221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эксперимент как метод детской психологии

Эксперимент и его виды в детской психологии

Нередко исследователь вынужден специально вызвать проявления детской психики, которые его интересуют. На это и направлен психологический эксперимент.

Психологический эксперимент (лат. Ехреrimentum — попытка, опыт) — специально организованная форма исследования психического развития ребенка.

В эксперименте исследователь намеренно создает и видоизменяет условия деятельности ребенка, ставит перед ним определенные задачи и на основании того, как эти задачи решаются, делает выводы о его психологические особенности.

Условия эксперимента определяются его методике, содержит формулировку цели, описание материала, процесса исследования, критериев обработки данных. Все элементы методики подчинены цели исследования. Например, если для эксперимента нужны картинки на белом фоне, не следует использовать другой, это может вызвать фоновые реакции. А когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветном фоне.

Инструкцию эксперимента (формулировка задачи) изучают наизусть и при необходимости рассказывают ребенку. Выбор материала, формулировка инструкции обеспечивают стандартность исследования, позволяют повторять его и вызвать однотипные явления, проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент является более объективным методом, чем наблюдение. Варьирования его условиями помогает выявлять закономерности и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, четкие критерии фиксации анализа, результатов являются предпосылками накопления и обработки фактического материала. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. В эксперименте исследователь основном имеет дело только с одной стороной психики ребенка, поэтому не следует делать поспешных выводов, не изучив других сторон, что может привести выработки односторонних представлений о ее психику.

Результаты каждого опыта записывают в протокол, где отмечают общие сведения о подопытных, задачи эксперимента, время проведения, данные о экспериментатора, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности поведения испытуемых (действия, речи, выразительные движения и др.).

Наиболее точным и доказательным является лабораторный эксперимента который проводят в специально оборудованном помещении с использованием различных приборов и установок (аппаратов, на которых экспериментатор показывает картинки, включает лампочки, звонки и другие раздражители). Ребенка помещают в специально оборудованную камеру, где она занимает определенное место перед экраном или за столом. Иногда к ее телу прикрепляют датчики, улавливающие изменения в сосудистой, мышечной, нервной системах ребенка и передают сигналы специальным приборам для записи. При этом используют регистрацию, то есть фиксаторы времени, силы, скорости и направленности движений, процессов возбуждения в коре головного мозга, возникающих под воздействием определенного раздражителя, общего состояния ребенка. Такое исследование необычное для ребенка, не видит экспериментатора, поскольку он подает сигналы и наблюдает за ней через специальные «глазки».

В лабораторных экспериментах исследуют особенности ощущений и восприятий, скорость реакций на раздражители, объем внимания и тому подобное. Данные измеряют и регистрируют с большой объективностью и точностью. Однако в необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных, поэтому полученные данные нередко ограничены. Чтобы предоставить лабораторным опытам естественности, используют игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Например, в ходе исследования движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо закрепить на ее теле датчики, эксперимент организуют, как игру в космонавты.

Самым в детской психологии считается природный эксперименте предложен в 1910 г.. Известным российским психологом Александром Лазурским (1874-1917). В отличие от лабораторного он сохраняет преимущества наблюдения (естественность условий), делает невозможным искажение психических проявлений. Во время него в активной позиции по отношению к ребенку находится исследователь, организуя, например, игру с целью изучения его волевых качеств.

Природные эксперименты служат для исследования всех психических процессов и свойств личности дошкольников. Часто их применяют непосредственно в группе детского сада (исследователь выступает в роли воспитателя, организуя деятельность детей). Дети при этом не подозревают, что игры, задания, которые им предложили, имеют определенную исследовательскую цель. Например, детям дают картинки, на которых изображены животные, машины, мебель, игрушки, и предлагают разложить их по тематической направленности. Исследователь при этом имеет возможность выяснить, как они обобщают, на какие признаки при этом обращают внимание. На занятиях со старшими дошкольниками по изготовлению игрушки одной группе говорят, что им будут играть дети, второй — что игрушку они подарят маме, а третий — что ее подарят детям, у которых нет игрушек. Для детей это занятие е привычным, а исследователю помогает определить влияние различных мотивов на деятельность ребенка.

О преимуществах естественного эксперимента свидетельствует исследование, в ходе которого необходимо запомнить и вспомнить ряд слов в ситуации лабораторного эксперимента и в ситуации игры, выполняя роль «покупателя» (покупая в «магазине» необходимые предметы). Анализ полученных результатов показал, что эффект запоминания в игре заметно выше.

Широко используют в детской психологии формовочный эксперимент, в ходе которого способом исследования психических процессов и качеств является обучение детей, направленное на их формирование или совершенствование.

Формовочный эксперимент Выготский назвал «экспериментально-генетическим» методом исследования, считая, что объективное изучение закономерностей развития психического процесса возможно лишь в процессе его формирования. В педагогических исследованиях этот метод получил название формовочного.

Формовочный эксперимент не тождественен педагогическом, который применяют для изучения эффективности новых программ, методов обучения и воспитания детей. Внешне они похожи, поскольку в обоих случаях детей учат чему-то новому, а успешный результат обучения считают подтверждением предсказаний. Отличие заключается в характере прогнозов: психолог предусматривает особенности психических процессов, качеств, свойств личности, которые возникают во время развития; педагог — то, какими путями можно достичь положительных результатов в обучении и воспитании детей.

В исследованиях, проведенных под руководством отечественного психолога Александра Запорожца (1905-1981), формовочный эксперимент использовали для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях на качественно новый уровень можно поднять процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорный ребенка. Как оказалось, дошкольникам трудно различать звуки по высоте. Для развития этой способности проводили такой эксперимент: перед детьми разыгрывали сцены-драматизации, в которых принимали участие большой «медведь-папа», выдававший низкие звуки, и «медведица-мама», которая была меньше и выдавала высокие звуки. Затем экспериментатор совместно с детьми разыгрывал эпизоды из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже маленькие дети (2-4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса персонажей, но и с успехом отмечают разницу между любыми звуками слышат впервые и которые совсем не связаны с известными им предметами.

В одном исследовании сочетают различные виды эксперимента. Сначала организуют констатирующий обычный эксперимент, чтобы зафиксировать у детей уровень развития психического процесса, качества в обычных условиях воспитания. Затем прибегают к формовочного эксперимента, с целью получить новый уровень психического процесса, качества в соответствии с предсказаний. Завершает исследование звичайвий, но уже контролируемый эксперимент, предназначенный выяснить сдвиги, которые произошли в результате формирующего эксперимента.

Организация экспериментального исследования должна соответствовать определенным требованиям. На этапе планирования эксперимента нужно четко сформулировать его цели, определить выборку исследования (состав участников), продумать и записать методики его проведения, определить условия, в которых он будет проходить (место и время), выбрать условия и правила игры, при которых проявились бы наиболее характерные качества личности ребенка. Помещение, в котором будет проводиться эксперимент, должно быть хорошо знакомым ребенку, не содержать лишних предметов, которые могут отвлечь ее внимание; поэтому не следует использовать для него спортивный зал, театральную, зоологическую комнату и тому подобное. Важно позаботиться о его освещения, избежание посторонних раздражителей (звуков, запахов, новых предметов). Не стоит сажать ребенка лицом к окну, чтобы она не отвлекалась.

Во время эксперимента следует установить доброжелательные отношения с ребенком, участвует в исследовании. Для этого нужно посадить ее рядом с собой, а не из-за стола. В общении не желательно заострять внимание ребенка на ошибках, сдержанно и ровно реагировать на ее успехи и неудачи во время эксперимента. Темп проведения эксперимента должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям ребенка.

Исследование не должно быть длительным (10-20 мин.). Признаки переутомления, скуки, нежелание ребенка выполнять дальше задача является основанием для его прекращения. Эксперимент всегда предполагает стандартные процедуры, поэтому не следует вносить изменения в процесс его проведения. В дошкольном учреждении экспериментальные исследования проводят во второй половишь дня.

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Читать еще:  Психология ребенка 1 5 года

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Эксперимент

д.
Основные особенности эксперимента сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем и др. Наиболее точным и доказательным считается лабораторный эксперимент, который осуществляется в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений. На специальных экранах демонстрируются фигуры, загораются и гаснут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологических показателей используются датчики, закрепленные на теле ребенка. При этом ему нередко приходится нажимать на кнопки, двигать рычаги и осуществлять другие ответные действия.
В лабораторных экспериментах исследуются особенности ощущений и восприятий, быстрота реакций на различные раздражители, объем внимания и т. д. Данные здесь измеряются и регистрируются автоматически, с большой объективностью и точностью. Однако то, что психолог выигрывает здесь в точности, он проигрывает в естественности и жизненности. В необычных условиях лаборатории ребенок может показать не такие результаты, как в естественных условиях, и полученные данные будут иметь весьма ограниченный характер. Для того чтобы придать лабораторным опытам естественность, используется один из главных методических приемов детской психологии — игровое моделирование экспериментальных и жизненных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз ребенка и других реакций, для регистрации которых необходимо было закреплять на теле ребенка датчики, эксперимент организовывали, как игру в космонавты: специальные очки и другие приборы входили в космическое снаряжение — скафандр, средства связи и т. д.
Наиболее продуктивным и распространенным в детской психологии является естественный эксперимент. «Существенным условием естественного эксперимента, — отмечал его создатель А. Ф. Лазурский, — отличающим его от экспе-

римента искусственного, является то, что сам ребенок не должен подозревать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности при условиях искусственного эксперимента»1.
Естественные эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности детей. В виде естественных экспериментов проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между детьми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов.
В исследовании В. С. Мухиной, посвященном изучению притязаний детей па игровую роль, использовался прием замещения ребенка куклой-дублером. На подготовительном этапе экспериментатор рассказывал о ролях в предстоящей игре и сам распределял их. Далее, на следующем этапе вместо ребенка ту же роль исполняла кукла-заместитель. При этом каждый ребенок знал свою куклу и кукол товарищей по игре. Куклы подбирались в соответствии с полом ребенка; кроме того, у каждой куклы был значок-фото с портретом ребенка, которого она замещала. На основном этапе игры ребенок без свидетелей распределял игровые роли. Эксперимент состоял в следующем. В экспериментальной комнате на пяти (по числу участников) детских стульчиках сидели пять кукол-дублеров. Каждый ребенок приходил в комнату, чтобы распределить между ними роли. Для этого он должен был посадить куклу на место, символизирующее определенную роль.
Как уже отмечалось, игровое моделирование используется и для изучения взаимоотношений в дошкольной группе. Один из вариантов — экспериментальная игра «Поздравь товарища» проводится следующим образом. На каждого ребенка заготавливается по три поздравительных открытки и конверт, которые раскладываются на столах, где дети обычно сидят на занятиях. Дети по одному входят в групповую комнату. Экспериментатор (в его роли чаще всего выступает воспитатель) говорит ребенку: «Мы поиграем в интересную игру. Вот тебе три открытки. Положи их по одной в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с наступающим праздником. Себе класть нельзя». После того как ребенок распределит открытки (при этом экспериментатор фиксирует его слова и другие реакции), ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положил или еще положит открытку?» Для соблюдения чистоты эксперимента он должен быть организован так, чтобы дети, которые уже осуществили выбор, не встречались с теми, кому это предстоит.
На основе учета количества открыток, полученных каждым ребенком, делается вывод об их положении среди сверстников. Подсчитываются взаимные выборы, число выборов, которое ожидает ребенок, персональное совпадение ожидавшихся и полученных выборов и т. д.
До того как экспериментатор даст возможность участникам опыта ознакомиться с содержимым конвертов, необходимо несколько скорректировать результаты эксперимента и подложить в пустые конверты по одной-две открытки, которые, разумеется, не учитываются при подсчете результатов. Этого требуют соображения педагогического такта, которые необходимо учитывать при проведении любых психологических исследований. Древнее правило медицины «Не навреди!» не в меньшей мере относится и к психологии.
В формирующих экспериментах гипотеза проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к возникновению новых психологических качеств или к изменению ранее существовавших. Это воздействие может включать создание специальных условий, применение таких методов обучения и воспитания, которые должны привести согласно предположению исследователя к определенным изменениям психики ребенка. Если запланированные новообразования действительно возникают, это означает, что мы научились управлять определенной стороной психического развития.
Формирующий эксперимент имеет ряд этапов. На первом этапе посредством наблюдения, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое состояние и уровень того психического процесса, свойства, признака, на которые мы в дальнейшем собираемся воздействовать. Иными словами, осуществляется психологическая диагностика той или иной стороны психического развития. На основе полученных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о характере и движущих силах развития этой стороны психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнозирует путь развития данного явления.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого свойства в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания. От обычного учебно-воспитательного процесса он в данном случае отличается строго заданными изменениями в содержании, организации и методах педагогических воздействий. При этом в каждом отдельном исследовании может проверяться конкретное воздействие.
На заключительном этапе и в ходе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, в результате которых мы контролируем ход происходящих изменений и измеряем результаты.
Чтобы убедиться, что изменения, зафиксированные после проведения формирующих экспериментов, произошли именно от их воздействия, необходимо сравнить полученные результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимент не проводился. Такие группы в отличие от исследуемых, экспериментальных, называются контрольными. При этом оба ряда групп должны быть одинаковыми по возрасту, объему, уровню развития детей. Желательно, чтобы работу в них вел один и тот же педагог-экспериментатор. Иными словами, необходимо соблюдать все правила психологического экспериментирования и особенно принцип соблюдения равных условий опыта.
Приведем пример.
В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, формирующий эксперимент был использован для проверки гипотезы о том, что при определенных условиях можно поднять на новую ступень процессы восприятия, развить отдельные стороны сенсорики ребенка. Выяснилось, что детям трудно различать звуки по высоте. Для развития звуковысотного слуха был разработан формирующий эксперимент, в котором вводились предметы, пространственные свойства и отношения которых как бы «моделировали» звуковысотные отношения. Перед детьми разыгрывались сцены-драматизации, в которых участвовали большой «медведь-папа», издававший низкие звуки, «мед-

Читать еще:  Мальчик 10 лет психология

ведица-мама», которая была поменьше и издавала более высокие звуки, и совсем маленький «медвежонок-сын», издававший еще более высокие звуки. Потом экспериментатор совместно с детьми разыгрывал сцены из жизни этих персонажей: «медведи» прятались в разных местах, и ребенок должен был отыскать их по голосу. Оказалось, что после такого обучения даже младшие дети (2—4 лет) начинают не только легко различать по высоте голоса, издаваемые игрушечными животными, но и более успешно дифференцировать любые звуки, которые встречаются им впервые и совершенно не связаны с какими-либо известными им предметами.
Приведем пример формирующего эксперимента из другой области детской психологии.
При изучении причин, по которым дети в дошкольной группе занимают различное положение среди сверстников, мы предположили, что большое значение имеет субъективная информативность ребенка. Иными словами, не выбирают ли дети для общения тех сверстников, которые обладают какими-либо интересными для многих знаниями и умеют ими поделиться. Для доказательства этой гипотезы было проведено специальное исследование. На первом этапе изучались межличностные предпочтения в группах детей (в том числе и описанным выше социометрическим методом «Поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого ребенка. На втором этапе детей, которые занимали в группе неблагоприятное положение, «наделяли» новой интересной информацией (рассказывали им незнакомые другим сказки, обучали новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи товарищам. После того как дети стали применять полученные знания в повседневном общении со сверстниками, был проведен контрольный социометрический эксперимент, результаты которого свидетельствовали о правильности гипотезы: положение детей, ранее находившихся в неблагоприятном положении, значительно улучшилось (исследование Я. Л. Коломинского).

Специфика использования эксперимента в детской психологии

2.1 Специфика использования эксперимента в детской психологии

В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент часто является одним из самых надежных методов получения достоверной информации о психологии и поведении ребенка. В особенности тогда, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными. Включение ребенка в экспериментальную игровую ситуацию позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что ребенок скрывает от наблюдателя или не в состоянии вербализовать при опросе. Непосредственность детского поведения в игре, неспособность детей длительное время сознательно играть определенную ситуативную роль, их эмоциональная откликаемость и увлекаемость дают возможность исследователю видеть то, что он не в состоянии получить при помощи других методов. При проведении психологических экспериментов с детьми – дошкольниками специальное внимание уделяется тому, чтобы непривычные задания, необычная обстановка не смутили ребенка, так как это может привести к отказу от выполнения задания или случайным ответом. Эксперименты с детьми, как правило, проводятся в форме игры или другой достаточно привлекательной деятельности – аппликацию, конструирования.

Включаясь в эксперимент, ребенок обычно действует в нем более сиюминутно и спонтанно, чем взрослый, поэтому на протяжении всего исследования необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к ней.

Так, один психолог проводил эксперимент для определения точности, с которой дети разного возраста могут сравнивать длину двух линий. Сначала экспериментатор просто многократно клал перед ребенком две палочки и предлагал сказать, какая длиннее. Различие между палочками при этом каждый раз уменьшалось. Однако обнаружилось, что дети отвечают большей частью наугад, даже не глядя на палочки. Тогда эксперименту была придана игровая форма. Под каждый палочкой поместили кнопку, а на столик посадили электрифицированную игрушку собаку, играющую на мелафоне. Незаметно для ребенка к игрушке каждый раз подключали кнопку, расположенную под большей палочкой. Ребенку говорили, что, если он найдет большую палочку из двух «собака обрадуется и начнет играть». После этого ход эксперимента совершенно изменился. Дети изо всех сил старались определить, какая палочка больше, а после того, как собака «начинала играть», приходили в полный восторг: «Я угадал! Я правильно нажал! Вот собачка заиграла!» Многие психологические эксперименты проводятся в виде занятий и игр с детьми в группе детского сада. В этом случае в качестве экспериментатора обычно выступает воспитатель, которому предварительно дают материал и все нужные указания. Дети, конечно, не знают, что с ними проводится эксперимент для них это обычное занятие. Так, чтобы выяснить, могут ли дети в уме расчленить целостную форму на отдельные ее компоненты, на занятиях им предлагались задания по конструированию. Образцом в одном случае служила контурная схема, в другом – простроенная воспитателем готовая конструкция. Разница в выполнении заданий давала возможность судить об имеющихся у детей возможностях самостоятельного расчленения контура, создания на его основе представления о внутреннем строении конструкции. Разные виды эксперимента, как правило, сочетаются между собой в одном и том же проследовании. Сначала проводят обычный эксперимент (в этом случае он называется констатирующим) для того, чтобы зафиксировать у детей тот уровень развития изучаемого психического процесса или качества, который сложился в обычных условиях воспитания. Затем следует формирующий эксперимент, цель которого – получить новый уровень в соответствии с имеющимися предположениями. Наконец, в заключение снова проводится точно такой же эксперимент, как в начале, но на этот раз он называется контрольным его назначение – выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента.

2.2 Эксперименты известных психологов, давшие толчок развитию детской психологии

Величайший вклад в развитие детской психологии внес известный русский психолог Лев Семенович Выготский. К своим исследованиям ментального развития детей Выготский подходил с философско-политической позиции теорий Карла Маркса о государстве и трудовых отношениях. Идея Маркса состояла в том, что если все будут работать сообща на благо общества, то последнее выиграет намного больше. Чем в том случае, когда индивидуальные члены общества конкурируют друг с другом, преследуя собственные индивидуальные интересы. Выготский полагал, что идеи Маркса следует приложить также к научной психологии.

Читать еще:  Психология ребенка в 4 года мальчик

К сожалению, во времена Выготского психология была ориентирована на рассмотрение именно индивидуума. Поэтому он решил произвести кардинальные изменения в психологии, создав науку. В которой индивидуальное развитие неизменно рассматривается в контексте физического и социального окружения индивидуума. Все свои разработки и исследования Выготский изложил в книге «Мышление и общество», которая вышла в 1950 году. В начале книги Выготский показывает, что целью любой отрасли психологии должно быть объяснение отношений между людьми и окружающей их средой. Людям и психологам, которые их изучают приходится иметь дело с двумя типами среды. Во-первых, существует физическая среда. Физическая среда состоит из всех тех объектов, с которыми люди приходят в соприкосновение: деревьев, камней, прудов, стульев, отверток и т.д. Во-вторых, существует социальная среда. По самой своей природе люди являются социальными созданиями. Выготский считал, что этот факт следует признать в качестве базового положения психологии. Психология, которая не способна принять во внимание социальную природу людей, обречена. Когда Выготский в начале 1900-х годов разрабатывал теорию, психология как наука была еще очень юной. Психология всего мира еще только пытались определить, чем психология должна заниматься и каким образом. Поэтому было множество различных мнений о том, как лучше всего заниматься этой наукой. Согласно Выготскому, имелся, по меньшей мере, один путь, каким не следовало заниматься психологией. Путь, каким не следует ею заниматься, — это начать с изолирования исследовательского предмета от окружающей среды. Другими словами, не нужно никого приводить в лабораторию. К сожалению именно так большинство исследователей в области детской психологии и предпочитали действовать. Эти психологи хотели изучать детей в лаборатории, поскольку полагали, что человеческая среда слишком обширна, сложна и многообразна, чтобы можно было достаточно точно понять, как дети ведут себя в ней. Они полагали, что проведение психологических исследований подобно поиску иголки в стоге сена, где человеческое поведение является иглой, а среда – стогом сена. Выготский называл этих психологов «искусственниками», поскольку они занимались конструированием искусственной среды в лаборатории и вырывали детей из их естественного окружения. Он полагал, что любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования из его естественного окружения, обречена на ошибку. Чтобы психология была истинной, доказывал Выготский, нужно принять во внимание те только самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются и как они разговаривают друг с другом. В эксперименте Выготского исследуется, насколько хорошо произвольные знаки позволяют детям функционировать в мире, особенно когда эти знаки можно использовать для расширения базовой памяти. Здесь Выготский говорит о двух разных видах памяти: естественной (или непосредственной) и использующей знаки (или опосредованной).

Естественная память является самым элементарным видом памяти и во многом приводится в действие нашими ощущениями. Другой вид памяти, о которой говорит Выготский, — память, опосредуемая знаками. Это означает, что иногда в нашу память может добавляться нечто внешнее по отношению к самой памяти. Эксперимент, проведенный в лаборатории Выгодского должен был исследовать использование детьми знаков для расширения памяти.

Участниками эксперименты была 4 возрастные группы детей. Было 7 участников 5-6-летнего возраста, 7 человек – 8-9-летнего возраста, 8 человек – 10-13-летних и 8 взрослых участников (22-27 лет).

Материалом, необходимым для этого эксперимента, был набор из 9 цветных карточек. Карточки имели черный, белый, красный, голубой, желтый, зеленый, лиловый, коричневый и серый цвета.

Процедура была достаточно проста: детей просили сыграть в игру, в которой они должны были ответить на несколько вопросов, не используя при этом определенные слова. Ребенку предлагали три или четыре задания, которые разнились по ограничениям, налагавшимся на ответы, и видам потенциальных вспомогательных стимулов, которыми мог воспользоваться ребенок. В каждом задании ребенку задавали 18 вопросов, семь из которых имели отношение к цвету (например: «Какого цвета …?»). Ребенка просили быстро ответить на каждый вопрос, используя одно слово. Так осуществлялась первичное задание. Во втором задании, начинали вводится дополнительные правила, которые ребенок должен был выполнять, с тем чтобы победить. Например, имелись два названия цветов, которые ребенку запрещалось использовать, и ни один из цветов нельзя было называть дважды. В третьем задании правила были такими же, что и во втором, но ребенку давали девять цветных карточек в качестве подспорья в игре. Четвертое задание было подобно третьему и использовалось в тех случаях, когда ребенок цветными карандашами или начинал делать это только в конце третьего задания. Перед каждым заданием ребенку задавались вопросы, чтобы определить, помнит ли и понимает ли он инструкции. Набор вопросов для типового задания следующий (в данном случае под запретом находятся желтый и зеленый цвета): (1) Ты игрок? (2) Какого цвета твоя рубашка? (3) Ты когда-нибудь ездил на поезде? (4) Какого цвета железнодорожные вагоны? (5) Хочешь ли ты стать большим? (6) Бывал ли ты когда-нибудь в театре? (7) Тебе нравиться играть в этой комнате? (8) Какого цвета здесь пол? (9) А стены? (10) Ты умеешь писать? (11) Ты видел фиалки? (12) Какого цвета фиалки (13) Ты любишь сладости? (14) Ты бывал когда-либо в деревне? (15) Какого цвета могут быть листья? (16) Ты умеешь плавать? (17) Какой твой любимый цвет? (18) Что делают карандашом? (19)

Согласно Выготскому, результаты этого исследования показывают, что в развитии опосредованной памяти существуют три базовые стадии. Для самых маленьких детей наличие цветных карточек совсем не улучшало память. На этой стадии внешние знаки не использовались с выгодой для себя и не помогали памяти. На второй стадии развития, когда дети были в возрасте между 8 и 13 годами, наличие карточек намного улучшало память. То есть дети обретали способность использовать цветные карточки в качестве внешних знаков. Количество ошибок у детей на этой стадии заметно снижалось. На третьей стадии возможность пользоваться цветными карточками опять не помогала улучшению показателей. Наличие карточек практически не помогло взрослым участникам показать результаты лучше, чем в том случае, когда карточек не было. Очевидно, потому, что показатели взрослых были высокими с самого начала. По-видимому, взрослые не нуждались в карточках. Они как будто от начала пользовались собственными внутренними ментальными знаками. Выготский писал: «Внешний знак, который требуется школьникам, превратился во внутренний знак, используемый взрослым в качестве средства припоминания». Данные, полученные в этом эксперименте, подтвердили идею Выгодского, что развитие высших психических функций является следствием прогрессирующей интернализации знаков, которые первоначально доступны только извне, посредством социальной коммуникации. Нет сомнений, что Выготский оказал значимое влияние на область детской психологии. Его работа одинаково важна тем, что он указал этой области новый способ осмысления психологических исследований, и также конкретными научными открытиями, которые он делал.

В процессе исследования психолого-педагогической литературы были конкретизированы с ведения о методах детской психологии. Были выделены как основные так и вспомогательные методы.

К основным отнесены:

— метод анализа продуктов деятельности;

— беседа или интервью;

— методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы.

Также были выделены особенности использования этих методов в детской психологии. Они заключаются в том, что эксперимент, например, проводится с детьми в игровой форме и форме занятия.

Основной целью работы было раскрытие значения эксперимента на современном этапе развития детской психологии. Доказательством этого послужили разработки великого русского психолога Льва Семеновича Выгодского. Его эксперимент стал ошеломляющим открытием в детской психологии, результаты его эксперимента дали новый способ осмысления психологических исследований. Отсюда следует вывод, что эксперимент позволяет достаточно глубоко изучить психику ребенка.

1. Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие – Иркутск, 1989. (методы изучения психики ребенка: 14-26)

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1988. – с.11-17.

3. Выгодский Л.С. Педагогическая психика. – М., 1991. – с.430-441.

4. Диксон Уоллес. Двадцать великих открытий в детской психологи. – СПб.: прайм-Еврознак, 2004. – с.64-81.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прикошан А.М. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с.33-49.

6. Мухина В.С. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов /под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – с.15-25.

7. Немов Р.С. психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2: Психология образования. – с.12-16.

8. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общая психология. – с.15-28.

9. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. – М., 1946. – с.37.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 1960. – с.23-30.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector