221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дошкольный возраст психология презентация

Презентация. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.
презентация к уроку (подготовительная группа)

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
s.v.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Педагог-психолог Козлова С.В.

Детская психология изучает развитие психики ребенка на протяжении детства. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание . Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Различают 2 направления, объясняющие психическое развитие ребенка. Биологизаторское Социологизаторское Л.С. Выготский о Конвергенции (пересечение) 2 факторов Роль социальной среды в психическом развитии «Сензитивные» периоды развития

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности , сотрудничестве, общении с людьми и постепенно переходят во внутренний план, становясь внутренними психическими процессами ребенка. «Зона ближайшего развития» «Актуальный уровень развития» Обучение должно ориентироваться на « зону ближайшего развития».

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности. Важна собственная активность ребенка Обучение и деятельность – неразрывны и являются источником развития психики ребенка. Ведущая деятельность — (англ. leading activity) — деятельность , выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. ( А.Н. Леонтьев)

Периодизация развития личности по Э. Эриксону В основе периодизации – идентичность личности (это психосоциальная тождественность). У дошкольников это формирование полярных качеств – -младенческий возраст(0-1 года) «доверие-недоверие к миру» Ранний возраст (1-3 года) «самостоятельность-зависимость» Дошкольный возраст (3-6 лет) «инициатива-пассивность, вина» 7-12 лет «компетентность –неполноценность» Периодизация развития морального сознания личности по Л. Колбергу На разных возрастных этапах дети по разному решают нравственные проблемы. Существует 3 уровня: — доморальный — конвенциональный (договор) — автономная мораль Для дошкольников и младших школьников характерен «доморальный уровень» сознания

Дошкольный возраст Младенчество (0-1 год): Кризис новорожденности. «Чувственные эмоциональные состояния»- комплекс оживления. Наглядно-действенное мышление – это способ познания мира. Восприятие доминирует (зрительное сосредоточение, узнавание, воспроизведение образа, потребность в новых впечатлениях. Обобщенный образ предмета (различает сложность, цвет, форму).

Кризис 1 года Повышение самостоятельности. Аффективные реакции (связаны со стилем воспитания в семье). Новообразование – появление своеобразной автономной детской речи. Слова ребенка многозначны и ситуативны. Выполняет различные действия с предметами. Действия и восприятие ребенка можно организовать с помощью речи. Познавательное и эмоциональное развитие основано на потребности в общении со взрослым.

Ранний возраст (1-3 года) Младенчество – физическое отделения от матери Ранний возраст- психологическое отделение от матери Речь: сензитивен к усвоению и развитию речи Автономная речь трансформируется во «взрослую». Слова приобретают предметное значение. Увеличивается пассивный словарь (понимаемые слова). Понимание инструкций и рассказа. Активная речь: 1000-1500 слов (к 3 годам). Диалоги со сверстниками бедны, но расширяется общение со взрослыми (вопросы, комментарии к совместной деятельности).

Восприятие: доминирует из психических функций Память: узнавание, память становится продолжением восприятия, аффективная окраска восприятия. Мышление и действия: наглядно-действенное источник интеллектуального развития – предметная деятельность освоение новых способов действия с предметами мышление развивается из практической деятельности возможность переноса действий в новые условия соотнесение с действиями взрослого появляются собственные действия Ведущая деятельность- предметно-манипулятивная

Эмоционально-личностное развитие: Эмоционально окрашено восприятие ситуативных событий Отсутствует соподчинение мотивов, желания импульсивны и ситуативны Мотивы сотрудничества со взрослым (т.к. он помогает осваивать мир) В общении со сверстниками ребенок исходит из собственных интересов Яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка Зарождается самосознание (узнавание себя) Складывание первичной самооценки (эмоциональная и завышенная)

Кризис 3-х лет Разрушение старой системы социальных отношений и выделение своего Я Изменение позиции ребенка Возрастание самостоятельности и активности Устанавливает новые отношения со взрослыми на основе признания самостоятельности ребенка. Появление негативизма. Поведение определяется не желанием, а отношениями со взрослым Упрямство Строптивость и непослушание Обесценивание старого

Дошкольный возраст (3-7 лет) Игра –ведущая деятельность Появляется ролевая игра (протекает в форме представлений, образов, ролей, эмоционально насыщена, становится действительной для ребенка) Аффект переносится с предмета на человека, ребенок смотрит на предмет через взрослого Усложнение игры: режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игры с правилами. Содержание игры – это деятельность и отношения взрослых, важен сам процесс (трут морковь, готовят обед, строят дом и др.)

Стадии развития игры дошкольника: 1 стадия: (3-5 лет) воспроизведение логики реальных действий людей; 2 стадия: (5-7 лет) моделируются реальные социальные отношения людей, общественный смысл действий. Игра способствует развитию: общения дошкольников становлению произвольного поведения потребностно-мотивационной сферы творческого воображения произвольной памяти Преодолевается эгоцентризи

Речь: Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй речи (словотворчество), формируется правильная речь. Развивается контекстная речь (описывает картину, пересказывает сказку) Формируется диалогическая речь (включает указания, оценку, согласование действий) Рассуждает, думает вслух Словарный запас (1000-3000 слов)

Восприятие: Более осмысленное и анализирующее В нем проявляются произвольные действия – наблюдения, поиск Организованное восприятие способствует пониманию явлений Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, потом к словесному Мыслит образно Важно организовать действия ребенка, чтобы он сделал выводы на основе собственного опыта

Появление логических правильных рассуждений Тенденция к обобщению и установлению связей Память: Доминирует непроизвольная В 4-5 лет формируется произвольная (сознательная, целенаправленая) Возраст от 3-4 лет является периодом первых детских воспоминаний

Личность дошкольника « дошкольный возраст- период складывание личности» Эмоциональная сфера Относительно спокойный эмоциональный фон Эмоциональное предвосхищение Смещение аффекта с конца к началу деятельности, появление эмоциональной регуляции действий ребенка Расширяется круг эмоций (сопереживание) Деятельность эмоционально насыщена

Мотивационная сфера Соподчинение мотивов игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; мотивы самолюбия, самоутверждения (персонализации); познавательные мотивы; соревновательные мотивы; нравственные мотивы; общественные мотивы и др.

Появляются новые мотивы (достижение успеха) Индивидуальная мотивационная система, которая направляет личность Этические нормы, оценка поступков с точки зрения морали Самосознание: Самооценка складывается на основе эмоциональной оценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения Самооценка совпадает с внешней 5-6 лет обоснование самооценки Осознание своих переживаний Осознание себя во времени

Дошкольное детство- период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей деятельностью. В игре ребенок учится общаться. Дошкольное детство-период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, развивается воображение, у ребенка особая логика мышления, подчиняющаяся образным представлениям. Дошкольное детство – период становления личности, самооценки, самосознания, развития потребностно-мотивационной сферы, усложнения эмоциональной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э.

В статье описывается процесс формирования психологической готовности детей дошкольного возраста к школе в условиях дошкольной организации.

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья.

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог.

Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами.

Презентация на тему» Детская психология (дошкольника)»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Детская психология изучает развитие психики ребенка на протяжении детства. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Различают 2 направления, объясняющие психическое развитие ребенка. Биологизаторское Социологизаторское Л.С. Выготский о Конвергенции (пересечение) 2 факторов Роль социальной среды в психическом развитии «Сензитивные» периоды развития

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с людьми и постепенно переходят во внутренний план, становясь внутренними психическими процессами ребенка. «Зона ближайшего развития» «Актуальный уровень развития» Обучение должно ориентироваться на « зону ближайшего развития».

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности. Важна собственная активность ребенка Обучение и деятельность – неразрывны и являются источником развития психики ребенка. Ведущая деятельность — (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. (А.Н. Леонтьев)

Периодизация развития личности по Э. Эриксону В основе периодизации – идентичность личности (это психосоциальная тождественность). У дошкольников это формирование полярных качеств – -младенческий возраст(0-1 года) «доверие-недоверие к миру» Ранний возраст (1-3 года) «самостоятельность-зависимость» Дошкольный возраст (3-6 лет) «инициатива-пассивность, вина» 7-12 лет «компетентность –неполноценность» Периодизация развития морального сознания личности по Л. Колбергу На разных возрастных этапах дети по разному решают нравственные проблемы. Существует 3 уровня: — доморальный — конвенциональный (договор) — автономная мораль Для дошкольников и младших школьников характерен «доморальный уровень» сознания

Дошкольный возраст Младенчество (0-1 год): Кризис новорожденности. «Чувственные эмоциональные состояния»- комплекс оживления. Наглядно-действенное мышление – это способ познания мира. Восприятие доминирует (зрительное сосредоточение, узнавание, воспроизведение образа, потребность в новых впечатлениях. Обобщенный образ предмета (различает сложность, цвет, форму).

Кризис 1 года Повышение самостоятельности. Аффективные реакции (связаны со стилем воспитания в семье). Новообразование – появление своеобразной автономной детской речи. Слова ребенка многозначны и ситуативны. Выполняет различные действия с предметами. Действия и восприятие ребенка можно организовать с помощью речи. Познавательное и эмоциональное развитие основано на потребности в общении со взрослым.

Ранний возраст (1-3 года) Младенчество – физическое отделения от матери Ранний возраст- психологическое отделение от матери Речь: сензитивен к усвоению и развитию речи Автономная речь трансформируется во «взрослую». Слова приобретают предметное значение. Увеличивается пассивный словарь (понимаемые слова). Понимание инструкций и рассказа. Активная речь: 1000-1500 слов (к 3 годам). Диалоги со сверстниками бедны, но расширяется общение со взрослыми (вопросы, комментарии к совместной деятельности).

Восприятие: доминирует из психических функций Память: узнавание, память становится продолжением восприятия, аффективная окраска восприятия. Мышление и действия: наглядно-действенное источник интеллектуального развития – предметная деятельность освоение новых способов действия с предметами мышление развивается из практической деятельности возможность переноса действий в новые условия соотнесение с действиями взрослого появляются собственные действия Ведущая деятельность- предметно-манипулятивная

Эмоционально-личностное развитие: Эмоционально окрашено восприятие ситуативных событий Отсутствует соподчинение мотивов, желания импульсивны и ситуативны Мотивы сотрудничества со взрослым (т.к. он помогает осваивать мир) В общении со сверстниками ребенок исходит из собственных интересов Яркие эмоциональные реакции связанные с желаниями ребенка Зарождается самосознание (узнавание себя) Складывание первичной самооценки (эмоциональная и завышенная)

Кризис 3-х лет Разрушение старой системы социальных отношений и выделение своего Я Изменение позиции ребенка Возрастание самостоятельности и активности Устанавливает новые отношения со взрослыми на основе признания самостоятельности ребенка. Появление негативизма. Поведение определяется не желанием, а отношениями со взрослым Упрямство Строптивость и непослушание Обесценивание старого

Дошкольный возраст (3-7 лет) Игра –ведущая деятельность Появляется ролевая игра (протекает в форме представлений, образов, ролей, эмоционально насыщена, становится действительной для ребенка) Аффект переносится с предмета на человека, ребенок смотрит на предмет через взрослого Усложнение игры: режиссерская, образно-ролевая, сюжетно-ролевая, игры с правилами. Содержание игры – это деятельность и отношения взрослых, важен сам процесс (трут морковь, готовят обед, строят дом и др.)

Стадии развития игры дошкольника: 1 стадия: (3-5 лет) воспроизведение логики реальных действий людей; 2 стадия: (5-7 лет) моделируются реальные социальные отношения людей, общественный смысл действий. Игра способствует развитию: общения дошкольников становлению произвольного поведения потребностно-мотивационной сферы творческого воображения произвольной памяти Преодолевается эгоцентризи

Речь: Развивается звуковая сторона речи, грамматический строй речи (словотворчество), формируется правильная речь. Развивается контекстная речь (описывает картину, пересказывает сказку) Формируется диалогическая речь (включает указания, оценку, согласование действий) Рассуждает, думает вслух Словарный запас (1000-3000 слов)

Восприятие: Более осмысленное и анализирующее В нем проявляются произвольные действия – наблюдения, поиск Организованное восприятие способствует пониманию явлений Мышление: Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, потом к словесному Мыслит образно Важно организовать действия ребенка, чтобы он сделал выводы на основе собственного опыта

Появление логических правильных рассуждений Тенденция к обобщению и установлению связей Память: Доминирует непроизвольная В 4-5 лет формируется произвольная (сознательная, целенаправленая) Возраст от 3-4 лет является периодом первых детских воспоминаний

Личность дошкольника « дошкольный возраст- период складывание личности» Эмоциональная сфера Относительно спокойный эмоциональный фон Эмоциональное предвосхищение Смещение аффекта с конца к началу деятельности, появление эмоциональной регуляции действий ребенка Расширяется круг эмоций (сопереживание) Деятельность эмоционально насыщена

Мотивационная сфера Соподчинение мотивов игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; мотивы самолюбия, самоутверждения (персонализации); познавательные мотивы; соревновательные мотивы; нравственные мотивы; общественные мотивы и др.

Появляются новые мотивы (достижение успеха) Индивидуальная мотивационная система, которая направляет личность Этические нормы, оценка поступков с точки зрения морали Самосознание: Самооценка складывается на основе эмоциональной оценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения Самооценка совпадает с внешней 5-6 лет обоснование самооценки Осознание своих переживаний Осознание себя во времени

Дошкольное детство- период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей деятельностью. В игре ребенок учится общаться. Дошкольное детство-период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, развивается воображение, у ребенка особая логика мышления, подчиняющаяся образным представлениям. Дошкольное детство – период становления личности, самооценки, самосознания, развития потребностно-мотивационной сферы, усложнения эмоциональной жизни.

  • Берлева Надежда ПетровнаНаписать 5979 31.01.2016

Номер материала: ДВ-397797

    31.01.2016 2045
    31.01.2016 518
    31.01.2016 3324
    31.01.2016 1078
    31.01.2016 504
    31.01.2016 2058
    31.01.2016 922

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Характеристика дошкольного детства Возрастная психология. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемНаталья Ярмолинская

Похожие презентации

Презентация по предмету «Экономика» на тему: «Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Характеристика дошкольного детства Возрастная психология

2 Специфика социальной ситуации развития в период дошкольного детства Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет.

3 «…ребенок есть член общества, вне общества он жить не может.»

4 Особенности общения дошкольника со взрослыми. Дети трех-пяти лет по-прежнему нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним. Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому. Неудовлетворенность потребности ребенка в общении со взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними.

5 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

6 Сюжетно-ролевая игра Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации.

7 Развитие познавательных процессов и речи дошкольника Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.

8 Соподчинение мотивов. Личностные и общественно-значимые мотивы. Личные мотивы проявляются в различных видах деятельности и направлены на предметы деятельности. Например, в игровой деятельности ребенок стремится обеспечить себя игрушками и атрибутами.

9 Постепенно в процессе совместной деятельности у ребенка формируются и общественно-значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других людей.

10 Стремление к самоутверждению Проявления агрессивности у детей дошкольного возраста связано с желанием делать все самостоятельно: ходить, одеваться, кушать, выбирать одежду и блюда по своему вкусу.

11 Демонстративные дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку.

12 Становление внутренней нравственной саморегуляции поступков и появление этических переживаний В младшем дошкольном возрасте ребенок способен оценить только чужие поступки других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные.

13 В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. У старших дошкольников эмоциональное отношение к герою сказки определяется этической оценкой его действий. Дети начинают судить о поступках не только по их результатам, но и по мотивам; их занимают такие сложные этические вопросы, как справедливость награды, возмездие за причиненное зло и т. п.

14 Развитие самосознания и формирование самооценки дошкольника У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый.

15 С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности ребенка. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

16 Проблема психологической готовности к школьному обучению 1. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

17 2. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению.

18 3. Эмоционально-волевая готовность к школе. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

19 Условия формирования адекватного образа «Я» К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытие для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этого возраста.

Презентация «Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах»

Эта работа посвещается различным трудностям, с которыми сталкиваются родители при воспитании своих детей на разных возрастных этапах. Советы, которые в ней содержатся помогут родителям не потерять уверенности в себе и создать для своих детей надёжную базу, позволяющую вырасти эмоционально устойчивой, психически уравновешенной и здоровой личностью.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах»»

педагог-психолог МКОУ СОШ №4

Кузьминская Галина Александровна

Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах

Психологическое здоровье — это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

А психологи под этим термином понимают совокупность способностей и качеств ребенка, которые позволяют безболезненно адаптироваться в социуме.

  • Здоровая психика ребенка — это, прежде всего, благоприятный психологический климат в его семье. Если в ней нет места скандалам, обидам, ссорам, то кроха вырастет воспитанным, свободным и раскрепощенным.

Психологические особенности детей раннего возраста

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление , активно развивается двигательная сфера , появляются первые устойчивые качества личности. Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка . Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

  • В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная , она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим.
  • Центральное новообразование возраста –

кризис 3 лет. Кризис характеризуется негативизмом, строптивостью, своеволием, деспотизмом, бунтом-протестом в отношениях с родителями.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми.

Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке , которую дают ему взрослые .

Родителям не следует:

  • постоянно делать ребенку замечания,
  • упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка .

Психологические особенности детей дошкольного возраста

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет, для этого возраста характерны:

  • Новая социальная ситуация развития;
  • Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра;
  • Во время игры дошкольники овладевают другими видами деятельности;
  • Возникают важные новообразования в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; происходит осознание собственного «Я»;
  • Происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка;
  • Формируется готовность к обучению в школе .

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата . Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется:

  • Быть доброжелательными к ребенку
  • Уважать его чувства и желания
  • Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться
  • Подавать пример собственным поведением Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку
  • Не нагружать ребенка секциями и кружками
  • Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру
  • Поддерживать успехи ребенка
  • Справедливо разрешать конфликты
  • Правильно организовывать режим дня
  • Контролировать питание. Поддерживать успехи ребенка

Младший школьный возраст охватывает

период жизни от 6 до 11 лет:

  • Основным видом деятельности у детей в этом возрасте становится
  • мышление, перестает быть наглядно-образным и становится словесно-логическим;
  • благодаря процессу обучения у младших школьников начинают

формироваться первоначальные научные понятия;

  • закладывается фундамент нравственного поведения , происходит усвоение моральных норм и правил поведения;
  • восприятие становится синтезирующим , воображение остается хорошо развитым,память развивается в 2-х направлениях –

произвольности и осмысленности;

  • появляется еще больше страхов, чем было раньше . Доминирующими становятся школьные страхи.

О.В. Хухлаева формулирует педагогические условия становления психологического здоровья младшего школьника:

  • наличие трудных ситуаций, препятствий в жизни детей : такие ситуации ( не превышающие индивидуальный порог адаптации) способствуют развитию воли, накоплению опыта преодоления препятствий, мотивируют к саморазвитию;
  • наличие положительного фона настроения – способность к самостоятельному сохранению душевного равновесия;
  • обучение детей умению быть счастливым – следует как можно раньше формировать у ребенка установку на позитивное мировосприятие, учить находить разные источники положительных эмоций. Здесь велика роль ближайшего окружения, прежде всего родителей

это возраст от 10 – 11 до 14 – 15 лет,

характеризуется как переломный, тяжелый, критический.

Ведущий вид деятельности :

общение со сверстниками / интимно-личностное общение.

Новообразования: чувство взрослости , развитие самосознания

формирование нравственной сферы .

Проблема возраста склонность к асоциальному поведению

Особенности подросткового возраста:

  • крайняя самонадеянность и безапелляционные суждения в отношении окружающих.
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности.
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность , настойчивость и импульсивность ;
  • Неустойчивость может смениться апатией , отсутствие стремлений и желаний что-либо делать;
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом , расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Что делать, чтобы избежать конфликтов между родителями и детьми в семье?

Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях, не нужно их избегать, необходимо правильно их разрешать.

  • Когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать – даже если вы сто раз правы.
  • Испугайтесь! В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял к вам, может обернуться против него самого.
  • Не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может действительно подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.
  • Климат собственной семьи в вашей власти. Вы воздействуете на него ежеминутно, и вам по силам изменить и сделать его благоприятным – благоприятным не вообще, а для своих близких, для таких, какие они есть. Даже если они далеки от идеала.

Период ранней юности – это возраст от 15 до 18 лет.

Психологические особенности ранней юности : 1.Повышенное внимание к своей внешности , склонность находить у себя физические отклонения;

2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным : нет резких аффективных вспышек, как у подростков;

3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира . Формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я»;

4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное;

5. Возникает стремление к доверительности во взаимодействии со взрослыми и к «исповедальности» — со сверстниками.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

Взаимоотношения с девушками и юношами складываются лучше , если:

а) Вы никогда не забываете о существовании юношеского максимализма.

б) Вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми.

г) Вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости.

д) Вы не критикуете ребёнка в присутствии других .

е) Вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки.

ж) Вы не забываете основные возрастные особенности ранней юности .

з) Пытаетесь поставить себя на место ребёнка –это позволит избежать удара по его самоуважению.

и) Вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания : кто-то «забегает» вперед, кто-то отстает.

к) Вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения (и дело даже не в их продолжительности, а в разумных временных рамках).

л) Вы контроль преподносите как заботу , а иногда просите совета как у равного или старшего.

м) Вы оцениваете в конфликте конкретный поступок , а не личность в целом («ты – подлец!», «ты– лентяй»).

что какими бы ни были советы ученых, друзей, родственников о воспитании, применение их в каждом конкретном случае было и остается искусством каждого конкретного человека .

Спасибо за внимание! До новой встречи!

Читать еще:  Дошкольный возраст в психологии это
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector