221madou.ru

Мама и Я
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника

Консультация для родителей «Значение режима в воспитании старшего дошкольника»
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей «Значение режима в воспитании старшего дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
znachenie_rezhima_v_vospitanii_starshego_doshkolnika.odt27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 6 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей»

«Значение режима дня в воспитании

Воспитатели гр. № 9 «Маргаритка»:

Макушева Ю. М., Носарева Т. А.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей(МДОАУ.

Консультация для воспитателей. «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»Никто не учит маленького человека:«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,попирай красоту, выше всего ставь.

Рекомендации, советы родителям.

Консультация расскажет родителям о социально-нравственном воспитании, познакомит со средствами нравственного воспитания.

Консультация для родителей.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Консультация для родителей. Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника

Консультация для родителей старшей группы «Знайки» МБДОУ №105

Составила: воспитатель группы Андрякова Л.Г.

Тема: «Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника».

Цель: Уточнить знания родителей о значении режима дня в воспитании дошкольников.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей пред дошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Режим дня, его значение в воспитании детей

Режим дня – это рациональная организация различных видов деятельности, в четкой последовательности в течение дня. Имеет большое значение для физического развития детей и сохранения их здоровья.

Понятие режима дня

Режим дня представляет собой размеренный и последовательный распорядок действий на весь день.

Для воспитания и развития гармоничной личности большое значение имеют условия жизни ребенка, а именно рациональный распорядок дня. При составлении режима дня для ребенка дошкольного возраста в первую очередь необходимо учитывать возраст ребенка, его потребности в питании, сне, игровой и образовательной деятельности и т.д. Если режим дня в рамках семьи предусматривает только лишь последовательный распорядок режимных моментов в течение дня, то в рамках ДОУ, воспитатели этим не ограничиваются. Каждый режимный момент имеет определенное содержание и цель. Режим дня в ДОУ направлен на оздоровление и формирование личности ребенка и ее характеристик, таких как аккуратность, самостоятельность, ответственность и т.д.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Значение режима дня заключается в том, что его правильное и точное соблюдение способствует нормальному функционированию организма ребенка, обеспечивает продуктивность деятельности, формирует адаптивность и устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Физиологические основы режима дня состоят правильной закономерности и периодичности жизненных процессов.

Ребенок, у которого устоявшийся режим дня с самого рождения более спокоен, легче засыпает и просыпается, бодр и весел в течение дня. Каждый режимный момент с течением времени превращается в ритуал. Как известно дети, особенно младшего дошкольного возраста и новорожденные, тяжело переносят изменения в своем жизненном укладе. Именно поэтому для них так важен режим дня. Дети уже знают, что за одним режимным моментом последует другой, у них формируется нужный настрой, в связи с чем, они спокойны и уравновешены, в отличие от детей, у которых нет режима дня, и они живут по принципу своих сиюминутных потребностей.

Таким образом, правильно организованный режим дня, способствует оптимальной возбудимости ЦНС, благоприятно сказывается на ее работоспособности и эмоциональном настрое ребенка.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Значение каждого режимного процесса в воспитании детей

В воспитании ребенка большое значение имеет правильно организованный режим дня, а именно оптимальная и органичная последовательность режимных моментов.

Значение режимных моментов в воспитании ребенка:

Основная цель утренней гимнастики – это «разбудить» организм ребенка, дать ему заряд бодрости, настроить на рабочий лад. Гимнастика положительно влияет на мышечную систему, активизирует деятельность систем организма и работу внутренних органов. При ежедневном проведении гимнастики у детей формируется привычка и потребность в физических упражнениях по утрам. То есть утренняя гимнастика имеет большое значение для физического воспитания детей.

Во время сна ребенок имеет возможность восстановить не только свои физические силы, но отдохнуть нервной системе, успокоиться. Дневной сон обеспечивает ребенку активность во второй половине дня. С возрастом потребность в дневном сне у детей проходит, они способны обойтись без него. Однако необходимо правильно организовать ночной сон, а именно отход на сон, его продолжительность, спальное место ребенка, пробуждение.

Одним из важных режимных элементов является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма внешним воздействиям. Закаливание ребенка необходимо начинать с рождения, использую мягкие методы (воздушные ванные, обливание во время купания ножек прохладной водичкой и т.д.). Закаливание можно проводить как самостоятельный режимный момент (обливание водой, специально организованные воздушные ванны и т.д.), а можно в рамках иного режимного момента (например, во время дневного сна дети спят при открытых окнах, без сквозняков).

Обязательным элементом режима дня является питание ребенка, которое состоит из нескольких приемов пищи через установленные промежутки времени и в установленном количестве. Строгое соблюдение приема пищи способствует ее усвояемости и формированию здорового аппетита у ребенка.

Способствует укреплению здоровья ребенка, так как прогулка на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, повышает аппетит, а также способствует закаливанию организма ребенка. Кроме того, на прогулке ребенок может максимально удовлетворить свои потребности в движении, общении со сверстниками во время совместных игр, исследовательской деятельности и т.д.

НОД является одной из основных форм образовательной деятельности детей, способствуют всестороннему развитию детей, удовлетворяет их потребности в новых знаниях, развивают познавательные способности. Правильно организованный процесс обучения способствует нормальному психическому и физическому развитию ребенка. Так же от НОД и того как она организована во многом зависит общий уровень развития детей.

Игра ребенка, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

Правила выполнения режимных процессов

Правила выполнения режима следующие:

  1. Обращаться к каждому ребенку индивидуально по имени.
  2. В случае необходимости замечание ребенку делается вне присутствия других детей, наедине.
  3. Взрослый не должен употреблять повелительную форму при обращении к детям.
  4. При общении с детьми речь взрослого должна быть спокойна, эмоционально окрашена, не громкая и неторопливая.
  5. Нельзя, чтобы дети долго находились без движения.
  6. Мебель и оборудование групповой комнаты должны соответствовать возрасту детей.
  7. При составлении режима дня необходимо учитывать дни недели и время года.
  8. Педагоги должна применять единые воспитательные требования ко всем детям.
  9. В процессе воспитания к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
  10. Воспитательный процесс строится по принципу постепенности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня

Сущность режима как рационального распределения во времени и правильной взаимопоследовательности удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка. Возрастные особенности режима. Порядок организации различный видов деятельности.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления11.03.2016
Размер файла25,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент образования Вологодской области

БПОУ ВО «Великоустюгский гуманитарно-педагогический колледж»

Контрольная работа по предмету:

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Тема: «Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня»

Выполнила студентка 1 курса

Ротарь Дилафруз Юлдошевна

Преподаватель Михно Е.С.

Великий Устюг 2016

1. Понятие режима дня

1.1 Возрастные особенности режима

1.2 Режим организации видов деятельности

1.3 Варианты и перестройка режима

Список используемой литературы

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных. Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму при надлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы «Программой воспитания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов. Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Цель данной контрольной работы — исследование режима дня детей дошкольного возраста и возрастные изменения в режиме дня.

Объектом исследования явились разновозрастные группы детского сада.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

— рассмотреть основные принципы режима

— рассмотреть режим организации видов деятельности и варианты и перестройка режима

— детально рассмотреть режим дня;

1. Понятие режима дня

Важнейшим условием правильного развития детей является четкий, соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня. Большинство педагогов, физиологов, медиков (Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина, И.А.Аршавский, Н.М.Фонарев и другие) определяют режим как основу жизни маленького ребенка. Режим — это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности. Бодрствование — это деятельное состояние коры головного мозга, которое поддерживается раздражителями из внешнего мира (И.П.Павлов). Сон — это также активный процесс, поскольку многие нервные клетки во время сна находятся в активном состоянии. Но деятельность органов чувств в это время заторможена. Сон возникает в результате естественной усталости после достаточного по длительности (в соответствии с возрастом) бодрствования. Чередование сна и бодрствования — важное условие нормальной психической деятельности человека. Правильная организация режима жизни детей — необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр.), дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.

Показателями правильно составленного режима являются:

1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т.д.).

2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.

3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот), от одного вида деятельности к другому.

4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.

5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.

Ведущими педагогами (Н.М. Аксариной, Г.М. Ляминой, М.Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.

1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т.д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т.д.

2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т.п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т.п. Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку». 3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка. Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое — горячее и т.д.). 4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т.д. 5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.

1.1 Возрастные особенности режима

В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших—с 7—8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, минут, для старших—с 7—8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года—5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 —4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 ‘/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).

1.2 Режим организации видов деятельности

ребенок режим физиологический

В режиме дня младших групп (3—4 года) предусматривается 12 — 12 1/2 часов на сон, из них 2 часа на одноразовый дневной. Сравнительно с более старшими группами, малышам отводится больше времени для приема пищи, воспитания культурно-гигиенических навыков, которыми дети начинают овладевать. Пребывание на воздухе зимой занимает не менее- 3—4 часов, а летом весь день. Ежедневно проводится одно организованное занятие (рисование, лепка, занятия по развитию речи) вначале продолжительностью 10 минут и постепенно доводится до 15 минут. В режиме детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность сна сохраняется без изменений, длительность организованных занятий увеличивается до 15—20 минут и характер их несколько усложняется. В режиме детей старшей группы (от 5 до 6 лет) на сон полагается н11 1/2 часов (10часов ночью и 1 1/2 часа днем). Ежедневно проводятся два занятия, первое продолжительностью 25—30 минут и второе— 15—20 минут с перерывом в 10 минут. Занятия приобретают характер обучения. Все свободное время — до завтрака, на прогулках и особенно во вторую половину дня после дневного сна—отводится для игр. В подготовительной к школе группе (от 6 до 7 лет) длительность сна и бодрствования такие же, как в старшей группе. Занятия усложняются, детей знакомят с буквами, учат счету. Ежедневно бывают два занятия по 30 минут каждое. Особого внимания врача требует организация обязательных занятий в детском саду и трудовое воспитание детей. Специальные наблюдения и исследования показали, что два занятия утомительны для пятилетних детей, На втором занятии резко падает внимание детей: они часто отвлекаются, функциональное состояние центральной нервной системы, по данным специальных исследований, заметно ухудшается, и это ухудшение не снимается полностью даже последующей прогулкой. Наряду с этим, в связи с медлительностью детей этого возраста и значительной насыщенностью первой половины дня разнообразной деятельностью, такая длительность занятий приводит к постоянной спешке, а иногда к сокращению прогулки. С гигиенической точки зрения более целесообразно в группе детей этого возраста проводить одно занятие длительностью 25 минут, При этом неблагоприятные сдвиги в высшей нервной деятельности значительно меньше и полностью снимаются следующей за занятием прогулкой. Трудовое воспитание детей в детском саду складывается из работ по самообслуживанию, посильного участия в поддержании чистоты и порядка в групповом помещении и на участке, дежурств при приеме пищи, ухода за растениями и за животными в живом уголке (кролики, белки и др.). В младшей группе дети выполняют более простые действия и в течении более короткого времени. В средней и старшей группе трудовая деятельность детей более разнообразна и заключает в себе элементы общественно полезного труда (расчистка дорожек, работа на детском огороде). Наблюдения показывают, что дети с интересом и удовольствием принимают участие в этой деятельности, но она все же утомляет их. Поэтому работа связанная с интенсивной деятельностью (вскапывание грядок, поливка растений, расчистка дорожек от снега) должна продолжаться для детей средней группы не более 7 — 10 мин. в день, для детей старшей группы — 15 минут. Продолжительность более легкой деятельности хозяйтсвенно-бытового характера (уборка комнаты, мытье игрушек) может быть больше — до 25 — 30 минут.

1.3 Варианты и перестройка режима

При установлении режима учитывают не только возраст, но и состояние здоровья, время года климатические условия и прочее. Детей ослабленных, перенесших тяжелые заболевания, следует раньше укладывать спать и позже других поднимать, удлинять им прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. Переход от домашних условий к условиям дошкольного учреждения, иными словами, перестройку режима, многие дети переносят нелегко. Поэтому в первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении следует придерживаться привычной для него продолжительности сна и частоты приемов пищи.

Примерный режим пребывания детей в учреждении.

Читать еще:  Художественное творчество и воспитание
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×