221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сензитивный период развития ребенка по монтессори

Сензитивные периоды развития ребёнка по М. Монтессори
материал на тему

Раскрывается понятие сензитивного периода и особенности каждого сензитивного периода развития ребёнка по Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
senzitivnye_periody_po_montessori.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Для любящих и ответственных родителей

(в педагогической системе Марии Монтессори)

Сензитивные (сенситивные) периоды — периоды повышенной восприимчивости психических функций ребёнка к внешним воздействиям.

Определение понятие «сенситивные этапы развития ребёнка» ввёл отечественный психолог Л. Выгодский.

В периоды особой восприимчивости ребёнок осваивает определённые навыки и умения легко, вдохновенно, живо, а каждое усилие даёт мощный прирост. Говоря простым языком, в тот момент, когда ребёнок переживает сензитивный период какого-то аспекта развития, например, развития речи, он максимально легко осваивает огромное количество информации, процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий.

Очень важно учитывать:

  • сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются ;
  • они универсальны (случаются у всех детей без исключения);
  • индивидуальны (установленные возрастные рамки сензитивных периодов приблизительны , каждый ребёнок развивается по своей программе).

Задача взрослого предоставить ребёнку возможность и свободу действовать согласно внутренним директивам того или иного периода внутренней чувствительности.

Если ребёнок такой возможности не получает, то он упускает возможность овладеть каким-либо умением естественным путем. И эта возможность уходит навсегда. Когда период восприимчивости заканчивается, то последующих успехов можно добиться только с большими затратами силы воли, усилий и усердия.

Если ребёнок в ходе протекания периода восприимчивости наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящее крушение. Взрослые зачастую называют это капризами и истериками.

Мария Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов :

Период развития речи (0 — 7 лет)

Это самый продолжительный период, который начинается ещё до рождения ребёнка. Он делится на этапы продолжительностью около полугода, во время которых ребёнок овладевает различными навыками речи, постепенно переходя от подражания звукам к развитой речи и обучению чтению и письму.

Сначала ребёнок воспринимает речь и учится повторять услышанное. Затем, примерно, в один год он начинает произносить слова, и где-то до 2-2,5 лет активно накапливает словарный запас. В этом периоде ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребёнком, «адаптируя» для него нормальную взрослую речь. Сейчас ребёнку наиболее легко даётся запоминание слов и правил языка, поэтому не лишайте его возможности слышать «как надо».

В возрасте около четырёх лет ребёнок начинает сознательно пользоваться речью и осваивать символическое изображение звуков (буквы). В 4-4,5 года при правильной подготовке ребёнок естественным образом начинает писать, а в возрасте около пяти лет — читать.

Период восприятия порядка (1,5-3 года)

Порядок помогает ребёнку ориентироваться в незнакомом ему пока мире. На пике этого сензитивного периода (2-2,5 года), порядок, особенно необходим ребёнку в трёх сферах:

  • в помещении (в окружении ребёнка);
  • во времени (режим дня);
  • в общении со взрослыми (последовательность и чёткость действий взрослых).

Малыш легко замечает любое нарушение порядка, которое взрослые могут просмотреть и испытывает большое удовольствие, находя предметы на предназначенных для них местах.

Период сенсорного развития (0 – 6 лет)

В этот период происходит утончение восприятия органов чувств. Это длительный сензитивный период, состоящий из многих этапов. Важно понимать, что ребёнок уже в момент рождения обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, а некоторые из них (слух, в особенности) развиваются ещё и в утробе. В период своего последующего сенсорного развития ребёнок утончает свои чувства, что способствует развитию его разума.

Период интереса к мелким предметам (1,5 – 2,5 года)

В большинстве случаев совершенно очевиден и причиняет родителям немало хлопот: ребёнок часто манипулирует мелкими предметами, что кажется опасным. Но таким образом ребёнок познаёт, что мир состоит из мелких частей, поэтому взрослые должны дать ему возможность удовлетворять свой интерес, не пренебрегая безопасностью. Также в этот период активно развивается мелкая моторика рук.

Период развития движений и действий (1 – 4 года)

Этот период невероятно важен , потому что в этом возрасте физическое развитие становится основой психологического. Как и остальные длительные периоды делится на этапы, во время которых ребёнка привлекают конкретные типы движений и занятий

Период развития социальных навыков (2,5 – 6 лет)

Ребёнок проявляет интерес к социальным нормам и вежливому поведению. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и пр., поэтому в этот период необходимо заложить основы культурного поведения.

Это очень краткое описание сензитивных периодов.

Отметим два важных момента , которые объясняют необходимость знаний об этом сложном явлении в развитии каждого ребёнка.

  1. Знания о сензитивных периодах способствуют гармоничному и, главное, своевременному развитию ребёнка, дают возможность вовремя понять и не упустить из виду то, к чему ребёнок проявляет интерес.
  2. Каждый период имеет свои пики особой восприимчивости в определённом возрасте, на деле это проявляется в резком изменении поведения и восприятия ребёнка (резко заговорил, стал часто бегать, начал стесняться), такие пики называют кризисными. Зная о потребностях ребёнка в познании себя и мира в каждый из периодов, вы сможете сгладить кризисные моменты, предоставив малышу возможность и окружение для саморазвития.

Сензитивные периоды по Марии Монтессори

Источник: Журнал «Монтессори-Клуб»

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй — слишком горячая. А в третьей — в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй — слишком мягким, зато третий — в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась «в самый раз». А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы «в самый раз».

Всё: еда, мебель, учебные занятия, социальные отношения, одежда, распорядок, ритуалы, — всё должно быть в самый раз, чтобы каждый ребенок смог полностью реализовать свой потенциал. Никто не знает, что побудило Машеньку отправиться в лес. Но Монтессори-педагоги уже почти сто лет изучают побуждения детей по всему миру. Доктор Монтессори называла такие мотивации «сензитивными периодами». Каждый из них побуждает ребенка искать в окружающей среде предметы, явления, отношения, которые помогут развить его уникальные задатки. Этот внутренний потенциал невозможно узнать напрямую. Ребенок не может ни осознать, ни непосредственно воздействовать на свои способности. И, тем не менее, в основе Монтессори-философии заложена вера в то, что каждый ребенок может стать «Моцартом» или «Пикассо». Если, конечно, все в среде, окружающей ребенка, будет «как раз».

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать «как раз». Первое — это знание сензитивных периодов. Второе — знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье — умение наблюдать.

Сензитивные периоды

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов — физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов.

Каждый сензитивный период это:

  • Период особой чувствительности и психических отношений;
  • Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды;
  • Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
  • Страсть и приверженность;
  • Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности;
  • Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.

Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Сензитивные периоды приходятся на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов.

1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет).

2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет).

3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).

4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).

5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).

6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).

7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).

8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).

9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).

10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).

11. Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).

Подготовленная среда

В конце концов, три медведя вернулись в свою подготовленную среду, они пришли домой. И медвежонок сделал несколько открытий: кто-то ел мою кашу. Кто-то сидел на моем стуле и сломал его. Кто-то спит на моей кровати! Для маленького ребенка жизнь в Монтессори-классе тоже похожа на постоянные открытия. Класс наполнен развивающими материалами, которые могут помочь ребенку реализовать собственные сензитивные периоды и образовательный потенциал.

Ребенок обследует класс, находит предметы и упражнения, которые удовлетворяют побуждениям, вызванным сензитивными периодами. Сензитивный период порядка, например, побуждает ребенка сортировать и упорядочивать предметы. Он может выбрать для работы блоки цилиндров, розовую башню или красные штанги. Сензитивный период порядка побуждает ребенка настаивать на определенной последовательности событий. Родители малышей знают, что их дети реагируют громким плачем, когда что-то выбивается из привычного порядка вещей.

Если в среде нет того, что необходимо ребенку, Монтессори была уверена, что он не сможет полностью реализовать свои задатки. Развитие личности ребенка существенно затормозится.

«Как раз» приобретает теперь второе значение. Кроме того, что среда должна быть наполнена правильными предметами, она должна быть еще и подготовлена вовремя. Каждый сензитивный период имеет свое начало и конец, в свое определенное время. Эта идея удивительно ясно выражена в новелле Никоса Казанцаки:

«Помню одно утро, когда я обнаружил кокон на коре дерева как раз в тот момент, когда бабочка проделала в нем отверстие и готовилась выйти наружу. Я немного подождал, но ее появление затягивалось, а я был нетерпелив. Я склонился и подышал на него, чтобы согреть. Я согревал его так быстро, как только мог, и чудо стало свершаться на моих глазах — быстрее, чем в жизни. Куколка открылась, бабочка начала медленно выползать из нее. И я никогда не забуду ужаса, который испытал при виде ее крыльев — сложенных сзади, сморщенных. Несчастная бабочка всем своим трепещущим телом пыталась расправить их. Склонившись над ней, я пытался помочь своим дыханием, но напрасно. Она должна была вылупляться постепенно, и разворачивание крыльев — это постепенный процесс, которому следовало бы совершаться под солнцем. Теперь было слишком поздно. Мое дыхание заставило бабочку появиться — всю сморщенную — раньше своего времени. Она отчаянно боролась за жизнь, но через несколько секунд умерла у меня на ладони.

Это маленькое существо я считаю самым большим грузом на моей совести, потому что сегодня я понимаю: насилие над законами природы — это грех.

Мы не должны торопиться. Мы не должны быть нетерпеливыми, но нам следует доверять внутреннему ритму».

Периоды беспокойства и тревоги не являются чем-то необычным для Монтессори-учителей — только обучающихся, начинающих и даже опытных учителей со стажем. Ход мысли бывает примерно таким: «Как я смогу узнать каждого ребенка настолько, чтобы точно подготовить среду, в которой будут все необходимые предметы, упражнения, отношения для удовлетворения его стремления к самосовершенствованию?» И эта мысль очень отчетлива, поскольку учитель задает себе такой вопрос про каждого ребенка. Как бы то ни было, существуют несколько основных принципов в подготовке образовательной среды.
Принцип свободы — главный из них. Дети свободно выбирают себе работу — обучающее занятие — основанную на их актуальном сензитивном периоде. Но свобода не означает полной вседозволенности, здесь действует принцип свободы в заданных границах. Монтессори-учитель понимает, что для ребенка свобода — это средство развития внутренней самодисциплины. Самодисциплина рассматривается как результат приобретения независимости от других. Другими словами, взрослый никогда не должен делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Но зато взрослый может оберегать работу ребенка с выбранным материалом, защищая его от вмешательства со стороны других детей.

Красота и привлекательность — следующий принцип подготовки среды. Каждое упражнение скомплектовано, все необходимое есть и находится в полном порядке. Вещи, находящиеся в классе, привлекательны и элегантны, сконструированы так, чтобы привлекать внимание и интерес ребенка. Предметы в классе также отражают реальности окружающего мира. Дети пользуются реальными холодильниками и раковинами вместо игрушечных. Поскольку в реальной жизни ни у кого нет одновременно нескольких одинаковых предметов, все вещи в классе представлены только в одном экземпляре.

Контакт с природой и реальностью — это третий принцип. Монтессори утверждала, что, непосредственно взаимодействуя с природой, ребенок начинает понимать и ценить порядок, гармонию, красоту. Среда Монтессори-класса — это место для реальной жизни. Дети учатся заботиться о растениях, животных, рыбках. Увеличительные стекла, микроскопы, простые эксперименты доступны для детей, чтобы они могли наблюдать природу и учиться у нее.

Наблюдение — Монтессори-метод

Сензитивные периоды описывают внутреннее состояние ребенка. Ребенок впрямую не демонстрирует его. Вместо этого Монтессори-учитель должен научиться наблюдать за ребенком, чтобы увидеть проявления, позволяющие судить о его сензитивном периоде. Среда в классе готовится в соответствии с наблюдениями учителя.

Монтессори понимала, что наблюдение — это привычка, которая развивается и совершенствуется в практике. Она также понимала, что целью наблюдения является помощь ребенку в развитии его духа. То есть, учитель наблюдает и постоянно корректирует подготовленную среду так, чтобы она всегда соответствовала актуальным сензитивным периодам детей. Качество наблюдения, к которому должен стремиться Монтессори-педагог, — тесная близость, потому что именно в такие моменты мы хорошо узнаем другого человека. Близость вызывает рефлексию, а рефлексия должна начинаться с нас самих.

«Мы настаиваем на том, что учитель должен подготовиться к систематическому изучению самого себя, чтобы искоренить свои самые глубоко сидящие дефекты, которые могут помешать отношениям с ребенком. Чтобы выявить эти неосознаваемые недостатки, мы должны пройти специальное обучение. Мы должны научиться видеть себя со стороны, как другие видят нас».

В том варианте сказки о Машеньке и медведях, который я знаю, Машенька проснулась, объяснила свое присутствие семье медведей, и ее пригласили на обед. Так и дети пробуждаются в возрасте шести лет, то есть дети становятся способными управлять собой и осознавать себя. Сензитивные периоды, как первый способ учения, заканчиваются. Младшие школьники обучаются иначе, чем дошколята. Они стремятся удовлетворить глубокое чувство изумления. Младших школьников интересуют причины всех вещей. Еще они хотят осознать свое место в мире общества и морали. Почему Машенька не послушалась своих родителей? Какое право она имела войти в дом трех медведей без приглашения? Какие законы природы делают одну чашку каши холодной, другую — горячей, третью — «в самый раз»?

Подростки же, в отличие от младших школьников, спросят только: «Кто отвечает за это?»
Но подростки — это следующая история.

Cензитивные периоды развития

или О неупущенных возможностях.

Описанные Марией Монтессори сензитивные периоды и открывающиеся благодаря им возможности будоражат воображение большинство современных родителей. Кажется, что ключ к достижению наилучших воспитательных результатов уже в руках, осталось лишь правильно им воспользоваться.

О том, что такое сензитивные периоды, их особенности и что именно надо делать родителям – читайте далее.

Что представляют собой сензитивные периоды

Сензитивность – это обусловленная природой способность ребенка усваивать определенные знания или навыки с максимально возможной легкостью, сохраняющаяся в течение определенного периода взросления. Важно, что такое естественное впитывание информации осуществляется только в рамках сензитивного периода, и за его пределами сменяется необходимостью прибегать к искусственным формам обучения.

Примером, поясняющим это явление, может служить очевидное различие между родным или выученным языками. Первый приобретается в сензитивном периоде, то есть усваивается без напряжения со всеми своими лингвистическими тонкостями, правилами грамматики и безупречным произношением. Именно поэтому мы можем автоматически говорить «в пальте» или «горячее кофе» (спасибо родителям ).

Если же язык изучается вне рамок сензитивного периода, то для его освоения приходится прилагать особые усилия – посещать уроки, специально заучивать слова и правила. В результате обычно остается акцент и лингвистические ошибки, позволяющие легко отличить родную речь от приобретенной.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно. Через них обязательно проходит каждый ребенок, но, хотя примерные сроки установлены еще Марией Монтессори, для каждого они индивидуальны.

Описание сензитивных периодов

Согласно методике Монтессори, существует шесть сензитивных периодов.

Период развития речи (от рождения до 7 лет). В это период ребенок учится говорить. Пузыри, которые пускает младенец, – это уже стремление научиться выговаривать звуки. За звуками следуют слова, затем связные предложения. В течение семи лет ребенок приобретает сложнейший навык – выражать свои мысли с помощью слов.

Чем богаче будет окружающая малыша разговорная среда, тем правильнее красивее и содержательнее будет его собственная речь. Рекомендации для родителей предельно просты: необходимо правильно говорить между собой в семье, избегать намеренного искажения слов (сюсюканья, например), много читать вслух, учить стихи. Как правило, к концу этого периода ребенок (с которым занимаются) может легко освоить чтение и письмо.

Излишне говорить, что в этом возрасте человек может естественно освоить несколько языков на уровне родного, если родители сумеют обеспечить ему соответствующую среду.

Период восприятия порядка (от полутора до трех лет). По сути это время освоения устройства мира. Ребенок устанавливает свои ориентиры, определяющие правила его поведения с людьми, отношение к предметам, пространству и событиям.

Закладываются основные представления о том, что правильно, и что неправильно. Ребенок узнает, что день сменяет ночь, что дом делится на кухню, ванную и спальни, что животных нельзя обижать и тому подобное. Окружающая в это время ребенка среда должна быть спокойной и предсказуемой, и очень хорошо, если слова родителей не расходятся с делом.

Рекомендуется поддерживать максимально спокойный уклад жизни, соблюдать принятые правила и обычаи, избегать переездов. Важно сохранять ровные отношения в семье, понятно распределять обязанности между мамой и папой.

Сенсорное развитие (от рождения до пяти с половиной лет). Во время этого периода ребенок познает характеристики окружающих его предметов, учится сопоставлять и систематизировать их. Период довольно длинный, и интенсивность обучения ребенка во многом зависит от скорости развития его органов чувств.

Родителям рекомендуется быть внимательными к интересам малыша и предоставлять соответствующий учебный материал. Если малыш тянется к рисованию, ему нужны подходящие по возрасту рисовальные принадлежности и так далее.

Период восприятия маленьких предметов (от полутора до двух с половиной лет). На этом жизненном этапе малыша интересуют мелкие предметы, а также соотношение между целым и его составными частями. Это довольно беспокойное для родителей время, поскольку мелочи (иногда очень важные) просовываются в неожиданные места, пробуются на вкус, безвозвратно исчезают. С этим необходимо смирится и по возможности заниматься с ребенком нанизыванием, просовыванием, подбиранием по размеру и форме, благо таких конструкторов сегодня достаточно много.

Развитие движений и действий (от года до четырех лет). В ходе этого периода происходит физическое становление человека. Этот этап необычайно важен, поскольку отсутствие достаточного движения неизменно приводит к ущербности психического развития. Нужно помнить, что ребенка интересует сам процесс осуществления движений, а не результат, поэтому не стоит расстраиваться, если цель игры не достигнута (например, малыш не попадает мячом в кольцо).

Родителям рекомендуется позаботиться о разнообразии подвижных игр и дозировке компьютерных развлечений.

  • Развитие социальных навыков (от двух с половиной до шести лет). Время, в течение которого ребенок овладевает навыками взаимодействия с другими людьми. Как правило, на этом этапе он знакомится с различными стилями поведения, сталкиваясь с ними в семье, на улице, в садике. Со временем он научится разделять их и чувствовать себя уверенно в каждом секторе.
  • Сензитивные периоды неоднородны, внутри каждого из них есть свои пики и минимумы. Успех будет достигнут в том случае, если родители вовремя обратят внимание на изменения в поведении малыша, на его заинтересованность теми или иными действиями, событиями, явлениями. Сопоставляя такие изменения и помня о существовании сензитивных периодов, вполне возможно «вычислить» наступление очередного этапа развития. Родителям останется правильно скоординировать свое поведение и организовать малышу актуальную для данного периода окружающую среду. В этом случае не придется вести «педагогическую борьбу» со своим ребенком, упуская возможность воспитать его в соответствии с его естеством.

    Конечно, воспитание не стоит ограничивать какими-либо периодами. Данные знания – лишь еще один инструмент в копилку родителей, позволяющий лучше понять ребенка и помогающий ему в естественном развитии.

    Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

    Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

    Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

    1. Кто такая Монтессори и что это за система?

    Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

    Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

    После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

    Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

    Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

    2. Что такое сенситивные периоды? Их много?

    Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

    1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

    2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

    3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

    4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

    5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

    6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

    3. Как сделать развивающую среду для ребёнка?

    По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

    Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

    Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

    4. Что такое обучение даёт детям?

    Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

    В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

    5. Где этому учат?

    Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

    Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

    Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

    В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

    Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

    6. Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

    Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

    Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

    Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

    Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

    7. В чём минусы такой системы?

    Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

    С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

    8. Кому это не подходит?

    Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

    Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

    9. Где узнать про систему Монтессори больше?

    Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

    Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

    Читать еще:  Вальдорф система обучения
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×