221madou.ru

Мама и Я
268 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система семейного воспитания характеризуется в педагогике

Принципы семейного воспитания

Семья – это обособленная социальная группа людей, цель объединения которых заключается в создании оптимальных условий по самосохранению, продолжению рода, самоутверждению и удовлетворению потребностей каждого её члена.

Понятие и значение семейного воспитания

Семья – это то, к чему стремиться практически каждый человек. Само по себе понятие семьи весьма обширно и воспринимается каждым человеком индивидуально. Для кого-то семья – это дом, где ждут, для других семья – это родные и близкие люди, для третьих семья связана с чувствами и ощущениями. В общем же семья – это образование, которое «охватывает» человека полностью во всех его проявлениях, со всеми его достоинствами и недостатками.

В семье происходит развитие и становление личности, его качеств, характера, отношений, привычек и т.д. То есть можно сказать, что семья оказывает большое влияние на личность ребенка.

Семейное воспитание – это модель воспитания, которая сложилась в условиях конкретной семьи посредством усилий родителей и родственников ребенка.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Семейное воспитание является сложной системой. Это связано с тем, что на нее оказывают влияние наследственность, природное (биологическое) здоровье членов семьи, материальное положение, уклад жизни, социальное положение, количество членов, место проживания семьи и отношение к ребенку членов семьи. Все перечисленные компоненты связаны между собой и проявляются в каждой конкретной семье по-разному.

Исходя из того, что каждая семья является специфическим объектом, семейное воспитание имеет ряд требований:

  • каждый ребенок должен воспитываться в атмосфере любви и доброжелательности;
  • родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть;
  • воспитательное воздействие на ребенка должно быть соразмерно его индивидуальным особенностям;
  • родители должны быть требовательны к ребенку, но при этом не грубы;
  • личность родителей является моделью поведения для ребенка, которой он подражает;
  • воспитание ребенка должно быть построено на положительных впечатлениях и примерах;
  • манеру общения в семье необходимо поддерживать в мажорном и оптимистичном тоне.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Цели и задачи семейного воспитания

Основная цель семейного воспитания – это формирование и развитие таких личностных качеств, которые будут способствовать достойному преодолению жизненных трудностей и преград.

Задачами семейного воспитания являются:

  • создание условий, необходимых для полноценного роста и развития ребенка;
  • психологическая защита ребенку в процессе его становления и развития;
  • передача семейного опыта (создание и сохранение собственной семьи, воспитание в ней своих детей, отношение к старшим и т.д.);
  • обучение детей необходимым навыками и умениям, направленным на самообслуживание, помощь близким, выполнению работы на благо семьи и т.п.;
  • воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, понимания своего «Я» и его места в обществе;
  • осознание значение семьи в жизни каждого человека.

Таким образом, семейное воспитание имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены индивидуальностью жизненного уклада каждой семьи. Семейное воспитание имеет большое значение в становлении и развитии каждого ребенка, так как именно в семе формируются его первичные задатки, знакомство с окружающим миром и людьми.

Основные принципы семейного воспитания

Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.

Принципы воспитания – это комплекс методов, средств и приемов, которыми необходимо руководствоваться при организации и реализации воспитательного процесса.

Основные принципы семейного воспитания:

  1. Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
  2. Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
  3. Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
  4. Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
  5. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
  6. Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
  7. Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Типы семейного воспитания и методы воспитания ребенка. Семейное воспитание и семейная педагогика

Воспитывать ребенка — не такая уж простая задача, как может показаться на первый взгляд. Существуют различные типы и стили семейного воспитания. Как разобраться в них? Какие методы семейного воспитания выбрать? Будем искать ответы вместе.

Семейное воспитание и семейная педагогика, в зависимости от того, как родители на эмоциональном уровне воспринимают ребенка и контролируют его, различают следующие стили воздействия:

  • авторитетный,
  • авторитарный,
  • либеральный,
  • индифферентный.

Авторитетный и авторитарный стили

При авторитетном воспитании мать и отец эмоционально тепло относятся к детям, но контроль за ними достаточно высок. Родители признают и всячески поощряют самостоятельность ребенка. Этот стиль характеризуется готовностью по мере взросления малыша пересматривать требования и правила для него.

Авторитарный стиль выражается низким уровнем эмоционального восприятия детей и высоким уровнем контроля. Общение таких родителей с ребенком больше напоминает диктат, когда все просьбы произносятся в форме приказов, а требования, запреты и правила ни под каким предлогом не меняются.

Читать еще:  Развивающие коврики монтессори

Либеральный и индифферентный стили

В семье, где детей принимают тепло эмоционально, а контроль за ними находится на низком уровне (вплоть до всепрощения и вседозволенности), царит либеральный стиль воспитания. Требований и правил при этом практически нет, а уровень руководства оставляет желать лучшего.

При индифферентном стиле родители очень мало принимают участия в воспитании, ребенка воспринимают эмоционально холодно, его потребности и интересы попросту игнорируют. Практически отсутствует контроль со стороны отца и матери.

Конечно же, каждый из описанных стилей воздействия отражается на ребенке определенным образом. Но главенствующую роль в формировании личности играют типы семейного воспитания. Их и рассмотрим подробнее.

Гармоничный тип

Типы семейного воспитания ребенка делятся на гармоничный и дисгармоничные. Первый подразумевает:

  • взаимную эмоциональную поддержку;
  • максимальное удовлетворение потребностей всех членов семьи, как взрослых, так и детей;
  • признание того факта, что ребенок — это личность, и он может сам выбирать свой путь развития;
  • поощрение самостоятельности детей.

Кроме того, в сложных ситуациях проявляется взаимное уважение и действуют равные права родителей и ребенка в принятии решений. Система требований к чаду здесь всегда обоснована его возрастом и индивидуальностью. Контроль со стороны родителей носит систематический характер, постепенно маленький член семьи привыкает к самоконтролю. Поощрения и наказания всегда заслужены и разумны. У родителей существует постоянство и непротиворечие в вопросах воспитания, но при этом у каждого сохраняется право на собственный взгляд на ситуацию. Мать или отец могут внести изменения в систему воспитания согласно возрасту детей.

Дисгармоничные типы семейного воспитания

Они очень разнообразны, но есть общие признаки, в разной степени соответствующие каждой семье этой категории. В первую очередь дисгармоничные типы семейного воспитания и семейных отношений характеризуются низким эмоциональным уровнем принятия ребенка и даже возможностью эмоционального отвержения. Конечно, взаимность при таком отношении отсутствует. Родители практически разобщены и не имеют единого мнения в вопросах воспитания. В отношениях с детьми они зачастую непоследовательны и противоречивы.

Дисгармоничные типы семейного воспитания характеризуются тем, что в разных сферах жизнедеятельности родители ограничивают ребенка, часто неоправданно. По части требований здесь может быть два полярных положения: либо они завышены, либо практически отсутствуют. В последнем случае царит вседозволенность. Контроль со стороны родителей не там, где нужно, и его недостаточно. Наказания незаслужены и слишком часты или, наоборот, они отсутствуют.

Дисгармоничные типы семейного воспитания ребенка отличаются тем, что в обыденном общении с дочерью или сыном наблюдается повышенная конфликтность. Потребности детей удовлетворяются либо недостаточно, либо чрезмерно. Наиболее часто встречаются такие типы:

  • гипопротекция,
  • гиперпротекция,
  • противоречивое воспитание,
  • воспитание по типу повышенной моральной ответственности,
  • гиперсоциализирующее воспитание,
  • жестокое обращение с ребенком,
  • культ болезни.

Рассмотрим подробнее эти типы семейного воспитания и детско-родительских отношений.

Гипопротекция и гиперпротекция

Это два полярных варианта, когда заботы, внимания, контроля, интереса к ребенку и его потребностям или недостаточно (гипопротекция), или слишком много (гиперпротекция).

Предполагает наличие у родителей разных взглядов на воспитание, которые они воплощают в жизнь. Воздействие на ребенка периодически меняется в зависимости от его возраста, но при этом воспитательные стратегии взаимоисключающие и несовместимые.

Повышенная моральная ответственность

К детям предъявляются высокие требования, зачастую несоответствующие возрасту и индивидуальности.

В этом случае на первое место выдвигаются успехи, достижения ребенка, отношение к нему сверстников, принцип долга, ответственность, обязанности. Все это делается без учета индивидуальных качеств и возраста детей.

При таком типе воспитания наказания тяжелее проступков, а поощрения отсутствуют.

К ребенку относятся как к слабому, больному, беспомощному, создавая особую атмосферу вокруг него. Это ведет к развитию эгоизма и ощущения своей исключительности.

Кроме стилей и типов, существуют методы семейного воспитания. О них пойдет речь ниже.

Методы воздействия на детей

Типы семейного воспитания и семейных отношений предполагают наличие следующих способов влияния: любовь, доверие, личный пример, показ, обсуждение, сопереживание, поручение, контроль, возвышение личности, юмор, похвала или поощрение, наказание, традиции, сочувствие.

Родители воспитывают детей не только словами и убеждением, но, в первую очередь, личным примером. Поэтому важно правильно организовать семейную жизнь, личное и общественное поведение матери и отца. Мама и папа не будут иметь положительного влияния на ребенка, если сами не стремятся стать лучше. Методы семейного воспитания работают, лишь когда родители занимаются и самовоспитанием.

Воздействие на детей младшего возраста

Семейное воспитание дошкольников необходимо организовать так, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были согласованы между родителями. Это поможет детям правильно себя вести, научит управлять своими эмоциями и поступками. Нужно говорить о требованиях ребенку в форме пожелания, просьбы или совета, так как приказной тон вызовет отрицательную реакцию.

В любом коллективе традиции являются отражением характера общения и уровня воспитанности. То же самое касается семьи. Складывающиеся обычаи и традиции оказывают благотворное влияние на детей. Кроме того, это сплачивает родителей и ребенка. При подготовке к праздникам малыши приобщаются к бытовой стороне жизни. Они помогают убирать и украшать дом, принимают участие в приготовлении еды и сервировке стола, готовят подарки и открытки для родных.

Главные составляющие семьи

Семейное воспитание дошкольников немногим отличается от воспитания детей других возрастов. Семья, в которой царит гармония, является защитой, опорой для ребенка, благодаря этому появляется уверенность и чувство нужности в этом мире, что и рождает душевный комфорт. Эмоциональная совместимость всех членов создает нужный тон в общении, например, это проявляется тогда, когда шутка матери или отца способна предотвратить назревающий конфликт, разрядить напряжение. Отсюда берет начало и развитие чувства юмора у ребенка, которое позволит ему быть самокритичным, уметь смеяться над собой и своим поведением, обрести стойкость в жизненных ситуациях, а не быть обидчивым и слезливым.

Лучшая модель отношений

Семейное воспитание и семейная педагогика направлены на создание условий, при которых у ребенка формируется модель отношений. По ней он будет строить всю свою жизнь дальше, будет создавать семью, воспитывать детей и внуков. Какой же должна быть эта модель? Семейное воспитание происходит в атмосфере доброжелательности, тепла, счастья и любви, а особенности детей при этом обязательно учитываются. Родители стремятся развить способности и лучшие качества ребенка, принимая его таким, какой он есть. Требования, предъявляемые к детям, основываются на взаимоуважении. Воспитание базируется на положительных качествах ребенка, а не на отрицательных. В противном случае малыш приобретет кучу комплексов.

Читать еще:  Система раннего развития монтессори

В заключение

Таким образом, задумываясь о правильности воспитания ребенка, посмотрите сначала на себя со стороны. Ведь дети копируют родителей. Стремитесь стать лучше, и ребенок тоже начнет меняться. Гармонии вашей семье!

Лекция 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

2. Семейное воспитание

Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи в современном обществе с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей с образовательными и другими учреждениями. Воспитание подрастающего поколения не только личное дело родителей – в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – это очень важная, существенная часть общественного воспитания. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой, поскольку семья – это основная среда обитания и жизнедеятельности детей, которая во многом сохраняется и в подростковый период. В процессе семейного общения младшим передаются жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Система семейного воспитания всегда сугубо индивидуальна, складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На ее формирование влияет множество факторов, например такие, как наследственность, физическое и психическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку и т. д. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

• гуманность и милосердие к растущему человеку;

• вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

• открытость и доверительность отношений с детьми;

• оптимистичность и доброжелательность взаимоотношений в семье;

• последовательность в своих требованиях;

• оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.

Кроме общих, есть ряд частных принципов, не менее значимых для семейного воспитания:

не применять физические наказания, не читать чужие письма и дневники; не морализировать; не говорить слишком много; не требовать немедленного повиновения; не потакать негативным поступкам и др.

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание и в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью. В последние годы в семьях возобновляется религиозное воспитание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ей достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей и все это составляет задачи семейного воспитания.

Семейному воспитанию присущи свои методы: личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Выбор того или иного метода происходит сугубо индивидуально с учетом конкретной ситуации, в которой происходит воспитательное воздействие.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

Читать еще:  Современная система воспитания

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка, тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector