221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свободное воспитание монтессори

Свободное воспитание монтессори

1.16.2. Теория свободного воспитания

В первой половине XX века в зарубежной педагогике особенно мощным было течение свободного воспитания – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. Ведущими принципами данного направления являются: вера педагога в творческие способности ребенка, сочетаемая с убеждением, что любое внешнее влияние на творческий потенциал ребенка оказывает тормозящее действие; сосредоточение усилий педагога на приобретении ребенком собственного опыта, на основе которого и происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре, образовательно-познавательной деятельности и потребности в систематическом самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого организма, непрерывно развивающегося в соответствии с детской природой; понимание роли педагога как старшего товарища своих воспитанников, организующего образовательную среду для свободного проявления детьми своих творческих возможностей; организация жизни школьного сообщества на основах самоуправления.

Яркими представителями теории свободного воспитания являются Эллен Кей (1849 – 1926) и Мария Монтессори (1870 – 1952).

Эллен Кей в книге «Век ребенка» (1910) заботу о воспитании нового поколения называла исходной позицией, с которой будут рассматриваться все стороны общественной жизни. Провозгласила ряд естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей. Утверждала, что настоящая тайна воспитания состоит в том, чтобы не воспитывать. «Предоставьте природе спокойно и медленно помогать самой себе» (Рисунок 11). Первой открыто поставила вопрос о половом воспитании. Очертила требования к воспитателю: должен уметь играть с детьми; отдаваться ребенку, как ребенок отдается бытию; влиять впечатлениями; способствовать свободному развитию и проявлению духовных сил ребенка; являться товарищем, другом ребенка и уметь поддерживать отклонения от трафарета.

Рисунок 11. – Теория воспитания по Э.Кей

Призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций, за государственную помощь многодетным семьям, полный отказ от эксплуатации детского труда и другие меры по охране материнства и детства. Одной из наиболее актуальных общественных задач Э.Кей считала создание нового поколения образованных матерей, способных избавить детей от обезличивающего воздействия общественного воспитания. Шведский педагог разработала уникальную дидактику (Рисунок 12).

Рисунок 12. – Теория обучения по Э.Кей

Педагогика итальянского педагога Марии Монтессори (1870 – 1952) предполагает, с одной стороны, неограниченную свободу и самостоятельность ребенка. «Человек не может быть по-настоящему свободен, если он не самостоятелен». С другой, воспитание чувств ребенка, его сенсорной основы на примере каждодневных упражнений и игры. Девиз педагогики Монтессори – помоги мне сделать самому, а я помогу другому

Воспитание она рассматривает как активное содействие нормальному развитию ребенка, а в качестве педагогических принципов М.Монтессори выдвигает следующие: принцип свободы; принцип самостоятельности; принцип воспитывающего обучения (в каждом обучающем упражнении, по мнению Монтессори, должны присутствовать элементы воспитания); упразднение наград и наказаний; исключение любого соревнования из детской деятельности (каждый ребенок должен работать в своем ритме и темпе); принцип индивидуальности воспитания и обучения.

Основным методом, впервые открытым М.Монтессори в педагогике, является поляризация внимания, т.е. глубокое проникновение ребенка в «дело», способность к медитации, внутренней собранности во время работы (Таблица 7).

Таблица 7. – Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори и ее теория свободного воспитания

Во второй половине XIX в. был сформулирован принцип педоцентризма в воспитании. Его сторонники считали, что организацию педагогического процесса следует строить, исходя из возникающих интересов детей в процессе их деятельности. Они предлагали отказаться от утверждаемых заранее учебных планов и программ и положиться на свободное твор­чество учителя и учащихся.

Эта идея легла в основу теории свободного воспитания. К этому направлению реформаторской педагогики можно отнести идеи и деятельность итальянского врача-психи­атра и педагога Марии Монтессори (1870-1952 гг.). Идеи свободного воспитания были реализованы в созданных ею «домах ребенка». Опыт работы этих учреждений был представлен в ее книгах «Метод научной педагогики» (1909 г.), «Разум ребенка» (1952 г.) и др. «Задача воспитателя (по М. Монтессори) – следить, чтобы ребенок не смешивал добра с неподвижностью и зла с активностью, чем нередко грешила старая дисциплина. Наша цель – дисциплинировать для деятельности, для труда и добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания».

М. Монтессори выявила чувствительные к внешним воздействиям этапы в развитии ребенка (от рождения до шести лет) – «сензитивные» периоды. Всего их шесть: сензитивные периоды развития речи, «чувства порядка», движений и действий, органов чувств, социальных навыков и восприятия мелких предметов. Она указывала, что важно не упустить возможности использования воспитателем различных развивающих методов именно в эти периоды. Вне рамок сензитивного периода развитие соответствующих функций ребенка не будет столь же эффективным.

Основой обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте М. Монтессори считала сенсорное воспи­тание («обучение в этот период должно пониматься как помощь в развитии врожденных психических способностей личности»).

Опираясь на идеи Ж.-Ж. Руссо, М. Мон­тессори разработала программу и методику сенсорного воспи­тания детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятии — зрения, слуха, осязания и т.д. Она использовала новую, оригинальную систему дидактического материала. Сенсорные Монтессори-материалы классифицировались на материалы для воспитания тактильного, термического, барического, стереогностического чувства, вкуса, обоняния, слуха и зрения. Основная форма воспитания и обучения – самостоятельные индивидуальные занятия детей.

Специальная методика наблюдения за детьми по определен­ной программе помогла ей сформулировать принцип органи­зации особой воспитывающей и активно формирующей сре­ды, в которой развиваются и с которой взаимодействуют дош­кольники.

Педагогическая система М. Монтессори на протяжении почти ста лет является предметом пристального внимания педагогов всего мира. Ее успешно применяют в практической работе с детьми в детских садах и школах Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канады, России, США, Франции, Швейцарии, Японии и других странах.

9.2.2. Вильгельм Лай и «педагогика действия»

Многие педагоги и психологи конца XIX — начала XX вв. полагали, что прогресс в деятельности школы, как и самих наук о ребенке, его развитии, воспитании и обучении, может быть достигнут на основе использования положительных и дос­товерных фактов из педагогической практики. Эти факты дол­жны дополнительно проверяться опытным, эксперименталь­ным путем. Данное направление в педагогике того времени известно под названием «экспериментальная педагогика». Экспериментальная педагогика старалась опираться на результаты изучения детей с помощью эмпирических методов, таких как наблю­дение, анкетирование и др. Содержание экспериментальной педагогики представляло собой, по существу, свод различных сведений из анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, пе­дагогики.

Представителем направления «экспериментальной педагогики» является немецкий ученый Вильгельм Август Лай (1862- 1926 гг.). Основные работы В.А. Лая – «Экспериментальная дидактика», «Школа действия. Реформа школы сообразно требо­ваниям природы и культуры».

Читать еще:  Дидактический материал м монтессори направлен на развитие

В.А. Лай создал новую педагогику – педагогику действия. Он механически трактовал процесс обучения. По его мнению, в основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений. Особая роль В.А. Лаем отводилась третьему компоненту его триады – выражению, которое и являлось собственно действием, на­правленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособле­ние ребенка («возможность самосохранения и самоутверждения по отношению к окружающему миру») было основной задачей школы действия. В действии, считает В.А. Лай, лежит тайна обучения, интереса и внимания. «Человек предназначен для деятельности; ребенок стремится к деятельности; его самообразование в игре есть не что иное, как деятельность. Благодаря действию развиваются его физические и духовные силы». В школе, по мнению В.А. Лая, на первом месте должен быть ребенок, «ученик, а не учебный материал и не будущая профессия».

Средства выражения (действия) могли быть самыми разнообразными – рисование, лепка, черчение, музыка и танцы, пение, уход за животными и растениями, естественно-научные опыты и моделирование. При этом ручной труд выступал у В.А. Лая не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Руч­ной труд, считал В.А. Лай, должен вводиться в школу как средство умственного, физического и духовного развития учащихся.

На основе такого подхода был построен «органический учебный план», соединяющий «наблюдательно-вещественное» (все, что связано с восприятием – жизнь природы, человека и общества) и «изобразительно-формальное» (средства выражения) преподавание (педагогический процесс (по В.А. Лаю) представлен в схеме 9.1).

Педагогический процесс (по В.А. Лаю)[13]

Принципы школы действия в начале XX в. использовались в школах и дошкольных учреждениях многих стран.

Идеи свободного воспитания в системе Монтессори (стр. 2 из 6)

В начале ХХ в. в России были осуществлены первые попытки практического применения идей свободного воспитания. На принципах свободного воспитания в значительной мере строилась деятельность школ-коммун.

В советской педагогике некоторые гуманистические тенденции, свойственные свободному воспитанию, стали возрождаться в опыте В.А. Сухомлинского во 2-й половине 60-х гг. и в педагогике сотрудничества в конце 80-х гг. В 90-е гг. появились частные учебные заведения, стремящиеся строить образовательный процесс, исходя из интересов ребёнка и опирающиеся на принципы свободного воспитания.

Во многих странах мира сегодня существуют школы, основанные на идеях Р. Штейнера (вальдорфские школы), М. Монтессори, С. Френе и других представителей данного направления. Эти школы называют альтернативными. Задачу школы в современном обществе они видят не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы научить детей и юношество умению учиться. Функция учителя в такой школе — содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. При этом учащиеся должны самостоятельно приобретать такие знания и развивать те способности, которые важны для них. Альтернативные школы различных видов объединяют общие принципы организации образовательного процесса, основанные на идеях свободного воспитания.

2. Свободное воспитание как основополагающая идея антрополого-педагогической системы Монтессори

2.1 История развития системы Монтессори

Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную «Педагогическую антропологию», к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.

Мария Монтессори родилась в строгой религиозной семье, где, конечно, никоим образом не предусматривался путь, который она для себя выбрала в дальнейшем. В 1896г.М. Монтессори заканчивает университет и становится первой женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывает и применяет разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как «золотой материал» Монтессори. Благодаря ее усилиям на состоявшейся в Риме в 1900г. олимпиаде учащихся начальной школы питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Результаты многократно проверялись и перепроверялись, однако опровергнуть их было нельзя. После этого Монтессори оставляет работу с аномальными детьми и переключается на обычных детей, которые находились в школах в положении намного худшем, чем ее воспитанники с отклонением в развитии.

Монтессори хотела строить свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях и понимании его таким, как он есть, а не тем, каким должна предстоять формирующаяся личность в глазах взрослых. С этой целью она посещает множество начальных школ, внимательно приглядывается к методам изучения и приходит к выводу: невозможно наблюдать ребенка, если он автоматически выполняет предписания преподавателя. То есть вместо того, чтобы содействовать развитию ребенка, школа задерживает его и почти не дает проявляться свободной инициативе личности.

Постепенно у Марии Монтессори кристаллизуется ее педагогическое кредо: воспитание возможно только тогда, когда ребенку предоставляется полная свобода действий, которая сдерживается лишь в особых случаях, связанных с опасностью для его жизни.

В 1907г. Монтессори представилась уникальная возможность проверить на практике верность теоретических выводов – Э. Талано, итальянский миллионер, директор общества дешевых квартир, предложил ей создать в 38 переоборудованных этим обществом зданиях новый тип дошкольного заведения – дневной приют, школу для детей – знаменитый «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»). Причем Марии Монтессори была предоставлена возможность организовать деятельность школы так, как она считает нужным. На этой «экспериментальной площадке» Монтессори разработала специальную среду, окружающую ребенка, стимулирующую его естественное развитие. В первом Доме ребенка, открытом в пригороде Рима, было 50 детей из бедных семей в возрасте от 2 до 6 лет. Эти дети не были «идиотами», они просто были социально и культурно обездоленными, не имели возможности учиться, досыта есть и расти в нормальной семье.

Уже к 1909г. стало ясно, что социально-педагогический эксперимент М. Монтессори оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В Дом ребенка стали приезжать педагоги из Испании и Голландии, Англии и Швеции. М. Монтессори тоже начала разъяснять свой метод, для чего много ездила с выступлениями по миру. Появляются ее научные труды и практические советы в таких книгах, как «Метод Монтессори» (1909), «Педагогическая антропология» (1910), «Тайна детства» (1938), «Формирование человека» (1949).

Читать еще:  Развивающая среда монтессори

В короткий срок она распространила свои идеи по всему миру. Сложнее всего с этим было на родине. Не приняв фашистского режима Муссолини, в 30-е годы Монтессори перебирается в Испанию, а затем в Голландию. Несмотря ни на что, продолжается напряженная научная деятельность. В своей итоговой работе «Разум ребенка» (1952), написанной незадолго до смерти, Монтессори открывает новое направление в педагогике – развитие детей первых трех лет жизни. В противовес господствовавшему снисходительному подходу к «грудничкам» — мол, что с них возьмешь, — педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности.

Жизненный путь Марии Монтессори оборвался в Голландии в 1952г., но ее идеи продолжали шествие по миру. Сейчас в мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори. До России первые сведения об успехах педагогического эксперимента М. Монтессори дошли еще в 1910г. С достаточной полнотой российская педагогическая общественность смогла ознакомиться с системой Монтессори в 1913г., когда вышел в свет перевод ее главного труда «Дом ребенка: метод научной педагогики», а в 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори — детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. К числу наиболее известных деятелей, пропагандировавших развитие системы Монтессори в России, можно отнести Ю.И. Фаусек («Общество свободного воспитания»), А.А. Перроте («Кельнский дом» на Девичьем поле), А.А. Выготскую, Н.П. Соколову (сад для глухонемых детей). Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

Возвращение Монтессори-педагогики в Россию произошло в 1991 году. Сейчас работают сотни Монтессори-групп и несколько начальных Монтессори-школ по всей стране с учетом стандартов российского образования. Монтессори-педагогов в нашей стране уже много, у них есть потребность общаться между собою, передавать друг другу свой опыт, поэтому они создали свою общественную организацию. У Ассоциации Монтессори-педагогов несколько направлений работы: распространение педагогики Монтессори в России, пропаганда дидактических материалов, выпускаемых нашей фабрикой в Омске, организация ежегодной монтессорианской конференции.

В Череповце в 199…. г. по инициативе голландских специалистов на базе детского сада №53 был открыт Учебно-образовательный центр Монтессори. На данный момент в центре работают 3 группы для детей в возрасте от 3 до 6 лет, 1 группа для детей в возрасте от 2 до 3 лет и 1 кратковременная группа «Вместе с мамой» в возрасте до 2 лет.

2.2 Сущность и принципы педагогики Монтессори

Мария Монтессори осуществила переворот в представлениях о возможностях и способностях детей младшего возраста. Именно это, а также высокий гуманизм воспитательной и образовательной работы, обращенность всей системы к природе ребенка, свобода и отсутствие какого-либо авторитаризма делают ее антрополого-педагогическую систему и поныне привлекательной. В основу своей системы она положила биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активной личности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. «Первой проблемой обучения, — пишет она, — является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой. Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего, мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов: развитие ребенка осуществляется посредством освоения окружающего мира. Следуя сначала одному велению природы, потом другому, ребенок расширяет границы своей независимости от тех, кто его окружает, и постепенно наступает момент, когда он захочет не только действовать, но и мыслить независимо. Когда мы утверждаем, что необходимо дать ребенку полную свободу, что общество должно обеспечить ему независимость и нормальное развитие, мы имеем в виду не расплывчатый идеал. Это утверждение основано на наших наблюдениях за жизнью, за природой. Только свобода и собственный опыт освоения окружающего мира позволяют человеку развиваться». Дисциплину Монтессори трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом. Смысл метода Монтессори заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию.

Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы

Наталья Киреева
Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори — группы

Доклад «Воспитание свободной, самостоятельной личности ребенка в условиях Монтессори – группы»

Подготовила: воспитатель Фольмер Галина Николаевна, Киреева Н. Ю.

История педагогики М. Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков.

Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому«. «Я сам!» — для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек.

Работа с детьми Монтессори — группе ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В этой работе акцент сделан на индивидуальность ребенка: обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, мышление, память, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-группы. Эти эффекты педагогической системы объясняются глубоким пониманием природы ребенка, построением образовательного процесса с учетом отличия детского способа освоения мира и потребностей каждого ребенка.

Читать еще:  Система развития монтессори

Монтессори-группа детского сада становится для ребенка моделью общества и существующих в нем отношений. Общение детей в процессе свободнойработы в подготовленной среде обеспечивает социализацию дошкольников: свобода в Монтессори-педагогике тесно связана с дисциплиной (самодисциплиной): «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место», «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Опираясь на положение М. Монтессори о том, что сохранение и развитие индивидуальности невозможно без осознания личностью своей принадлежности к обществу. Саморазвитие ребенком заложенных в нем природных особенностей происходит на фоне социального участия его в жизни группы, именно группа становится своего рода катализатором индивидуального развития. Благоприятные условия для формирования у ребенка социальных качеств предоставляет объединение детей Монтессори-группы, такая группа представляет собой некий репрезентант реально существующих в обществе отношений, своеобразный детский микр – группе ребенок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, кончено, некоторые ограничения, например, если облюбованный ребенком столик уже занят, ему придется сесть за другой. Некоторые материалы занимают в помещении фиксированное место, их не переносят; например, комплект для мытья посуды. Однако все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни. Добавим также, что ребенок имеет право некоторое время вообще ничем не заниматься, а, например, наблюдать за работой других детей.

Возможность выбора предполагает наличие определенной СВОБОДЫ ребенка. Что играет огромную роль в формировании у детей навыков позитивного социального поведения, ознакомлении с культурой поведения в обществе, о правилах пребывания в детском саду, и т. д. Позитивное социальное поведение, уважение личности и прав других, умение считаться с окружающими предполагает определенное самообладание и способность управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы.

Ребенок свободен, когда он самостоятелен, и достичь истинной свободы он может при наличии развивающей предметно-пространственной среды и при умелом руководстве педагога. Можно сказать, что путь к свободе лежит через психофизическое, социальное развитие ребенка и содействие его стремлению к самостоятельности со стороны взрослого.

ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ, предоставленные ребенку в Монтессори-группе: свобода передвижения по помещению; свобода выбора материала; свобода выбора места работы; свобода выбора момента начала работы и ее продолжительности, а также числа повторений упражнений; свобода выбора партнера.

Воспитателями группы подготовлена среда, оснащенная дидактическими материалами для сенсорного воспитания и для упражнений в практической жизни, подготовлены материалы для ознакомления с математикой, для упражнений в письме и чтении, материалы, знакомящие детей с окружающим миром (зона «космического воспитания» объединяет зону «науки» и зону «искусств»). Воспитатели проводят Монтессори-занятия, предполагающие работу «в кругу», «свободную работу в подготовленной среде» или индивидуальную работу с дошкольниками с использованием Монтессори-материалов. Дошкольники по собственной инициативе выбирают исследовательскую деятельность и занимаются с сенсорными материалами, с материалами по математике, письму и чтению, с материалами по темам ознакомления с окружающим миром, но особенно привлекают дошкольников упражнения в практической жизни. Удовольствие от работы, испытываемое ребенком, передаются воспитателю в форме самоуважения и желания совершенствоваться, свобода в сочетании с самодисциплиной позволяет раскрываться и детям, и их воспитателям.

В Монтессори-группе детского сада детям предоставляется возможность заниматься с развивающими материалами, выполнять упражнения из повседневной практической жизни, развивать самостоятельность (застегивание пуговиц, переливание и пересыпание, уход за цветами и т. п.); овладевать сенсорными эталонами (упражнения на различение форм, размеров, цветов, звуков и т. п.) и основами грамотности (развитие речи и математических представлений); развивать кругозор и открывать для себя мировую культуру. Активное исследование и экспериментирование под чутким руководством взрослого – вот путь ребенка в Монтессори-группе, путь к самопостроению собственной индивидуальности.

Работа с детьми в Мантессори- гуппе, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, приобретает инновационный характер. Изменения формы и содержания занятий с детьми, индивидуальная деятельность детей,а так же отсутствие оценок взрослого и соревновательного элемента способствуют формированию независимости от чьей-либо оценки, формированию позитивного образа «Я», уверенности в себе и самодостаточности, умение объективно оценить себя, свои поступки и работу. Что является одним из важнейших условий воспитания свободной, самостоятельной личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях разновозрастной группы Проблема нравственного воспитание детей дошкольного возраста выбрана мною не случайно. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности,.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». «Умейте открыть перед.

Консультация «Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка» Мастерство детских рук в свободной деятельности ребенка Правильно говорят, что свободная деятельность детей — это его самостоятельность.

Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

«Воспитание творческой личности дошкольников в условиях коллективной деятельности». План самообразования воспитателя План самообразования воспитателя Бухаева Цырегма Бато-Мункоевна. Детский сад № 5, СЕМИЦВЕТИК» Г. МИРНЫЙ Тема: «Воспитание творческой.

Психология безопасности личности в условиях школы Психология безопасности личности в условиях школы Школа – это особое учреждение, часть социума, в котором взаимодействуют взрослые и дети,.

Роль семьи в воспитании самостоятельной личности «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Роль игрушки в развитии личности ребенка «Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты» Лев Кассиль С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Комплексный подход к решению задач коррекции личности ребёнка с ОВЗ в условиях пребывания в школе-интернате Введение «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – которые питают.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector