221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Агрессия у ребенка 3 лет советы психолога

Агрессия у ребенка 3 лет. Что делать и как себя вести с маленьким агрессором?

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Многие родители уверены, что любовь и забота должны сделать детей добрыми и ласковыми. Каково же бывает удивление мамы, когда в возрасте 3-х лет любимое чадо начинает проявлять агрессию. К агрессивному поведению относятся щипки, укусы, царапины, которые малыш наносит специально посторонним людям. Сюда же включены ругательства, намеренная порча вещей, сломанные специально игрушки, крик на окружающих.

Меня этот непростой период жизни тоже не миновал. И периодически я выслушивала от воспитателя в детском саду жалобы на поведение своего сына: то он кричит и ругается, то кусает детей, то бьет, то стегает кого-то штанами… Сегодня я хочу порассуждать о том, почему в этом возрасте дети проявляют агрессию и понять, что можно с этим сделать.

Причины агрессии в 3 года

Чаще всего агрессия является ответной реакцией на страх, печаль, разочарование. В рассматриваемом возрасте личность еще не может контролировать свое поведение, не совсем понимает, как высказывать эмоции. В итоге гнев, возмущение выливаются в агрессивное поведение.

В возрасте до трех лет защитная реакция часто связано с игрушками. Малыш только начинает осваивать умение общаться со сверстниками, предлагать дружбу, игру, делиться игрушками, переключаться и договариваться.

В зависимости от психологического содержания проблемы, специалисты выделяют несколько типов «злых» малышей:

  • Наличие сильного темперамента. У ребенка сильный характер и много энергии, но ему не хватает нагрузки. В итоге неудовлетворенность занятостью вызывает возмущение и всплески агрессии.
  • Ребенку не хватает свободы. Это тип малышей, которых слишком опекают родители. И своим враждебным поведением дети пытаются добиться большей самостоятельности в каких-то вопросах.
  • Дети так высказывают физиологический дискомфорт и плохое настроение. Если ребенок не научился отделять физическое состояние от эмоционального, у него наблюдаются неконтролируемые всплески эмоций. А в таком возрасте понятно, что малыши еще не умеют контролировать эмоции.
  • Проблема в семье. Чадо может просто копировать привычку одного из родителей жестко доминировать в семье. Ребенок просто переносит эти отношения на сверстников.

Вне зависимости от конкретной причины такого поведения, психологи выделяют несколько советов, как вести себя, чтобы не навредить и успокоить ребенка.

Что делать

Перво-наперво — не бить. Так как насилие порождает насилие – это уже известный факт. В момент злости надо взять крепко ребенка за руку, чтобы было не больно, но достаточно ощутимо. Родитель не должен возвышаться над ребенком, тем самым проявляя превосходство. Поэтому надо присесть, чтобы ваши глаза были на одном уровне. И во время эмоциональной вспышки необходимо проговорить вместе с ребенком его состояние, назвать прямо чувства, которые малыш может испытывать в данный момент («ты злишься?», «ты сердишься?», «ты нервничаешь?», «ты обиделся?»). Тогда отрицательная энергетика уменьшится.

Маленькому агрессору необходимо показать отрицательный пример. Это можно сделать при помощи сказок, с такими героями, как злой Волк, Карабас-Барабас и Кощей Бессмертный. Совместные игры тоже наглядно могут показать, как себя следует вести, какие чувства вызывает агрессия и как выйти из той или иной ситуации наименее болезненно. При чем ребенок может выступать в игре в роли агрессора, чтобы вытеснить из себя и выплеснуть негатив.

Во время проявления агрессии, необходимо переключить детское внимание на резкий звук, неожиданное действие или интересное занятие. Перенаправление энергии на какие-то физические упражнения помогут выплеснуть негативную энергию. Можно попинать мяч, побегать, попрыгать, покидаться подушками и так далее.

Психологи не рекомендуют наказывать или изолировать таких детей. Это приведет к еще большим проблемам, как в поведении, так и во взаимоотношениях ребенка и родителей.

Очень важно разговаривать со своим ребенком, пытаться понять, почему он так себя ведет, предлагать варианты решения проблемы, а не сразу начинать кричать.

И самое главное, надо помнить, что ребенок – отражение того, в какой обстановке и атмосфере он живет. Если дома ругань, крики и неуважительное отношение друг к другу, то нечего удивляться тому, как ведут себя сын или дочь. Дети очень хорошо считывают эмоциональное состояние родителей и переносят это на свое поведение.

Отсюда следует и то, что если родители сами часто впадают в состояние агрессии, то им необходимо показать, как они жалеют об этом и извиниться. Тогда и малыш будет копировать такое поведение и для него не будет унижением собственного достоинства попросить прощения за то, что он кого-то обидел.

Подведем итоги

Из собственных наблюдений могу сказать, что все это на самом деле работает. Когда у меня был не очень хороший в эмоциональном плане период жизни, я часто срывалась и могла повышать голос, тогда и сын мой был просто не управляем.

А стоило мне успокоиться, начать проявлять больше внимания и ласки ребенку, то и он стал отвечать тем же. И все реже я слышу от него: «я с тобой не дружу» или «гадкая ты». Зато все чаще он говорит: «я тебя люблю» или «ты моя любимая», и еще больше обнимает и целует меня.

Ну и конечно же надо четко уяснить, что ребенок – это тоже личность со своим характером и предпочтениями. И как у любой личности у него бывает плохое настроение и хочется иногда покричать и встать в позу. Следить надо в первую очередь за собой, а ребенок подтянется за вами.

Удачи вам в воспитании ваших детей, поменьше агрессии и злобы и побольше любви!

Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

Читать еще:  Воспитание ребенка 5 лет психология советы

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Агрессия ребенка. Советы детского психолога

Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста и у дошкольников. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Агрессивный акт у детей 18-ти месяцев не будет иметь такое же значение, как у детей 4-х лет. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Детские и подростковые психологи считают, что легче еще в детском возрасте изменить тенденцию к агрессивному поведению, чем влиять на нее в подростковом и взрослом возрасте.

Как проявляется «нормальная» агрессия у детей разного возраста?

Ребенок до 1 года

Может кричать или плакать, выражая свое недовольство.
Наблюдаются некоторые характерные действия, например, таскание за волосы, кусание, бросание предметов и т.п.
В агрессивном поведении нет враждебности.
Такие малыши крайне неуклюжи в своих контактах с другими людьми.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет

В этом возрасте проявления агрессии достигают своего пика.
Ребенок выражает свое разочарование криками, бросается на землю, колотит ногами и руками и т.д.
Он повторяет эти свои жесты, чтобы увидеть реакцию окружающих и проверить, всегда ли эта реакция одинакова.
К концу второго года жизни ребенок сам может себе сказать «нет», когда он делает попытку нарушить запрет. Поэтому именно сейчас необходимо раз и навсегда установить строгие правила поведения. Ребенок должен точно знать, что можно, а чего нельзя.

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

Частота приступов агрессии в этом возрасте часто очень высока. Этим дети выражают свое разочарование.
Его мысли состоят из двух составляющих — «мое» и «не мое». Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии.
Крики и вопли часто возникают из-за того, что ребенок не смог что-то сделать без посторонней помощи. Его стремление к автономии в этом возрасте очень велико.
Есть много конфликтов из-за обладания чем-то между двумя детьми. Это приводит к таким агрессивным действиям, как таскание за волосы, кусание, драка игрушками.
Ребенок уже умеет говорить, что позволяет ему выразить словами свое недовольство.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет

Наблюдается снижение физического проявления агрессии.
Поскольку ребенок уже хорошо говорит, он может начать ругаться, насмехаться над другими детьми, оскорблять их. Затем он вспоминает, какое из его действий дало хорошие или плохие результаты, то есть уже умеет анализировать свои действия. Это может привести к усилению той формы агрессии, которая привела к исполнению его желаний.
Свои желания ребенок уже может выразить словами, а не криками и катаньем по полу.
Ребенок этого возраста имеет возможность планировать свои действия, выполнять определенные правила и находить способы разрешения конфликтов.

Читать еще:  Развитие ребенка в психологии

Причины агрессии у детей

Ребенок получает мало внимания или его эмоциональные потребности не принимаются во внимание. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей.
Он отказывается делиться чем-то с другими детьми.
Он регулярно был свидетелем семейных споров.
Он взволнован появлением нового ребенка в семье, разводом родителей, смертью кого-то из близких. Он пытается адаптироваться к изменениям в семье, что делает его более усталым и раздражительным.
Он проводит слишком много времени в детском саду. Ему нужно побыть одному, чтобы успокоиться или расслабиться.
Его регулярно и жестоко наказывают, что приводит к усилению агрессии.
При приступах агрессии последнее слово всегда остается за ним, что приводит его к мысли, что его поведение будет вознаграждено.

Как управлять агрессивным поведением ребенка?

Сохраняйте спокойствие, даже если это дается с трудом. Не наказывайте его физически или устно.
Постарайтесь установить причину его агрессивности. Не является ли это способом, которым он пытается утвердить свою автономию? Не разочарован ли он в чем-то? Или эта агрессия связана с нахождением рядом других детей?
Поговорите с ним о том, что он чувствует. Он должен знать, что его кто-то понимает.
Установите правило: «мы не причиняем боль другим». Дети должны научиться быть хорошими друзьями другим детям, любить животных и людей в целом.
Используйте то наказание, которое сходно с обучением. То есть объясните ребенку, почему так нельзя поступать.
Помогите ему выразить свои чувства словами, если ребенок достаточно взрослый, чтобы поговорить. Этот простой подход часто снижает агрессивность многих детей.
Попросите его подумать, нет ли других способов получить желаемое.
Обнимите его, когда ситуация разрешится.
Будьте сами хорошим примером управления собственными реакциями на разочарование. Объясните ему, что вы чувствуете, когда пытаетесь получить желаемое без агрессии.
Читайте ему книги о гневе и агрессивном поведении. Говорите с ним об эмоциях, испытываемых героями этих книг. Задавайте вопросы о том, как эти герои без агрессии вышли из ситуации.
Создавайте те места, где ребенок мог бы играть, не слыша постоянных запретов типа «не трогай этого!», «не делай этого!». Слишком много запретов может вызвать чувство разочарования и гнева у вашего ребенка.
Организуйте в вашем присутствии коллективные игры ребенка с другими детьми. Объясните, какие эмоции испытывают другие дети в ответ на его агрессивное поведение или, наоборот, когда он хорошо общается в коллективе.
Хвалите ребенка за хорошее поведение, но без излишеств. Особенно это полезно, когда ему удалось преодолеть агрессию.

Когда обратиться за помощью к специалисту?

Агрессивное поведение обычно начинает снижаться у детей после 3-х лет. В этом возрасте дети начинают контролировать свои чувства и уже умеют выражать словами, чего им хочется. Если же в этом возрасте ребенок никак не в состоянии контролировать свои эмоции, агрессию, если он равнодушен к чувствам других людей, желательно показать его детскому психологу.

Кабинет детского и семейного психолога: многопрофильный детский медицинский центр «Маркушка».

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям?

Ольга Маховская психолог, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс развития ребенка и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии, когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Читать еще:  Как правильно воспитывать мальчика советы психолога

Что происходит. Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

Как вести себя с агрессивным ребенком: 8 советов

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей.
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.

    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.

  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector