221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающая среда монтессори

Как реализовать методику Монтессори дома?

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и « Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым.

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти здесь)

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел развивающих книг и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

Читать еще:  Система воспитания в семье

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько четких и простых правил, а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – принципа свободы и самостоятельности. Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

Методика Мария Монтессори

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если с ребенком честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Читайте также

«Предметно развивающая среда по методике Монтессори»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Обогащение предметно – коррекционной развивающей среды, ориентированной на индивидуальные возможности ребенка в условиях ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» специализируется на работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Центр посещают дети с детским церебральным параличом, нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонений, расстройствах эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом.

Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности к компенсации нарушенных функций.

Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создание благоприятных условий способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удержать его внимание, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему. Один из таких путей повышения эффективности коррекционной работы, на наш взгляд это организация развивающей среды по методу М.Монтессори

Мария Монтессори была великим педагогом, ученным, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной — доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается коррекционная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Взяв, за основу метод М.Монтессори в коррекционной работе с детьми, в одной из групп центра была организована предметно — развивающая среда, с использованием Монтессори-оборудования. Организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира.

Согласно методу М. Монтессори дети имеют возможность свободно и самостоятельно работать в среде, свобода и самостоятельность позволяют им познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Читать еще:  Развитие по монтессори

В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области или на зоны. Каждая из этих зон имеет свое предназначение.

Предметные зоны Монтессори-среды:

Зона упражнений в практической жизни. Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви. Материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.

Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.

Зона сенсорного развития. Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, — невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. Зона сенсорного развития является одной из самых важных для детей до четырех лет. С самого рождения ребенок получает массу представлений о внешнем мире, которые пытается упорядочить, осваивая сенсорные эталоны. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру и т.д. Он узнает, что такое длина, ширина, цвет, потом учится различать оттенки цветов, силу звука. В зоне сенсорного развития ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение, память и наблюдательность.

Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон и т.д.

Зона развития двигательной активности. Наиболее важная для детей с двигательными нарушениями.

Эта зона предназначена для развития крупной моторики и координации движений. Спортивный мини-комплекс в этой зоне включает в себя оборудование для выполнения ребенком прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Как правило, «двигательная зона» размещается поодаль от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.

Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-среде мы включили образовательные зоны с соответствующим наполнением:

Также возможно расширить количество образовательных зон, дополнив их такими зонами, как:

музыкальная зона; и др.

В Монтессори-группе наши дети имеют возможность не только интеллектуального, но и психологического развития. Уникальное в педагогике уважение к индивидуальности ребенка метода Монтессори создает благоприятную почву для развития таких качеств как:

Уверенность в себе

Высокая познавательная мотивация

Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей

Высокая познавательная мотивация

Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей

Способность концентрироваться на работе

Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Организованная, в нашем центре, предметно-развивающая среда по методу М. Монтессори представлена огромным количеством специализированного оборудования и материалов, направленных на различные виды коррекции: сенсорные нарушения, речевое нарушение, мелкой моторики и т.д. Так, например, для сенсорного развития используются:

Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.

Для коррекции речевых нарушений

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.

Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

С целью математического развития

Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью, которые мы так же применяем на практике. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают.

Эти игры хорошо развивают моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком.

Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки.

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори- центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет. При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга) К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Можно поэкспериментировать с кисточкой или палочкой.

Для развития мелкой моторики мы используем маленькие игрушки или просто различные маленькие предметы, которые малыш может пощупать. Эти предметы разные по ощущениям, по звуку и цвету. Это даст малышу больше информации, которая необходима ему в таком раннем возрасте.

Болты для навинчивания. Формирует навык свинчивания и навинчивания болтов и гаек. Развивает мелкую моторику, зрительное восприятие размера, умение сравнивать, точность движений, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания, и мн.др.

Игры с водой: переливание из одного сосуда в другой; вылавливание предметов из емкости с водой; стирка, купание куклы и многое другое. В игре развивается координация движения, концентрация внимания, усидчивость.

Все приведенные выше упражнения проводятся специалистами с учетом ограниченных возможностей детей, с учетом индивидуальных способностей, т.е. для одних детей подобран комплекс игр и упражнений, направленных, например, на развитие мелкой моторики рук, а для других детей — умственной деятельности. Все эти игры и упражнения дают серьезный толчок развитию мозга ребенка, а соответственно и всех психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление, воображение и т.д. Специалисты отмечают, что с помощью системы Монтессори дети готовы самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию, то есть воспитать его самостоятельным . Это значит, что взрослый помогает малышу использовать полученные в результате собственного опыта знания, а не даёт ребёнку уже готовую информацию.

Наглядная презентация прилагается.

воспитатель ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskie_rekomendatsii_po_sozdaniyu_razvivayushchey_sredy_v_gruppe_po_tehnologii_m.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по созданию развивающей среды в группе по технологии М.Монтессори

Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды

Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М.Монтессори»), присущего только детям. Взрослые обучаются сознательно, тогда как ребенок абсорбирует знания непосредственно в свою психическую жизнь. Как писала М. Монтессори, «впечатления не просто входят в его разум, они формируют его разум, они воплощаются в его разуме». Если домашняя обстановка, в которой пребывает ребенок приспособлена, прежде всего, к жизни взрослых людей, то обстановка детского сада должна быть адаптирована к жизни детей. И, кроме того, специально подготовленная среда помогает ребенку стать независимым от взрослых, жить своей собственной жизнью, не прибегая ежеминутно к помощи взрослых. То есть специальным образом подготовленное окружение детей – это такая среда, в которой активность ребенка постепенно увеличивается, а активность педагога постепенно уменьшается. Взрослый – педагог – становится как бы частью этого окружения, и его роль заключается в том, чтобы помочь детям достичь совершенства своими собственными руками .

Хорошо оборудованная классная комната представляет собой не только безопасное для жизни детей пространство, но она содержит, если можно так сказать, пищу для детского ума. Среда создается для деятельности каждого ребенка, переступившего ее порог.

Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой. Стены комнат окрашены в белый цвет или очень светлые оттенки других цветов. Мебель (столы, стулья, открытые всегда доступные детям полки, на которых расположены материалы и игрушки) должна соответствовать нормам СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Специально-подготовленная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори должна:

• соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;

• предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

• быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

• предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

• предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

• обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости — уединения и релаксации;

• предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

• предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

• способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам;

• обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка

Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды, такие как продуманное зонирование, расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка, доступность любого материала для каждого ребенка, наличие только одного дидактического материала в среде, недопущение пресыщения среды и некоторые другие. Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций. Основные особенности построения предметно- пространственной среды Монтессори – группы:

1. Помещение группы детского сада соответствует всем принципам и нормам санитарной гигиены, подходит физиологическим особенностям детей разновозрастной группы от 3 до 6 лет.

2. Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.

3. В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.

4. Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов, получения практических навыков и знаний в соответствии с возрастом детей, их сензитивными периодами, потребностями, особенностями развития. Любой ребенок от трех до шести лет может найти себе здесь занятие по интересам и желаниям. монтессори–материалы, прошедшие многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не являются просто материалами для манипуляций и развлечения детей. Каждый из них имеет глубокое дидактическое значение, направлен на самостоятельное освоение детьми новых понятий, нахождение закономерностей, исследование свойств. Это – автодидактические материалы. После показа педагогом алгоритма работы ними, дети осваивают его самостоятельно, позднее находят другие способы работы, выполняют различные упражнения. При этом и происходит самообучение ребенка. Такое самообразование гибко сочетается с индивидуальными и подгрупповыми занятиями, которые строятся педагогом на основе уже полученных ребенком знаний во время самостоятельной работы с материалами.

5. Все развивающие дидактические материалы, монтессори – материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.

6. Расположение материалов на удобных открытых полках соответствует порядку презентации работы с ними. Эта определенная последовательность введения ребенка в мир предметов, овладение им алгоритмов деятельности с развивающими материалами соответствует сензитивным периодам развития ребенка и особенностям формирования его крупной и мелкой моторики, развития и совершенствования руки, а значит, действий с предметами. Это ведет его через исследовательскую деятельность с дидактическими материалами и изучение их свойств к освоению понятия, приобретению знаний и учебных навыков.

7. Среда построена так, что ребенок может выбирать занятия и материалы по своему желанию, может выбирать место для работы с материалами, для игры, может выбирать партнеров, продолжительность своей работы, способ упражнений с выбранным дидактическим материалом.

8. Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. По словам Н.А. Каргапольцевой «наличие материалов в одном экземпляре приучает детей к сдерживанию своих эгоцентрических импульсов, учету интересов других, развитию способности диалогических отношений с товарищами , готовит к взаимообучению и взаимообогащению в совместной деятельности». Когда одновременно два ребенка хотят поработать с одни и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию, сначала с помощью педагога, который покажет им, как можно обсудить и решить, кто будет работать первым, а затем неоднократно отрабатывать этот навык в подобных ситуациях самостоятельно.

9. Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей. Но и дети являются творцами среды. Прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место. Кроме того, дети могут внести свою лепту в украшение помещения, освоив элементарные навыки составления букетов, оформления своих художественных работ.

10. Важным для формирования социальных компетенций детей является открытость среды. Дети не замкнуты лишь в помещении групповой ячейки, они могут, более того их мотивируют к этому педагоги, посещать другие группы, кабинеты, функциональные кабинеты детского сада. Так, попрактиковавшись в нарезании овощей и фруктов в зоне практической жизни, дети обходят все группы и кабинеты, предлагая угоститься лакомством; после обеда стайка детей прибегает на кухню, чтобы поблагодарить поваров и т.п. Часты в Монтессори – детском саду гости, с которыми также можно свободно общаться – приглашенные интересные люди города (поэты, художники, народные умельцы, представители разных профессий), ученики музыкальной и общеобразовательной школы, выпускники детского сада. Таким образом, воспитанники приобретают навыки общения с разными взрослыми, детьми других групп, детьми школьного возраста.

Игровой уголок может быть вынесен в другое помещение при его наличии. Там же может находиться спортивно-двигательный.

Все дверные ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В рабочем классе может быть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.

В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13 шкафами для хранения одежды детей, скамейками и зеркалом.

Все помещения озеленены и максимально приближены к домашним.

Специально-подготовленная среда группы/детского сада по системе Монтессори оборудована столами и стульями по росту детей, низкие открытие полки для размещения дидактических материалов — не выше уровне глаз ребенка. Стойка с ковриками для индивидуальной работы. Каждый дидактический материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Каждый материал в единственном числе. Сами по себе Монтессори-материалы красивы и привлекательны для детей: шестьдесят три различных оттенка цветных табличек, бусины для счета десяти цветов, золотистые бусины математического банка, разноцветные грамматические карточки, сине-розовые подвижные алфавиты. Все дидактические пособия изготовлены из естественных материалов – дерева, картона, легкого металла. В классе много цветов и растений.

Уголок с игрушками, диван и библиотека с книжками выделены в групповом пространстве. Спортивно-двигательный комплекс соседствует с рабочей комнатой.

Все дверные ручки находятся на уровне, доступном ребенку. Туалетная комната приспособлена для детей. В рабочем классе есть низкая детская кухня с раковиной для упражнений в мытье посуды.

В спальне на окнах висят плотные шторы. Раздевалка оборудована открытыми вешалками, контейнерами или индивидуальными мешками для сменной одежды/ обуви и большим зеркалом.

Одна из основных обязанностей Монтессори-педагога – поддерживать порядок в подготовленной среде и следить за тем, чтобы он не нарушался. Все материалы – вплоть до самого маленького кубика Розовой Башни, острие карандаша, аккуратно сложенные салфетки и полотенца, количество и порядок карточек со словами в грамматических коробках и карточек с числами десятичной системы, мыло в мыльнице или в пузырьке, а так же принадлежности для чистки обуви – все и всегда должно быть на своем месте. Монтессори считала, что порядок в окружении сохраняет энергию человека. Поэтому педагогику Монтессори иногда называеют «средовой педагогикой».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector