221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Педагогические системы воспитания

Популярные системы воспитания детей

Воспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написано тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не придерживаясь каких-либо особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, которые имеют свои принципы и методы. Рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день педагогические системы воспитания детей и подростков.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.

В вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Авторские педагогические системы

Понятие авторской педагогической системы

Разработка и создание авторской педагогической системы зависит от внутреннего импульса педагога, его стремления к инновационной деятельности, творческому саморазвитию в рамках собственной педагогической деятельности.

Авторская педагогическая система требует от педагога внесение авторского начала во все ее компоненты (цель, содержание, структуру и т.д.).

Особенностью авторской системы является то, что для нее характерно саморазвитие, основанное на синтезе профессиональной мотивации, ориентир на получение высоких воспитательно-образовательных результатов, а также получение опыта самообразования в профессиональной деятельности.

Выделяют ряд критериев, определяющих сформированность авторской педагогической системы:

  1. Субъективность педагога в рамках его профессиональной деятельности. Это выражается в авторской постановке цели обучения (воспитания), наполнения (содержания) и разработке ситуаций развития личности ребенка.
  2. Адаптированность методической системы. Предусматривает обязательную адаптацию используемых педагогом методов, средств и приемов, к индивидуальному стилю педагога.
  3. Соавторство педагога и ребенка в процессе разработки структурных компонентов педагогического процесса (цели, средства, планируемые результаты, критерии оценивания и т.д.).
  4. Технологичность педагогической деятельность – направлена на результативность системы, то есть совпадение ожидаемых результатов с полученными в итоге.
  5. Обеспечение единства когнитивного и личностно-смыслового развития каждого ученика (воспитанника).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, авторская педагогическая система должна быть личностно-ориентированной и предусматривать формирование адекватной ценностно-смысловой сферы развития личности.

Характеристика основных авторских педагогических систем

В настоящее время разработано достаточное количество авторских педагогических систем по обучению и воспитанию детей разных возрастов и в разных направлениях. Ряд авторских педагогических систем являются общепризнанными во всем мире и используются в практике педагогической деятельности. Рассмотрим наиболее известные системы.

Классно-урочная система Я.А. Коменского.

Авторская педагогическая система Я.А. Коменского, описанная в его труде «Великая дидактика» совершила переворот в традиционной педагогике. Это связано с тем, что ранее использовался индивидуальный подход в обучении и воспитании, а классно-урочная система обучения значительно облегчала труд педагога, позволяла охватить большее количество детей, планировать педагогическую деятельность.

В рамках данной системы, Я.А. Коменский разработал и описал принципы обучения и воспитания, которые остаются актуальными и в настоящее время:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Принцип социальной полезности образования – предполагает, что основной задачей учебного заведения является процесс обучения людей («школа – это мастерская людей»).
  • Принцип равенства и справедливости в образовательной политике – согласно данному принципу, доступ к получению образования должны иметь все без различия пола, расы, сословия, достатка и т.д.
  • Принцип иерархичности целей образования – процесс обучения должен быть не просто интересен детям, а побуждать их к самостоятельной постановке целей и их последующему достижению.
  • Принцип универсальности знаний – основан на том, что невозможно знать все и обо всем, в процессе обучения детям необходимо дать основу (фундамент) знаний, которые будут способствовать расширению их кругозора и представлений об окружающем мире.
  • Принцип ориентации на человека (учащегося) – согласно данному принципу, обучения должно в первую очередь быть направлено на развитие человека, удовлетворение его потребностей в знаниях, а не на благо отдельного государства.
Читать еще:  Система развития монтессори с рождения

Авторская педагогическая система Дж. Локка «Воспитание джентльмена».

Данная система ориентирована на то, что каждый человек должен не просто существовать, а жить и действовать разумно, не ущемлять свободу других. Учить всему этому необходимо с самого раннего детства.

Согласно авторской системе подготовка будущего члена общества должна включать в себя воспитание и обучение, принципиально отличающиеся по педагогическому подходу.

Вначале процесса воспитания для свободы нет места, так как ребенок не умеет ею рационально пользоваться. Основа воспитания – это формирование поведения, привычек, навыков общения, понимания что хорошо, а что плохо и т.п. Только после того как все это будет усвоение ребенком, ему дается определенная свобода действий. Важно отметить, что свобода дается постепенно, в зависимости от того, какие навыки были усвоены ребенком.

Авторская педагогическая система И. Г. Песталоцци «Природосообразность развития».

Данная авторская система опирается в первую очередь на то, что каждый человек – это творение природы. Невозможно воспитать полноценно развитую личность, если сам процесс воспитания и обучения будет идти против природы. В педагогическом процессе педагог должен опираться на природные потребности и возможности каждого ребенка, понимать их значимость в развитии личности.

Основой воспитания И.Г. Песталоцци считал занятия трудом, в рамках которых ребенок может удовлетворить свою природную потребность в деятельности.

Авторская педагогическая система Л. Н. Толстого.

Опираясь на положения Ж.-Ж. Руссо, об идеальной природе ребенка, Л. Н. Толстой призывал отказаться от какого-то ни было воспитания как недопустимого, по его мнению, давления на еще не сформировавшуюся личность. В Яснополянской школе, открытой для крестьянских детей, было реализовано стремление Л. Н. Толстого создать систему образования «не для народа, а из народа» и нашли отражение основные положения его авторской педагогической системы. Успех и результативность Яснополянской школы основаны на органическом и средовом подходах.

Авторская педагогическая система А. С. Макаренко.

Данная система основана на том, что воспитание человека должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Основные принципы системы А.С. Макаренко:

  • школа — это свободная ассоциация-коммуна учащихся и педагогов;
  • идея открытости школы окружающей ее природной и социальной среде;
  • идея активности ребенка, его внутреннего саморазвития, важнейшим стимулом которого является трудовая деятельность;
  • единство индустриального труда и нравственного воспитания.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Виды воспитательных систем, их характеристика.

Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.И. Новиковой.

В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой. Исследователи объясняют понятие феномена воспитательной системы объективными причинами. А именно: «В современном интенсивно меняющемся мире. неуклонно проявляются две взаимосвязанные тенденции — интеграция и дифференциация. В результате возникают разного рода противоречия. Распадаются целостные образования, в то же время разрозненные явления, действия, процесссы интегрируются в целостные, глобальные явления, различного рода системы. Тенденции эти свойственны и педагогической действительности, в рамках и под воздействием которой формируется и развивается современный человек и как индивидуальность, и как определенный тип личности. Они проявляются как при целенаправленном воспитании, так и в стихийно протекающих процессах социализации.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая, социальный и психологический характер.

Исследователями воспитательной системы предлагается следующее ее определение: «Воспитательная системацелостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат».

Задача воспитательной системы — интегрировать все воспитательные воздействия в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. В связи с этим главными функциями воспитательной системы являются: интегрирующая (приводит к я соединению несогласованных воспитательных воздействий); регулирующая (упорядочивает воспитательный процесс, управление им); развивающая (обеспечивает динамику воспитательной системы, которая выражается в оптимизации ее функционирования, в поступательном развитии, в совершенствовании). Воспитательная система обладает рядом признаков, общих с другими социальными системами. Ей присущи целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие со средой и с системами более низкого и более высокого порядка. Воспитательная система имеет прошлое, настоящее и будущее.

Специфическими признаками воспитательной системы как системы педагогической является то, что она включает в качестве цели, объекта и субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования — педагогическую деятельность.

Воспитательная система конкретного образовательного учреждения занимает определенное положение в иерархии воспитательных систем: государственная, региональная, локальная и, наконец, воспитательная система данного учреждения. Она имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания, контингент учащихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Важным признаком воспитательной системы является ее открытость, т.е. связь с окружающей средой. Воспитательная система сама способна влиять на нее, обладая признаком обратной связи. Преобразуя окружаем среду по законам педагогики, педагогизируя ее, воспитательная система делает ее своей составной частью.

Воспитательная система может рождаться, совершенствоваться, обновляться, стареть, умирать, т.е. она способна к саморегуляции.

Воспитательную систему цементирует следующее образование: деятельность — отношения — идеология. Для этого рекомендуется изучить материальную базу школы, кадровый состав, культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива, уровень развития школы, знать личные предпочтения инициатора создания воспитательной системы и пр. При создании воспитательной системы надо учитывать социальное окружение школы (городская, сельская, где работают жители, какие предприятия и учреждения имеются).

Возможны следующие воспитательные системы.

Коммунарская школа. В ее основе — соединение разнообразных видов деятельности: художественно-творческой, спортивной, познавательной, трудовой и др.

А.В. Мудрик заметил, что коммунарское движение было сосредоточено в русскоговорящих регионах. Очевидно, для этого существуют важные культурные предпосылки. У данной системы есть и недостатки: очень силен эффект новизны, через несколько лет он проходит, наступает неудовлетворенность; с ростом общей культуры перестает удовлетворять уровень творчества по сравнению с первоначальным, на начальном этапе возможно временное снижение успеваемости и дисциплины.

Воспитательная системаколледж. Системообразующей является познавательная деятельность. В принципе это элитарная школа, чаще имеющая свой профиль. Другие виды деятельности также присутствуют, причем многие из них могут быть очень хорошо развиты. Недостатками этой системы являются трудности комплектования, неудовлетворяющие педагогов взаимоотношения между Очными классами и элитарными, дискриминация непрофильных учебных предметов.

В основе создания других систем могут находиться коллективный труд и трудовые отношения. Может быть клубная деятельность. Тогда школа — это объединение клубов, которые могут лучше обеспечить личностный подход в развитии личности. Думается, только политическая деятельность не может лежать в основе создания ВС.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

Система А. С. Макаренко в 20—30-е гг. прошлого века в советской Ук­раине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушите­лей — трудовая колония, затем коммуна). Великим открытием А. С. Макаренко стало воспитание в коллективе, методика создания и раз­вития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были раз­новозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, от­ношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, — принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.

Читать еще:  Система обучения н а зайцева

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования — это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.

Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Воспитательная система «справедливое сообщество«. Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.

«Справедливые сообщества» — небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. «Справедливое сообщество» — это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ «нравственность принуждения» заменяется на «нравственность сотрудничества», в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело — ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

• переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры».

• школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли.

• строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.

• основное содержание школьного курса — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы — директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

Школа-комплекс — одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Тема 2. Современные воспитательные системы школы

Тематика семинарских занятий по педагогике

Тема 1. Сущность целостного педагогического процесса.

1. Понятие целостного педагогического процесса.

2. Педагогический процесс как сложная социальная система.

3. Основные функции педагогического процесса.

4. Структура педагогического процесса.

Задания для самостоятельной работы

— Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

— Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

— Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Методические материалы к занятию

Педагогический процесс -развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности.

Основные функции педагогического процесса:

· образовательная / информативная —формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;

· ценностно-ориентационная —формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.

· развивающая —формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.

· социальная адаптация —приспособление воспитанников к условиям жизни.

Педагогический процесс -внутренне связанная совокупность многих процессов (формирование, развитие, обучение, воспитание), суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое содержание этих процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, единство, общностьглавные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Алгоритмический стиль мышления и его роль в процессе формирования вычислительных навыков у младших школьников

. суть понятия алгоритмического стиля мышления, психолого-педагогическую и методико-математическую основу формирования вычислительных навыков. 2. Описать процесс формирования вычислительных навыков посредством развития алгоритмического стиля .

Читать еще:  Стоимость обучения в вальдорфской школе

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

· Связь воспитания и социальной системы

· Связь обучения и воспитания.

· Связь воспитания и деятельности

· Связь воспитания и активности личности

· Связь воспитания и общения.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую и следующих элементов:

Этапы педагогического процесса:

· Подготовительный (выдвижение цели)

— цель

— диагностика условий

— содержание

— средства

— формы

— методы

· Основной (реализация цели)

— реализация содержания, средств, методов, форм

— осуществление контроля и самоконтроля

· Заключительный (оценка результативности)

— анализ и самоанализ результатов

— выявление возникших отклонений

— анализ и самоанализ причин отклонения.

Литература:

1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX века. — М., 1990.

2. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. Т.2.

3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. — Казань, 1997.

4. Амоношвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 19 995.

5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.-Воронеж, 1996.

6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. — М., 2000. С.79−107.

Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе

. педагогических наук Москва Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе. В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. Россия . дореволюционной России), требует выделения для изучения основ духовно-нравственного воспитания в школе общечеловеческих ценностей с их индивидуальными вероисповеданиями (общие праздники, .

Тема 2. Современные воспитательные системы школы.

1. Воспитательная система школы.

2. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.

3. Обновление школьной политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.

4. Авторские педагогические системы.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Изучить педагогический опыт Ш. А.Амоношвили, В.Ф.Шаталова, В.А.Караковского.

Цель: знакомство с авторскими педагогическими системами; формирование представлений о передовом педагогическом опыте.

Схема анализа опыта:

— Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно и где применяется, новизна опыта.

— Теоретические положения философии, педагогики и психологии, положенные в основу опыта.

— На что направлено воспитание?

— Что отвергает опыт из традиционной школы?

— Преимущества данного опыта по отношению к другим воспитательным системам и традиционному обучению.

— Как реализуется интерес ребят и что обеспечивает их развитие?

— Соотношение форм обучения (урок, домашнее задание, кружки, секции )

— Требования к учителю в данной школе.

— В чем эффективность школы?

Литература:

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. /А.С. Макаренко. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990.

3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. /Под ред. Н.Л. Селивановой. — М., 1998.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Учебное пособие. Сост. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов. — М., 1998.

Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)

. в такой ситуации? Почему?». Данные выполнения диагностических заданий ребенком 6-ти – 7-ти лет (подготовительная группа) . помощь», «Предложи свою помощь» Данные выполнения диагностических заданий ребенком 5-ти – 6-ти лет (старшая группа) . Данные выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения .

5. Караковский В.В. и др. Воспитание? Воспитание! Воспитание… Теория и практика школьных воспитательных систем. — М., 1996.

6. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. — М., 1994.

7. Шамова Т.И., Тетьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2001.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. — М., 2000.

Тема 5. Семья в системе воспитания и социализации личности

1. Проблемы современных семей и пути их разрешения.

2. Особенности семейного воспитания.

3. Организация жизни ребенка в семье.

4. Условия взаимодействия учителя, классного руководителя с семьей.

5. Содержание и формы психолого-педагогической помощи семье.

6. Специфика формирующего влияния семьи.

Методические материалы к занятию

Семья— малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождение и воспитанием детей.

Функциисемьи: общение; организация быта и ведение хозяйства; поддержание духовных и физических сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи; организация досуга; создание условий для профессиональной деятельности, создание гармонии интимных отношений супругов,; продолжение рода.

Задания для обсуждения на занятиях.

Задание1. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, Утверждает, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет важное значение для формирования личности ребенка и выделяет пять основных стилей, «тактик семейного воспитания»:

Воспитание в семье

. «я». Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее . домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; в) регенеративная — (лат .

— ДИКТАТ

— ОПЕКА

— КОНФРОНТАЦИЯ

— МИРНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

— СОТРУДНИЧЕСТВО

Сформулируйте определения для каждого из вышесказанных тактик, попытайтесь дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей в семье.

При анализе тактик воспитания предлагаем опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, раскрывая дефекты воспитания:

Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя ему повышенные требования, но не одаряя его теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий — несбыточных надежд на «сказочного» принцы, который избавит их от сложностей жизни.

Воспитание по типу кумира семьи: выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим — все это может быть порождено таким стилем отношений в семье.

Гиперопека — вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы.

Гипоопека — ребенок предоставлен самому себе, его никто не контролирует, никто не пытается ему помочь в процессе личностного развития.

Воспитание по типу кронпринца обнаруживается чаще всего в состоятельных семьях, где родители, занятые преимущественно собственным бизнесом, собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания.

Задание 2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это.

Воспитание ребёнка в неполной семье

. .2 Условия восприятия ребёнка в неполной семье В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность . забывая о том, что не ребенок существует для воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что матери (отцы), следующие воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их .

Задание 3. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании: в какой мере они совпадают?

Задание 4. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования.

Литература:

1. Афанасьева Т.М. Семья. — М., 1985.

2. Гаврилова Т.П. Учитель и семьи школьников. — М., 1991.

3. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. — М., 1981.

4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М., 1987.

5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей./Избр. пед. соч. в 2-х т. — М., 1987.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.

7. Петровский А.А. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика./Избр. пед. соч.Т.3. — М., 1981.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector