221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Женское воспитание мальчиков

Чем отличается мужское воспитание от женского&nbsp

Наиболее четко и емко различия в мужском и женском воспитании определил известный российский психолог и популяризатор практической психологии, писатель-публицист Николай Козлов. С его мнением согласны многие мировые ученые.

Разница между отцовской и материнской любовью

Практикует индивидуум мужское или женское воспитание, не всегда напрямую зависит от его пола. Некоторые женщины воспитывают своих детей, как мужчины, а мужчины — как женщины. Все зависит от особенностей характера и внутренних установок родителей.

При этом женская любовь к ребенку традиционно считается безусловной, не зависящей ни от каких внешних предпосылок. Она рождается самопроизвольно, когда на последнем этапе родов в кровь матери железами внутренней секреции впрыскивается определенный гормональный «коктейль». Мать при этом начинает испытывать бесконечную нежность и любовь к своему только что произведенному на свет чаду.

У мужчин нет такого гормонального механизма, поэтому отцовская любовь условная. Она рождается в процессе воспитания, когда ребенок начинает оправдывать ожидания своего папы. Отцовская любовь сродни гордости за своего потомка.

Но иногда случается, что у женщины не просыпается материнский инстинкт. Это может быть обусловлено тяжелой родовой травмой, нежеланием иметь ребенка и пр. Если мать не отказалась от своего малыша, то она будет воспитывать его как мужчина.

Различия между мужским и женским воспитанием

Мать всю сознательную жизнь видит в своем ребенке малыша. Отец — только взрослого. Сообразно этому определяется и подход к воспитанию.

Для женщины не так важны результаты воспитания, как сам процесс. Ей важно находиться рядом с ребенком, заботиться о нем, дарить свою любовь. Она испытывает от этого счастье.

Для мужчины важен результат — то, какого человека в конечном итоге он вырастит: успешного или лузера, порядочного или мерзавца. Он не наслаждается самим процессом, как это делает женщина, а прилагает все усилия для того, чтобы результат был максимально качественным. В этом смысле женщина, как определил Николай Козлов, — это «процессник», а мужчина — «результатник».

Отцовская любовь — это гордость за «плоды» своего труда, которыми являются хорошо воспитанный сын или дочь. Мужчины более категоричны и требовательны в вопросах воспитания. Они формируют у подрастающего поколения моральные нормы: ответственность, целеустремленность, силу воли, порядочность. Ребенок не получит отцовской любви, если не будет хорошим, социально успешным и т.д. Мать же закладывает в ребенке такие чувства, как доверие к миру, умение глубоко чувствовать и сострадать другому.

Главное качество мужского типа воспитания — это ответственность. Отец берет на себя ответственность вырастить полезного члена общества. По результатам своих трудов он и оценивает, выполнил задачу или нет. Для матери главное — забота о своем ребенке, осознание, что он счастлив (при этом не так важно, какое социальное положение он будет занимать).

Ученые Центра поведения и эволюции, который был создан при Ньюкаслском университете (Великобритания), провели долгосрочный эксперимент. На протяжении пятидесяти лет тщательно анализировались данные 5600 человек, рожденных в одно и то же время. Одни дети воспитывались в полных семьях; о других матери заботились в одиночку. В 2004 году были подведены итоги. Оказалось, что дети, в воспитании которых принимали участие отцы, стали более успешными, чем те, кого растили только матери.

Но требовательное отцовское воспитание важно не только в плане лучшей адаптации ребенка в социуме. Оно важно и в плане развития у него более высоких моральных качеств. Материнская же любовь способна сделать человека счастливее и гармоничнее в личном плане.

Социальные импотенты

Женское воспитание для мальчиков губительно

Какую социальную тему ни затронешь, обязательно звучит вопрос: «Что за мужики пошли?» В современном российском обществе, к сожалению, все меньше и меньше мужчин, способных и готовых проявить себя в качестве таковых в реальной социальной действительности. И ущербность гражданского общества, и вопросы, связанные с национальной рознью и призывами к бессильной «толерантности», и проблемы коррупции, и разрушение семейных основ – все это, на мой взгляд, во многом результат действия или бездействия в социальной жизни общества мужчин – социальных импотентов.

У каждого ребенка есть свой кумир, тот, кто становится для него образцом для подражания. Может ли быть у мальчика образцом для подражания его старшая сестра, мать, бабушка? Что касается базовых представлений о мире и принципов жизни – да. А вот модели своего полоролевого поведения мальчик все же будет черпать из образцов активности представителя его собственного пола.

К сожалению, в современных российских семьях часто у ребенка-мальчика образца мужского поведения попросту физически нет. И тогда именно заимствуется женский тип поведения. Подобное развитие событий, как правило, подкрепляется активной женской частью семьи даже тогда, когда отец существует. Мальчик часто оказывается в ситуации, когда нужно и «быть не таким, как все», и удовлетворить ожидания взрослых, крайне значимых для него людей.

Наиболее последовательно проявляются и санкционируют его поведение именно женские социальные ожидания. С детского сада оценивают поведение мальчика и определяют «что такое хорошо и что такое плохо» прежде всего женщины, которых среди воспитателей и учителей большинство. В семье то же самое делают мама и бабушка. Вряд ли стоит надеяться, что мама, бабушка, воспитательница или учительница поддержат мальчишку за его участие в драке даже «по справедливому поводу». Скорее всего, верхом воспитательной мудрости окажется недоумение: «Почему не пожаловался?»

Читать еще:  Подходы к определению воспитания

Между тем в мусульманских национальных республиках практически не существует детских домов и интернатов для сирот. Ни одна большая семья, ни один род, ни один тейп в силу своих представлений о семейном достоинстве не может допустить наличие родственника-сироты. А в итоге ребенок-мальчик, подросток и юноша растет, взрослеет, становится мужчиной, ежедневно и ежечасно видя перед собой образцы поведения своих родственников-мужчин, ориентируясь на них, перенимая те нормы и правила, по которым может и должен жить в современном мире мужчина, пусть даже будущий.

Понятно, что каждый народ имеет свои традиции и далеко не в каждом народе брат должен после смерти брата брать его жену себе в жены и тем самым становиться отцом ее детей. Но очевидно, что воспитывающая ребенка-мальчика женщина-мать в условиях неполной семьи должна не только и не столько думать о том, чтобы ее будущий муж мог стать хорошим отчимом для ее сына, сколько о том, чтобы найти для своего сына мужчину (знакомого, соседа, учителя, тренера и т.д.), который мог бы стать для мальчика-подростка примером для подражания, источником позитивного личностного мужского развития.

Автор – Михаил КОНДРАТЬЕВ, декан факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек

Женское воспитание мальчиков и мужское поведение девочек

Поскольку мы живем в эпоху смешения традиционно мужских и женских ролей, возникает различий между полами, когда мы воспитываем наших детей? По-моему, различию полов на биологическом, психологическом, социальном уровне ничего не угрожает. По той простой причине, что мы пока еще плохо осознаем практики воспитания, которые приводят к постоянному воспроизведению стереотипов отношений между мужчинами и женщинами. А начинается формирование различий очень рано: когда мы выбираем голубые чепчики для мальчиков, розовые – для девочек, мы уже реагируем на пол, выбираем стратегию воспитания.

Мужской тип чувствования и поведения сформируется у того ребенка, которого:

? реже берут на руки;

? используют прямые указания и глаголы (отойди, принеси, дай, сделай, перестань…);

? реже утешают, когда он плачет;

? реже называют ласковыми именами.

Женский тип чувствования и поведения сформируется у того ребенка, которого:

? окружают заботой и вниманием;

? украшают и любуются;

Уже этого короткого списка достаточно, чтобы увидеть: некоторые дети находятся в привилегированном положении. Парадоксально, но, несмотря на то что традиционные предпочтения взрослых на стороне мальчиков и родители радуются больше рождению именно мальчика, девочкам достается больше родительской нежности и тепла.

Нерешенность вопроса о том, как нужно учитывать различия в поведении полов, проявляется в готовности возвращать раздельное образование. Не все понимают, что раздельное образование – это всегда религиозное воспитание. Оно опирается на представления о самой высокой миссии будущих мужчин и женщин (женщин – рожать, мужчин – воевать), которые характерны для традиционных обществ. В США до сих пор много католических школ, о которых сложилась репутация добротных образовательных учреждений. Кадетские корпуса, нахимовские училища в России – тоже дань традиции и школа закалки характера юноши. Большинство юношей не поступают на службу в армию, а предпочитают светские профессии, включая творческие, то есть те, которые требуют не столько дисциплины, сколько личной инициативы.

Раздельное обучение дает молодым людям опыт аскезы, отказа. В условиях общества тотального потребления это становится все более ценным навыком выживания. При раздельном религиозном образовании ребятам не угрожает ранний секс, беременность, наркотики. Одна из задач раздельного образования – снизить влияние улицы. Например, в московской средней школе № 1115 раздельное образование практикуют только в старших классах, когда подростковые группы становятся разнополыми, а интерес девочек и мальчиков друг к другу стимулирует рисковое, иногда криминальное поведение.

Есть данные британских исследователей о том, что и успеваемость в раздельных школах выше, чем в обычных, но касается это в основном мальчиков! Такой эффект легко объясним: отсутствует давление женских стандартов обучения, носителями которых всегда были учителя– женщины. За счет этого снижается и конкуренция внутри класса. Если следовать этой логике, то девочки должны учиться хуже, демонстрировать более низкие результаты, чем мальчики, именно в условиях раздельного образования. Однако этого не происходит, поскольку увеличивается конкуренция внутри групп девочек. Я прихожу к выводу о том, что носителями конкурентных отношений между полами являются женщины– педагоги и ученицы. Возможно, в этом проявляется консерватизм женщин, ощущение потенциальной жертвы, неуверенность в собственных силах, отсутствие заказа на женские качества. Отношения между мужчинами и мальчиками в большей мере строятся на принципах солидарности. В конце концов, некритическое принятие инициативы своего товарища в подростковых группировках – это тоже проявление установки на «солидарность».

Слабой стороной раздельного образования является его несоответствие запросам современной жизни, которая проповедует стиль унисекс.

Я думаю, стратегия воспитания сегодняшних мальчиков и девочек должна строиться на двух принципах:

? Мы не мешаем детям в выборе видов активности только на том основании, что «так не поступают девочки!» или «настоящий мужчина так не сделал бы!».

Пол – это не приговор. Пол – это возможность!

Читать еще:  Роль родителей в воспитании подростков

? У любого ребенка должна быть сформирована мотивация к самому широкому обучению. Нет ничего такого, чему не научился бы человек, вне зависимости, мужчина он или женщина. Пол – это фактор индивидуализации, а не типизации. «Мой выбор обусловлен не только принадлежностью к половозрастной группе, но и моими особенностями – тем, чего именно Я хочу, что именно Я могу и умею делать!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следуйте этим 8 советам по воспитанию мальчика, и у вас вырастет настоящий мужчина

У вас растет сын? Конечно, вы хотите воспитать настоящего мужчину – сильного, смелого, ответственного, выдержанного. Но как этого достичь?

Мария Коновалова
психолог, г. Яхрома

Лучшее воспитание – это личный пример взрослого. Для мальчика им, в идеале, должен быть отец и ближайшее окружение – дедушка, брат, учитель, тренер…

Однако реальность такова, что мальчик в дошкольном возрасте, когда закладываются основы его полоролевого поведения, окружен вовсе не мужчинами. В сфере образования почти повсеместно трудятся женщины, увеличилось количество неполных семей, да и в полных семьях мужчина-отец зачастую присутствует лишь формально.

Некоторые папы самоустраняются из процесса воспитания мальчика, считая это женским делом, проявляют безынициативность, не зная, что делать с малышом. Другие сами инфантильны, поэтому мало чем могут помочь в развитии мужских качеств. А бывает так, что папа бы и рад заняться воспитанием мальчика, провести время с сыном, научить его чему-нибудь, да загруженность на работе не позволяет, ведь нужно думать о будущем семьи.

Впрочем, мамам унывать не стоит, даже если ответственность за воспитание сыновей лежит на них. Просто следует с самого начала правильно организовать процесс воспитания мальчика, следуя 8 «золотым» правилам:

1. Воспитание мальчика: не ограничивайте свободу!

Чтобы мама могла воспитать в сыне мужские качества, его необходимо растить порой не так, как ей удобнее, проще и спокойнее. Прежде всего нужно сделать так, чтобы воспитание мальчика формировало его характер. А маме для этого очень часто приходится пересматривать свои взгляды на жизнь, установки, бороться со своими страхами, «ломать» выработанные годами стереотипы.

Какую картину можно все чаще и чаще наблюдать в современных семьях? В мальчиках культивируется аккуратность, осторожность, прилежность. А потом мама пожинает плоды своего и бабушкиного «кисейного воспитания»: подрастая, сын не может дать отпор обидчику, преодолеть трудности, не хочет к чему-то стремиться. И родителям непонятно, откуда взялось это слабоволие в их ребенке.

Однако именно такие качества с раннего детства вкладываются в мальчика словами «Не беги – упадешь», «Не лезь, там опасно», «Не делай – поранишься», «Не трогай, я сама» и другие «не…». Будет ли при таком воспитании мальчика формироваться инициатива и ответственность?

Конечно, маму и бабушку отчасти можно понять, особенно когда ребенок единственный и долгожданный. Они боятся, что с малышом может что-то случиться. Однако за этими страхами прячутся и эгоистические соображения. Покладистый ребенок намного удобнее, под него не надо подстраиваться. Гораздо легче самой накормить двухлетнего ребенка, чем смотреть, как он размазывает кашу по тарелке. Быстрее одеть четырехлетку самой, чем ждать, пока он будет возиться с пуговицами и шнурками. Спокойнее, когда сын идет рядом и держится за руку, нежели бегает по площадке, норовя потеряться из виду. Потворствуя своим побуждениям, мы не задумываемся о последствиях.

Такое воспитание мальчика искажает саму мужскую природу, отзываясь на психическом и физическом здоровье мальчиков. У них возникают страхи, порой переходящие в соматические проблемы (заикания, нервные тики, аллергии, проблемы с дыханием, частые болезни), формируется заниженная самооценка, развиваются проблемы в общении с другими детьми. Нередко возникает и обратная ситуация: мальчик может начать «защищаться» от напора родительской заботы агрессивным поведением, выражая таким образом детскую непокорность.

Конечно, избавляться от привычек нелегко, но нужно понимать, что ребенок без помощи родителей не станет таким, как хотелось бы. Для этого ему нужна помощь взрослых и определенные условия. Не ограничивайте свободу движения малыша на прогулке, не отводите от маленьких «опасностей» (конфликт в песочнице с ровесником, перелезание через низкую ограду и т.д.), но помогайте преодолевать трудности, подбадривайте.

2. Воспитание мальчика. У ребенка должен быть пример для подражания

Вне зависимости от того, воспитывает ли мальчика одинокая мама или он растет в полной семье, нужно постараться сделать так, чтобы образ мужчины, причем довольно привлекательный для мальчишеского восприятия, присутствовал в жизни семьи.

Пока малыш не подрос, его вполне устраивает, что большую часть времени с ним проводит мама, но уже после 3 лет, когда ребенок отделяется от матери как в физическом, так и личностном плане, мальчик начинает все больше интереса проявлять к мужчинам: папе, дяде, дедушке. А к 6 годам ему становится крайне необходимо проводить время именно со взрослыми мужчинами, подражая им и имитируя их поведение. И здесь маме стоит позаботиться о том, чтобы сыну было с кем общаться.

Совместный досуг с отцом помогает мальчику определиться в жизни, понять, кто он такой. Ведь только через общение с отцом и другими мужчинами ребенок осваивает нормы мужского поведения, формирует свое собственное мнение. И чем раньше папа начнет воспитывать сына, тем быстрее у того сформируется мужской стереотип поведения.

Читать еще:  Правильное воспитание сына отцом

Но что делать, если папы нет рядом? В таком случае маме необходимо найти среди родственников или друзей человека, который мог бы хоть время от времени появляться в жизни мальчика. Например, можно отвозить малыша к дедушке на выходные и оставлять их паять, строгать и мастерить вместе. А когда малыш подрастет, следует найти ему спортивную секцию или кружок, руководителем которого является мужчина, действительно любящий свое дело.

Кроме того, образ настоящего мужчины для своего мальчика можно отыскать не только среди реальных людей. Для этой цели вполне подойдут и воображаемые персонажи. Достаточно найти книжного героя, на которого сыну хотелось бы равняться, повесить на стену фотографию отважного дедушки, рассказывать о своих предках и их мужественных поступках. Иными словами, надо создавать для сына микроклимат, благоприятствующий его мужскому становлению.

3. Воспитать настоящего мужчину можно только в стабильной атмосфере

Прежде всего мальчику (впрочем, как и девочке) требуется любовь и гармония в семье. Отец не должен бояться проявлять нежность к сыну. Такими вещами он не избалует ребенка, а сформирует его базовое доверие к миру и уверенность в своих близких. Любить – значит, быть неравнодушным к проблемам и чувствам ребенка, видеть в нем личность. Мальчик, воспитываемый чутко и последовательно, вырастает открытым, спокойным, уверенным в своих силах, способным к сочувствию, проявлению эмоций.

4. Учите мальчика свободно выражать свои чувства

Важно, чтобы в семье не было запрета на выражение чувств. Плакать – это естественное проявление стресса. Так что не стоит идти на поводу у стереотипов и ругать мальчика за слезы. Просто стоит отнестись к ним как к сигналу, что ребенку плохо, и не подавлять его эмоции, а научить выражать их, по возможности, иным способом.

5. Открыто признавайте свои ошибки

Как воспитать настоящего мужчину? Конечно, на личном примере показать, что нужно всегда отвечать за свои слова. Папы и мамы должны быть критичными к себе. Если надо, признавать свою неправоту и просить прощения у сына, этим они лишь укрепят свой авторитет, показав справедливость.

6. Формируйте у ребенка навык сопереживания

Воспитывайте в мальчике нравственные качества. Будучи еще дошкольником, он многое может понять и сделать, начиная с помощи маме по дому и заканчивая уважительным отношением к пожилым людям в транспорте. Такое поведение должно «подаваться» как норма. Убрать за собой посуду, застелить постель, уступить место бабушке в автобусе – это нормально для будущего мужчины.

7. Воспитывая мальчика, поощряйте в нем самостоятельность

Большое внимание в развитии мальчика отводите его независимости. Пусть он иногда чувствует свою значимость и свободу. В будущем это поможет ему стать счастливым и успешным, максимально реализовать свои возможности. Мальчикам свойственно стремление к самоутверждению и лидерству. Это очень важно для их дальнейшего развития. Поэтому надо поощрять желание сына делать собственный выбор, мыслить самостоятельно, напоминать, что он несет ответственность за свои поступки.

8. Водите ребенка в спортивные секции

Детям необходима двигательная активность для полноценного физического развития. Пока ребенок маленький, надо больше гулять с ним, позволять бегать, прыгать, падать, лазить, исследовать мир под чутким руководством родителей. Позже следует выделить время в недельном расписании сына на спортивную секцию, где он смог бы совершенствовать свои физические возможности и чувствовать себя сильным, ловким, уверенным в себе.

Мамам стоит взять на заметку один «секретик» в контакте папы и ребенка. Отцы зачастую боятся оставаться надолго с малышом, потому что чувствуют себя неуверенно. Поэтому сделайте досуг папы с чадом максимально определенным.

К примеру, скажите: «Завтра я уйду по делам на пару часов. Давай прикинем, чем бы вы могли заняться с малышом». Или: «В субботу вы наконец-то сможете построить шалаш, о котором давно мечтал наш мальчик». Так вы дадите мужчине шанс морально подготовиться к общению с карапузом.

P.S. Общаясь с ребенком, мамы и папы не должны бояться быть смешными, неловкими или неуспешными. Дети, как известно, прощают родителям все, кроме фальши и равнодушия.

Звездные родители

Дмитрий Дюжев и Ваня (5 лет)

«Лучший метод воспитания мальчика – это любовь, я сына тискаю бесконечно и целую! Мы с женой воспитываем в Ване самодостаточность, хотим, чтобы он не только был спокойным и уверенным в себе, но и сам любил людей. И, конечно, не стоит излишне опекать. Пусть, если надо, портит ковры, пусть лезет в чернила, пусть песок попробует – не надо запрещать».

Алиса Гребенщикова и Алеша (5 лет)

«Алеша растет в большой семье, где у каждого своя роль. Он видит, как ведут себя женщины, что делают. Бабушка у нас отвечает за комфорт. С дедушками у него мужские игры. Мы как-то пошли с сыном в магазин, и я предложила ему выбрать любую игрушку. Алеша сделал выбор в пользу бензопилы. Ему было 4 года. «Я буду пилить дрова», – сказал сын. Дело в том, что он видел, как на даче это делает дедушка, который еще и убирает листья и чистит снег. Алеша понимает, что все это входит в мужские обязанности».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector