221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детское внимание психология

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольниковявляется непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания,игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень».Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания:

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления.Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Фигуры» Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: Взрослый.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста» Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания, на каких — либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Беседа с родителями «Особенности внимания детей дошкольного возраста». Сухарева Ольга. Под вниманием в психологии понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах,.

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.

Особенности развития внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Читать еще:  Психология дошкольного чтения

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Внимание ребенка: особенности и способы развития

Умение сосредотачиваться и концентрировать внимание – одна из важнейших функций сознания человека, без неё качественный познавательный процесс был бы невозможным. В этой статье мы поговорим о внимании и его особенностях у детей, а также расскажем о способах эффективного развития концентрации.

Стадии формирования

Внимание – это психический процесс, характеризующийся возможностью и необходимостью сосредотачиваться и концентрироваться в нужный момент времени на конкретных объектах и действиях окружения.

Подобно другим особенностям человеческого разума, внимание проходит поэтапный путь развития: от зарождения до полноценного становления.

Исходя из этого, психологи выделяют несколько стадий формирования детского внимания.

  • Стадия рассеянного внимания. Оно определяет первый год жизни малыша. Это время, когда отклик ребенка вызывают различные шумы и звуки окружения, например, голоса людей и животных, звучание музыки, игрушки-погремушки, предметы разных форм и цветов.
  • Стадия фиксированного внимания наблюдается у детей на втором году жизни, когда ребенок всецело может увлекаться каким-то одним занятием и при этом не замечать, что происходит вокруг. Например, он может длительное время совершать манипуляции с какими-либо игрушками или другими предметами, может брать их в руки, подолгу рассматривать, складывать и перекладывать. Но если отвлечь его, то он теряет интерес к своему занятию.
  • Стадия гибкого одноканального внимания развивается с 2 до 3 лет. В это время внимание начинает становиться более гибким, но сохраняется одноканальность поступления информации. Например, ребенок способен отвлечься на посторонние звуки, занимаясь игрой, а затем снова вернуться к ней, не теряя при этом интереса и не переключаясь на другие объекты окружения.
  • Стадия устоявшегося одноканального внимания проходит на четвертом году жизни ребенка. На данном этапе формирования внимания малыши способны плавно переключаться с одной игры на другую, в перерыве между которыми могут слушать взрослых.
  • Стадия формирования двухканального внимания. С 4 до 5 лет дети способны ненадолго концентрироваться на двух занятиях. Могут играть в свою игру и при этом вести диалог с взрослыми. Но сразу переключаются на что-то одно при возникновении сложности в единовременном ведении двух линий внимания.
  • Стадия сложившегося двухканального внимания. С 5 лет маленький человек может одновременно сосредоточиться на двух занятиях. Например, с кем-то разговаривать и играть с игрушкой, кушать и в это же время что-то смотреть или слушать. В этот период вполне можно приступать к начальным обучающим программам, так как сознание ребенка готово к восприятию более сложной информации. Это время, когда начинается подготовка к школе. Но если вы замечаете, что малыш отвлекается и начинает капризничать, то возможно, он устал – так срабатывает система защиты от перегрузок, и лучше снизить интенсивность и объемы поступающей информации.

Причины снижения

Так как внимание является частью сознания и обеспечивает качество когнитивных процессов, то для его правильного и полноценного развития у детей необходимо соблюдать некоторые условия и контролировать многие аспекты их жизни. В противном случае уровень внимательности может снижаться, и это, в свою очередь, негативно влияет на способность воспринимать и усваивать информацию. Поговорим о причинах, из-за которых происходит нарушение сосредоточенности, из-за которых отсутствует концентрация.

Проблемы со здоровьем

Физические или психические нарушения в организме могут плохо отражаться на всех сферах формирования личности ребенка, в том числе и на совершенствовании механизма внимания.

Здоровье – самое первое и самое важное условие, которое определяет полноценное и всестороннее развитие детей.

Если здоровье не в порядке, и имеются какие-либо хронические заболевания, это может спровоцировать отсутствие концентрации и сделать малыша рассеянным. Поэтому очень важно вовремя устранять причины недомоганий, не оставлять без внимания имеющиеся патологии и не пускать их на самотек.

Читать еще:  Психологические сказки для дошкольников

Необходимо приучать детей к ведению здорового образа жизни. Нельзя допускать возникновения у ребенка вредных привычек, таких как длительный просмотр телевизора, чрезмерную увлеченность компьютерными играми, «сидение» в интернете. Нежелательно перегружать его информацией и делами.

Достаточное количество времени на отдых – обязательный пункт для сохранения здоровья.

Проблемы со сном

Несоблюдение режима сна и хронический недосып отрицательно влияют на способность концентрироваться на чем-либо, ребенок становится не внимательным и хронически рассеянным, что влечет за собой снижение успеваемости в обучении, получение стрессов и развитие различных неврозов. Полноценный и здоровый сон не менее важное условие как для сохранения общего физического состояния, так и для концентрации внимания.

Отсутствие физической активности

Этот фактор также негативно влияет на способность сосредотачивать и концентрировать внимание. Мозг человека не может полноценно функционировать, если тело его не в тонусе. Качество внимательности напрямую зависит от наличия или отсутствия подвижности в образе жизни. Поэтому необходимо приучать ребенка к активности.

Гуляя на свежем воздухе, бегая, прыгая, выплескивая свою энергию, дети тем самым стимулируют активную работу мозга и увеличивают его способность к восприятию и обработке информации.

Неблагополучная обстановка в семье

Крайне негативно сказывается на способности сосредотачиваться и концентрироваться. Когда в семье возникают какие-либо проблемы в отношениях, создается дискомфорт и нарастает напряжение. Дети в подобных обстоятельствах являются очень уязвимыми и ранимыми, и первыми попадают под удар.

Конечно же, в таких случаях начинаются проблемы с качеством восприятия информации. Ребенок замыкается в себе, закрывается от окружающего мира и становится рассеянным и не внимательным. Он переживает, отчего способность концентрироваться выключается. Поэтому очень важно создавать, развивать и поддерживать здоровый климат в семье.

Как улучшить внимание?

Мы перечислили те аспекты жизни детей, которые важно контролировать, чтобы их внимание развивалось в нормальном естественном русле, не снижаясь и не ухудшаясь. Но также важно знать, что качество внимания можно и улучшить, если есть такая необходимость или желание.

С помощью специальных задач, упражнений и игр вполне реально развить внимательность и натренировать способность концентрироваться и сосредотачиваться.

Подобные тренинги доступны для всех и эффективны как для мальчиков, так и для девочек. Важно лишь выбрать в индивидуальном порядке подходящие именно вам и вашим детям способы, помня при этом о разумности объема нагрузок и объективно оценивая природные особенности и возможности своего ребенка. Выделенное время на такие занятия не будет потрачено зря. Введение регулярных упражнений в жизнь малыша обязательно поможет устранить рассеянность, если таковая имеется, и в целом непременно положительным образом отразится на его интеллектуальном развитии.

Подробнее о том, как именно повысить уровень внимательности, мы расскажем ниже, а пока рассмотрим, какие виды внимания выделяют исследователи детской психологии.

Произвольное

Такой вид внимания почти нехарактерен для детей дошкольного возраста. Активно он начинает развиваться лишь у учеников младших классов и подразумевает использование волевой стороны характера.

Это значит, что пришло время заниматься не только желанными и любимыми делами, но и учиться обращать свое внимание и концентрироваться на тех целях и задачах, которые ставят родители и учителя. Развитие произвольного внимания у детей и есть главная задача школьного обучения в младшем звене.

Непроизвольное

Этот тип внимания можно сравнить с бессознательным видом мышления. То есть реакция концентрации происходит независимо от желания и воли человека, в данном случае ребенка. Он реагирует на какой-либо раздражитель (слуховой или зрительный) рефлекторно, непроизвольно.

В активном состоянии такое внимание наблюдается у детей дошкольного возраста.

Любое яркое явление или какое-нибудь заметное событие обращает на себя внимание ребенка, быстро вызывает повышенный интерес, но также быстро этот интерес ослабевает и утрачивается.

Стоит отметить, что существует и третий вид внимания – послепроизвольное. Оно определяет интерес ребенка к какому-либо занятию без воздействия со стороны. То есть внимание фокусируется на деле без приложения к тому дополнительных усилий и без воздействия взрослых.

Эффективные упражнения

В этом разделе мы не будем пытаться научить вас абсолютно всем возможным упражнениям, задачам и играм, разработанным для развития внимания, так как это невозможно. Их великое множество. На эту тему специалистами написаны целые тома книг и посвящены отдельные сайты или их разделы. Важно понять, в каком направлении надо двигаться и искать необходимую информацию, а также определить, что является главным при достижении подобной цели, на что делать упор и какие инструменты для этого использовать.

Очень эффективными упражнениями для развития качества концентрации является работа с подручными и наглядными материалами – настольными играми, различными картинками и цветами, цифрами и буквами, движениями и звуками.

Например, прекрасно тренирует собранность, внимание и память нахождение отличий на похожих рисунках или вычисление всех нарисованных способом наслоения друг на друга предметов.

При работе с цифрами можно внести в таблицу в хаотичном порядке такое количество цифр, каким владеет на данном этапе ребенок. Пусть он сначала находит все цифры по мере возрастания, при этом произнося вслух и показывая их место в таблице. Затем – в порядке убывания, а потом любые, какие вы попросите.

Можно разложить разные предметы на столе, дать ребенку возможность сосредоточить на них взгляд и немного времени на запоминание. Когда он отвернется, спрячьте один предмет. Пусть малыш скажет, что именно вы убрали. Потом можно усложнить задачу – увеличить количество убранных предметов.

Также можно смело учить детей настольным играм, таким как шахматы, шашки, нарды.

Эта задача, разумеется, для детей постарше. Такие игры помогают научиться продумывать ходы наперед, развивают критическое мышление и логику.

В интернет-пространстве можно без труда найти описание таких упражнений, как:

  • «пуговицы»;
  • «съедобное-несъедобное»;
  • «жук»;
  • «корректурная проба»;
  • «слова наоборот»;
  • «повтори фразу»;
  • «предметы вокруг»;
  • «спутанные цвета»;
  • «подчеркивание букв»;
  • «запомни и нарисуй»;
  • «угадай слово» и множество других.

Методики для раннего возраста

Специалисты в области детской психологии, нейропсихологии, педагогики и медицины десятилетиями изучали вопрос внимания у детей дошкольного и раннего школьного возраста. На основе разных исследований разработано много эффективных методик раннего развития внимания. Каждая из них заслуживает отдельного рассмотрения. Но есть общие черты, которые присущи всем методикам, работающим в этом направлении.

Очень важно при освоении любого из методов создать комфортные условия для ребенка. Занятия должны проходить в дружеской, доверительной и доброжелательной обстановке.

Взрослому человеку необходимо контролировать свои эмоции, не кричать и не ругаться, если сразу что-то не получается. Иначе ребенок потеряет всякий интерес к таким урокам и может испытать ненужный стресс.

Если ребенок чем-то очень занят, то наберитесь терпения и подождите, когда он закончит свою интересную деятельность. К моменту начала занятия он должен удовлетворить все естественные нужды (сходить в туалет, попить), он не должен быть голоден, будет правильным, если он предварительно уберет свои игрушки.

Во избежание перегрузок специалисты не рекомендуют превышать временного лимита: 15-20 минут в день или 30 минут через день – самый оптимальный вариант для пользы дела.

Чтобы повысить настрой ребенка и сосредоточить его на работе, в помещении должна соблюдаться тишина. Также важно придерживаться регулярности упражнений – только в этом случае проявится эффект.

Читать еще:  Кризис 5 лет у детей советы психолога

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).

Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.

Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольниковявляется непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.

Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.

В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.

Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.

Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.

Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.

Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.

Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.

Примерные задания,игровые упражнения:

Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.

Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».

Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».

Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».

Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».

Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.

Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.

Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.

Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).

«Предмет и его тень».Задание: найти тень каждого предмета.

Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».

Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».

Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.

Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».

«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».

Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».

Развитие счетно-математических способностей и внимания:

Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.

Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».

Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».

Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».

Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».

Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.

Развитие понятийного мышления.Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.

1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.

2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.

3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 123с.

4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.

Юрчук Е. Н. педагог-психолог

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Фигуры» Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: Взрослый.

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.

Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста» Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям.

Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания, на каких — либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.

Беседа с родителями «Особенности внимания детей дошкольного возраста». Сухарева Ольга. Под вниманием в психологии понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах,.

Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector