221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мария монтессори развитие речи

Речевые игры по методике Монтессори

Методика раннего развития детей по Монтессори известна многим родителям. Автор методики — Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, под руководством которой в 20-м веке были открыты школы развития для детей во всем мире.

Основная идея методики М. Монтессори — самовоспитание, самообучение, саморазвитие заложенных природой качеств. Нельзя не согласиться, например, с вот этим утверждением: «ограждая ребенка от выполнения доступных ему физических действий (раздевание, кормление и т.д.), можно причинить вред подрастающему человеку, так как возникают препятствия. развитию его жизнедеятельности. излишняя помощь является несомненным препятствием развитию природных сил ребенка».

Монтессори уделяла много внимания тренировке мелкой моторики, физической активности. Доказано, что движение пальчиков и умеренные физические нагрузки положительно влияют на развитие речи и умственные способности.

Пространство для занятий по Монтессори разделено на пять зон, которые легко можно организовать в домашних условиях.

Зона развития практических навыков. Завязывание шнурков, работа с пуговицами, застежками, владение столовыми приборами, стирка, уборка – все предметы, которые подготовят малыша к навыкам самообслуживания, находятся на этом участке.

Зона сенсорного развития. Здесь подобраны материалы, которые задействуют органы чувств ребенка: слух (музыкальные инструменты), зрение (разноцветные игрушки), обоняние (вкусовые, пахнущие баночки), осязание. Играя с материалами этой зоны, ребенок учится различать предметы по характеристикам. В процессе занятий развивается внимание, память, мелкая моторика и речь.

Зона математического развития. Собранные здесь предметы и игрушки знакомят ребенка с понятием количества (один-много), фигурами, развивают пространственное и логическое мышление. На этом участке самое место конструкторам, кубикам и матрешкам.

Зона естественно-научного развития (космоса). Материалы этой зоны знакомят детей с окружающим миром. Здесь можно поставить глобус, карты, растения, организовать «живой уголок».

Зона языкового развития представляет собой подборку книг и пособий с заданиями, развивающих речь и письмо. Этот участок нам особенно интересен, поэтому остановимся на нем подробнее.

В начальной группе Монтессори (от 1 до 3 лет) для развития речи с ребятишками проводят много пальчиковых игр и упражнений на мелкую моторику. Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются — таким образом, активизируется речевое развитие малыша, память, непринужденно увеличивается словарный запас.

Детям постарше (от 3 до 6 лет) рассказывают интересные истории и сведения об окружающем мире, проводят пальчиковые игры и предлагают занятия на развитие моторики рук и «спонтанного (или импульсного) письма».

В числе наиболее эффективных материалов, развивающих чтение, письмо и речь по Монтессори, можно выделить:

— несколько видов подвижного алфавита (наборы букв из разных материалов),

— карточки с рельефными и шершавыми буквами,

— пособия и инструменты для рисования, штриховки, соединения линий.

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры очень нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу).

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет).

Успешного саморазвития вам и вашим детям!

Читать еще:  Система обучения марии монтессори

http :// www . baby . ru / blogs / post /249017676-1356582/

Развитие речи ребенка по методу МОНТЕССОРИ

СИСТЕМА МАРИИ МОНТЕССОРИ. ЗОНА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В зоне русского языка дети расширяют словарный запас, развивают фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными буквами, составляют слова с помощью подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты.

Резонанс гласных звуков
Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей должны слиться в единый звук. При этом дети могут тихонько похлопывать себя по груди или рядом стоящего по спине.

Звуки в движении
Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху, ко-ко-ко, го-го-го, хо-хо-хо. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау.

Слова в трех коробочках
В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам.

Карточки с картинками
Изготавливается несколько наборов карточек. В зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.
К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами».

Серии сюжетных картинок
Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ.

Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка
— Прикрепление прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам ежика, солнца, льва.
— Соединение скрепками двух и более листов, составление из них длинной цепочки, прикрепление скрепок по краям картона.
— Выжимание воды из губки в пустую миску.
— Перекладывание бусин из одной миски в другую при помощи пинцета.
— Вышивание шнурком на картоне с дырочками.
— Завязывание и развязывание бантиков.
— Наматывание ниток на катушку и их раскручивание.
— Подбор к баночкам крышек по размеру, закручивание крышек на банки.
— Выкалывание иголкой точек по обозначенному контуру на листе бумаги, положенном на что-то мягкое.
— Запуск (закручивание) волчков.
— Выдувание мыльных пузырей.
— Работа с соленым тестом.

Металлические рамки и вкладыши
На двух деревянных досках — подставках находятся 10 металлических розовых рамок и соответствующие им вкладыши в виде геометрических форм. Дети обводят внутри трафаретов фигуры и выполняют штриховку.

Наборы разнообразных развивающих деревянных пазл
Наборы досок и вкладышей с пластмассовыми пуговками на ножках, из которых надо собирать заданные предметы.

От точки к точке
На карточке нарисованы точки в произвольном порядке. Ребенку надо соединить их карандашом в любой последовательности.

Переписывание
Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова.

Начало – середина – конец
Прямоугольная коробка разделена на три части и прилагаются различные фигурки предметов. Ребенку нужно определить, где в слове находится определенная буква (в начале, конце или середине). Например, Пирожок, луПа, укроП и в соответствии с этим разложить эти предметы в первую часть коробки, среднюю или последнюю.

Шершавые печатные и письменные буквы
Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая её написание. Когда буквы будут освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь определять название букв.

Большой подвижный алфавит
Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные — в голубой цвет. С помощью этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения.

Материалы для интуитивного чтения
Картинки или предметы сопоставляются с написанными на карточках словами.

Чтение названий предметов из окружающей среды
Нужны розовые таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире.

Предложения – задания
На карточках написаны задания: сядь, посмотри в окно, дай карандаш и т.д. Ребенок читает одну карточку за другой и выполняет задания.

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
методическая разработка по логопедии по теме

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессорив дошкольном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_po_montessori.docx167.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессори в дошкольном периоде.

Немного из истории.

Изначально методика М.Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Некоторые научные сведения.

Существуют периоды благоприятного развития какой-либо психической функции, те периоды наивысшей чувствительности к определенному роду воздействия (сензитивные периоды):

0-1года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст)– память.

Выготский считал, что в эти сензитивные периоды происходят глубокие изменения, которые влияют на общее развитие ребенка. Исходя из классификации выше, мы обратим наше внимание на период раннего детства и дошкольного возраста.

Как уже говорилось, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Таблица, представленная ниже, позволит сориентироваться в выборе игр по методике М.Монтессори (далее они будут описаны более подробно). Разумеется, нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

От рождения до 2-3 лет

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

От рождения до б лет — период активного развития речи.

К 4,5 месяцам младенец уже способен ощущать речь как нечто особенное. Малыши смотрят в рот говоряще му, поворачивают голову в сторону, откуда слышится звук. Стоит отметить, что если ребенок не реагирует на речь — это тревожный сигнал для родителей. Возмож но, у малыша есть проблемы со слухом. В таком случае надо как можно быстрее обратиться к врачу.

В этом же возрасте дети учатся подражать звукам. Они постоянно выплевывают что-то, надувают пузыри из слюней — так начинается тренировка мышц речево го аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое сло во, впервые в своей жизни словесно выражает мысль. Малыш хочет говорить, но пока не может. С этого мо мента происходит быстрое нарастание словаря ребенка.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет.

Это сензитивный период для развития речи, поэтому автономная речь трансформируется и исчезает, она заменяется взрослой речью. Этот процесс будет протекать естественно при полноценном общении взрослого и ребенка. К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. Ребенок одним словом обозначает предметы различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-либо признаку или способу действия с ним. Это первое обобщение ребенка. Растет пассивный словарь.

К полутора годам ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он начинает осваивать граммати ческие нормы языка. Но из-за нехватки слов у малыша нам, взрослым, кажется, что ребенок говорит на своем, «детском» языке (ать — дать, ди — иди). В этот период очень важно как можно больше разговаривать с ребен ком, рассказывать ему и читать. Что читать? Простые понятные малышу сказки, стишки, рассматривать кар тинки и придумывать по ним небольшие рассказы (это, конечно, пока придется делать вам самим). Но не менее важно не «сюсюкать», не повторять его слов, даже если они умиляют вас до слез.

Нередко родителям интересно знать: а что думает малыш? Такая возможность у вас появится, когда малы шу исполнится 2-2,5 года. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой. Вам предоставляется пре красная возможность услышать логические цепочки ре бенка, последовательность его мыслей, о чем он думает в настоящий момент. Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно становятся внутренними.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, все инструкции взрослых относительно действий.

В 2-3 года начинает понимать речь, легче понимает рассказ о том, что его окружает. Развивается и активная речь – появляются первые фразы, вопросы.

К 3 годам дошкольник должен знать от 1000 до 1500 слов. Если в 1,5 года предложение состоит из 2-3 слов, то к 3 годам усваивает грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Между 2-3 годами речевая активность резко возрастает, тк круг общения ребенка расширяется. Второй год жизни является решающим в развитии речи ребенка. Ведь именно в этот период у малыша совершенствуется понимание обращенной к нему речи, появляется самостоятельная речь. Для того чтобы выразить свои желания и мысли, малыш активно привлекает на помощь слову мимику и жесты. Развивать его речевые возможности нужно в нескольких направлениях.

Упражнение, направленные на развитие речи в этом периоде:

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ-1

Возраст: 1-2 года

В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зави сят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (при носить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Артикуляционный аппарат малыша также нуждается в постоянных упражнениях, его слабость — явление фи зиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя. На втором году жизни малыш пра вильно произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о»; соглас ные звуки произносит смягченно, не испытывает особых затруднений при произнесении звуков: «п», «б», «м», «д», «т», «н», может произносить также «к» и «г» (они быва ют часто заменены на другие звуки). Сами предметы также называет упрощенными словами (произносит первый слог слова), воспроизводит звукоподражания знакомых животных и птиц.

Развиваем умение: произнесение отдельных звуков и звукосочетаний по подражанию.

П рактические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью: образных и сюжетных игрушек; наборов для активных игр: использовать звукосочетания для обозначения игру шек и других предметов: настольных игр: узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объ ект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукопод ражание.

Рекомендации и советы:

  1. побуждайте малыша, подражая вам, произносить зву коподражание с различной интонацией;
  2. в разговоре с малышом называйте предметы и жи вые объекты правильно, используйте звукоподража ния именно как тренировочное упражнение для арти куляции ребенка, дополняя им слова, иначе речевое развитие малыша задержится.

Статья «Развитие речи по технологии М.Монтессори»

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Воспитатель ГККП «Ясли – сад №9» Кондрашова Т.Н.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание в воспитании дошкольников типично развивающихся. Большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Выбор игр по методике М.Монтессори с учётом индивидуальных особенностей развития ребенка определён таким образом:

От рождения до 2-3 лет

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зависят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (приносить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Кроме этого, а ртикуляционный аппарат малыша тоже нуждается в постоянных упражнениях. Слабость а ртикуляционного аппарата — явление физиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя.

Я работаю с детьми 3 лет. И понимаю, что в этом возрасте нужно начинать развивать речевые возможности детей. Для речевого развития детей очень актуальна технология. М.Монтессори. Технология Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который ребёнок готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышам избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем. Для развития речи детей Марии Монтессори предусматривает работу рук с любыми материалами, будь — то пересыпание, переливание, просеивание, выкладывание и т.д. Работая с материалами самостоятельно, исследуя предметы, доводя дело до конца, и получая результат, ребенок вырастет любознательной, всесторонне развитой личностью.

Кроме того, педагогическая технология М. Монтессори отводит главную роль ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает игру, деятельность, предмет с которым бы он хотел играть, в процессе игры он учиться говорить и слушать окружающих его детей и взрослых. Учится уступать другим детям, у него развивается толерантное отношение к окружающим.

Во время речевой деятельности с воспитанниками я организую, п рактические действия с образными и сюжетными игрушками, это помогает детям использовать звукосочетания для обозначения игрушек и других предметов. Узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукоподражание.

Для расширения словарного запаса детей я, на основании технологии М.Монтессори, подготовила наборы для активных игр. В процессе деятельности дети находят, показывают и называют игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, произносят обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом. Дети исполняют роль человека, известной им профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?».

Практические действия для развития связной речи, построение фразы из нескольких слов разных частей речи организую через манипулирование игрушками в инсценировках сказок, копирование действий и фраз взрослого. Учу принимать на себя роль в несложной игре -постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие.

Дети выполняют постройки по кратким инструкциям взрослого, например: «Отбери все красные кубики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась дорожка». Составляют предложение по сюжетной картинке, например: «Петушок пьет воду».

Шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков — голубой, для гласных — розовый. Как мы играем в шершавые буквы?

1. Предлагаю ребенку возможность рассмотреть игру. Затем показываю ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, называю букву сама. Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого предлагаю малышу сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву, развить мелкую моторику.

В 3 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте малыши интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода следующие упражнения:

Письмо на крупе:

Потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица .

1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.

Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Рисунки на крупе

На крупе можно писать и рисовать

Потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играем: Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.

С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.

Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

Карточки Монтессори с буквами

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например, МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.

С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Как играть. Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.

Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи . Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4летребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать
покупные лото с картинками.

Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.

Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного материала.

Я считаю, не зря педагогическая технология М.Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой, потому что основная идея технологии М.Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Применяя в работе с малышами технологию М.Монтессори, я стала относиться к каждому ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector