221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтессори у вас дома развитие речи

Статья «Развитие речи по технологии М.Монтессори»

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Воспитатель ГККП «Ясли – сад №9» Кондрашова Т.Н.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание в воспитании дошкольников типично развивающихся. Большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Выбор игр по методике М.Монтессори с учётом индивидуальных особенностей развития ребенка определён таким образом:

От рождения до 2-3 лет

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зависят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (приносить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Кроме этого, а ртикуляционный аппарат малыша тоже нуждается в постоянных упражнениях. Слабость а ртикуляционного аппарата — явление физиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя.

Я работаю с детьми 3 лет. И понимаю, что в этом возрасте нужно начинать развивать речевые возможности детей. Для речевого развития детей очень актуальна технология. М.Монтессори. Технология Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который ребёнок готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышам избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем. Для развития речи детей Марии Монтессори предусматривает работу рук с любыми материалами, будь — то пересыпание, переливание, просеивание, выкладывание и т.д. Работая с материалами самостоятельно, исследуя предметы, доводя дело до конца, и получая результат, ребенок вырастет любознательной, всесторонне развитой личностью.

Кроме того, педагогическая технология М. Монтессори отводит главную роль ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает игру, деятельность, предмет с которым бы он хотел играть, в процессе игры он учиться говорить и слушать окружающих его детей и взрослых. Учится уступать другим детям, у него развивается толерантное отношение к окружающим.

Во время речевой деятельности с воспитанниками я организую, п рактические действия с образными и сюжетными игрушками, это помогает детям использовать звукосочетания для обозначения игрушек и других предметов. Узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукоподражание.

Для расширения словарного запаса детей я, на основании технологии М.Монтессори, подготовила наборы для активных игр. В процессе деятельности дети находят, показывают и называют игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, произносят обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом. Дети исполняют роль человека, известной им профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?».

Практические действия для развития связной речи, построение фразы из нескольких слов разных частей речи организую через манипулирование игрушками в инсценировках сказок, копирование действий и фраз взрослого. Учу принимать на себя роль в несложной игре -постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие.

Дети выполняют постройки по кратким инструкциям взрослого, например: «Отбери все красные кубики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась дорожка». Составляют предложение по сюжетной картинке, например: «Петушок пьет воду».

Шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков — голубой, для гласных — розовый. Как мы играем в шершавые буквы?

1. Предлагаю ребенку возможность рассмотреть игру. Затем показываю ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, называю букву сама. Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого предлагаю малышу сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву, развить мелкую моторику.

В 3 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте малыши интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода следующие упражнения:

Письмо на крупе:

Потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица .

1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.

Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Рисунки на крупе

На крупе можно писать и рисовать

Потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играем: Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.

С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.

Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

Карточки Монтессори с буквами

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например, МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.

С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Как играть. Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.

Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи . Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4летребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

Читать еще:  Категория системы в воспитании

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать
покупные лото с картинками.

Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.

Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного материала.

Я считаю, не зря педагогическая технология М.Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой, потому что основная идея технологии М.Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Применяя в работе с малышами технологию М.Монтессори, я стала относиться к каждому ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Статья «Развитие речи по технологии М.Монтессори»

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Воспитатель ГККП «Ясли – сад №9» Кондрашова Т.Н.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание в воспитании дошкольников типично развивающихся. Большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Выбор игр по методике М.Монтессори с учётом индивидуальных особенностей развития ребенка определён таким образом:

От рождения до 2-3 лет

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зависят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (приносить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Кроме этого, а ртикуляционный аппарат малыша тоже нуждается в постоянных упражнениях. Слабость а ртикуляционного аппарата — явление физиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя.

Я работаю с детьми 3 лет. И понимаю, что в этом возрасте нужно начинать развивать речевые возможности детей. Для речевого развития детей очень актуальна технология. М.Монтессори. Технология Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который ребёнок готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет малышам избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем. Для развития речи детей Марии Монтессори предусматривает работу рук с любыми материалами, будь — то пересыпание, переливание, просеивание, выкладывание и т.д. Работая с материалами самостоятельно, исследуя предметы, доводя дело до конца, и получая результат, ребенок вырастет любознательной, всесторонне развитой личностью.

Кроме того, педагогическая технология М. Монтессори отводит главную роль ребенку. Ребенок самостоятельно выбирает игру, деятельность, предмет с которым бы он хотел играть, в процессе игры он учиться говорить и слушать окружающих его детей и взрослых. Учится уступать другим детям, у него развивается толерантное отношение к окружающим.

Во время речевой деятельности с воспитанниками я организую, п рактические действия с образными и сюжетными игрушками, это помогает детям использовать звукосочетания для обозначения игрушек и других предметов. Узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукоподражание.

Для расширения словарного запаса детей я, на основании технологии М.Монтессори, подготовила наборы для активных игр. В процессе деятельности дети находят, показывают и называют игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, произносят обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом. Дети исполняют роль человека, известной им профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?».

Практические действия для развития связной речи, построение фразы из нескольких слов разных частей речи организую через манипулирование игрушками в инсценировках сказок, копирование действий и фраз взрослого. Учу принимать на себя роль в несложной игре -постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие.

Дети выполняют постройки по кратким инструкциям взрослого, например: «Отбери все красные кубики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась дорожка». Составляют предложение по сюжетной картинке, например: «Петушок пьет воду».

Шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает использовать письменный шрифт. Фон табличек для согласных звуков — голубой, для гласных — розовый. Как мы играем в шершавые буквы?

1. Предлагаю ребенку возможность рассмотреть игру. Затем показываю ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, называю букву сама. Малыш может повторить движение руки в воздухе, чтобы лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шершавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к механическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами необходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого предлагаю малышу сполоснуть руки теплой водой и вытереть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выполняют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощущения, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву, развить мелкую моторику.

В 3 года ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте малыши интересуются буквами — символами звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода следующие упражнения:

Письмо на крупе:

Потребуется: набор табличек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица .

1. Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы по манке.

Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без специального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

Рисунки на крупе

На крупе можно писать и рисовать

Потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играем: Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, прочитывает его.

С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вместе с этим совершенствуется и умение мысленно соединять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение готовит их к плавному, незаметному переходу к осознанному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентрировать внимание.

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначающих согласные звуки, и розовый, обозначающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и называет слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.

Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

Карточки Монтессори с буквами

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и последнюю буквы в каждом слове. На обратной стороне карточки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточки и переворачивает их словами вверх. Покажите малышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например, МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и соответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на табличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.

С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величиной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеленого или др; маленькие фигурки животных; искусственные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного картона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Читать еще:  Воспитание по системе монтессори

Как играть. Положите в красную коробочку маленькие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то предмет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.

Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление об этой вещи . Выслушайте его, обязательно похвалите за интересное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попросите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ребенок берет фигурки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4летребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать
покупные лото с картинками.

Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами. Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с напечатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в гости и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова.

Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыслению и проживанию прочитанного материала.

Я считаю, не зря педагогическая технология М.Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой, потому что основная идея технологии М.Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

Применяя в работе с малышами технологию М.Монтессори, я стала относиться к каждому ребенку, как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и « Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

Читать еще:  Монтессори обучение детей

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори
методическая разработка по логопедии по теме

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессорив дошкольном периоде.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_po_montessori.docx167.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника по системе Марии Монтессори

Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная работа над всеми психическими функциями задолго до его поступления в школу. Некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей, начиная с младенчества. К таковым относится методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка, обращенная к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!». В своей статье мы обратим внимание на методы развития речи по системе Монтессори в дошкольном периоде.

Немного из истории.

Изначально методика М.Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Сегодня метод Марии Монтессори – один из самых распространенных в мире, получивший колоссальное признание.

Некоторые научные сведения.

Существуют периоды благоприятного развития какой-либо психической функции, те периоды наивысшей чувствительности к определенному роду воздействия (сензитивные периоды):

0-1года (младенчество) – развиваются ощущение и восприятие;

1-3 года (раннее детство) – речь;

3-5 лет (младший и средний дошкольный возраст) – первичные нравственные привычки;

5-7 лет (старший дошкольный возраст)– память.

Выготский считал, что в эти сензитивные периоды происходят глубокие изменения, которые влияют на общее развитие ребенка. Исходя из классификации выше, мы обратим наше внимание на период раннего детства и дошкольного возраста.

Как уже говорилось, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Таблица, представленная ниже, позволит сориентироваться в выборе игр по методике М.Монтессори (далее они будут описаны более подробно). Разумеется, нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

От рождения до 2-3 лет

Шершавые буквы, подвижный алфавит, фигуры-вкладыши, материалы для ощупывания

От 3,5 до 4,5 лет

Рамки – вкладыши, проталкиватели, обводки, книжки-раскраски

От 4,5 до 5,5 лет

Самодельные книжки с картинками и словами. Кубики и карточки с буквами

От рождения до б лет — период активного развития речи.

К 4,5 месяцам младенец уже способен ощущать речь как нечто особенное. Малыши смотрят в рот говоряще му, поворачивают голову в сторону, откуда слышится звук. Стоит отметить, что если ребенок не реагирует на речь — это тревожный сигнал для родителей. Возмож но, у малыша есть проблемы со слухом. В таком случае надо как можно быстрее обратиться к врачу.

В этом же возрасте дети учатся подражать звукам. Они постоянно выплевывают что-то, надувают пузыри из слюней — так начинается тренировка мышц речево го аппарата.

К году ребенок сознательно выговаривает первое сло во, впервые в своей жизни словесно выражает мысль. Малыш хочет говорить, но пока не может. С этого мо мента происходит быстрое нарастание словаря ребенка.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет.

Это сензитивный период для развития речи, поэтому автономная речь трансформируется и исчезает, она заменяется взрослой речью. Этот процесс будет протекать естественно при полноценном общении взрослого и ребенка. К 3 годам ребенок усваивает все основные звуки языка, самое главное в речи то, что слово приобретает предметное значение. Ребенок одним словом обозначает предметы различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-либо признаку или способу действия с ним. Это первое обобщение ребенка. Растет пассивный словарь.

К полутора годам ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он начинает осваивать граммати ческие нормы языка. Но из-за нехватки слов у малыша нам, взрослым, кажется, что ребенок говорит на своем, «детском» языке (ать — дать, ди — иди). В этот период очень важно как можно больше разговаривать с ребен ком, рассказывать ему и читать. Что читать? Простые понятные малышу сказки, стишки, рассматривать кар тинки и придумывать по ним небольшие рассказы (это, конечно, пока придется делать вам самим). Но не менее важно не «сюсюкать», не повторять его слов, даже если они умиляют вас до слез.

Нередко родителям интересно знать: а что думает малыш? Такая возможность у вас появится, когда малы шу исполнится 2-2,5 года. В этом возрасте дети часто разговаривают сами с собой. Вам предоставляется пре красная возможность услышать логические цепочки ре бенка, последовательность его мыслей, о чем он думает в настоящий момент. Этот этап довольно короткий, и монологи постепенно становятся внутренними.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, все инструкции взрослых относительно действий.

В 2-3 года начинает понимать речь, легче понимает рассказ о том, что его окружает. Развивается и активная речь – появляются первые фразы, вопросы.

К 3 годам дошкольник должен знать от 1000 до 1500 слов. Если в 1,5 года предложение состоит из 2-3 слов, то к 3 годам усваивает грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Между 2-3 годами речевая активность резко возрастает, тк круг общения ребенка расширяется. Второй год жизни является решающим в развитии речи ребенка. Ведь именно в этот период у малыша совершенствуется понимание обращенной к нему речи, появляется самостоятельная речь. Для того чтобы выразить свои желания и мысли, малыш активно привлекает на помощь слову мимику и жесты. Развивать его речевые возможности нужно в нескольких направлениях.

Упражнение, направленные на развитие речи в этом периоде:

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ-1

Возраст: 1-2 года

В этот период важно уделить много внимания развитию у малыша слухового восприятия звуков, от которого зави сят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (при носить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Артикуляционный аппарат малыша также нуждается в постоянных упражнениях, его слабость — явление фи зиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя. На втором году жизни малыш пра вильно произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о»; соглас ные звуки произносит смягченно, не испытывает особых затруднений при произнесении звуков: «п», «б», «м», «д», «т», «н», может произносить также «к» и «г» (они быва ют часто заменены на другие звуки). Сами предметы также называет упрощенными словами (произносит первый слог слова), воспроизводит звукоподражания знакомых животных и птиц.

Развиваем умение: произнесение отдельных звуков и звукосочетаний по подражанию.

П рактические действия, которые учится выполнять ре бенок с помощью: образных и сюжетных игрушек; наборов для активных игр: использовать звукосочетания для обозначения игру шек и других предметов: настольных игр: узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объ ект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукопод ражание.

Рекомендации и советы:

  1. побуждайте малыша, подражая вам, произносить зву коподражание с различной интонацией;
  2. в разговоре с малышом называйте предметы и жи вые объекты правильно, используйте звукоподража ния именно как тренировочное упражнение для арти куляции ребенка, дополняя им слова, иначе речевое развитие малыша задержится.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector