221madou.ru

Мама и Я
160 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дидактический материал монтессори направлен на развитие

Развитие познавательных способностей детей через дидактические материалы Марии Монтесcори

«Развитие познавательных способностей детей через

дидактические материалы Марии Монтес c ори»

Воспитатель, ГККП «Ясли-сад №115», г. Павлодар

Система М. Монтессори, в основе которой лежат специальные дидактические материалы для развития ребенка, является признанной педагогической системой во всем мире. Главный смысл этой методики — развитие познавательных способностей ребёнка. Сочетание специальной предметной среды и особых форм организации, опирающихся на индивидуальный детский интерес, приводит к значимым достижениям в развитии ребенка. У детей проявляются внутренние изменения, которые выражаются в «…уравновешенности, свободном проявлении себя, умении строить отношения с окружающими, учитывать их интересы, сопереживать, а также в эмоциональной отзывчивости на красоту и активном познавательном интересе» (М. Монтессори)

Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «Помоги мне сделать это самому!» Методика Монтессори основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. М. Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными учеными И. Итаром и Э. Сегеном. Упражнения для развития мелкой моторики рук — нанизывание бус, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр и упражнений. М. Монтессори вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические монтессори-материалы, пособия монтессори, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. Для того, чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сенситивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, доступной и понятной. Вся работа по системе Монтессори строится по определенному плану, с переходом от одной ступени к другой, от одной зоны к другой и с четким соблюдением этой очередности. Для создания такой среды часто используется Монтессори-материал и другие специально подобранные предметы и пособия отвечающие дидактическим, эстетическим и экологическим требованиям. Монтессори-материалы это средства развития детей, отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка на низких столах и полках. Главная задача — стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль. Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе. Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. Чем можно объяснить тот факт, что сейчас все чаще стали обращаться к опыту Марии Монтенссори? Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности — руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо. Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания» , направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости. Монтессори-материалы – это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого.
Список некоторых материалов и занятий, используемых в монтессори-группах: Сенсорное развитие

Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.
Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома — они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп . В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:

Педагогика Монтессори основана на отношении к ребёнку как к свободной, развивающейся, уникальной личности со своим планом и сроками познания социальной среды и предметного мира. Поэтому на сегодняшний день система Монтессори является для педагогов и родителей одной из самых востребованных методик раннего развития детей.

Читать еще:  Воспитание детей по системе монтессори

Большая книга Монтессори/ Дарья Орлова. — СПб.: прайм — ЕВРО-ЗНАК; Владимир:ВКТ,2009.-185,[7] с.: ил.- (Главная книга родителя )

Воспитатель ДОУ, №5/2009, «Детское пространство в педагогике

М. Монтессори» Ранц С.Н, с.128

На региональную научно-практическую конференцию

« V Капеновские педагогические чтения»

Ф.И.О. : Лухманова Гульмира Салменовна

Ученая степень, звание —

Организация, должность: ГККП «Ясли-сад №115», воспитатель

Секция Актуальные вопросы преподавания дисциплин физико-математической, естественной и гуманитарной направленности

Тема доклада «Развитие познавательных способностей детей через дидактические материалы М. Монтессори »

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЮрий Челпанов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2 Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: малыш сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды), в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.

3 Принципиальной идеей дидактики М. Монтессори является идея спонтанного, опосредованного обучения. Ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый детям для упражнений, содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок. Скажем, собрать из кубиков стройную Розовую башню. А косвенная – это цель профессионального взрослого, который придумал Розовую башню, чтобы ребенок, упражняясь с ней, незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание и готовился к изучению математики.

4 Основные правила пользования монтессори-материалами: Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию. Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование. Соблюдение 5 этапов при работе с материалом: 1.выбор материала; 2.подготовка материала и рабочего места; 3.выполнение действий; 4.контроль ошибок; 5.завершение работы, возвращение материала на исходное место. Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке. На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки. При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания. Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию. Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие. Один материал один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал. В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

5 Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом. Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу. Как выглядит работа взрослого на занятиях? Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

6 Развивающая среда Развивающая среда важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым. В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. Среда имеет точную логику построения. В книгах Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием. Расположением полок среда разделена на 5 зон: Зона упражнений в повседневной жизни материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр. Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии. Особенность помещений, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

7 Дидактический материал. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические Монтессори- материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее. Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, развитие слуха). Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори- материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки. Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать «ключи» к окружающему миру.

9 Этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях. Работа с этим материалом является прекрасной подготовкой к дальнейшему восприятию Монтессори-материалов математической группы, к усвоению понятий десятичной системы, геометрии и стереометрии. Основная цель формирование понятий «большой» «маленький».

10 К трем годам у детей формируются понятия «толстый» и «тонкий», а также сравнительные категории «толще» и «тоньше», «самый толстый», «самый тонкий». Упражнение «Коричневая лестница» служит для закрепления этих понятий и развития сенсорной сферы: она учит ребенка определять, как похожие предметы различаются по объему. Помимо основной своей цели, это упражнение способствует развитию внимания, моторики, координации движений и навыков упорядочивания. Пособие состоит из десяти 20-сантиметровых дубовых неокрашенных брусков шириной от одного до десяти сантиметров.

11 Прямая цель: Формирование понятий «длинный — короткий». Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами. Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Читать еще:  Развивающие занятия монтессори

12 Прямая цель: узнать о различии размеров при неизменной форме. Узнать, как полость и тело соответствуют друг другу. Косвенная цель: развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме. Создание порядковых структур (представления о порядке) в области размеров предметов. Как работать с материалом. Блоки включаются в работу по одному. Учитель начинает с блока В. В первый раз рекомендуется взять блок В, так как цилиндры в нем равной высоты, и при вставлении цилиндра в не то отверстие ошибка хорошо видна ребенку. Порядок взаиморасположения учителя и ученика важен. Так ребенок может наблюдать за действием учителя при вынимании и вставлении цилиндров. Учитель берет цилиндр из блока и ставит его на стол перед блоком. При этом он ясно показывает, как нужно охватить кнопку тремя пальцами правой руки (пальцами, которыми пишут). Затем он вытаскивает все цилиндры и ставит их в беспорядке на стол. Если учитель хочет обратить внимание ребенка на углубления в блоке, то вынутый цилиндр лучше всего ставить позади блока. Теперь он берет произвольный цилиндр, внимательно рассматривает его, заглядывает в углубления блока, сравнивает цилиндр и углубления друг с другом и помещает цилиндр в подходящее углубление. Так он поступает со всеми цилиндрами. Ребенок повторяет действия учителя. Точно так же поступают поочередно с другими блоками.

13 Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры. Составить ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный устный урок). Косвенная цель: обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Составление упорядоченных структур относительно размеров предметов. Упражнения: построить башню; выполнить упражнение с закрытыми глазами; построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!); вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на свое место в ряду; найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации; найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет и диаметр или одинаковые диаметр и высоту; построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать; составить комбинации со вставными цилиндрами.

14 Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие стороны табличек снабжены планками. Прямая цель: различение основных цветов. Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый. Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом. Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета, тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый. Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков. Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Монтессори-материалы

Сегодня эффективность методики развития и обучения детей Монтессори не вызывает сомнений.

Наблюдая за играми детишек и их естественным развитием, известный ученый и философ Мария Монтессори создала уникальную систему воспитания малышей, основанную на идее мотивации ребенка к саморазвитию и самопознанию. Каждый малыш уникален и с самого рождения стремится к самостоятельности, а задача взрослых — помочь ему раскрыть свои возможности – на этом принципе построена схема работы с детьми в школах Монтессори — школах-последователях методики величайшего педагога-гуманиста. Кроме того, в учебных заведениях подобного плана используется дидактический материал, разработанный самой создательницей и предназначенный для развития мелкой моторики и сенсорики малышей.

Дидактический материал Монтессори

Картотека игр и пособий Марии Монтессори достаточно разнообразна. Ведь обучению малышей педагог посвятила всю свою жизнь, и методом проб и ошибок отбирала только самые лучшие и эффективные упражнения, игры и материалы. Она учитывала все до мелочей. Удобство мебели, правильная организация пространства, соблюдение правил и порядка, возраст малышей – ни одна мельчайшая деталь не осталась без ее внимания.

Что уж говорить о «золотом материале Монтессори» — игры и дидактические развивающие материалы, которые применяются сторонниками методики и по сей день. На их основе создаются современные игрушки, а мамочки-рукодельницы мастерят своим малышам аналоги собственноручно. К примеру, современные пазлы, сортеры, развивающие коврики – все это наследие Марии Монтессори. Они способствуют развитию личности, помогают самостоятельно познавать окружающий мир, а также систематизировать уже приобретенные навыки и знания. Делая упор на развитие мелкой моторики и сенсорики, создательница стремилась развить духовное начало малышей, ведь по ее мнению, это основа полноценной, свободной и самодостаточной личности.

Чтобы иметь более четкое представление о материалах для Монтессори занятий, рассмотрим несколько примеров:

  1. Разнообразные мешочки с наполнением. В качестве последнего используются крупы, горох, фасоль, пенопласт. Их задача развивать тактильные и зрительные способности малышей.
  2. Баночки с различным наполнением. Развивают слуховые способности самых маленьких.
  3. Сундучок с секретами, наверняка понравится деткам постарше. Нехитрое приспособление в виде коробки с различными баночками, где в каждой спрятан какой-нибудь сюрприз (к примеру, маленькая игрушка), научит малыша открывать и закрывать емкости, а также поможет развить кисти рук.
  4. Пластиковые «голодные» игрушки с отверстием во рту. Конечно же, кроха не откажется помочь «другу», и с удовольствием накормит его маленькими бусинками или горохом. Такое упражнение тренирует глазомер, руку, внимание и терпение.
  5. Пальчиковые краски – гениальное изобретение, очень нравятся многим детишкам. Ну а само рисование бесспорно увлекательное и полезное занятие для детей всех возрастных категорий.
  6. Разрезанные картинки – своего рода мини-пазлы.
  7. Предметы определенной группы, которые отличаются по цвету, форме или по размеру. К примеру, перед ребенком выкладывают три елочки и дают перемешанные кружечки: красные, синие и желтые. Задача малыша украсить каждую елочку кружечками определенного цвета.
  8. Рамки-вкладыши. Созданные по типу простого конструктора, чаще деревянного, тренируют оптико-пространственное мышление, мелкую моторику и координацию. Существуют разнообразные вкладыши с изображениями животных, мультперсонажей, овощей и фруктов, геометрических фигур.
  9. Розовая башня. Знакомит детишек с понятиями «большой» и «маленький», «меньше», больше.

Тестовые задания для воспитателей ДОУ

Тестовые задания для воспитателей ДОУ

1.К видам бесед на родном языке ребёнка-дошкольника, сопровождающим изучение новых программных тем при обучении второму языку не относится:

2. Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие…

1) познавательной активности детей и умственных способностей;

2) сенсорных способностей;

4) конструктивных способностей;

5) игровой деятельности

3. Формирование элементарных математических представлений можно рассматривать как вид символической деятельности. Определите вид символической деятельности, для которого характерно воспроизведение какого-либо содержания знаково-символической форме:

4. Основной целью математического развития дошкольника является:

1) научить считать в пределах 20;

2) научить измерять, решать задачи;

3) подготовка к школе;

4) развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости

5. Целостная дидактическая система обучения определила:

1) возрастной подход к обучению;

2) индивидуальный подход к усвоению математики;

3) направления работы с родителями по усвоению математических представлений;

4) структуру занятий;

5) основное содержание учебного материала

6. Выделите название и автора технологии математического развития дошкольников, позволяющей научить детей решать довольно сложные логические задачи, выкладывая кодовые карточки в определённой правилами последовательности:

1) Стосчет Зайцева;

2) Палочки Кюизенера;

3) Блоки Дьенеша;

4) Круги Эйлера-Венна

7. К откровенному обсуждению разных сторон жизни ребенка способствуют следующие формы работы с родителями:

1) папки — передвижки.

3) индивидуальные беседы;

4) родительские конференции.

8. Просмотр и анализ детских работ по изобразительной деятельности необходимо проводить:

1)с позиции их художественности;

2) с точки зрения развитости технических умений и навыков;

3) безотносительно к изобразительной задаче;

4) путём отбора и показа нескольких выразительных и неудачных работ.

9. Что должно быть в основе развития у дошкольников эстетического отношения к скульптуре?

1)формирование представлений о монументальной скульптуре;

2) ознакомление со скульптурой малых форм;

3) привлечение внимания к выразительно — изобразительным средствам скульптуры;

4) подведение к осмыслению взаимосвязи выразительно — изобразительных средств с замыслом автора.

Читать еще:  По системе монтессори процесс воспитания это

10. Одним из основных приемов объяснения значения нового слова при обучении дошкольников второму (чувашскому, русскому) языку является:

1)применение различных средств наглядности (показ предмета, действия, картинки);

2)подбор родственных слов;

11. При обучении построению развернутого высказывания у ребенка формируются элементарные знания о:

1) структуре текста (начало, середина, конец);

2) смысловой стороне многозначного слова;

12. Каковы современные подходы к воспитанию основ экологической культуры?

1) формирование системы экологических знаний;

2) воспитание любви к природе;

3) формирование трудовых умений;

4) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

13. Развитию творческого конструирования у детей дошкольного возраста способствует такая форма организации обучения как:

1) конструирование по образцу;

2) конструирование по условию;

3) конструирование по модели;

4) конструирование по замыслу.

14. Общими показателями детского творческого конструирования, как процесса деятельности и ее продукта являются:

1) создание «образов» (конструкций) — их количество, вариативность, новизна, оригинальность, степень удаленности от исходных данных игр;

2) умение строить разные образы на одной основе;

3) интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная вовлечённость

4) все ответы верны
Ответ: 4

15. Целью физического воспитания детей в детском саду является:

1) формирование основ здорового образа жизни;

2) формирование двигательных умений и навыков:

3) всестороннее физическое совершенствование функций организма;

4) формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Ответ: 1

16. Следует ли проводить целенаправленное обучение детей художественному творчеству?

1) необходимо целенаправленно обучать детей художественному творчеству;

2) художественное творчество развивается само по себе;

3) обучать художественному творчеству нецелесообразно;

4) нет необходимости обучать детей художественному творчеству.

17. Каково отношение к изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе?

1) как к творческой деятельности;

2) как к двухкомпонентной деятельности: исполнительской и творческой;

3) как к деятельности, включающей восприятие предметов окружающего мира и произведений искусства: исполнительство и творчество: собственно творчество детей;

4) как к исполнительской деятельности с элементами творчества.
Ответ: 3

18. Каковы современные подходы к использованию искусства архитектуры в работе с детьми? Как средства:

1) формирования представлений о некоторых фактах истории;

2) ознакомления с окружающим миром;

3) развития изобразительной деятельности и конструирования;

4) формирования представлений об образном характере произведения зодчества. Ответ: 4

19. Социальная ситуация развития дошкольников в группе детского сада оценивается:

1) вовлечением родителей в образовательный процесс;

2) воспитанием у детей социальных качеств и навыков сотрудничества;

4) соответствием работы воспитателя группы стандартам.

20. Типовая конструкция — это:

1) определенная структура предложения, «каркас», который заполняется различными словами, подходящими по замыслу и грамматической форме;

2) взаимосвязь развития связной речи с лексическим и грамматическим аспектами обучения;

3) способ общения людей друг с другом;

21. Важнейшим источником развития выразительности детской речи является:

1) произведения устного народного творчества;

2) дидактическая игра;

4) наглядный материал

22. Выделите несоответствие методическим рекомендациям по формированию зоны коллекций в экологической комнате детского сада:

1) коллекции должны включать те объекты, которые могут собрать сами дети и их родители;

2) представлены, насколько это возможно, объекты как живой, так и не живой природы;

3)следует включить гербарии, коллекции бабочек, жуков, по возможности «ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев и кустарников;

4)коллекции марок, значков о природе
Ответ: 3

23. К техническому типу конструирования относится:

1) конструирование из бумаги;

2) конструирование из природного материала;

24. Какова специфика творческого конструирования?

1) ребенок испытывает трудности в решении проблемы;

2) у ребёнка затруднена практическая ориентировочная деятельность;

3) новизна открытий и продукта субъективная;

4) процесс создания продукта для дошкольника не имеет значения.

25. В раннем возрасте важно, чтобы в процессе рисования ребенок:

1) умел проводить линии в разных направлениях:

2) овладел формообразующими движениями:

3) научился применять 1-2 цвета красок:

4) мог свободно пользуясь изобразительными материалами, создавать выразительные образы.

26. «Лишнем» компонентом структуры изобразительных способностей детей является:

1) способность восприятия предметов и явлений действительности, произведений искусства;

2) способность образного мышления и воображения;

3) ручная умелость;

4) технические умения и навыки.

27. Центральной задачей работы воспитателя по приобщению детей к искусству народного орнамента является:

1) обучение выделению в народных изделиях выразительно-изобразительных средств;

2)обучение практическим навыкам вышивания, плетения и др.:

3)развитие способностей понимать и создавать, декоративно — орнаментальный образ в изобразительной деятельности;

4)ознакомление с различными видами декоративно — прикладного искусства.
Ответ: 3

28. В сюжетно — ролевой игре ребенок обучается:

1) эмоционально вживаться в сложный мир взрослых людей;

2)сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моим;

3) свободно выражать свои чувства, познавать себя, делать выбор;

4) все ответы верны
Ответ: 4

29. Одним из компонентов фонетической игры (игрового упражнения) является:

1) игровой источник звука;

2) словарный минимум;

3 ) типовая конструкция;

4)образец выполнения речевого действия
Ответ: 1

30. Перевод незнакомого слова на родной язык при обучении ребенка — дошкольника второму языку используется для введения:

1) названий предметов;

2) названий животных;

3) названий числительных;

4) слов, значения которых лишены предметности

31. Основной целью математического развития дошкольника является:

1) научить считать в пределах 20;
2) научить измерять, решать задачи;

3 ) подготовка к школе;

4) развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости
Ответ: 4

32. Компьютерное конструирование, a также создание конструкций из бросового материала (JI. A. Парамоновой) носят характер:

1) художественного конструирования;

2) технического конструирования;

3) могут носить как технический, так и художественный характер (в зависимости от поставленных задач);

4) самостоятельной деятельности.

33. В начальный период овладения ребенком изобразительной деятельностью (до 3-4 лет) важно:

1) не спешить с показом способов изображения предметов той или иной формы;

2) показывать, способы рисования конкретных предметов той или иной формы;

3) обучать овладению 1-2 цветами;

4) учить передавать образы предметов ритмами, штрихов и цветовых пятен.

34. Основным критерием оценки деятельности педагога является:

1) уровень развития и воспитанности детей, умение применять полученные знания в жизни;

2) количество награждений педагогов;

3) уровень планирования воспитательно-образовательного процесса

4) умение обеспечить условие для активной детской деятельности

35. Ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте:

36. Приемы руководства игрой могут быть:

1) прямыми и косвенными;

2) активными и пассивными;

3) эффективными и неэффективными;

4) передовыми и традиционными.

37. Укажите, какую из названных форм работы с родителями Вы считаете наиболее результативной для достижения с ними взаимопонимания:

2) творческие отчеты ДОУ перед родителями;

3) наглядная пропаганда;

4) индивидуальные консультации.

38. В каком возрасте у дошкольника игра является побудителем к конструированию и начинает приобретать самостоятельное значение для детей?

39.Что является предметом изучения методики развития речи?

1) процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия;

2)процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослых;

3) формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности;

4) развитие речи детей в игровой деятельности;

5) процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста

40.Кто из исследователей не занимался проблемами методики развития речи детей?

41.В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?

42. Что не относится к словесному творчеству детей?

1) составление творческих пересказов;

2) создание слов-неологизмов;

3) чтение стихотворений наизусть;

4) сочинение стихотворений;

5) сочинение рассказов, сказок.

43.Какой материал используется для лепки дымковской игрушки в ДОУ?

4) бумажная масса;

44. Какое произведение, которое чаще всего используется в методике ознакомления дошкольников с живописью, написано ?

1) «Февральская лазурь»;

2) «Утро в сосновом лесу»;

3) «Девочка с персиками»;

4) «Грачи прилетели»;

45. Способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействие ему путём мышечных усилий — это…

46. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается:

2) реализацией Устава ДОУ;

3) привлечением родителей к участию в педагогическом процессе;

4) все ответы верны

47. К словесным методам обучения относятся:

1) демонстрация, беседа, иллюстрация;

2) игра, упражнение, дискуссия;

3) беседа, рассказ;

48. Как часто проводятся занятия по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста?

1) 5 раз в неделю;

2) 4 раза в неделю;

3) 3 раза в неделю

49. Наименее тесная связь теории и методики формирования математических представлений наблюдается с…

1) математикой и методикой школьной математики;

2) педагогикой (общей, дошкольной и специальной);

3) психологией (общей, дошкольной и специальной);

4) физиологией и анатомией;

50. Строй, при котором дети стоят один возле другого лицом к центру, называется.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector