221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмоциональное развитие это в психологии

Портал педагога

Автор: Королева Екатерина Ивановна
Должность: педагог дошкольного образования
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
Населённый пункт: Г. о. Подольск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Анализ содержания понятия «эмоциональное развитие» в психологии»
Дата публикации: 18.11.2017
Раздел: высшее образование

Комитет по образованию Администрации

Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №3 «Радуга».

«Анализ содержания понятия «эмоциональное развитие» в

Воспитатель 1 младшей

Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с

его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные

в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата.

Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и

психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его

переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные

с ее развитием и сохранением.

Эмоциональные состояния разнообразны, они переходят одно в другое

с течением времени, иногда и в прямую противоположность.

Эмоции – это особые внутренние ощущения, но их нельзя соединить с

понятием ощущения [32]. Они, в отличие от ощущений, характеризуют не

объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные

психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной

индивидуальные, личностные особенности человека.

Эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования;

представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря

эмоциональной лексики [18].

биологические эмоции, аффекты, чувства, страсти, стрессы. Рассмотрим их

человека в течение длительного времени: от нескольких часов или дней.

Человек очень плохо осознает такую эмоцию, как настроение, как по ее

источникам, так и по характерным переживаниям [21].

эмоции – это эмоциональные переживания, которые

пустые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания. Такие эмоции

закономерной динамике и имеют циклический характер.

Аффекты – это сравнительно короткие, но достаточно сильные эмоцио-

выражение. Аффекты возникают либо в начале, либо в конце деятельности,

возникают при неожиданном результате деятельности или когда на пути либо

неожиданно возникает, либо пропадаем определенное препятствие [32].

Чувства – это исключительно человеческая разновидность эмоции. Они

составляют большинство эмоциональных переживаний человека. Чувства –

это целый комплекс различных эмоциональных переживаний. Чувства почти

ощущения, которые имеют определенную эмоциональную окраску. Чувства

могут быть низменными и возвышенными. Их подразделяют на группы в

интеллектуальные, моральные, правовые. Чувства являются не врожденные

эмоции человека, они приобретаются им в процессе жизни [24].

преобладают над всеми другими, и человек практически не в состоянии

управлять ими, скорее, они управляют человеком [32].

возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только

состояния), но и направленность поведения [15]. Так, например, агрессивно-

активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией

наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных

мотивов и интересов и т.д.

радость (удовлетворение, веселье); грусть (апатия, печаль, депрессия); гнев

(агрессия, озлобление); страх (тревога, испуг); удивление (любопытство);

Говоря о роли эмоции в психической организации человека, нужно

рассматривать ее главные функции, и ее связь с другими психическими

процессами. Вопрос о функциях является ключевым и пронизывающим всю

способными формировать свое мнение о нем: эмоциям принадлежит роль в

определении ценности предметов и явлений [13].

Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств,

Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он

всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.

волевое действие всегда можно отделить от остальных [8].

достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более

значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие

ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия ‒ это

наличие продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно

удовлетворение от того, что его удалось выполнить [2].

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в

непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение

человеком контроля над своим поведением, с третьей, выработка волевых

качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того

момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею

эфф е кт и в н ы м

п с и х и ч е с ко й

п о в е д е н ч е с ко й

саморегуляции.Поэтому, говоря об эмоциональном развитии, мы имеем ввиду

развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

У эмоции существуют функции. Ниже они перечислены:

Экспрессивная. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга,

способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого

лица, определять по нему такие эмоциональные состояния как радость, гнев,

организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются

реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение

этих реакций, в эволюции они развивались и закреплялись и как средства

оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и

межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных

выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с

состоянии, так и о том, что происходит в среде (сигналы опасности, пищи и

т.п.). Эта функция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в

историческом развитии человека сформировалась более совершенная форма

и н ф о р м а ц и е й

ч л е н о р а з д е л ь н а я

Самосовершенствовавшись, благодаря тому, что грубые врожденные формы

выражения стали дополнятся более тонкими конвенциональными нормами,

усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним из

состояния и передачи этого состояния другим.

Отражательно-оценочная. Скрупулезный анализ взглядов на природу

эмоций, проведенный Н. Гротом [8] в исторической части его работы, равно

как и положения современных концепций позволяют заключить, что эмоции

согласуется с их характеристиками: их возникновение в значимых ситуациях,

следующий из объединенного анализа всех этих характеристик, заключается

в том, что эмоции не являются опосредованным продуктом мотивационной

значимости отражаемых предметов, ими эта значимость непосредственно

оценивается и выражается, они сигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря,

эмоции являются тем языком, той системой сигналов, посредством которой

субъект узнает о значимости потребности происходящего. То есть животные,

всегда оценивают значимость ситуации для нужд организма.

Б.И. Додонов [14] писал об оценочной функции следующее: эмоция

внешнем и внутреннем мире, которые ощущения и восприятия кодируют в

воздействий на основе сенсорно-перцептивной информации. Эмоция есть

отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности

(ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения,

которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного

индивидуального опыта. Цена в самом общем смысле этого понятия всегда

(возможности эту потребность удовлетворить). Эта функция обуславливает

многообразные регуляторные функции эмоций. Эмоции занимают особое

место в отражении человеком действительности и регуляции его поведения и

представляют собой механизм, при помощи которого внешние раздражения

отражения действительности. Отражательный характер эмоций заключается в

внутриорганизменных воздействий и создающих оптимальные условия для

нормального протекания рефлекторной деятельности организма.

Побуждающая. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в

значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки

[10]. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологической точки

Читать еще:  Школа будущего первоклассника занятия психолога

природы побуждающих переживаний, и отказом признать какое бы то ни

было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнее означает

объяснимого несовершенства. Таким образом, эмоции заставляют стремиться

к чему-то и в связи с этим организуют наше поведение.

«Функция следообразования имеет несколько названий: закрепления-

торможения (П.К. Анохин), подкрепления (П.В. Симонов)» [16, с.7]. Она

закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся (неудавшиеся) действия, которые

случаях экстремальных эмоциональных состояний. Но сам по себе след не

имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его в будущем.

Таким образом, происходит фиксация следа в памяти.

поскольку актуализация следов опережает развитие событий и возникающие

при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном их

исходе [15]. Поскольку предвосхищение событий существенно сокращает

поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическую функцию.

Здесь важно подчеркнуть, что, констатируя определенное проявление эмоций,

они остро ставят задачу выяснения того, как именно эмоции это делают,

проявлений. То есть мы знаем ответ раньше, чем его можем сказать.

пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело,

потому что эмоциональный тон ощущений, воспринимаемых одновременно

или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам.

в ы с ту п а ют

синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и

То есть эмоции помогают не только фиксировать, но и организовать и

синтезировать все остальные процессы. Эмоции начинаются в ощущениях.

синтезировать и интегрировать информацию в памяти, разные психические

процессы и некоторые виды деятельности.

организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что,

естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой в тот же

функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется [20].

дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может

оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится

спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным

проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей

функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что

праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта.

Направление внимания. По своей сути человек очень любопытен. Ему

интересно посмотреть, как другой человек выражает свои эмоции, как люди

решают конфликтные ситуации. Тем самым эмоции могут приковывать наше

внимание к объекту или ситуации.

Стабилизирующая. Эту функцию и ее глубинную связь с процессами

предсказания ситуации на базе следов памяти подчеркивают теоретические

положения П.К. Анохина [18]. Он считал, что эмоциональные переживания

закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы

Проблема эмоционального развития в психологии
консультация (старшая группа) на тему

Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром: миром людей, природы, предметов.

Развитие эмоциональной сферы у дошкольника должно обеспечивать в первую очередь формирование гармонически развитой личности.Дошкольное детство является яркой, неповторимой страницей в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается эмоциональная связь ребёнка с окружающим миром: миром людей, природы, предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Проблема эмоционального развития в психологии17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в психологической науке. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности.

Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональное развитие является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки.

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональное развитие, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоционального развития.

Первый уровень — элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и так далее. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер.

Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, которые соответствуют предметному восприятию и предметному действию. Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности.

И, наконец, третий уровень — это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы — продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал, что эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития.

Анализируя исследования по изучению эмоционального развития, мы акцентировали внимание на теории эмоционального развития, У. Макдаугл, который утверждал, что эмоциональное развитие тесно связано с ситуацией, в которой находится личность. Главная идея Макдаугла состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха.

Согласно исследованиям П. М. Якобсона, предпосылкой эмоционального развития является его общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях: 1) преодоление импульсивности поведения; 2) возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий; 3) Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место; 4) социализация чувств.

В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональное развитие личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности.

Огромное внимание вопросу эмоционального развития личности обращает внимание в своих работах Л. Н. Рожина. Автор утверждает, что развитие эмоциональной сферы личности в любом возрасте ведет к личностному росту, более глубокому пониманию человеком себя и других людей, расширению эмоциональной коммуникации.

А. Е. Ольшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эль-конина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы).

Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Рассматривая данное определение в психологической науке, мы выделили наиболее содержательные, на наш взгляд, трактовки данного термина.

Эмоциональное развитие — способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями.

Эмоциональное развитие — педагогически обусловленный процесс, сущностно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введения в мир культуры (культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения и др.).

Эмоциональное развитие личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация — осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

Согласно утверждению Л. П. Стрелковой, выделяется фазы эмоционального развития.

  1. Умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
  2. Умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других.
  3. Многообразие способов эмоционального реагирования.
  4. Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций.
  5. Интенсивность и глубина переживания.
  6. Уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане.
  7. Терминологическая оснащенность языка.

Согласно исследованиям психолога В. К. Солондаева, эмоциональное развитие дошкольника заключается в следующем.

1. Расширяется спектр переживаний. Например новорожденный ребенок умеет во всех ситуациях только «кричать» или «молчать». При молчании он чаще спит, а при крике чаще бодрствует. А уже через четыре года жизни ребенок может задумчиво грустить и не плакать в ожидании мамы; может подраться, почувствовать раскаяние и помириться после ссоры из-за любимой игрушки; а свою любимую игрушку ребенок любит совсем не той любовью, которой любит маму. Потом наступает дружба, которая бывает только в юности и приходит любовь со всем многообразием положительных и отрицательных, быстрых и медленных эмоций. А переживания родителей, которые наблюдают взросление детей одновременно с уходом своей молодости настолько сложны, что их почти невозможно описать. Фраза «вырастешь — узнаешь» говорится о том опыте, который нельзя передать, а нужно пережить чтобы понять. Обычно это эмоциональный опыт.

2) Расширяется осознание переживаний. Маленькому ребенку хватает двух слов: «весело» и «грустно». А в юности для выражения своих чувств иногда настолько не хватает слов, что начинается художественное творчество — проще нарисовать, сыграть, станцевать, спеть, чем сказать. Взрослый эмоционально благополучный человек способен выдерживать жизнь во всем ее эмоциональном многообразии — горе, радость, страх, любовь, гордость, отвращение и др.

3) Расширяются возможности контроля поведения. Голодный новорожденный ребенок не пытается сдержать крик. Дошкольник может потерпеть несколько минут, если эмоция не слишком сильная. Подросток, которого сильно и несправедливо (невыносимо — по его мнению) обидели, сделав замечание, способен отложить «выяснение отношений» на несколько часов или даже дней. Взрослый профессионал за годы работы принимает такое количество критики (в том числе несправедливой) и совершает столько ошибок, что выдержать этот эмоциональный негатив «в чистом виде» было бы невозможно. Однако мы успешно учимся на своих болезненных ошибках, мы продолжаем профессиональную деятельность и нередко достигаем значительных успехов именно вопреки своим эмоциям.

Таким образом, можно сделать вывод. Проблема эмоционального развития является весьма значимой и изучаемой в отечественной и зарубежной психологической науке. Существует множество подходов, теорий и взглядов по изучению и исследованию данного вопроса. Эмоциональное развитие является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Эмоциональное развитие — способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями. Существуют несколько фаз эмоционального развития. Содержание эмоционального развития имеет свою специфику.

Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития

Дата публикации: 01.02.2019 2019-02-01

Статья просмотрена: 1330 раз

Библиографическое описание:

Тихонова С. В. Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития // Молодой ученый. — 2019. — №5. — С. 299-301. — URL https://moluch.ru/archive/243/56158/ (дата обращения: 22.03.2020).

Дети очень разные. Но все они нуждаются в нашей ласке любви и заботе: и забияки, и задиры, и тихони. Изучение эмоциональной сферы, создание благоприятных условий развития одна из важнейших задач современного общества.

Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является вырабатывание эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского [4]. Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств — очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций — комплекс новорожденного [5].

Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений [3, 7]. Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность — потребность в общении [6]. Н. Я. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого [2].

К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии. Особенности эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом определяют специфику его эмоционального развития в более поздние возрастные периоды, в частности, в период младшего школьного возраста. Данную проблему разрабатывал Якобсон П. М. [1].

Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. с 4 до 5 лет дошкольники осознают собственную индивидуальность, понимают моральные доводы, заинтересованы во взаимодействии с другими детьми, лучше осведомлены в чувствах других людей. У ребенка в возрасте 4–5 лет начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует осознанию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6–7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

− освоение социальных форм выражения эмоций;

− формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

− благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

− эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые, родители любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Ребенок растет и развивается жизнерадостный, активный физически и психически, когда к нему хорошо относятся признают его права, постоянно внимательны. Эмоциональное благополучие способствует полноценному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Личность ребенка формируют эмоции. Эмоции так же могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Ему необходимо отдохнуть от своих собственных чувств.

Эмоции — это важнейшая сторона психики ребенка, характеризующая переживание им действительности. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: овладение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; становление эмоций благодаря речевому развитию осознанными. В целом эмоции отбирают позицию, из которой ребенок будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.

Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, развитию у детей социального и эмоционального интеллекта. Быть с эмоциями в ладу порой гораздо важнее, например, эрудиции. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  2. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
  3. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
  4. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с.
  5. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 190 с.
  6. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. — 2010. — № 3. — С. 16–18
  7. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 34–37.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Общая характеристика эмоциональной сферы человека

Эмоциональная сфера личности — сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.

Эмоциональная сфера может занимать разное место в структуре личности разных людей. В зависимости от природных характеристик — темперамента, эмоциональной устойчивости, возбудимости, сензитивности — а также от структуры потребностей и мотивов эмоции будут играть разную роль в поведении и жизни человека.

Эмоция — это личностно значимое отношение к чему-либо.

Эмоциональное переживание связано с глубинным Я человека. Эмоции никогда не лгут, все значимые аспекты жизни отражаются в эмоциональных переживаниях личности, а потому по эмоциональным реакциям можно понять сущность человека.

В структуре эмоциональной сферы личности по параметрам силы, длительности, глубины, форме выражения эмоциональных переживаний выделяют разные ее компоненты. Это собственно эмоции, аффекты, чувства, страсти и др.

Собственно эмоции, или эмоции в узком смысле слова, характеризуются меньшей устойчивостью и длительностью в сравнении с чувствами. Они проявляются скорее ситуативно и могут иметь разный уровень интенсивности. Чрезвычайно сильные и относительно кратковременные эмоции, возникающие в критических условиях, называют аффектами. Аффективный взрыв плохо управляем и может сопровождаться резко выраженными двигательными и висцеральными реакциями, нарушением саморегуляции, потерей контроля за действиями, повышенной моторной активностью.

Наиболее устойчивые эмоциональные состояния называют чувствами. Чувства могут оставаться неизменными на протяжении длительных периодов жизни человека (месяцы, годы), возможно, даже всю жизнь. Чувства характеризуют отношение человека к объекту его стабильных потребностей. Чувства человека выявляют его направленность, жизненные стремления и установки. В зависимости от сферы деятельности, предметов, объектов, на которые направлены чувства, их подразделяют на разные виды. Среди них выделяют:

  • 1) моральные (нравственные) чувства, характеризующие отношение человека к себе и другому;
  • 2) интеллектуальные чувства — отношение человека к новому, любознательность, интерес к разным областям знаний и т.д.;
  • 3) эстетические чувства — отношение к прекрасному и безобразному, природе, искусству, ощущение красоты, ритма, гармонии.

Особый вид устойчивых чувств образуют страсти.

Страсть — эго чрезвычайно глубокое и сильное чувство, захватывающее человека целиком, подчиняющее себе его поведение, овладевающее его мыслями и поступками.

Относительно длительное невысокой интенсивности общее состояние, фон, окрашивающий чувства — это настроение. Настроение — это общее состояние, оно не предметно, а личностно. И в этом его отличие от других видов эмоций.

Наряду с отмеченными составляющими эмоциональной сферы личности выделяют также эмоциональные состояния. Одним из видов эмоциональных состояний является эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс — особая форма переживания чувств, в какой-то степени она близка к аффекту (по силе, глубине воздействия), а по длительности приближается к настроению. В качестве составляющих компонентов эмоционального стресса называют: тревожность, страх, фрустрация, интрапсихический конфликт, кризис, посттравматический синдром и др.

Наряду со стрессовым состоянием некоторые авторы выделяют состояние монотонии (скуки); эмоциональное выгорание — как состояние истощения, эмоционального перенапряжения, опустошенности; отвращение — как реакция отторжения чего-то крайне неприятного и др.

Единая общепринятая классификация эмоций в современной психологии отсутствует, да, наверно, ее и невозможно создать. Количество эмоций огромно. Не всегда возможно определить, является ли та или иная эмоция самостоятельным образованием, или просто альтернативным обозначением другой эмоции. Перечислить их все довольно трудно. Разные исследователи предлагают разные классификационные схемы, используя различные критерии. Так, по критерию оценки, можно разделить эмоции на положительные и отрицательные. По критерию мобилизации ресурсов организма выделяют стенические (способствующие мобилизации сил) и астенические (расслабляющие, характеризующиеся пассивностью, угнетающие) эмоции.

Одна из наиболее известных классификаций эмоций — классификация К. Изарда [1] . Он выделяет фундаментальные эмоции, каждая из которых описываегся целым спектром более частных психологических характеристик и внешних проявлений, а также их производные. К фундаментальным эмоциям Изард отнес интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Б. И. Додонов 1 выстраивает классификацию эмоций на основе их связей с основными потребностями. Он выделяет 10 эмоций, куда включает: альтруистические (на основе потребности в помощи), коммуникативные (на основе потребности в общении), глорические (на основе потребности в самоутверждении), практические (возникающие в связи с осуществлением деятельности), романтические (на основе стремления к таинственному), пугнические (на основе потребности в борьбе), гностические (на основе стремления к получению новой информации), эстетические (на основе потребности в наслаждении красотой), гедонистические (на основе потребности в комфорте) и акизи- тивные (на основе потребности накопления) эмоции.

Среди эмоциональных характеристик человека выделяют также и эмоционально-личностные качества или свойства, которые формируются в процессе взросления под воздействием внешних условий и генетических предпосылок. В отличие от эмоций и эмоциональных состояний, эмоционально-личностные свойства обладают высокой устойчивостью и могут проявляться на протяжении длительных периодов жизни человека или даже на протяжении всей жизни в целом. К ним относятся такие, как эмоциональная устойчивость, обидчивость, агрессивность, экспрессивность и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector