221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели воспитания в системе ценностей

Ценности воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Заключение

Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании — создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа в состоянии формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Читать еще:  Система воспитания марии монтессори

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто , делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г. Крысько. — М, 2004. — 336 с.

3. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

4. Психология и педагогика / под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. — М, 2002. — 585 с.

5. Снопова Т.К. К вопросу о приоритете духовных ценностей в современном воспитании школьников / Т.К. Снопова // Сибирский учитель. — 2006. -№ 2. — С. 28-29

6. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — 7-изд. — Минск, 2002. — 560 с.

Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 3112 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ценности воспитания и образования

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

«Тобольский государственный педагогический

институт им. Д. И.Менделеева».

Кафедра социальной психологии

Тема:Цели и ценности педагогического образования и воспитания.

Какой учитель нужен современной школе

Студентка 15 группы

Гринченко Альфия Асхатовна

Тобольск 2008 г.

Цели и ценности педагогического образования и воспитания

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные — в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые — расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Цель воспитания — это представление не о самой ценности, а о личности воспитанника, который систему суждений о ценностях принял в качестве руководства для собственной жизнедеятельности. Следовательно, цель воспитания реальна, если ей придана психологическая форма.

Таким образом, цель воспитания как проект личности, основываясь на принципе персонализации, можно рассматривать в виде ценностного отношения воспитанника к действительности — «позиции личности», что можно, в свою очередь, принять за общую цель воспитания.

Своеобразное место в системе целей воспитания занимают промежуточные цели воспитательной деятельности. Среди промежуточных целей воспитания особое место занимает формирование воспитательного коллектива. К промежуточным целям относится и формирование у воспитанников умений, необходимых для реализации их самостоятельной воспитательной деятельности.

Разработка цели воспитания связана с целеполагающей деятельностью учителя.

Цель педагогического образования определяются как формирование у обучаемого знаний, навыков и умений, приобщения человека к культуре, подготовка его к труду. В целях образования приоритетное место занимает раскрытие индивидуального творческого потенциала личности. В реформируемой школе доминанта переносится с образования и обучения на воспитание, способное сформировать личность, экзистенциальные ценности которой отвечают жизненным потребностям нового времени. При этом под воспитанием понимается создание таких условий, которые способны обеспечить раскрытие задатков и способностей личности обучаемого. Воспитание личности осуществляется тогда, когда происходит осознание им экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия. Следует рассматривать два уровня цели образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе. Важнейшей целью функционирования образовательных систем является подготовка носителей социальных функций, способных обслуживать современное производство. В спектре ведущих целях образования по отношению к личности обучаемого следует выделить: раскрытие индивидуальных задатков личности; приобщение обучаемого к мировой и нацио­нальной культуре через освоение систематизи­рованных основ наук и искусств; ценностное воспитание и развитие мировоз­зрения как системы ценностных ориентации и взглядов на мир, место человека в нем; физическое и валеологическое воспитание; общая и профессиональная подготовка к трудовой деятельности; выведение личности на уровень самовоспи­тания и саморазвития, восприятия учебной и профессиональной деятельности как творче­ства и основы моральной, нравственной сво­боды.

Какой учитель нужен современной школе

Важнейшая задача педагогического образования – обеспечить школу современными педагогическими кадрами. Учитель – это ключевая фигура в решении целого ряда приоритетных задач образования.

Система образования за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идёт активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуются сегодня научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный учебно-воспитательный процесс.

Современная школа — это современный учитель: способный работать по новым информационным технологиям, обладающий коммуникативными навыками, умеющий проектировать и моделировать любое образовательное явление, будь то урок, классный час или родительское собрание, готовый работать на качественный образовательный результат в условиях его внешней оценки со стороны общественно-государственного органа управления образовательного учреждения. А самое главное учитель должен быть высокопрофессиональным и являться образцом, с которого ученик захочет брать пример.

Всему этому будущий учитель может научиться, если его теоретическая подготовка в вузе будет теснейшим образом связана с активной практикой в инновационных школах.

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия.

Читать еще:  2 месяца ребенку развитие и игры

Список литературы

1. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. — Самара: 1998. — 216 с.

2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитание в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996.

Проблема ценностей и целей воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема: «Проблемы ценностей и целей воспитания»

«Московского суворовского военно-музыкального училища»

Карпунин Михаил Иванович

МОСКВА 2014 год

Проблемы ценностей и целей воспитания

Никто не становится хорошим человеком случайно. Платон.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание – категория вечная. С тех пор как человек осознал себя личностью, существует и необходимость развития и формирования его личности. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества.

В педагогике воспитание – это целенаправленный процесс формирования у людей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявленными обществом социальными педагогическими требованиями, который может быть интерпретирован в нескольких смыслах.

Можно употреблять понятие «воспитание» также в ситуативном, узком и широком значении. Воспитание в локальном значении – это решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание в узком смысле – это целенаправленная воспитательная деятельность, призванная формировать у людей систему определенных социально-значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. Воспитание в широком смысле понимается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для всестороннего развития человека в обществе.

Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулирования таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности испытуемого.

Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством;

воспитанию автономно развитой личности, предполагающему формирование у человека способностей к позитивному самоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

развитию самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении, которое предполагает, во-первых, осознание ею настоятельной необходимости в непрерывном совершенствовании своих индивидуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.

Успешность воспитательной задачи акции как единство воспитательной цели-содержания (средств и способа достижения цели) проявляется как повышение степени автономной активности воспитанника.

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей. Различают ценности: трансцендентные (абсолютные – в рамках религий); социоцентрические (общечеловеческие; групповые – расовые, национальные, профессиональные); антропоцентрические (индивидуальные).

В воспитании, основанном на трансцендентных ценностях, ориентация идёт на высшее божественное существо. В воспитании, основанном на социоцентрических ценностях, осуществляется ориентация на социальные потребности. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей. Базовыми ценностями являются самореализация, автономность, удовольствие, польза, искренность, индивидуальность.

Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.

Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». Уже с древнейших времен люди пытались найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. С тех давних времен почти все мыслители, не только педагоги, обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.

Люди выработали общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но каждый народ имеет и свои традиционные ценности, свою иерархию духовных ценностей. Абсолютно одинаковой системы ценностей у разных народов быть не может в силу особенности их географического положения, экономического и исторического развития.

Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Вопрос о сочетании общечеловеческих ценностей и национальных волновал философов, историков, педагогов XIX в. Аксаков К.С. писал: «Общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека, имеет право быть самим собою и иметь свою деятельность. Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение — значит лишать его участия в общем деле человечества». Эту точку зрения продолжает Н. А. Бердяев: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек», «И мы должны творить конкретную жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества».

Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине — все это начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до общечеловеческого. В соответствии с этими рассуждениями И.А. Ильин писал о том, что каждый народ по-своему вступает в брак, рождается, болеет и умирает, по-своему строит дома и храмы: по-своему молится и геройствует. Чувство любви к Родине уходит корнями в глубину человеческой бессознательности, в жилище инстинкта и страстей. В настоящее время вопрос о воспитании подрастающего поколения ученые — педагоги, психологи, социологи связывают с созданием системы ценностей в обществе.

Ценность порождается не человеком, а обществом. Общество задает критерии выбора, внедряет единую систему ценностей. Личность же четко должна усвоить, что есть самое ценное в жизни, к чему надо стремиться в конечном счете (терминальные ценности) и каким способом этого достичь (инструментальные ценности). Ценности не выдумываются людьми и не являются каким-то предначертанием. Они целиком и полностью зависят от обстоятельств и объективных условий. Эффективными они становятся только тогда, когда полностью осмысливаются и сознательно используются людьми.

Ценности — это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность — это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих — Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

Читать еще:  Система развития монтессори с рождения

С каких ценностей начинать воспитание: российских или общечеловеческих? Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем — во многом уже сменили — всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими. Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Фундаментальные ценности имеют разные источники. Демократическое государство не может претендовать на определение духовных и интеллектуальных ценностей. Максимум на социальные, да и то не на их определение, а на обеспечение условий их достижения. Сказанное не означает, что государство должно быть отлучено от определения, если не ценностей, то требований к системе воспитания. (Интернет журнал «Эйдос»).

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

Цели, задачи и ценности воспитания в современных условиях

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации [1]. Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании — это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель, а объектом — различные категории персонала и коллективы [3]. В качестве субъекта воспитательного процесса человек предстает как развивающаяся индивидуальность. Здесь он осуществляет собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий и совершает сознательный выбор идей, действий и поступков. Появляется возможность ставить собственные цели деятельности. Любой человек стремится к активно-действенному самопроявлению, самосознанию, самопознанию и самоутверждению.

Важным элементом воспитания являются цели. Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в том числе на воспитательный процесс, на его содержание, формы и методы, что в значительной степени влияет на его конечный результат. Не менее важным условием успешности реализации цели представляется выработка общей стратегии воспитания. Она может быть отражена в идее о том, что самоактуализируюшаяся личность развивается в том случае, когда воспитательный процесс в школе отвечает двум основным условиям: если воспитывающая деятельность инструментована как самодеятельность воспитанников, и если в ходе воспитательного процесса учащиеся включаются в процесс самопознания и самовоспитания. Цель и задачи воспитания определяются педагогом, они зачастую завуалированы, скрыты от воспитанника. Это один из парадоксов воспитания. Цели педагога и цели воспитанников разнообразны и разноплановы, в то время как достижение их происходит в едином воспитательном процессе. Одной из важнейших целей воспитания как человекообразующего процесса, является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция воспитания и образования в культуру. Это означает их ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе образования выделяются следующие: формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению; гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества; развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей; обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм [3].

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников: преподавателей, консультантов, тренеров. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность. Как говорил Ушинский: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, заключает в себе всю возможность успехов воспитания». Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т. е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется [2]. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Литература

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб, 2001. — 304 с.
  2. Корнетов Г. Какой быть школе XXI века. // Учительская газета. 1993. № 4.
  3. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. / О. В. Лишин. — М, 2003. — 332 с.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector