221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система воспитания в семье

Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Наталья Тимофеева
Консультация для родителей «Принципы современного семейного воспитания»

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том,чтобы: создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет педагогически грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;

воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;

оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

К важнейшим принципам современного семейного воспитанияможно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.

Рассмотрим их более подробно.

Принцип целенаправленности. Воспитание как педагогическое явление характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции РФ. Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.

Принцип научности. В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.

Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам.Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.

Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.

Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка. К сожалению, родители, особенно молодые, отличаются нетерпением, зачастую не понимая, что для формирования того или иного качества, свойства ребенка необходимо многократно и разнообразно воздействовать на него, они желают видеть «продукт» своей деятельности «здесь и сейчас». Не всегда в семье понимают, что ребенка воспитывают не только и не столько слова, но вся среда родного дома, его атмосфера, о чем мы говорили выше. Так, ребенку говорят об аккуратности, предъявляют требования к порядку в его одежде, в игрушках, но одновременно он изо дня в день видит, как папа небрежно хранит свои бритвенные принадлежности, что мама не вещает в шкаф платье, а бросает его на спинку стула. Таким образом действует так называемая «двойная» мораль в воспитании ребенка: от него требуют то, что для других членов семьи оказывается необязательным.

Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т. д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т. е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том,что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т. д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И. А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания у казаков» Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» Детский сад № 234 ОАО «РЖД» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ТРАДИЦИИ.

Читать еще:  Свободное воспитание монтессори

Консультация для родителей «Запрещенные приемы воспитания» ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ 1. ПРОГНОЗЫ-ПУГАЛКИ Что говорят взрослые… «Не носись – шею свернешь»; «Будешь плохо есть – тебя любой поколотит»;.

Консультация для родителей «О пользе семейного чтения» Наши дети читают все меньше и меньше! Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься, и как то изменить такое положение.

Консультация для родителей «Организация семейного досуга в летний период» Описание: Данный материал будет полезен, прежде всего, для родителей, а также и для воспитателей дошкольных учреждений (в качестве информации.

Консультация для родителей «Основы семейного воспитания» Ребенок в каждой семье – это не только радость и безграничное счастье, но и огромная ответственность для каждого родителя. Мамы и папы всегда.

Консультация для родителей «Проблемы экономического воспитания в семье» Консультация для родителей: «Проблемы экономического воспитания в семье» Уважаемые родители, знаете ли Вы, что «Сколь бы ни был длинен.

Консультация для родителей в детском саду с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания» Консультация для родителей с использованием ИКТ «Стили семейного воспитания»2 слайд: Главнейшим фактором в воспитании ребенка является.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания» Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания». Сенсорное воспитание — это развитие его восприятия ребенком и формирование.

Принципы позитивного воспитания ПРИНЦИПЫ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ Джон Грей в книге «Дети с небес» раскрыл пять важных принципов позитивного воспитания, которые помогут детям.

Консультация для родителей «Значение семейного досуга» Значение семейного досуга. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место.

Семейное воспитание детей

Семья – главный институт воспитания человека. Семейное воспитание детей – это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи. Главной целью семейного воспитания является формирование нравственной, интеллектуально развитой личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Семья является для ребенка естественной средой существования, отличающейся от прочих коллективов, с которыми ему предстоит взаимодействовать в дальнейшей жизни. Какова роль семьи и семейных традиций в воспитании детей? Чем отличается семейное воспитание от воспитательных процессов, реализуемых прочими образовательными и воспитательными институтами?

Семейное воспитание детей: общие принципы и положения

Семейное воспитание детей – это совокупность методов и мер, предпринимаемых членами семьи последовательно и регулярно с целью формирования у ребенка социальных и личностных норм поведения, моральных и нравственных ценностей и устоев, общегражданских и общечеловеческих идеалов.

Семейное воспитание детей – один из основных механизмов, обеспечивающих подготовку личности к интеграции в современное общество. Именно в семейной среде ребенок получает первые представления о взаимодействии личности и общества, об интересах и приоритетах, о выгодах обеих сторон.

Характер семейного воспитания обусловлен следующими факторами:

  • Физическое и психическое здоровье членов семьи;
  • Наследственность;
  • Материально-экономический статус семьи;
  • Социальный статус семьи;
  • Уклад жизни;
  • Количество членов семьи;
  • Условия проживания;
  • Отношения между членами семьи;
  • Культурный, моральный, нравственный потенциал семьи.

Основными задачами семейного воспитания детей являются:

  • Создание максимально благоприятных условий для умственного, физического и психического развития ребенка;
  • Передача жизненного опыта и знаний, систем ценностей;
  • Обучение детей базовым навыкам и умениям, привитие интереса к знаниям и познанию;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «я».

Основными методами реализации семейного воспитания детей являются:

  • Убеждение (беседы, советы, внушение);
  • Личный пример;
  • Поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;
  • Наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

Основные принципы семейного воспитания детей сводятся к следующим положениям:

  • Признание ребенка равноправным членом семьи, уважительное отношение к его личности, интересам, потребностям;
  • Восприятие своего ребенка таким, каким он есть, не предъявляя завышенных требований к его деятельности и достижениям;
  • Создание благоприятной, эмоционально-комфортной, доверительной атмосферы для установления контакта с ребенком;
  • Оказание необходимой помощи ребенку, избегая при этом гиперопеки;
  • Последовательность в своих действиях и требованиях, как в воспитательном процессе, так и в повседневной жизни;
  • Построение воспитательных стратегий с учетом возрастных, гендерных и личностных особенностей ребенка.

Ребенок воспринимает семью, ее традиции и принятые в семейном кругу нормы, как должное. Семья для малыша является первым воспитательным институтом, являющимся наиболее авторитетным в отличие от каждого последующего. А также тем естественным фильтром, который имеет непосредственное воздействие на формирование личности. Так, родители в первые годы жизни ребенка определяют основной круг его интересов, круг его общения, места его пребывания и точки соприкосновения с социумом. Именно в атмосфере семьи ребенок познает первый опыт межгендерных отношений (матери и отца), опыт отношений поколений (отцы и дети). Дети подсознательно копируют поведение взрослых, принимая их модели поведения как истинные и единственно правильные. В дальнейшей жизни ребенку будет крайне сложно понять, почему у него не складываются отношения в коллективе, с друзьями, личные отношения с противоположным полом.

Семейное воспитание детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста являются наиболее восприимчивыми к ситуациям, событиям, происходящим в кругу их семьи. Это объясняется основной особенностью семейного воспитания детей, которое выстраивается на чувствах и эмоциях, а не на постижении нового опыта, получении новых знаний (что реализуется в детских садах, школах, прочих образовательных учреждениях). Основа успешного семейного воспитания детей дошкольного возраста – любовь родителей к ребенку, которая должна проявляться в словах, отношении, поступках, ощущениях ребенка, семейной атмосфере. Ребенок, недополучающий родительского внимания и любви, всеми силами пытается привлечь недостающее внимание различными поступками, непослушанием, капризами, замкнутостью. Основной ошибкой родителей в данном случае является наказание ребенка без выявления сущности проблемы такого поведения. Многие родители предпочитают решать проблемы с детьми с привлечением педагогов и психологов, хотя ребенку в этот момент просто необходима родительская ласка и поддержка. К основным ошибкам семейного воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • Признание материальных благ приоритетными над духовными и моральными ценностями;
  • Низкий культурный, нравственный и духовный потенциал родителей, их аморальное, безнравственное поведение;
  • Авторитаризм и безнаказанность, а также чрезмерное физическое наказание детей;
  • Тяжелая психологическая атмосфера в семье.

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семейные традиции – это совокупность принятых и соблюдаемых норм, правил, обычаев и взглядов, определяющих поведение каждого члена семьи в отдельности, а также семьи в общем, передаваемые из поколения в поколение. Семейные традиции в воспитании детей играют первостепенную роль. Это именно тот фактор, который отличает семью от других коллективов, с которыми ребенку предстоит взаимодействовать. Семейные традиции укрепляют родственные связи, развивают чувства долга и ответственности, гордости за семью и переживания за ее целостность и единство. С падением ценности института семьи в современном обществе семейные традиции являются инструментом укрепления семьи.

Соблюдение семейных традиций упорядочивает жизнь человека. Традиции объединяют поколения, позволяя детям в процессе воспитания лучше усваивать механизмы взаимоотношений поколений. Соблюдение традиций прививает ребенку чувства любви, привязанности, уважения. Совместный досуг на выходных, совместные воскресные обеды, празднование важных событий способствуют не только укреплению семейных связей и ценностей, но и формируют положительную атмосферу семьи.

Семейное воспитание

Воспитательное воздействие человек испытывает на протяжении всей свой жизни. Оно начинается с первого ласкового прикосновения матери и продолжается в процессе взросления через общение, наглядные примеры и жизненные ситуации.

Воспитание семейное – ядро, на базе которого строится успешное воздействие других воспитательных институтов: школы, социума, искусства и т. д.

Что включает в себя понятие семейное воспитание, каким оно должно быть с точки зрения педагогической науки, попытаемся разобраться в нашей статье.

Сущность определения

По сути, воспитание в семье начинается еще в утробе матери. Ведь давно доказан тот факт, что на определенной стадии развития ребенок начинает ощущать настроение матери, ее самочувствие, отношение к происходящему.

Если появление малыша ждут, разговаривают с ним, представляют, каким он появится на свет, то он чувствует защищенность, ему спокойно. Поэтому и развитие всех физиологических и психологических процессов происходит своевременно и правильно.

Читать еще:  Педагогика в системе воспитания ребенка

На первый взгляд может показаться странным приобщение эмоционального и психологического комфорта плода к вопросу воспитания. Ведь многие привыкли под этим термином подразумевать определенные правила и рамки, которые внушают детям для того, чтобы направить их развитие в определенное русло. Однако правильное семейное воспитание базируется на эмоциональном спокойствии, комфортном отношении взрослых и детей.

В чем же особенности воспитания в семье и почему этому процессу отводится такая большая роль?

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на формирование личности. При этом специфика этого воздействия определяется тем, что семьей называют и ее членов, и место, где малыш постоянно проживает. Следовательно, семейные отношения – единственная возможность ежеминутно влиять на сознание и развитие ребенка.

В первые годы жизни малыша семья заменяет ему все воспитательные факторы:

  • Социум (родители и другие близкие родственники являются его общественным окружением);
  • Искусство и литературу (восприятие источников происходит через призму отношений взрослых);
  • Друзей (малыши в этом возрасте еще не могут делать четких разграничений между собой и другими людьми);
  • Информационные источники (их предоставляет семья в том объеме и содержании, в котором считает нужным).

Следовательно, на раннем этапе развития личности семья как фактор воспитания является единственным источником воздействия на подрастающего человека. Этот тезис уже не требует доказательств, так же как и утверждение, что дети являются точной копией родителей.

Последнее утверждение многие приверженцы свободного воспитания оспаривают, однако нельзя отрицать роль подражания, к которому склонны все дети. Все малыши с точностью копируют манеру поведения, привычки и даже лексику родителей. При этом, как правило, быстрее всего им «запоминаются» отрицательные черты характера взрослых. Поэтому можно с уверенностью заявить: ценности взрослых членов семьи перейдут в жизненное кредо их детей.

Специфика воздействия

Семья как институт воспитания в процессе воздействия на личность целенаправленно или на уровне подсознания выполняет ряд функций:

  1. Репродуктивная. Продолжение рода – задача скорее интуитивная. Это заложенная на генетическом уровне потребность производить себе подобных.
  2. Социальная. Взрослые члены семьи передают годами сложившийся социальный опыт, навыки общения в социуме, правила и запреты в поведении.
  3. Хозяйственная. Эта функция включает в себя возможности обеспечения уровня материального благополучия конкретной семьей.
  4. Эмоциональная. Задача семьи – обеспечить удовлетворение малыша в гармоничном общении, любви, принятии и психологическом комфорте.

Семейные функции имеют тесную взаимосвязь. К тому же их «распределение» в каждой ячейке общества свое.

Одни родители предпочитают обеспечивать хорошие материальные условия детям, считая, что воспитывать их будет в дальнейшем сама «жизнь». Другие окружают любовью, уважением и заботой своих чад, поддерживая и помогая ориентироваться в сложных жизненных перипетиях. Третьи считают, что только строгий контроль над мыслями, словами и поступками детей смогут обеспечить их правильное развитие. При этом каждый представитель группы искренне считает, что делает все возможное для воспитания своих чад.

Несмотря на то, что семья является основой воспитания, она все равно подвержена влиянию общества. Ведь интимность родственной связи, кровные узы, общее мышление и нравственные устои не исключают взаимодействия с социальной средой, к которой младшее поколение начинает постепенно приобщаться, посещая детский сад, школу, общаясь со сверстниками.

Поэтому нужно рассматривать семью как социальный институт, с помощью которого происходит не только обучение навыкам взаимодействия с другими членами общества, но и соблюдение определенных рамок поведения в социуме, выходить за которые нельзя.

Цели, содержание, методы

Содержание семейного воспитания у всех родителей разное. Однако все воспитательные процессы (как на интуитивном, так и осознанном уровне) подчиняются одной цели: сформировать такую среду воспитания и развития, при которой личность вырастет нравственной, интеллектуально и физически развитой, готовой решать проблемы жизненных реалий.

При этом семья как фактор воспитания обязана использовать все виды воздействия на ребенка, чтобы его развитие было гармоничным.

Семейное воспитание должно включать в себя такие направления:

  1. Физическое развитие. Родители обязаны обеспечить возможность полноценного физического развития своего ребенка с помощью здорового образа жизни.
  2. Формирование нравственности. Роль семьи в воспитании нравственности огромна. Любовь к ближнему, уважение к окружающим, сострадание и честность – главные критерии развитой личности.
  3. Интеллектуальное совершенствование. Привитие малышу желания постоянно познавать что-то новое, обогащать уровень знаний, уметь применять их в практической деятельности.
  4. Эстетическое воздействие. Родители должны содействовать развитию эстетических особенностей и талантов малышей. Демонстрировать проявления прекрасного во всех сферах жизни.
  5. Трудовая практика. Важная воспитывающая функция семьи – научить кроху трудиться, не выискивая пути «легкой» жизни.

То, каким образом, в какой последовательности и объеме воплощаются данные факторы, зависит от особенностей определенной семьи.

К ним относятся такие индивидуальные семейные черты:

  • Состояние физического здоровья всех членов ячейки общества;
  • Психологический климат отношений;
  • Генетические особенности;
  • Материальное положение;
  • Социальный статус;
  • Моральный и культурный потенциал;
  • Количество членов семьи.

Исходя из этих факторов, происходит выбор методики воспитательного воздействия.

Методику подбирают так, чтобы оказывать целенаправленное воздействие на личность ребенка в воспитательных целях.

Различают такие методы правильного воспитания:

  • Убеждение;
  • Похвала;
  • Перспектива;
  • Наказания;
  • Пример из личной жизни.

Для того чтобы правильно сориентироваться в выборе методов, родители должны учитывать интересы, способности, особенности психического и эмоционального развития детей.

Принципы семейного воспитания

Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:

  • Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
  • Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
  • Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
  • Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
  • Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
  • Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
  • Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.

Семья как социокультурная среда обитания прививает своим младшим членам главные нормы общественной и нравственной морали на подсознательном уровне. Ведь малыш, не задумываясь, повторяет поведение взрослых. При этом специфика «повторений» в семье базируется на эмоциональном фоне.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.

При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.

Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:

  • Чрезмерное внимание материальным ценностям;
  • Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
  • Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
  • Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
  • Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
  • Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
  • Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.

Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.

Несколько советов

Мир и гармония в семье, уважительное отношение, понимание и сочувствие, принятие индивидуальных особенностей личности – залог успешности семейного воспитания.

В завершении хочется вернуться к тезису, с которого мы начали свои рассуждения о специфики воспитания в семье. Эмоциональный комфорт всех членов «кровного союза» позволит малышу вырасти человеком, который уверен в своих силах, умеет самостоятельно принимать решения. Такую личность не сломают жизненные невзгоды, потому что с того момента, как он начал чувствовать биение сердца матери, его существо наполнилось уверенностью: его любят и ждут.

Эмоциональная наполненность положительными эмоциями от самых близких и родных людей позволит маленькому человеку стать настоящей взрослой личностью, которая умеет нести ответственность за свои поступки, четко ставить цели и следовать им.

Как стили воспитания в семье влияют на формирование личности дошкольника

Семейное воспитание наиболее эмоциональное и действенное по сравнению с другими педагогическими воздействиями на ребенка. Как правило, складываются определенные стили воспитания в семье, отражающие отношение родителей к детям. Эти стили влияют на то, как формируется личность ребенка, какими будут его поведение и поступки.

Читать еще:  Система обучения марии монтессори

Что подразумевают под стилем семейного воспитания

Большинство родителей проявляют повышенную заботу о своих детях, при этом чрезмерно контролируя их. При этом наблюдается непоследовательность в запретах и разрешениях.

Например, могут ежедневно твердить, что дошкольник должен в 10 часов вечера быть в постели, а в выходной позволять резвиться ребенку до полуночи только потому, что пришли гости.

И все же, понаблюдав за конкретной семьей, можно выделить, какие главные черты преобладают в отношениях родителей и ребенка. Вот эти заметные особенности и составляют стиль родительского воспитания.

Стиль воспитания ребенка в семье – это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, субъективного мнения о характере и личности ребенка. Все это практикуется родителями по отношению к своим детям.

Родители чаще всего не связывают личностное развитие детей дошкольного возраста, их нравственных качеств со своим отношением к ним. Однако психологи неоднократно доказали, что прослеживается прямая связь между стилем воспитания в семье и формированием личности ребенка.

Классическое разделение родительского отношения к детям

Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

Демократические отношения отличаются взаимопониманием взрослых и детей. Родители заинтересованно наблюдают за деятельностью ребенка, поощряют его самостоятельность, высоко оценивают способности малыша и ненавязчиво подсказывают только, если видят реальные затруднения.

Авторитаризм складывается в том случае, если родители навязывают свою волю ребенку и требуют от него безоговорочного следования их советам и указаниям. Они выдерживают дистанцию в отношениях, хвалят и ругают ребенка «по настроению».

Такой стиль формируется как у чрезмерно требовательных родителей, так и при гипертрофированной заботе о своем чаде. Авторитарным родителям не лишне поинтересоваться, как научиться воспитывать без наказаний.

Попустительский стиль характеризуется отсутствием планомерного воспитательного воздействия. Родители удовлетворяют физиологические потребности ребенка, потакают его капризам. Часто встречается задаривание ребенка подарками, «чтобы замолчал, чтобы не приставал с просьбами поиграть с ним».

Существует также тип родителей, которые пекутся исключительно о своем комфортном существовании. Говорить о каком-либо стиле родительского воспитания в подобных случаях не имеет смысла, поскольку папа и мама настолько заняты собой, что видят собственных детей несколько минут в день.

Они перекладывают воспитание на других лиц (бабушек, нянь) и обосновывают свою отгороженную позицию тем, что ребенок должен расти самостоятельным, раскованным, независимым. На деле такое отстранение родителей от воспитания своих детей приводит уже в дошкольном возрасте к формированию черствости и эгоизма, к распущенности и неумению считаться с окружающими.

Современная типизация отношения родителей к дошкольнику

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к приемам воспитания. Нервная система ребенка податлива к любым воздействиям, будь они полезны или, наоборот, вредны.

Поэтому формируется выраженная зависимость между стилем семейного воспитания и развитием личностных особенностей дошкольника.

Современные подходы рассматривают методы и стили родительского отношения более детально. Обязательно выделяют демократический как социально-желательный. Не обходят вниманием и попустительский, чаще называя его либеральным.

Самого пристального внимания удостоился авторитарный стиль, так как наблюдается его вариативность. Родители могут навязывать свою волю, негласно отвергая ребенка. Могут нагружать своего малыша с детства ради настоящих и будущих достижений, что получило название «гиперсоциализация». Также могут игнорировать истинные желания ребенка, делая все за него. В этом случае имеет место гиперопека.

Сотрудничество – демократический стиль отношений

Если взрослые стремятся обеспечить баланс заботы и автономии, опеки и свободы, последовательно и гибко общаясь с детьми, складывается демократический стиль. Можно сказать, что родители общаются со своими маленькими членами семьи уважительно и на равных. Поэтому имеет место сотрудничество.

Признаки и принципы данного стиля отношений:

  1. Выслушивать ребенка, интересоваться его мнением.
  2. Объяснять все из взрослой жизни, применительно к возрасту.
  3. Быть доброжелательным, а не раздражительным.
  4. Уважать стремление к самостоятельности и поощрять познавательную активность.
  5. Быть требовательным, но объяснять причины требований.
  6. Учитывать желания дошкольника, объясняя разницу между «хочу», «можно», «надо».
  7. Выяснять причины поступка прежде, чем применить наказание.
  8. Рассматривать наказание только как уменьшение доли поощрения.
  9. Оказывать доверие дошкольнику и поддерживать его уверенность в своих силах.
  10. Любить ребенка вне зависимости от конкретных ситуаций.

Когда в семье руководствуются перечисленными принципами, дети растут активными, организованными, самостоятельными. Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться важные волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Авторитарные родители всегда уверены в своей правоте и всегда точно представляют, что нужно их ребенку. Эта непоколебимая уверенность базируется на следующих стремлениях родителей:

  • Ребенок должен добиться в жизни большего, чем они сами.
  • Лучше, если есть поводы гордиться своими детьми, чем краснеть за них.
  • Нужно помочь ребенку заблаговременно, потому что он может не справиться с возникшей перед ним проблемой.

При авторитарном стиле воспитания главной целью является послушание ребенка и его следование поучениям (указаниям, запретам и пр), заготовленными для несмышленого малыша «умными и опытными» взрослыми.

Чрезмерно строгое воспитание развивает у дошкольников такие черты характера как неуверенность, застенчивость, зависимость.

Бывает и другой эффект. Дети с сильным типом темперамента могут в ответ проявлять агрессивность и возбудимость. Дошкольник, бунтующий против авторитарности, демонстрирует упрямство, строптивость, негативизм (отрицание всего подряд — даже того, что нравится).

Иной разновидностью авторитаризма является чрезмерная опека. Хотя опека предполагает заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие, этот стиль сковывает полноценное развитие ребенка.

Если родители считают своего ребенка таким маленьким и беспомощным, что вместо него нужно собрать игрушки, завязать шнурки, переделать фигурку из пластилина и т. д., то в их глазах дитя выступает «маленьким неудачником».

Но родительская забота не должна быть самоцелью. При таких отношениях у ребенка либо сформируется настоящая беспомощность, либо хитрость и лень, либо протест и агрессивное упрямство. Любопытно, что тотальный контроль не ограждает от формирования нежелательных увлечений. Уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться чрезмерный интерес к компьютерным играм, где он может действовать по своему усмотрению.

Таким образом, какие бы родительские мотивы ни лежали в основе авторитарного стиля, подобные отношения только навредят формированию личности ребенка.

Попустительство в воспитании дошкольника

Попустительская позиция взрослых подразумевает отсутствие последовательного воспитания, системы разумных требований и адекватной поддержки ребенка. В одних случаях родители могут проявлять крайне поверхностное внимание малышу, в других – необоснованно «захвалить до небес». Причем, подобные крайности становятся нормой.

Некоторые родители прикрывают свой либерализм и невнимание к детям рассуждениями о ценности полной свободы для ребенка. Но практика подтверждает ошибочность такой позиции. Дети уже в дошкольном возрасте при таком отношении пап и мам проявляют конфликтность и безответственность, зависть к сверстникам, игнорируют нравственные нормы.

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.

Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний. Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях.

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector