221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детский психолог агрессия

Консультация для родителей «Детская агрессивность, ее причины и способы её преодоления»

Яна Геннадиевна Минакова
Консультация для родителей «Детская агрессивность, ее причины и способы её преодоления»

Консультация для родителей «Детская агрессивность и ее причины»

Уважаемые родители! Поговорим о проявлении нашими детьми агрессии. Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её?

В современном обществе все чаще и чаще можно услышать фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом. Для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два популярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Если малыш растет атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

— скандалы в семье;

— применение физических силы во время семейных ссор;

— грубое, жестокое обращение с ребенком;

— привлечение его к посещению жестоких спортивных состязаний: бокса, и т. д. ;

— просмотр боевиков, сцен насилия как художественных, так и в мультипликационных фильмах;

— одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!»

Чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, педагогам ребенок отрывается на кошке или побьет младшего. Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях, но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным. Самое главное: научить ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения. Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:

— пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил;

— предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе;

— дать ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что- то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности:

— будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша;

— адекватно оценивайте возможности ребенка;

— стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь;

— предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам;

— умейте идти на компромисс;

— будьте последовательны в воспитании ребенка. ПОМНИТЕ: в сложной работе — быть родителем — не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда;

— найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

1. Показать ребенку, что вы его любите и цените.

2. Хвалить ребенка при каждом удобном случае. Но не стоит говорить: «Хороший мальчик» или «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимание. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом».

3. Установить разумные границы. Нельзя все время все запрещать («Не делай этого, не трогай того!», эти замечания действуют на нервы, приводят в бешенство. Но нельзя и все разрешать, это ведет к вседозволенности, ребенок теряет чувство меры.

4. Определить четкие правила, ритуалы. Очень важный ритуал — ежедневный совместный ужин, во время которого ребенок ощущает семью как единое целое. Другой ритуал — приготовление ребенка ко сну. У родителей должно быть отведено для этого достаточно времени.

5. Старайтесь избегать крика и наказаний — это не пресечет плохого поведения, а лишь еще больше «взведет».

6. Старайтесь сразу же реагировать на агрессивное поведение, не дожидаясь, пока ребенок «сам поймет», что так делать нельзя. Если он сделал что-то неправильно, он должен узнать об этом немедленно.

7. В конфликтной ситуации объявите тайм-аут. Период успокоения является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение.

8. Обязательно требуйте, чтобы за каждый проступок ребенок извинялся. Пусть сначала это будет лишь следствие вашей настойчивости, но постепенно ребенок привыкнет, что обиженного надо жалеть и просить прощения за неприятности, которые он причинил.

Игры, направленные на преодоление агрессии.

Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула.

(взрослый следит за формой выражения «дразнилок». Они не должны быть обидными и болезненными)

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”»

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т. д.

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты — огурец», «А ты — редиска», «Ты — морковка», «А та — тыква» и т. д.

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Если каждый задумается и проанализирует свою ситуацию в семье, научится слышать и слушать ребенка, «маленьких агрессоров» в нашей жизни будет встречаться все меньше, а вот добрых людей – больше.

Консультация для родителей «Капризы, упрямство и способы их преодоления» УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Детская агрессия, ее причины и способы коррекции Детская агрессия является естественным процессом развития поведения. Страх, гнев, обида, безысходность, раздражение — все это сильные негативные.

Консультации для родителей «Детская агрессивность» Консультации для родителейДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ Детская агрессивность нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к 7 годам.

Консультация «Детская ложь — причины и способы устранения» · О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания.

Детские страхи: причины возникновения и методы их преодоления. Консультация для родителей Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может.

Читать еще:  В школу в 8 лет советы психолога

Консультация «Агрессивность ребенка: причины и профилактика» Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (действию) Агрессия – намеренные действия, направленные на причинение.

Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет. В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности. Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться. Это может привести к проявлению агрессии. Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:

• попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;

• осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;

• провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;

• осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее. Главное – правильно реагировать на его поведение. Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Как бороться с детской агрессией: 7 способов

Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Читать еще:  Психолог в доу логоритмика

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Проявления агрессии в разном возрасте

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Как реагировать на агрессивное поведение?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

Способы коррекции

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

Что ты чувствуешь?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

Обзывалки

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

Расслаблялки

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

Злая кукла

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

Мешочек для крика

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

Действие

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».

Читать еще:  Психологические сказки для детей 5 6

Агрессивный ребенок: рекомендации родителям

Родителей начало настораживать поведение их ребенка: злость, драчливость, всплески агрессии, постоянные замечания взрослых, дети которых контактируют с их сыном или дочерью, и ситуация с каждым днем усложняется.

Родители в недоумении: непонятна причина формирования такого характера, где взялась необузданность и агрессия, что в этих случаях нужно делать?

Проявление детской агрессии: основные причины

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнуть и даже укусить заставляют взрослых изолировать ребенка от других детей, чтобы предотвратить предполагаемый конфликт.

Это мера предосторожности, но никак не решение проблемы – скорее наоборот: ребенок может еще больше замкнуться в себе, а проявления агрессии никуда не денутся, мало того, ситуация может выйти из-под контроля полностью.

Первое что нужно сделать – выяснить причину, это поможет не только контролировать ситуацию, но и изменить всю проблему в корне. Детские психологи бьют тревогу: родители поздно пытаются разрешить проблему, когда в ребенке агрессия прочно пустила корни, а не тогда где все еще можно было решить родительской лаской, специальными играми, занятиями.

Специалисты выделяют основные причины, которые проявляются в детской агрессии:

  • Особенности врожденного темперамента и нервной системы.
  • Неполное или неправильное воспитание.
  • Неуверенность в себе вызванная постоянным страхом или стрессами.
  • Проявление агрессии в окружающей ребенка среде (семья, детский коллектив).
  • Достижение лидерства в группе путем унижения достоинства других.

Специалисты отмечают проявление агрессивности в поведении ребенка, если у него имеются какие-либо физические, или психологического рода изъяны.

Чувство неполноценности перед другими детьми, насмешки с их стороны первоначально вызывают агрессию на уровне защитной реакции, но со временем изменения в психологии ребенка могут перейти в другую форму – месть.

Нельзя забывать и о категории детей, которые большей частью предоставлены в играх самим себе. Попадая в коллектив, они часто примеряют на себя новые образы, часто подсмотренные в телевизоре или на улице, а это далеко не всегда положительные прообразы.

Виды агрессии у детей

Психологи советуют родителям, у которых дети проявляют излишнюю раздражительность и агрессивность научится предупреждать своим вмешательством эти всплески. Зная к какому из видов относится данное проявление, проще проанализировать и взять ситуацию под контроль.

Специалисты определили пять основных вида проявлений агрессии у детей, начиная с раннего возраста:

  • Физическая агрессия. Прямая (когда нападение производится на другого ребенка с целью унизить, сделать больно); косвенная (используется разрушение каких-либо материальных, или духовных ценностей); символическая (неприличные жесты, мимика, словесные угрозы).
  • Вербальная агрессия. Реакция в виде проявления отрицательных эмоций: громкая ругань, угрозы. Причиной могут послужить боль, унижение, перенесенный страх.
  • Направленная форма агрессии. Выражается в виде злобного отношения к другим детям и взрослым, распространение сплетен, издевательские насмешки, злые шутки. Этот мотив агрессии может сформироваться намного раньше самого проявления, так называемый костяк своеобразной мести.
  • Ненаправленная форма агрессии. Дети часто остаются недовольны отсутствием чего-то или ранее им обещанного, или каким-либо одним из раздражающих факторов, это возможно неправильное на их взгляд поведение взрослых.

Психологи отмечают развитие еще одного вида деткой агрессии – аутоагрессии. Этот вид отличителен тем, что ребенок проявляет недовольство не чужим, а своим поведением. Нередко этот вид имеет развитие в подростковом возрасте, где форма самобичевания может переходить всякие рамки.

Выявление агрессивности у ребенка на ранней стадии

Начиная с младенческого возраста родители, наблюдая, как их ребенок улыбается, хмурит бровки, сосредоточено что-то рассматривает, со вздохом облегчения успокаиваются: их малыш, познавая мир, развивается. Это очень правильное определение: ребенок реагирует, пусть своеобразно, но это и хорошо, что родители это примечают, еще лучше, если они зафиксируют в своей памяти: какие именно эмоции испытывает их малыш и когда.

Ошибка, причем весьма распространенная в другом: родители заостряют внимание на ключевых моментах, не обращая на мелочи, но именно они составляют основу психологии ребенка.

Невнимание родителей и неполное вникание в развитие ребенка может привести к закреплению в психике первые проявления недовольства. Ребенку в самом начале своей жизни сложно обмануть взрослых: он сам еще учится жить и для специалиста определить и классифицировать развитие агрессии на ранней стадии не составит труда.

Есть специальные тесты, игры, упражнения, которые помогают определить наличие и фазу развития раздражительности у ребенка. Важно определить какой из факторов заставляет ребенка нервничать, переживать, боятся. Следует понаблюдать, как ребенок выполняет средней сложности упражнения на терпеливость, эрудированность и другие факторы.

Анализируя поведение ребенка, специалист даже на самой ранней стадии сможет выявить нестандартность поведения и отклонение в психике.

Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.

Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании.

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Ошибки родителей: советы психолога

Лучшими родителями могут быть только подготовленные родители: специальные курсы, литература, видеоуроки, можно и нужно использовать все, чтобы исключить ошибки в общении с ребенком.

Главной из ошибок родителей, которые вызывают гнев, и раздражение ребенка является, конечно же, агрессия самих взрослых, направленных на малыша. Гневные замечания, крики, телесные наказания никоим образом не имеют положительного результата.

От ребенка нельзя в раннем возрасте требовать выполнять все беспрекословно и том порядке, который нравится родителям, это подавляет инициативу. Хуже всего, если за неповиновение малыша неправильно наказывают: запрещают играть, не разговаривают с ним.

Ребенок будет исполнителен, но это может вызывать в его психике бунт и развивать агрессию. Доверие родителей, любовь и спокойный микроклимат в семье, вот основные факторы, которые служат основой развития нормальной психики у детей.

Занятия с родителями, дети которых отличаются агрессивностью поведения

Родителям, которые знают, что их ребенку тяжело приходиться из-за агрессивного характера, но самостоятельно проблема не разрешается, нужно не указывать на этот недостаток, а помочь устранить его.

Основная задача обучения: указать на недостатки воспитания, если они имеются, помочь устранить их. Возможно, потребуется пройти обучение у специалистов, которые методом уроков на специальных занятиях укажут на недостатки в поведении родителей, помогут избавиться от ошибок.

Что советуют психологи

Ребенок является продолжением нас и очень важно, чтоб он прошел свой путь без повторов ошибок родителей. Родители не должны искать легких путей для воспитания своих детей: терпение, усидчивость, правильные действие в конечном результате сторицей вознаградятся.

  • Должны исключаться из поведения агрессивность, наказание должны быть в такой форме, чтобы ребенок чувствовал не боль, а желание исправится.
  • Наказывая ребенка, не нужно стремиться унизить его.
  • Приучать его сдерживать агрессивность, контролировать его, демонстрируя на личном примере.
  • Дать возможность ребенку «спустить пар», после конфликтной ситуации в процессе игры или другим способом.

Вместо заключения

Если семья столкнулась с детской агрессией, то следует набраться терпения и пробовать что-то менять, причем не только в самом ребенке, сколько в себе. Изменив свое отношение к малышу, можно изменить и его реакцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×