221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская психология основные задачи и функции

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Детская психология основные задачи и функции

Цели деятельности педагога-психолога:

  • создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;
  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;
  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

Объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ является феномены внутренней жизни ребенка в возрасте от 2 до 7 лет.

Предмет – охрана и укрепление психического здоровья ребенка.

Основные субъекты профессионального взаимодействия педагога-психолога : дети, педагоги и родители.

Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить программу обучения и воспитания ребенка в его индивидуальную программу развития, путем вовлечения ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Основные направления профессиональной деятельности педагога-психолога по ФГОС ДО:

  • Психологическая диагностика
  • Психопрофилактика и психологическое просвещение
  • Развивающая работа и психологическая коррекция
  • Психологическое консультирование

Обычно родителей волнует следующий вопрос: что же будет делать с малышом в детском саду этот загадочный психолог? Поэтому подробно раскрою направления работы педагога – психолога, касающиеся непосредственно работы с дошкольниками – это психологическая диагностика, профилактика и коррекционно-развивающая работа.

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду проводится по согласию родителей или лиц их замещающих, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним.

Изучение и выявление особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка дает возможность прогнозировать его развитие (создание индивидуального образовательного маршрута).

Проводится:

  • Обследование детей раннего возраста для определения уровня адаптации, психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников среднего(4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет).
  • Психодиагностическое обследование детей с проблемами в развитии является системным и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).

Детская психология — как узнать мысли и характер ребенка

Детская психология является отраслью, которая очень тесно связана с педагогикой, детской морфологией и физиологией, но все же остается отдельным направлением в науке. Ее задача — изучение физических и психических процессов, которые переживает ребенок по мере взросления. Кроме того, ею отслеживается формирование личности и развитие отдельных видов деятельности.

Важность детской психологии сложно переоценить, поскольку она необходима для появления новых видов обучения и развития эффективных типов воспитания. Дети могут всесторонне развиваться и как можно раньше становиться полноценными членами общества.

Детская психология для родителей — как понять своего ребенка

Родителям следует понять, к какому направлению склоняется их ребенок, чтобы сделать процесс воспитания максимально эффективным. Родители очень важны для правильной социализации и развития навыков у детей. Поэтому их обучение азам детской психологии может оказать значительную помощь.

Стоит знать, что детская психология охватывает один из самых главных этапов в жизни малыша, вплоть до его перехода в школу, где он подпадает под юрисдикцию других направлений психологии.

Новорожденные дети слабы. Отличия между ними заключаются только в особенностях их нервной системы, которая определяет, насколько спокойным будет ребенок. Даже эмоции малыша главным образом посвящены только естественным потребностям. Но ближе к 7 годам дети кардинально меняются. Формируется личность, появляются новые стремления и желания. Также ребенок учится подчинять свое поведение требованиям общества.

Все механизмы восприятия ребенком новой информации, развитие его двигательно-моторных функций и самой личности являются предметами тщательного изучения со стороны ученых.

Детская психология изучает:

  1. Развитие деятельности. По мере собственного развития, ребенок начинает осваивать новые виды деятельности: игровую, предметную, продуктивную, трудовую и учебную. Параллельно происходит совершенствование психики.
  2. Развитие психических процессов. Дети не рождаются с готовыми психическими процессами. Они развиваются по мере взросления и затрагивают восприятие, память, внимание, мышление, волю, чувства, речь и воображение.
  3. Формирование личности. Имеются ввиду устойчивые психологические качества, определяющие поведение и поступки ребенка по отношению к кому или чему-либо. Этот процесс развития позволяет ему осознать себя и занимаемое место в мире. К старшему дошкольному возрасту ребенок представляет собой личность, имеющую собственные намерения, потребности и отношение к окружающим.

Все перечисленное — это психическое развитие ребенка, что в итоге и делает его членом общества.

Детская психология старается изучить все факты и закономерности развития детей, начиная от младенчества, до младшего школьного возраста. При этом постепенно планируется введение в отрасль и исследований внутриутробного периода.

Методы детской психологии — как ведутся исследования

Методы — способы сбора и анализа полученных научных фактов. Наблюдение стало ведущим методом исследований. Оно подразумевает восприятие и четкую фиксацию всех полученных психологических фактов.

Перед началом наблюдения всегда составляется схема, согласно которой будет проводиться исследование. Также это помогает в интерпретации данных. Обычно исследователи, которые изучают детскую психологию, начинают предполагать то, что они могут увидеть в результате. Поскольку иначе некоторые факты могут потеряться из-за простого незнания об их существовании.

Метод наблюдения позволяет увидеть ребенка в его естественном поведении, когда он чувствует себя свободно и раскованно и не подозревает, что стал объектом для исследований. Это позволяет получить наиболее реальные результаты.

Экспериментальный метод подразумевает создание особых условий для испытания и изучения психики ребенка. Условия определяются методикой поставленного эксперимента, в них есть цель, критерии обработки полученных сведений, описание материала и хода исследований.

Наиболее часто в этой категории детской практической психологии ученые прибегают к тестам. Это различные задания, за выполнение которых ребенок получает определенное количество баллов. Перед началом для каждой возрастной группы выводится определение возрастных норм для выполнения задания. Это позволяет сравнивать полученные результаты с нормой и определять опережение или же отставание развития ребенка.

Помимо всего, существует два дополнительных метода: анализ детской деятельности (рисунки, поделки, сочиненные сказки), а также прямое интервью. Последний метод используется только по достижению 4-5 лет и с сильными ограничениями.

Владимир Довгань о детской психологии — видео

Психология как наука. Предмет и задачи детской психологии

Предмет психологии — наука о душе, которая изучает психику человека, включая психические процессы свойства, состояния. Психика — свойство высоко организованной материи отражать объективно существующую действительность и на основе формирующего при этом психического образа регулировать поведение человека. Психика выполняет 2е функции:

1-ая — отражение окружающей действительности; 2-ая — регуляция поведения человека 3 и фо. Выделяют 3и формы проявления психики:1-ая форма — психические процессы — это отдельные формы или виды психической деятельности человека. Их 2-е группы: 1-ая — познавательная (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение). 2-ая — эмоционально- волевые (эмоции, чувства, воля). 2-ая форма — психические свойства — это наиболее существенные и устойчивые особенности человека (темперамент, характер, способности). 3-я форма — психические состояния — это особая характеристика человеческой деятельности за определенный отрезок времени (апатия, депрессия, восторга, творческого состояния).

З. Фрейд выделяет 3-и основные формы проявления бессознания в психике человека: 1-ая форма — сновидения (во сне снижается контроль сознания и происходит мнимая реализация потребностей человека). 2-ая форма — невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств (бессонница, нервные тики, энурез, заикание, грызение ногтей).

3-я форма — ошибочные действия (оговорки, описки, забывание фактов, имен, намерений).

Отрасли психологии: классифицируются по 3м признакам: 1 признак — по характеру деятельности (педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.) 2-ой признак — по развитию (детская псих-я, младшего школьника, подростка, псих-я юности, пси-х зрелости, пожилого человека, специальная психология). 3-й признак — по отношению к личности и обществу (псих-я личности, социальная псих-я — процесс общения друг с другом). Связь с другими науками:

— с философией (смысла жизни, потребности, ценностей, нравственных мотивов); — с педагогикой (изучение индивд-х, возрастных, психологических особенностей для выбора эффективных приемов вос-я); с медициной (анатомия и физиология) — возрастные особенности строение головного мозга и нервной системы; с историей (в каждую историческую эпоху взгляды на поведение человека меняются психологические особенности человека); с математикой (в психологии необходимо знать математику). Рост — это процесс количественных изменений не предполагающий изменение внутренней структуры той или иной психической функции, т.е увеличение и усиление того, что в ребенке изначально присутствует, и ничего принципиально нового не образуется. Развитие — это качественные изменения психических функций, предполагающие возникновение новых структур. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие « забегают» вперед. Детство как социокул-й феномен. Историческое понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом детей в различные исторические эпохи, кругом прав и обязанностей ребенка, доступных для него видов деятельности. Исследования французского ученого Ариеса показали, что полное преодоление равнодушия к детям происходит лишь в 17веке. Д.Б. Эльконин выдвинул положение об исторической обусловленности детства. Детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включать в систему общественного воспроизводства, поскольку он еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. Если эти орудия просты и примитивны, основными способами добывания пищи являются собирательство и охота, ребенок может очень рано приобщиться к труду взрослых, практически усваивая способы действия взрослых. При таких условиях, когда ребенок непосредственно включается в жизнь взрослых, нет необходимости в специальной подготовке к будущей трудовой жизни. Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослых оказалось невозможным, и было отодвинуто во времени. С развитием человечества детство удлинялось. Такое удлинение детства происходило не путем над страивания новых периодов, а путем своеобразного «вклинивания» нового периода развития. Эльконин блестяще раскрыл характер такого «вклинивания» нового периода на примере возникновения сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и нового этапа развития, который в современной психологии назван дошкольным. Амплификация детского развития (А. Запорожец) -это его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые не всегда реализуются. Путь, основанный на амплификации детского развития,- значительно более сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка собственных ценностей и представлений. Наоборот, нужно хорошо знать, понимать и чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния — т.е. его детскую психологию, котор. существенно отличается от взрослой. Детская психология — это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика Предметом педагогической психологии являются разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей. Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости, как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. Знание основ детской психологии необходимо для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в детском саду является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения. В последнее время в нашей стране все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входят диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основой для этой профессии является знание детской психологии. Метод — это общий подход, способ исследования (Е.О. Смирнова). Методов всего 2 — наблюдение и эксперимент, каждый из них имеет несколько вариантов. Наблюдение — это целенаправленный сбор психических о поведении и деятельности человека, с целью их последующего анализа и объяснения. Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача описать общую картину и поведения. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных специальных ситуациях или в определенные отрезки времени игры. Вовторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор — зеркало. обладающее односторонней проницаемостью (зеркало Гизела). В настоящее время для скрытого наблюдения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка. Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение, потом описывает свои наблюдения. Задача эта довольно сложная. Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия. Таким включенным наблюдением не редко пользуются воспитатели, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми. В-третьих, наблюдение может быть одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Одноразовое наблюдение проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает по ведение разных детей в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики. Пролонгированное (лонгитюдиональное, или лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать раз личные стадии его развития. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследователя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых, с целью создания условий в которые включается тот или иной факт. В детской психологии используют: 1. Констатирующий — фиксация у испытуемых актуального уровня развития той или иной функции; 2. Формирующий — формирование или развитие той или иной психической функции с помощью определенных методик. 3. Контрольный — проследить эффективность проделанной работы. 4.Тесты — это стандартизированные методы исследования, имеющие возрастную норму, выведенное среднестатистическое значение той или иной псих-ой функции (бывают: интеллекта, достижений, личностные, проективные). 5. Вспомогательные методы: а) анализ детских рисунков — отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и характер отношений с ними; б) метод беседы — можно использовать начиная с 4х лет т.к. хорошо владеют речью.

Читать еще:  Психологическое развитие ребенка 4 5 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector