221madou.ru

Мама и Я
11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система воспитания в россии

Особенности воспитания детей в России

Воспитание – это действие, посредством которого одно поколение подготавливает следующее за ним поколение к исполнению его миссии в истории народа

История воспитания детей в России

Воспитание детей в России имеет свои традиции, которые формировались на протяжении довольно длительного времени и уходят своими корнями в историю государства, которая богата на события.

Характерные черты воспитания детей в России, в зависимости от эпохи:

Воспитание детей в Древней Руси.

Основу воспитания составляли церковные и народные традиции, обряды, ритуалы. Весь процесс воспитания ребенка – это четкое следование Библии. Семейное воспитание отличалось строгостью, а иногда и жестокостью. Неоспоримым авторитетом являлся отец, который распоряжался всеми членами семьи, его мнение и «слово» было главенствующим. В понимание «получить образование» входило научиться читать, писать и немного считать, иных светских наук тогда еще не знали. Несмотря на всю мрачность той эпохи, именно в это время происходит зарождение народного фольклора, оказывающего значительное влияние на воспитательный процесс (частушки, потешки, прибаутки и т.д.).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Воспитание детей при Петре 1.

В период правления Петра 1 происходят значительные изменения в воспитании детей, а особенно в их обучение. Вводится ряд светских наук, овладение которыми затруднял тот факт, что учителей катастрофически не хватало. Поэтому состоятельные дворяне отправляли своих детей учиться за границу, либо «выписывали» заграничных педагогов. В области воспитания так же произошли значительные изменения, детей начали воспитывать на европейский манер. В качестве воспитателей все чаще приглашали немцев или французов, что негативно сказывалось на усвоении народной культуры, терялась русская самобытность. Дети порой с трудом говорили на русском языке.

Воспитание детей в период Екатерины II.

В период правления Екатерины II, взгляды на воспитание детей меняются в сторону естественности. Женщины вновь кормят детей грудью, самостоятельно заботятся о своих детях, появляется понятие «ценности детства». В обиход входит понимание необходимости собственной детской комнаты, игрушек, соблюдение режима и т.д.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Воспитание детей в СССР.

В эпоху СССР в обиход входят детские кроватки, коляски, соски, бутылочки и даже подгузники. Но все это было доступно далеко не для всех граждан, однако это не мешало советским родителям в воспитании детей. Строится большое количество детских садов, яслей, школ, домов творчества, клубов и т.д. Все они доступны для каждого гражданина страны. Основой воспитания в СССР является любовь к Родине и народу, истории государства, патриотизм. Все детские учреждения однотипны, что позволяло воспитывать детей в равных условиях, вне зависимости от национальности, все дети были детьми Советского Союза. Такое воспитание формировала у детей:

  • коллективизм,
  • трудолюбие,
  • уважение к старшим,
  • взаимоподдержку и взаимопомощь,
  • ответственность и т. д.

Воспитание детей в современной России

В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса. В отличие от европейских стран, в России молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги». Чаще всего именно бабушки занимаются воспитанием внуков.

Менталитет российских граждан таков, что ответственность за воспитание ребенка полностью «лежит» на маме. Не все семьи могут позволить себе няню. Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием.

Российские дети посещают детские сады, школу, кружки, студии, секции и т.д. Все ступени образования доступны для детей, а ряд из них являются обязательными.

В основу российского воспитания, особенного семейного заложено такое отношение к ребенку, которое принято называть «кнут и пряник». То есть родители могут наказать ребенка за проступок, иногда достаточно строго, но уже через некоторое время обнять и приласкать его, объяснив, почему нельзя так поступать. «Золотая середина» в данном подходе к воспитанию, встречается крайне редко.

Неоднозначным в воспитании является и отношение к формированию у детей самостоятельности. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.).

Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками, ответить им не только физически, но и словесно. В то время как в ряде стран за такое воспитания предусмотрен суд и лишение родительских прав. Однако в России это обычное явление. Поэтому российские дети вырастают с сильным характером и выносливостью, в отличие от своих европейских сверстников.

Специфика воспитания детей в России

Несмотря на то, что современная Россия старается ориентироваться на запад, в вопросах воспитания остается ряд особенностей, основанных на менталитете народа:

  1. Семейное воспитание основанное на классическом домострое.
  2. Российским родителям зачастую не доступны няня и детский сад, поэтому воспитанием детей чаще всего занимается бабушка.
  3. Русские родители отличаются недоверчивым отношением к окружающим, они всюду видят угрозу для своего ребенка, поэтому дети остаются под опекой родителей столько, насколько они их смогут удержать.
  4. Телесные наказания для русских родителей являются чем-то естественным, а многие и вовсе считают их основой воспитания.
  5. Несмотря на всю строгость, а иногда и жестокость воспитания, ребенок в российской семье является центром, к нему относятся с трепетом и большой любовью все члены семьи.
  6. В основном воспитание ребенка возложено на маму или бабушку, так как в России считают, что полноценно воспитанием детей может заниматься только женщина.
  7. Примечательно так же то, что в отличие от европейских стран, российские мамочки стараются как можно больше времени проводить с малышами на прогулке. Мамы с детьми могут часам гулять на улице и дышать свежим воздухом.
  8. Большое внимание в России уделяется детскому питанию. Мамы всегда стараются соблюдать принципы здорового питания для своих детей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Воспитательные системы в современном мире (стр. 1 из 12)

Министерство образования Российской Федерации

Рязанский государственный университет

Кафедра общей педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Воспитательные системы в современном мире

студентки 41 группы

факультета педагогики и психологии

Костюшиной Ольги Викторовны

Доцент Архарова Людмила Ивановна

Глава I. Теоретические аспекты воспитания………. ……………………. 6

1. Воспитание как социально-педагогическое явление……………..6

1.2. Цели и задачи воспитания…. 11

1.3. Принципы воспитания. 13

1.4. Воспитание как система………………………………………17

2. Воспитательные системы и развитие педагогической мысли ученых

о воспитании в истории педагогики ……………………………..19

Глава II. Воспитательные системы современности ………………………37

2. Система глобального образования……………………………….44

3. Справедливые общества Кольберга……………………………. 47

4. Педагогика общей заботы………………………………………. 50

5. Школа диалога культур Библера…………………………………53

6. Гуманистическая воспитательная система Караковского……. 57

7. Воспитательная система школы-комплекса……………………..62

«Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас,

— нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему»

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Читать еще:  Система обучения н а зайцева

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Актуальность темы. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Целью является изучение, анализ и сравнение воспитательных систем современности.

1. Проанализировать и раскрыть понятие «воспитание» как социально-педагогического явления

2. Проследить развитие воспитательных систем как в России, так и за рубежом.

3. Осветить воспитательные системы современного мира, проанализировать сходства и различия

Объектом и предметом в данной работе предстают воспитательные системы.

1. Воспитание как социально-педагогическое явление

1.1. Сущность воспитания

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».

Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:

Если взглянуть на воспитание с точки зрения биологической, то мы обнаружим характеристику воспитания, несколько отличную от предыдущих: в царстве животных мать помогает детенышу приспособиться к жизни и успеть развить жизненно важные навыки, производит она это, подчиняясь сильнейшему заложенному природой инстинкту, реализация которого обеспечивает продолжительность рода; в действиях матери отсутствует целенаправленность, проистекающая из анализа социальной ситуации или ситуации жизни. Воспитание в мире животных — это только начатки будущего человеческого воспитания, основание пирамиды, которое выстраивало человечество на протяжении истории своего существования, все более осознавая великую роль усилий старших, направленных в адрес младших, вступающих в жизнь, и все более наделяя эти направленные усилия целью.

Социология изучает социальные проблемы развития личности, т. е. выявляет особенности социального заказа, которые дает общество в адрес системы воспитания в виде государственных документов; определяет региональные и социально-культурные особенности воспитания; исследует соотношение стихийных социальных влияний и целенаправленного воздействия на человека в процессе социализации и воспитания. С социальной точки зрения, воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру, т. е. выявляет онтологические и гносеологические основы воспитания; формулирует наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, в соответствии с которыми определяются его конкретные средства. С философской точки зрения, воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены. Говоря о философском смысле понятия «воспитание» необходимо изучить само это слово. Необходимые исследования провела и опубликовала Т.С.Караченцева в своей статье “Философия воспитания и воспитание философией”. В слове “воспитание” она отчленяет смысловой глагол “питать”, как основание. В только что родившегося малыша впитывают нравственность знания, и в последствии через формы жизни питают его и духом. Впоследствии наполнения, выросший в полноправную личность, он сам питает, через любовь, доверие, причастность, ненависть, страх, тем самым влияет на этот человеческий мир.

Некая размытость глагола “питание” обретает определенную форму через приставку “вос” — : вос — становление, вос — произведение, вос — кресение, вос — питание. “В воспитании человек обретает отчетливость, выразительность тональности; определенность речи, памяти, видов на будущее, примеривает культурную роль и надевает социальный костюм” [6; 23]. Таким образом, познание и оценку личности через питающую его почву слышится в слове “воспитание”, обретение энергии свободы по отношению к ней. Вос — питываясь человек обретает собственную жизнь и реальность или наоборот, в зависимости от качества питаемой его почвы.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с точки зрения психологической, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром.

Система воспитания в россии

Во все времена мыслителей-гуманистов объединяет одно — ценностное отношение к ребёнку и его природе. Признавая многогранность человеческой натуры, они отдавали предпочтения разным её сторонам: активности, социальности, культурному началу, способности меняться во времени. Европейская гуманистическая педагогика пыталась найти такие средства, которые помогли бы ребёнку стать членом социального сообщества (гражданином) сохранив при этом его индивидуальность.

Позитивный опыт европейской гуманистической педагогики был воспринят русскими мыслителями, интерпретирован и обогащен за счет русской культуры и истории. В период средневековья педагогика была интерпретирована в жизненную практику человека и не обладала самостоятельностью. Её характер определялся направлением в развитии общества. Историко-культурные константы (государственность — православие) способствовали выдвижению трех видов образовательной практики: образование семейно-бытовое, образование книжное и образование сакральное. Становление личности шло в свете ценностей высокого порядка: Отечество, вера, любовь, милосердие, — в духе покорности светскому и религиозному авторитету. Так вырабатывался образ жизни, ведущий к Богу, душевному совершенству и нравственной чистоте. Механизмом воспитания было прямое влияние на воспитанника, а средством — научение, слово, обращение к сердцу, личный пример, зарождающее влияние личности Наставника.

Педагогическое содержание общественной мысли XVIII века, культура мышления людей данного периода обогатились учениями И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Г.Н. Теплова и др. В разработке педагогических воззрений мыслители эпохи Просвещения «отталкивались» от представлений о человеке в его онтологической и социальной сущности, раздумывали о путях его становления. Признание добродетелей критерием человека стало отправной точкой для уяснения его социальной и гражданской сущности. По мнению философов XVIII века, человек может состояться только в обществе людей, что определено его человеческой природой: рождаясь беспомощным, он не может выжить без опеки и «доставить себе выгод», пока не научиться от других. Для данного периода характерен и ярко выраженный антропоцентризм: убеждение, что человек, его потребности, интересы и цели — это то, что определяет развитие не только человеческого общества, но, в значительной мере, и природы. Мотив человека все сильнее звучит в творчестве И.И.Бецкого, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева. Каждый из них по-своему истолковывает смысл и цель человеческой жизни, способы воспитания человека. Н.И. Новиков, введший в оборот термин «педагог», написавший трактат по педагогике «О воспитании и наставлении детей», в своих размышлениях о воспитании так формулирует основную цель воспитания: «Главный предмет воспитания . есть тот, чтобы образовывать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Для того, чтобы человек был счастлив, он должен быть хорошо развит физически, умственно и нравственно. Причем умственное и нравственное воспитание Н.И.Новиков связывает с воспитанием сердца и образованием духа. Одной из особенностей российского Просвещения конца XVIII — начала XIX является идея человека как существа разумного, чувствующего, цель жизни которого — достижение счастья и принесение пользы обществу.

Середина XIX века — это период проникновения демократических идеалов в отечественную педагогическую мысль. Так, главным тезисом, выдвинутым В.Г.Белинским, стал следующий: воспитание есть условие достижения человеком совершенства. В достижении совершенства человеку сможет помочь хорошее воспитание. Оно определено культурой отечества и «частными» условиями общества. Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — «человечность». Публицисты (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский) пытались примерить общественно значимые и личностно значимые цели, усматривали необходимость развития природных сил ребенка, что выступало бы основанием и условием его социализации. Собственно педагогическая составляющая воспитания усматривалась в помощи ребенку со стороны взрослого в становлении «внутреннего человека» (Н.И.Пирогов, Н.А.Добролюбов). К.Д.Ушинский, имея большой педагогический опыт и обширные познания в области современной ему философии, психологии, физиологии, пришел к идее необходимости соединения всесторонних научных знаний о ребёнке. Эта идея была успешно осуществлена в беспрецедентном по объёме и глубине труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Само название работы указывает на влияние идей Н.И.Пирогова, который прямо говорил о человеке как предмете и цели воспитания.

Читать еще:  Билингвальная система обучения

К началу ХХ века педагогические ценности гуманистической традиции обрели демократическое звучание. В ряду этико-педагогических ценностей произошло замещение доминант: единство «человек и его жизнь» было вытеснено диадой «человек — общество». Человек рубежа веков воспринимал себя и как некий итог, и как начало; как единство физической реальности, духовного опыта, интуитивной веры. Лучшие представители русской культуры данного периода обратили своё внимание на воспитание детей. Так, например, Л.Н.Толстой много писал о том, что нужно для воспитания ребенка. Прежде всего, это изменение образа жизни взрослых, которые так или иначе влияют своими поступками, отношением к другим, убеждением на ребёнка. То, как живут его родители, относятся к жизни и другим людям, усваивается ребёнком бессознательно и наиболее прочно. Проповеди и нотации не действенны в воспитании, если их содержание расходится с поступками воспитателей. «Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос: как надо самому жить». Эта идея Л.Н.Толстого не потеряла своего практического значения до сегодняшнего дня. Современная психология и педагогика признает, что на ребёнка гораздо большее внимание оказывает образ жизни семьи и поведение педагога, нежели словесные указания и предписания: воспитывает поступок взрослого, а не его слово, хотя последнее также играет определенную роль. В связи с этим следует помнить: воспитание других включает воспитание себя.

Во второй половине XIX — начале ХХ веков в России возник своеобразный «педагогический бум»: общество осознало социальную значимость педагогической деятельности, политические преобразования, ускорение социально-экономического развития привели к реформам в теории и практике воспитания и обучения. Господствующей становится идея необходимости всестороннего изучения ребёнка и его жизнедеятельности, исследований его физического, психического и нравственного развития как основы педагогической деятельности. В.П. Вахтерев-педагог утверждал, что воспитатели могут строить свою деятельность, только опираясь на знание закономерностей развития ребёнка, формирующееся во множестве естественных и гуманитарных наук. «Цель педагога будет состоять не в том, чтобы преобразовать ребёнка во взрослого человека, сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребёнка, определить направление его стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретенные свойства и силы, помочь их развитию и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений».

Русская дошкольная педагогика, как и вся общественная мысль, неизменно была социально ориентирована. С той или иной степенью полноты идея общественной активности, служения прогрессивным идеалам общественного развития присутствует в трудах всех русских педагогов XIX-ХХ веков. Проблемам социального воспитания свою первую педагогическую работу «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918 г.) посвятил В.В. Зеньковский. Исходя из аксиомы, что личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях, он в следующих словах определяет задачу социального воспитания, которая «заключается в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, в воспитании духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами». Так понимаемое социальное воспитание, естественно, должно быть национальным, т.е. опираться на национальные традиции, приобщать человека к исторической работе его Родины, развивать любовь к своей Родине, чувство долга перед ней. Общая задача социального воспитания как развития активности в ребёнке требует применения различных средств для её выполнения. Одно из таких средств — освобождение и развитие эмоциональной жизни ребёнка, противостоящей общей инертности, индифферентизму (безучастности). Социальные навыки общежития и общения — внешняя дисциплина. Еще большее значение для социального воспитания имеет семья, дошкольная организация, школа и, наконец, внешкольная работа с детьми. Каждая из них по-своему социализирует жизнь ребёнка, воспитывает его активность, самодеятельность, чувство сотрудничества и солидарность. Для социального развития ребёнка необходим и рост духовного богатства его личности. Это связано с тем, что «человек никогда не бывает только дан, он никогда не закончен, он всегда «задан», перед ним всегда раскрыта бесконечная перспектива духовного развития. Дитя . живет только тем, что поднимается из глубины души; лишь позднее начинается процесс рационализации личности, сознательной работы над собой, и это меняет многое в человеке, во всяком случае создает глубокий перелом в человеческой душе». Педагог-философ всей своей деятельностью утверждал, что русской педагогике в начале ХХ века необходим новый подход в воспитании детей, когда при выборе педагогических целесообразных технологий будут применяться общечеловеческие ценности, что мы и можем наблюдать в работе детских дошкольных учреждений последующих лет. Следует отметить, что для советского периода (начало ХХ века — 80-е годы ХХ века) развитие дошкольного образования характеризовалось как государственно-партийное, и основной задачей управления было единение детского сада, семьи и среды в решении социальных и педагогических проблем.

Особенностью третьего периода развития дошкольного образования (80-е гг. ХХ столетия — по наше время) можно рассматривать вариативность дошкольного образования. Приоритетом в управлении становится самоопределение дошкольного образовательного учреждения, обоснованный выбор образовательных программ и формирование миссии учреждения. В этот период повышается активность педагогических работников в поиске новых целей, содержания, средств и методов работы, форм организации жизни детей в детском саду. С 90-х годов во многих детских садах активно ведется экспериментальная работа, наблюдается сближение науки и практики, часто практика опережает научные разработки.

Мы можем наблюдать, что в конце двадцатого столетия в жизненном укладе страны произошли значительные перемены. Подверглось реформированию народное образование. Общее в тенденциях развития всей системы народного образования и дошкольной отрасли, в частности, выражено в переходе к личностно-ориентированному образованию. Можно выделить документ, который определил ориентиры качества современного дошкольного образования — «Концепцию дошкольного воспитания» (авт. В. В. Давыдов, В. А. Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок современного дошкольного образования России: гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе; развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи; дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями; деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада. Эти принципы легли в основу законодательных актов в области образования, нормативно-инструктивных и программно-методических документах последующего времени.

Ключевыми позициями современного дошкольного образования можно считать следующие. 1. Охрана психического и физического здоровья детей дошкольного возраста, создание максимально комфортных условий пребывания детей в дошкольных учреждениях и обеспечение эмоционального благополучия. 2. Гуманизация идей и принципов воспитательно-образовательной работы с детьми, выраженная в принципиально ином подходе к организации учебой деятельности в детском саду, основанной на ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста. Раскрепощение условий жизни и деятельности детей и работы воспитателей, деидеологизация содержания работы с детьми. 3. Изменение условий функционирования и финансирования дошкольных учреждений. Внедрение инновационных технологий обучения и воспитания дошкольников, создание психологической службы в системе общественного дошкольного воспитания, расширение ассортимента и улучшение качества предоставляемых образовательных услуг. Изменение характера подготовки педагогических кадров для работы в дошкольных учреждениях различного типа. На современном этапе происходящие изменения в дошкольных образовательных учреждениях обусловлены их вариативностью в широком смысле, направленностью на удовлетворение разных образовательных потребностей различных социальных слоев, государства, общества, выживанием в условиях конкуренции. Можно констатировать, что дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. На современном этапе развития дошкольной отрасли системы народного образования основной целью работы дошкольных учреждений является повышение качества предоставляемых образовательных услуг и создание наиболее оптимальных условий для развития каждого ребёнка, раскрытия его потенциальных возможностей, закладки основ полноценной личности.

Концепция воспитания в современной России

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-куль­турными, психологическими и собственно педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедше­го века. Поворот к новой парадигме воспитания — гуманистической педаго­гике — наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.

В России происходит становление демократического общества с ориен­тацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гу­манизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, ко­торое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жиз­ни мира и общества» 1 . Ученые считают, что гуманизм — естественный ре­зультат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культур­ный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но особенный тол­чок гуманистическое понимание мира получило в эпоху Возрождения, дея­тели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

Читать еще:  Система воспитания в семье

В XX в. идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманисти­ческих движений, организаций, проведение конференций, просветитель­скую, научную, социальную деятельность.

Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в Рос­сии имеется целый ряд условий и источников, а именно:

• социально-экономические и культурные условия в стране;

• история отечественного образования и культуры;

• опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных сис­тем и теорий;

• общее поступательное движение образования от принуждающей

школы к свободной.

В литературе обсуждается, обосновывается, провозглашается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия. С другой сто­роны, литература последнего десятилетия переполнена критикой тради­ционной российской/советской системы воспитания.

В чем суть выдвигаемого подхода к воспитанию, какова эта новая пара­дигма, концепция воспитания? (Поясним, парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход. Концепцией же воспитания в данном случае надо называть более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, со­держании, методах, средствах, формах.)

Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей со­ветской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.

Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формули­ровки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание усло­вий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию лич­ности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы разви­тия образования» (2000—2005 гг.) есть также непрямые указания на цели вос­питания в стране: система образования служит интересам «формирования гар­монично развитой, социально активной, творческой личности» 1 . Одной из за­дач системы образования является «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолю­бия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Роди­не, семье, окружающей природе» (там же, с. 18). К сожалению, набор целей в этих документах выглядит несколько расплывчато, как необязательный.

В педагогической литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспита­ния должны базироваться на принятых в обществе ценностях. (Ценности в этом случае — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего че­ловечества, отдельного человека.) Чаще всего при этом специалисты реша­ют проблему сочетания традиционных для России, в том числе советского периода, ценностей с общечеловеческими ценностями и либеральными ценностями развитого мира — гуманизм, права человека, демократия, сво­бодный рынок, индивидуальная свобода и пр. Приоритет тем или другим отдается в зависимости от научной, социальной позиции специалиста.

В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо счи­тает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и про­исходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.

Цель социализации и воспитания — «патриот России, ориентирован­ный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация чело­века есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распределе­ния благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, ка­чеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальны­ми методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности» 1 .

Обратим внимание, что здесь не видно безоговорочной, однозначной ори­ентации на гуманистическое воспитание, которое отстаивают односторонне, прозападно настроенные ученые, педагоги, психологи, политики и согласно которому целью воспитания должна быть «самоопределяющаяся личность». Взгляд на воспитание, стоящий за приведенным описанием целей, свидетель­ствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом, за теми, кто ра­ботает с детьми и молодежью, право руководить процессом воспитания, не от­давая это дело средствам массовой информации и стихии рынка, и брать на себя ответственность за него. Автор так и пишет об этом: «Такой подход, есте­ственно, предполагает, что мы — учителя, воспитатели, родители, органы управления и правопорядка, педагоги-исследователи — берем на себя ответ­ственность за воспитание, не прячась за очень удобной и «демократичной» фор­мулой саморазвертывания задатков, уже заложенных в ребенке с рождения» 2 .

Здесь видна полемика с современным вариантом свободного воспита­ния, с так называемой индивидоцентрированной социализацией. Это и сви­детельствует о том, что сегодня в России еще не сложилась внятно сформу­лированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры — процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необхо­димо иметь более или менее четкие представления.

Как нет определенности в целях воспитания для системы образования в современной России, так ее нет и в содержании и методах, формах организации процесса воспитания, т. е. все это есть для недавнего про­шлого, но время заставляет отвечать на старые и вечные вопросы по-но­вому. Поскольку есть потребность в решении этих вопросов, общество все же постепенно их находит, конечно, при этом опираясь на богатей­ший опыт мировой и отечественной практики воспитания и науки о вос­питании.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения имеет слово «воспитание» в современной науке?

2. В чем состоит связь воспитания, образования и социализации?

3. Как можно охарактеризовать традиционную, называемую часто ав­торитарной педагогику?

4. В чем суть гуманистической педагогики?

5. Какова концепция воспитания в современной России?

Основная литература

1. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже ты­сячелетий. М., 2000.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире М 1999.

3. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

Дополнительная литература

1. Гессен С. Щ Основы педагогики. Введение в прикладную филосо­фию. М., 1995.

2. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Педагог, соч. В 8 т. М., 1984. Т. 4.

3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

4. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ не­марксистских концепций. М., 1989.

5. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию воспита­ния. М., 2001.

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 646 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector