221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Соотношение целей воспитания и системы ценностей

Проблема ценностей и целей воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Проблемы ценностей и целей воспитания»

«Московского суворовского военно-музыкального училища»

Карпунин Михаил Иванович

МОСКВА 2014 год

Проблемы ценностей и целей воспитания

Никто не становится хорошим человеком случайно. Платон.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

В педагогике воспитание – это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявленными обществом социальными педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуативном, узком и широком значении. Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулирования таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности испытуемого.

Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;

воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Успешность воспитательной задачи акции как единство воспитательной цели-содержания (средств и способа достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные – в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые – расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Читать еще:  Вальдорфская школа и специальное обучение

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Ценности воспитания и образования

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

«Тобольский государственный педагогический

институт им. Д. И.Менделеева».

Кафедра социальной психологии

Тема:Цели и ценности педагогического образования и воспитания.

Какой учитель нужен современной школе

Студентка 15 группы

Гринченко Альфия Асхатовна

Тобольск 2008 г.

Цели и ценности педагогического образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Цель воспитания — это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма.

Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь на принципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности — «позиции личности», что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания.

Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности. Среди промежуточных целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.

Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя.

Цель педагогического образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Следует рассматривать два уровня цели образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целях образования по отношению к личности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатков личности; приобщение обучаемого к мировой и нацио­нальной культуре через освоение систематизи­рованных основ наук и искусств; ценностное воспитание и развитие мировоз­зрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности на уровень самовоспи­тания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творче­ства и основы моральной, нравственной сво­боды.

Читать еще:  Программа развития монтессори

Какой учитель нужен современной школе

Важнейшая задача педагогического образования – обеспечить школу современными педагогическими кадрами. Учитель – это ключевая фигура в решении целого ряда приоритетных задач образования.

Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идёт активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс.

Современная школа — это современный учитель: способный работать по новым информационным технологиям, обладающий коммуникативными навыками, умеющий проектировать и моделировать любое образовательное явление, будь то урок, классный час или родительское собрание, готовый работать на качественный образовательный результат в условиях его внешней оценки со стороны общественно-государственного органа управления образовательного учреждения. А самое главное учитель должен быть высокопрофессиональным и являться образцом, с которого ученик захочет брать пример.

Всему этому будущий учитель может научиться, если его теоретическая подготовка в вузе будет теснейшим образом связана с активной практикой в инновационных школах.

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия.

Список литературы

1. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. — Самара: 1998. — 216 с.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитание в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.

Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)

Надежда Геннадьевна Тишкина
Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)

1 слайд. «Нравственные ценности современного воспитания (из опыты работы)»

2 слайд. «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

3слайд. Этическое воспитание – целенаправленный, содержательный и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Об этом рано или поздно задумывается каждый человек. Воспитание несет в себе целый мир мыслей, поступков, эмоций помогающих нашим детям понять себя и других, а главное – постичь ценности и смыслы пребывания на земле. Все это проходит в процессе диалога. Голос родителя, воспитателя очень важен для ребенка.

Нравственные ценности сопровождают нас всю жизнь,они неразрывно связаны с человеком ежедневно: общение друг с другом, сверстниками, взрослыми, окружающим миром. Изучение нравственных ценностей и смысла человеческой жизни занимается наука – аксиология. Процесс осуществления образовательной деятельности требует от нас субъективного подхода к детям, умение грамотно выстраивать диалог, который позволяет каждому обозначить и обосновать свою позицию, позицию других и выразить свою точку зрения. Диалог — основной метод познания. Мы все живем в современном мире, но порой забываем о том, что для человека не столь важна его внешность, а важен внутренний мир. Планшеты, компьютерные игры, просмотры фильмов с кровью и болью преобладают на разумом ребенка, порой искажая его внутреннее состояние души. Сверх культурный человек не всегда всеми понимаемый, в наше время от теряется в современном мире. Нельзя забывать о том, что совершенство человека – это состояние его души.

4 слайд.Вот она модель этических основ: ЖИЗНЬ-ЖИЗНЬ И ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК, ЖИЗНЬ, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.

Жизнь – поле выбора ценности, нравственных отношений.

Жизнь и человек – определение ведущей ценности, процесс развития человека от обстановки в современной жизни.

Жизнь, человек, окружающий мир – мощный корень растущего и развивающегося человека, его отношение к взаимной зависимости.

Все вместе это образует педагогическую систему ценностей современного воспитания. Чтобы эта логически выстроенная модель была воплощена в воспитательном контексте, важно знать ее содержание и пути эффектного педагогического действия для каждой возрастной группы.

5слайд. Легче всего этические правила формируются в дошкольном возрасте. Чем раньше дети с ними познакомятся, тем естественнее и непосредственнее они их будут выполнять. Однако освоение и усвоение качественным будет только при постоянном внимании взрослых. Дети – наше будущее. От того, как мы, взрослые, их воспитаем, зависит наша счастливая старость. Что мы сеем, то мы и пожинаем. Чтобы решить этот важный вопрос, нужно использовать свой педагогический опыт, талант и быть самому человеком с щедрой и богатой душой, либо дети чувствительны ко лжи и непониманию. Какие формы работы, методы, приемы выбрать в изучении важного жизненного вопроса, чтобы современный ребенок имел щедрую душу, стал всесторонне развитым? Как сделать родителей союзниками общего дела? Успешный союз – это взаимодействие «Воспитатель-Ребенок-Родитель».

6 слайд. Я хочу поделиться опытом работы по реализации программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика».

Структура программы –4 раздела:

«Этика общения с окружающим миром»

«Этика отношений в коллективе»

Каждый раздел имеет свою цель.

7,8 слайд. 1. «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ»

*ЦЕЛЬ – не нарушать гармонию психического развития детей. Учить общаться на равных, свободно.

9,10 слайд. 2. «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»

*ЦЕЛЬ – продолжать формировать у детей понимание необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Упражнять в выполнении простейших норм и правил этикета.

11,12 слайд. 3. «ЭТИКА ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

*ЦЕЛЬ – воспитывать уважение, доброжелательное отношение к окружающим, уважать свой труд и труд чужой, быть готовыми оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

13,14 слайд. 4. «ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ»

*ЦЕЛЬ – расширять представления детей о взаимоотношениях людей в коллективе, побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости к друзьям.

В группе разработаны конспекты НОД, подобран иллюстративный материал по темам, книги художественной литературы, загадки, потешки, пословицы, мини стихотворения, изготовлены ряд дидактических, словесных игр, музыкальные диски, видео диски. По составленному перспективному планированию проводились игры – развлечения, экскурсии, наблюдения и т. д… Большая совместная работа проводится с родителями (творческие работы, совместные мероприятия, мастер-классы). При этом учтена потребность детей в наглядности, яркости, красочности, современности. Вся деятельность с детьми строится в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 мин. Дети активизируют свои чувства, отношение друг к другу, взаимо помогают и сопереживают. Через игры – драматизации, посиделки и совмесные праздники с родителями, сценки позволяют развивать речь в диалоге. Наша задача – эмоцианально воздействовать на детей, вызвать переживание и понимание того, что рядом живые люди, которые всегда требуют к себе внимания. Я стараюсь сделать все это через слово, которое исходит из глубины моей души.Для себя я выбрала определенные нормы этической культуры: быть доброй и нужной, уметь управлять собой, любить свое дело, делать так, как бы я это сделала для себя. Понимать душу каждого ребенка,уметь оъяснить понятие : родители это святое, жить, работать, творить на благо подрастающего поколения. Опыт работы показывает, что соблюдение норм этики способствует установлению психологической совместимости, приобщает детей к нравственному поведению. У нас в группе нет драк, если ссора, то дети тут же находят выход из любой ситуации. Атмосфера в группе всегра спокойная и доброжелательная. Родители очень активны, хорошие помощники в организации оснащения предметно-развивающей среды. Много проведено совмесных мероприятий цель которых – культура общения и взаимодейчтвия с родителями, как социальными партнерами. Мероприятия с родителями и детьми интересны и познавательны. Родители повысили свое интеллектуальное развитие.

Читать еще:  Система воспитания марии монтессори

Если в группе складывается какая – либо не совсекм приятная педагогическая ситуация, поступок или действие, выносим на решение проблемы всей группы, используя иллюстративный материал по теме «Хорошо-плохо».

15 слайд. Очень жаль, но хочется отметить, что в современных условиях идет снижение моральных и духовных качеств человека. Большое внимание мы уделяем воспитанию нравственных основ подрастающего поколения через уважение к людям старшего возраста. В этом помогает нам, созданный в группе проект «Моя семья». Люди из семьи имеют большой жизненный опыт, но некоторые из них уже потеряли интересс жить, потому что нет внимания и уважения.

В проекте много разделов : генеалогическое древо, герб семьи, мини — альбомы с фотографиями,портреты членов семьи.

16 слайд. В беседах с детьми акцентируем внимание на ту тему, которая изучается, действуя принципу «Забота о старшем поколении – это наш долг. Только личный пример покажет детям, как нужно относится ко взрослым людям.

17 слайд. Подводя итог работы над программой, хочется отметить, педагогу нужно обладать большим профессиональным мастерством, чтобы привить своим воспитанникам потребность быть отзывчивым и коммуникабельным, стремление не на словах, а на деле сочувствовать другим, поддерживать в трудную минуту не только людей, но и зверей, птиц, все удивительное и прекрасное, что их окружает. Практика показала, дети стали свободно общаться между собой, взрослыми, эмоционально раскрепощены, внимательны, предупредительны, добры, вежливы, самостоятельно вступают в диалог, опрятны (самостоятельно замечают неполадки в одежде, соблюдают культуру поведения в общественных местах, за столом, на улице, проявляют чувство заботы, сопереживание к братьям меньшим (птицам, животным).

В любой ситуации чувствуют себя более уверенными, уважительно

относятся ко взрослым, родственникам. Любят трудиться, помогают друг

другу по мере необходимости. Работа ведется с раннего возраста через все

виды деятельности, без назидательности в общении с детьми. Что бы

добиться эффекта в усвоении детьми этических норм, постоянно

контролируем поведение в группе.Приобретены книги : «Веселый этикет»,

«Юный рыцарь», «Энциклопедия хороших правил и норм поведения».

Установлены единые правила и тесный контакт воспитателей и родителей.

В. А.Сухомлинский в свое время писал так : «Годы детства – это прежде

всего, воспитание сердца и души. Воспитание – не сумма мероприятий и

приемов, а мудрое общение взрослого с душой ребенка.»

1. «Общечеловеческие ценности в контексте современного воспитания». Сост. :Шемшурин А. А. ,-М. :ФГБИУ «ИИДСВ РАО», 2017г.

2. «Очень важный разговор» Сост. Н. В. Дурова,-М. : МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2014.

3. «Правила этикета – дошкольникам и младшим школьникам». Сост. И. А. Агапова, М. А. Довыдова М. :АРКТИ, 2012г.

Опыт работы «Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни» Цель: Привлечение внимания к проблеме формирования привычки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Задачи: •Развивать двигательную.

Духовно — нравственные и социокультурные ценности в системе работы ДОУ в соответствии ФГОС Обзор методической литературы по духовно-нравственному воспитанию в системе работы детского сада. Материал систематизирован и помещен в.

Использование приемов образовательной кинезиологии как современного метода коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Кинезиология, как здоровьесберегающая технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. В настоящее время происходит становление.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Конспект занятия в подготовительной группе «Добрым быть совсем не просто. Нравственные ценности и будущее человечества» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества:.

Консультация «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания детей «Тот,.

Цели и ценности воспитания. Базовая культура личности и условия применения.

Цели, задачи и содержание интеллектуального воспитания школьников и формирование их научного мировоззрения. (из лекции)

Мировоззрение — целостная система научных, философских, нравственных и эстетических взглядов на мир, природу, общество, место в мире.

Элементы мировоззрения: взгляды, представления, принципы.

Мировоззр. позиция складывается из мировоззр. убеждений – знания, перешедшие во внутреннюю позицию личности, выполняющие регулятивную функцию по определению направленности ценностных ориентиров, интересов, желаний.

Формир-е научного мировоззрения происходит в процессе обучения.

Недостаток совр.образования: построение идеальной модели образа мира, которая должна сформироваться у ученика под влиянием добросовестного усвоения им дисциплин. При этом личный опыт ребенка, участие в различных видах деятельности не учитываются.

Мировоззрение имеет субъективную структуру, у которой есть личностно более близкое и более дальнее пространства. Это изменяется с возрастом ученика.

Наиболее существенное влияние оказывают поторебности, интересы, склонности, связанные с возрастом.

Картина мира взаимосвязана с образом Я. Образ Я складывается из представлений человека о своей внешности, характера, интеллекта, поведения.

Соотношение религии и научного мировоззрения. У многих современных школьников при эмоциональной притягательности к религии, астрологии, эзотерики и одновременным традиционным преподаванием школьных предметов формируется искаженная картина мира.

Религия оказывает влияние на образ Я. Нельзя забывать об этой ценности (отражение общечеловеческих ценностей, связь с мировой культурой, влияние религии на ход исторических событий)

Методы формирования сознания личности, их характеристика и условия применения.(учебник)

Цели и ценности воспитания. Базовая культура личности и условия применения.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в ра мках религий); социоцентрические
(общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).
В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идё т на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector