221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи художественного воспитания дошкольников

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

Дата публикации: 20.04.2017 2017-04-20

Статья просмотрена: 1296 раз

Библиографическое описание:

Золотухина А. А., Чичканова Т. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 72-73. — URL https://moluch.ru/archive/149/41615/ (дата обращения: 23.03.2020).

Художественное воспитание детей дошкольного возраста – предмет устойчивого внимания специалистов в области педагогики искусства. Динамика теоретических взглядов исследователей, изменения возрастных особенностей подрастающего поколения, образовательных парадигм, интереса к педагогическому потенциалу искусства не снимают, но лишь усиливают вопрос о принципиальном значении этого процесса для становления гармоничной личности ребенка (Е.И. Игнатьев, А.М. Мелик-Пашаев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Е.А. Флерина и др.). Художественное начало и эстетика жизни ребенка в этот возрастной период влияют на его дальнейшее интеллектуально-творческое развитие и личностное становление, способствуют выработке стандартов поведения в социуме, форм взаимодействия с действительностью. Под художественным воспитанием H.H. Фомина, Б.М. Неменский понимают формирование мировосприятия ребенка средствами искусства [6].

Художественное воспитание предполагает воспитание средствами искусства. Согласно классическим исследованиям, его основная цель – формирование культуры творческой личности, которая проявляет себя общественно и индивидуально и которая в процессе выявления внутреннего образа и в творческом восприятии внешнего мира создает художественные ценности. Основная его задача – формирование позитивного и активного отношения ребенка к искусству, потребности в нем. Б.М. Неменский считает, что искусство совершает гигантскую работу по эстетическому формированию личности, оно приобщает к огромному опыту эстетических ценностей, «очеловечивает». Воспитывающая функция искусства связана с его воздействующей природой: диалог в основе восприятия; эмоциональное воздействие (эффект сопереживания); творческие возможности воображения и художественная интуиция; коллективная форма восприятия искусства; целостное отображение окружающего мира [4, с. 78].

Основными положениями «художественного воспитания» являются [9]: 1) процесс целенаправленного воспитания «чувства прекрасного»; 2) формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; 3) формирование художественного вкуса; 4) развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения создавать продукты ручного творчества. К содержанию художественного воспитания относят [3]: а) художественное образование и развитие компетентности в области искусства, б) формирование их художественного сознания и вкуса при активном общении с искусством, в) раскрытие художественно-творческого потенциала и способностей детей в самостоятельном художественном творчестве. Каждое из направлений художественного воспитания по содержанию и целям выступает самостоятельно, но все они обогащают и обусловливают друг друга.

Художественное воспитание в понимании В.И. Волынкина – это целенаправленно формируемая потребность и способность ребенка осваивать и создавать мир духовных ценностей [1, c. 33]. Задачи воспитания: 1) создание запаса элементарных знаний и впечатлений для обеспечения «художественного интереса»: звуковые, цветовые и пластические впечатления, знания о природе, о мире художественных ценностей, что формирует чувственно-эмоциональный опыт; 2) развитие способностей художественного восприятия (эмоциональное переживание и оценивание эстетически значимых предметов и явлений); 3) формирование художественно-творческой способности (ребенок самостоятельно создает продукты ручного творчества) (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Е.М. Торшилова и др.) [5, c. 240-244]. Компонентами художественного воспитания являются: 1) освоение художественных средств передачи образа (цвет, форма, пропорции, пространство, объем, композиция); 2) освоение сенсорных эталонов и перцептивных действий; 3) восприятие и оценка произведений на основе понимания выразительных средств художественного образа. Методика художественного воспитания предполагает [3]: 1) формирование художественного сознания ребенка; 2) художественную деятельность и творчество; 3) стимулирование и мотивацию в общении с искусством. Искусство приобщает детей к творчеству как художественно-образному мышлению на основе деятельности и восприятия [2, с. 307].

Период дошкольного возраста в развитии изобразительного творчества характеризуется тем, что у ребенка появляется желание изображать предметный мир в соответствии с реальностью (на основе аналитико-синтетического мышления, фантазии, воображения), он стремится выявить особенности объектов, анализировать, делать выводы [8, c. 59]. Взрослый в этом контексте интересен ребенку как посредник и носитель художественного опыта, что требует от педагога осуществления функции «мотиватора», «транслятора» художественных идей, принятия им инновационных процессов в области художественного образования и постоянного самосовершенствования [7].

Таким образом, художественное воспитание – одно из направлений сложной структуры воспитательной деятельности в период детства, от уровня которого зависят качественные характеристики личности ребенка.

1. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 441 с.

2. Зимняя И.А. Стратегии воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.

3. Недосекина А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: дис. … д-ра пед. наук. / Магнитогорский гос. ун-т. – Магнитогорск, 2007. – 192 с.

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

5. Пагута Т.И. Система эстетического воспитания младших школьников // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 2. – С. 240-244.

6. Фомина H.H., Неменский Б.М. Художественное воспитание // Педагогическая энциклопедия. URL: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/22/ page28.html.

7. Чичканова Т. А. Кадровый потенциал инновационных процессов в образовательном пространстве / Т.А. Чичканова, Н.С. Искрин // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 163-166.

8. Чичканова Т. А. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 59–61.

9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 256 с.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья на тему

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Читать еще:  Функции семьи в воспитании детей

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

Задачи и содержание эстетического воспитания

Под эстетическим воспитанием понимается – организация жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группазадач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

34.Условия и средства эстетического воспитания дошкольников.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия и средства:

1.Эстетика быта — включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации.Эстетика быта — это и внешний вид человека.

2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

3.Условием и средством эстетического воспитания являетсяискусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

4.Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельностьдошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Все названные выше средства эстетического воспитания быт, природа, искусство, деятельностьэффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

35.Методы эстетического воспитания дошкольников.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

Ведущими методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве в предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь общий принцип отбора методов — на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10547 — | 7758 — или читать все.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, иерархия ценностей, моральная оценка окружающего и активное отношение к жизни характеризуют целостную, гармонично развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания 14.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, от эмоционального отклика на объект эстетических чувств к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок, к формированию ценностной шкалы отношений. Эстетическое воспитание — это кропотливая работа, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка эстетическим восприятием, эстетическим переживанием, умение облагораживать его окружение, умение создать единую систему эстетических переживаний и эталонов, которые лягут в основу эстетической культуры личности, столь же необходимой для полноценного развития дошкольника, как и любая другая сторона его личности.

Цель эстетического воспитания — развитие способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее 14. Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Поэтому первая группа задач 14 направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. К этой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприятия и эстетического сознания детей. Среди задач данной группы выделяют следующие:

  • — развитие чувственного восприятия;
  • — развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;
  • — ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей;
  • — сообщение детям знаний о прекрасном;
  • — формирование эстетических представлений, понятий и суждений, определяющих эстетические оценки и вкусы, интересы и потребности;
  • — развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и так далее.
  • — воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.

Поставленные задачи определяют методы и средства их достижения. Методы, по выражению А.С. Макаренко, — это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании методов этой группы очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на важнейшую особенность детства — подражательность.

Итак, первую группу задач эстетического воспитания можно считать «репродуктивной» или «реактивной» — задачи этой группы направлены на развитие способностей воспринимать и оценивать окружающее через призму эстетических эталонов.

Вторая группа задач 14 направлена на приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности, формирование художественных умений в области разных искусств. К этой группе относят обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества дошкольников 13.

Среди задач данной группы выделяют следующие:

  • — формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности;
  • — формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства;
  • — воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.

Для решения задач второй группы требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение 13. Общий принцип отбора методов -инициатива, то есть воспитателю необходимо находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны всякое проявление творчества обязательно должно сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет в полной мере выразить в образах свое эстетическое чувство, проявить свой творческий потенциал, а следовательно, лишиться и возможности самовыражения и эстетического роста. Именно потому нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. Творчество и эстетическое развитие становятся в данной ситуации взаимосвязанными: обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Третья группа задач 14 и, соответственно, методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.

Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях.

Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т.п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т.д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Также необходимо, чтобы приведенные задачи эстетического воспитания решались с учетом достижений современной педагогической науки на основе общедидактических принципов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector