221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детский психолог сказкотерапия

Роль сказкотерапии в психологической коррекции

Чтение сказок — одно из самых любимых детских занятий, с помощью которого оказывается воздействие на психику, корректируется поведение, устраняются психосоматические расстройства. Существует несколько направлений, рассчитанных на детскую и взрослую аудитории. Выбирается наиболее подходящий вариант сотрудничества исходя из проблемы, которую пытаются решить родители ребенка.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции

Коррекция поведения, эмоций требует полноценного сотрудничества родителей, ребенка и психолога. Малышу трудно описывать словами ощущения, формулировать проблему из-за небольшого опыта взаимодействия с социумом. Он имеет в арсенале крик, истерики, сопротивление, агрессию, плач, ревность, грусть, что пугает родителей, заставляет задумываться о решении проблемы. В качестве метода работы с маленьким ребенком используется сказкотерапия— в психологии этот способ отличается мягкостью, ненавязчивостью, тактичностью. Метод часто совмещают с творчеством — рисование или лепка героев рассказа, сказки. Для детей младшего возраста 3–4 лет подбирают рассказы о животных, детям 5–6 лет нравятся сказки о несуществующих волшебных персонажах — феях, эльфах.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции представляет особую ценность, поскольку позволяет ребенку испытывать различные эмоции, открыто переживать их. Решение поведенческой или другой проблемы происходит внутренне. Специалист и родители наблюдают за поведением, в нужный момент подталкивая малыша к осознанию слов, поступков, помогая справиться со стрессом.

С помощью метода сказкотерапии можно устранить такие негативные процессы:

  • трудности с приемом пищи;
  • ночное недержание мочи или проблемы с дефекацией;
  • ревность из-за появления в семье второго ребенка;
  • потеря близкого человека, питомца;
  • гиперактивность, агрессия, депрессия, навязчивые состояния;
  • фобии.

В некоторых случаях специалисты используют сказку, чтобы определить уязвимое место ребенка, наметить план коррекционной работы.

Суть метода

В некоторых случаях силовые методы воспитания оказываются неэффективными и наносят еще большую травму. Поэтому воздействовать на сознание и подсознание малыша необходимо косвенно, показывая ему примеры конструктивного поведения, которое позволяет мирно решить проблему взаимодействия с родителями, социумом.

Сказкотерапия один из методов, который разрешен в работе с детьми самого маленького возраста. Необходимо понимать — ребенок осознает историю, рассказанную взрослым, через некоторое время, поэтому моментальные результаты бывают редко. Если он заинтересовался повествованием и примерил на себя поведение героев рассказа, это можно считать удачей.

Плюс метода в том, что он не имеет возрастных ограничений — подходит для сформировавшихся личностей, малышей, подростков. Правда, при этом подбираются разные литературные жанры — романы, детективы, сказки, былины, притчи.

В процессе работы ребенок бессознательно выбирает персонажа повествования, с которым у него много общего, пытается понять поведение, объяснить его своими словами. Психолог с помощью сказок проводит первоначальную диагностику, коррекцию, профилактику мышления и поведения.

Методы сказкотерапии

Для полного раскрытия личностных качеств применяются различные методы работы с литературным текстом:

  1. Чтение истории или сказки психотерапевтом. Это помогает ребенку расслабиться, молчапослушать, привыкнуть к голосу и манере поведения психолога. В первые 10–15 минут происходит налаживание контакта.
  2. Обсуждение рассказа. Когда контакт состоялся, малышу или подростку легче включиться в работу. В этот момент начинается постепенное раскрытие личности. Специалист наблюдает за клиентом, учитывает тон голоса, движения рук, корпуса, мимику.
  3. Доверительные отношения — повод дать возможность ребенку самому сочинить рассказ. Иногда этот момент необходимо перенести на следующий сеанс работы, дать время обдумать ситуацию, перестроить сознание.
  4. Если клиент стесняется, переживает, специалист дает ему возможность выразить отношение к героям сказки в творчестве: нарисовать цветными карандашами персонажей, слепить скульптуру. В этом процессе отображается настроение человека в данный момент. Иногда в работе используются оба приема — в начале сеанса и в конце. Обычно после творческого акта негативные эмоции меняются, поэтому следующий рисунок будет более светлый.

При длительных занятиях психолог с детьми создают кукол, которых впоследствии используют для постановки театрального спектакля, где проигрываются ситуации.

Направления

Работа ведется в нескольких направлениях:

  1. Развивается мышление. Наиболее подходящий возраст — 3–12 лет. Можно просить ребенка анализировать поступки героев, принимая сказанное им всерьез, поскольку его точка зрения — отображение внутреннего мира. Предлагается закончить рассказ самостоятельно, объяснив, почему сказка должна закончиться именно так.
  2. Происходит передача опыта старшим поколением младшему. Приходит первый моральный опыт, ребенок учится различать добро и зло.
  3. Обучение жизненным ситуациям, с которыми малышу придется столкнуться. Главное, чтобы он представлял, как ему выйти из сложившейся ситуации.
  4. Решение психологических задач. Сочинение собственного рассказа дает возможность специалисту определить возможные проблемы, с которыми необходимо будет работать в будущем.

В процессе работы происходит налаживание контакта, устраняются барьеры. Ребенок неосознанно демонстрирует скрытые мотивы собственного поведения, недовольства ситуацией, людьми. Негативные эмоции проявляются, когда ребенок сочиняет сказки сам, даже если эмоциональная травма спрятана глубоко в подсознании. Внутренний конфликт выходит на поверхность, заставляет задуматься.

Основная работа происходит на уровне подсознания, не вызывая у ребенка протеста. Самое интересное, что подобное воздействие сказкотерапия оказывает и на взрослых.

Как подбирать сказки для метода

Для детей детсадовского возраста подбирают сказки, где персонажами выступают животные. Младшие дошкольники сопоставляют себя с домашними питомцами, подражают им.

Дети, которые недооценивают себя как личность, с большим интересом будут слушать рассказы о волшебных превращениях. Им важно знать, как правильно перевоплотиться, чтобы принять себя в данный момент и знать дальнейшие шаги. Сформулировать проблему они не могут, поскольку не подозревают о ее существовании. Сказка о превращении лягушки в принца поможет справиться с ситуацией, когда ребенок попал в приемную семью. Вместо чтения можно смотреть мультфильмы, созданные по литературным произведениям.

Волшебные сказки помогают обрести уверенность, что в жизни могут происходить чудеса. Такой жанр подходит детям 6–7 лет.

Страшные рассказы. Воспитывают стрессоустойчивость, желание справиться с проблемой. Здесь важен контраст, выразительное чтение. Если используются народные сказки, то окончание обычно меняют на более веселое, чтобы дети от души посмеялись. Таким образом устанавливается уверенность, что все страшное заканчивается хорошо. Жанр страшилок подходит детям старше 7 лет.

Бытовые рассказы. Стимулируют мышление и смекалку, чтобы выйти из ситуации победителем. Больше подходят подросткам.

Психокоррекционные сказки. Суть их в том, чтобы проблема ребенка совпала с проблемой персонажа. Должен быть выбор вариантов, как герой решает поступить. Ребенок бессознательно выбирает свою модель поведения.

Медитативные сказки

Это расслабляющие рассказы, которые обычно читают детям на ночь. Сюжет должен быть спокойным, бесконфликтным. Важно правильно подобрать цвета в описании, чтобы малыш представил их и спокойно уснул. Зеленый, синий, голубой цвета помогут расслабиться, снизить частоту сердечного ритма, расширить капилляры.

Медитативные сказки по своему воздействию близки к гипнозу, что вводит человека в состояние альфа, в котором решаются самые сложные задачи, устраняются противоречия, происходит скачок в умственном развитии. В состоянии альфа и тета-ритмов сознание работает, а тело полностью расслаблено. В будущем ребенок будет искать это волшебное состояние, чтобы снять стресс после рабочего дня, разрешить семейные конфликты.

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Используя данный метод, психолог воздействует на глубинные процессы мышления и эмоциональные проявления. Ребенок развивает словарный запас, учится формулировать собственную точку зрения.

Применение разных литературных жанров способствует устранению детских страхов, приобретению элементарных навыков общения, культуры поведения в социуме. Одновременная работа с родителями малыша дает подсказки, как правильно общаться с ним в будущем. Согласнорезультатам исследований, психологические сказки для детей помогли избежать проблем в школьном подростковом возрасте.

Слушание сказок о животных учит ребенка проявлять заботу о домашних питомцах, веря, что они герои его истории.

Практика сказкотерапии в работе с детьми

Сказочная терапия имеет определенные правила, закономерности, которые соблюдаются при работе. Сюжет должен соответствовать возрасту и навыкам детей, содержать контрастные образы, иметь несколько вариантов решения проблемы. Иногда применяются авторские сказки, специально подобранные для решения определенных дидактических задач.

Чтец должен иметь навыки выразительного воспроизведения текста, поставленный голос, мимику, жестикуляцию. Только таким театральным набором можно вовлечь малышей в обсуждение, спровоцировать эмоциональный ответ. Важно избегать учительского строгого тона — психолог тем и отличается, что не учит, при этом дети меняются в лучшую сторону. Иногда приходится исправлять последствия школьного «обучения», когда подросток теряет веру в себя, собственные силы, взрослых людей. Задача психолога дать понять, что люди есть разные. Чужая безграмотность не повод обесценивать себя.

Правила построение структуры сказки:

  1. Сюжет начинается со знакомства детей с персонажами истории.
  2. Далее следует озвучить проблему — общую или индивидуальную, в зависимости от того, работает психолог с группой или одним ребенком.
  3. Поиск вариантов решения проблемы героями рассказа.
  4. Преодоление трудностей — главная цель сказки. Герой получает признание, вознаграждение.
  5. Обсуждение выводов.

Далее занятие предусматривает время для арт-терапии — рисования, лепки. Можно отобразить целую сцену с несколькими персонажами. В конце занятия важно закрепить полученные навыки обсуждением выводов.

Если малыш грустит, нервничает, не может углубиться в процесс, занятие лучше отложить, дав ребенку возможность спокойно рисовать.

Читать еще:  Непослушный ребенок что делать советы психолога

Польза для детей

Воздействие на волю человека, неуверенного в себе, обычно вызывает противодействие. Сказка дает несколько вариантов решения проблемной ситуации, поэтому дети выбирают сами, что им больше нравится, запоминают алгоритм действий.

Литературные произведения способны показать, как нужно работать в команде. Это влияет на руководящие способности человека в будущем. Бизнес тренеры часто используют выдуманные истории при проведении семинаров для торговых представителей, менеджеров, агентов. Заложенные в детском возрасте основы способствуют становлению лидерских качеств человека.

Способность развиваться, учиться, меняться — основная цель сказкотерапии, как метода коррекции. На смену злости, капризам приходит конструктивный подход, желание выйти победителем, испытав при этом радость.

Сказкотерапия в работе детского психолога

Ирина Булатович
Сказкотерапия в работе детского психолога

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказокдля решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление идеально подходит и детям, и взрослым; людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования.

Цель работы психолога с элементами сказкотерапии: Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Задачи сказкотерапии:

— Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.

— Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

— Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей. Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

— Выявление и поддержка творческих способностей.

— Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

— Развитие познавательных процессов

Сказка используется как инструмент диагностики и предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка.

В диагностических целях ребёнку предлагается инструкция: «Сочини сказку о мальчике пяти лет» или «Сочини любую сказку»; затем провести анализ сказки.

Существуют и специальные методики, использующие сказкудля диагностики различных проблем детей: CAT, проективная методика Луизы Дюсс, др. Для выявления страхов перед различными стихиями можно применять сказку об Иванушке, предложенную Виталией Лаврентьевой

Как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, а также позволяет развить фантазию, творческое воображение, мышление, речь, внимание и память малыша, обогатить его представления об окружающем мире.

Для воздействия на ребёнка я использую методику Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, где оно осуществляется с помощью следующих видов сказок :

o психокоррекционных

o психотерапевтических

Художественные сказки – всёлитературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А. С. Пушкин, П. П. Бажов, Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. В коротких увлекательно-познавательных произведениях Г. Н. Юдина можно найти множество сведений про электричество, часы, водолазов, про животных и растения.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами, педагогами и родителями.В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть… Примером могут служить притчи, авторские сказки петербургского сказочника А. В. Гнездилова, С. А Черняевой. Сказка может предназначаться как для большого контингента людей, так и для конкретного человека. Отличным пособием для создания подобных сказок может служить книга Джойс Миллс и Ричарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»».

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Формы работы со сказками

Разнообразные сказки, по высказыванию А. В. Гнездилова, «подаются под разными «соусами»».

Рассказывание сказок. Дети очень любят слушать сказки. Некоторые произведения они готовы слушать десятки раз, вновь и вновь переживая события, изучая характеры персонажей, прорабатывая модели поведения. Рассказывая детям сказку, взрослый должен вжиться в образы героев и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Важно не передавать детям свою внутреннюю проблематику, а позволить им выработать личное отношение к событиям и сделать собственные открытия.

Сегодня в интернете и литературе можно найти разнообразные психокоррекционные сказки, написанные по определённой проблеме (напр., Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»).

Анализ сказок используется для того, чтобы помочь слушателям осознать основные идеи произведения, понять, что с его помощью хотел передать автор. С этой целью рассказчикзаранее подготавливает вопросы: О чём эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? И др.

Переписывание и дописывание сказки. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет или конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезным для взрослых, если она стала жизненным сценарием и не даёт человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. (Напр., «Золушка» — женщина полагает, что счастье можно заслужить, только если долго и тяжело трудиться)

Сочинение сказок. Сочинять сказку можно с группой детей (по кругу); взрослый и ребёнок могут сочинять сказку вместе; ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии.

Помогая ребёнку сочинить сказку, сначала описывают героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру («Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. «). Далее, показывают жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.). Герою приписывают все переживания малыша. По сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий. Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его (желательно найти не меньше 7 решений). Уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Постановка сказок. Драматизация, или постановка сказок, показывает себя в как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приёмов. Предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.

Можно разыграть сказку с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок становится волшебником, заставляя её двигаться по собственному желанию. Это помогает ему приобрести уверенность и в дальнейшем более успешно корректировать свои действия. Используют пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр, театр-рукавички, куклы бибабо, сказки на песке. Разыгрывая психотерапевтические сказки ребёнку дают возможность импровизировать, не уклоняясь, тем не менее, от «генеральной» линии. Пример организации такой игры хорошо представлен в книге Т. Шишовой «Страхи – это серьёзно».

Сказки также разыгрывают по ролям. Психолог на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке. Взрослый стимулирует развитие сказочного сюжета.

Сказочное рисование. Все сказки, сказочных героев и сказочные сюжеты можно ещё и рисовать. Темы рисунков могут задаваться взрослым или выбираются ребёнком спонтанно. Рисунок выполняет и диагностическую, и коррекционную функции. По ходу психокоррекционной сказки ребёнка можно попросить нарисовать: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Мой маскарадный костюм» (самовосприятие, «Моя семья в образах животных» (отношение к семье, «Как я поборол свой страх», пр.

Медитации на сказку – ещё одна из форм работы со сказкой. Медитация – погружение в какой-либо процесс.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь, а также с движениями в танце.

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Арт-терапия в работе педагога-психолога Арт-терапия – «терапия искусством»- способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли.

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Арт-методы в работе психолога У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить,.

Читать еще:  Психолог для ребенка 4 лет

Использование головоломок «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина в работе педагога-психолога детского сада В России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины.

Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающей работе педагога психолога с дошкольниками «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он.

Мастер-класс на тему «Сказкотерапия в логопедической работе» Мастер- класс «Сказкотерапия в логопедической работе» Сказкотерапия — это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога ДОУ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы.

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога Метафорические ассоциативные карты в работе психологов используются уже более 40 лет, но мода на этот метод не угасает, а наоборот, стремительно.

Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога Развитие тонкой моторики в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога (1сл. титул) Специалисты в области детской психологии, логопедии.

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Звонок психологу 8 (906) 037-74-25 | г. Сергиев Посад

Category Archives: Психологические сказки для детей

Про страхи. Из серии Сказки на ночь

Маленькому лисенку не спалось. Он ворочался и все думал, думал, думал. О том, какой большой мир вокруг и сколько в нем всего интересного. А он, лисенок, маленький и пока многого не знает.

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них — множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

Костерчик

Для детей 6-11 лет.

Рассматривает проблему: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Жил недалеко от города в лесу маленький Костерчик. У него были такие маленькие язычки, что его и костром-то люди не хотели называть, а говорили про него: “Так, какой-то костерчик”. Ему очень обидно было слушать такие слова, но уж очень он боялся разгореться по-настоящему. Он не знал, что из этого всего получится, поэтому и боялся. Вдруг у него ничего не выйдет, только все будут смеяться над ним: как он старается, потрескивает, раздувает свои язычки. Некоторые люди, проходившие мимо, говорили: “Что от него толку – ни обогреть, ни осветить не может”, а другие и вовсе хотели его потушить,- зачем, мол, он тут горит такой никчемный. Продолжить чтение →

Серое ухо

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно. Продолжить чтение →

Маленький медвежонок

Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.

Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?

Для детей 6-10 лет.

Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.

Рассказ о том, как мальчик Женя учился говорить букву «Р»

Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

— Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

Смелый Гномик. Сказка для детей 5-9 лет.

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Кораблик

Для детей 6-9 лет.

Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Сказка про маленькое Облачко

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

Сказка – не обман, а тайна

Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.

Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!

Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.

Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.

Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:

  • четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
  • показывает, каким он видит решение проблем;
  • сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.

Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:

  • акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
  • корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
  • помочь ему избавиться от той или иной привычки;
  • показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.

Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.

Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.

В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!

Читать еще:  Кризис первого года жизни психология

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!

Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.

Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – удивился он.

— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?

— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.

— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.

— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.

— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.

— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.

— Это не я, — захныкал он.

— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.

— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…

— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.

Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.

— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…

— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.

Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.

— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.

Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.

И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.

Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Развивающий аспект

Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:

  • образное мышление;
  • активную речь;
  • внимание;
  • умение связно выразить мысль;
  • творческие способности и фантазию;
  • все виды памяти;
  • умение правильно использовать мимику.

Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Познание мира

Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.

Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.

Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.

Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector