221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание как система кратко

Характеристика воспитательной системы

Термин «воспитательная система» находится на особом месте в педагогической науке. Это весьма обширный компонент, включающий множество взаимозависимых факторов.

Прежде всего, воспитательная система имеет тесную связь с непосредственным процессом воспитания, который определяется как целенаправленное воздействие на личность и передача опыта подрастающему поколению.

Учитывая вышеизложенное можно утверждать, что воспитательная система носит не однозначный характер. Таким образом, воспитательная система – это совокупность психолого-педагогического и социально-педагогического факторов.

Это объясняет момент влияния на воспитанников не только педагогического компонента, но и общественного. Т.е с одной стороны воспитание происходит за счет учителя, уроков, учебников, а с другой – посредством влияния социума, общественной деятельности, взаимоотношений.

В качестве воспитательной работы признают последовательность воспитательных мероприятий, связанных между собой и приводящих к обозначенной цели. В педагогике также принято выделять понятие «дидактическая система», которое включает в себя цели образования, его процесс, содержание, способы и формы организации. В таком случае термин рассматривается как компонент воспитательной системы.

На данный момент в литературе описано несколько трактовок сущности воспитательной системы. Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую формулировку:

Воспитательная система – целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат.

По мнению Е. Н. Степанова главное предназначение воспитательной системы состоит в педагогическом обеспечении. Он считает, что воспитательная система, не что иное, как упорядоченная целостная совокупность элементов, взаимодействие которых позволяет образовательному учреждению влиять на развитие личности учащегося.

Однако, абсолютно все научные деятели признают некоторые факторы, определяющие воспитательную систему как социально-педагогическое явление. Таким образом, основные определения воспитательной системы выражаются в следующих высказываниях:

  • Она является общественной и ее функционирование ведется с упором на законы социального развития.
  • Она педагогическая и способствует реализации ряда задач педагогического характера при помощи различных способов, методик, форм и приемов.
  • Ценностно-ориентированная, приемлющая сугубо гуманистическую форму взаимоотношений.
  • Целостная, включающая в себя множество компонентов, позволяющих функционировать как единое целое.
  • Открытая, обладающая связями и взаимоотношениями с обществом и окружающим миром.
  • Целенаправленная.
  • Сложная и многоаспектная.
  • Самоуправляемая и саморазвивающаяся.

Структура воспитательной системы

Описывая многокомпонентность воспитательной системы, многие ученые расходятся во мнениях о конкретных ее составляющих. Это объясняется сложностью и глубиной изучаемого термина, а также его многогранностью. Помимо прочего, до сих пор остается открытым вопрос о том, какие элементы следует рассматривать в качестве ключевых, а какие в роли второстепенных факторов.

Академик Л. И. Новикова и ее коллеги считают, что в структуру воспитательной системы школы входят следующие компоненты:

  • Цели, обозначенные в изначальной концепции.
  • Практика, гарантирующая достижение поставленных задач.
  • Субъекты деятельности.
  • Возникающие в практике и двустороннем общении действия.
  • Среда системы, освоенная субъектом.
  • Регулирование, позволяющее объединить компоненты в целостную систему.

Этапы становления воспитательной системы

Любая воспитательная система в процессе своего формирования проходит несколько этапов:

  • Становление.
  • Отработка.
  • Конечное оформление.
  • Преобразование.

Определение 3

Этап становления воспитательной системы подразумевает создание инициативной группы, которая осознает острую необходимость совершенствования воспитательного процесса и его обновления.

Также группа обладает возможностями продуцирования и воплощения педагогических инноваций, мыслит и работает системно. Применяя базовые методы диагностики, выявляются основные сложности и неточности в коллективной работе. Пути решения значимых вопросов предлагаются на всевозможных собраниях, заседаниях носящих педагогический, ученический и родительский характер. Проводятся исследования доктрин и практик воспитательных систем, а также теоритические и методические базы.

Этапы становления воспитательной системы

На рисунке детально изображены этапы становления воспитательной системы и все факторы, оказывающие влияние на процесс. На базе разностороннего анализа вырабатываются инновационные предложения о построении воспитательной системы.

Следующая ступень становления связана с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Происходит утверждение приоритетных направлений работы, увеличивается сложность самоуправленческой практики у подростков, прогрессирует в развитии инициативность, самодеятельность и коллективное творчество. Запускается явный процесс воспитания группового характера через коллектив.

На третьем этапе происходит окончательное оформление системы. Все компоненты занимают необходимое место, крепнут взаимосвязи, течение жизни приходит в упорядоченное состояние. Школьный коллектив позиционируется и действует как целостная структура. Во избежание регрессивного воздействия периодически происходит реформация внутри системы, для адаптации к новым социальным нормам.

Четвертый итоговый этап воплотил перестройку системы. Подобные действия вызваны необходимостью снизить вероятность кризисных ситуаций внутри системы. Причинами принятия подобных мер могут служить различные факторы, однако, чаще всего кризису предшествует безынициативность, недостаток новизны и отсутствие творческого подхода.

Этапы становления воспитательной системы сообщаются с этапами формирования коллектива, который, в свою очередь, является его ядром. Соответственно этап развития системы сопряжен с развитием коллектива. Во время формирования содержания работы системы коллектив становится инструментом воспитания группового характера, а на ступени ее функционирования – субъектом воспитания личности.

Воспитательная система

Общая характеристика воспитательной системы

Понятие «воспитательная система» занимает особое место в ряду терминов педагогической науки. По своему существу оно весьма обширно и включает в себя несколько компонентов.

Прежде всего, конечно воспитательная система тесно связана с самим процессом воспитания, под которым традиционно понимается целенаправленное воздействие на личность, а также передача общественного опыта подрастающему поколению.

Учитывая это, можно отметить, что характер воспитательной системы неоднозначный. С одной стороны, данная система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, что объясняется фактом оказания большого влияния ее на воспитанников не только в педагогическом ключе (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и в общественном (через социальную адаптацию, общественную деятельность, взаимоотношения, психологический климат).

Под системой воспитательной работы, как правило, признают систему взаимосвязанных воспитательных событий, приводящих к поставленной цели. В педагогике также существует понятие «дидактическая система», включающая в себя цели образования, его содержание, сам процесс, способы и формы его организации. В этом случае данное понятие рассматривается как подсистема воспитательной системы.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку:

«Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат».

Е. Н. Степанов считает, что главное предназначение воспитательной системы содержится в педагогическом обеспечении. По его мнению, воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает возможность образовательного учреждения содействовать развитию личности учащихся.

Читать еще:  Развивающие занятия монтессори

Однозначно все исследователи признают некоторые черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:

  • это система общественная и ее функционирование осуществляется согласно с законами социального развития;
  • это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применяются многообразные формы, приемы и методы;
  • это система ценностно-ориентированная, признающая исключительно гуманистический стиль взаимоотношений между воспитателем и детьми;
  • это система целостная, состоящая компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое;
  • это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой;
  • это система целенаправленная;
  • это система сложная и многоаспектная;
  • это система саморазвивающаяся и самоуправляемая.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Структура воспитательной системы

Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают различные точки зрения по поводу составляющих ее компонентов. Это можно объяснить сложностью и полиструктурностью системы. Кроме того, актуальным остается вопрос о том, какие компоненты надлежит считать главными, более весомыми, а какие второстепенными.

Академик Л. И. Новикова и ее коллеги относят к количеству наиболее значимых компонентов следующие:

  • цели, воплощенные в начальной концепции;
  • работа, обеспечивающая достижение целевых ориентиров;
  • субъекты деятельности;
  • рождающиеся в работе и общении дела;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее становление.

Этапы становления воспитательной системы

Каждая воспитательная система в своем развитии проходит четыре определенных этапа: становление системы, отработка, конечное оформление, перестройка воспитательной системы.

На этапе становления воспитательной системы создается инициативная группа, осознающая необходимость в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, владеющая возможностью к продуцированию, претворению в жизнь новых педагогических мыслей, умеющая системно думать и работать. Используя простые приемы и способы диагностики, организаторы выявляют главные трудности и дефекты в работе педагогического коллектива. На разных заседаниях и совещаниях педагогического, ученического и родительского обществ дискуссируются трудности, значимые вопросы, предлагаются пути, приемы обновления и улучшения школьной жизни. Исследуется доктрина и практика воспитательных систем, теоретические и методические базы проектирования вида выпускника учебного заведения.

Рисунок 1. Этапы становления воспитательной системы

На базе анализа и обобщения информации разрабатываются концептуальные положения о построении воспитательной системы (ключевые характеристики образовательного учреждения, его воспитательный потенциал, достижения и проблемы, теоретико-методологические базы системы, ценностные ориентиры).

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются приоритетные направления работы, усложняется работа подростков в области самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, коллективное творчество. Следует ясно воплощенный процесс группового воспитания через коллектив.

На третьем этапе система бесповоротно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные взаимосвязи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система действует. Школьный коллектив выступает как единое целое, связанное общей целью, совместной работой, отношениями содружества, ответственностью. Чтобы в воспитательной системе не появлялось торможения, предпринимаются ее периодические обновления с учетом современных условий и требований.

Четвертый этап — перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, что приводит к кризисным явлениям внутри системы. Предпосылки их происхождения различны, но больше всего сводятся к отсутствию инициативы, творческого подхода, недостатку новизны.

Этапы становления воспитательной системы сообразуются с этапами становления коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе развития системы наблюдается и развитие коллектива. В процессе упорядочения содержания работы системы коллектив становится инструментом группового воспитания, а на шаге ее функционирования — субъектом воспитания личности.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ЛЕКЦИЯ 4. Воспитание как система

План лекции

1. Понятие «система» (признаки, компоненты) и «синергетическая система» (самоорганизация, точки бифуркации, флуктуации, аттракторы).

2. Сущность системного подхода в воспитании. Структурные компоненты процесса воспитания и их взаимосвязь.

3. Цели и задачи воспитания.

4. Содержание воспитания.

5. Воспитанность личности как результат воспитания.

Основные понятия

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Основные компоненты воспитания – цель, содержание, методы и формы, средства воспитания, результат.

Рассмотрение процесса воспитания с позиций целостности предполагает опору на концепцию В.С.Ильина, согласно которой целостность педагогического процесса представляет некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу. С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда:

a) он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание);

b) системообразующим элементом процесса воспитания выступает цель воспитания, определяющая все остальные компоненты (содержание, методы, формы, средства, результаты воспитания) и объединяющие их в единое целое.

Синергетическая система – самоорганизующаяся целостность, которой присущи открытость, нелинейность, неравновесность, неустойчивость (Г.И. Пригожин).

Точки бифуркации – точки накопления флуктуаций (возмущений в системе), в которых система «выбирает» новый путь своего развития.

Аттрактор – зона возможной устремленности (направленности) развития синергетической системы.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке, происходящие под влиянием целенаправленных воздействий педагогов, представления о результате педагогической деятельности. Существуют два основных подхода к определению целей воспитания. Первый учитывает прежде всего потребность общества, поэтому требования к воспитанию ребёнка опираются на задачи государства, общества, сословия. Второй подход предполагает прежде всего учет потребностей самого человека. Целью является помощь ему в его социальном становлении, приспособление к существующим условиям и одновременно сохранение своего «Я», в развитии индивидуальности. В зависимости от идеологии отношений, которая устанавливается в любом обществе, доминировал первый или второй подход.

Идеальная цель — развитие гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, гуманное отношение к людям и самому себе.

Читать еще:  Монтессори программа для развития детей

Реальные цели формулируются как результат, полностью достижимый за определенный промежуток времени. Согласно О.Газману, реальной целью воспитания сегодня является формирование базовой культуры личности.

Многообразие трактовок целей воспитания связано с наличием разных представлений о сущности человека, смысле его жизни и соответствующих концепций воспитания.

Общие цели воспитания конкретизируются в системе конкретных воспитательных задач.

Содержание воспитания – это специфический опыт человечества, освоение которого формирует духовный мир личности, ее эмоционально-ценностное отношение к миру и к самому себе, а также те ценности, которые составляют основу данного опыта.

Выделение базовой системы ценностей как основы содержания воспитания зависит от типа концепции воспитания:

1) антропоцентрические концепции: самореализация, автономность, открытость, индивидуальность и т.д.;

3) социоцентрические концепции: равенство, братство, сотрудничество, солидарность и т.д.;

2) трансцендентные (духовные) концепции: душа, бессмертие, вера, надежда, любовь и т.д.

Наиболее приемлемой большинство считает систему общечеловеческих (или всечеловеческих) ценностей.

Существует подход, согласно которому содержание воспитания рассматривается через содержание воспитательной деятельности, включающей в себя ее основные направления (виды воспитания). В соответствии с составляющими базовой культуры личности в качестве таких направлений выделяют:

· формирование научного мировоззрения;

· воспитание политической культуры;

· формирование экономической и экологической культуры;

· воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений;

· формирование нравственной культуры;

Воспитанность личности – результат воспитания, отражающий меру социализации личности; определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. Основным критерием воспитанности человека является система его отношений к окружающему миру и к самому себе, проявляющаяся в его поведении и деятельности.

Контрольные вопросы

1 Назовите основные признаки воспитания как системы.

2 Определите сущность и специфические проявления системного подхода в воспитании

3 Каковы ведущие компоненты воспитания и как они связаны между собой? Выделите системообразующий компонент.

4 Кто определяет цели воспитания? Почему они одновременно носят объективный и субъективный характер?

5 Почему всестороннее и гармоничное развитие личности рассматривается сегодня как идеальная цель воспитания?

6 Как соотносятся цели и задачи воспитания?

7 Сопоставьте и проанализируйте различные подходы к определению целей воспитания в базовых и современных концепциях воспитания.

8 Как определяется содержание воспитания?

9 Какие системы ценностей выделяются в качестве содержательной основы воспитания?

10 Выделите систему ценностей, лежащих в основе трудового воспитания, эстетического воспитания, нравственного воспитания.

11 Насколько правомерно выделение отдельных направлений воспитания? Не нарушает ли данный подход целостность воспитательного процесса?

Тестовые задания

1.Установите соответствие между базовыми ценностями и типами воспитательных концепций:

1) равенство, братство, сотрудничество, солидарность1) антропоцентрические концепции
2) душа, бессмертие, вера, надежда, любовь2) трансцендентные (духовные) концепции
3) самореализация, автономность, открытость, индивидуальность3) социоцентрические концепции

2.Установить соответствие между группами средств воспитания и их конкретными примерами:

1) произведения искусства1) виды деятельности
2) интерактивная доска2) материальная среда
3) труд3)духовная среда

3. Воспитанность человека предполагает диалектическую взаимосвязь его ценностно-смысловой сферы и культуры внешнего______________ .

4. Системообразующим элементом воспитания является:

1) содержание воспитания;

2) результат воспитания;

3) цель воспитания.

Литература

1. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

3. Общие основы педагогики: учеб.для вузов / В.В. Анисимов. О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М. : Просвещение, 2006.

4. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания.- М.,1996

5. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336

1. Битинас Б. Процесс воспитания. Приобщение к ценностям. — С-Пб, 1999

2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М., 1989.

3. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2006.

Дата публикования: 2014-12-11 ; Прочитано: 3267 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Воспитание как система кратко

Понятие о воспитательном процессе. Исторические предпосылки научного представления о воспитательном как целостном явлении. (И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев).

Функции воспитательного процесса: аналитическая, диагностирующая, прогностическая, рефлексивная, результативная.

Структура воспитательного процесса; целевой; содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный, аналитический, прогностический, диагностический, рефлексивный компоненты.

Важнейшие закономерности и принципы организации воспитательного процесса. Взаимосвязь принципов, закономерностей и правил воспитания.

Воспитательный процесс как главная структурная единица воспитания.

Воспитательный процесс как система преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий. Современные педагогические теории, отражающие содержание воспитательного процесса ( В.И. Загвязинский,, Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, Л.П. Крившенко, И.Ф. Харламов)

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса:

  1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
  2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
  3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).
  4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром.

Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания — принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход, ,персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного (диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип организации детской деятельности — уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников.

Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями.

Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания, социальная педагогика — социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.

Принципы воспитательного процесса:

  • принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • принцип адекватности системе социальных отношений;
  • принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • мотивация учебной деятельности;
  • принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • принцип демократизации в воспитании.

Закономерности воспитательного процесса:

  • взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;
  • единство действий участников педагогического процесса;
  • зависимость организации педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;
  • гармонизация личных и общественных интересов;
  • обусловленность содержания педагогического процесса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector