221madou.ru

Мама и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развивающие коврики монтессори

Развивающий коврик своими руками

Многих мам (и вас, я думаю, тоже) волнует вопрос: как в полной мере развить мелкую моторику ребенка? Ведь о важности развития мелкой моторики говорят все кому не лень, об этом можно прочесть в любой книге и на любом форуме о детях. И это неудивительно, ведь установлено, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на речевое и общее развитие головного мозга ребенка.

В этой статье я хочу рассказать о замечательной игрушке, которая окажет неоценимую помощь в развитии двигательных навыков детских пальчиков, – это развивающий коврик. На коврике для малыша целое раздолье: можно трогать, мять, тянуть, расстегивать, крутить. Пальчики постоянно в работе, постоянно получают новый тактильный опыт. Здесь есть и замочки и липучки и все-все, что так интересно малышам.

Я предлагаю изготовить развивающий коврик своими руками и ниже приведу несколько причин, почему это стоит сделать. Ну а если вы уже решились сшить эту развивающую игрушку и сейчас находитесь в поиске интересных идей для ее изготовления, то эта статья точно для вас. Здесь вы найдете различные идеи для оформления, а также узнаете, какие развивающие элементы можно использовать, чтобы ребенку было интересно осваивать новые моторные навыки. Обо всех элементах я расскажу на примере развивающего коврика, который сшила для своей дочери.

В чем преимущества развивающего коврика, сделанного своими руками

  • В этом случае он будет соответствовать всем вашим пожеланиям, будет учитывать все интересы и потребности вашего ребенка.
  • Вы экономите денежные средства. Большинство деталей для коврика вы, скорее всего, сошьете из имеющихся у вас обрезков ткани, старых пуговиц и прочей фурнитуры. Но что-то, конечно, придется докупить, в основном это аппликации для украшения и недостающие мелкие детали. В любом случае такой детский развивающий коврик обойдется вам дешевле, чем приобретенный в магазине.
  • Процесс изготовления коврика, наверняка, покажется вам очень увлекательным, он задействует всю вашу фантазию.

Что вам понадобится?

Для начала нужно выбрать ткань для основы. Это должна быть плотная ткань, желательно однотонная. Хорошо подойдет флис, нетолстый драп, стеганый подкладочный материал с синтепоном, и даже детское байковое одеяло. Постарайтесь подобрать для основы натуральную ткань, ведь ребенок будет находится на коврике продолжительное время. Размер изделия будет зависеть от тех идей, которые вы задумали на нем воплотить. Для своей дочки я сшила коврик размером 1×1 метр.

Для изнаночной стороны из соображений экономии можно взять ткань попроще, это может быть даже ситец.

Будет замечательно, если вы используете наполнитель (синтепон), он придаст коврику некоторую жесткость, и когда ребенок потянет за заинтересовавший его шнурок, коврик будет держать форму и не соберется в «гармошку».

На развивающий коврик для детей можно нашить следующие элементы:

  • пуговицы разных цветов и размеров;
  • молнии;
  • липучки;
  • крючки;
  • крышки от пластиковых бутылок (вместе с горлышками);
  • ремень с пряжкой;
  • кармашки с застежками (на пуговицах или липучках) и без;
  • ленты, шнурки, тесемки, к ним можно прикрепить крупные пуговицы;
  • подушечки с разными наполнителями (крупы, фасоль, шуршащий полиэтиленовый пакет, фантики от конфет);
  • гремящие и музыкальные элементы из старых игрушек.

Идеи для оформления коврика

Малышу будет интересно поиграть с ковриком, даже если вы просто нашьете все эти аксессуары в хаотичном порядке. Но если вы все еще интересно оформите, пристрочите множество аппликаций, добавите сюрпризы, ожидающие малыша под замочками и в многочисленных кармашках, ребенка будет просто не оторвать.

Хорошо, если аппликации будут не просто хаотично нашиты на ткань, а как-то связаны между собой, объединены единым замыслом. Вот несколько идей для оформления:

Идея оформления №1 . Самый банальный сюжет (какой представлен у меня на коврике) – это небольшой пейзаж с изображением солнышка и облаков в верхней части, а в нижней – домиков, деревьев, дорог, машин и т.д.

Идея оформления №2. Вы можете сделать коврик в виде проезжей части, где будут дома, машины, светофоры, заправки, гаражи, по такому коврику будет еще и интересно машинки катать.

Идея оформления №3. Можно сделать коврик на тему «Времена года», для этого ткань-основу нужно будет условно поделить на 4 части и в каждой из них сделать соответствующие аппликации.

Идея оформления №4 . Аналогично можно раскрыть тему «Погода»: на одной части у вас пасмурно и идет дождь, на другой – светит солнышко и травка зеленеет, на третьей – все белым бело от снега.

Идея оформления №5 . Коврик также может представлять собой один большой дом или зАмок с множеством окошек и дверей.

Итак, какие же развивающие элементы вы можете нашить на коврик:

  • Солнышко. В качестве глаз и носика у солнышка пришиты пуговицы. Лучики сделаны из ленточек, которые закреплены только за один край. На некоторых ленточках надеты пуговицы. Разглядывая солнышко и ощупывая пуговки, малыш будет запоминать, где у него глазки, носик, ротик, лучики.

  • Облако №1. Внутри облака вшит шуршащий полиэтиленовый пакет. Когда мы с Таисией шуршим тучкой, то приговариваем, что раз она шумит, значит, скоро будет дождик.

  • Облако №2. В этом облаке дождь может не только собираться, но и начаться по-настоящему. Для того, чтобы увидеть дождик, малышу придется расстегнуть молнию и достать из тучки ленточки. Если захочется солнечной погоды – складываем ленточки обратно, застегиваем замочек.

  • Домик. В домике открывается окошко и дверка. Окошко запирается на пуговицу, дверь – на крючок. Если кроха справится с замочками, то увидит, кто прячется внутри. Такие сюрпризы очень привлекают малышей, мотивируют их попыхтеть с хитрыми застежками.

  • Дерево. К дереву на липучках прицепляются «яблоки». В каждом «яблоке» свой наполнитель: фасоль, рис, бумажные фантики и др. «Яблоки» можно не только срывать с дерева и вновь развешивать. Их можно еще и куда-нибудь складывать. Для этой цели рядом можно нашить кармашек в виде корзинки. Мы свои «яблоки» складываем в вагончики паровозика.

  • Машина, дорога и гора. Передвигающиеся элементы тоже очень нравятся детям. У нас по коврику передвигается машина. От домика до горы протянута тонкая черная ленточка, по которой машину можно перемещать. Таким образом, получается, что наш автомобиль отъезжает от дома, проезжает по дороге за деревом, затем заезжает за гору и скрывается там.

  • Вагончики паровоза. Вагончики представляют собой кармашки. В каждом кармашке прячется какой-нибудь персонаж. Чтобы вкладываемая игрушка не потерялась, ее желательно прикрепить к коврику при помощи ленточки.

  • Локомотив паровоза. В качестве колес локомотива вшиты крышки от пластиковых бутылок вместе с горлышками. Если использовать крышки разных размеров, будет интереснее, к тому же можно закреплять понятия «большой-маленький». Под каждой крышкой скрывается сюрприз – маленькая аппликация с изображением зверушки.

  • Мост и река. Мост через реку сделан из части ремня, на котором имеется пряжка. Благодаря такому мосту ребенок разовьет еще одно полезное умение – расстегивать и застегивать ремни. И, как обычно, на радость малыша под мостиком его ждет сюрприз – рыбка.

  • Ёлка. Если малышу захочется украсить елку гирляндами, ему нужно будет справиться со шнуровкой. А если отогнуть ветки елки, можно увидеть спрятавшегося там ежика.

После того, как основная часть работы над ковриком будет закончена, пришейте ткань с изнаночной стороны.

Всегда помните, что малыш не будет щадить ваше творение, он будет использовать его на полную мощность. Поэтому постарайтесь пришивать все элементы коврика как можно крепче, во избежание отрывания мелких деталей. Края аппликаций желательно обработать обметочным швом, чтобы они не раскрошились.

По моему опыту, развивающий коврик становится по-настоящему интересен для ребенка примерно с 1 года и очень долго не теряет своей актуальности. Элементы коврика кроха будет осваивать постепенно. Поначалу он будет только ощупывать и осматривать, с любопытством наблюдая, как вы на его глазах расстегиваете и застегиваете замочки, но вскоре поймет, что он и сам может что-то открутить и расстегнуть. Уже в возрасте до 1 года 3 месяцев ребенок, скорее всего, научится справляться с липучками, молниями. В нашем доме развивающий коврик — одна из самых «долгоиграющих» забав, это явно не та игрушка, в которую играют от силы 2 вечера. Дочь время от времени достает коврик и увлеченно играет на нем и по сей день.

Я желаю вам успехов и интересных идей в изготовлении вашего собственного развивающего коврика! И обязательно расскажите нам о своих идеях! Думаю, они будут полезны многим мамам.

Ну а если у вас совсем-совсем нет ни времени, ни желания на изготовление развивающего коврика своими руками, то можно воспользоваться готовыми решениями. Вот пара примеров хороших игрушек, которые помогут малышу научиться справляться с замочками, липучками, пуговицами и прочими хитростями:

Книжка «Одеваюсь сам» ( Ozon , Лабиринт , My-shop )

Развивающий коврик «Лес»

Делаем игрушки Монтессори своими руками: пошаговая инструкция и наглядные примеры

Любящие родители готовы на все для всестороннего, а главное, комфортного и радостного развития своих детей. Согласно методике воспитания Марии Монтессори, материалы, созданные своими руками, – все, что нужно ребенку для того, чтобы он полностью раскрыл свой потенциал. Сделать такие игрушки несложно, главное – задаться целью и уделить 2-3 часа своего времени. Мы собрали несколько мастер-классов, более 30 идей, а также примеры дидактических игр по мотивам именитого итальянского педагога.

Особенности методики воспитания

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, само­стоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».

Читать еще:  Вальдорфская школа обучение

Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.

Особенности обучения по Монтессори:

  • использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
  • поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
  • коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
  • отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
  • побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.

«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.

Примеры игр

В специализированных школах Монтессори или классах по развитию детей всегда можно обнаружить массу интересных материалов: всевозможные сортеры, вкладыши, головоломки, рамки и целые борды на всю стену. Оторвать малыша от них невозможно. Ребенок сам находит себе занятие, сам ставит задачу и решает ее. Например, передвигает шарики по деревянному лабиринту. Сначала его действия могут выглядеть хаотично. Ребенок знакомиться с материалом, пробует разную направленность и силу движений. По мере развития он соображает, что нужно собрать шарики по 4 разным сторонам, согласно цвету больших шаров в углах.

В подобные Монтессори игры можно играть и в домашних условиях. И для этого вовсе не обязательно покупать дорогостоящие игрушки. Все предметы можно найти дома:

  • толстые нитки;
  • пуговицы, бусины;
  • палочки из-под леденцов, мороженого;
  • пластиковые емкости, баночки;
  • песок;
  • крупы, макароны, фасоль;
  • бельевую корзину;
  • мячи;
  • цветные прищепки;
  • посуду: кастрюли, стаканы, дуршлаг, ложки, поднос.

Даже с таким небольшим набором можно придумать множество игр по мотивам Монтессори. Чтобы начать игру, нужно показать ребенку, что можно делать с предметами. Например:

  • нанизывать бусины на нитку (по цветам, размерам или хаотично);
  • продевать нитку в дуршлаг, создавая всевозможные переплетения;
  • собирать палочки в закрытую емкость с прорезями;
  • выкладывать узоры из деревянных палочек (если на несколько штук, сложенных вместе, нанести рисунок, получится пазл);
  • сортировать, пересыпать, смешивать крупы, а также окрашивать их в разные цвета;
  • стучать деревянной палочкой, ложкой по посуде, получая разные звуки и создавая музыку;
  • ставить прищепки на разноцветный картон;
  • закидывать мячи в бельевую корзину;
  • строить из песка, разукрашивать его, рисовать палочкой или пальцами по песку, рассыпанному тонким слоем в подносе;
  • складывать посуду по принципу матрешки.

На самом деле даже пособия Монтессори перечисляют и описывают игры с подручными предметами. Все-таки целью воспитания является саморазвитие через взаимодействие с окружающим миром, поэтому и материалы должны быть простыми и понятными для малышей.

Примеры книг: Э. Тирио «52 недели занятий с ребенком», Э. Эррман, Р. Роччи «Я учусь с Монтессори», Д. Орлова «Большая книга Монтессори».

Топ-15 мастер-классов по созданию Монтессори материалов

Методика уделяет особое внимание тактильным ощущениям, то есть сенсорике. Поэтому важно делать игрушки из натуральных и как можно более разнообразных материалов: дерева, металла, воды, желе, пластилина, пенопласта, камня, ткани и т. д. Также нужно предусмотреть безопасность будущих игр. Деревянные изделия стоит обтесать, гвозди надежно вбить и загнуть. Если используется краска, следует убедиться, что она нетоксична.

Игры с карточками

Один из самых простых и популярных дидактических материалов Монтессори. Для создания карточек своими руками понадобятся листы А4, картон, фломастеры или краски. Те, кто не умеет рисовать, могут распечатать картинки в любой типографии или дома на принтере. Рекомендуется делать рисунки большими и выразительными, обязательно реалистичными, не сказочными. Для увеличения износостойкости картинки приклеиваются на картон и по желанию заклеиваются скотчем.

Какие карточки можно сделать своими руками и как с ними играть?

  1. С животными. Рекомендуется разделить карточки на группы: дикие, домашние животные, родители и их дети, животные разных континентов, морские обитатели, птицы, грызуны и т. д. Дальше ребенку выдаются резиновые или мягкие фигурки нарисованных экземпляров, которые он должен соотнести с картинкой и правильно расположить. Можно и нужно называть животных и коротко рассказывать о них.
  2. С фруктами и овощами. Принцип тот же самый. Малышу выдаются карточки с овощами и отдельно с фруктами. Рядом ставится большая миска с продуктами. Ребенок может не только раскладывать их по карточкам, но и щупать, нюхать, пробовать на вкус.
  3. С цифрами и буквами. Здесь вариаций несколько. На лист с буквами или цифрами можно раскладывать пластмассовые крышки с нарисованными буквами или деревянный, магнитный алфавит. Также буквы можно нанести на фасоль, морские камни, ракушки или вырезать их из цветного картона. Для изучения цифр подойдут счетные палочки, кубики. На картинке изображается число и количество предметов.

Мальчики по карточкам могут изучать марки машин. Также для развития полезно раскладывать геометрические фигуры, предметы быта, например ножницы, часы, нитки, посуду.

Сенсорные коврики

В качестве основы для коврика многие используют ненужные большие полотенца. Но также для этих целей вполне подойдут старые наволочки, куски плотной материи, отрезы ковролина, пенопропиленовые коврики-пазлы. Дальше на основу пришивается (приклеивается) материал, который будет развивать малыша.

Какие коврики можно сделать своими руками?

  1. С пуговицами. На основу пришиваются разные крупные пуговицы, которые малыш может щупать или даже ходить по ним (профилактика плоскостопия, вальгуса и других ортопедических проблем).
  2. Коврик-аппликация. Делается по задумке и имеет подвижные, разные на ощупь детали. Например, аппликация на тему день-ночь. Коврик зрительно делят пополам. На одной стороне нашивают солнце из желтой ткани, белые облака, тучку с нитками (дождик). Внизу располагают землю в виде кусочка коричневого ковролина, асфальт-наждачную бумагу. Можно пришить палочку-дерево, любые другие детали. На вторую половину прикрепляются луна, кровать с подушкой и одеялом и т. д.
  3. Из яиц «Киндер-сюрприз». Очень интересный коврик, где в каждой ячейке малыш может найти что-то новое: вату, мелкие шарики, камушки, опилки, магниты, монеты, пластилин, каштан. Для изготовления такой забавы пластиковые «желтки» протыкаются горячим тонким гвоздем снизу в двух местах, а затем пришиваются вплотную друг к другу. Можно дополнительно соединить их горячим клеем между собой.

Те, кто владеет мастерством вязания, могут коврик связать. Также интересна идея создания коврика из квадратов, которые можно соединять между собой пуговицами или пристегивать молнией.

Сортеры

По убеждению Монтессори, дети сами способны определять актуальную деятельность для саморазвития. Задача педагогов и родителей – предоставить им в свободное владение дидактический материал. Особенно хороши в этом плане различные сортеры и вкладыши, где малышу не нужно указывать на ошибку, он сам способен обнаружить ее.

Итак, что можно сделать своими руками для Монтессори игр?

  • Из бутылок и короба. Понадобиться большой невысокий короб и 7 бутылок с разноцветными крышками (можно выкрасить самостоятельно). Сначала сверху на короб наклеиваются разноцветные прямоугольники, а бутылки отрезаются по его высоте. Затем напротив каждого цвета вырезаются отверстия для горлышек бутылок. По задумке ребенок прикручивает крышки, соответствующие приклеенному цвету.
  • Из лоскутов ткани. На большой отрез пришиваются прямоугольники и пристрачиваются кармашками, затем на каждый отдел приклеивается аппликация. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры. Дальше малыш раскладывает по кармашкам нужные материалы.
  • Из картона. Принцип тот же, что и у вкладыша из ткани, только за основу берется ватман, а прямоугольники вырезаются из картона. Для разделения на кармашки можно использовать скотч, клей, степлер. Внутрь вкладываются плоские фигуры. Например, в один кармашек – круги, во второй – квадраты и т. д.
  • Из пищевых контейнеров. Из пластиковых лотков можно изготовить всевозможные сортеры. Например, проделать раскаленным гвоздем фигурные отверстия в виде круга, квадрата, треугольника, узкой полоски. Ребенок сможет складывать в контейнер монеты, шарики, кубики и т. д.
  • Из спичечных коробков. Самые простые вкладыши, которые можно сделать за полчаса. Наверх нужно наклеить изображение фигурок, которые ребенок будет складывать внутрь: цифры и соответствующее количество палочек, буквы, цвета, геометрические фигуры.

Игрушки для мелкой моторики и другие

Практически все материалы Монтессори развивают мелкую моторику, повышают концентрацию внимания и тренируют память. Они не делают из ребенка гения, но помогают развиваться естественно и раскрывать весь свой внутренний потенциал.

Какие еще игрушки можно сделать своими руками?

    • Кубики с буквами. Для обучения чтению можно сшить кубики из ткани, набить их синтепоном и нашить аппликации в виде букв алфавита. Ребенок сможет их не только видеть, но и осязать, проводить по букве пальчиком, а позже составлять слоги и слова.

    • Ручная игрушка. Для ее изготовления понадобятся гелевые шарики, которые набухают в воде, прозрачный плотный воздушный шар, лента. Набухшие шарики вместе с небольшим количеством воды насыпают в бутылку с узким горлом, затем сверху натягивают воздушный шар, переворачивают и завязывают лентой. Такую игрушку очень приятно мять руками, растягивать в разные стороны.
    • Игрушка с прищепками. Из плотного разноцветного картона делаются аппликации в виде зверей или овощей, и рядом размещается коробка с разноцветными прищепками. Ребенок размещает их по цветам или заполняет недостающие места: иголки у ежика, лапки жука, ботва морковки.
Читать еще:  Отечественная система воспитания

  • Деревянный куб. Для его изготовления понадобятся доски, пила, лобзик, молоток, щеколда, выключатель, розетка, навесной замок и дверная ручка. Сначала из доски выпиливаются 6 квадратов, на каждую сторону прикрепляются все предметы, а затем собирается развивающий кубик. Конечно, без мужской помощи маме такой кубик сделать будет сложно.

Идеи в картинках

Деревянные Монтессори материалы можно не только сделать своими руками, но и купить. Вот что предлагают магазины:

Кстати, умелым папам не составит труда скопировать идею и воплотить в жизнь.

В заключение стоит отметить: пытаясь воссоздать Монтессори среду дома, важно не переусердствовать. В комнате должно быть несколько зон: отдыха, активности, переодевания, творчества. Главное – это не количество материалов, а воспитание самостоятельности в ребенке. Очень важно, чтобы мебель и предметы вокруг были безопасны и удобны для пользования. Грубо говоря, малыш должен иметь возможность свободно реализовать свои желания, переодеться, взять нужный предмет с полки, а затем убрать. Вот, собственно, и весь секрет методики Марии Монтессори.

Развивающие игрушки по системе Монтессори

О методике Монтессори я узнала уже в сознательном возрасте. Даже в педагогическом институте, где я училась, о ней никогда не упоминали. Настоящим откровением стали принципы, которые использовались в процессе воспитания детей с самого раннего возраста, но больше всего поразило то, что интуитивно я делала то же самое, когда занималась с младшим братом, племянником, а затем и с собственными детьми. Видимо, Мария Монтессори сумела разглядеть и сформулировать самые важные и естественные моменты в развитии ребенка.

Поскольку я всегда любила мастерить поделки, возможность изготавливать пособия для детей стала настоящим хобби. Мы использовали в повседневной жизни все, что было возможно. В ход пошли кофейные зерна, наклеенные на картон, пуговицы и кусочки бархата. За время работы у меня накопилось множество отходов цветной бумаги, бусин, пуговиц и природного материала. Все это пригодилось.

Вот что интересно: делая что-то для малышей, я сама раскрывалась творчески, это помогало снимать напряжение от бытовых трудностей (двое малышей в семье – та еще нагрузка) и мысли тоже становились чище. Когда обдумываешь очередную серию карточек или вкладышей, на депрессию времени не остается. Вот так, еще больше загрузив себя, я поняла, что не только жизнь детей приходит в порядок, но и моя тоже.

Итальянский педагог и детский психолог Мария Монтессори почти 100 лет назад разработала и применила на практике свою теорию разностороннего развития детей, популярность которой не ослабевает. Школа Монтессори применяет различные дидактические материалы, многие из них можно сделать своими руками.

Краткая суть методики Монтессори

Ключ к процессу развития — свобода. Педагоги и родители должны всячески содействовать самостоятельности ребенка. Занятия проходят в специально подготовленном помещении, разделенном на 5 зон (жизненной практики, сенсорного развития, математики, языка и творчества), каждая из которых оснащена своими материалами. Ребенок выбирает то, что ему больше всего нравится, работает в своем темпе и в любое время может менять занятие. А задача взрослых — заинтересовать его, не указывая и не критикуя, помогая, только когда он сам об этом попросит.

В результате дети ведут себя непринужденно, без напряжения. Они учатся сами принимать решения. Специальные материалы — игрушки по системе Монтессори, которые дают детям в строгой последовательности, развивают моторику рук, любознательность и обучают:

  • сравнивать;
  • рассуждать;
  • анализировать;
  • распознавать.

Игрушки Монтессори по развитию речи

Занятия в зоне языка способствуют:

  • расширению словарного запаса;
  • знакомству с печатными и письменными буквами;
  • подготовке руки к письму;
  • составлению слов.

Тактильные дощечки

Ребенок прикасается к ним с закрытыми глазами и рассказывает, что он чувствует. Можно предложить ему ощупать 3-4 дощечки, запомнить их порядок, а после того, как вы поменяете их местами, этот порядок восстановить. Потом он трогает дощечку, открыв глаза.

Ребенок ощупывает дощечки не только пальцами, а всей ладонью, поэтому лучше, чтобы они были размером с его ладошку — 5х10 см. На оклеенных гладкой цветной бумагой кусочках картона размещают:

  • мех;
  • вельвет;
  • вату;
  • бархат;
  • наждачную бумагу;
  • пуговицу;
  • шнурок;
  • спички;
  • фольгу;
  • полиэтилен;
  • семечки;
  • крупинки перловки или риса;
  • фрагмент расчески.

Буквы из проволоки

Малышам интересно брать такие буквы в руки, составлять слоги из них, а дети постарше могут участвовать в их изготовлении. Делают их так:

  1. На бумаге рисуют заглавную букву нужного размера.
  2. Буква изгибается из тонкой проволоки по рисунку. Отрезают проволоку пассатижами.
  3. Края и места стыка деталей загибают, чтобы ребенок не поранился.

Рельефные буквы и цифры

  • шаблоны знаков приклеивают на плотный картон и вырезают;
  • на контур наносят слой клея, посыпают крупой (например манкой);
  • после высыхания закрепить рельеф еще одним слоем клея.

Игрушки для развития мелкой моторики

Стимуляция и развитие мелкой моторики по Монтессори — это ряд упражнений и соответствующих игрушек, направленных на формирование таких способностей:

  • сортировка;
  • классифицирование;
  • сопоставление объектов;
  • подгонка деталей одного предмета друг к другу.

Секретный мешочек

В полотняный непрозрачный мешочек кладут фрукты, кубики, пуговицы, деревянные фигурки, которые ребенок извлекает с закрытыми глазами и распознает их. Игру можно усложнить, поместив в мешочек парные предметы и попросив ребенка отыскать их. Основное условие — вещи из секретного мешочка должны быть безопасны для малыша. Игра подходит для детей старше 3 лет.

Рамки-вкладыши

Это пластмассовые, фанерные или деревянные дощечки с вырезанными в них отверстиями в форме геометрических фигур, цифр, букв. К рамкам прилагается набор соответствующих вкладышей Монтессори, каждый из которых снабжен удобной ручкой. Целью упражнения является правильное размещение вкладышей в рамках. Таким образом ребенок тренирует восприятие форм и размеров.

Подобный инструмент несложно смастерить своими руками в такой последовательности:

  1. Плотный лист картона формата А4 окрасьте либо обклейте бумагой или тканью светлого цвета.
  2. Когда основа подсохнет, разметьте рамку карандашом, обведя бумажные заготовки. Они не должны быть слишком сложной формы (не восьмиконечные звезды или цветы с большим количеством лепестков).
  3. Вырежьте заготовки (можно канцелярским ножом) и каждую декорируйте яркой тканью или бумагой.
  4. Приклейте большую бусину или помпон к вырезанным фигурам, чтобы малышу было удобно брать вкладыши.

Шнуровки

Существует 3 разновидности игрушек:

  1. Пособия по типу бус. Для изготовления потребуется шнур длиной около 50 см и несколько объемных предметов, которые на этот шнурок можно нанизать. Проще всего использовать шайбы от детских пирамидок и готовый обувной шнурок. Также можно просверлить сквозные отверстия в деревянных детских кубиках. Фигурки лучше окрасить в яркие цвета.
  2. Основа с несколькими небольшими отверстиями, через которые малыш должен продевать шнурок. Лучше использовать деревянную или фанерную дощечку, предварительно ошкуренную и прогрунтованную.
  3. Объединяет первые 2 вида и состоит из доски-основы и комплекта плоских фигурок, причем отверстия есть и на фигурках, и на доске. Сменные элементы (деревянные пуговицы различных форм и цветов) можно приобрести в магазинах швейной фурнитуры. Чтобы ребенку было интереснее заниматься, на основу можно нанести рисунок, а пуговицы выбрать в форме яблок и груш.

Рамка с застежками

Для того чтобы изготовить пособие, потребуются такие материалы:

  • фоторамка, из которой следует предварительно вынуть стекло и заднюю панель;
  • отрез ткани по размеру рамки;
  • пуговицы, ленточки, веревочки, крючки.

На рамку нужно натянуть 2 куска материи в половину ширины рамки, закрепив их при помощи клея или канцелярских кнопок. Вдоль стыка на оба полотна нашивают пуговицы, ленты и петельки разного размера и длины. Занятия развивают навыки самостоятельного одевания и координацию движений.

Скользящие мягкие шарики

Тренажер более сложен в изготовлении, так как представляет собой конструкцию, состоящую из импровизированной трубы, закрепленной на подставке, и мягких (лучше всего меховых) шариков одинакового размера, но разных цветов. Можно использовать шерстяные помпоны от шапок. Диаметр трубы должен соответствовать размеру шариков, а длина — позволять разместить в ней 3-4 помпона. В качестве трубы можно использовать втулку от бумажных полотенец.

Игрушки для развития цветового восприятия

Специализированные магазины предлагают широкий выбор цветных пособий, но их можно изготовить из подручных средств. Игрушки по методике Монтессори, развивающие визуальное восприятие цвета, варьируются в исполнении — от простых ярких предметов основных оттенков, хорошо знакомых детям 2-6 лет, до сложных цветовых таблиц, тренирующих эстетическое восприятие оттенков у младших школьников

Цветные ежики

Для изготовления этого тренажера для самых маленьких потребуются картинки, изображающие знакомые маленьким детям объекты, и легкие прищепки. Для надежности фигурки можно наклеить на картонную основу. Во время занятия ребенок может цеплять прищепки соответствующих цветов к плоским фигуркам.

Тренажер цвета

Это пособие направлено на изучение оттенков и представляет собой набор цветных карт одинакового размера и формы, но различных цветовых нюансов. В качестве основы для карт можно использовать подготовленную фанеру, обрезки ламината, деревянные прищепки, которые можно как раскрасить красками или фломастерами, так и оклеить цветной бумагой. Удобно изготавливать карты из цветных пластиковых папок для бумаг, которые можно легко разрезать канцелярским ножом.

Игрушки Монтессори по математике

Изучение математических концепций начинается с осязаемых вещей и постепенно усложняется до достижения ребенком способности оперировать абстрактными понятиями. Математические тренажеры вырабатывают в маленьком исследователе независимость, собранность, координацию и внимательность.

Читать еще:  Система обучения монтессори

Пирамидка из подушек (мягкая пирамидка)

Этот простейший тренажер для детей от года до 2 лет объединяет цветовое и математическое пособия. Для изготовления Монтессори игрушки потребуются ткани разных цветов, наполнитель для подушек, застежки-липучки. Сначала следует выкроить из ярких лоскутов по 2 прямоугольника с размерным шагом 7-10 см, из которых следует сшить чехлы для подушек. Важно, чтобы стороны подушек были разного цвета.

Подушечки нужно плотно набить легким гипоаллергенным материалом (холлофайбером, пенопластовыми шариками и пр.), отверстие зашить вручную, а в центре каждой стороны пришить застежку-липучку: с одной стороны микрокрючки, а с другой — текстильную ленту с микропетлями. Ребенок сможет соединять между собой подушки в пирамиду, соблюдая очередность цвета и размеров подушек.

Крышки

Пособие предназначено для игры “больше — меньше” и не требует ни времени, ни дополнительных затрат. Достаточно собрать 8-10 небольших емкостей разного размера с привинчивающимися крышками.

Безопаснее всего использовать баночки и флаконы из гибкого пластика из-под кремов и других косметических средств. Снимите крышечки со всех сосудов и сложите в кучку. Предложите ребенку подобрать подходящие по размеру крышки для каждого флакона.

Геометрическая рамка

Пособие является подвидом рамки, вкладыши к которой имеют вид геометрических фигур. Инструкция по изготовлению рамки изложена выше. Пособие призвано развить у ребенка способности к распознаванию простых форм и сопоставлению размеров фигуры и отверстия.

Геометрическая доска

Тренажер объединяет ряд деревянных игрушек Монтессори, выполненных в виде доски со штырьками, на которые нанизываются плоские геометрические фигурки с разным количеством отверстий. Человеку, который не владеет навыками выпиливания, обработки и шлифовки дерева, будет практически невозможно самостоятельно изготовить такое пособие, но можно сделать похожее:

  • в подготовленный лист фанеры размером 30х30 см вбейте гвоздики с шагом 3-5 см, всего 25-50 штук;
  • на острие каждого гвоздя посадите на клей пластмассовый шарик или деревянную бусину, чтобы обезопасить ребенка;
  • возьмите яркий шнурок или ленту и выложите ее между импровизированными штырьками в форме квадрата, треугольника, зигзага, предлагая малышу повторить.

Игрушки для развития тактильной памяти

Мария Монтессори подчеркивала, что в тактильном развитии ребенка крайне важно уделить достаточно внимания не только совершенствованию 5 простых чувств (зрение, вкус, обоняние, слух и осязание), но и выработке у детей более сложных ощущений — термических, барических и стереогностических. Для занятий разработан класс тактильных тренажеров.

Сундучок с тканями

В красивую коробочку сложите лоскуты ткани, сильно отличающиеся по текстуре: шелк или атлас, вельвет в мелкий и крупный рубчик, трикотаж, искусственную кожу, мех, бархат, замшу. Вынимая лоскутки, ребенок должен описать сенсорные ощущения: какие ткани гладкие, а какие шершавые, какая тянется, а какая жесткая, какие похожи на ощупь.

Сенсорные коврики

Тренажер сегодня является самым популярным и дорогим, но его нетрудно изготовить дома. Для этого нужно на чистый коврик для ванной с низким ворсом плотно наклеить или нашить такие материалы:

  • крупные деревянные пуговицы;
  • пористые губки для мытья посуды;
  • гальку;
  • сухую фасоль;
  • винные пробки;
  • веревочки.

Лучше всего иметь набор ковриков с разным покрытием, хотя можно составить различные тактильные зоны на длинной ковровой дорожке.

Змейка

Изготавливается практически так же, как мягкая пирамидка. Сшейте несколько лоскутных шариков размером с небольшой апельсин и наполните разными материалами: крупами, холлофайбером, сухими травами, солью, нитками. Сшейте мячики между собой так, чтобы голова змейки была самой тяжелой, а хвост — легким. Лучше, если каждый мячик будет сшит из разных тканей — шерсти, трикотажа, бархата, меха.

Эпилог

Методика Монтессори – это не только уроки и занятия, это образ жизни, состоящий из ежедневных манипуляций. Но в результате ребенок становится самостоятельным, умеющим анализировать, делать выводы и гармонично развивается. Это и есть самая большая награда за все усилия.

Развивающие коврики монтессори

Имя Марии Монтессори в настоящее время известно всем родителям и педагогам, работающим с детьми.

Её подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире.

Марию Монтессори дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сенситивных (благоприятных) периодов детства. Многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики…

Несмотря на то, что практически в каждом городе существуют Монтессори — центры и Монтессори – группы, не у всех детей есть возможность их посещать.

Мария Монтессори изначально занималась вопросами воспитания и образования детей, имеющих проблемы в развитии. Но, к сожалению, финансирование государственных учреждений, работающих с такими детьми, не позволяло обеспечить их специальными материалами.

В прошлом учебном году наш Центр закупил большое количество Монтессори-материалов. Педагоги используют его для своей работы с детьми каждый день.

Все Монтессори-материалы условно можно разделить на зоны:

Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания.

Зона сенсорного развития , где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.

Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала.

Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.

Космическая зона (естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.

Мне хочется подробнее остановиться на том, как помогают Монтессори –материалы приобщить детей к знакомству с элементарными математическими представлениями.

Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Важно помнить, что главное – не объём знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания

Мария Монтессори сумела построить процесс ознакомления с простыми математическими понятиями таким образом, что ребенок начинает воспринимать цифры, формулы и символы зрительно и тактильно, а уже потом они укладываются в его сознании как некие абстракции.

Согласно её теории, предоставив в распоряжение ребенка различные предметы, которые он может сравнивать по величине, размеру, количеству и форме, мы тем самым создаем благоприятную среду для развития его математических способностей; по сути, мы учимся считать, играя.

В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
Математические материалы делятся на 5 основных групп:

«Считаем до 10» (обучение прямому и обратному счёту до 10,

знакомство с цифрами от 1 до 10, соотнесение числа и количества,
усвоение состава числа).

«Знакомство с десятичной системой» ( знакомство с многозначными числами, работа со знаменитым « Золотым материалом» Монтессори из золотистых бусин, который позволяет не только увидеть, но и ощупать руками, ощутить форму и даже вес таких количеств, как несколько единиц, несколько десятков, сотен и тысяч бусин). Так ребенок сначала знакомится, опять-таки, с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится набирать его на материале. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел. Сопоставляет количества и символы. Осваивает подобным образом десятичную систему, выкладывая по девять раз каждый разряд.

«Порядковый счёт до 100» (Материалы третьей группы служат для обучения последовательному счету и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел. Эта группа немногочисленна. Сначала на цветных и «золотых» стержнях дети составляют числа от 11 до 19, от 20 до 99, затем сопоставляют с карточками. Наглядно видят, как образуется то или иное число. Достоинство этой группы ещё и в том, что представлены наглядно на цепочках из цветных стержней квадрат и куб числа от 1 до 10, а счет «с перепрыгиванием»: когда считаем шепотом, а последнюю бусину называем громко, помогает подготовиться к запоминанию таблицы умножения.

«Материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления» ( В результате работы с материалом четвертой группы ребенок может научиться свободно выполнять «в уме» сложение и умножение однозначных чисел и обратные им действия: вычитание и деление. Материалы разбиты на 4 серии соответственно четырем арифметическим действиям).

Непосредственно в своей работе с детьми я широко использую материал 1 группы и 5 группы.

Очень часто многие родители, услышав, что их ребенок научился считать до 10, 100 и даже 1000, с гордостью заявляют, что их ребенок умеет считать. Но, стоит только попросить его принести 3 ложки, 2 машинки и т.д., мы сразу увидим механическое восприятие счёта.

Поэтому в первой группе материалов мы знакомим ребенка в первую очередь с количеством, делаем это на числовых штангах .

Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:
— выкладывать в порядке возрастания и убывания;
— сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;
— определять, на сколько отрезков одна штанга длиннее другой;
— самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector