221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитанник доу это

Правовой статус воспитанников ДОУ

Асия Ракимбаевна Беркумбаева
Правовой статус воспитанников ДОУ

Правовой статус обучающихся в ОУ дошкольного образования

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Именно в этот период формируется ответственность и способность человека к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. В том плане предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.

Статья 18 Закона РФ «Об образовании» целями дошкольных образовательных учреждений называет:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-развитие индивидуальных способностей;

-необходимая коррекция нарушений развития ребенка.

Эти цели конкретизируются в п. 2 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся) и реализуются посредством осуществления учреждением дошкольного учреждения ряда задач(ст. 27 Типового положения):

-формирование и развитие воспитанников и обучающихся;

-обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;

-развитие познавательных и речевых способностей;

-формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;

-формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

В соответствии с п. 24 Типового положения участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются:

в) родители (лица, их заменяющие)

г) педагогические работники

Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений.

Педагогические работники, вступая в эти отношения, имеют право применять к воспитанникам и их родителям методы убеждения, поощрения и принуждения. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. За неисполнение воспитанниками своих обязанностей педагогические работники имеют право осудить их поведение, сделав соответствующее замечание, убедить их в справедливости своих требований. Таким же образом устанавливается ответственность ребёнка и меры воздействия, которые могут применять к нему педагоги. Например, это такие меры как замечание, порицание, неодобрение и т. д. Крайними мерами наказания могут быть исключение ребёнка из образовательного учреждения и прекращение договора на образование. При этом нужно помнить, что действующее законодательство (ст. 15 Закона РФ «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка) запрещает любые нарушения прав ребёнка, в том числе:

-физическое или психическое насилие;

-злоупотребление правом воспитателя;

-отсутствие заботы о ребёнке;

-небрежное обращение с ребёнком;

-грубое обращение с ребёнком;

-эксплуатация детей и другие;

Воспитанник дошкольного образовательного учреждения также является субъектом образовательного процесса. Его содержание определяется программами дошкольного образования. Дошкольное учреждение самостоятельно выбирает их из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, вносит коррективы, а также разрабатывает собственные (авторские) программы в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные программы и оказывать платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Следует отметить, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях). Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.

Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность с детьми включает в себя реализацию пяти образовательных областей: познавательное.

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Луговской детский сад №32 «Ивушка» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом.

О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ Во ФГОС ДО много инноваций, но совершенно новым является по-знавательно-исследовательское развитие детей (ПИР). Также красной нитью проходит.

Обеспечение безопасности воспитанников ДОУ Актуальность задачи обеспечения безопасности воспитанников очевидна, она является одной из приоритетных в ДОУ. Главной целью охраны жизни.

Реферат «Педагогические работники. Право на занятие педагогической деятельностью. Правовой статус педагогических работников» Введение Я считаю, что педагог- это одна из самых востребованных и почетных профессий в наше время. Анализируя представленные в работе статьи,.

Читать еще:  Влияние семьи на воспитание ребенка

Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

Семинар для педагогов «Организация работы в ДОУ по защите прав ребенка и по формированию правовой культуры родителей» Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, запугивания, небрежного отношения, приводятся страшные факты жестоко.

Сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об активных формах взаимодействия.

Взаимодействие ДОУ с семьей воспитанников по ФГОС Новые государственные образовательные стандарты в дошкольном образовании вносят существенные коррективы во всю систему взаимодействий на.

Права и обязанности участников образовательного процесса

Участниками образовательного процесса в ДОУ являются воспитанники, их родители или иные законные представители, педагогические работники ДОУ

Права и обязанности участников образовательного процесса определяются Уставом

Взаимоотношения ребёнка и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными способностями.

Воспитанники ДОУ имеют право на:

  • охрану жизни и здоровья;
  • защиту от всех форм физического и психического насилия;
  • защиту их достоинства;
  • удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;
  • удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития;
  • развитие творческих способностей и интересов;
  • предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.

Родители или иные законные представители имеют право:

  • выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
  • знакомиться с Уставом ДОУ, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ;
  • защищать законные права и интересы ребёнка;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса;
  • принимать участие в управлении ДОУ в форме, определяемой настоящим Уставом;
  • получать компенсацию части родительской платы, взимаемой за содержание (присмотр и уход за детьми) в ДОУ;
  • дать ребенку дошкольное образование в семье, на любом этапе обучения ребенка продолжить образование в ДОУ.

Родители или иные законные представители обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ, в части касающейся их прав и обязанностей;
  • нести ответственность за воспитание своих детей;
  • создавать необходимые условия для получения детьми дошкольного образования;
  • уважать права, честь и достоинство педагогических работников ДОУ, поддерживать их авторитет, воспитывать у своих детей уважительное отношение ко всем работникам ДОУ;
  • выполнять принятые на себя обязательства по условиям договора между ДОУ и родителями или иными законными представителями, в том числе своевременно вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в соответствии с договором между ДОУ и родителями или иными законными представителями детей.

Другие права и обязанности родителей или иных законных представителей детей ДОУ закрепляются в заключенном между ними и ДОУ договоре, условия которого не должны ограничивать права сторон, противоречить законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

Педагогические работники ДОУ имеют право:

  • на участие в управлении ДОУ в порядке, определяемом Уставом;
  • на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации;
  • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной ДОУ;
  • методическую помощь и поддержку в организации работы с детьми и взаимодействии с их родителями;
  • аттестацию на добровольной основе на квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
  • продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству РФ;
  • повышение своей квалификации;
  • оплату труда в соответствии с квалификацией и объемом выполняемой работы;
  • на проведение дисциплинарного расследования нарушения педагогическим работником ДОУ норм профессионального поведения и (или) настоящего Устава только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме;
  • получение иных социальных льгот и гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Педагогические работники ДОУ обязаны:

  • выполнять Устав ДОУ;
  • соблюдать трудовые договоры, должностные инструкции, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • охранять жизнь и здоровье детей;
  • защищать детей от всех форм физического и психического насилия;
  • проходить обязательные периодические бесплатные медицинские осмотры, которые проводятся за счет средств Учредителя;
  • сотрудничать с семьями по вопросам воспитания и обучения детей;
  • обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать.

Воспитательно-образовательный процесс в детском учереждении

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском образовательном учреждении .

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.

Образовательная программа обеспечивает:

Построение целостного педагогического процесса;

Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;

Читать еще:  Воспитание личности в детском саду

Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;

Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;

Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;

Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;

Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Структура учебного года в ДОУ :

1-14 сентября – адаптационный, диагностический период;

15 сентября – 31 декабря – учебный период;

1 января – 10 января – каникулы;

11 января – 15 мая – учебный период;

16 мая – 31 мая – диагностический период;

1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.

В летний оздоровительный период и дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).

Содержание организации образовательного процесса

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов :

предметная – развивающая среда;

взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств;

развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

коррекционная — организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;

социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

оздоровительно -профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

^ Предметно-развивающая среда — важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно — развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

^ Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе — это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий, используемых педагогами, объединяет следующие идеи:

Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.

Формирование положительной Я-концепция — видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать и понимать ее создавать каждому ребенку ситуацию успеха одобрения, доброжелательности.

Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.

Модель образовательного пространства МДОУ обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:

— личностной ориентации: данный принцип требует обеспечения в МДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.

Воспитательно-образовательный процесс в детском учереждении

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Организация воспитательно-образовательного процесса в детском образовательном учреждении .

Содержание воспитательно-образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой, которая охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей и определяет содержание и формы работы с детьми.

Читать еще:  Воспитание 12 летнего мальчика

Образовательная программа обеспечивает:

Построение целостного педагогического процесса;

Обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое, речевое развитие детей;

Гибкое содержание и подбор педагогических технологий, раскрытие творческих способностей детей;

Развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей детей;

Организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, основанных на содержательном общении и построении диалога;

Право выбором самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности;

Индивидуальную оптимальную учебную нагрузку на ребенка с учетом его психофизических особенностей.

Структура учебного года в ДОУ :

1-14 сентября – адаптационный, диагностический период;

15 сентября – 31 декабря – учебный период;

1 января – 10 января – каникулы;

11 января – 15 мая – учебный период;

16 мая – 31 мая – диагностический период;

1 июня – 31 августа – летний оздоровительный период.

В летний оздоровительный период и дни каникул проводятся занятия только эстетической и оздоровительной направленности (музыкальные и физкультурные).

Содержание организации образовательного процесса

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе ДОУ, является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.

Образовательное пространство состоит из следующих компонентов :

предметная – развивающая среда;

взаимодействие участников педагогического процесса.

Образовательный процесс включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т.е. способствующих развитию его новых качеств;

развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

коррекционная — организация работы по коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития у детей;

социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

оздоровительно -профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

^ Предметно-развивающая среда — важный аспект, характеризующий качество дошкольного образования. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство предметно — развивающей среды и содержательного общения, взрослых с детьми. Наличие подвижных и стационарных средств и объектов деятельности в условиях образовательного учреждения создают каждому ребенку возможность самостоятельного выбора деятельности и условий ее реализации.

^ Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе — это ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных технологий, используемых педагогами, объединяет следующие идеи:

Гуманизацию и демократизацию педагогических отношений. Гуманное отношение к детям включает: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в его способности, сотрудничество, терпимость к детским недостаткам.

Формирование положительной Я-концепция — видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать и понимать ее создавать каждому ребенку ситуацию успеха одобрения, доброжелательности.

Главная задача всех участников образовательного процесса не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию в различных видах деятельности.

Модель образовательного пространства МДОУ обеспечивает развитие субкультуры ребенка. Структурными компонентами модели образовательного процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:

— личностной ориентации: данный принцип требует обеспечения в МДОУ психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса; создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности;
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Внедрение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector