221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отечественная система воспитания

Понятие о воспитательной системе. Характеристика отечественных воспитательных систем.

1. Понятие о воспитательной системе

2. Характеристика отечественных воспитательных систем

В предыдущих лекциях уже говорилось о том, что одной из задач модерни-зации образовательной сферы, реализации гуманистического подхода к организа-ции учебно-воспитательного процесса является создание условий, необходимых для эффективного развития и формирования личности, для подготовки человека к социальной жизни, для его самоопределения и самореализации. Очевидно, нет необходимости доказывать, что решение этой задачи возможно лишь тогда, когда процесс воспитания перестает быть стихийным, неуправляемым, подчиненным случайным целям, а организуется как четкая, сложено функционирующая систе-ма. Вот почему в педагогической науке все чаще употребляется понятие «воспи-тательная система школы» (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершун-ский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), а в педагогической практике успеш-но функционируют воспитательные системы, созданные талантливыми педаго-гами В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельским и др.

Что же такое педагогическая система в целом и воспитательная система школы как ее составная часть? Обратимся к мнению ученых.

В.П. Беспалько считает, что «педагогическая система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогическо-го влияния на формирование личности с заданными качествами».

Л.В. Загрекова под педагогической системой понимает «объективно суще-ствующую совокупность социально-педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появления новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим ее компонентам».

При этом все исследователи называют следующие основные компоненты педагогической системы как структуры:

Понятие «педагогическая система» включает в себя дидактическую систему и воспитательную систему, которые существуют и развиваются параллельно, но в тесной связи друг с другом.

Перечисленные выше компоненты В.П. Беспалько представил в виде схемы, которая дает понять, что выпадение хотя бы одного компонента приводит к раз-рушению целостности и, стало быть, эффективности всей системы.

8) Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько)

Изложенное выше дает нам основание перейти к осмыслению понятия «воспитательная система школы». Воспользуемся для этого определением Л.И. Новиковой: «воспитательная система школы – это комплекс целей, единство лю-дей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая дея-тельность по обеспечению жизнедеятельности системы» («Воспитательная систе-ма школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989. С. 62).

Таким образом, воспитательная система школы предполагает:

− комплекс воспитательных целей и задач;

− общность людей, их реализующих;

− совместную деятельность, направленную на достижение щелей;

S

− сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятель-ности;

− часть окружающей социальной среды, которая освоена коллективом школы для реализации принятых целей;

− управление совместной деятельностью.

Воспитательная система школы – плод коллективного мышления, ее эффек-тивность зависит от того, насколько приняты ее участниками цели, содержание, складывающиеся отношения; однако это не означает, что в ней игнорируются ин-дивидуальные особенности воспитуемых. Поэтому для нее актуальна формула: воспитательная деятельность, охватывающая всех + индивидуализация воспита-ния — вот слагаемые успеха.

Поясним высказанные положения.

1. Воспитательная система школы включает в себя, как правило, блок це-лей, осмысленных и принятых всеми ее участниками, при этом важное значение имеет не столько уяснение того, что и как нужно делать, но и осознание того (и нам представляется это более существенным), во имя чего воспитательная систе-ма создана.

2. Творцами, авторами системы являются все ее участники: педагоги, вос-питанники, взрослые (родители, представители общественных организаций и др.), которые включены в школьную жизнь. При условии, что все они спаяны в единый воспитательный коллектив, следует считать, что этот коллектив – ядро воспита-тельной системы школы.

3. При реализации целей важно, какие отношения складываются между членами школьного коллектива: воспитательная система функционирует в дея-тельности, обязательно творческой. Системообразующей это деятельность стано-вится тогда, когда она оказывается интересной, увлекательной для всех, когда каждый находит в ней сферу приложения своих знаний, умений, творческих за-мыслов. Это может быть сфера познания (школа №76, г. Рига, рук. Г.П. Поспело-

ва), сфера труда (Б.О. Полянский, Курская область; А.А. Захаренко, Черкасская область), сфера спорта, сфера клубной работы.

Санкт-Петербургский ученый И.П. Иванов ввел в педагогическую теорию и практику термин «коллективное творческое дело» (КТД_ и проанализировал воспитательный эффект использования различных видов КТД прежде всего в создании воспитательных школьных систем.

4. Воспитательная система школы – система открытая, отбирающая и испыты-вающая внешние влияния и реагирующая на них. Сильная воспитательная сис-тема способна преобразовать среду, как бы подчинить ее себе (так было у А.С. Макаренко). Для этого школа должна быть реальным центром воспитательной работы в своем микрорайоне, в ближайшем социуме.

5. Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, обретает новые формы. Процесс этот не стихий-ный, а управляемый. Управление системой осуществляется через:

− расширение и разнообразие форм коллективной творческой деятельности;

− введение инновации в воспитательный процесс;

− расширение взаимодействия с социальной средой.

Разумеется, создание и авторский характер воспитательной системы школы зависит от целого ряда моментов:

− от специфики местоположения школы (сельская местность или город);

− от количества учащихся;

− от отношений в коллективе;

− от творческой инициативности членов коллектива и т.д.

Поэтому воспитательная система школы не может быть стандартной, обяза-тельной для всех типов учебно-воспитательных учреждений и в любом ее прояв-лении является авторской.

В своем становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов.

1 этап – собственно становление системы. Он включает в себя

− обоснование и постановку целей;

− выработку главных, приоритетных ориентиров в организации коллективной творческой деятельности

− проектирование коллективных ценностных установок.

2 этап – связан с отработкой структуры системы и содержательной стороны деятельности учащихся.

− утверждаются системообразующие сферы и виды деятельности;

− выделяются приоритетные направления функционирования системы;

− отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности.

3 этап – оформление системы: крепнут внутренние связи, упорядочивается жизнь школьников, формируется так называемое «чувство школы». Создаются и «работают» традиции, создаются предпосылки для социального наследования. Расширяются связи с ближайшим социальным окружением, активно используется материальная, природная, предметно-эстетическая среда, в управлении преобла-дают саморегуляция и самоконтроль, наступает период относительной стабильно-сти.

Однако останавливаться на этом этапе не следует (А.С. Макаренко напоми-нал педагогам, что остановка в созидательном воспитательном движении равно-сильна смерти). Поэтому важно готовиться к обновлению системы.

В методической литературе называются 2 пути, по которым может осуще-ствляться обновление системы: революционный и эволюционный.

Первый (революционный) связан, как правило, с чрезвычайными обстоя-тельствами и требует коренных изменений структуры системы, изменений целе-вых ориентиров (Так, например, произошло с А.С. Макаренко и воспитательным коллективом, когда ему предложили перебраться в Куряж).

Итак, мы подробно изложили теоретические основы возникновения и ста-новления такого педагогического феномена, как воспитательная система школы. Однако его теоретическое осмысление было бы невозможным, если бы воспита-тельные системы не являлись бы реальным воплощением творческих замыслов педагогов-практиков. История развития образования и педагогической мысли знакомит нас с опытом создания воспитательных систем как за рубежом, так и в нашей стране.

К числу наиболее известных зарубежных воспитательных систем, бесспор-но, относятся школа Монтессори, Вольдорфская школа и педагогическая система Селестена Френе.

В отечественной педагогике экспериментальная работа по созданию воспи-тательных школьных систем началось в 20 е годы XX века и связана с именами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Ривеса, М.М. Пи-страка и др. Остановимся подробнее на некоторых из этих систем.

Система А.С. Макаренко функционировала в одном из официальных учре-ждений для несовершеннолетних правонарушителей

(сначала трудовая колония, затем – школа-коммуна). Системообразующими факторами стали настоящая про-изводственная деятельность и самоуправление коллективом воспитанников. В ко-лонии был цех по изготовлению мебели, столь необходимой для нормальной жиз-ни колонистов, в коммуне появился завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты. Придя к выводу, что «труд без идущего рядом образования и вос-питания становится нейтральным» в воспитательном плане, мало привлекатель-ным для ребенка, А.С. Макаренко удачно соединил начальную профессиональ-ную подготовку с общим средним образованием колонистов. Разработанная им методика создания и развития коллектива, которая цементировала взаимоотноше-ния, общение в колонии и коммуне, стали классикой отечественной педагогики.

Читать еще:  Развивающие доски монтессори своими руками

Система В.Н. Сороки-Росинского была создана на базе Московской школы им Ф. Достоевского, благодаря книге Пантелеева, одного из учащихся этой шко-лы, более известная как «республика ШКИД». В основу этой системы был зало-

жен учебный труд (учеба, учение), который для беспризорных голодных и разде-тых детей превратился в «сказочно увлекательный процесс». Девизом школы стали слова: « Только знание помогут нам выйти в люди». Вот что пишет в своей книге «Республика ШКИД» А. Пантелеев: «Нас лечили трудом, но трудом не фи-зическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой – 10 уроков в день, летом, кажется шесть или семь и никакого протеста – ни тогда, ни теперь – в памяти. Мы с наслаждени-ем впитывали в себя культуру».

Система С.М. Ривес была организована в Одесской школе-коммуне. Ее сис-темообразующим компонентом стало создание атмосферы радости с помощью фантастических феерий, праздничных шествий, творческих смотров, которые ак-тивизировали деятельность детей, воспитывали доброжелательность, взаимоува-жение, желание помочь товарищу и т.д. И это лишь беглый обзор опыта школ 20 х -30 х годов, школ авторских, являющихся настоящей сокровищницей творческой педагогики.

Воспитательная система В.А. Караковского (школа №825, г. Москва) осно-вана на коллективной творческой деятельности в разных формах внеурочных и учебных занятиях, которая неизбежно предполагает элементы неформального и свободного самовыражения учащихся в атмосфере дружеского общения педаго-гов и детей. Большое внимание уделяется клубной работе, вовлечение детей в коллективные творческие дела через участие в различных объединениях по инте-ресам. Ребята становятся участниками игры «Робинзонада», дидактического теат-ра, аукциона знаний, научных конференций и других увлекательных дел, что спо-собствует созданию особого эмоционального и интеллектуального настроя, ус-воению важнейших ценностных ориентиров. Школа существует уже более 25 лет, что позволяет анализировать процесс развития воспитательной системы, его зако-номерностей, вносить необходимые коррективы в жизнедеятельность школы.

Воспитательная система Г.П. Поспеловой (шк. №76 им. М. Ломоносов, г. Рига) предполагает в качестве главной составляющей ориентированность на ран-

нее выявление и развитие задатков и способностей каждого отдельного ученика, для определения его дальнейшего жизненного пути. Ведущий вид деятельности – познавательная, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности. В школе созданы научные ученические объединения, соответствующие 3 профилям обучения: химико-биологическому, физико-математическому и гуманитарному. Нам представляется, что в связи с предпола-гаемым в процессе модернизации образования переходом к профильному образо-ванию на старшей ступени обучения опыт этой воспитательной системы имеет особое значение.

Разумеется, в рамках одной лекции невозможно рассказать обо всех воспи-тательных системах, но следует подчеркнуть, что они созданы и успешно функ-ционируют, обогащая педагогическую науку и практику творческими идеями, ин-новационным подходом к решению самых актуальных вопросов воспитания, обу-чения и образования подрастающего поколения.

В заключение обратим внимание на то, что понятие «воспитательная систе-ма школы» не тождественно понятию «система воспитательной работы». Послед-нее складывается из работы (достаточно разобщенной и самостоятельной) от-дельных классных руководителей и чаще всего предполагает сумму различных мероприятий, проводимых по классам. Суть понятия «воспитательная система школы» достаточно полно представлена в данной лекции и не требует дополни-тельных разъяснений.

Отечественные воспитательные системы

4. Воспитательная система общей заботы.Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым
И.П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в.В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы:социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеиколлективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.
Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. В
организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обученияи воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д.

5. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалогана уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь ковладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Процесс воспитания в школе диалога культур — процесс культуроемкого развития личности.

6. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.Основатель этой системы В.А. Караковский.Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, егоинтересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор — это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

7. Воспитательная система школы-комплекса.Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А. Караковскогои многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях. Главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможностей с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения.

Отечественные системы воспитания XX в.

Приведем краткий обзор существовавших в нашей стране некоторых воспитательных систем.

Прежде всего, следует остановиться на педагогической системе С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще (Москва), поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1905-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовой, умственной, эстетической, гигиенической, социальной) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось.

Читать еще:  3 месяца ребенку развитие и игры

Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919 — 1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать «центром воспитания в окружающей среде». Глубокое осмысление жизнедеятельности детской трудовой колонии привело его к разработке теории детского коллектива и детского самоуправления.

В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения.

На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929— 1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности в колхозном строительстве. Однако идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко, осуществляемая в России в период с 1930 по 1940 г., получила известность в мире как система коммунистического воспитания. Цель — воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы всегда выше собственных. В то же время это система авансированного доверия к человеку. Даже самый «никчемный человечек», если видит перед собой пусть не радужную, но перспективу, начинает по-новому строить свою жизнь. Человеку всегда должны светить радость и счастье. Важно, утверждал А.С. Макаренко, воспитывать не только человека-творца, но и счастливого человека. Воспитывать человека — значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.

Особенность педагогической системы А.С. Макаренко — это правильное соотношение целей и средств воспитания, их диалектическая взаимосвязь. Гуманизм — один из центральных принципов созданной им педагогической системы: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему»15.

Разработкой целостного подхода к воспитанию человека пронизаны многие труды педагога: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных»16.

В наши дни у теории А.С. Макаренко находятся немало противников и сторонников. Но если учесть, что его система формировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость.

В основу воспитательной системы Ф.Ф. Брюховецкого, которая сформировалась в 1943 г. в Краснодаре, были заложены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это — опора на традиции, педагогический коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьезная трудовая деятельность, проведение общих торжеств и празднеств. Трудовая деятельность была в числе основных видов. Сплоченность коллектива проявлялась и в отношении к учебно-воспитательному процессу, и в его организации. Дети дорожили честью класса, школы и не могли подвести коллектив своим нерадивым отношением к учебе. В коллективе установился стиль требовательности в сочетании с доброжелательностью и бережным отношением к индивидуальности.

Ф.Ф. Брюховецкий выдвинул идею связи перспективы и традиций. Школа, формировавшая уважение к личности, демократию и гуманизм, просуществовала до середины 1970-х гг. и доказала, что даже в период тоталитаризма и авторитаризма талантливые педагоги могли найти применение своим силам.

Система воспитания В.Л. Сухомлинского сформировалась в конце 1850-х — начале 1860-х гг. в Павлышевской сельской школе на Украине. В своей педагогической практике В.А. Сухомлинский применял индивидуальное воспитание, в котором учитывалось соотношение общественных, коллективных и личных интересов. В его воспитательной системе категория личности занимает центральное место. Ребенок — активный и самостоятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.

Для системы В.А. Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. Учение должно быть напряженным, но радостным трудом.

Видное место в системе воспитания педагога занимали категории красоты, творчества. Существенную часть воспитания в Павлышевской школе составляли народные традиции.

В своей воспитательной системе В.А. Сухомлинский отводил важную роль личности педагога и семье, их взаимодействию с учащимися.

Интерес к внутреннему миру ребенка, его личностному своеобразию не заслонил от педагога проблемы общественного значения. Более того, в его воспитательной системе гражданственность и патриотизм были одной из доминирующих ценностей.

В системе воспитания В.А. Караковского (школа № 825 Москвы) нашла свое яркое выражение методика коллективных творческих дел, именуемая иногда «коммунарской методикой».

Главным композиционным узлом системы является коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул старшеклассниками, учителями и выпускниками прошлых лет. В течение трех дней этот коллектив устраивает игры, общается, выполняет интересную работу, как в коммуне. Коммунарский сбор трудно отнести к какому-то определенному виду деятельности. Это сложная педагогическая композиция. В то же время это самостоятельная духовная ценность, феномен школьной культуры, передающийся из поколения в поколение. Условно можно сказать, что коммунарский сбор — действующая модель идеальных человеческих отношений. Сбор — это и школа актива, и школа психокоррекции и психотерапии. Такой сбор порождает неизбежные противоречия между идеалом и серой действительностью. В школе считают, что отношения в ней между педагогами и учащимися должны больше напоминать семью, чем парламент.

При первых признаках старения системы ее компоненты обновляются под непосредственным наблюдением автора. Поэтому система как динамичное, развивающееся явление как бы обрекает ее участников на постоянный поиск.

Характеристика принципов современной отечественной системы воспитания

Читайте также:

  1. A) на этапе разработки концепций системы и защиты
  2. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  3. C. неживые системы
  4. I. Краткая характеристика группы занимающихся
  5. I. Общая характеристика договора продажи недвижимости
  6. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  7. I.3.2.Становление советской системы управления
  8. I.5.2.Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
  9. I.6.1.Кризис административно-командной системы в условиях завершения восстановления народного хозяйства после окончания Отечественной войны.
  10. I.Дисперсные системы
  11. II. Загальна характеристика ХНАДУ
  12. III. Характеристика ведомственных целевых программ и мероприятий подпрограммы

Лекция

По учебной дисциплине

«Основы педагогики»

Тема 6. Принципы воспитания и их реализация в практической деятельности

Учебные вопросы:

Требования к принципам воспитания.

Характеристика принципов современной отечественной системы воспитания.

Литература

1. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 2008.-С.448-454. 2. Каменская Е.Н. Педагогика: Учебное пособие.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008.-С.83-86. 3. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие .- М.: Высшая школа, 2008.- С234-247.

1. Учебный вопрос

Требования к принципам воспитания.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспита­ния) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспита­тельных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного вопло­щения в практику. Грубое и систематическое нарушение прин­ципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть при­влечен даже к судебному преследованию.

2. Комплексность. Принципы несут в себе требование ком­плексности, предполагающее их одновременное, а не пооче­редное, изолированное применение на всех этапах воспита­тельного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фунда­ментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую оче­редь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

В то же время принципы воспитания — это не готовые ре­цепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать вы­соких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования прин­ципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.

2. Учебный вопрос

Характеристика принципов современной отечественной системы воспитания.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами:

• общественная направленность воспитания;

• связь воспитания с жизнью, трудом;

• опора на положительное в воспитании;

• единство воспитательных воздействий.

Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «обще­ственный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и при­нуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, при­обретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание должно готовить человека к актив­ной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на под­держку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных ка­честв на основе принятых и действующих в государстве идео­логии, конституции, законов. Этот принцип требует подчине­ния всей деятельности педагога задачам воспитания подраста­ющего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на форми­рование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государствен­ные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится не­возможной. У воспитателя недостает конкретного фактическо­го материала для полноценного воспитания. Школа — не госуч­реждение, а социальный институт, общественно-государствен­ная система, призванная удовлетворять образовательные запро­сы государства в той же мере, как общества и личности. Нару­шение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодо­лена отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в обще­ственной жизни, а также узость и корпоративность профессио­нальных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не моно­полистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

Для преодоления процесса огосударствления школы в раз­витых странах создана сеть частных (общинных) школ, реали­зующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что обуче­ние в государственных школах бесплатное, а в частных — плат­ное, большинство населения (от 50 до 80—85% в различных странах) предпочитает платить за возможность воспитания сво­их детей на общественно-личностных ценностях.

Реализуя принцип общественной направленности воспита­ния, важно добиваться практически-мотивированного взаимо­действия с воспитанниками.

При этом следует избегать лозунговой педагогики, многосло­вия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и об­щения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они вы­соконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо со­четать организацию разнообразной общественно полезной дея­тельности с целенаправленным формированием сознания вос­питанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социаль­ным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

К сожалению, опыт эффективного гражданского воспита­ния у нас утерян, приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным воспитательным системам, накопившим немало Ценного в этой области. «Главная задача школы — воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и Уважают законы государства» (Г. Форд, бывший президент США). На достижение этой цели в школы направляются зна­чительные финансовые средства. Президент США Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирате­лям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.

Один из эффективных путей реализации принципа — вве­дение специальных школьных предметов и наполнение соот­ветствующим содержанием других школьных дисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошло пре­подавание мини-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п. Для всех классов созданы под­готовленные видными специалистами учебные пособия: «Закон и американское общество» (для 9—11 классов), «Выдающиеся процессы Верховного суда» для 7—8 классов), «Важнейшие статьи Конституции» (для 11 класса) и многие другие. Издают­ся тематические серии, состоящие из нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и потре­битель», «Бедность и процветание», «Преступление и правосу­дие» и т. д.

В американских школах и школах других западных стран очень многое делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного от­ношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности, дости­гается внушением юным гражданам выгодных правительству, хотя и не всегда бесспорных идей. «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но это наша Америка и мы ее любим» (учебник для 8 класса); «Несмотря на наши проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» (учебник для 7 класса); «Если в наши дни вы поедете от одного побережья страны до другого, то большинство американцев скажут вам, что любой из них имеет полную возможность получить образование, вы­сокооплачиваемую работу и иметь собственный дом» (учебник для 7 класса).

Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недо­статке или отсутствии соответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполне достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже — в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о со­ответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «за­кон», «ответственность», «правительство» и др., если их форми­рование осуществляется на конкретных примерах, тут же под­тверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспиты­вает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Актуальная задача — преодоление в ближайшие годы апа­тии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов соци­ализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответствен­ность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собствен­ную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общест­во, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая усло­вия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.025 сек.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector