221madou.ru

Мама и Я
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соотнесенность целей воспитания в системе ценностей

Ценности воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Заключение

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Читать еще:  Система целей воспитания

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. — М, 2004. — 336 с.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

4. Психология и педагогика / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М, 2002. — 585 с.

5. Снопова Т.К. К вопросу о приоритете духовных ценностей в современном воспитании школьников / Т.К. Снопова // Сибирский учитель. — 2006. -№ 2. — С. 28-29

6. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 7-изд. — Минск, 2002. — 560 с.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 3111 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Проблема ценностей и целей воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Проблемы ценностей и целей воспитания»

«Московского суворовского военно-музыкального училища»

Карпунин Михаил Иванович

МОСКВА 2014 год

Проблемы ценностей и целей воспитания

Никто не становится хорошим человеком случайно. Платон.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

В педагогике воспитание – это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявленными обществом социальными педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуативном, узком и широком значении. Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулирования таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности испытуемого.

Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;

воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Успешность воспитательной задачи акции как единство воспитательной цели-содержания (средств и способа достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные – в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые – расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Читать еще:  Развитие по монтессори с года

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Цель воспитания — это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности.

Содержание воспитания связано с постановкой частных и конкретных целей, т.е. развитием гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позиций личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Система воспитания — это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логике выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.

Соотнесенность понятия «воспитание» с конкретной практической деятельностью педагога выводит на понятие «воспитательная работа», которая, в свою очередь, отождествляется с заботами конкретных субъектов (преподаватель, воспитатель, и др.) о полноценном развитии личности, на которую направлено их воспитательное влияние. Воспитательная работа осуществляется через определенную систему приемов, форм организации жизнедеятельности воспитанников. Целенаправленность — важнейшая характеристика процесса воспитания.

Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Как сложный «педагогический процесс, воспитание представляет развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, в которой осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре связи».

Воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения. Между началом педагогического воздействия и устойчивым проявлением воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

Существует еще одно понятие в педагогике. Это среда. Под средой в педагогике понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

На воспитание личности оказывает влияние, как среда – она создает условия для развития и формирования личности, – так и наследственность, благодаря которой человек получает определенные задатки. Развитие потенциальных возможностей личности, формирование характера и направленности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, где существенную роль играет активность самой личности. Главными формами взаимодействия личности с окружающей средой является общение и деятельность.

Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего среду социальную, т. е. определяемую экономическими и политическими условиями, свойственными данной общественно-экономической формации. Определенную роль играет среда географическая, большое значение придается домашней среде — ближайшему окружению ребенка.

В понятие «социальная среда» входят материальные условия жизни общества, социальный и государственный строй, система производственных и общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных учреждений, создаваемых обществом.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читать еще:  Вальдорфский педагог обучение

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория

Ирина Горчакова
Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория

«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»

В современном обществе особо остро стоит проблема воспитания нравственной личности. Причины кроются в недостатке внимания к детям со стороны взрослых, отсутствии культуры в окружении ребенка, большом количестве агрессии и экстремизма, пропаганде негативных факторов в источниках информации. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества ценностей.

Нравственные ценности Любовь к людям, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд, имеющие неизменную значимость во все времена, содержательно трактовались по- разному в зависимости от доминировавшего мировоззрения. И, следовательно, по-разному закладывались у молодого поколения, соответственно по-разному проявлялись в поведении и деятельности [4]

Испокон веков в нашем отечестве ценился труд Трудолюбие почиталось как одно из лучших качеств человека, Выполняя свою работу человек должен был помнить, что таким образом людям служит. Кичится должностным положением считалось дурным тоном. В современном обществе работа (труд, трактуемая как служение- редкое явление. Чаще- средство реализации личности. Еще чаще – источник доходов. Под воздействием общественного влияния СМИ нередко молодые люди стремятся выбрать профессию, где за минимум затраченных сил и времени смогут получать максимум денег. [4]

Нельзя спрятать ребенка от всего плохого, но необходимо формировать базовые ценности,которые помогут принимать правильные решения в жизни: представление о труде как обязанности, приносящей пользу себе и окружающим, трудолюбие, чувство благодарности и уважения людям за труд, бережное отношение к продуктам труда.

Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление развития дошкольного образования.

«Добрый мир» — программа Л. Л. Шевченко является частью единой авторской программы «Духовно-нравственная культура. Православная культура».Цель программы: развитие личности дошкольника на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Цикл занятий посвящен теме: Труд. На занятии «Хлеб-всему голова»педагог объясняет детям: бог посылает людям урожай, если человек трудится. Бережное отношение к хлебу- это проявление уважения к труду человека. Людям приходится трудно, когда хлеб не уродится.

Обсуждение пословицы «Муравей не велик, а горы копает» приводит детей к пониманию,что маленький муравей может проделать трудную работу: даже в большой горе проложить норки, потому что он трудолюбивый, не ленивый. [3 с. 69]

Пословицы и поговорки–жемчужины народной мудрости. В них особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Прочитав начало пословицы, можно предложить детям сформулировать ее окончание. Кто любит трудиться (тому без дела не сидится) Труд кормит (а лень портит) Какой мастер (такова и работа)

Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» содержит материал для ознакомления детей с бытом, основными занятиями русских людей, художественными промыслами, былинами, пословицами и сказками о труде.Работа со сказкой имеет различные формы: чтение, пересказ, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатоков, выставки рисунков по мотивам сказок.

Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович»следует начать с обсуждения присказки:

Нам даром без труда ничего не дается,- Недаром исстари пословица ведется. [1 с. 255]После чтения сказки предложить детям ответить на вопросы по содержанию: -Почему девочек назвали Ленивица и Рукодельница? -Сравнить, как выполняли девочки свою работу. -Что они получили за свой труд? -Что в сказке правда, а что вымысел? -Чему эта сказка учит?

Ознакомление с особенностями уклада жизни,трудом и культурой народа осуществляется через разные виды деятельности: -экскурсии в русскую избу дают возможность познакомиться с предметами быта, орудиями труда, их назначением,

-знакомство с народными промыслами, увлекает детей, воспитывает желание беречь красоту, созданную руками человека,

-праздники и развлечения отражают народные традиции, связанные с трудом и различными сторонами жизни,

-рассказы о народной игрушке, прародительнице современной куклы, облик которой трансформировался от тряпичной куклы на протяжении столетий, вызывает оживленный интерес, желание мастерить, делать игрушки своими руками.

Широкое использование ИКТ в сочетании с традиционными методами повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ обладают наглядностью, яркостью, способностью к быстрому восприятию, привлекают внимание детей.

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность, самостоятельность, желание помочь. Такие поступки следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме. В следующий раз- более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение,что так должен поступать каждый. В этом нет особой заслуги. Таким образом, у детей формируется стремление трудиться без напоминаний, указаний и подсказок. [2 с. 38]

Воспитатели стремятся найти рациональные пути взаимодействия с родителями.Участие родителей вместе с детьми в мероприятиях ДОУ: субботники, сбор макулатуры в рамках акции «Сдай макулатуру- спаси дерево», подготовка праздников способствуют формированию правильных ценностей личности ребенка.

Информационные технологии повышают компетентность родителей, открывают новые перспективы для родителей и педагогов в образовании и воспитании дошкольников.

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители стараются выбрать детский сад, в котором применяются наиболее полезные с их точки зрения методики. Но при этом забывается, что развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и навыки, складывающееся мировоззрение, усваиваемые формы индивидуальной и социальной активности будут пронизаны духовно-нравственным подтекстом [5] Дети- будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

-учебники и учебные пособия:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие-2-е изд. ,перераб. и доп.— СПб: Детство-Пресс, 2004.- 304 с. ;ил.

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128 с.

3. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. -М. : Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. 208с.

-статьи из журналов:

4. Космачева Н. В. 2011 скан Трактовка нравственных ценностей как основание для формирования личности // Апостол-2011.-№2(8).- С. 16-19

5. Лескина И., Станкевич Н., Соколова Л. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание -№2- 2014.-С. 79-82

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель дс N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка», п. Матвеев Курган Ростовской области. В современной социокультурной ситуации большое значение.

Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Информационная карта проекта.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников Из опыта работы педагогов МБДОУ №4 «Ласточка» Старший воспитатель МБДОУ №4 Журавская Е. Г. Все больше в жизнь детского сада входит такое.

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Мельникова Н. В. воспитатель МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector