221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система воспитания это

Система воспитания

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Система воспитания» в других словарях:

система воспитания Т. Арнольда — T. Arnoldo auklėjimo sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis T. Arnoldo (1795–1842), dabartinės fizinio auklėjimo sistemos Anglijoje pradininko, XIX a. pirmojoje pusėje sukurta jaunimo auklėjimo sistema, kurios esmė tokia:… … Sporto terminų žodynas

Фольклорная система воспитания — система воспитания, основанная на глубоком изучении фольклора, его проживании и возрождении как устойчивого и естественного компонента образа жизни современного человека. Фольклор является основой всякой культуры, национальной тем более. Фольклор … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СИСТЕМА — (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, верно или ложно связанных вместе так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Расположение частей целого, ход чего либо в последовательном, связном порядке.… … Словарь иностранных слов русского языка

Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем ( 1782 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова

система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева

система — ы, ж. 1) Определенный порядок в расположении, связи и действии составляющих что л. частей. Система в работе. Привести в систему свои записи. Никакой системы и последовательности в моем чтении, конечно, не было, все совершалось случайно (Горький) … Популярный словарь русского языка

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — (англ. Montessori s system) система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей,… … Большая психологическая энциклопедия

Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. Система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870– 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Формирование и развитие различных систем воспитания

Система воспитания – это комплекс взаимосвязанных между собой целей и принципов процесса воспитания, а также приемов и методов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры.

Понятие и сущность системы воспитания

Системы воспитания направлены на выполнение социального заказа по воспитанию подрастающего поколения, согласно установленным социальным нормам, приемлемым на конкретном историческом этапе существования данного общества.

Каждая система воспитания формируется, развивается и существует в рамках конкретного общества до того момента, пока не потеряет своей значимости и актуальности. Исходя из этого, все системы воспитания имеют свой конкретно-исторический характер.

Сущность системы воспитания определяется следующим:

  • Преемственность между ступенями воспитания.
  • Процесс самовоспитания каждого человека должен быть непрерывным на протяжении всей жизни.
  • Реализация потребности человека в постоянном обогащении своего жизненного опыта.

Таким образом, система воспитания ориентирована на формирование полноценного члена общества в том историко-временном промежутке, в котором живет и развивается человек.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

История формирования и развития систем воспитания

На сегодняшний день известно о нескольких системах воспитания, которые существовали на различных исторических этапах. Это системы воспитания Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.Охарактеризуем основные из них.

Спартанская система воспитания. Основной целью данной системы было воспитать и подготовить воина, полноценного члена военной общины. Согласно данной системе до семи лет ребенок воспитывался в семье, после семи лет процесс воспитания брал на себя город (полис, государство). Весь процесс воспитания проходил в три этапа:

  • первый этап (дети 7-15 лет). Детей обучали письму, чтению, а также дети проходили суровую физическую подготовку;
  • второй этап (юноши 15-20 лет). К обучению добавляли пение и музыку, ужесточались методы физического воспитания, посвящение в воины;
  • третий этап (молодые люди 20-30 лет). Постепенное приобретение статуса полноценного члена общества.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, спартанская система воспитания имела четкую направленность на физическое воспитание, больше похожее на военную подготовку.

Афинская система воспитания. Основной целью данной системы воспитания было всестороннее и гармоничное развитие личности. Ведущим принципом воспитания являлся момент соревновательности.

Аналогично спартанской системе, афинская система воспитания реализовалась поэтапно:

  • первый этап: до семи лет дети находятся на домашнем воспитании, с 7 до 12 лет мусической и гимнастической школ;
  • второй этап: с 16 до 18 лет, совершенствование знаний в гимназиях, а также в эфебиях;
Читать еще:  Система обучения монтессори

Таким образом, афинская система воспитания ориентировалась на освоении детьми в процессе воспитания различными видами искусств, а также хорошей физической и военной подготовкой. Данная система воспитания вошла в историю как один из символов и ориентиров в системе образования на многие поколения.

Религиозная традиция воспитания. Система воспитания, которая была сформирована и развивалась в Европе в VI-XV веках. Основной целью религиозной системы воспитания являлось приведение человека к гармонии с самим собой, через усвоение религиозных канонов.

Система религиозного воспитания существовала у разных народов, преобразуясь и трансформируясь в зависимости от религии. Согласно данной системе воспитания выделяли три стадии воспитания и обучения: элементарная, средняя и высшая стадии.

Система сословного воспитания представлена двумя видами:

  • домашнее (семейное) воспитание;
  • рыцарское (воспитание джентльмена) воспитание.

Наибольший интерес представляет рыцарское воспитание, основой которого являлось изучение и соблюдение «Кодекса чести», а также освоение программы «Семи рыцарских добродетелей».

Система рыцарского воспитания проходила в несколько этапов:

  • до семи лет – домашнее обучение;
  • с 7 до 14 лет – паж при дворе феодала;
  • с 14 лет до 21 года – оруженосец при рыцаре;
  • в 21 год – посвящение в рыцари.

Необходимо отметить, что ряд принципов, лежащих в основе данной системы воспитания, находит свое отражение и на современном этапе. Так правила «Кодекса чести» как основной идеи эстетического и физического воспитания человека актуальны и высоко ценятся в обществе.

Основа воспитания джентльмена заключалась в следующем:

  • физическое воспитание было направлено на выработку силы воли и характера;
  • нравственное воспитание предусматривало обучение правильным манерам;
  • трудовое воспитание;
  • развитие любознательности и положительного интереса к процессу обучения.

Ведущими средствами воспитания выступали примеры из реальной жизни и окружающей среды ребенка.

Таким образом, данная система имела индивидуальную направленность на личность воспитанника, учет его возможностей и потребностей.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив. Данная система воспитания была сформирована и реализована в России А.С. Макаренко. Система воспитания Макаренко признана во всем мире и носит название «коммунистического воспитания».

Основной целью системы воспитания в коллективе и через коллектив является воспитание человека-коллективиста, для которого интересы коллектива превыше своих собственных.

Система воспитания в коллективе и через коллектив реализуется в три этапа:

  • 1 Этап. На данном этапе у воспитанников наблюдается низкий уровень коллективизма, исходя из этого, педагог устанавливает цели и приоритеты воспитания.
  • 2 Этап. Педагог выделяет актив коллектива и его лидера, управление коллективом частично передается наиболее инициативным членам коллектива.
  • 3 Этап. Данный этап еще называют высшим. На этом этапе развития коллектива самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Система воспитания это

Понятие, структура и развитие воспитательной системы.

Понятие воспитательной системы

Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.

Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.

Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

Структура воспитательной системы

В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Управление воспитательной системой , по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:

— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);

— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;

— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;

— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы включает два аспекта:

— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;

— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.

Читать еще:  Воспитание как система кратко

Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).

Развитие воспитательной системы

Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.

Первый этап – становление системы . Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных.

Второй этап – отработка системы . Происходит развитие коллектива, органов самоуправления. Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности, закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой. Важным условием успеха этого этапа является согласования темпов развития ученического и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно трансформируясь в единый коллектив).

Третий этап – окончательное оформление системы . Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности (Е.В. Бондаревская).

Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает «смерть коллектива»).

Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.

Современные воспитательные системы (стр. 1 из 6)

Современные воспитательные системы

1.1 Понятие личности

1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе

Глава 2. Проблемы развития и воспитания личности в коллективах

2.2 Разработка в педагогике проблем развития и воспитания личности

Список используемой литературы

Введение

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и школы, т.е. коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Помимо этого, в современном образовательном учреждении большее внимание уделяют предметной подготовке нацеленной в первую очередь не на овладение знаниями учеников, а на общую успеваемость класса или школы в целом. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

Развитие творческой индивидуальности подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности в школе. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Цель данной работы — рассмотреть процесс формирования личностных качеств в школе.

охарактеризовать понятие личности

изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;

показать процесс воспитания личности в коллективе;

описать формирования коммуникативных личностных качеств

привести примеры воспитательной работы в современных школах

Глава 1. Воспитание современной личности

1.1 Понятие личности

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Читать еще:  Дидактический материал монтессори направлен на развитие

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

воспитательная система личность

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений.

1.2 Воспитание личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних.

В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации воспитательной работы:

воспитание — это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);

процесс воспитания — это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;

«реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;

коллективная творческая деятельность («коммунарская идея») — это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ «Об образовании» в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можно обозначит так: «Свобода и саморазвитие личности!»

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти.

Воспитание подрастающего поколения — это слишком серьезное дело.

Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе

Каждый человек — есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности.

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

3) Познать законы формирования личности.

4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека «внутрь себя», к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector