221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика зарубежных систем воспитания

Отечественные и зарубежные воспитательные системы

Образовательные учреждения являются центральным звеном всей воспитательной системы. Отличительной особенностью сегодняшнего времени является вариативность и разнообразие воспитательных систем в зависимости от типов образовательных учреждений, специфики их деятельности, целей и задач, региональных традиций.

Отечественные воспитательные системы. В золотой фонд истории отечественной педагогики и школы вошел, безусловно оправдавший себя на практике, опыт лучших школ 20-30-х гг. ХХ века, который позволяет нам говорить об их эффективной воспитательной системе – А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, С.М. Ривеса, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого, Н.П. Шульмана.

В последующие годы — длительный опыт школ-интернатов Г.М. Кубракова, З.Г. Шоюбова (Азербайджан), А.А. Католикова, школа Ф.Ф. Брюховецкого и др. Здесь целостно реализованы идеи построения трудовой основы воспитания коллектива, его демократизации, самоуправления, тесной связи с жизнью. Эти воспитательные системы можно охарактеризовать как «школы-хозяйство».

Широкую известность получила деятельность коллектива Сахновской средней школы (Украина) – директор А.А. Захаренко. Воспитательный процесс в ней строился по принципу: «через увлеченность в труде и учебе». Развитие педагогически целесообразных материально-бытовых и социально-трудовых условий воспитания рассматривается как первостепенный фактор воспитания и развития личности. Школа имела хорошо оборудованные мастерские, сельскохозяйственную технику, опытные участки, большой сад, оранжерею, построены учебно-оздоровительный комплекс и музей, имеется обсерватория. Директор школы – член правления колхоза, а председатели колхоза и сельского совета – члены педсовета. Разделяя вместе с взрослыми (по мере сил) крестьянский труд, школьники с начальных классов приобщаются к реальной жизни и заботам родного села, а через него и общества в целом.

Временные трудовые объединения, чья длительность меняется, — это обычные рабочие бригады, состоящие из школьников, их родителей, учителей. Результаты труда учащихся учитывались в трудовых книжках, которые ребята имеют с 4-го класса. Школа следит за жизнью и работай учащихся после их выпуска, т.к. большинство их обычно остается в родном хозяйстве. Возрождение Сахновской средней школы после прихода в нее А.А. Захаренко способствовало возрождению села.

В качестве яркого примера воспитательной системы школы как «школы-хозяйства» можно привести школу-хозяйство с. Кропивницкого, Кировоградской области (директор А.И. Ковырев). Она существовала на условиях аренды в рамках базового колхоза им. Т.Г. Шевченко, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления. Она действовала на основе своего Устава; высший орган самоуправления – общее собрание, исполнительный – правление школы-хозяйства.

Хорошая материально-техническая база школы, производительный труд с современными экономическими отношениями позволяли дифференцировать учебную структуру школы. Ребята получали не менее двух производственных специальностей, овладевали навыками домашнего хозяйства. Работа в школе-хозяйстве засчитывалась в трудовой стаж, и каждый выпускник к ее окончанию имел два года трудового стажа. Для старшеклассников в школе разработана и действовала единая учебно-производственная цикличная программа, содержащая теоретическую и практическую части по каждому из двенадцати выделенных циклов.

Выпускникам такой школы легче адаптироваться в условиях нестабильности экономики, рыночных отношений и сопутствующих им факторов, т.к. они имели квалификацию работников для сельского хозяйства, хорошую общую и начальную профессиональную подготовку, легко ориентировались в экономических отношениях.

Созданием своей хозяйственно-трудовой базы известна воспитательная система Мамлютской санаторной школы-интерната – Казахстан. Сегодня она представляет из себя настоящий школьный городок со своими мастерскими, агрохимлабораторией, гаражом, теплицей, спорткомплексом, стадионом, животноводческой фермой, фруктовыми садами, производственными полями. Опытническая работа школы велась по заданиям НИИ садоводства и огородничества.

В целом система ведения хозяйства рассчитана на круглогодичный цикл, а основная форма организации коллективного труда школьников – бригада. Руководит хозяйством от имени учащихся совет самоуправления.

Создателем и многолетним бессменным руководителем агрошколы в г. Сыктывкар, Республики Коми был А.А. Католиков. Школа существует как школа полного дня, в которой обучается около 300 детей, имеет городскую и пригородную части (которая представляет учебно-опытное хозяйство: цветники, опытные участки с теплицами, пахотные земли, луга, лесное хозяйство, животноводческие помещения и т.д.), спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир.

Благодаря включению ребенка в коллективную трудовую деятельность активизируется процесс его саморазвития, развивается профессиональная направленность личности, происходит овладение духовно-нравственными ценностями. Переход школ на новые условия хозяйствования, ее действия в новых социально-экономических условиях значительно расширяет возможности воспитательной системы, ведет к повышению общественного статуса школы, экономической самостоятельности, хотя это сопряжено с большими трудностями, особенно в период современного кризиса. Важнейшей задачей современного воспитания становится преодоление потребительской, иждивенческой позиции молодежи, укрепление связи воспитания с социально-экономическими условиями жизни общества, воспитание гражданственности и ответственности.

Гуманистическую воспитательную систему «общей заботы» И.П. Иванова, по мнению Г.К. Селевко, отличает направленность на воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Коллективное творческое воспитание (по И.П. Иванову) признает диалог всех возникающих точек зрения; уважение самого ребенка, его уникальной позиции в мире; социальную направленность деятельности; коллективную деятельность как средство создания мощного творческого поля; использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; создание условий для проявления и формирования основных черт творческой самодеятельности.

Сама своеобразная технология организации воспитательной работы с детьми получила название методики или технологии коллективных творческих дел (КТД) как способ организации яркой, наполненной трудом, общением, заботой, жизни воспитанников и воспитателей на основе стимулирования творческой деятельности детей и создания временных органов самоуправления (советов дел).

Воспитательная система московской школы № 825 (В.А. Караковский), основываясь на развитии самоуправления, обращая внимание на гибкость, изменчивость, сменяемость и обновление в самой системе, которая строится на нескольких (в основе своих традиционных) ключевых общешкольных мероприятиях, с широким привлечением к ним детей, учителей, родителей, общественности.

А. Сидоркин отмечает, что концепция воспитания В.А. Караковского опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции средств воспитательного воздействия, ориентации на личность школьника, его интересы и потребности, идею общественной и личной ценности школы. В школе и организационном строении коллектива присутствуют постоянные и временные органы управления (совет дела, совет сборовских комиссаров, дежурный командир класса). Все решения предварительно обговариваются, при необходимости выносятся на Большой совет, куда входят педагоги, представители всех классов, начиная с шестых. Большинство в нем составляют школьники. Существенным признаком воспитательной системы являются использование коммунарской методики, высокий уровень неформальных межличностных отношений, взаимодействие с наукой.[75]

Творческое перенесение «коммунарской методики» И.П. Иванова – главное достоинство этой воспитательной системы.

«Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, «школа адаптирующей педагогики» Е.А. Ямбурга и Б.А. Бройде – далеко не полный перечень тех воспитательных систем отечественной педагогики, которые могут рассматриваться и как авторские школы.

Из зарубежных воспитательных систем наибольшую известность имеют вальдорфские школы (основатель школ Р. Штайнер), гуманистическая система нетрадиционного образования М. Монтессори, которые также можно назвать альтернативными образовательными учреждениями.

Педагогическая концепция Р. Штайнера (1861 – 1925) была создана в начале 20-х гг. прошлого века на основе религиозно-философского учения (антропософии) и направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью специальных упражнений. В центре концепции представлены различные виды деятельности детей: трудовая, художественная, театрализованная. В этой школе нет стабильных учебных программ, планов, учебников; нет строгой регламентации жизни учащихся; нет оценок; к работе школы активно привлекаются семьи воспитанников. Обучение проходит по эпохам методом погружения, много игры и права на свободный творческий поиск для ребенка, внимание к здоровью ребенка. Надо отметить, что позиция Р. Штайнера по религиозному воспитанию, которое осуществлялось как частное обучение, свободное христианское воспитание, не принималось православием, т.к. содержало много элементов мистицизма.

Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870 – 1925) реализовывала идеи свободного воспитания; разработала программу, методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и начальной школы, выявила сензитивные периоды развития ребенка, сформулировала принцип организации особой воспитывающей среды, особенно важной для детей, имеющих физические недостатки в интеллектуальном развитии.

М. Монтессори, как замечает Г.К. Селевко, «определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного процесса самореализации». Девиз педагогики М. Монтессори – «Помоги мне это сделать самому», поэтому вместо обучения нужно создавать условия для самостоятельного развития детей, учитывая его спонтанность, единство индивидуального и социального развития, а также естественный процесс обучения.

Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) представляет собой технологию, основанную на библейских принципах с использованием компьютерного обучения. Цели школы – воспитание законопослушного гражданина, воспитание веры в Бога, акмеологическое развитие личности. В основе концепции школы заложены идеи возвращения к Богу как образцу для формирования характера детей; возврат к родителям, чтобы они стали ближе к детям и школе; возврат к индивидуальному обучению для каждого ребенка по каждому предмету; интеграция школьного содержания обучения с вузовским, используя возможности Интернета.

Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в США в 60-х гг. В основе этой системы лежат идеи Л. Кольберга, который рассматривал воспитание как продвижение от низшей к более высокой ступени; нравственное развитие идет последовательно по восходящей и зависит от умственного. «Справедливые сообщества» представляют небольшие объединения педагогов и учащихся в рамках традиционной школы на основе равноправия и демократии, сотрудничестве. У сообщества есть свой кодекс поведения, основанный на принципах справедливости и заботы друг о друге, что делает обстановку в школе эмоционально комфортной. Содержание деятельности сообщества определяется заботой об окружающих людях, что делает их близкими к воспитательной системе «общей заботы» И.П. Иванова в российской педагогике. Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм (В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов).

Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав

Зарубежные и отечественные воспитательные системы

Воспитательная система — это взаимодействие основных компонентов воспитания: субъекты, цели, содержание, способы деятельности, отношения, с другой — это целостный социальный организм, обладающий определенным образом коллективной жизни, психологическим климатом. В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.

Вальдорфская в.с. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников. Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании — развитие способности чувствовать, умения творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые дополняют друг друга. Суть глобального образования — это совокупность следующих факторов: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросс-культурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Модель М. Боткина состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

по У. Книпу : К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит широту восприятия мира, возможности специализации и совершенствования базисных навыков и умений на более высоком уровне. К последним относят такие умения, как получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни, пользуясь родным и иностранным языком. К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит широту восприятия мира, возможности специализации и совершенствования базисных навыков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира можно сделать всеобъемлющим за счет изучения естественно-научных, математических, социальных систем, изучения различных культур и этических ценностей в русле общегуманитарных наук, изучения насущных проблем человечества в контексте естественных и социальных наук, Принципы системы: Социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. Идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, ситуации-образцы, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система «общей заботы» Предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — ее главный метод, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.

Идея «общей заботы» перекликается с идеями Л. Кольберга в «справедливых сообществах» Первоначально строилась как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. В системе работают: ср.школа № 825 г. Москвы (директор В. А. Караковский), средняя школа № 51 г. Рязани (директор О.Н.Маслюк) В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Воспитательная система «школы диалога культур». основателем является С. Курганов. Основные положения нового типа образования в «школе диалога культур» были сформулированы B.C. Библером: выпускник «школы диалога культур» обладает: Не готовыми знаниями, умениями, навыками, а культурой их формирования и изменения, трансформации и преобразования должен обладать. Знаниями о путях изменения знаний, умение изменять и обновлять умение, навыки изменения и переформирования навыков.

Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения в «школе диалога культур» «Школа диалога культур» актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности.

Анализ различных зарубежных и российских современных воспитательных систем показывает, что в их основе лежат различные философские, психологические, педагогические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление развивать личность в гармонии с обществом и самой собой. Воспитательная система может быть создана в рамках любой школы как образовательного учреждения, но она не обязательно является атрибутом последнего. Хорошая как образовательное учреждение школа может не иметь сложившейся воспитательной системы, охватывающей всех педагогов и школьников. системы — системы открытые, связанные и зависящие в своем развитии от среды, ее социальных, этнических, культурных, природных характеристик. Это обстоятельство предполагает знание среды, ее воспитательного потенциала, возможностей его повышения за счет максимального использования среды и превращения ее в воспитательное пространство. Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

Зарубежные воспитательные системы

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, — принцип свободы. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л.Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л.Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.

Отечественные воспитательные системы

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И.П.Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество.

Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С.Курганов.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы — директор московской школы № 825 В.А.Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества.

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Детские общественные объединения в воспитательной системе школы

Детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.

Детское общественное объединение — это прежде всего самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

В отличие от детского объединения детская общественная организация как форма детского движения — это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как правило, взрослыми сообществами, государственными структурами.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1431 ;

Зарубежные воспитательные системы

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рассматривая их, необходимо иметь в виду, что любая система, во-первых, не может претендовать на распространение своего опыта на всю сферу образования, во-вторых, она не может быть изолирована от общества в силу своей уникальности, а ее опыт должен подлежать описанию и трансляции в социокультурный контекст исторического развития страны, в-третьих, важно, чтобы она соответствовала правовым и нравственно-этическим нормам и ценностям, представленным в данном обществе.

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и их популярность растет. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания — видеть результаты своего труда.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в совершенстве. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.

Вальдорфские учителя — это высокоэрудированные, прекрасно подготовленные специалисты. Они считают, что главное в образовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса. Классный руководитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия, не давая готовых рецептов, готовых ответов, а вместе с учениками ищут ответы на поставленные вопросы, открывают новые знания. При этом они показывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у самих детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

Воспитательная система школ глобального образования.Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию. Отвечая насущным нуждам человечества на данном этапе развития, они рассматривают мир как единое целое, как огромную глобальную общину, существующую в виде системы взаимосвязей и взаимозависимостей, где благополучие каждого зависит от благополучия всех.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования — это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М.Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом. Этот подход представляет собой единство двух аспектов: предвосхищения и сопричастности. Предвосхищение — это способность справляться с новыми ситуациями, предвидеть события, увязывать прошлое с настоящим и будущим, оценивать последствия текущих событий и принимаемых решений, изобретать новые альтернативы и разделять ответственность за принятые решения. Сопричастность — способность к сотрудничеству, диалогу, взаимопониманию и сопереживанию, совершенствованию умений общаться с людьми.

Достичь этого практически невозможно без специальных учебной программы и учебных планов. Приоритеты учебных планов для начальной и средней школ, по У.Книпу, должны быть совершенно различными, но при этом обязательно дополнять друг друга. В начальной школе (в США и многих странах Запада время обучения составляет 6 лет) приоритет отдается развитию концептуальных основ, а также базисным навыкам и умениям. К последним относят умения получать и перерабатывать информацию, решать проблемы, критически мыслить, участвовать в общественной жизни и т.п.

К приоритетам средней школы У.Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Восприятие мира можно сделать всеобъемлющим за счет изучения естественно-научных, математических, социальных систем, изучения различных культур и этических ценностей в русле общегуманитарных наук, изучения насущных проблем человечества в контексте естественных и социальных наук, а также собственно глобальных курсов, за счет видения мира в исторической перспективе при изучении истории, литературы и др.

Что же касается возможностей специализации на старшей ступени, то У.Книп предлагает глобально-ориентированные направления специализации, не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: иностранные языки; современные системы и технологии; страноведение; различные культуры, культурология, предполагающая изучение широкого спектра культур, в том числе непривычных для западной цивилизации; перспективы в развитии мира; глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, и т.д.

Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста. Таким образом, можно говорить о глубинном проникновении воспитательной структуры в подструктуру дидактическую и о наполненности последней новым содержанием.

Воспитательная система «справедливое сообщество». Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л.Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л.Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего демократические взаимоотношения педагогов и воспитанников, систематическое включение детей в нравственный анализ своих и чужих поступков. Кроме того, здесь нашла отражение теория Жана Пиаже о стадиях умственного развития, о единстве умственного и морального развития в процессе целостного формирования личности.

«Справедливые сообщества» — небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» — это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудничества», в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

Идеи «справедливых сообществ» нашли отражение не только в практике американских школ и университетов, но также в разного рода исправительных учреждениях.

«Справедливые сообщества» нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводится ряд демократических процедур: прежде всего равное участие администрации, учителей и учащихся в создании правил и норм поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п. Общие собрания становятся неотъемлемой частью жизни школы, возникают собственные традиции и ритуалы. Прилагалось много усилий для превращения школы из учебного учреждения в учебно-воспитательное, где не только приятно учиться, но еще радостно проводить свободное время. «Справедливое сообщество» позволяет, по мнению Кольберга и его последователей, сбалансировать справедливость и коллективность, обеспечить эффективное развитие каждого ученика, не нарушая целостности школьного сообщества. В идеале «справедливое сообщество» дает возможность и учителям, и ученикам обрести прочные ценностные ориентиры, трансформировать узкоэгоистические интересы в правила и нормы группового поведения. Но важно не переступить черту, за которой находится прямое давление учителя на ценностные установки учащихся.

Содержанием жизни «сообщества» является разнообразная деятельность на пользу близким и далеким людям: расчистка игровых площадок, сбор средств в пользу нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кругу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каждого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм.

В начале 1980-х гг. сам Л.Кольберг провел сравнительное исследование нравственного развития детей в нескольких школах Нью-Йорка, одни из которых занимались нравственным просвещением, организацией дискуссий на моральные темы, другие работали по программе создания «справедливых сообществ», а третьи — традиционно. В итоге оказалось, что участие в решении моральных дилемм действительно несколько повысило уровень нравственного развития учащихся. Но значительно больших результатов педагоги достигли в атмосфере «справедливого сообщества». Именно здесь нравственное развитие детей ускорялось и принимало нужную направленность. Суждения, высказываемые школьниками в условиях «справедливого сообщества», демонстрировали их боґльшую моральную зрелость по сравнению с ребятами из контрольных классов. Оценивались также и учебные успехи — в области математики, чтения и письма. И здесь учащиеся из «справедливого сообщества» оказались на более высоком уровне.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читать еще:  2 месяца ребенку развитие и игры
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. III. Блокаторы ренин-ангиотензин-альдостероновой системы
  2. III. Попытки создания общей теории социальной системы
  3. Quot;Выход» системы
  4. V2: Анатомия венозной системы. Кровообращение плода и особенности кровеносного русла плода.
  5. VI. Организационная структура системы
  6. Автоматизация гостиниц: выбор системы
  7. Автономные системы и свойства их решений.
  8. Аграрные и индустриализирующиеся системы
  9. АГРЕГАТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
  10. Активные и пассивные системы