221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание современного человека

Современное воспитание детей: методы и проблемы

Современный человек получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное — покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Методы воспитания современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь — это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания — равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные проблемы воспитания детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья — это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому детей воспитывают родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка — это проблемы общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. — это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает — отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное — сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное — стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

Эссе о современном состоянии процесса воспитания школьников

Юлия Сергеевна Кравцова
Эссе о современном состоянии процесса воспитания школьников

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивалась и наука о воспитании, главной задачей которой становилось накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. [3; с. 10]. Новейшие технологии обучения, образования и воспитания, эффективные методики, оказывают большое значение в процессе воспитания школьников. Воспитаниекак педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: первый — целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; второй — соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества; третий — присутствие определенной системы организуемых влияний. [2; с. 249].

В своём эссе я буду говорить о современном воспитании школьников, которое осложнено многими негативными процессами, происходящими в нашем обществе. Мне кажется, что в воспитании личности самое главное место занимает, прежде всего, поведение окружающих его людей. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальные условия для развития каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Также при воспитании школьника необходимо учитывать и самовоспитание, где исходным компонентом являются потребности и мотивы ребёнка, т. е. глубоко осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой. Процесс воспитания тесно связан с формами общественного сознания (политикой, моралью и нравственностью, правом, наукой, искусством, религией, которые в свою очередь, представляют собой духовную питательную среду воспитания. [1; с. 296]. В современном педагогическом процессе, обучение и воспитание должно быть организовано, т. е. обучению и воспитанию необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие учителя и учеников.

Читать еще:  Воспитание ребенка 4 года мальчик

Возвращаясь к теме моего эссе, необходимо сказать, что современная школа опирается на традиционные принципы образования и требует изменения и присутствия инноваций. Поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство, а также является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его.

На мой взгляд, главной задачей современной школы является воспитание школьника способного к кардинальным и нестандартным решениям. Обеспечить это возможно только при грамотном посредничестве педагогических традиций и инноваций в современном образовательном и воспитательном пространстве. В процессе воспитания школьников нужно учитывать и проблему духовного и нравственного становления личности. По-моему мнению у подрастающего поколения произошла смена ценностных ориентиров. В нашем отсутствуют твердые моральные устои, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Я считаю для того, чтобы сохранить духовно-нравственное развитие личности, процесс воспитания должен идти целенаправленно, где основным содержанием духовно-нравственного воспитания школьника должны быть базовые ценности,на основе нравственных представлений: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Но так как мы говорим о жизни современного школьника, то здесь воспитательное воздействие кроме общества, оказывают потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, кино. Воздействие на воспитание и социализацию личности (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Таким образом, современный процесс воспитания школьника, я понимаю, как процесс воздействия на формирование и развитие личности. Педагог должен знать о роли социальной среды, как о факторе формирования личности, т. е. необходимо учитывать совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Также современный процесс воспитания требует индивидуального подхода к каждому школьнику. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы проявились лучшие черты и качества школьников. В современном воспитании, педагог должен проявлять внимание к высказыванию каждого ученика, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. И в заключении хотелось бы привести слова А. С.Макаренко:

«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.

Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитания».

1. Журнал «Воспитание школьников» № 9, 2012 г

2. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Курс лекций. 3-е изд. М. : Омега,

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого.— М: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.

4. Подласый И. П.Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М. :Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003- 576 с.

5.Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений/ Под ред. Сластенина В. А—4-е изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2005-576 с.

6. Джуринский А. Н.Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 1998. — 176 с.

7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М. : Гардарики, 1999. – 520 с.

8. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е изд. — М. : «Издательство «Высшая школа«»,2007.-639 с.

Организация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Адаптивная физическая культура: программа для детей с отклонениями в состоянии здоровья постоянного и временного характера. Задачи программы: Формирование у детей личной ответственности за свое здоровье. Укрепление здоровья,улучшение физического развития,закаливание.

Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников в современном мире Первые чувcтва граждaнственнoсти и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать.

Аналитическая справка о состоянии предметно-пространственной среды Вопрос создания предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что.

Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии Комплекс упражнений для детей раннего возраста при гипоксическом состоянии и перинатальной энцефалопатии (методические рекомендации для.

Модель организации воспитательно-образовательного процесса в группе семейного воспитания на один день. Работа с родителями I половина дня Образовательные области / Направления развития ребенка Физическое развитие («Физическая культура»,«Здоровье») Утренняя.

Эссе «Социализация личности в современном мире» С коренными изменениями в экономике, политике и социальной жизни граждан нашей страны, вопрос социализации человека становится все более.

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания детей 5–6 лет «Дружная семья народов» Задачи: 1. Продолжать вызывать у детей интерес и формировать представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях, фольклоре и национальных.

Эссе «Моя философия дошкольного воспитания» Кто с детством свою жизнь связать решил, Тот молодым останется навек Значит, повезло ему по праву. А значит, он счастливый человек. Каждый.

Эссе на тему «Традиции семейного воспитания» На мой взгляд, в настоящее время многие традиции совершенно не наши, например, что касается праздников: современное веяние – праздник Хэллоуин.

Воспитание в современном мире

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать, какой идеал воспитания соответствует требованиям XXI в.; цели и задачи воспитания в отечественной и зарубежной школе; философские основания и закон цели воспитания; основные направления преобразования воспитания на основах духовности;
  • уметь дифференцировать составные части воспитания; определять ценностные ориентации школьников; различать методологические основания педагогических систем; анализировать достижимость поставленных целей;
  • владеть методами анализа ценностных ориентаций школьников; современными технологиями реализации задач воспитания.

Диагностические индексы:

Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 164.

Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,70.

Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 278.

Мечта о совершенном человеке

Что такое жизнь? Для чего живет человек? К чему его должно готовить воспитание? И каким оно должно сделать человека? На эти вечные вопросы уже есть множество ответов, но необходимость новых не исчезла. Мы, конечно, можем начинать искать ответы на указанные вопросы, как уже не раз это делали, в пластах старинной мудрости, откуда извлечем немало ценного и удивительного. Однако на сей раз обратимся к нашему пророку – Л. Н. Толстому, для которого поиски смысла жизни были вечным вопросом, оставшимся без ответа. «Жить в положении Соломона, Шопенгауэра – знать, что жизнь есть глупая, сыгранная надо мной шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно. «, – писал великий строптивец, никогда не следовавший общепринятым стереотипам. Следуя умом за вечным смыслом, чувствуя развитой душой то, что невозможно выразить словами, Л. Н. Толстой, как он сам признавался, несовершенно, неточно и неполно, сказал: «Жизнь – это любовь. стремление к благу того, что вне человека, которое остается в человеке после отречения от блага животной личности». Она – «сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, но жизнь блаженная и бесконечная. Это есть сама радостная деятельность жизни. «.

Вопрос «Для чего мы живем?» предельно обнажен и у Ф. М. Достоевского. Ответ достоин великого ума: «Абсолютное самосовершенствование впереди, в идеале». Сделаться человеком нельзя разом, а надо «выделаться в человека», ставя себе перед глазами лучшие образцы рода человеческого. Выделим из приведенных мыслей два понятия: «животная личность» и «идеал», на который нужно равняться, чтобы «выделаться в человека». Первое определяет нам неразвитого, невоспитанного человека, второе – то, чем он может и должен стать, к чему обязан стремиться.

Философы всех времен и народов единодушны в оценке назначения идеала.

«Идеал – не что иное, как кульминационный пункт логики, подобно тому, как красота – не что иное, как вершина истины» (В. Гюго).

«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф. М. Достоевский).

«Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения» (Ф. М. Достоевский).

Читать еще:  Как воспитывать подростка мальчика

«Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему» (М. Ганди).

«Наш идеал – кастрированное, лишенное телесности, отвлеченное существо, наш идеал – это цельный, действительный, всесторонний, совершенный, образованный человек» (Л. Фейербах).

«Наши навыки все более возрастают и, в конце концов, вероятно, человек будет выполнять все, ничего не сознавая, и превратится в мыслящее животное. Разумность приближает нас к животному состоянию» (Г. Лихтенберг).

Воспитания, ни к чему не стремящегося, не существует. Воспитание всегда имеет цели, независимо от того, осознаются они или нет. Однако прежде, чем будут установлены цели, необходимо иметь представление о том, к чему нужно стремиться. Представления о совершенном, лишенном изъянов человеке аккумулируются в идеале. Будучи понятым и принятым, идеал начинает играть мобилизирующую роль в организации деятельности, направленной на достижение высшей цели. Воспитательный идеал – это образ совершенного человека, на формирование которого держит курс воспитание. Идеал – самая высокая вершина, которую стремится покорить воспитание. Идеал – недостижимый образец, то, к чему стремится воспитание и никогда не приходит. Это горизонт, который имеет свойство отдаляться при приближении к нему. Это мечта, созданная лучшими умами человечества.

Из идеала выводятся общие цели воспитания, которые невозможно ни осознать, ни сформулировать в отрыве от представлений о совершенном человеке. Однако при этом неизбежно возникают вопросы: «А как далеко от реальности должен отстоять идеал?» «На каком расстоянии от звезды еще можно воспользоваться ее свечением?». Утверждать, что идеал – богоподобный человек – значит, произносить бесполезные слова. Теоретически как недоступная вершина человеческих устремлений такой идеал может и должен существовать, но воспользоваться им в практике реального воспитания невозможно. Если идеал слишком отдаленный, то вывести цель воспитания из него нельзя. При большой конкретизации, наоборот, идеал слишком приближается к реальному образцу, теряет свою привлекательность далекой, трудной, но почти достижимой цели.

Речь о разумной отдаленности идеала, о мере идеализации. Не лишено смысла предложение использовать понятие практического (реального) идеала, под которым понимается обобщенный образец воспитанного в соответствии с принятыми представлениями человека. Реальный идеал отражает принятые в данном обществе и в данное время представления о воспитанном человеке.

Какова основа реального идеала? Дискуссии по этому вопросу привели к одному более-менее приемлемому для всех ответу: в основу практического идеала, задающего цели школьного воспитания, должны быть положены общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека. Этот вопрос мы уже обсудили в связи с нормами воспитания.

Еще раз осознаем то, что даже вечные человеческие ценности не остаются неизменными. Они могут быть выписаны и прочтены так, как и две тысячи лет назад, но вкладывает в них современный человек современное ему представление о мире, в котором живет, о человеческих отношениях, в которых ежедневно участвует. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что из него должно сделать воспитание. Меняются ценности, меняются нормы, а с ними и идеалы воспитания. При этом вполне естественны и объяснимы определенные запаздывания образовательно-воспитательных систем, когда ценности уже сменились, стали иными, а школа их еще не осознала, не приняла и не отразила в своих воспитательных программах.

Инертность образовательно-воспитательных систем может быть и благом, и злом. То, что наша отечественная система до сих пор не может отказаться от вчерашних идеалов и продолжает функционировать на ценностях социалистической школы, – благо для общества. Трудно представить, что могло бы произойти, начни она сокрушать все подряд на следующий день после смены курса нашей жизни. Однако если она и через 20 лет будет продолжать свое движение в том же направлении, проигнорировав новые реалии, то, несомненно, станет не ускорителем, а тормозом прогресса.

Напомним и то, что при определении ценностей и идеалов воспитания тон обычно задают не педагоги, а философы, идеологи, политики. Вот почему в истории педагогики так много примеров декларации мнимых, нереальных ценностей, оторванных от жизни и непонятных среднему человеку. Совсем свежим примером может служить «Моральный кодекс строителя коммунизма», который был принят в качестве главного ориентира социалистического воспитания. К слову сказать, набор ценностей в нем был достаточно обоснованным. Знатоки без труда узнавали среди них большинство христианских заповедей, которые при конструировании современного идеала мы вновь будем обсуждать, отстаивая их целесообразность для ориентации современного воспитания. Сейчас подчеркнем лишь то, что слишком большими оказались расхождения между реальной жизнью и декларируемыми образцами, слишком далеко разошлись идеалы с практикой. При таком противоречии всегда побеждает жизнь. Люди теряют перспективу, надежду. Образовательно-воспитательную систему требуется постоянно подстегивать, а еще ее можно бесконечно критиковать за несоответствие воспитания запросам жизни.

Из примеров жизни известно, что забегание вперед, попытки разрешать проблемы прежде, чем созрели условия для их решения, не сулят ничего хорошего. Колеса не должны опережать телегу. Если воспитание, не разобравшись в сущности выбранных идеалов, запускает механизм их реализации и через некоторое время устанавливает, что оно на ложном пути, – это трагедия не одного поколения. Может быть и так, что идеалы определены верно, но нет ясности в формулировке целей воспитания, нет теории, способной осветить пути практике. В этом случае школа вовремя не получает необходимые технологии, ее идеал не «работает», остается на многие годы и десятилетия благими намерениями.

Получается, что идеал – это не столько вопрос теории, сколько практики, точнее, ее возможностей. Спустя малое время мы нарисуем весьма привлекательный идеал выпускника будущей школы, но где, скажите, возьмем мы учителей, способных воплотить мечту о будущем, сегодня?

В стабильном обществе идеалы не меняются, точнее, их очень осторожно совершенствуют. В США, Японии, Великобритании, например, не меняли образовательно-воспитательные устремления почти с момента основания этих государств. Устоявшиеся идеалы – мощные традиции – общественная поддержка системы воспитания – процветающее общество. Так, определившись с идеалами, общество сохраняет и совершенствует самое себя. В этом назначение идеалов, смысл общественной функции воспитания, прямых и обратных взаимосвязей межу обществом и воспитанием.

Идеал устанавливается в нескончаемых спорах, острой борьбе мнений, и чем больше людей принимают участие в обсуждении этого вопроса, тем шире палитра выбора. Попытки ограничить количество участников «специалистами» не выдерживают ни правовой, ни этической критики: воспитание касается всех людей, и никто не может иметь исключительную монополию на определение его будущего. В мире зафиксировано множество попыток государственного, идеологического, партийного или корпоративного определения идеалов и вытекающих из них целей воспитания. Американский политолог Н. Пастуович, касаясь проблемы реформирования систем образования, пишет: «Совершенно наивно. думать, что в обществе, составленном из групп с конфликтующими интересами, политически доминирующая группа не попытается контролировать образование в попытке сохранить существующее разделение власти. Такая попытка будет более успешной, если она скрыта. И это делает “скрытую программу” универсальным феноменом».

Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть. Исходя из этого, устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т.е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Важнейший вопрос, на который мы будем искать ответ при рассмотрении данной темы, – какой воспитательный идеал будет освещать развитие России в XXI в. Мы уже видим, что переходный период затягивается и, вероятно, будет длиться до тех пор, пока воспитанием не будет сформирован человек, приспособленный к новым реалиям и поддерживающий их.

Острейших идеологических, политических вопросов касаться не будем: это увело бы нас в дебри нескончаемых дискуссий. Простые люди с удивлением слушают идеологов, почти полтора десятка лет выясняющих вопросы, в каком обществе мы жили и к чему идем теперь. Беспредметные споры заканчиваются благими пожеланиями: давайте жить так, чтобы завтра было лучше. Конкретные ответы принялись искать философы и педагоги, чтобы сформировать реальный идеал российского воспитания XXI в. Мы должны знать, и не только в общих чертах, каким будет наше общество через 10-15 лет. Только опираясь на просчитанные модели будущего, можно обоснованно судить, к какой жизни нужно готовить севших сегодня за школьные парты малышей. Какие качества нужно сформировать у будущих членов общества, чему их следует обучить, чтобы годы школьного обучения они не считали потерянными для жизни? Если мы продолжаем утверждать, что воспитание готовит подрастающие поколения к жизни, то у нас нет иного выхода, кроме как четко представлять себе параметры будущей жизни, вносить необходимые коррективы в связи с грядущими изменениями.

Стратегические разработки параметров государства Российского на период 2010-2020 гг., когда ученики нынешней начальной школы вступят в реальную жизнь, в открытой печати не появлялись. Опубликованные представления отдельных исследовательских групп в основном не подтверждаются, поэтому опираться на них нельзя. В этих условиях нам остается основываться на модели идеального современного общества, т.е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в. Такое общество описали американские политологи А. Инкелес и Д. Смит еще в 1974 г. По мнению авторов, современное общество должно усвоить следующее:

  • – открытость новому опыту;
  • – готовность к социальным переменам;
  • – понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать свое мнение;
  • – энергичный поиск факторов и информации, на которых можно основать свое мнение;
  • – ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое;
  • – чувство влиятельности, т.е. убеждение, что человек может влиять на свое окружение;
  • – ориентацию на долгосрочное планирование как в общественных делах, так и в личной жизни;
  • – веру в основном в предсказуемость окружающего мира, в то, что на народ и институции можно положиться в исполнении их обязанностей;
  • – уважение к техническим умениям, принятие их как основы для распределения благ;
  • – большее уважение к формальному образованию и подготовке, стремление достичь высокого уровня образовательных и профессиональных стандартов;
  • – уважение к достоинству других;
  • – понимание логики производства и промышленности.
Читать еще:  Дошкольное воспитание в китае

Используя этот далеко не полный и не во всем бесспорный перечень условий, можем анализировать, насколько далеко или близко отстоит наше общество от идеала общественного развития на уровне требований XXI в. Мы должны отчетливо понять, что граждан будущего более совершенного общества готовит образовательно-воспитательная система. Ее идеалы – не блажь и не забота одних лишь педагогов, это заказ общества. «Современным» общество станет тогда, когда воспитание справится с задачей формирования «современного» человека.

Воспитание детей в современном обществе.

Каждый человек получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя личностью. Огромную роль играют в этом родители. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы у ребёнка была крыша над головой, чтобы он был одет, сыт и хорошо учился. Поэтому дети и их родители были более спокойны, чем в настоящее время.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях. Часто психологи и логопеды «оценивая» ребёнка, перед тем как идти в первый класс, проводят тесты. С одной стороны в этом нет ничего плохого. Но многие специалисты не учитывают темперамента ребёнка, его настроения в данный момент, состояния здоровья и т. д. Всё по шаблону.

Хочу отметить тот факт, что основное количество детей посещают детские сады. Там детей готовят к школе по этим самым шаблонам. Ребятишки хорошо знают ответы на многие вопросы, которые они изучали с воспитателями, готовясь к школе. Но есть другая категория детей. Они до школы не ходили в садики, а занимались дома с родителями. Мамы и папы тоже тратили физические и душевные силы для воспитания ребёнка. Хочу привести пример, когда мама семилетнего мальчика привела его к логопеду для беседы, и ребёнок правильно ответил на многие вопросы. Но не на все. Некоторые объяснял сам. Я считаю, что это очень хорошо, ребёнок умеет объяснять какие-то явления в природе, описывать предметы. Но мнение некоторых логопедов и психологов другое. Они считают, что если ребёнок не дал точного книжного объяснения, то он плохо подготовлен к школе и рекомендуют идти в более слабый класс, заниматься дополнительно с логопедом. Я не могу с этим согласиться. И родители этого ребёнка тоже не согласились пойти в «слабый» класс. Пошли в обычный традиционный.

А дальше всё сложилось наилучшим образом. С первого по шестой класс он учился на «отлично», потом на «хорошо» и «отлично». Самое главное-ребёнок хорошо и быстро адаптировался к школьной среде. Всегда с желанием ходил на занятия, выполнял домашнее задание. У него много друзей, хорошие отношения с преподавателями. Помимо школы, он принимает участие во многих соревнованиях, конкурсах, конференциях разного уровня. А когда-то «специалисты» в его успехах сильно сомневались. Я ,конечно, не против детских садиков, но огромное значение в воспитании ребёнка лежит на родителях. А логопедам и психологам надо быть просто повнимательнее ко всем детям. Ведь это их работа.

Методы воспитания современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

В воспитании детей в современной семье должны принимать участие не только родители, но и воспитатели и преподаватели. Все потому что они берут на себя ответственность прививать ребёнку какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Воспитание в семье можно разделить на 4 типа.

Деспотический стиль воспитания. Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь — это отсутствие инициативности ребёнка, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания. Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям детей. Они получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания – равнодушие. Очень опасное воспитание ребёнка в современном мире по методу равнодушия. Это, наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания. Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате ребёнок может получить жизненные знания, более объективно понимая, что такое добро и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора.

Выходит, что современное воспитание детей — это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное — уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Что же происходит, когда люди не задумываются о своих детях?

Статистика говорит о том, что в нашем обществе постоянно растет число бездомных детей. Подростки убегают из дома из-за жестокого обращения с ними в семье, или от пьющих родителей. Бездомными детьми называют также тех, для кого семья не стала домом, где неуютно, несытно, неласково. Дети стараются меньше бывать в таком доме. Такие беспризорные дети потенциально создают криминальную среду и сами становятся жертвами насилия.

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. Когда родители умирают или их лишают родительских прав, и ребенок оказывается на попечении государства. В России насчитывается больше 1000 детдомов, 227 домов ребенка и 83 интерната. В детских домах лишь у 12% детей нет родителей, а у 88% родителей лишили родительских прав за пьянство, наркозависимость, бродяжничество. Есть и такие родители, которые сами отказываются выполнять свои обязанности по воспитанию детей.

Что же происходит с этими детьми после достижения ими 18-тилетия и ухода из детского дома? Многим трудно приходится в самостоятельной жизни. Есть и такие, которые встают на преступный путь. Это действительно страшно.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время большое количество семей разводится. В первые три года78% семей разводятся после заключения брака, этот процент растет, растут тенденции на жизнь в гражданском браке и тенденции на то, чтобы иметь одного ребенка. Все это существенно влияет на психику детей.

Из-за взаимоотношений в семье во многом зависит душевный покой и состояние психики ребенка, его поведение в обществе и отношения со сверстниками. В здоровой, равноправной и любящей семье ребенок чувствует себя превосходно. Родителям ни в коем случае нельзя выяснять отношения и ругаться при ребенке. Конечно, воспитывать ребенка должны оба родителя. В семье, в которой ребенок воспитывается только мамой или папой может вырасти с отклонениями в психике. Нельзя также акцентировать внимание на ком-либо, семья должна быть целостным «организмом», в котором все члены семьи равны. Ребенка нельзя чересчур баловать, так как он от этого может вырасти эгоистом, но и не рекомендуется обделять заботой и лаской, так как он может вырасти неуверенным в себе и с чувством неполноценности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector