221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система воспитания порождается

Популярные системы воспитания детей

Воспитание детей – это целенаправленная деятельность, с помощью которой у них вырабатывается система личностных качеств, убеждений и взглядов. В мире существует множество систем воспитания детей и подростков, написано тысячи научных трудов по педагогике. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Конечно, большинство родителей воспитывают детей, не придерживаясь каких-либо особых систем. Однако все большую популярность набирают современные системы воспитания детей, которые имеют свои принципы и методы. Рассмотрим, какие существуют на сегодняшний день педагогические системы воспитания детей и подростков.

Традиционная система воспитания детей

На традиционной системе воспитания вырастали наши родители, дедушки и бабушки. Педагогика того времени основывалась на трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других известных педагогов.

Согласно мнению А.С. Макаренко, воспитание ребенка – процесс коллективный. Один человек или даже семья не способны воспитать полноценную личность. Главное место в этом процессе должен занимать социум, коллектив. Большая роль в такой системе воспитания отводилась труду.

В. А. Сухомлинский считал, что ребенка необходимо воспитывать в первую очередь на чувстве справедливости, правдивости и доброты. Он считал очень важными элементами воспитания книги и музыку.

Большое значение в педагогической системе воспитания детей того времени отводилось идеологическому образованию, развитию патриотизма.

Современные системы воспитания детей в разных странах

В разных странах с годами выработались свои системы воспитания. Из каждой из них можно почерпнуть что-то полезное, применив его для своего малыша. Ознакомимся с наиболее популярными из них.

Очень интересная система воспитания детей в Японии. В воспитании малышей до 5 лет существует полная вседозволенность, затем в возрасте 5-15 лет наступает период ограничений и строгости. А вот уже после 15-летнего возраста с ребенком обращаются как с равным.

Во Франции к детям относятся чрезвычайно лояльно, большое значение в жизни имеет семья, общие ценности и традиции. Хотя в этой стране на первом месте в большинстве семей стоит профессиональная карьера. Этим и объясняется то, что в детские садики здесь принимают с 6-месячного возраста.

Система воспитания детей в Германии предполагает организованность и четкость во всех сферах жизни. Ребенок должен придерживаться правильного режима дня, рационального питания, основных правил общения со сверстниками и взрослыми. В то же время у каждого малыша есть свое личное пространство, например, детская, где он может делать то, что ему хочется. Немецкие образовательные учреждения для детей придерживаются принципов традиционности, но в то же время, абсолютно исключают подавление личности и авторитаризм.

Авторские системы воспитания

Современные системы воспитания детей довольно разнообразны. Однако существуют некоторые из них, которые приобрели особую популярность, поэтому представляют большой интерес для родителей.

Одной из таких методик является система Марии Монтессори. Это первая женщина-врач в Италии, педагог, ученый и психолог, которая разработала свою методику, как альтернативу традиционной педагогике. Первоначально данная система предназначалась для деток старше 3 лет, хотя в наше время используется, начиная от 8-месячного возраста.

Основные принципы системы воспитания по Монтессори:

  • Малыш сам себе учитель, поэтому имеет свободу выбора решений и действий.
  • Старшие дети обучают меньших детей. Это предусматривает обучение в группах малышей разного возраста.
  • Взрослый должен определить, что ребенка интересует в данный момент. При этом нужно создать для него необходимые условия и показать, что можно в них делать.
  • Занятия по данной методике проходят в специально подготовленном помещении. Как правило, это комната, которая разделена на 5-6 зон со специальными пособиями и материалами.

К недостаткам данной системы специалисты относят отсутствие подвижных и ролевых игр, с помощью которых малыш познает окружающий мир. Также, эта методика концентрируется лишь на развитии практических навыков и интеллекта, игнорируя эстетическое и спортивное развитие ребенка.

Популярной педагогической системой воспитания детей называют вальфдорскую педагогику. Первоначально она была разработана Р. Штайнером для школы для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф Астория. Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и уверенность в своих силах.

Общие принципы вальфдорской педагогики можно охарактеризовать следующим образом:

  • Воспитание через пример и подражание.
  • Многообразие видов и форм игровой деятельности.
  • Чередование самостоятельной детской активности и занятий с воспитателем.
  • Освоение разных видов художественной деятельности и народной культуры.
Читать еще:  Развивающие доски монтессори своими руками

В вальдорфских школах существуют своеобразные запреты, в том числе, на раннее развитие интеллекта и обучение, кино, телевидение и радио, оценивание ребенка.

Ни одна система воспитания детей не имеет столько приверженцев и противников, как вальфдорская. Некоторые специалисты сравнивают ее с сектой, живущей по своим правилам и традициям.

Стоит упомянуть и о такой современной системе воспитания детей, как селф-мейд. Главное качество, которое согласно этой методике нужно воспитать у ребенка, – ответственность. Селф-мейд основывается на таких главных принципах воспитания детей:

  • Учиться достигать результатов с помощью собственных сил.
  • Осознавать последствия, наступающие по причине собственных действий.
  • Уметь ставить перед собой цели.
  • Научиться правильно подбирать мотивацию для действий.
  • Уметь решать конфликты.

По методике селф-мейд на Западе воспитывались многие известные люди, в частности, Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс.

Конечно, трудно выбрать одну систему воспитания детей из большого их разнообразия. Но, как утверждают специалисты, это и не обязательно нужно. Лучше подобрать наиболее понравившиеся принципы и методы из нескольких таких систем и применить их к воспитанию своего малыша.

Система воспитания

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое «Система воспитания» в других словарях:

система воспитания Т. Арнольда — T. Arnoldo auklėjimo sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis T. Arnoldo (1795–1842), dabartinės fizinio auklėjimo sistemos Anglijoje pradininko, XIX a. pirmojoje pusėje sukurta jaunimo auklėjimo sistema, kurios esmė tokia:… … Sporto terminų žodynas

Фольклорная система воспитания — система воспитания, основанная на глубоком изучении фольклора, его проживании и возрождении как устойчивого и естественного компонента образа жизни современного человека. Фольклор является основой всякой культуры, национальной тем более. Фольклор … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СИСТЕМА — (греч., целое, состоящее из многих частей). Собрание принципов, верно или ложно связанных вместе так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу. Расположение частей целого, ход чего либо в последовательном, связном порядке.… … Словарь иностранных слов русского языка

Система Фребеля — система воспитания, основанная выдающимся немецким педагогом и теоретиком дошкольного воспитания Фридрихом Фребелем ( 1782 1852). Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМА — системы, ж. [греч. systema, букв. целое из составных частей]. 1. Порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи. Привести в систему свои наблюдения. Строгая система в работе. Расположить книги на полках… … Толковый словарь Ушакова

система — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? системы, чему? системе, (вижу) что? систему, чем? системой, о чём? о системе; мн. что? системы, (нет) чего? систем, чему? системам, (вижу) что? системы, чем? системами, о чём? о системах план,… … Толковый словарь Дмитриева

система — ы, ж. 1) Определенный порядок в расположении, связи и действии составляющих что л. частей. Система в работе. Привести в систему свои записи. Никакой системы и последовательности в моем чтении, конечно, не было, все совершалось случайно (Горький) … Популярный словарь русского языка

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — (англ. Montessori s system) система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). Добившись успеха в разработке метода развития органов чувств у умственно отсталых детей,… … Большая психологическая энциклопедия

Система Монтессори — система обучения и воспитания детей, разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка, М. Монтессори пришла к отрицанию… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ — СИСТЕМА МОНТЕССОРИ. Система обучения и воспитания детей, разработанная выдающимся итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870– 1952). С. М. основана на идеях свободного воспитания. Опираясь на теорию спонтанного развития ребенка,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Читать еще:  Монтессори развитие речи

Система воспитания порождается

Понятие, структура и развитие воспитательной системы.

Понятие воспитательной системы

Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.

Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.

Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.

Структура воспитательной системы

В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).

Управление воспитательной системой , по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:

— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;

— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);

— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;

— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;

— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.

Содержание воспитательной системы включает два аспекта:

— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;

— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.

Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.

Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.

Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).

Развитие воспитательной системы

Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.

Первый этап – становление системы . Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных.

Второй этап – отработка системы . Происходит развитие коллектива, органов самоуправления. Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности, закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой. Важным условием успеха этого этапа является согласования темпов развития ученического и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно трансформируясь в единый коллектив).

Читать еще:  Система семейного воспитания

Третий этап – окончательное оформление системы . Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности (Е.В. Бондаревская).

Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает «смерть коллектива»).

Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.

Популярные системы воспитания детей

Сейчас многие родители, следуя веяниям моды или исходя из других побуждений, отказываются от привычных в нашей стране способов воспитания и берут за основу различные воспитательные методики. Какие существуют популярные системы воспитания детей рассмотрим в этой статье.

Вальдорфская школа

Методика разработана Р. Штайнером в 20в., впервые была применена в городке Вальдорф, отсюда и название. Большое внимание уделяется творчеству. Уже в детском саду основной упор делается на рисование, прикладное творчество, пение, танцы, театрализованные постановки.


Вальдорфские куклы

Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Урок в вальфдорской школе

Также до 7 лет запрещается нагружать ребенка интеллектуальными заданиями, чтобы он дольше оставался в своем детском мире.


Что такое Вальфдорская школа

Методика Масару Ибука

Разработчиком системы является основатель корпорации Сони, у которого в семье случилась трагедия – сын после заболевания начал стремительно отставать в развитии.


Методика Масару Ибука

По убеждению автора методики, родители должны сделать жизнь ребенка яркой и красочной, выявить его спрятанные задатки. Поэтому с самого раннего возраста основное внимание нужно уделять занятиям музыкой и иностранным языкам.


Краткая версия бестселлера Масару Ибука «После трех уже поздно»

Система Марии Монтессори

Воспитание по этой системе основывается на самостоятельном развитии ребенка, в котором родители (учителя) лишь помогают малышу в самостоятельном освоении и покорении этого мира.


Самостоятельное развитие

Главной задачей родителя по этой методике является увлечение ребенка и выявление его способностей.


Метод Марии Монтессори

Педагогика сотрудничества

Концепцию разработал Шалва Амонашвили. Согласно убеждению автора, родители должны вести себя с детьми, как с равными. Что хотелось бы взрослому, то нужно давать и ребенку, а именно уважать, учитывать его мнение и предпочтение, ребенок не должен быть бесправным рабом. Не нужно с пренебрежением относиться к переживаниям и проблемам малыша. Для этого нужно мысленно ставить себя на место ребенка.


Советы по Воспитанию Детей — Амонашвили Ш.А.

Система Сесиль Лупан

Методику разработал не ученый и психолог, а мать нескольких детей из Бельгии. Предполагается обучение с первых дней жизни.


Обучение с первых дней жизни

Автор настаивает на необходимости задействовать в воспитании всевозможные сигналы: тактильные, слуховые, зрительные. Для этого нужно разговаривать с малышом, включать музыку, давать прикасаться к различным предметам и показывать разноцветные предметы и картинки.


Воздействовать с помощью различных сигналов

Каждое занятие нужно прекращать до того, как ребенок почувствует усталость и насыщение от игры. Заканчивать упражнения нужно любимым делом ребенка, чтобы у него оставались приятные ощущения.


Методика Сесиль Лупан

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector