221madou.ru

Мама и Я
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принцип центрации воспитания на развитие личности системность

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
статья по технологии на тему

Выступление на педсовете школы с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_pedsovete.doc32.5 КБ
printsip_tsentratsii_sotsialnogo_vospitaniya.ppt2.68 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема: Принцип центрации социального воспитания на развитии личности

Подготовила: Семенова Г.В.

Очень часто педагогическая теория предлагает по-новому взглянуть на свою работу. На этот раз я рассматривала деятельность классного руководителя с точки зрения выполнения принципа центрации воспитания на развитии личности. (слайд 1)

Этот принцип основывается на зародившейся в античном обществе идее о том, что задачей воспитания является развитие человека. (слайд 2)

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям в становлении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий развитии личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом. (слайд 3)

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности: (слайд 4)

  • физическое (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой): походы с классом в лес, посещение секций (слайд 5)
  • интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей, формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства): посещение спектаклей, участие в школьных и городских конкурсах, в предметных неделях, организация и проведение викторин.(слайд 6)
  • половое (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности): классные часы с приглашением гинеколога, открытый классный час о любви и влюбленности (слайд 7)
  • социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция умений и культуры социального поведения): все мероприятия, которые мы проводим в другом учреждении (библиотека, ДК, художественная школа) и с приглашением гостей – расширяют социокультурную среду общения детей.
  • развитие субъективности (развитие рефлексии, и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации и самоутверждении): мною разработана система классных часов «Познай себя» на темы: характер, темперамент, восприятия, внимание (слайд 9)

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны: в одних больше, в других меньше, но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом (слайд 10)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Принцип центрации социального воспитания на развитие личности Подготовила: Семёнова Г.В. классный руководитель 9а класса

Античные философы Сократ Демокрит Платон Аристотель

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям в становлении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий развитии личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности: физическое интеллектуальное половое социальное развитие субъективности

Физическое развитие содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой

Интеллектуальное развитие развитие интеллектуальных задатков и способностей, формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства

Половое развитие Фото с классного часа (от Светланы Николаевны) сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности

Социальное развитие овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция умений и культуры социального поведения

Развитие субъективности развитие рефлексии, и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации и самоутверждении

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны и в любом из них оно играет лишь дополнительную роль по отношению к развитию в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитания и развития личности расчитан на учащихся 6 класса.

Как и чем музыкальное воспитание помогает развитию личности в различных областях знаний.

Социально-культурная деятельность как средство воспитания и развития личности трудных подростков.

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель вопло.

Мои рекомендации, на что нужно обратить внимание:•интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;• допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обе.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос.

Статья подготовлена в рамках мероприятия «Рождественские чтения. 2018 г.».

Понятие и принцип центрации социального воспитания на развитии личности

Тема статьи: «Понятие и принцип центрации социального воспитания на развитии личности».

В наше время принцип «что задачей воспитания является развитие человека» предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

Развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач — естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических. В соответствии с этими возрастными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспитание в воспитательных организациях.

Необходимость решения естественно-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой); (сексуального и др.).

Необходимость решения социально-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессивных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности);

социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения).

Необходимость решения социально-психологических задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других

меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом под влиянием внутренних источников, а также факторов социализации. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

В целом возможности и успешность эффективной реализации принципа центрации социального воспитания на развитии личности зависят от того, стал ли приоритет личности основой идеологии общества, философии воспитания, важнейшей ценностью, как воспитателей, так и воспитуемых.

Принципы социальной педагогики: принцип центрации социального воспитания на на развитие личности; принцип диалогичности социального воспитания

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом. Принцип диалогичности социального воспитания – основывается на рассмотрении воспитания как субъект-субъектного процесса. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.

Сущность социализации

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Понятие адаптация, являясь одним из центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро и макрогруппам. С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

Этапы, факторы социализации

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека; послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности. Отмечая, что социализация – процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая группа — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.Вторая группа — макрофакторы (макро — большой) — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).Третья группа — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Механизмы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Составляющие социализации

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность составляющих. Составляющие социализации (по А.В. Мудрику): стихийная социализация (социализация осуществляется во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями); относительно направляемая социализация (когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т. д.); относительно социально контролируемая социализация (социальное воспитание) — планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;более или менее сознательное изменение человека в соответствии с объективными условиями жизни или вопреки им.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 706 ;

Социальная педагогика (8 стр.)

Во все времена идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. Так, в сочинениях Томаса Мора (1478–1535), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишеля Монтеня (1533–1592) и другие раскрывается содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека, избегать ошибки семейного воспитания.

Современное понятие гуманизма в социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с ними, основанное на доверии, отсутствие принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение взрослого к ребенку предполагает уважение его права на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

В настоящее время принцип гуманизма в социальной педагогике провозглашает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития личности, творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество и полной в нем самореализации. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

– достойного отношения общества ко всем людям, независимо от их физического, социального и материального положения;

– признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к нему отношения;

– помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;

– понимания милосердия как первой ступени гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь ребенку и взрослому человеку в их интеграции в общество;

– стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных;

– воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности [9; 22].

В своих работах А. В. Мудрик выделяет наряду с общепризнанными следующие принципы социальной педагогики.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах (модернизированных и модернизирующихся) вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях:

а) основываясь на общечеловеческих ценностях, что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы;

б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муниципальные и локальные условия;

в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного, индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип вариативности социального воспитания стало возможным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые происходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А. Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомерности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; создание законодательных предпосылок для дифференциации образования в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспитательных организаций, локальных воспитательных систем, муниципальных и региональных систем воспитания.

Для реализации принципа вариативности социального воспитания необходимы:

– создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потребности личности; запросы возрастных, социально-профессиональных и этноконфессиональных слоев и общностей; потребности муниципальных и региональных образований;

– дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и региональных образований;

– построение региональных и муниципальных систем социального воспитания;

– создание локальных воспитательных систем. Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:

– формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;

– расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессионального путей.

Принцип коллективности социального воспитания. Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь то семья, соседство или микросоциум, различные организации).

Социальное воспитание как часть относительно социально контролируемой социализации, с одной стороны, происходит в группах – коллективах, а с другой – объективно погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни (другое дело, что качество этой жизни может быть весьма различным).

Идея о том, что коллектив – важнейшее средство воспитания, появилась очень давно и интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой начиная с середины XIX в. Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности одним из организационных оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародившись в античности, получило свое воплощение в трудах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших современников.

В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

В разделе о социализации указывалось, что развитие можно рассматривать как процесс и результат решения человеком трех групп возрастных задач – естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических. В соответствии с этими возрастными задачами можно конкретизировать те аспекты развития личности, на которых необходимо центрировать социальное воспитание в воспитательных организациях.

Необходимость решения естественно-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

– физического (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой);

– сексуального (сообщение соответствующих знаний, формирование, коррекция полоролевых установок и эталонов маскулинности и фемининности).

Необходимость решения социально-культурных задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного развития:

– интеллектуального (развитие интеллектуальных и экспрессивных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности);

– социального (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие инструментальных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения).

Необходимость решения социально-психологических задач предполагает планомерное создание условий для целенаправленного личностного развития человека (развитие рефлексии и соморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Читать еще:  Вальдорфская технология обучения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector