом — — —(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! — — —(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, — — —(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! — — —(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите — — —(средний темп)

Карусель остановите. — — —(средний темп)

Раз, два, раз, два — — —(медленный темп)

Вот и кончилась игра. — — —(медленный темп)

Упражнение 14. Укажите,в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

А потом как аист встали —

Работа над тоном речи

Упражнение 15. Произнесите фразу «Какая у него профессия» так,чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 16.Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла! Мне страшно за тебя! — — —(со страхом)

Во всем вини саму себя! — — —(со страхом)

Пришла! А самолюбье где? — — —(с осуждением)

За ним как верный пес везде! — — —(с осуждением)

Пришел? Так обмануть меня! — — —(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! — — —(с презрением)

Пришел! Вот и попался, друг! — — —(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! — — —(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! — — —(радостно)

Нам друг без друга не прожить! — — —(радостно)

Ушел. Придет иль нет? Загадка. — — —(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! — — —(с тревогой)

Читать еще:  Дошкольный возраст воспитание дошкольников

Ушел! Гора свалилась с плеч! — — —(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! — — —(с облегчением).

1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е. С. Алмазова; под общ. ред. Г. В. Чиркиной.— М: Айрис-пресс, 2005. — 151 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. — М. :АСТ: Астрель, 2007. — 222 с.

3. Борозинец Н. М.Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова.— Ставрополь: СГПИ, 2009. — 224 с.

4. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л. С. Вакуленко. — СПб. : Детство-пресс, 2002. — 128 с.

Упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ Упражнения на развитие мелкой моторики «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Игры и упражнения на развитие восприятия ритма. Игры и упражнения на развитие восприятия ритма «Язычки – дразнилки» Цель: развитие у детей способности различать и посредством движений.

Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания» № 89 Эхо Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей.

Конспект упражнения на развитие эмоций «Радостный-грустный» Конспект упражнения на развитие эмоций. Тема:»Радостный, грустный» Возрастная категория детей: вторая младшая группа (3-4 года). Цель:.

Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения.

Развитие голоса. Распевание «Прогулка в лес» Музыкальный руководитель высшей категории МДОУ №69 Федотова Ольга Викторовна. Раменский р-он пос. Дружба. Сказка для распевания и дыхательная.

Конспект игрового занятия «Упражнения на развитие меткости» Дата: 06.09.2017 год Тема: Упражнения на развитие меткости Цель урока: Развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств,.

Упражнения на развитие крупной моторики у детей с РАС Предлагаемые в этой статье упражнения на развитие крупной моторики у аутичных детей включают в себя занятия, которые не только развивают.

«Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция)»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6»

на тему: «Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция)»

Выполнил: Ахтямова З. Л.,

педагог дополнительного образования

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи предполагают выработку правильных способов голосообразования и артикуляции, а также разнообразия интонационной составляющей речи. Упражнения по технике речи помогают «поставить» голос, сделать его гибким, выносливым и звучным. Тренировка голоса позволяет работать в большой аудитории без микрофона, чем профессионально владеют артисты, работающие в театре, как известно, без технических приспособлений. Этому можете научиться и вы путем последовательных тренировок в технике речи.

Как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении важен в такой же степени, как и содержание речи, как внешность и манеры оратора. Это тот инструмент, с помощью которого говорящий доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос — могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.

Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.

Как тихая, так и громкая речь может быть монотонной, что быстро утомляет аудиторию, и она перестает слушать оратора. Чтобы избежать этого, во время выступления постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.

Научиться четко, ясно, красиво говорить можно. Этому поможет техника речи — особый раздел риторики и важная сторона ораторского мастерства. Техника речи — это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники речи являются:

1) постановка правильного речевого дыхания;

2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.

3) работа над дикцией;

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха.

Техника речи является специфическим разделом риторики. Здесь, как нигде, важны упражнения и упорная, длительная практическая работа над навыками произношения.

Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох.

Многие ораторы ошибочно считают, что вдох нужно делать на знаках препинания или по окончании фразы. На одном вдохе можно произнести только короткую фразу. Если же вы произносите длинную фразу, то по мере приближения ее конца неизбежно падают сила и звучность голоса. Хорошая звучность заключается не в том, чтобы на данные звуки затратить тот или иной запас воздуха, а в том, чтобы за ними был обеспечен воздушный столб, непрерывно и с силой подпирающий и выталкивающий их. Поэтому дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно.

В подавляющем большинстве случаев все дышат так, как придется, так как получается само собой. Люди в жизни учатся практически всему — ходить, говорить, читать, правильно держать ложку и вилку, водить автомобиль и многое, многое другое . кроме обучения правильному дыханию. О том, что существует правильное дыхание, обычно вспоминают, когда, например, «садится» голос или не хватает воздуха закончить речевую фразу.

Дыхание — это сила, без которой голос не зазвучит. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с

развития правильного вдоха и правильного выдоха.

Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе собеседника в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем их голос.

Ваш голос важен также, как ваша внешность, манеры, текст вашего

выступления. Голос — это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.

Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он

может перечеркнуть все ваши достоинства. Вспомните, насколько раздражает резкий или писклявый голос продавца, когда вас, буквально ноя, умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос. Ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.

Хорошо поставленный уверенный голос является ценным средством

демонстрации власти и оказания влияния. Когда другим людям нравится, как звучит ваш голос, они со значительно большей готовностью прислушиваются к тому, что вы говорите.

Человеческий голос — могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают — и вполне заслуживают — услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука. При правильной артикуляции происходит четкое расчленение звуков, которые мы можем различать.

Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционные упражнения.

Артикуляция в первую очередь является правильным и отчетливым произношением звуков. И основная роль здесь отводится не голосовым связям, а органам произношения, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированные между собой и, что не мало важно без приложения усилий говорящего человека. При выступлении, человек не нужно задумываться про это взаимодействие, к примеру, как между собой должны взаимодействовать голосовые связки и мягкое небо, язык и десны. Иначе, при выступлении, он очень легко запутается и артикуляция звуков будет просто ужасной. При непосредственном, машинальном говорении наши органы, которые отвечают за произношение выполняют необходимое воздействие на все свойства голоса, обуславливающие его качество: громкость, скорость произношения, высоту, тембр.

Читать еще:  Непослушный ребенок воспитание

Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из:

— головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам отвечающим за артикуляцию речи т.е ее произношение;

— дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;

— органов произношения речи, которые в основном называются органами речи.

Главным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной необходимо чтобы человек воспринимал речь окружающих людей при помощи слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить. Если есть хотя бы незначительные проблемы со слухом, то освоение речи занять определенный промежуток времени.

Причинами плохой артикуляции речи могут скрываться в самом человеке. Он может быть уставшим, застенчивым, или наоборот слишком самоуверенным, равнодушным, больным и множество других причин могут послужить этому. При устранении этих причины ваша артикуляция станет значительно лучше. Улучшить артикуляцию так же помогают специальные упражнения для улучшения артикуляции.

В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего.

В обычном разговоре такое произношение допустимо, так как смысл речи подсказывается ситуацией, общей темой беседы, т. е. собеседники понимают друг друга с полуслова. Если же один из них и не понял чего-либо из речи другого, он тотчас же его переспросит. Во время выступления перед большой аудиторией понимания с полуслова быть не может.

Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла.

Особенно распространенным недостатком среди деловых людей являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают их собеседников от существа сказанного и создают негативный психологический фон. Поэтому надо постоянно следить за правильным произношением и ударением.

Отчетливость произношения часто зависит от помещения, где выступает оратор. Чем больше пространства, тем речь должна быть медленнее, чтобы все было слышно. Звук не распространяется так быстро, как свет. Для того чтобы звуковые волны не смешивались и не заглушали друг друга, нужно дать время для их распространения. Однако тот, кто обладает четким и ясным произношением, может меньше внимания уделять громкости своего голоса. Речь оратора с хорошей дикцией, даже если он говорит тихо, хорошо слышна в любом помещении.

Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после — один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.

Главная задача паузы — психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории и дать ей рассмотреть говорящего, обеспечив тем самым возможность подготовиться к восприятию его речи.

Однако паузы в речи говорящего не всегда несут смысловую нагрузку. Чаще всего такие паузы возникают из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль. Эти паузы — свидетельства прерывистости устной речи, совершенно естественного ее свойства.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • БАБА ЯГА И другие (49)
  • ВСЕ ДЛЯ ДНЕВНИКА (556)
  • календари, часики (41)
  • Кнопочки (79)
  • Рамки (35)
  • Схемки (81)
  • Текст (39)
  • Уроки (254)
  • Фоны (49)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ И СПИЦАМИ (623)
  • Азы вязания (43)
  • Брюгге (7)
  • Ирландия (69)
  • коллекция узоров (90)
  • Кружевная кайма (19)
  • покрывала (49)
  • разное (128)
  • салфетки (110)
  • скатерти (30)
  • Сумки (18)
  • тунисское вязание (6)
  • Фриформ (5)
  • шали (31)
  • шарфы (15)
  • Шторы (13)
  • ДЕКОР (681)
  • дача (335)
  • загородный дом и дача (246)
  • квартира (181)
  • праздники (50)
  • стол (20)
  • украшение блюд (28)
  • ЗДОРОВЬЕ (1160)
  • Аюрведическая медицина (36)
  • Диагностика (35)
  • Диеты (218)
  • желудочно-кишечная система (23)
  • Женские проблемы (5)
  • Зрение (22)
  • Зубы (23)
  • Кожа (19)
  • Легкие (3)
  • Лимфатическая система (11)
  • Мочеполовая система (2)
  • Онкология (64)
  • паразитология (26)
  • печень, желчник (31)
  • Позвоночник, кости (51)
  • Почки (12)
  • Простуда, ОРВИ (65)
  • РАЗНОЕ (339)
  • Сердечно-сосудистая система (120)
  • эндокринология (67)
  • ИНТЕРЕСНО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО (188)
  • ИСКУССТВО (707)
  • живопись, графика (315)
  • опера, балет, музыка (83)
  • разное (146)
  • фильмы, спектакли (163)
  • ИСТОРИЯ (155)
  • Великие люди (31)
  • Москва и москвичи (20)
  • Родная старина (92)
  • КОМПЬЮТЕР (95)
  • КУЛИНАРНАЯ КНИГА ЯГИ (2062)
  • азы профессиональной выпечки (53)
  • Без глютена (22)
  • спиртные напитки и вина (3)
  • азы проффесионального мастерства (42)
  • выпечка (133)
  • десерты (83)
  • ЗАВТРАКИ (31)
  • закуски (52)
  • здоровое питание (96)
  • кексы (21)
  • консервирование (157)
  • конфеты (36)
  • крупы (34)
  • кулинарные путешествия (10)
  • кухни народов Мира (149)
  • макароны (11)
  • морепродукты (4)
  • мясо (57)
  • напитки (151)
  • несладкая выпечка (34)
  • ньокки (27)
  • овощи (191)
  • печенье (25)
  • Пироги, пирожки (59)
  • пицца (5)
  • по старым кулинарным книгам (36)
  • Пост (30)
  • птица (96)
  • рецепты от мэтров (35)
  • Рождество и Новый год (68)
  • рыба (67)
  • салаты (97)
  • сладкие украшения (53)
  • смузи, соки (11)
  • соусы (56)
  • супы (47)
  • сыр (23)
  • творог, молоко, яйца (60)
  • торты пирожные (114)
  • фрукты (39)
  • Хлеб (161)
  • Яблоки (64)
  • ЛИТЕРАТУРА (357)
  • МАСТЕРИЦА НА ВСЕ РУКИ (2822)
  • всё для дачи (84)
  • бисероплетение (65)
  • бумага (182)
  • валяние, войлок (25)
  • ВЫШИВКА (648)
  • ВЯЗАНИЕ (535)
  • глина и другое (82)
  • декупаж (162)
  • дерево (31)
  • Детское (23)
  • Для женщин (366)
  • Для мужчин (20)
  • карвинг (3)
  • коллекеция узоров ВЯЗАНИЕ (10)
  • кулинарное (22)
  • лоскутное шитье (109)
  • макраме (23)
  • мебель из картона (13)
  • мозаика (22)
  • Мои произведения (27)
  • новости (9)
  • носки, варежки и другое (2)
  • плетение (74)
  • разное (138)
  • ремонт своими руками (31)
  • роспись (95)
  • свечи (17)
  • украшения (37)
  • ШИТЬЕ (430)
  • МЕДИТАЦИЯ (71)
  • мандалы (32)
  • Медитация на неделю (5)
  • МУДРОСТЬ ВЕКОВ (113)
  • мудрецы мира сего (61)
  • притчи (21)
  • МУЖЧИНА В ДОМЕ (5)
  • МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА (193)
  • классика (52)
  • разное (71)
  • релакс (67)
  • ОСТОРОЖНО! ДЕТИ. (273)
  • ПОЭЗИЯ (61)
  • Баба Яга придумывает (6)
  • духовные (9)
  • классика (19)
  • современные (28)
  • ПРАЗДНИКИ (40)
  • Пасха (4)
  • Рождество и Новый год (32)
  • ПРИРОДА (13)
  • ПРИРОДНОЕ ПИТАНИЕ (184)
  • Горячее (9)
  • Сыры (1)
  • Напитки (59)
  • Салаты (33)
  • сладости (36)
  • Супы (5)
  • Хлебобулочные изделия (15)
  • ПСИХОЛОГИЯ (193)
  • психотерапия (28)
  • разное (145)
  • релаксация (12)
  • Физиогномика (1)
  • РАЗНОЕ (30)
  • РУССКИЙ, СТАРОСЛАВЯНСКИЙ И ДРУГИЕ ЯЗЫКИ (173)
  • английский язык (41)
  • ДНЕВНИК САДОВОДА (905)
  • овощи (256)
  • Деревья и кустарники (64)
  • Удобрение (64)
  • Всё для рассады, иструментарий (30)
  • Ягоды (23)
  • травы (32)
  • цветоводство (110)
  • ФОТОГРАФИИ (186)
  • из личной коллекции (54)
  • ФОТОШОП (584)
  • ХОЗЯЙСТВО ДОМОВОГО (161)
  • глажка (5)
  • Планирование и учет (18)
  • Советы от Домового (88)
  • Стирка (12)
  • уборка (28)
  • Чистка (12)
  • ЭЗОТЕРИКА (174)
  • Оккультизм (34)
  • Эзотерическое целительство (92)
  • ЭТНОГРАФИЯ (521)
  • Быт, традиции (169)
  • зодчество (43)
  • куклы, обереги (49)
  • мифологические персонажи (24)
  • Одеяния, костюмы (137)
  • утварь (35)
  • фольклор (76)
  • Я ХОЧУ. (34)
  • ЯГА КОЛДУЕТ (124)
  • ЯГА ПОДЗАРЯЖАЕТСЯ (358)
  • Ароматерапия (21)
  • Водолечение (35)
  • Деревья лечат (11)
  • Другое (62)
  • Звукотерапия (33)
  • Лечение огнём (10)
  • Лунное здоровье и красота (2)
  • Массаж (39)
  • Минералотерапия (11)
  • Молитвотерапия (2)
  • Мудры (2)
  • Попаримся! (5)
  • Славянское целительство (10)
  • Танцы (11)
  • Хиромантия (3)
  • цветотерапия (7)
  • Цигун, йога и другие восточные практики (93)
  • ЯГА ПРИХОРАШИВАЕТСЯ (375)
  • косметика (119)
  • мыловарение (161)
  • Формула красоты (93)
  • ЯГА ПУТЕШЕСТВУЕТ (72)
  • Вьетнам (22)
  • Кипр (16)
  • Россия (27)
  • ЯГОВСКИЕ СНАДОБЬЯ (643)
  • а знаете ли Вы? (29)
  • грибы (17)
  • Мёд (14)
  • Специи на столе — здоровье в теле (208)
  • Травушки-муравушки (376)

Метки

Цитатник

Японский массаж лица

Edimka.Ru → диеты, рецепты, тесты, всё для женщин http://edimka.ru/ анализа.

Овощные погачо (пирожки по-венгерски) http://www.diets.ru/ http://lubimye-recepty.co.

Лук в кляре по-индийски .

Тефтели, запеченные в картофельных корзиночках Тефтели, запече.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Сценическая речь. Козлянинова И.П., Промптова И.Ю.

Вторник, 23 Апреля 2019 г. 21:50 + в цитатник

Книга является теоретическим и практическим руководством по овладению культурой техникой речи. Большое внимвние уделено искусству художественного слова, работе над стихсловорной драматургией. Учебник иллюстрирован схемами.

ЧАСТЬ I РАБОТА НАД ТЕКСТОМ Глава 1 ПРЕДМЕТ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ», ЕГО МАТЕРИАЛ, ЗАДАЧИ.

Глава 2 РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

СТИХОТВОРНАЯ РЕЧЬ

Глава 3 РАБОТА НАД СТИХОТВОРНОЙ ДРАМАТУРГИЕЙ

Глава 2 УСТРАНЕНИЕ ДИАЛЕКТНЫХ ОШИБОК В РЕЧИ СТУДЕНТОВ

ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА Глава 1 ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ

Глава 3 МАТЕРИАЛЫ ЗАЧЕТА И ЭКЗАМЕНА I КУРСА СЕМЕСТР

Актерское мастерство

Система Станиславского

Главные качества хорошего актёра

Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы». В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой. Она состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.

Управление эмоциями – ремесло актёра

Искусство переживания и искусство представления

Сценическая речь

О технике актера. Михаил Чехов: http://knigosite.org/library/read/22497

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×