221madou.ru

Мама и Я
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение счету по монтессори

Обучение счету по монтессори

Имя Марии Монтессори в настоящее время известно всем родителям и педагогам, работающим с детьми.

Её подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире.

Марию Монтессори дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сенситивных (благоприятных) периодов детства. Многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики…

Несмотря на то, что практически в каждом городе существуют Монтессори — центры и Монтессори – группы, не у всех детей есть возможность их посещать.

Мария Монтессори изначально занималась вопросами воспитания и образования детей, имеющих проблемы в развитии. Но, к сожалению, финансирование государственных учреждений, работающих с такими детьми, не позволяло обеспечить их специальными материалами.

В прошлом учебном году наш Центр закупил большое количество Монтессори-материалов. Педагоги используют его для своей работы с детьми каждый день.

Все Монтессори-материалы условно можно разделить на зоны:

Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания.

Зона сенсорного развития , где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.

Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала.

Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.

Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Мне хочется подробнее остановиться на том, как помогают Монтессори –материалы приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объём знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания

Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.

Согласно её теории, предоставив в распоряжение ребенка различные предметы, которые он может сравнивать по величине, размеру, количеству и форме, мы тем самым создаем благоприятную среду для развития его математических способностей; по сути, мы учимся считать, играя.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:

«Считаем до 10» (обучение прямому и обратному счёту до 10,

знакомство с цифрами от 1 до 10, соотнесение числа и количества,
усвоение состава числа).

«Знакомство с десятичной системой» ( знакомство с многозначными числами, работа со знаменитым « Золотым материалом» Монтессори из золотистых бусин, который позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощутить форму и даже вес таких количеств, как несколько единиц, несколько десятков, сотен и тысяч бусин). Так ребенок сначала знакомится, опять-таки, с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится набирать его на материале. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел. Сопоставляет количества и символы. Осваивает подобным образом десятичную систему, выкладывая по девять раз каждый разряд.

«Порядковый счёт до 100» (Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счету и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Эта группа немногочисленна. Сначала на цветных и «золотых» стержнях дети составляют числа от 11 до 19, от 20 до 99, затем сопоставляют с карточками. Наглядно видят, как образуется то или иное число. Достоинство этой группы ещё и в том, что представлены наглядно на цепочках из цветных стержней квадрат и куб числа от 1 до 10, а счет «с перепрыгиванием»: когда считаем шепотом, а последнюю бусину называем громко, помогает подготовиться к запоминанию таблицы умножения.

«Материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления» ( В результате работы с материалом четвертой группы ребенок может научиться свободно выполнять «в уме» сложение и умножение однозначных чисел и обратные им действия: вычитание и деление. Материалы разбиты на 4 серии соответственно четырем арифметическим действиям).

Непосредственно в своей работе с детьми я широко использую материал 1 группы и 5 группы.

Очень часто многие родители, услышав, что их ребенок научился считать до 10, 100 и даже 1000, с гордостью заявляют, что их ребенок умеет считать. Но, стоит только попросить его принести 3 ложки, 2 машинки и т.д., мы сразу увидим механическое восприятие счёта.

Поэтому в первой группе материалов мы знакомим ребенка в первую очередь с количеством, делаем это на числовых штангах .

Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:
— выкладывать в порядке возрастания и убывания;
— сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;
— определять, на сколько отрезков одна штанга длиннее другой;
— самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг.

Математическая зона в системе Монтессори

Ребенок может постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с цифрами и счетом.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.

Математические материалы делятся на 5 основных групп:

  • обучение прямому и обратному счёту до 10;
  • знакомство с цифрами от 1 до 10;
  • соотнесение числа и количества;
  • усвоение состава числа;
  • знакомство с многозначными числами;
  • порядковый счет до 1000;
  • материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления; дроби.

Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:

  • выкладывать в порядке возрастания и убывания;
  • сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;
  • определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой;
  • самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг;
  • если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину.

Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков». Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.

Шершавые цифры

Вам понадобятся таблички с шероховатыми цифрами от 1 до 9. Ребенку нужно обводить двумя пальчиками цифру, запоминать её форму, написание и название.

8 прямоугольных карточек. Каждая разделена на три части. На центральной части написана определенная цифра от 2 до 9. Так же имеются отдельные карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенку нужно подбирать соседей к карточкам.

Веретёна

Нужны два ящичка, разделенные внутри перегородками на 5 отсеков. Каждый отсек обозначен цифрами от 0 до 9. Необходимо также 45 счетных палочек (веретён). Ребенок раскладывает в каждую ячейку по нужному количеству палочек: где цифра 1 – одну палочку, цифра 2 – две палочки и т.д. Обговаривается, почему в ячейку с цифрой 0 не положили ни одной палочки. Подобную игру можно провести с пронумерованными стаканчиками и фасолью. Если все фасолины разложены по стаканчикам правильно – то фасолин не остается.

Читать еще:  Воспитание по системе монтессори

Цифры от 1 до 10 и 55 красных кружков. Ребенок выкладывает цифры по порядку, а потом под ними в столбик кладет соответствующее количество кружков. Получается визуальная лесенка. На этом материале можно знакомить с понятиями четных и нечетных чисел.

Играть можно как в настоящие деньги, так и вырезанные из картона дубликаты. Ребенку нужно научиться считать деньги, разменивать десятирублевую купюру монетами, давать сдачи.

Подготовьте несколько шнурков и разные геометрические фигуры небольшого размера. Ребенок выкладывает на столе несколько треугольников и «очерчивает» их шнурком. Затем так же выкладывает квадраты, круги и тоже объединяет их шнурками.

Знакомство с десятичной системой

Если ребенок умеет считать до 10, он сможет научиться считать и дальше. Единица – это маленькая бусинка, если взять десять бусин-единиц, которые ребенок собственноручно наденет на стержень, то получится десяток. Сотня – это квадрат из десяти стержней, а куб из сложенных друг на друга квадратов – сотни. Ребенок надевает бусинки на стержень.

Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр

Ребенок с помощью линейки и метра измеряет различные предметы (лист бумаги, книгу, зеркало, стол, лавку и т.д.). Можно сделать бумажный ростомер и периодически измерять рост ребенка.

Ребенок с помощью напольных и бытовых весов взвешивает различные предметы.

Золотой материал

С помощью этого материала действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл. Используется 100 бусинки золотистого цвета, 45 стержней с бусинками, 10 квадратов – сотен из бусин, 1 куб из бусин, карточки с цифрами от 1 до 9000. Ребенок знакомится с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится выкладывать эти множества с помощью золотого материала. Единицы к единицам, десятки к десяткам, сотни к сотням, тысячи к тысячам. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел и начинает сопоставлять количество и символы. Теперь можно на том же самом золотом материале наглядно осваивать сложение, вычитание, умножение и деление.

Доски Сегена

Две доски разделены на пять частей. На каждой части написано число 10. Прилагаются табличками с цифрами 1-9. С помощью этого пособия дети изучают цифры от 11 до 19 и соотносят их с определенным количеством стержней и бусинок.

Доска для сложения

Доска разделена на 11 горизонтальных рядов по 18 квадратов. Самый верхний ряд пронумерован от 1 до 19. Еще имеется 9 синих полос (первое слагаемое) и 9 красных полос (второе слагаемое). Все они разной длины – от 1 см до 9 см и пронумерованы. Чтобы сложить, например, 4+5, мы берем синюю полоску в 4 см и кладем её горизонтально по верхней строчке доски. К её концу прикладываем красную полоску «5». И смотрим по верхней строке – на какой цифре закончилась полоска – на 9. Значит, 4+5=9.

Доли и дроби

Нужны круги-дроби красного цвета от 1 целой до 1/10. Ребенок упражняется в составлении целого круга из 2х половинок, из 3х, 4х и т.д. частей; сравнивает эти части друг с другом: что больше 1/2 или 1/5. Постепенно соотносит количество частей с символами. Знакомится с названиями частей, учится их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действия с дробями.

Как научить ребёнка считать в уме

Большинство родителей озадачены вопросом раннего развития детей: какими навыками должен обладать малыш к приходу в школу? Входит ли в их число навык счёта в уме? Если да, то как его развивать? Существует немало разработок и методик, дающих ответы на эти вопросы. Рассмотрим самые интересные из них с примерами упражнений.

С какого возраста стоит обучать детей счёту в уме

В младшей группе детского сада малыши трёх лет за год в норме осваивают цифры от 0 до 5. Через год с этими же цифрами дети учатся считать в прямом и обратном порядке, усваивают счёт цифр до 10. Различные методики по улучшению математических способностей ребёнка в наши дни популярны как никогда. Мнения экспертов о том, с какого возраста стоит обучать детей устному счёту, разнятся: одни считают, что начинать стоит с 6–7 лет, однако есть немало методик для развития этого навыка у детей 3–4 лет. Сходятся они в одном: обучение детей счёту в уме определённо стоит начинать ещё до школы.

Устный счёт развивает память и внимание, интеллект и математическую смекалку

Знакомить малышей с цифрами можно с помощью произведений С. Маршака «Весёлый счёт», А. Барто «Арифметика», Б. Заходера «Как-то вечером к медведю…» и др.

Эффективные методики обучения счёту в уме

Ключевым в любой методике является заинтересованность ребёнка предметом, а интерес к подсчитыванию у малышей появляется довольно рано. Заботливый родитель и грамотный воспитатель могут пробудить его, добавив в привычные игры и режимные моменты элементы счёта: во время одевания можно сосчитать с малышом пуговицы на кофточке или кукол в коробке с игрушками. Со временем ребёнок сам будет проявлять к этому интерес, и останется только подобрать подходящие формы развития у него навыка устного счёта.

Нередко возникает проблема нехватки усидчивости или концентрации внимания у дошкольника. Здесь главное не перегрузить малыша предметом, а начинать с малого: если на начальных этапах ребёнку удалось сконцентрироваться на подсчёте ступенек крыльца хотя бы 5 минут в день, это уже успех. Помните, что в раннем возрасте обучение должно строиться в игровой форме, без принуждения.

Определите, какие занятия и игрушки нравятся ребёнку, и используйте это в обучении счёту

К началу обучения устному счёту с использованием операций сложения и вычитания родителям или воспитателям следует сформировать у ребёнка понятия «больше» и «меньше», а также научить пересчитыванию предметов в пределах пяти. Приведём примеры интересных методик обучения ребёнку счёту в уме.

Ментальная арифметика

Это направление пришло в нашу страну из-за рубежа и набирает всё большую популярность в России. Методика, истоки которой лежат в Японии XVI века, рассчитана на детей в возрасте от 4 до 12 лет: чем раньше ребёнок начинает обучение, тем легче ему будет. Обучение, как правило, включает в себя 10 ступеней и в зависимости от количества занятий в неделю укладывается в 2–3 года.

Ментальный (от лат. mentalis) — интеллектуальный, связанный с умственной деятельностью.

С помощью абакуса можно не только складывать, вычитать, умножать и делить числа, но и возводить их в степень и извлекать корни

На начальных этапах обучения дети используют специальные счёты — абакус, состоящие из прямоугольной рамки и косточек на спицах, разделённых полосой. Через некоторое время ребёнок учится представлять абакус в уме и мысленно выполнять на нём счётные операции. Принцип счёта на абакусе прост: желая прибавить определённое число, ребёнок пододвигает нужное количество косточек к планке ответа. На схеме ниже рассмотрим несколько простых примеров счёта, которые можно отработать с детьми.

При сложении нижние косточки — единицы — поднимаем, верхнюю — пятёрку — опускаем, если нужно вычесть число, то действуем наоборот

Ментальная арифметика помогает ребёнку освоить пространственное понимание числа, которое можно не просто абстрактно представить, но и буквально осязать, потрогав косточки на абакусе.

Косточки абакуса специально имеют не круглую, а немного заострённую форму, что способствует развитию мелкой моторики детей

После решения простых примеров дети переходят к работе с формулами на абакусе, а затем осваивают следующую ступень — счёт в уме. Кроме развития непосредственно математических способностей, ментальная арифметика стимулирует воображение и способствует межполушарному взаимодействию головного мозга. В результате ребёнок научится считать в уме быстрее калькулятора и одновременно читать стихи или петь. Разнообразные задания для самостоятельных занятий с малышами можно найти на портале Ментальная арифметика, посвящённому данной методике.

Читать еще:  Обучение по монтессори что это

Видео: знакомство с абакусом

Методика Полякова по обучению счёту в уме

Интересную методику для развития навыков устного счёта разработал Поляков С. Н. — советский и российский инженер, посвятивший более 10 лет раннему обучению детей чтению и счёту. Свою методику автор описывает так:

На первом этапе обучения устному счёту необходимо научить ребёнка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Поляков С. Н.

http://7steps-to-book.com/methods/eval/

Начать заниматься по методике Полякова можно с детьми двух–трёх лет

Методика содержит примерно 40–45 уроков по 10–20 минут и подойдёт дошкольникам с 3 лет, если они могут пересчитать предметы в пределах пяти. Её достоинство в том, что ребёнок учится мыслить сразу группами чисел, а не пытается пересчитывать предметы по одному.

Таблица: задания первого урока по методике Полякова (фрагмент)

Материалы
  • Пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5;
  • пять кубиков с размером ребра примерно 1,5–2 см, установленных в коробочке.
ПодготовкаДля начала выясните, какое количество кубиков ребёнок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трём годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трёх, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже.
ЦельДети научатся видеть количество предметов (кубиков) целиком, не подсчитывая их пальчиком.
Ход урока
  • Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в неё один кубик. Спросите ребёнка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить её рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребёнок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на её место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребёнок запомнит, как выглядят два кубика, и начнёт называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  • Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Коробочка — это домик, клетки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клетку слева от ребёнка и скажите: «Один гномик пришёл в домик». Потом спросите: «А если к нему придёт ещё один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребёнок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребёнок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клетку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдёт, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребёнок ответит: «Один останется».
    Усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребёнок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришёл, или сколько их осталось, после того как один ушёл, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребёнку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребёнка. Убирать всегда нужно последний кубик, т. е. второй слева.
ИсточникПоляков С. Н. Обучение детей счёту. http://7steps-to-book.com/methods/eval/

В качестве кубиков можно использовать продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний» или «learning bricks»

Видео: обучение детей счёту по методике Полякова

Методика обучения счёту по Монтессори

Известный педагог и автор собственной методики Мария Монтессори также немало внимания уделила развитию у детей навыков счёта. Методика также опирается на эмпирические и игровые формы работы, а используемые материалы обязательно должны быть яркими и удобными, чтобы ребёнок с удовольствием ими пользовался. Также важна практическая применимость полученных знаний для малыша. Монтессори приводит пример с разменом монет, что, безусловно, интересно каждому дошкольнику, ведь деньги — неотъемлемая часть повседневной жизни. Покажите ребёнку, умеющему пересчитывать предметы в пределах 10, монетку в 10 рублей. А затем дайте 10 монет достоинством в 1 рубль. Объясните, как в большой монетке «помещается» 10 маленьких. Далее можно усложнить задачу монетами в 2 и 5 рублей.

В другом интересном упражнении используются для наглядности деревянные бруски разной длины от 1 дм до 1 м, окрашенные в синий и красный цвета отрезками по 10 см. Ребёнку предлагается разложить бруски в порядке увеличения длины, а затем назвать каждый цифрой, соответствующей количеству цветных отрезков в нём.

Самый короткий брусок состоит из одного цветного отрезка и получает название «один», а самый длинный — «десять»

Достоинства этой методики в том, что ребёнок при обучении счёту задействует свои осязательные и зрительные анализаторы, учится чувствовать число.

Видео: девочка учится считать по методике Монтессори

Как не стоит обучать детей счёту

Отдельно стоит сказать о довольно распространённых методиках обучения счёту дошкольников, которые удобны родителям и воспитателям для объяснения, но имеют низкую эффективность, поскольку формируют у малыша привычку считать медленно и не способствуют умственному развитию. Например:

  • Не стоит учить ребёнка приёмам сложения и вычитания по единице: чтобы к 5 прибавить 2, нужно первым шагом к 5 прибавить 1, а вторым шагом прибавить ещё 1. Когда речь пойдёт о двузначных и трёхзначных числах, обучающемуся придётся тратить очень много времени на счёт.
  • Счёт на пальцах также не столь эффективен, хотя и удобен: пока малыш их считает, он не задействует механизмы запоминания результатов счёта. А зачем? Пальцы всегда при себе, можно снова ими воспользоваться. Однако намного лучше если у ребёнка в памяти откладываются результаты операций с целыми числовыми группами, когда он пытается складывать и вычитать числа по памяти, не глядя на предметы.

Намного лучше позволить ребёнку считать на осязаемых предметах, которые взрослый может по желанию убирать или добавлять

Существуют различные методики по обучению дошкольников навыку счёта в уме. Все они сходятся на том, что подсчитывание предметов интересует ребёнка с раннего детства, поэтому важно направить этот интерес в нужное русло: выбрать комплекс заданий и упражнений в игровой форме с использованием разнообразных наглядных материалов.

Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников»

Елена Васютина
Мастер-класс «Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Светлячок»

Мастер-класс

«Использование технологии М. Монтессори по математическому развитию в образовательной деятельности дошкольников»

детский сад №10 «Светлячок»

Почти век имя Марии Монтессори приковывает к себе внимание общественности. Она призывала бережно относиться к личному пути каждого маленького человека, создала дидактические материалы, которые стимулируют естественное развитие ребенка.

Работа по системе М. Монтессори, это постоянное самообучение, при чем не только детей но и педагогов. Уже на протяжении двух лет, наши дети обучаются по системе М. Монтессори. В группу пришли дети с разным «багажом» знаний и умений. За два года неловкие,. малыши превратились в самостоятельных, уверенных в своих силах исследователей. Каждый день в группе, это новые открытия, новые навыки и умения.

Ценность Монтессори-метода состоит в том, что его легко транслировать из одной культуры в другую, он вне времени, потому что опирается на базовые потребности ребенка, не зависящие от национальных, культурных, временных различий.

Многочисленные упражнения позволяют ребенку самостоятельно сделать открытия, овладевая при этом способами умственных действий. На конкретном материале даже младшие дети могут решать сложные задачи. Кроме того, в процессе освоения материалом ребенок:

1. Учится ставить цели и достигать их;

2. Приобретает практические навыки решения различных задач;

3. Действует путем проб и ошибок, что способствует развитию умения нахождения собственных ошибок и исправления их.

Хочется отметить главные точки соприкосновения методики М. Монтессори и ФГОС.

1. Каждый ребенок – это неповторимая индивидуальность имеющая право на любовь, уважение, и защиту.

2. Образ мыслей, убеждений и взглядов педагогов направленны на помощь ребенку в совершенствовании своей личности.

3. У педагогов есть общий принцип – не навреди.

В своей работе по математическому развитию детей, используемтакие методы работы как:

«Уроки тишины»— приучают к самообладанию и сосредоточенности, развивают наблюдательность, слух, терпение.

«Упражнения на линии»— это ходьба по линии, где идет тренировка всех мышц, концентрации внимания и координации движений.

«Ежедневные круги»— воспитывают у детей дисциплину, учат обращать внимание друг на друга и не мешать окружающим.

«Упражнения в практической жизни»-формируют двигательные навыки, способствуют воспитанию независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности, укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки.

Рассмотрим первую группу математических материалов разработанных М. Монтессори, помогающих ребенку освоить счет до 10, научиться узнавать и изображать числа с помощью цифр. Это такие дидактические материалы как, числовые штанги, числа и чипсы, шершавые цифры, веретена.

Имитационная игра. (В форме открытого занятия)

1. Числовые штанги

Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:

выкладывать в порядке возрастания и убывания;

сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;

определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой;

самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг;

если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину.

Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков».Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.

2. Числа и чипсы. (упражнение в практической жизни)

Материал: коробка с вырезанными из дерева красными числами от 1 до 10 в одном отделении и 55 красными пластмассовыми кружочками-чипсами — в другом. Тонкая палочка.

Цели: прямая — тест на умение последовательно считать до десяти и соотносить количества и символы; знакомство с четными и нечетными числами; косвенная — подготовка к делению.

Ребенок выкладывает цифры по порядку, а потом под ними в столбик кладет соответствующее количество кружков. Получается визуальная лесенка. Это тестовый материал для математических материалов Монтессори первой группы. С его помощью можно определить, в силах ли ребенок сопоставить количество предметов (чипсов) соответствующей цифре. Кто из вас готов пройти этот тест? Участник выкладывает цифры, я показываю, как выкладывать чипсы под ними. После цифры 5 участник выкладывает чипсы самостоятельно. После выполненного упражнения показываю, как определить четные и нечетные числа.На данном этапе этой работы наша прямая цель: выучить числовой ряд, уметь соотносить количество и символы, знакомить с четными и нечетными числами.Косвенная цель: подготовка к делению чисел.

3. Шершавой цифры

Цель: связать названия и символы цифр 0-9, познакомиться с цифрами. Подготовка к написанию цифр.

Воспитатель кладет деревянную табличку перед ребенком и медленно ведет по цифре 1 указательным и средним пальцами, повторяя процесс ее написания, он предлагает ребенку проделать то же самое и повторить название цифры. Точно так же он поступает с цифрами 2 и 3.

На второй и третьей ступенях урока о наименованиях учитель обращает внимание на то, чтобы ребенок снова провел рукой по цифре и повторил ее название. Через частое повторное проведение рукой по цифре запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, которые хотят написать цифры, нужно предоставить такую возможность. Для этого потребуется цветной поднос с манной крупой.Ребенку необходимо объяснить правила игры с манной крупой: не высыпать крупу из подноса, не бросаться крупой, рисовать пальчиком.

Так же в своей работе использую

Игры на сопоставление цифры и количества предметов. (в кругу)

Раздаю детям открытки с записанной цифрой.

«Принеси в центр столько каштанов, сколько написано в твоей открытке.

«Математические цветы»

Из картона вырезаны разноцветные круги, на каждом круге цифра, обозначающая количество лепестков. Надо при помощи прищепок собрать цветок.

Особенность материалов Монтессори состоит в том, что они допускают возможность самоконтроля.

Я продемонстрировала вам дидактические игры системы М. Монтессори и приемы работы с ними. Предлагаю подумать, в каких образовательных областях можно использовать данные упражнения, сформулируйте задания к ним.

Круги трех цветов. Желтый -остались вопросы. Красный –не удалось разобрался в теме. Зеленый – тема раскрыта, все понятно.

Методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, повышают уровень умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Данные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

«Роза». Мастер-класс. Добрый день! Гуляя по улице, радуешься, как вся природа оживает после холода. На пороге уже стоит лето, кругом всё цветёт… Ну, конечно,.

«Топиарий». Мастер-класс Мастер-класс по изготовлению топиария из салфеток. Для его создания понадобится: — ветка от дерева с ответвлениями; — бумажные салфетки.

Букетики для мам (мастер-класс) К празднику мам мы решили подготовить необычный подарок. В изготовлении поделки приняла участие вся группа. Цель: Формировать умение у детей,.

Масленица (мастер-класс) Череда мероприятий в образовательных учреждениях сменяют друг друга. Только только прошли праздники для мамочек, а тут и Масленица уже.

Мастер-класс «Бабочка» Для того чтобы сделать таких бабочек вам понадобиться: цветная бумага,клей ПВА,ножницы,простой карандаш,белый лист бумаги или картона.

Мастер-класс «Мастер времени. Делаем декоративные часы» Это захватывающая возможность попробовать себя в качестве настоящего часового мастера и декоратора. А чтобы вдохнуть жизнь в свои новые.

Мастер-класс «Пчелка» Наступила весна. Вся природа просыпается от сна. Зеленеют деревья, распускаются цветы, прилетели птицы, проснулись насекомые. Таких забавных.

Мастер-класс «Подсолнух» анная работа сочетает в себе собственно аппликацию и конструирование из бумаги (оригами). Для изготовления подсолнуха на понадобится:лист.

Мастер-класс «Скворечник» Здравствуйте, дорогие коллеги! Наступила долгожданная весна, выглянуло солнышко, природа просыпается и хочется творить) А скоро день птиц.

Мастер-класс «Сухой душ» Мастер-класс «Сухой душ».Наш Детский сад открылся совсем недавно, в декабре 2015 года. Мне достался маленький кабинет. Кабинет предназначен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×