221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если ребенок гиперактивный что делать советы психолога

Гиперактивный ребенок: консультация для родителей

С понятием гиперактивности детей мы сталкиваемся все чаще. Однако кто такие эти гиперактивные дети, как понять, что у ребенка имеются признаки такого состояния и как вообще реагировать на происходящее, знают далеко не все родители. Причин такого состояния малыша может быть множество, и чаще всего, оно развивается из-за недостаточного внимания к нему родителей. Хотя, нельзя исключать и врожденные причины появления гиперактивности.

1. Что такое гиперактивный ребенок

Когда речь заходит о детской гиперактивности, следует понимать, что этот термин означает нарушение нервной системы малыша, а значит это заболевания и оно должно подвергаться лечению.

Иногда гиперактивность появляется сразу при рождении ребенка. Это состояние не считается заразным, скорее оно имеет генетическую природу и возникает вследствие некоторых негативных факторов (например, родовая травма и прочее).

Часто гиперактивность у детей является признаком того, что малышам не хватает внимания. Стараясь обратить на себя внимание взрослых, они вытворяют порой самые необычные вещи, могут быть чересчур импульсивными, неусидчивыми, и редко задумываются о результатах своего поведения. Таким детям сложно концентрировать внимание, они хуже запоминают различную информацию, позднее начинают читать и имеют определенные сложности в учебе.

2. Почему дети бывают гиперактивными

Если ваш ребенок представляет собой сгусток энергии и заставить его сидеть на месте вам не представляется возможным, значит, вероятнее всего, у него имеется синдром недостатка внимания и гиперактивности.

С одной стороны, это не так уж и плохо, психологи утверждают, что гораздо страшнее, когда ребенок совершенно не проявляет активности и его обычное состояние – спокойствие. Например, практически все дошкольники в детском саду и на игровой площадке ведут себя резво и бойко. Однако, если гиперактивность вашего малыша вызывает некоторые проблемы в школе, мешает ему учиться, строить отношения со сверстниками, то возникает необходимость посетить педиатра и невропатолорга.

Причиной того, что у ребенка проявляется гиперактивность, может стать нездоровый образ жизни матери во время беременности (табак, алкоголь, наркотики), ее нестабильное эмоциональное состояние, чрезмерные переживания в этот период.

Также повышенное содержание сахара в крови матери имеет негативное влияние на формирование синдрома гиперактивности у ребенка.

В группу риска попадают дети, в роду которых уже встречались случаи гиперактивности или других нарушений психического здоровья. Экологический фактор также имеет свое влияние на формирование нервной системы малыша: токсические вещества вредны как ребенку в период внутриутробного развития, так и после рождения. Кроме того, преждевременные роды тоже негативно сказываются на состоянии крохи, когда его нервная система еще далека от совершенства и продолжает претерпевать изменения.

Подведем итог. К причинам развития синдрома гиперактивности у детей относят:

  • вредные привычки беременной женщины;
  • чрезмерное потребление сладостей и повышенный уровень глюкозы в крови;
  • токсины и токсические вещества (экологический фактор);
  • генетическая предрасположенность;
  • преждевременные роды, незрелый плод.

Исследования мозга показали, что при синдроме гиперактивности в детском возрасте мозг созревает по обычной модели, но с задержкой, в среднем, около 3 лет. Задержка развития наиболее ярко проявляется в участках головного мозга, участвующих в процессах мышления, внимания и планирования.

Более поздние исследования показали, что внешний слой мозга имеет замедленное созревание в целом. А его структура, отвечающая правильный обмен данными между двумя половинами мозга показывает аномальный характер роста. Эти задержки и нарушения могут лежать в основе развития синдрома гиперактивности у детей.

3. Признаки гиперактивного ребенка

Невнимательнсоть, неусидчивость, излишняя подвижность и импульсивность являются основными симптомами психического нарушения у ребенка. Многие родители скажут, что это вполне нормальное поведение для всех детей дошкольного возраста, и будут правы. В норме, действительно, все эти признаки присущи и вполне здоровым детям.

Для постановки соответствующего диагноза, ребенок должен иметь симптомы заболевания в течение полугода и более, причем они должны быть выражены более четко, чем для детей без нарушений психики того же возраста.

К симптомам гиперактивности можно отнести следующие:

  1. Невнимательность ребенка. Как правило, гиперактивным детям сложно сконцентрироваться на чем-то. Они легко отвлекаются, забывают уточняющие детали, часто переключаются с одного вида деятельности на другую. Им скучно заниматься одним делом в течение определенного периода времени, они с трудом воспринимают какую-либо информацию на слух, не могут действовать по определенным инструкциям. Из-за невнимательности они часто теряют вещи.
  2. Ребенок слишком подвижный, непоседливый. Ему сложно сидеть на одном месте, он постоянно находится в движении. Выполнение спокойных заданий, требующих усидчивости и кропотливости им дается очень сложно, ровно, как и участие в тихих играх.
  3. Импульсивность ребенка. Такие дети очень нетерпеливы, несдержанны, часто проявляют свои эмоции, руководствуясь не умом, а сиюминутным порывом, в более старшем возрасте они могут позволять себе неуместные замечания, не осознавая результатов своей деятельности. Дети постоянно перебивают чужие разговоры, бестактно вклиниваются в диалоги и деятельность других людей и сверстников.

Гиперактивность, как правило, проявляется до семилетнего возраста. У младенцев признаки нарушения имеют слабовыраженный характер и заметить из сможет только опытный специалист.

детей до года симптомы выражены не так ярко, но, если присмотреться к малышу внимательнее, их можно заметить.

Младенцы до года проявляют синдром гиперактивности в повышенном беспокойстве, плохо засыпают и тревожно спят, часто у них сбиваются биоритмы. У таких малышей часто наблюдается повышение мышечного тонуса, случаются частые рвоты из-за спешки во время кормления.

Гиперактивные младенцы не любят, когда их пеленают и всячески «выказывают» свое недовольство. Они капризны и упрямы, стремятся скорее овладеть умением сидеть, ползать, ходить и прочее. Им чуждо чувство страха, научившись ходить, они носятся сломя голову, не опасаясь падений и ушибов. Наиболее ярко это проявляется в младшем дошкольном возрасте.

4. Как лечить гиперактивность у детей

В настоящее время лечение гиперактивности осуществляется путем применения ряда процедур и медикаментов, направленных на уменьшение симптомов синдрома. Лечение включает в себя лекарственные препараты, различные виды психотерапии, диеты и комбинации методов.

Для лечения гиперактивности у детей медикаментозным или традиционным методов используются стимуляторы, которые поддерживают деятельность головного мозга, тренируя память и внимание.

Назначение не стимулирующих препаратов способны уменьшить симптомы гиперактивности, снизить импульсивность ребенка, улучшить способность сосредотачиваться на конкретной задаче. Лекарства также могут улучшить физическую координацию. Принимать лекарственные препараты следует только под пристальным контролем лечащего врача.

Следует отметить, что подобные лекарства не лечат саму гиперактивность, а только контролируют ее симптомы. Однако на фоне их приема наблюдается положительная динамика в поведении и жизнедеятельности ребенка.

Немаловажным является и то, как питается ребенок. Диетические исследования показывают, что гиперактивные дети потребляют большие количества сладостей и сахара. Избыток глюкозы, отсутствие сбалансированной диеты часто приводит к аномальному процессу метаболизма у детей. Эксперты рекомендуют анализировать продукты питания, которые едят ваши дети, чтобы выяснить, почему некоторые из них провоцируют развитие гиперактивности, делая ребенка капризным и раздражительным.

Родители должны понимать, что для растущего организма крайне важно получать все необходимые витамины и минералы.

Для начала следует увеличить количество Омега-3 жиров в рационе ребенка. Омега-3 обладают успокаивающим эффектом для многих детей с синдромом гиперактивности. А отсутствие в питании полезных веществ негативно сказываются на развитии мозговых структур, состоянии памяти, уровне запоминания, внимания и прочем.

Необходимо включать в рацион питания ребенка свежие овощи, обезжиренные или нежирные кисломолочные продукты (йогурт, кефир, творог), сыры, приготовленные из обезжиренного молока. Уменьшить потребление сахара можно, предложив малышу свежие, замороженные или сушеные фрукты или ягоды.

Печенья лучше заменить крекерами из цельнозерновой муки, увеличить потребление каш из злаков.

Из традиционных сладостей можно оставить темный шоколад, он содержит меньше сахаров, чем молочный. Это позволит снизить уровень адреналина и норадреналина в крови, которые делают детей нервными и взволнованными. Мороженное лучше выбирать ванильное, поскольку этот компонент известен своими успокаивающими свойствами.

5. Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Как бы банально не звучало, но гиперактивные дети нуждаются в повышенном внимании к себе, понимании со стороны родителей, воспитателей в детских дошкольных заведениях и педагогов в школе. От этого зависит и эмоционально-психическое состояние ребенка, и его успехи в обучении и усвоении нового материала.

Основным требованием, предъявляемым к родителям гиперактивных детей является проявление любви и заботы о малыше. Дети должны слышать, что их любят и ценят.

Существуют некоторые рекомендации или педагогические правила, рекомендуемые психологами и специалистами по воспитанию гиперактивных малышей для облегчения состояния как их самих, так и их родственников. Их не так много, поэтому любой родитель в состоянии запомнить их и применять на практике. Рассмотрим их.

  1. С ребенком важно установить контакт, обращаясь к нему с какой-либо просьбой, необходимо смотреть ему в глаза, а не обращаться «к стене». Если слова малышу не достаточно, родитель должен прикоснуться, повернуть ребенка к себе. Нужно убрать все, что может помещать контакту (игрушки, музыка, телевизор и т.д.).
  2. Закон постоянства правил. Существуют правила поведения и они всегда постоянны. Эти правила должны быть понятными для ребенка, конкретными и выполнимыми.
  3. Порядок и безопасность. Для гиперактивных детей то правила чрезвычайно важно. Родители должны сделать все, чтобы максимально обезопасить малыша.
  4. Режим во всем. Чем чаще с гиперактивным ребенком повторять привычных ему распорядок действий, тем лучше это будет сказываться на его состоянии. Даже если это выходной, необходимо стараться придерживаться режима дня, это поможет ему лучше адаптироваться в обществе.
  5. Родители довольно часто ругают своих детей, настолько часто, что иногда совсем перестают замечать какие-либо детские успехи. Между тем, для гиперактивных детей (да и для обычных тоже) очень важно, чтобы родители хвалили их за какие-то, хоть и незначительные, успехи. Особенно важен олимпийский принцип для гиперактивных детей – не победа, а участие.
  6. Задача родителей найти у ребенка те особенности, в которых он проявляется наилучшим образом и развивать эти способности (танцы, гимнастика, рисование, лепка, пение и так далее).
  7. Избыток энергии нужно уметь направлять в нужное русло.

6. Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что очень важным аспектом в воспитании гиперактивных детей является позиция родителей. От того, насколько они открыты для общения с ребенком, насколько внимательны к его проблемам и интересам, зависит, как справится малыш с нарушением своей психики, насколько легко ему будет учиться в школе и адаптироваться в социуме.

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога и рекомендации родителям гиперактивных детей

Зачастую наиболее часто встречаемой причиной гиперактивности ребенка является нехватка внимания. Своей чрезмерной подвижностью и занятостью он пытается привлечь родителей, сверстников, учителя к себе. Иногда же такой причиной может стать особенность характера человека. Однако наибольшее влияние имеют многие другие факторы: в группе риска дети, которые появились на свет через кесарево сечение, искусственники и т. д. Поэтому достаточно важно разобраться в первопричине.

Читать еще:  Первоклассник не хочет делать уроки советы психолога

Судя по статистическим данным, гиперактивность встречается практически у каждого двадцатого ребенка, кстати, следует отметить, что у мальчиков в два-три раза чаще. Получается, в учебном классе можно встретить как минимум одного малыша с чрезмерной активностью. Советы родителям гиперактивного ребенка раздают все кому не лень, но на самом деле прислушиваться нужно лишь к специалистам.

Ученые доказали, что гиперактивность является диагнозом

На протяжении долгого времени данный диагноз считался лишь особенностью поведения ребенка, но совсем недавно было доказано, что это является психическим отклонением, которое нельзя исправить простыми педагогическими методиками. И если в семье есть гиперактивный ребенок, что делать родителям? Советы психолога помогут в этом разобраться.

Что интересно, в 1970 году были проведены исследования, которые показали: в основе данного заболевания лежат физиологические и генетические причины, и сам синдром относится не только к педагогике и психологии, но и связан с медициной.

Основные причины возникновения

  • Недостаток необходимых гормонов в организме ребенка.
  • Перенесенные заболевания и травмы.
  • Болезни матери во время беременности.
  • Любые болезни, которые перенес ребенок еще младенцем. Они могли повлиять на работу мозга.

И вне зависимости от того, что медицина достигла больших успехов в данном вопросе, и существуют фармакологические методы лечения и психолого-педагогические, все же детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, которую можно скорректировать в подростковом возрасте. Исходя из этого, постараемся сделать выводы и дать рекомендации: гиперактивные дети, что делать родителям?

Советы психолога смогут помочь адаптироваться малышу к социуму и в дальнейшем стать всесторонне развитой личностью.

Болезнь в зрелом возрасте

На самом деле многие взрослые люди страдают от данного заболевания, но чаще всего их попросту считают чересчур импульсивными, активными и взбалмошными. Данный синдром возникает в детстве, он еще не до конца исследован, поэтому не доказано, что оно остается и в более зрелом возрасте.

Как распознать гиперактивного ребенка

С первыми признаками родители могут столкнуться сразу: детки плохо спят, много плачут, в течение дня очень раздражительны, могут реагировать на любой шум и смену обстановки.

Гиперактивный ребенок в год уже начинает проявлять себя, например, в речевой задержке, неловких движениях из-за нарушенной моторики. Тем не менее он постоянно активен, пытается идти, двигаться, он суетлив и подвижен. Его настроение также постоянно меняется: в один момент ребенок веселый и радостный, а в следующую минуту он может резко закапризничать. Итак, перед вами гиперактивный ребенок (1 год). Что делать родителям? Таким детям придется уделять намного больше внимания, и для достижения результатов необходимо приложить усилия.

Критичный возраст

Когда дело доходит до подготовительных занятий, ребенку также сложно сосредоточиться на одном задании: он не может усидеть на месте, довести до конца хотя бы одно дело или же сделать упражнение внимательно и сосредоточенно. Малыш делает все спустя рукава, чтобы закончить работу и приступить к чему-то новому.

Разумные советы родителям гиперактивного ребенка может дать только специалист, также как и распознать гиперактивность. Но прежде чем обратиться к профессионалу, мать и отец должны понаблюдать за своим чадом, определить, насколько чрезмерная активность и импульсивность мешает ему в обучении и построении взаимоотношений со своими сверстниками. Какие ситуации настораживают?

Основные симптомы

  1. Невнимательность. Ребенку всегда сложно сосредоточиться на задании или игре. Родителям постоянно приходится напоминать о будничных делах, ведь ребенок попросту забывает о них, а еще постоянно ломает или теряет свои вещи. Кроме того, нарушено внимание: малыш никогда никого не слушает, даже когда речь обращена непосредственно к нему. Если он самостоятельно делает задание, то зачастую не может правильно организовать свою работу, постоянно отвлекаясь и не доводя задание до конца.
  2. Импульсивность. На уроках ребенок, не дождавшись своей очереди, выкрикивает с места. Ему сложно соблюдать установленные правила, он постоянно вмешивается в разговор и т. д.
  3. Гиперактивность. Ребенку сложно усидеть на месте, он постоянно ерзает на стуле, много болтает, постоянно бегает даже там, где нельзя этого делать. Малыш не может спокойно играть или отдыхать, он все время задает множество вопросов, но не может запомнить даже один ответ. Многие поступки и действия ребенка совершенно необдуманны, он часто ломает предметы, или же бьет посуду. Даже во время сна он не спокоен — постоянно просыпается, ворочается, иногда кричит во сне.

Гиперактивный и активный: различия

Нередко когда родители говорят о своем ребенке, что он гиперактивный, они вкладывают в это слово положительный смысл. Но большинство людей попросту путает два различных понятия – активный и гиперактивный. Действительно хорошо, когда ребенок любознательный, проявляет интерес к окружающему миру, тянется к новым знаниям. Но гиперактивность и синдром дефицита внимания, которые зачастую взаимосвязаны, относятся к неврологически-поведенческим расстройствам. Они наиболее болезненно дают о себе знать после пяти лет, что, несомненно, негативно сказывается на ребенке, мешая ему развиваться наравне с остальными детьми.

Активные дети могут быть подвижными дома, на спортивной площадке с друзьями, в садике, но придя в любое для них новое место, например, в гости или на прием к врачу, они сразу же успокаиваются и начинают вести себя как настоящие тихони. С гиперактивными же детьми все по-другому независимо от обстоятельств, места и людей, которые их окружают: они всегда ведут себя одинаково и просто не могут усидеть на месте.

Активного ребенка можно увлечь обычной игрой, например, шашками или собиранием пазла, у гиперактивного же не хватает усидчивости.

В любом случае все очень индивидуально, поэтому лишь исходя из наблюдений можно давать рекомендации родителям. Гиперактивных детей сложнее испугать, у них занижен болевой порог, они ничего не боятся, совершенно не думая о своей безопасности.

Из всего вышесказанного следует, что если малыш любит подвижные игры, ему нравится узнавать что-то новое, и это любопытство не мешает ему в учебе и в социальных взаимоотношениях, то не следует называть его гиперактивным. Ребенок просто нормально развивается для своего возраста. Если же малыш не может усидеть на месте, дослушать сказку до конца или же закончить задание, постоянно требует к себе внимания или же закатывает истерики, то это гиперактивный ребенок. Что делать родителям? Советы психолога смогут помочь в этом нелегком вопросе.

Обучение в школе

Если до начала занятий в школе родителей не особо волнует подобная черта характера, то с началом обучения видя множество проблем, с которыми сталкивается их чадо, они начинают сильно беспокоиться. Этим детям сложно понять, как можно себя вести, а как нет. Ребенок не знает, где находится допустимая грань, им сложно наладить взаимоотношения с другими детьми и учителем, да и просто спокойно усвоить урок. Поэтому в адаптационный период необходимы рекомендации родителям гиперактивных детей, так как этот возраст является наиболее критическим. Можно отвести ребенка к психологу. Если у вас гиперактивный ребенок, рекомендации специалистов нужно соблюдать буквально во всем.

Важно помнить, что гиперактивность и дефицит внимания зачастую идут в комплексе с другими серьезными проблемами.

Советы родителям гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, которым необходимо следовать, читайте ниже.

Важно внимательно подойти к технике безопасности, убрать все небезопасные и острые предметы, выходя из комнаты, отключать бытовые приборы, так как и обычные дети часто что-то ломают, или же падают и ударяются, а с гиперактивными это случается вдвое или же втрое чаще.

Если что-то важное должен усвоить гиперактивный ребенок, советы психолога родителям будут полезны. Необходимо убедиться, что он слушает. Недостаточно просто окликнуть его – нужно установить контакт, убрать из поля зрения игрушки, выключить телевизор или компьютер. И только убедившись, что чадо вас действительно слушает, можно с ним начинать беседу.

Необходимо установить в семье правила, которым ребенок бы неуклонно следовал. И очень важно, чтобы они всегда выполнялись каждый день без исключения, независимо от обстоятельств. О них важно постоянно напоминать ребенку, повторять, что какие-то задания нужно выполнять всегда, а что-то делать категорически запрещено.

Очень важным нюансом является режим. Малыша нужно приучать выполнять все по времени, причем исключений нельзя делать даже в выходной день. К примеру, всегда вставать в одно время, завтракать, делать уроки, идти на прогулку. Возможно, это и слишком строго, но наиболее действенно. Именно это правило поможет в дальнейшем ребенку адаптироваться к школе и усваивать новый материал.

Эти детки очень восприимчивы к настроению, поэтому очень важно, чтобы те эмоции, которые они получали, были положительными. Необходимо хвалить их даже за малейшие достижения. Пусть чувствуют, что его родители гордятся им. Следует поддерживать чадо в нелегкие для него моменты, чаще говорит о любви к нему, обнимать.

Можно организовать систему поощрений, например, если всю неделю он вел себя хорошо, то на выходных он получает небольшой презент или же вылазку на природу, поход кино, музей. Пусть родители придумают совместные игры, которые увлекут малыша. Безусловно, времени, терпения и изобретательности понадобится немало, но результат не заставит себя ждать.

Важно в целом следить за атмосферой в семье, чтобы все конфликты проходили мимо малыша, и особенно нельзя, чтобы он в них участвовал.

Если же ребенок плохо себя вел, то можно и наказать, но несильно, а от рукоприкладства вовсе лучше отказаться.

У гиперактивного ребенка никогда не иссякает энергия, поэтому постоянно необходимо создавать ему условия, чтобы он куда-то ее девал. Малышу следует больше гулять на воздухе, ходить в спортивную секцию, играть. Но здесь также есть важный нюанс: ребенок должен быть уставшим, но не слишком переутомленным.

Запрещая что-то ребенку, крайне важно предоставить ему альтернативу, при этом спокойным тоном объяснив, почему его действия неправильны.

Нельзя вести свое чадо в места, где преобладает большие скопления людей: его психика и без того излишне чуткая и слабая, а толпа может привести к перевозбуждению нервной системы, поэтому следует избегать массовых мероприятий, супермаркетов в часы ажиотажа. А вот прогулки на свежем воздухе, вылазки на природу благотворно действуют на малыша. Играть такому ребенку лучше только с одним другом.

Неплохо будет, если родители заведут дневник наблюдений, в котором смогут отмечать все изменения и реакции на окружающий мир, происходящие с гиперактивным ребенком. После этот дневник можно показать педагогу (ему будет значительно легче составить общую картину).

Гиперактивный ребенок: что делать родителям? Советы психолога, перечисленные выше, помогут решить множество проблем.

Работа в школе

Изначально учитель должен знать о наличии гиперактивного ребенка у себя в классе, чтобы в дальнейшем правильно строить работу с ним, поэтому родители должны заранее предупредить педагога, а также поделиться всей имеющейся информацией.

В первую очередь ребенок должен сидеть как можно ближе к учителю – так последнему будет значительно проще проконтролировать дисциплину. Также важно, чтобы малыш имел возможность в любой момент задать все необходимые вопросы.

Читать еще:  Возрастная психология дошкольный возраст

Все задания учитель должен записывать на доске и на определенный период времени давать лишь одно задание. Если же задание слишком велико, то его необходимо разбить на несколько частей, ограничить выполнение временем и постоянно контролировать их исполнение.

Гиперактивному ребенку трудно долго усидеть на одном месте и еще при этом запоминать изложенный материал. Поэтому необходимо обучать его последовательно, вовлечь его в урок, даже если малыш крутится, выкрикивает, ерзает на стуле. В следующий раз малыш пусть сосредоточится лишь на том, чтобы вести себя спокойно.

Ему просто необходимо двигаться, поэтому лучше уж сильно не следить за его поведением на уроках, дать ему побегать на школьной площадке или спортивном зале.

Также детки часто попадают в замкнутый круг: похвалы для них просто необходимы, но хорошо учиться стоит им невероятных усилий. Из-за того, что они невнимательны и не могут нормально сосредоточиться, они совершают множество ошибок и их работы неаккуратны. Поэтому изначально следует относиться к ним менее строго.

Во время занятия может несколько раз смениться деятельность, и если обычным детям это идет на пользу, то гиперактивному переключаться значительно сложнее. Поэтому их нужно предупреждать заранее, дать возможность подготовиться.

Гиперактивный ребёнок, что делать родителям — советы психолога

Если вы заметили, что ваш ребенок неусидчив, не может на чем-либо сосредоточиться на длительный период, не в состоянии всегда контролировать свои поступки, импульсивен и рассеян, то, вероятнее всего, он гиперактивен. Разберемся детальнее в том, что такое гиперактивность, и можно ли с ней как-то бороться.

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивность у детей, что это такое

Еще более тридцати лет назад повышенную двигательную активность медики начали относить к отдельным болезням, дав ей название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью», то есть СДВГ. У гиперактивного ребенка проявляются признаки этого заболевания в трудностях с концентрацией на чем-либо, обучением и памятью. Также такому малышу не всегда легко уловить информацию, которую до него пытаются донести.

Признаки и симптомы гиперактивного ребенка

Как правило, основные симптомы повышенной активности проявляются у детей в 2-3 года. Тем не менее, родители далеко не всегда сразу обращаются к врачу – нередко первая консультация проходит, когда дети начинают ходить в школу, и становится очевидно, что из-за СДВГ у них появились трудности в обучении.

  • Импульсивность, плаксивость, эмоциональная нестабильность;
  • Беспокойство, суетливость, тревожность;
  • Бессонница;
  • Отсутствие адекватной реакции на правила поведения;
  • Задержка в развитии речи.

Если вы наблюдаете хотя бы один из перечисленных симптомов, то это серьезный повод для того, чтобы проконсультироваться со специалистом. Вполне возможно, что врач все же выявит у вашего ребенка гиперактивность – в таком случае вы узнаете, как бороться с симптомами и помочь чаду адаптироваться в социуме.

Поведение и проявление гиперактивного ребенка

Несмотря на то, что такой малыш всегда активен, у него присутствуют определенные нарушения в координации: он часто роняет какие-то предметы, отличается неуклюжестью, нередко ломает вещи или падает. Зачастую, ребенок СДВГ набивает себе шишки, получает ссадины и царапины, но при этом не делает соответствующих выводов и все повторяется снова.

Помимо прочего, симптомами СДВГ считаются рассеянность, невнимательность, упрямство, регулярная смена настроения, агрессивность, вспыльчивость. Замечено, что такие дети нередко игнорируют дневной сон даже в младенчестве. Впрочем, и его ночной сон нельзя назвать спокойным. Обычно гиперактивный ребенок обращает на себя внимание в общественных местах – он постоянно что-то трогает, не слушает родителей, демонстрирует очень эмоциональные реакции.

Причины возникновения гиперактивности

Возникновению СДВГ может послужить несколько причин. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них. Заметим, что каждая из этих причин проявляется еще до момента рождения.

Изменения в нормальном образе жизни беременной

Как известно, развитие нервной системы плода напрямую зависит от того, какой образ жизни ведет будущая мама. Например, если у женщины имеются вредные привычки, вроде курения, то это в дальнейшем может обернуться для ребенка СДВГ. Также проблемы могут возникнуть из-за частого переутомления, вызванного, например, тяжелой работой. Не идут на пользу малышу и регулярные стрессы в жизни будущей матери.

Осложнения в период беременности

Нередко гиперактивность диагностируют у детей рожениц, которые во время беременности страдали от сильного токсикоза. Помимо этого в зоне риска находятся женщины, у которых в период беременности давление было повышенно. Если медики выявили у ребенка внутриутробную асфиксию, то это тоже повышает вероятность того, что впоследствии у него будет развиваться СДВГ.

Осложнения в период родового процесса

Если роды женщины были чем-то осложнены, то не исключено, что у ее младенца будет диагностирована гиперактивность. Речь может идти, как о затяжных родах, так и о слишком стремительных.

Гиперактивные дети – психологическая характеристика

Гиперактивный ребенок — признаки до года

Ниже перечисленные признаки могут быть признаками гиперактивности, но это вовсе не обязательно – истинная гиперактивность может быть установлена лишь невропатологом. Не следует ставить такие диагнозы без консультации с врачом.

Итак, возможные симптомы:

  • Такие младенцы даже в первые месяцы жизни довольно мало спят. Несмотря на то, что их сверстники в этом возрасте в основном погружены в сон и бодрствуют лишь несколько часов в сутки, гиперактивные дети чаще не спят и могут плакать по 3-4 часа подряд. Когда их силы на исходе и уже явно пришло время сна, такие малыши начинают особо яро капризничать и проявлять активность. Они становятся более возбудимыми, и могут успокоиться лишь тогда, когда оказываются на руках у мамы, либо после длительного укачивания.
  • Чадо демонстрирует бурные реакции при смене обстановки, видя новые лица и слыша громкие звуки. Несмотря на то, что эти перемены могут восторгать его, вместе с этим он еще больше капризничает.
  • Он очень чутко спит, будучи чувствительным к любому, даже еле слышному шуму, из-за которого может неожиданно проснуться и с трудом уснуть вновь.
  • Малыша тяжело чем-то увлечь – он может заметить новую игрушку и почти сразу потерять к ней интерес.

Гиперактивный ребенок: признаки 2-3-4 года

  • Ему сложно на чем-то сконцентрироваться, однако если он действительно увлекся чем-то, то в таком случае его непросто от этого отвлечь.
  • Может схватить игрушку, которая его заинтересовала и сразу же ее отбросить, толком не рассмотрев.
  • Такой кроха обычно лишен чувства страха – он может прыгнуть с большой высоты, выбежать на оживленное шоссе и тому подобное.
  • Задает множество вопросов, но редко дожидается ответов, и почти никогда их не запоминает.
  • Ему нелегко спокойно сидеть на месте несколько минут подряд – он начинает проявлять бесцельную двигательную активность.

Гиперактивность у детей дошкольного возраста, нужно ли лечение

Рекомендации психологов для родителей

  • Позитивная модель взаимоотношений. Хвалите свое чадо всякий раз, когда он этого заслуживает – обращайте внимание даже на весьма незначительные достижения. Как правило, дитя не воспринимает упреки, но очень хорошо реагирует на похвалу. Важно, дабы ваши отношения строились не на страхе, а на полном доверии. Пусть он чувствует вашу поддержку во всех ситуациях – дайте ему понять, что вы на его стороне, если у него возникли трудности, например в саду или школе. Также старайтесь сглаживать любые конфликты.
  • Распорядок дня. Если вы хотите добиться успеха в воспитании гиперактивного ребенка, то следует всегда соблюдать определенный распорядок дня. Следовательно, прием пищи, отдых, игры, отход ко сну и прочее желательно выполнять примерно в одно и то же время. Видя, что ребенок соблюдает правила, непременно его за это хвалите. Заметим, что ребенку с СДВГ необходим здоровый сон (не менее 7-8 часов) – это поможет ему быть спокойнее. В свою очередь, в рационе питания нежелательны пищевые красители, чрезмерное употребление шоколада, соленой и острой еды.
  • Комфортные условия. Как известно, шумное и вызывающее поведение крохи с гиперактивностью, является один из методов привлечения внимания. Старайтесь уделять больше времени ребенку – помогайте ему постигать новые знания, играйте с ним. Если чадо неверно понимает какое-то задание, ни в коем случае не раздражайтесь – просто повторите поручение. Также желательно, чтобы малыша ничего не отвлекало, когда он сидит за занятиями – по этой причине уберите со стола не нужные гаджеты, игрушки и прочие лишние в учебе предметы. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  • Нормы поведения и поощрения. Заметьте, что вседозволенность пойдет во вред вашему ребенку. Он должен четко понимать, как поступать можно, а как нельзя. Можно ввести некую знаковую систему поощрения – к примеру, отмечайте галочкой или звездочкой все хорошие поступки. Когда будет собрано определенное число галочек или звездочек, вознаграждайте его какой-то вкусностью или игрушкой.
  • Избыточная энергия. Будет очень хорошо, если гиперактивный малыш увлечется неким хобби. Конечно, стоит взять во внимание его интересы и то, чем он увлекается. Дайте возможность ребенку развиться в какой-либо области – так он будет больше в себе уверен. Наверняка, ему пойдут на пользу занятия в какой-нибудь спортивной секции – физические упражнения способствуют выплеску избыточной энергии, а также помогают ребенку научиться дисциплине.

В каких случаях требуется медицинское лечение

Когда ребенок начинает проявлять ярко выраженные признаки гиперактивности, родители готовы пойти на любое лечение, дабы прекратить это. Тем не менее, важно помнить, что необходимый лечебный курс может назначать лишь специалист. Обычно юным пациентам назначают определенные успокаивающие препараты – они подбираются индивидуально. Как правило, действие этих лекарств направляется на снижение раздражительности и суетливости, нормализацию сна, уменьшение чувства тревожности и подавление прочих симптомов СДВГ. Самостоятельно вы не сможете определить – нужно ли в вашем случае медицинское лечение. Следует провести комплексное обследование ребенка в медицинском учреждении.

Что делать родителям, если ребенок все время гиперактивный — советы психолога

Многие родители не знают, что делать со своим гиперактивным чадом и как скорректировать его поведение. Стоит заметить, что лишь специалист должен назначать курс лечения, ведь каждый случай СДВГ индивидуален.

Тем не менее, предлагаем ознакомиться с некоторыми общими рекомендациями психологов:

Наверняка, вам известно, что гиперактивные дети отличаются рассеянностью и не очень развитым абстрактным и логическим мышлением – именно поэтому вам важно четко формулировать свои просьбы и задачи. Общаясь с ребенком, говорите короткими предложениями, которые не будут изобиловать лишними смысловыми нагрузками. Не прибегайте к длинным формулировкам.

Если ваш сын или ваша дочь страдают СДВГ, то рекомендуем при постройке предложений избегать отрицаний и слова «нет». К примеру, вместо того, чтобы заявить: «Не неси свои игрушки на кухню!», скажите: «Играй в комнате». Даже если вы понимаете, что назрела конфликтная ситуация, постарайтесь быть максимально спокойными. Запрещая что-то своему чаду, непременно поясните причину, а также предложите альтернативные варианты.

Читать еще:  Психология детей 3 4 лет

Одним из основных признаком гиперактивности можно назвать невнимательность. По этой причине нежелательно поручать ребенку сразу несколько задач, к примеру: «Доделай уроки, покушай и позвони бабушке». Ребенку сложно воспринять сразу всю информацию – скорее всего, в итоге он переключится на что-то иное, и не будет выполнять поручения. Именно поэтому старайтесь озвучивать задачи в логической последовательности.

Помимо прочих проявлений, гиперактивные дети, порою, страдают нарушенным чувством времени – из-за этого обстоятельства вам следует самим следить за сроком, к моменту которого необходимо выполнить задание. Если вы планируете накормить ребенка ужином, закончить с ним прогулку или отправить его спать, то непременно сообщите ему об этом за 5-10 минут.

Как успокоить гиперактивного ребенка — пути коррекции

Нервная система ребенка с СДВГ весьма возбудима, поэтому ее следует оберегать. Постарайтесь любые капризы и истерики «гасить» в самом начале, и не пытайтесь в воспитательных целях сразу же наказывать кроху. Конечно же, это не значит, что необходимо всегда потакать капризам и идти у чада на поводу – просто незаметно переключите его внимание. Такой метод, безусловно, требует от родителей немало выдержки и терпения, но он наиболее действенный.

Не подвергайте ребенка в течение дня лишний раз слишком ярким впечатлениям. Также обратим взор на то, что нежданные многочисленные визитеры, шумные компании и тому подобное могут расшатывать нервную систему малыша.

Если ваш ребенок гиперактивен, то этот факт не стоит игнорировать – его воспитание требует особого подхода. Ни в коем случае, не пренебрегайте общими рекомендациями и советами врача – это может усугубить ситуацию.

Советы психолога по занятиям с гиперактивными детьми

Гиперактивный ребенок – так называют детей, которые ни минуты не сидят на месте. Что в таких случаях делать родителям, какие можно дать советы по воспитанию неугомонных малышей? Быть может, по этому вопросу необходимо получить рекомендации психолога?

Если рассматривать понятие гиперактивности с медицинской точки зрения, то это состояние не требует медицинского вмешательства. Если у вас гиперактивный малыш, то в его воспитании помогут только советы опытного психолога. Он расскажет, как правильно направить, а не уничтожить или погасить этот комок энергии. Потому что это состояние, проявляемое в раннем дошкольном возрасте, при отсутствии верного направляющего вектора станет причиной больших неприятностей в младшей школе, а впоследствии и в старших классах. Оно может негативно отразиться на отношениях с детьми и преподавателями и сформировать комплекс неполноценности. Поэтому родителям лучше не медлить и следовать рекомендациям специалиста.

Как распознать гиперактивного ребенка

Основными признаками наличия гиперактивности являются спонтанные реакции, которые ребенок не может подавить в себе самостоятельно. Они негативно воздействуют на речь, внимание, подвижность крохи. Все вокруг называют этого живчика чрезмерно эмоциональным.

Также к негативным проявлениям гиперактивности относятся:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • отсутствие усидчивости, умения ждать;
  • неорганизованность;
  • рассеянность;
  • забывчивость;
  • безответственность;
  • отсутствие терпения.

На практике это проявляется в следующих действиях. Для гиперактивного малыша является сущей пыткой стоять в очереди или слушать, сидя на одном месте, воспитателя или учителя. Сверхактивный карапуз очень много двигается, при коллективных ответах на вопросы всегда перебивает других и стремится сказать первым, плохо запоминает поручения и, как следствие, не выполняет их или выполняет некачественно.

Из-за бьющей ключом энергии такие дети не могут долго сконцентрировать свое внимание на чем-то, а потому часто не являются прилежными учениками, оставляя работу незаконченной. Они не могут дослушивать вопрос до конца, часто отвечают невпопад, не задумываются над ответом. Еще такие дети устраивают беспричинные истерики или проявляют гнев в неподходящее время. Они не могут понять чужих потребностей и вникнуть в желания других людей, согласовывая их со своими.

Признаки гиперактивного ребенка можно заметить в возрасте до семи лет. В дошкольном возрасте легче начать справляться с этой проблемой. Нужно понимать, что сверхактивные дети не могут сами справиться со своими состояниями, а потому родителям нужно им помочь.

Гиперактивные малыши требуют к себе большего внимания и участия в их жизни, чем более уравновешенные и спокойные. Но родителям нужно помнить, что их усилия, потраченные на воспитание карапуза, потом окупятся сторицей. И станут примером для их чада, когда он сам будет взрослым.

Если ребенок гиперактивный, то очень важно знать, что делать родителям, чтобы эта активность стала максимально безопасной и полезной для ребенка, не причиняя беспокойства окружающим. Советы опытного психолога или мам, бабушек, переживших эти трудные периоды воспитания и становления личности, помогут молодым родителям справиться с этой проблемой.

Причины гиперактивности

Есть несколько причин, способных вызвать в детях состояние гиперактивности. К ним относятся:

  • трудные или преждевременные роды или родовые травмы;
  • перенесенные и недолеченные инфекции;
  • отравление тяжелыми металлами или химикатами, опасными для здоровья;
  • несбалансированное, неправильное питание;
  • отсутствие распорядка дня.

Для того чтобы определить, является ли чадо гиперактивным, необходим не только совет психолога, но и семейного врача, чтобы исключить или подтвердить причину такого состояния.

Если причиной является состояние здоровья, то необходимо укрепить ребенка и не дать гиперактивности перерасти в психологическую проблему и стать негативной чертой характера.Если же ваш ребенок гиперактивный везде: дома, в детских коллективах, на прогулках, в детских учреждениях, – то пришло время узнать, что делать, и получить практические советы психолога.

Гиперактивность или недостаток внимания?

Иногда синдром гиперактивности путают с синдромом недостатка внимания. Как их отличить? Очень просто. Если вышеперечисленные признаки проявляются у ребенка и дома, и вне дома, то можно говорить о том, что сверхактивность имеет место быть. Если же они проявляются только в стенах дома, то обратите внимание на ваше отношение к ребенку, начните больше общаться с малышом, ходить с ним на прогулки, читать книжки, смотреть мультики и т.п.

Есть место еще и соединению этих двух синдромов. Медики называют его сокращенно СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Этот сидром может определить только врач. На основании исследований он сделает вывод, какое лечение необходимо ребенку, нужна ли помощь психолога, психотерапевта или другого детского врача.

На сегодняшний день существует много медицинских препаратов, способных помочь ребенку и совершенно прекратить подобные состояния. Они направлены на успокоение нервной системы, уравновешивание поведения ребенка, помогают сосредоточить внимание, улучшить память.

Прием лекарств назначается на утро, перед посещением ребенком детского сада или школы. Препараты выпускаются в форме конфет, капсул, жевательных пластинок, сладких сиропов. Назначает лечение только врач после беседы с родителями, поскольку лечение должно быть комплексным и включать в себя не только прием лекарственных препаратов, но и изменение образа жизни ребенка.

Для того чтобы вывести малыша из этого состояния, необходима помощь не только врача-терапевта, психотерапевта, но и психолога. Что же делать психологу с гиперактивным ребенком?

Для таких деток разрабатывается индивидуальный план по изменению образа жизни, в котором есть четкие рекомендации, что можно и что нельзя делать карапузу. План может включать в себя занятия с психологом по релаксации и поведенческой терапии, на которых ребенка учат расслабляться, успокаиваться, правильно дышать, делать глубокие дыхательные упражнения. Проводят психологические занятия, в ходе которых детей учат ставить цели и достигать их.

Если поставлен диагноз «гиперактивность», то о нем должны знать не только родители и врачи, но и учителя в школе, чтобы разработать индивидуальный план помощи ребенку: позволить выполнять задания более длительное время, сидеть на самом спокойном месте в классе.

Положительные стороны гиперактивности

Ученым удалось выяснить, что синдром СДВГ имеет и положительные стороны. Гиперактивный ребенок является:

  • очень творческим. Он носит в своей голове множество разных мыслей и в будущем может стать гением или великолепным мастером с огромным количеством креативных идей, который будет решать самые сложные задачи всегда просто и неожиданными способами, а также делать другую работу.
  • очень гибким и изворотливым, способным находить выходы из множества трудных ситуаций;
  • энтузиастом. Это дети, с которыми никогда не бывает скучно, их интересует жизнь во всех ее самых ярких проявлениях, интересные люди. Они являются людьми-магнитами, которые притягивают к себе и зажигают своей энергией других.
  • энергичны и непредсказуемы. Если они имеют мотивы для деятельности, то выполняют задания гораздо быстрее и качественнее других детей. Если они заинтересованы в исполнении какой-либо идеи, то оторвать их от работы практически невозможно. Они любят участвовать в активной деятельности.

Многие гиперактивные дети – это очень талантливые и художественно одаренные личности!

Советы психологов по воспитанию гиперактивных детей

Прежде всего, дети с обнаруженными симптомами гиперактивности и синдромом СДВГ должны принять квалифицированную помощь психотерапевта и психолога. Для устранения неблагоприятных проявлений родителям не нужно пренебрегать и медикаментозным курсом лечения. Также необходимо наладить распорядок дня ребенка, прием витаминов и правильный рацион. Необходимо проводить с ребенком физкультуру, совместные прогулки на свежем воздухе, занять его посещением интересных кружков, неагрессивных спортивных секций.

Эти занятия должны способствовать развитию в крохе систематичности, структурности, правильного и четкого взаимодействия с окружающим миром. Они нуждаются в поощрениях, наградах за выполненные до конца задания и в большом проявлении родительской любви, ласки и внимания к своей жизни.

Несколько правил, выполнение которых поможет воспитывать гиперактивного ребенка

  1. Установить четкий распорядок дня с несколькими неизменными пунктами, которые касаются выполнения обязанностей по отношению к себе и своим домашним. Сюда можно включить обязательное выполнение гигиенических утренних процедур, помощь в выполнении каких-либо каждодневных поручений. Это поможет выработать правильные привычки-рефлексы, которые вольются в жизнь и незаметно ее упорядочат. Можно каждый вечер ложиться спать только после прочитанной истории или придумать еще что-нибудь свое, например делать и выпивать несладкий чай.
  2. Наблюдать, чтобы обстановка в доме была максимально предсказуемой, спокойной, без сюрпризов, чтобы свести на нет адреналиновые всплески.
  3. Организовать посещение ребенком активных, но неагрессивных спортивных секций, занятий.
  4. Стремиться найти возможность для выхода энергии ребенка каждый день в соответствующих для этого местах: детские спортивные площадки, школьные стадионы, спортзалы и пр.
  5. Наказание должно быть для такого ребенка активным, не нудным и ни в коем случае не ограничивающим движения.

Выполняя все эти нехитрые действия, прислушиваясь к советам, вы сможете из непоседы, кипящего энергией, не умеющего усидеть на месте ни минуты, постоянно задающего немыслимое количество вопросов, вырастить гения или настоящего мастера в какой-либо важной отрасли жизни. Главное с такими детками – терпение и любовь. Все остальное – это ряд регулярно выполняемых действий, которые для вас определит специалист. Ваша задача – просто их делать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector