221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание самостоятельности у детей 3 лет

Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет
статья (младшая группа) на тему

Статья «Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie_samostoyatelnosti_u_detey.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности у детей 3-4 лет

Детская самостоятельность в последнее время стала объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связывают с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше – и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни, поэтому необходимо воспитывать и развивать это качество с раннего возраста.

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Чаще всего дети не любят, когда им предлагают помощь и отказываются от неё. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. У ребёнка к трём годам возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Ребенок не может делать все так быстро и качественно, как нам бы хотелось. В повторяющихся изо дня в день ситуациях быть терпеливым очень сложно: взрослому гораздо легче сделать что-то самому, чем выдержать неумение и медлительность ребенка. Однако заботясь о собственном комфорте или о том, чтобы сэкономить свое время и сохранить в доме порядок, мы рискуем отнять у ребенка возможность самостоятельного обучения.

Прежде всего, в семье следует создать необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку для хранения предметов туалета (носовых платков, носков и т. д., постоянное и удобное место для полотенца.

Без создания этих условий ребёнку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремиться сделать это самостоятельно — встаёт на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льётся в рукава рубашки, на пол. В результате — бесполезно затраченные силы ребёнка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире всё должно быть приспособлено для удобства детей.

Как помочь ребёнку овладеть каким –либо новыми действиями . «Научи». Ребёнку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность его выполнения. «Вместе». Чтобы ребёнок смог самостоятельно выполнить новые для себя действия, необходимо, чтобы он сначала научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение). И здесь крайне важно поощрять ребёнка, если он делает правильно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям.

Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что ребёнка можно похвалить в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует.

Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии. Это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился , например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об это. Важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяем «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
  4. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будите просить совета у ребенка, тем лучше.
  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня оденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
  3. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т.д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить , что сын или дочь вряд ли поймет , почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.
  4. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  5. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая внимания к этому взрослых.
  6. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Прислушайтесь, пожалуйста, к советам психологов: «Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя».

Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.

Развитие природного потенциала у детей 3-4 лет

Для каждого родителя важно знать, насколько правильным является развитие его ребенка на каждом этапе. Это нужно прежде всего для того, чтобы выявить возможные отклонения, а также для лучшего понимания того, как себя вести с малышом, чтобы не травмировать его детскую психику и способствовать развитию заложенного природой потенциала.

В 3-4 года главная фраза в жизни малыша — это «я сам!». Кроха очень хочет быть похожим на родителей, на окружающих его взрослых, поэтому проявляет повышенное желание быть самостоятельным. Это основная черта характера ребенка в этом возрасте.

Эмоциональное развитие

В отношении эмоционального развития малыша в 3-4 года можно отметить проявление таких чувств, как любовь, забота, сострадание, доброжелательность, порой даже по отношению к чужим людям. Кроха уже умеет сопереживать и стремится всеми силами помочь тем, кто в этом нуждается. Не раз от малыша можно услышать печальные замечания о том, как мерзнут кошки и собаки во время дождя на улице или как мечтают о подарках под елку на новый год детки, у которых нет мамы и папы. Малыш уже понимает, что такое «хорошо» и «плохо», чувствует стыд за проступки и старается все исправить.

Впрочем, стоит отметить, что все перечисленные выше чувства по-прежнему нестабильны и могут меняться в зависимости от происходящего. Поступки младшего дошкольника пока еще преимущественно ситуативны, поэтому ребенок не всегда отдает себе отчет о том, какие могут быть последствия.

Малыши в 3-4 года доверчивы и отзывчивы, они уверены, что мир безопасен и настроен по отношению к ним так же, как и они к нему — доброжелательно. Вместе с тем отчаянное желание быть взрослым может привести к не всегда безопасному поведению.

Нормы поведения в понимании младших дошкольников

В 3-4 года малыши уже способны мириться с определенными нормами поведения, реагируют на запреты и разрешения. Очень часто младшие дошкольники в стремлении быть хорошими замечают, что другие дети или взрослые не соблюдают нормы поведения, и это вызывает у них непонимание и даже осуждение.

Интересно, что дети в этом возрасте, вместо того чтобы указать ребенку, который, по их мнению, ведет себя неправильно, на ошибку, пытаются получить поддержку у взрослого, подталкивая его к воздействию на «нарушителя». При этом сами порой, нарушая запреты, если им на это не указать, не испытывают никакого дискомфорта.

Чаше всего смущение, страх и обиду у детей в этом возрасте вызывает результат собственной неосторожности. Малыш может горько плакать, разбив чашку или порвав новые штаны, и не потому, что ему будет жалко вещь, а потому, что будет считать себя нарушителем таких важных для него взрослых правил.

Знакомство с гендерными ролями

В 3-4 года ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой и четко понимает, что вырастит взрослым мужчиной или женщиной. Именно поэтому он или она пробует проявить себя в гендерных ролях, играя в папу или маму, пользуясь при этом атрибутами, которые характеризуют половую принадлежность.

В этом же возрасте малыши способны различать людей не только по полу, но и по возрасту, четко определяя разницу между молодыми, пожилыми людьми и глубокими старцами, причем как в окружающем мире, так и на картинках в книжках. Трех- и четырехлетки интересуются детьми противоположного пола, часто проявляя по отношению к ним внимание и заботу.

О навыках самообслуживания и личной гигиене

В три года младший дошкольник уже владеет основными навыками самообслуживания. Кроха с удовольствием:

  • самостоятельно ест;
  • одевается и раздевается;
  • чистит зубы и умывается;
  • моет после прогулки руки;
  • при необходимости пользуется носовым платком;
  • расчесывается;
  • пользуется туалетом.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок не только владеет основными навыками самообслуживания, но и соблюдает правила поведения за столом и в обществе. Главным толчком для развития этих навыков становится новый уровень развития моторной координации дошкольника.

Двигательная активность малыша

В 3-4 года дети отчаянно нуждаются в активном движении, которое занимает большую часть их времени в период бодрствования. Кроха уже пробует делать примитивные физическое упражнения, ему нравится соревноваться со сверстниками. Нередко можно увидеть, как малыши пробуют прыгнуть выше, дальше, дольше провисеть на турнике или быстрее скатиться с горки.

Именно в этом возрасте можно подыскать для малыша подходящую спортивную секцию, где он бы получил возможность развивать силовые, скоростные качества, а также совершенствовать выносливость, координацию и гибкость. Нелишним будет дома установить спортивный уголок для самых маленьких с гимнастический стенкой, матом или батутом.

Развитие сенсорных эталонов

К 3-4 годам у детей уже сформированы определенные представления о том, какие свойства имеют предметы, и развиваются сенсорные эталоны. Это означает, что кроха отлично ориентируется в цветах и даже оттенках, различает геометрические формы, понимает, что такое «больше» и «меньше», знает о понятиях высоты, толщины.

Можно заниматься с малышом, подготовив для него специальные карточки для работы с цветами, геометрическими фигурами, а также палочки, мячи и кубики, которые ребенок сможет описывать, использовать для создания конструкций в соответствии с полученным заданием. Придумывая задачку для малыша, старайтесь начинать с самого простого и используйте сначала не более трех, а позже не более пяти предметов.

О развитии пространственных представлений и понимания времени

В 3-4 года малыши уже понимают, что такое пространство, и начинают знакомство с этим понятием с собственного дома. Они четко отдают себе отчет в том, что кроватка находится рядом с тумбочкой, стул – рядом с кроваткой, а мяч лежит под диваном. Также малыши способны рассуждать о том, что видят перед собой на прогулке, делая вывод, что дерево растет за домом, а кошка сидит на дереве.

Процесс освоения пространства происходит синхронно с процессом развития речи. Малыш использует предлоги, включает в речь наречия.

В этом же возрасте малыши начинают задумываться о времени. Они понимают, что наступило утро, после которого придет обед, а затем и вечер. Дети знают, что время невидимо и неосязаемо, но ориентируются в нем, прислушиваясь к потребностям собственного организма. Утром пора завтракать и гулять, в обед — отдыхать, вечером — готовиться ко сну. Также у малышей возникают ассоциации с определенным временем года. Они могут рассказать о том, что лето — это когда море и солнце, зима — подарки и елка.

Знакомство с окружающей действительностью

Представления крохи о явлениях действительности строятся прежде всего на основании личного опыта. Малыш знает, что каждый предмет имеет свое назначение, так же как и объекты или средства передвижения на улице. Для него очевидно, что кровать нужна для того, чтобы на ней спать, автобус — чтобы ездить, а магазин для того, чтобы в нем покупать продукты или игрушки.

Детки также уже знают об определенных профессиях, имея опыт общения с врачом, водителем автобуса или такси, дворником, который каждое утро подметает двор, и так далее. Кроха прекрасно ориентируется в некоторых свойствах воды, песка, земли, понимая, что они могут быть холодными, теплыми или даже покрытыми льдом. Дети наблюдают за погодой, делая выводы о том, холодно на улице или жарко, идет снег или дождь.

Нормальное развитие малыша в 3-4 года позволяет ему различать овощи и фрукты не только по вкусу, но и по цвету и форме, знать несколько видов птиц, животных и насекомых.

Основные составляющие психического развития малыша 3-4 лет

Речь идет о таких составляющих, как память, внимание, мышление и воображение, которые в этом возрасте активно развиваются и совершенствуются.

Внимание у ребенка в 3-4 года по-прежнему непроизвольное. Так, например, если малышу интересно занятие, он может посвятить ему более получаса, не отвлекаясь на посторонние вещи. Но если нет, то внимание быстро переключается на что-то более стоящее.

Память в 3-4 года также непроизвольная и имеет четкую зависимость от эмоций. Как правило, в голове у ребенка удерживается та информация, которая произвела на него впечатление. Кроха не прилагает специальных усилий, чтобы что-то запомнить. Даже песни и стихи, услышанные от взрослых, откладываются у него в голове непроизвольно. Дольше всего в памяти сохраняются яркие положительные моменты.

Мышление в 3-4 года имеет наглядно-действенную форму. Кроха пробует найти ответ на интересующий его вопрос, используя подручные предметы. Особенно полезно для развития ребенка на этом этапе играть с ним матрешками, конструкторами с крупными деталями и пазлами, пирамидками и кубиками, чтобы он собирал конструкции по образцу для освоения навыка соотносить условия и цель.

И, наконец, воображение. В этом возрасте оно лучше всего развивается во время игровой деятельности. Ребенок может использовать одни предметы, воображая их совершенно другими. Например, малыш может слепить пирожное из пластилина и предложить родителям его съесть, пить из пустых пластмассовых чашечек воображаемый чай, ехать на перевернутом стуле – машине.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте

В 3-4 года большую часть жизни малыша занимает именно игра. Малыш осваивает навыки использования игрушек, замещает ими разные предметы, распределяет роли. Очень часто малыши на этом этапе развития во время игры подражают действиям взрослых, воображая себя летчиками, милиционерами или докторами.

В этом возрасте дети все еще неспособны играть вместе с другими детьми, хотя стремятся быть в их обществе. Все придуманные игры в первую очередь отражают навыки ребенка, привитые ему во время совместных игр с родителями. Как правило, у таких игр примитивный сюжет и минимум ролей.

Нежелание ребенка играть вместе с партнером своего возраста вызвано в первую очередь неумением объяснить правила и сюжет, а также неспособностью прийти к согласию. Малыши часто не могут разобраться, кому какая игрушка достанется, на почве чего возникают конфликты со сверстниками.

К концу младшего дошкольного возраста дети постепенно научатся договариваться, используя вежливые слова. Мальчики в 3-4 года во время игры любят быть активными, с удовольствием выбирают для себя большие компании детей. Девочки отдают предпочтение спокойным и тихим играм с одним или двумя партнерами.

Налаживание дружественных связей

К концу младшего дошкольного возраста дети начинают проявлять все больше желания общаться со сверстниками. При этом, если в три года кроха чувствует свое превосходство перед другими малышами, о чем спешит напомнить фразами типа «ты не знаешь» или «ты не умеешь», требуя подтверждения своих слов от взрослых в качестве поддержки, то к 4 годам желание дружить становится преобладающим.

Малыши общаются друг с другом и со взрослыми с помощью речи. В их словаре уже достаточно слов для того, чтобы выражать эмоции и желания. Дети способны правильно употреблять числа, роды, падежи, умеют строить сложные предложения, пользуются интонациями, регулируют силу голоса. Девочки на этом этапе развития превосходят мальчиков по целому списку показателей развития. Их речь отличается:

  • большим словарным запасом;
  • беглостью;
  • артикуляцией.

Кроме того, девочки лучше запоминают все, что видели и слышали, могут без труда по требованию воспроизводить усвоенную информацию.

Полезные рекомендации родителям

Чтобы развитие малыша в 3-4 года происходило правильно и оптимально, специалисты рекомендуют придерживаться основных рекомендаций для родителей:

  1. Проявляйте уважение и терпение по отношению к малышу, который учится быть самостоятельным. Старайтесь не подавлять волю ребенка, так как это может впоследствии стать причиной развития инфантильности и апатии. Пусть кроха отстаивает свое мнение во всем, что не касается его здоровья и жизни.
  2. Не забывайте о том, что упрямство малыша в 3-4 года — это не что иное, как проявление личности. Помогите малышу сформировать его «я».
  3. Постарайтесь физически и психологически подготовить ребенка к детскому саду:
  • соблюдайте режим дня;
  • укрепляйте иммунитет крохи;
  • читайте положительные рассказы о садике;
  • познакомьтесь с воспитателями и детками из ближайшего садика;
  • оставляйте кроху ненадолго с бабушками и дедушками, приучая его к разлуке с вами.
  1. Вместе с малышом обсуждайте ситуации, с которыми вам приходится сталкиваться, анализируйте поведение взрослых и детей на улице, не забывайте о собственном положительном примере для малыша.
  2. Щадите чувства малыша. Постарайтесь понять его эмоции, разделите с крохой его радости и печали, научите контролировать эмоции, не подавляя их.
  3. Работайте над физическим развитием малыша, делая зарядку, играя с мячом.
  4. Контролируйте собственную речь, ведь речь малыша будет формироваться на ее основе. Старайтесь больше читать малышу вслух, пересказывайте и анализируйте прочитанное, чтобы развивать воображение и мышление ребенка.

В заключение отметим, что 3-4 года — это один из самых важных этапов в развитии дошкольника. Будьте рядом и направляйте, поддерживайте его, помогайте малышу развиваться, находить контакт с окружающими его людьми и миром, ведь он в этом очень нуждается, даже если и не может этого показать.

Самостоятельность у детей 3-4 года жизни

Статья на тему: « Я сам! Или, что такое самостоятельность ть во второй младшей группе»

Сегодня мы поговорим об таком важном для всех вопросе, как самостоятельность детей младшего дошкольного возраста. Что же мы подразумеваем,под данным понятием ?

Самостоятельность — ценное качество необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо уже с раннего возраста по своей природе дети активны и очень часто стремятся выполнять многие действия самостоятельно и нам взрослым очень важно поддерживать их. Очень часто, мы взрослые в ответ слышим: — «Я сам (а)».

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Она является очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка.

Интерес к изучению данной проблемы обусловливается в настоящее время задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса жизни в реабилитационном центре. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:

1. Первая ступень – когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь) .

2. Вторая ступень – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях.

3. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника. Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания, достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой, приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу, умение заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей, позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его для разнообразной деятельности.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных дел

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации педагогов и психологов:

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам . Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2 . Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи . Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Консультация для родителей. Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

Консультация для родителей. Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

Что такое самостоятельность? Какого ребенка можно назвать самостоятельным?

Самостоятельность –одна из важнейших черт личности .Самостоятельность –способность ставить самому цели и самому их достигать.

Как ребенку помочь овладеть какими-либо новыми действиями?

1 этап: «Научи». Чтобы действия перешли из внешних во внутренние(умственные),ребенку надо сначала показать ,как выполняется действие и последовательность его выполнения.

2 этап : «Вместе» .Для того ,чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые действия для себя, чтобы он сначала научился выполнять их при помощи взрослого(указания, одобрения)

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

В 3 года ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. Не выполняйте то ,что ваш ребенок может сделать самостоятельно. Вы конечно можете одеть ребенка быстрее, чем он это сделает сам, или накормить его ,не испачкав одежду, но тогда вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка. Очень хорошо навыки самообслуживания закреплять в игре. Например ,в играх с куклой можно закрепить знание детей о последовательности умывания, одевания и раздевания. Старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям ,больше хвалите детей .

Воспитывайте культурно-гигиенические навыки:

— Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки

— Вырабатывайте привычку быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

-Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение — правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате.

В подвижных играх учите ребёнка несложным движениям по образцу.
Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами: конструкторами, разборными игрушками.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами. Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Поручайте ребенку несложные дела. Важно ,чтобы он понимал :у каждого в семье есть свои обязанности ,в том числе и у него.

Организуйте домашнее пространство так ,чтобы все было доступным (на уровне роста),безопасным.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Читать еще:  Отец воспитывающий ребенка без матери
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector