221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система свободного воспитания м монтессори

Система свободного воспитания м монтессори

1.16.2. Теория свободного воспитания

В первой половине XX века в зарубежной педагогике особенно мощным было течение свободного воспитания – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущими принципами данного направления являются: вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убеждением, что любое внешнее влияние на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий педагога на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Яркими представителями теории свободного воспитания являются Эллен Кей (1849 – 1926) и Мария Монтессори (1870 – 1952).

Эллен Кей в книге «Век ребенка» (1910) заботу о воспитании нового поколения называла исходной позицией, с которой будут рассматриваться все стороны общественной жизни. Провозгласила ряд естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Утверждала, что настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. «Предоставьте природе спокойно и медленно помогать самой себе» (Рисунок 11). Первой открыто поставила вопрос о половом воспитании. Очертила требования к воспитателю: должен уметь играть с детьми; отдаваться ребенку, как ребенок отдается бытию; влиять впечатлениями; способствовать свободному развитию и проявлению духовных сил ребенка; являться товарищем, другом ребенка и уметь поддерживать отклонения от трафарета.

Рисунок 11. – Теория воспитания по Э.Кей

Призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций, за государственную помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации детского труда и другие меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных общественных задач Э.Кей считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия общественного воспитания. Шведский педагог разработала уникальную дидактику (Рисунок 12).

Рисунок 12. – Теория обучения по Э.Кей

Педагогика итальянского педагога Марии Монтессори (1870 – 1952) предполагает, с одной стороны, неограниченную свободу и самостоятельность ребенка. «Человек не может быть по-настоящему свободен, если он не самостоятелен». С другой, воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. Девиз педагогики Монтессори – помоги мне сделать самому, а я помогу другому

Воспитание она рассматривает как активное содействие нормальному развитию ребенка, а в качестве педагогических принципов М.Монтессори выдвигает следующие: принцип свободы; принцип самостоятельности; принцип воспитывающего обучения (в каждом обучающем упражнении, по мнению Монтессори, должны присутствовать элементы воспитания); упразднение наград и наказаний; исключение любого соревнования из детской деятельности (каждый ребенок должен работать в своем ритме и темпе); принцип индивидуальности воспитания и обучения.

Основным методом, впервые открытым М.Монтессори в педагогике, является поляризация внимания, т.е. глубокое проникновение ребенка в «дело», способность к медитации, внутренней собранности во время работы (Таблица 7).

Таблица 7. – Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори и ее теория свободного воспитания

Во второй половине XIX в. был сформулирован принцип педоцентризма в воспитании. Его сторонники считали, что организацию педагогического процесса следует строить, исходя из возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Они предлагали отказаться от утверждаемых заранее учебных планов и программ и положиться на свободное твор­чество учителя и учащихся.

Эта идея легла в основу теории свободного воспитания. К этому направлению реформаторской педагогики можно отнести идеи и деятельность итальянского врача-психи­атра и педагога Марии Монтессори (1870-1952 гг.). Идеи свободного воспитания были реализованы в созданных ею «домах ребенка». Опыт работы этих учреждений был представлен в ее книгах «Метод научной педагогики» (1909 г.), «Разум ребенка» (1952 г.) и др. «Задача воспитателя (по М. Монтессори) – следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Наша цель – дисциплинировать для деятельности, для труда и добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания».

М. Монтессори выявила чувствительные к внешним воздействиям этапы в развитии ребенка (от рождения до шести лет) – «сензитивные» периоды. Всего их шесть: сензитивные периоды развития речи, «чувства порядка», движений и действий, органов чувств, социальных навыков и восприятия мелких предметов. Она указывала, что важно не упустить возможности использования воспитателем различных развивающих методов именно в эти периоды. Вне рамок сензитивного периода развитие соответствующих функций ребенка не будет столь же эффективным.

Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспи­тание («обучение в этот период должно пониматься как помощь в развитии врожденных психических способностей личности»).

Опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо, М. Мон­тессори разработала программу и методику сенсорного воспи­тания детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятии — зрения, слуха, осязания и т.д. Она использовала новую, оригинальную систему дидактического материала. Сенсорные Монтессори-материалы классифицировались на материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей.

Читать еще:  Система воспитания в россии

Специальная методика наблюдения за детьми по определен­ной программе помогла ей сформулировать принцип органи­зации особой воспитывающей и активно формирующей сре­ды, в которой развиваются и с которой взаимодействуют дош­кольники.

Педагогическая система М. Монтессори на протяжении почти ста лет является предметом пристального внимания педагогов всего мира. Ее успешно применяют в практической работе с детьми в детских садах и школах Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, России, США, Франции, Швейцарии, Японии и других странах.

9.2.2. Вильгельм Лай и «педагогика действия»

Многие педагоги и психологи конца XIX — начала XX вв. полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут на основе использования положительных и дос­товерных фактов из педагогической практики. Эти факты дол­жны дополнительно проверяться опытным, эксперименталь­ным путем. Данное направление в педагогике того времени известно под названием «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблю­дение, анкетирование и др. Содержание экспериментальной педагогики представляло собой, по существу, свод различных сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, пе­дагогики.

Представителем направления «экспериментальной педагогики» является немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862- 1926 гг.). Основные работы В.А. Лая – «Экспериментальная дидактика», «Школа действия. Реформа школы сообразно требо­ваниям природы и культуры».

В.А. Лай создал новую педагогику – педагогику действия. Он механически трактовал процесс обучения. По его мнению, в основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, на­правленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособле­ние ребенка («возможность самосохранения и самоутверждения по отношению к окружающему миру») было основной задачей школы действия. В действии, считает В.А. Лай, лежит тайна обучения, интереса и внимания. «Человек предназначен для деятельности; ребенок стремится к деятельности; его самообразование в игре есть не что иное, как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы». В школе, по мнению В.А. Лая, на первом месте должен быть ребенок, «ученик, а не учебный материал и не будущая профессия».

Средства выражения (действия) могли быть самыми разнообразными – рисование, лепка, черчение, музыка и танцы, пение, уход за животными и растениями, естественно-научные опыты и моделирование. При этом ручной труд выступал у В.А. Лая не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Руч­ной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в школу как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

На основе такого подхода был построен «органический учебный план», соединяющий «наблюдательно-вещественное» (все, что связано с восприятием – жизнь природы, человека и общества) и «изобразительно-формальное» (средства выражения) преподавание (педагогический процесс (по В.А. Лаю) представлен в схеме 9.1).

Педагогический процесс (по В.А. Лаю)[13]

Принципы школы действия в начале XX в. использовались в школах и дошкольных учреждениях многих стран.

Идеи свободного воспитания в системе Монтессори (стр. 2 из 6)

В начале ХХ в. в России были осуществлены первые попытки практического применения идей свободного воспитания. На принципах свободного воспитания в значительной мере строилась деятельность школ-коммун.

В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные свободному воспитанию, стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы свободного воспитания.

Во многих странах мира сегодня существуют школы, основанные на идеях Р. Штейнера (вальдорфские школы), М. Монтессори, С. Френе и других представителей данного направления. Эти школы называют альтернативными. Задачу школы в современном обществе они видят не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей и юношество умению учиться. Функция учителя в такой школе — содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. При этом учащиеся должны самостоятельно приобретать такие знания и развивать те способности, которые важны для них. Альтернативные школы различных видов объединяют общие принципы организации образовательного процесса, основанные на идеях свободного воспитания.

2. Свободное воспитание как основополагающая идея антрополого-педагогической системы Монтессори

2.1 История развития системы Монтессори

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную «Педагогическую антропологию», к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.

Читать еще:  Сколько стоит обучение в вальдорфской школе

Мария Монтессори родилась в строгой религиозной семье, где, конечно, никоим образом не предусматривался путь, который она для себя выбрала в дальнейшем. В 1896г.М. Монтессори заканчивает университет и становится первой женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как «золотой материал» Монтессори. Благодаря ее усилиям на состоявшейся в Риме в 1900г. олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. После этого Монтессори оставляет работу с аномальными детьми и переключается на обычных детей, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники с отклонением в развитии.

Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью она посещает множество начальных школ, внимательно приглядывается к методам изучения и приходит к выводу: невозможно наблюдать ребенка, если он автоматически выполняет предписания преподавателя. То есть вместо того, чтобы содействовать развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе личности.

Постепенно у Марии Монтессори кристаллизуется ее педагогическое кредо: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.

В 1907г. Монтессори представилась уникальная возможность проверить на практике верность теоретических выводов – Э. Талано, итальянский миллионер, директор общества дешевых квартир, предложил ей создать в 38 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей – знаменитый «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»). Причем Марии Монтессори была предоставлена возможность организовать деятельность школы так, как она считает нужным. На этой «экспериментальной площадке» Монтессори разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. В первом Доме ребенка, открытом в пригороде Рима, было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет. Эти дети не были «идиотами», они просто были социально и культурно обездоленными, не имели возможности учиться, досыта есть и расти в нормальной семье.

Уже к 1909г. стало ясно, что социально-педагогический эксперимент М. Монтессори оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В Дом ребенка стали приезжать педагоги из Испании и Голландии, Англии и Швеции. М. Монтессори тоже начала разъяснять свой метод, для чего много ездила с выступлениями по миру. Появляются ее научные труды и практические советы в таких книгах, как «Метод Монтессори» (1909), «Педагогическая антропология» (1910), «Тайна детства» (1938), «Формирование человека» (1949).

В короткий срок она распространила свои идеи по всему миру. Сложнее всего с этим было на родине. Не приняв фашистского режима Муссолини, в 30-е годы Монтессори перебирается в Испанию, а затем в Голландию. Несмотря ни на что, продолжается напряженная научная деятельность. В своей итоговой работе «Разум ребенка» (1952), написанной незадолго до смерти, Монтессори открывает новое направление в педагогике – развитие детей первых трех лет жизни. В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» — мол, что с них возьмешь, — педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии в 1952г., но ее идеи продолжали шествие по миру. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. До России первые сведения об успехах педагогического эксперимента М. Монтессори дошли еще в 1910г. С достаточной полнотой российская педагогическая общественность смогла ознакомиться с системой Монтессори в 1913г., когда вышел в свет перевод ее главного труда «Дом ребенка: метод научной педагогики», а в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори — детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. К числу наиболее известных деятелей, пропагандировавших развитие системы Монтессори в России, можно отнести Ю.И. Фаусек («Общество свободного воспитания»), А.А. Перроте («Кельнский дом» на Девичьем поле), А.А. Выготскую, Н.П. Соколову (сад для глухонемых детей). Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования. Монтессори-педагогов в нашей стране уже много, у них есть потребность общаться между собою, передавать друг другу свой опыт, поэтому они создали свою общественную организацию. У Ассоциации Монтессори-педагогов несколько направлений работы: распространение педагогики Монтессори в России, пропаганда дидактических материалов, выпускаемых нашей фабрикой в Омске, организация ежегодной монтессорианской конференции.

В Череповце в 199…. г. по инициативе голландских специалистов на базе детского сада №53 был открыт Учебно-образовательный центр Монтессори. На данный момент в центре работают 3 группы для детей в возрасте от 3 до 6 лет, 1 группа для детей в возрасте от 2 до 3 лет и 1 кратковременная группа «Вместе с мамой» в возрасте до 2 лет.

Читать еще:  Развитие по монтессори с года

2.2 Сущность и принципы педагогики Монтессори

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. «Первой проблемой обучения, — пишет она, — является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего, мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов: развитие ребенка осуществляется посредством освоения окружающего мира. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться». Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

Система свободного воспитания м монтессори

1.16.2. Теория свободного воспитания

В первой половине XX века в зарубежной педагогике особенно мощным было течение свободного воспитания – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущими принципами данного направления являются: вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убеждением, что любое внешнее влияние на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий педагога на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Яркими представителями теории свободного воспитания являются Эллен Кей (1849 – 1926) и Мария Монтессори (1870 – 1952).

Эллен Кей в книге «Век ребенка» (1910) заботу о воспитании нового поколения называла исходной позицией, с которой будут рассматриваться все стороны общественной жизни. Провозгласила ряд естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Утверждала, что настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. «Предоставьте природе спокойно и медленно помогать самой себе» (Рисунок 11). Первой открыто поставила вопрос о половом воспитании. Очертила требования к воспитателю: должен уметь играть с детьми; отдаваться ребенку, как ребенок отдается бытию; влиять впечатлениями; способствовать свободному развитию и проявлению духовных сил ребенка; являться товарищем, другом ребенка и уметь поддерживать отклонения от трафарета.

Рисунок 11. – Теория воспитания по Э.Кей

Призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций, за государственную помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации детского труда и другие меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных общественных задач Э.Кей считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия общественного воспитания. Шведский педагог разработала уникальную дидактику (Рисунок 12).

Рисунок 12. – Теория обучения по Э.Кей

Педагогика итальянского педагога Марии Монтессори (1870 – 1952) предполагает, с одной стороны, неограниченную свободу и самостоятельность ребенка. «Человек не может быть по-настоящему свободен, если он не самостоятелен». С другой, воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. Девиз педагогики Монтессори – помоги мне сделать самому, а я помогу другому

Воспитание она рассматривает как активное содействие нормальному развитию ребенка, а в качестве педагогических принципов М.Монтессори выдвигает следующие: принцип свободы; принцип самостоятельности; принцип воспитывающего обучения (в каждом обучающем упражнении, по мнению Монтессори, должны присутствовать элементы воспитания); упразднение наград и наказаний; исключение любого соревнования из детской деятельности (каждый ребенок должен работать в своем ритме и темпе); принцип индивидуальности воспитания и обучения.

Основным методом, впервые открытым М.Монтессори в педагогике, является поляризация внимания, т.е. глубокое проникновение ребенка в «дело», способность к медитации, внутренней собранности во время работы (Таблица 7).

Таблица 7. – Педагогическая система Монтессори

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector