221madou.ru

Мама и Я
51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автор разработавший методику психологического наблюдения за детьми

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

Дата публикации: 24.03.2018 2018-03-24

Статья просмотрена: 1051 раз

Библиографическое описание:

Асранбаева М. Х. Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №12. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/198/48692/ (дата обращения: 22.03.2020).

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера. Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов. Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически. Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами. Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка. Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку. Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Читать еще:  Буклет психологические особенности детей 3 4 лет

Наблюдение за ребенком
учебно-методическое пособие на тему

Наблюдения за ребенком позволяет определить моменты, вызывающие озабоченность. Помогают педагогам определить необходимость в немедленном вмешательстве в случаях, когда ребёнок испытывает постоянные трудности в чём-либо.

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovaya.docx22.09 КБ
karta_nablyudeniya_za_rebenkom_v_period_adaptatsii.docx18.33 КБ
protokol_gruppovogo_nablyudeniya.docx19.69 КБ
protokol_nablyudeniya_za_igrovoy_deyatelnostyu_doshkolnikov.docx12.14 КБ
dokument_microsoft_office_word.docx21.44 КБ
protokol_nablyudeniya_za_povedeniem_rebenmka.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дневник наблюдения за ребенком

Ф.И.ребенка: Ваня Чернышов

группа : старшая общеобразовательная

Несколько дней я наблюдала за ребенком (Андрей.) из старшей общеобразовательной группы. Андрею на момент наблюдения исполнилось 6 лет 5 месяцев. По словам педагогов, это самый «проблемный» ребенок из группы. Для него характерно следующее поведение: отбирает игрушки у других детей, толкает детей, плюет, во время занятий кричит, может встать во время занятий, перебивает взрослых, дерется с детьми, бросает стулья, игрушки, в ответ на сделанное ему замечание — плачет долго и сильно.

Проявления «плохого» поведения

Слова, которые произнес

Мои спонтанные чувства на такое поведение

Как пришел в группу, сразу отобрал у Семы машинку

После сна забрал у Маши игрушку, не отдавал, пока не вмешался воспитатель

Девочки играют куклами, забирает одну куклу, убегает, провоцируя их, чтобы они за ним побежали

Дима принес новые игрушки в сад, пока он переодевался, Андрей взял их без спроса и унес в группу. Дима заплакал.

Свободная деятельность. Забирает игрушки сначала у девочек, затем у мальчиков, убегает, смеется, провоцирует их

«Я еще ей не играл, отдай»

«Я не брал, она сама потеряла»

« Я тоже хочу поиграть, я первый взял!»

Построение на прогулку, толкает детей, встает впереди всех, отталкивает от двери, борется

Построение на осмотр к окулисту. Дети стоят парами, бегает, разбивает пары, толкает детей

«Я хочу быть первым, я!»

«Я же просто так играл, они не поняли»

Негодование , страх за других детей

В группу зашла воспитатель из другой группы. Андрей хочет показать ей поделку, которую делали накануне. Дергает за руку, перебивает.

Во время разговора вечером педагога с родителями старается привлечь внимание обоих взрослых, дергает за руки, кричит.

«Посмотрите, ну посмотрите, я сам сделал, видите?»

«А смотрите я! А вот у меня…»

Встает и уходит во время занятий

Занятие по изобразительной деятельности. Дети рисуют колокольчик с бантом (для выпускников). Встает из-за стола и уходит.

Музыкальное занятие. Дети сидят на стульях, поют. Андрей щипает и толкает сидящих рядом. Дети начали танцевать, Андрей бегает по периметру зала. Музыкальный руководитель удаляет его с занятия, ребенок плачет

Повторение стихов для утренника. Дети сидят в кругу на стульях, Андрей бегает вокруг стульев, кричит, отвлекает других

«У меня не получится, я не буду рисовать»

Молча, не произнося ни слова

«Не догонишь, не догонишь» (слова адресованы мальчику из группы)

Кричит во время занятий

Занятие изобразительной деятельности. Воспитатель объясняет и показывает, как будут рисовать, Андрей в это время громко воет (изображает паровоз).

Физкультурное занятие. Поет песни во время объяснения упражнений.

Во время чтения рассказа громко говорит, толкает рядом сидящих детей

Занятие по развитию речи. Воспитатель объясняет новый материал, громко напевает, стучит карандашом по столу. Воспитатель делает замечание — Андрей плачет, в занятии не участвует.

«Я не хочу выполнять ваши задания, не буду!»

Дерется с детьми

Во время прогулки у Андрея и Семы произошел конфликт из-за мяча (кто первый будет пинать). Андрей бьет Сему, вмешивается педагог, Андрей плачет

Прогулка. Во время игры мяч улетел за забор, Андрей бросается с кулаками на товарища по игре, кричит

«Я буду первым, я хочу..»

«Это ты пнул, доставай сам, ты виноват!»

Прогулка. Дети играют в игру, Андрея не берут, выгоняют. Обиделся, плюется

Свободная деятельность после полдника. Во время игры случайно столкнулся лбами с Димой. Дима извиняется, но Андрей его бьет, плюется. Воспитатель сделала замечание, посадила на стульчики обоих, Андрей снова плюется.

«Я тебе сейчас как двину, ты дурак!» Плачет

Бросает стулья, игрушки

Свободная деятельность, вторая половина дня. Все дети заняты по интересам. Андрей просится в игру к одним — не берут, к другим — прогоняют. Разворачивается, быстро идет мимо стульев, машет руками, задевает 2 стула, роняет их.

«Ну и не надо, вы все плохие!

Плачет на сделанное замечание

Во время занятий воспитатель указывает на ошибки в задании, просит их исправить, плачет, бросает тетрадь со стола

«У меня все правильно, я не буду переделывать!»

Цель такого поведения данного ребенка- привлечение внимания взрослого любым доступным способом.

Экстренное вмешательство , которое можно применить к данному ребенку может быть следующим:

Только когда это не нанесет вред другим детям (ни в коем случае, когда дерется и т.д.)

  • Встать рядом, или просто взять за руку, не говоря при этом ничего
  • Использовать имя в те моменты, когда ребенок отвлекает всю группу
  • Договорится об особом «секретном » сигнале, увидев который ребенок должен понять, что в его поведении что-то не так
  • Применять неожиданные действия ( можно изменить голос, заговорить очень тихо)
  • Отвлечь, дав какое-либо задание
  • Менять местами детей( в группе есть дети, которые наиболее часто страдают от негативного поведения Данила, и те, которых обижать он откровенно боится)

Стратегии поддержки ребенка

  • использовать «Я-высказывания» , где сначала идет описание поведения, затем мое чувство, затем эффект от этого поведения, потом уже просьба. Например, » Андрей, когда я вижу как ты отвлекаешься и разговариваешь во время занятий, я сержусь, потому что ты мешаешь другим детям заниматься, пожалуйста перестань».
  • тактика разрешающего поведения. Можно в начале занятия или совместной деятельности разрешить ребенку в нем не участвовать, тогда как остальные дети должны с интересом ждать это занятие. Само собой ребенку захочется тоже участвовать в интересной совместной деятельности.
  • Учить детей, как построить диалог, как договорится, как попросится в игру. Хорошим помощником в этом будут, конечно, сказки (как и народного творчества, так и специальные терапевтические)
  • Принимать ребенка:
  • приветствие (проявлять особые знаки внимания ребенку при встрече)
  • привлечение других педагогов (сказать пару слов, похвалить и т.д.)
  • уметь ребенка слушать и слышать и отражать его чувства
  • встреча детей и их родителей в неформальной обстановке (может быть и совместный поход, чаепитие , отмечать день рождения каждого ребенка, день рождения группы и др.)
  • беседы с детьми об их увлечениях, интересах
  • можно посылать детям маленькие открытки ( и не только в день рождения)
  • ввести систему отличительных знаков («Похвалишки»). Например, у каждого ребенка в родительском уголке на отдельном листе нарисована полянка (трава, солнце, облака) за каждый ответ или просто похвалу воспитателя ребенок получает цветочек-наклейку и украшает таким образом свою полянку. Можно через какое-то время подвести итог, подарить эту полянку маме, папе. Можно начать украшать дерево листочками ит.д.
  • признание ребенка
  • фокусировать свои высказывания на настоящем
  • теплые чувства (Я верю, что эта была последняя драка и в следующий раз ты таких ошибок не сделаешь- ведь договорится намного лучше? а давай я после прогулки прочту тебе сказку как нужно выходить из таких конфликтов, а после мы вместе расскажем ее другим ребятам?
  • немаловажным являются и тактильные контакты
  • обязательно отмечать и хвалить детей за взаимопомощь
  • уделять внимание больше на хорошее поведение, нежели на плохое

Партнерство с родителями

— обязательно ознакомить родителей с ВПД

— создать ребенку единый режим дня (заметили, что после выходных, в понедельник-вторник, у Андрея наиболее часто возникают ситуации «с плохим поведение», к концу недели, войдя в привычный ритм жизни, такие ситуации происходят реже; поэтому режим такому ребенку необходим)

— описать родителям способы поддержки ребенка

— создать уголок дисциплины

— проводить родительские собрания, привлекать на такие встречи других специалистов

— создать родительский клуб, где можно проводить тренинги с родителями на какую-то конкретную тему (можно по запросу родителей, администрации садика)

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Глава 11. Наблюдение за детьми как способ диагностирования их социально-психологического развития

Педагогическое наблюдение среди всех хитроумных методик диагностирования воспитанности ребенка занимает неизменно первое и основное место. В работе же с детьми осложненного поведения, которое включает, как правило, в свое содержание агрессивность ребенка в адрес всех взрослых и педагогов, педагогическое наблюдение приобретает приоритет перед всей многообразной совокупностью самых изобретательных способов диагностирования процесса развития личности. Причин на это несколько:

— во-первых, педагогическое наблюдение предполагает естественные условия жизнедеятельности ребенка, а значит, естественное и непосредственное проявление ребенком своих реальных отношений к объектам окружающего мира;

— во-вторых, педагогическое наблюдение есть скрытая форма диагностирования, когда ребенок не знает о том, что как объект подвергается педагогической оценке, не испытывает острого ущемления своего достоинства из-за невольного положения объекта и «маленького», зависимого от взрослых людей;

— в-третьих, педагогическое наблюдение позволяет охватить все сферы жизненных отношений ребенка разом и в очень короткий срок без специально отведенного времени для анализа характера личностного развития;

— в-четвертых, наблюдения за непосредственной деятельностью предоставляют множество самых разных ситуаций для проявления одного и того же отношения, что исключает необходимость надуманных ситуаций, через которые мысленно должен пройти ребенок при специальном диагностировании характеристик его развития;

в-пятых, педагогическое наблюдение фиксирует динамику меняющихся отношений, в отличие от лабораторных методик, получающих статичные характеристики чрезвычайно подвижного мира развивающегося ребенка.

Основной ошибкой педагогов-практиков при работе с детьми осложненного поведения является ориентация профессионального внимания на поведение, в то время как поведение есть не что иное, как практическо-действенная форма выражения отношения. Постоянно фиксируя отклоняющееся поведение, педагог направляет усилия на исправление данного поведения, оставляя без развития и коррекции другие формы существования и проявления отношения. Эти формы проявления отношения служат показателями реального отношения — правда, при условии, что все формы подлежат педагогическому наблюдению. Отметим их:

• речевые показатели: «что сказал? как сказал?»;

• мимические показатели: «как выглядел? как смотрел?»

• пластические показатели: «как себя при этом чувствовал?»

• реактивно-поведенческие: «что делал? что сделал?»

• внешнего оформления: «каков внешний портрет?» (гигиена, эстетика, осанка, поза, пластика).

Педагогическое наблюдение — это профессионально-ориентированное восприятие детей в естественных условиях их жизни и деятельности, анализирующее и фиксирующее многочисленные показатели проживаемого детьми отношения.

Опытные педагоги хорошо знают, как обманчивы бывают показатели. Особенно часто неадекватные реакции дает подросток: интенсивно развивающееся самосознание концентрирует его внимание на том, что он выступает для окружающих объектом рассмотрения, и его очень волнует, каково это восприятие окружающих, поэтому он прячется за маску равнодушия, фиглярства, кривлянья, грубости, иногда цинизма.

При сочувственном отношении к подростку и сохранении открытой позиции и искренности взрослым удается нивелировать такое поведение, а через какое-то время — вовсе снять эти неприятные поведенческие черты.

Внешние показатели поведения опасно принимать за сущностные признаки — педагог ошибается в квалификации социально-психологического новообразования, характеристиках воспитанности.

Представим, что детям свойственны послушание, исполнительность, вежливость, аккуратность. Эти позитивные показатели не могут не радовать. Но стоит задуматься об истоках данных характеристик, как позитивные показатели преобразуются в негативные. Допустим, страх перед учителем и боязнь наказания вынуждают детей выстраивать поведение таких характеристик. Хотя, разумеется, основой таких показателей может быть познавательный интерес и уважение преподавателя, организующего процесс познания.

Фиксируя показатели, педагогическое наблюдение должно иметь своим основным объектом вовсе не их, а признаки воспитанности, то есть отношение к ценностям жизни (согласно Программе воспитания). Всегда за показателями, если они воспроизводятся много раз, можно распознать реальное отношение к определенному объекту. Показатели свидетельствуют о реальном отношении к объекту часто без воли и сознания самого ребенка. Просто и естественно реагируя на окружающий мир, ребенок отражает во внешнем рисунке поведения проживаемое отношение к определенному объекту. Если профессиональное восприятие заметит такое многоразовое отражение, можно констатировать реальность конкретного отношения.

В центре внимания педагогического наблюдения всегда располагается объект отношения, он выявляется благодаря анализу многочисленных показателей. Если педагог хочет понять, почему ребенок ведет себя плохо, то, помимо выявленного психологического или физического состояния ребенка, следует постараться определить, отношение к какому объекту скрывается в негативных действиях этого ребенка.

Предположим, педагогическое наблюдение фиксирует насмешки детей в адрес друг друга, неумение слушать другого, смех над оплошностью товарища, окрик в адрес робких и тихих детей. Предварительный вывод, который могло бы сделать педагогическое мышление, — фиксирование низкого отношения к ценности «Человек».

Определив объект отношения, педагог должен удостовериться в своем предположении. Теперь необходимы специальные методики диагностирования. Заметим: только теперь, когда родилось предположение, что какой-то ценностный объект не «присвоен» детьми, не имеет адекватного ценностного отношения, возникает нужда в особых методиках.

Представим, что мы, педагоги, видим, как красиво одеты девочки, как нежно внимательны к ним мальчики, как легко берутся за тяжелую работу эти мальчики и как привычно уверенно обращаются девочки за помощью к мальчикам. Мы вправе сделать предварительный вывод о сформированной у учащихся социо-половой роли.

Однако мы не можем быть уверены в истинности нашего заключения. Поэтому обращается к рабочим диагностикам в целях проверки нашей гипотезы*.

* Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2002.

Цепь наших профессиональных действий такова:

Наблюдения — Анализ — Ценностный объект- Диагностики

Не исключено, что по ходу наблюдении педагог уточняет свои впечатления, ставя перед детьми вопросы такого типа, как: «Вы хотели, чтобы. » или «Вам не нравится. » или «Вы думаете, что так лучше. ». Иногда такие сопроводительно-уточняющие вопросы снимают надобность в диагностиках: дети открыто сообщают о своих пристрастиях и ценностных предпочтениях.

При определенных обстоятельствах, если дети не способны объяснить свое поведение (дети «осложненного поведения» не в состоянии анализировать свое поведение), а педагог не уверен в правильности аналитических выводов, рабочие диагностики заменяют простые вопросы в адрес детей.

Проиллюстрируем сказанное примером из практики воспитания школьников.

Педагог*, неудовлетворенный взаимоотношениями между детьми, в процессе наблюдения приходит к выводу, что признаком таких неудовлетворительных отношений является отсутствия достоинства -высокого отношения к своему «Я». Детям предлагается тест выборочного решения. Один из пунктов текста таков: «Вы дежурный. Подметая пол, находите деньги. Что делаете? Ответы для выбора: 1 ) «они мои, раз я их нашел»; 2) «завтра спрошу, кто потерял»; 3) «может быть, возьму себе»

* Всеволодская Любовь Алексеевна, педагог школы № 1 пос. Барсово Сургутского района Ханты-Мансийского округа.

Все мальчики (100%) и 70% девочек «взяли» деньги себе — таков был их умозрительный выбор.

На следующий вопрос: «С вами разговаривают оскорбительным тоном — как реагируете?» — педагог получает такой результат: 56% воспитанников выбрали ответ: «Не замечаю, это не имеет значения».

Теперь педагог имеет основания быть уверенным в своих предположениях, что основой замеченных негативных характеристик служит неразвитое положительное отношение к собственному «Я».

Мы вновь обращаем внимание на огромную роль этико- философской позиции педагога. Включая в систему воспитания с детьми определенные диагностики и проводя их, педагог трактует получаемые результаты, исходя из своих мировоззренческих установок и методологических взглядов на воспитание, а главное — исходя из философического понимания человека как феномена жизни. Приведенный пример это отчетливо иллюстрирует. Трактовка полученных результатов (не правовые нарушения, не тенденции к воровству обнаруживает педагог за процентами негативного выбора детей, человека, лишенного взращенного достоинства) достаточно отчетливо свидетельствует о том, что педагог исповедует этико-психологическую и этико-философскую идею примата духовного над материальном и зависимости предметно-вещного выбора поведения от уровня духовности человека. Будь у данного педагога иная мировоззренческая платформа, он бы интерпретировал результаты диагностирования иначе. Но и педагогические наблюдения интерпретируются тоже в полной зависимости от мировоззренческой призмы, через которую педагог воспринимает поведение детей.

Итак, в содержание педагогической технологии включена технология педагогического наблюдения как константа воспитательного процесса. Слагаемые такого наблюдения: фиксация поведенческих показателей, обобщение внешних показателей и аксиологический анализ их, уточняющие вопросы и выявляющие диагностики.

Бесспорно, профессиональное назначение проводимых педагогических наблюдений вытекает из цели и программы воспитания. Получаемые данные наблюдения нужны лишь для того, чтобы соотнести их с запланированным в программе воспитательным результатом, а далее — произвести методическую коррекцию, варьируя систему и содержание работы с детьми. В случае беспрограммной работы с детьми (к сожалению, такой вариант фиксируется слишком часто в практике воспитательных учреждений) надобность в педагогических наблюдениях отпадает. При наличии программы воспитания роль педагогического наблюдения максимально высока. Отчет за проводимые педагогические наблюдения и результаты воспитательных диагностик в качестве одного из рабочих моментов технологии воспитания полностью принадлежат педагогу и педагогическому коллективу и никем не могут быть востребованы извне, из управленческого аппарата и контролирующих инстанций.

Вопросы для углубленного осмысления

1. Вы встретили своего знакомого. Как вы определяете его самочувствие на момент встречи с вами? Проанализируйте ваши впечатления.

2. Вдруг хорошо известный вам человек совершает недостойный поступок. Что вы теперь говорите о нем? Как ведете себя, слыша возмущенные речи в его адрес окружающих?

3. Перечислите, пожалуйста, возможные показатели поведения детей, если у них сформировано ценностное отношение к таким явлениям жизни, как красота, общение, истина?

4. А теперь предположите ценностное отношение, которое определило бы такой показатель поведения детей, как дисциплинированность. Сколько версий вы выдвигаете?

5. Вы как педагог хотели бы, чтобы дети были добрыми по отношению друг к другу. Какие ценностные отношения перемещаются в центр вашего профессионального сознания? Какие внешние показатели предполагаете фиксировать при достижении вашей цели?

6. Смоделируйте ситуацию вашего затруднения в любой группе окружающих вас людей. Ведите наблюдение за реакцией окружающих. Что вы скажете о них как о личностях?

7. Вы проходите мимо детского сада или школы. Остановитесь и понаблюдайте за детьми. Что бы вы сказали педагогу, характеризуя поведение детей?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector