221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система и содержание воспитания в современной школе

2. Особенности содержания воспитания в современной школе.

В основе современной отечественной методологии отбора содержания воспитания лежит идея реализма цели воспитания. В условиях развития и утверждения суверенного, правового, демократического государства, становление гражданского общества в Украине особое значение приобретает формирование гражданина-личности, которая идентифицирует (осознает свою принадлежность) себя с Украиной, активно включается в общественную жизнь, защищает свои права, интересы, убеждения, выполняет обязанности, руководствуется в своем поведении демократическими принципами.

Большинство зарубежных воспитательных систем ориентированы на формирование гражданских и социальных качеств личности, на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти на основе принятых и действующих в государстве конституции, законов.

В осуществлении эффективного гражданского воспитания они накопили немало ценного. «Главной целью школы, — отмечал бывший президент США Г. Форд, — является воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают законы государства». Для достижения этой цели школы достаточно финансируются. Президент США Билл Клинтон победил на выборах именно потому, что пообещал избирателям вложить в развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник. Реформа американской школьного образования была настоящим краеугольным камнем предвыборной кампании Джорджа Буша. В первые дни своего пребывания на властном Олимпе президент США назвал образование «приоритетной» проблемой и предложил Конгрессу программу ее реформирования, которая стоит более 47 миллиардов долларов. В американских школах и школах западных стран много делается для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания положительного отношения к его идеалам и ценностям.

Гражданственность как тактическая цель воспитания определяет отбор такого содержания воспитания, который обеспечит предпосылки для формирования личности на ценностях национальной культуры как неотъемлемой составляющей общечеловеческой культуры.

Требования к содержанию воспитания многоплановые. Они обусловлены потребностями общества, государства, производства, экономики и, прежде всего, потребностями учащихся, родителей. Упорядочение этих требований вызвало необходимость выделения базового (база-основа, Почва, на которых возникает и развивается воспитание) компонента содержания воспитания. Таким компонентом является базовая культура личности как основа для ее дальнейшего развития. К базовой культуры относится культура жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая, интеллектуальная, нравственная, культура общения, экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений (О. Газман).

Культура жизненного самоопределения — это осознание себя субъектом собственной жизни и счастья, умение принимать решения и нести ответственность за собственное поведение и действия.

Базовая культура сориентирована, прежде всего, на особистіс-но значимые ценности: гражданское поведение, труд и материальное обеспечение, взаимоотношения с людьми, семейное благополучие и т.д. Поэтому она воспринимается воспитанником как ценность «для себя». С этой позиции ученик выбирает оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, формы проведения свободного времени, способ реакции на неудачи и успехи и прочее, что положительно влияет на эффективность воспитательного процесса, конечный результат которого — усвоение базовых основ общечеловеческой и национальной культуры.

Законодательством Украины определяется и закрепляется национальная стратегия в области воспитания. В построении содержания воспитания она предусматривает знание родного языка и литературы, культурно-исторического развития своего народа, его традиций, обычаев, мифологии, фольклора, искусства; народных взглядов, убеждений, идеалов, морально-эстетических ценностей, общепринятых норм поведения.

Национальная основа воспитания является важным условием социализации школьников. Она актуализирует в детях естественное, родное, понятное, создает благоприятные условия для усвоения основ национальной и общечеловеческой культуры.

И действительно, мы видим такую вещь: всегда дети, что учатся на своем родном языке, умнее, больше в них таланта, и мнением они более проворные, чем те, кому задергивают голову чужим языком.

Реализовать национальный подход к построению содержания воспитания помогает народная педагогика, источником изучения которой являются фольклор педагогического содержания и направленности, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры и игрушки, народные молодежные праздники, опыт семейного воспитания и т.д.

. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет такую воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованные у другого народа.

воспитание в современной школе

Воспитание в современной школе

В педагогике есть несколько определений. В основу концепции воспитания Министерства образования РФ, концепции В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой принято определение, данное Х.Й. Лийметсом, который рассматривал воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. Это определение существенно отличается от распространенного по сей день в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого педагогами воспитательного процесса является обучение — вооружение подрастающего поколения определенными знаниями, умениями и навыками.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, эта система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор ( через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный ( через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

В педагогике давно получило признание понятие «дидактическая система». Дидактическая система школы включает в себя цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Любое учебное заведение выполняет как обучающую, так и воспитывающую функции. Оно призвано вооружать подрастающее поколение определенной системой знаний, умений, навыков, приобщать его к культуре, готовить его к самостоятельной общественно значимой деятельности, к продолжению образования. Но не менее важной является функция, связанная с формированием у школьников ценностного отношения к миру, культуре, окружающей среде, с осознанием себя в этом мире, с развитием своего «Я», с нахождением своего места среди других людей. Эта функция не может быть реализована только в процессе обучения. Развивающемуся человеку нужна игра, нужен труд, творческая деятельность в сфере досуга, связанная с удовлетворением и развитием индивидуальных интересов.

Читать еще:  Сколько стоит обучение в вальдорфской школе

Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру.

Глава II. Структура воспитательной системы школы

Структура воспитательной системы выглядит так:

1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

5) среда системы, освоенная субъектом;

6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:

Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это — классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.

Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:

1 — цели и задачи воспитания,

2 — перспективы жизнедеятельности учащихся школы,

3 — принципы построения воспитательной системы школы.

Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:

1 — системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

2 — основные функции воспитательной системы;

3 — педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.

Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:

1 — эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда

Воспитательная работа в современной школе

На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку». Рассуждения на эту тему и представлены в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях, на очередном инновационно — технологическом этапе реформирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. На новом этапе реформы воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. А это значит, что наша школа должна стать «вторым домом детей, в котором комфортно и интересно каждому ребенку».

Одна из главных функций школы – воспитательная. Усилия школы должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умение строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру, на выявление склонностей и интересов для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Воспитание невозможно отделить от обучения, так как воспитывается и формируется человек в повседневной деятельности, в результате проживания каждого дня, а он у ребят нашей школы наполнен познанием и учением. Более того, в «Ювенесе» ребенок проводит практически все свое время, а это значит, что мы должны сделать все от нас зависящее для создания условий, обеспечивающих возможность самореализации и самовыражения личности ребенка. Исходя из этого воспитательные задачи школы можно представить следующим образом:

  • Повышение статуса воспитания, усиление воспитательной роли школы в формировании у ребят демократических ценностей, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности.
  • Создание активно работающей системы ученического самоуправления.
  • Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности учащихся.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.
  • Воспитание у школьников стремления к самообразованию.
  • Воспитание потребности к творчеству, так как именно творческое созидание наряду с потребностью к познанию служит основой развития личности и способствует развитию ее духовности;
  • Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива.

Система воспитательной работы нашей школы включает следующие компоненты:

Школа – не закрытое, изолированное от мира учреждение, а открытая система, подверженная влиянию извне. Ребенка воспитывает все, что его окружает, как верно подметил А.С. Макаренко «Воспитывает все: люди, вещи, явления, люди, но, прежде всего, и дольше всего люди. Из них на первом месте родители и педагоги».

Именно поэтому в нашей школе на основе сотрудничества взрослых и детей мы стремимся организовать демократический стиль жизнедеятельности, продолжить экспериментальный поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, ее самопознания и самоопределения, создать необходимые условия для возникновения детского самоуправления, установить связь с социумом, с внешкольными учреждениями.

Каковы же пути решения воспитательных задач? Это, прежде всего:

  • Организация взаимосвязи процесса воспитания, обучения и работы сети дополнительного образования.
  • Дальнейшее развитие системы традиций школы (традиционные праздники, концерты, литературные гостиные и вечера встреч).
  • Организация работы в области воспитания самоорганизации и самоуправления, развитие дальнейшей работы по изданию журнала «Ювенес».
  • Создание системы работы в области формирования гражданской позиции учащихся.
  • Создание программы по формированию единой системы воспитательной работы школы через организацию работы классных коллективов.
  • Разработка единой методики организации работы классных руководителей по формированию классного коллектива, выработка единых требований.
  • Создание единого творческого пространства для учителей и учащихся путем поддержания гибкой системы выбора видов и форм реализации плана воспитательной работы.

Так же стоит отметить, что у относительно небольшой, по наполняемости школы полного рабочего дня есть определенные преимущества:

  • небольшая наполняемость классов;
  • возможность более тесного общения детей и педагогов, существенное увеличение времени индивидуального общения ученика с учителем на уроке;
  • использование в практике индивидуальных домашних и классных заданий для каждого ученика;
  • качественный контроль знаний, умений и навыков каждого ученика по каждому предмету, своевременное выявление «пробелов» в знаниях и их устранение;
  • возможность постоянного разновозрастного общения детей;
  • осуществление непосредственной тесной связи с родителями;
  • обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом индивидуальными особенностями ученика, в только ему свойственной так называемой «зоне ближайшего развития»;
  • активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам их приобретения;

Переход всей системы образования из состояния, при котором главной целью с позиции социального заказа был выпуск полезных винтиков для государства и общества в целом, к состоянию, при котором главное — ценностное полагание человека, требует от школы новых подходов к организации воспитания и управления.

Именно поэтому очень важное значение для нашей школы имеет уклад школьной жизни, атмосфера, школьная культура, что определяется совокупностью многих ценностей, доминирующую роль среди которых играет стиль взаимоотношений детей и взрослых.

По нашему мнению, лучшее воспитание – это воспитание своими добрыми отношениями друг другу, к окружающим людям, к миру в целом.

Мы считаем, что только с учетом взаимной интеграции образовательных и воспитательных аспектов деятельности можно достичь эффективного управления инновационными образовательными учреждениями и высокого качества образовательных услуг, именно всего того, к чему всегда стремится наша школа.

Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 01:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.
2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».
3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.
4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5
1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики………………………………………………………………………5
1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе………………………. 12
Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы…………………………………………………………………………..21
2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21
2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………………….25
2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..…36
Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Копия Тула.doc

ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Негосударственная образовательная организация

высшего профессионального образования некоммерческое партнерство

На тему: Особенности формирования воспитательной системы современной школы

Глава 1. Теоретические аспекты методики воспитания……………………..5

1.1.Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики…… …………………………………………………………………5

1.2.Личность ребенка в воспитательном процессе………………………. 12

Глава 2. Формирование и развитие воспитательной системы современной школы………………………………………………………………… ………..21

2.1.Понятие о воспитательной системе………………………………………21

2.2.Системы и структуры воспитательного процесса……………… ……….25

2.3.Общие формы организации воспитания………………………………….29

Список использованной литературы………………………………………….39

Воспитание — это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности.

Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть фокусом своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. С этих, позиций становится совершенно неприемлемым утилитарный подход к воспитанию в советский период, когда заслугой школы считалось то, что ее выпускники отправлялись работать на пустующие, оборудованные рутинной техникой рабочие места предприятий. Отсюда и вытекали заказанные государством профориентационные задачи воспитания.

Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальности — специфичности существа, обладающего свободной волей и ответственностью; существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась — это отношение к самому себе.

Для того, чтобы понять глубинный смысл воспитания, следует воспитать нравственность, ибо, не сделав этого, невозможно будет обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности.

Проблема решения воспитательных задач была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, психологи, учителя, методисты. Эта проблема заинтересовала и нас.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы определили выбор темы курсовой работы «Особенности формирования воспитательной системы современной школы».

Объект исследования: воспитательная система современной российской школы.

Предмет исследования: структура и формы воспитательной системы современной школы.

Цель исследования: заключается в выявлении основных особенностей формирования воспитательной системы современной школы.

1. Проанализировать воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики.

2. Выявить сущность понятия «воспитательная система школы».

3. Изучить процесс формирования воспитательной системы школы.

4. Определить общие формы воспитания в современной школе.

В работе используются следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение результатов экспериментальной работы);

Данная курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, выводов и списка использованной литературы. Во введении представлена тема работы, ее цель и гипотеза, методы, структура и значимость исследования. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам методики воспитания. Во втором разделе рассматриваются особенности формирования воспитания современной школы. В заключении работы мы делаем выводы из проведенного исследования.

Данная курсовая работа может быть рекомендована для использования в работе учителей начальных классов, для ознакомления студентов педагогических учебных заведений, а также для сравнения с другими результатами при дальнейших исследованиях в этой области.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ

    1. Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики

Слово «теория» происходит от греческого «исследую». Применительно к педагогике исследуемые величины должны дать представление о ценностях, целях, принципах, содержании воспитания и обучения, о критериях их оценки. Эти параметры определяют структуру педагогической теории.

Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н. И. Болдырева «Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание- это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию личности и коллективов» [8;171]. С позиций деятельности дает определение и вышедший в свет в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание — это деятельность диалектико — материалистического мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности, творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения» [8;171].

Изданный на три года позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста» рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание – объективно- закономерный процесс подготовки людей к трудовой или иной деятельности в обществе, к выполнению многообразных социальных функций» [8;171]. С таких же позиций определил воспитание и известный педагог- гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы»: «Воспитание в широком смысле- это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления» [8;172].

Л.Н. Толстой, немало внесший в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердцах тех, кого мы воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки» [8;172].

О том, что воспитание- это искусство совершенствования человеческой души, писал Иммануил Кант: «В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы» [8;172].

Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г. Нойцер в учебнике «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю. К. Бабанского в 1984 году: «Воспитание- это усвоение общественнозначимого социального опыта» [8;173].

То есть, в педагогике есть несколько определений категории «воспитание», но нет общепризнанного. Признание получило и определение Х. Й. Лийметса, согласно которому воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно весьма близко к определению А. В. Мудрика и коренным образом отличается от до сих пор распространенного в педагогике определения воспитания как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из которого следует, что стержнем проектируемого и реализуемого усилиями педагогов воспитательного процесса является обучение- передача подрастающему поколению определенных знаний, умений и навыков.

Воспитание — процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.

Воспитание- процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от терминологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого бытия.

Воспитание- процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В тоже время другая его часть осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей государственной, в т.ч. образовательной системы. Оптимальный путь к успеху- гуманистическая воспитательная система.

Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.

Еще Аристотель в четвертом веке до н.э. утверждал: «Едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи… Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом.

Должны существовать законы, касающиеся воспитания, и оно должно быть общим. Нельзя оставлять невыясненным, что вообще представляет собой воспитание и как оно должно осуществляться… (Аристотель «Политика»).

В этой мысли Аристотеля воспитание рассматривается как процесс преемственности культуры нации. В Древних Афинах обучение не было обязательным, хотя в пятом в. до н. э. в период Пелопонесской войны афиняне гордились, что среди них нет ни одного неграмотного. Но воспитание рассматривалось как долг родителей по отношению к детям. Платон даже высказал мнение, что дети свободны от каких-либо обязательств перед родителями, если те не заботились об их образовании. Платон считал, что деятельность воспитателя необходимо подчинить строгому широкому контролю:

«Страж законов должен быть у нас зорким: он должен очень заботиться о воспитании детей, исправлять их характер и всегда направлять их ко благу согласно законам» (Платон «Законы»).

Коллективное обучение в Древнем Риме началось в третьем веке. до н.э. Квинтилиан, теоретик и практик античной педагогики, открыл в Риме первую государственную школу и стал получать ежегодное вознаграждение от государства — из казны императора Веспасиана. В римском обществе обсуждались не только вопросы содержания и организации обучения, но и подобающих методов воспитания. Т.е. воспитание рассматривалось как важнейшая сфера государственной деятельности.

Екатерина II Великая ввела, помимо специального, общее воспитание, готовящее человека к гражданскому общежитию. Это воспитание должно было, по словам В. О. Ключевского, «сосредоточиться» на разработке нравственного чувства и находиться в руках самого государства. Такие мысли. Императрица высказала потом в своем «Наказе». Вместе с президентом Академии художеств И.И. Бецким она задумала целую систему «воспитательных училищ», которая должна была густой сетью покрыть всю Россию.

И в наши дни все цивилизованные страны имеют Законы об о6разовании. Россия — не исключение из этих правил. Но если в Японии поставлен вопрос о всеобщем высшем образовании, в США обязательным является среднее, то в России теперь является обязательным всего лишь 9-классное. К сожалению, в России наших дней ценность образования значительно снизилась. И неудивительно: мы сталкиваемся с безнравственностью на улицах, в общественном транспорте, предприятиях торговли, органах милиции, в судах, прокуратуре, наконец, в правительстве и даже Думе.

Важнейшие ценности, обычно называемые респондентами в числе первых, являются, несомненно, плодом воспитания: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга и др. Однако здесь же возникает дискуссия: каким должно быть воспитание, какие приоритеты должны быть в современной школе — нравственное воспитание или интеллектуальное развитие ребенка?

В работе «Два воспитания» В.О. Ключевский высказал по этому поводу почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процессы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике» [8;179].

По В.О. Ключевскому только образовательная, а не ремесленная школа может служить продолжением начального воспитания, которое обязана давать каждая семья. «Дети, как взрослые, воспитываются интересным трудом. Поэтому воспитание и образование по существу тождественны: подлинное образование воспитывает человека, и другого способа воспитания нет» — пишет А.И. Фет в статье «Может ли образование быть Товаром?» [8;180].Несколько противопоставляет образование воспитанию К.М. Бехтерев: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность» [8;181]. Мы считаем, что хотя обучение и воспитание — две неразрывных грани педагогического процесса, необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным. В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех смыслах:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector