221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гуманистическая психология сделала целью воспитания личностный рост

Гуманистическая педагогика

Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-х гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, С. Франк, К. Роджерс, Дж. Келли, А. Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

Самоактуализация — это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике К. Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его «Я-концепции», К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

  • 1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.
  • 2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно. Иначе говоря, проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
  • 3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как он есть.
  • 4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
  • 5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.

Подходы к воспитанию

Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последователь-нос отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.

Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной па идее единства сознания и деятельности.

Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.

Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания.

Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки возникающих в совместной деятельности и общении детей отношений, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций.

Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.

Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их «лидерских» возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.

Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.

Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология «буржуазное воспитание», «советское воспитание»).

Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл -включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система.

Выделяют методы социально-активного воспитания:

  • — создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;
  • — свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества;
  • — моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры.
Читать еще:  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста

В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:

  • — иметь авторскую воспитательную программу;
  • — использовать различные способы коррекции развития детей;
  • — помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка;
  • — с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Личность ребенка в гуманистической системе воспитания

Гуманистическая основа воспитания — путь к личностному росту ребенка. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное _развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание».

В 80-х годах XX в. гуманно-личностный подход у воспитанников обосновал и практически реализовал в «Школе жизни» известный грузинский психолог и педагог ШО Амонашвили.

В российских школах, утверждает профессор Д. Левитес из Мурманска, воспитание все еще тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении зависимости. Иногда такое воспитание называют директивным (руководящим), вследствие чего воспитанник вырастает пассивным, безынициативным исполнителем.

Для воспитания личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, необходим другой подход: воспитывать умение думать раньше, чем действовать, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией и принятыми решениями . Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно- ориентированное воспитание . Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников: от состояния «Я должен» — к состоянию «Я хочу».

Личностно- ориентированное воспитание — это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к полноправному участнику воспитательного процесса. Это формирование целостной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей. Ученика не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы он сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя и захотел выполнить его. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим единомышленником. За ребенком признается его уникальность, наполненная различного рода стремлениями, интересами. Поскольку многие качества у ребенка заложены на подсознательном уровне, то воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития.

Система гуманных отношений педагога с детьми распадается на три неразделимые части: понимание, признание и принятие ребенка. А важнейшая потребность ребенка – быть правильно понятым, принятым, признанным. Он подсознательно надеется, что его поймут в любом состоянии.

Только воспитатель видит ребенка в реальной обстановке и его настоящих отношениях: в труде, поведении, контактах со сверстниками, старшими и младшими, — словом, в реальных жизненных ситуациях. Он ближе всех к ребенку в процессе его повседневной деятельности. И, следовательно, только воспитатель может составить наиболее правильное и, главное, целостное суждение о нем. А поняв, он может предотвратить неблагоприятное развитие событий.

Признание права ребенка быть самим собой – еще один принцип гуманистической педагогики. Признание – это примирение педагога с индивидуальностью, ее взглядами, оценками и позицией. Ненавидим поступки – любим ребенка.

Для каждого своего воспитанника педагог определяет личную стратегию воспитания. Определившись с системой воспитательных целей, он подбирает такие средства воспитательного воздействия, которые актуализируют присущие ребенку функционально-психологические особенности. При этом учитывается, что независимо от своих индивидуальных особенностей и возможностей все воспитанники должны знать и выполнять необходимые моральные требования.

Принципиальное положение гуманизации воспитания – принятие ребенка. Принятие – это признание того, что ребенок имеет право быть таким, какой он есть. Если педагог принимает ребенка, то принимает и его особенности, не выделяя и оценивая их. Чаще приходится принимать неблагополучных. В основе принятия – любовь. Любящий ребенка воспитатель всегда воспитывает лучше, т.к. он действует не только умом, но и сердцем. Путь к любви лежит через справедливость. Невозможно требовать от воспитателя, чтобы он был интеллектуально и нравственно совершенным, но справедливым он должен быть обязательно. Состояние полного принятия максимально способствует самоутверждению воспитанника, предоставляя ему свободу для саморегуляции.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гуманистическое русло, необходимо придерживаться правил, выработанных практикой личностно- ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

1. Постараться понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.

2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле — с «плюсами» и «минусами.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

Читать еще:  Агрессия у ребенка 4 лет советы психолога

7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, закреплять дружеский тон в практике повседневного общения. Стремится быть таким учителю очень важно. Учитель – это посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений . Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя , только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей — учитель.

Вывод: авторитаризм служит мощным источником отклоняющегося поведения. Ребенок относится к учителю, к взрослым точно так же, как они относятся к нему. Воспитание ребенка может быть только гуманным. В его основе комплексное изучение, понимание, признание, принятие ребенка. Воспитатель понимает, почему ребенок действует так, а не иначе. Он признает право ребенка быть самим собой. Наша задача – научить его действовать правильно, но не путем насилия, принудительного изменения форм поведения, а гуманными методами . Относясь уважительно ко всему тому, что составляет детские ценности, воспитатель показывает воспитаннику, что любит и уважает его. Актуально в этой связи звучат слова Л.Н.Толстого: «С грехом ссорься — с грешником мирись».

Итак, существенными чертами гуманистической школы воспитания являются: 1) особое ценностное отношение к воспитаннику, признание развития личности (интеллектуального, физического, нравственного, эстетического, трудового) — главная задача школы, а становление индивидуальности личности — ее главный результат.

2) гуманистические модели предусматривают создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит больший выбор личностью способов творческой самореализации.

3) гуманистическая направленность предполагает свободу и творчество как воспитанников, так и воспитателей;

4) воспитатель является наставником и другом ребенка, он постоянно учитывает его потребности, помогает реализовать возможности; поддерживает каждого воспитанника.

Воспитание. Цели и задачи гуманистического воспитания

ВОСПИТАНИЕ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.Воспитание — это управление процессом формирования и развития личности ребенка через создание для этого благоприятных условий.

Воспитательная работа -это разворачивающееся во времени взаимодействие воспитателя и воспитанника, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспи-

Внеклассная и внешкольная воспитательная работа-работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, общественными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во внеучебное время.

2. Цели и задачи гуманистического воспитания.

В гуманистической традиции развитие личности рассматривает­ся как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическими задачами гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отноше­ний между участниками педагогического процесса. Для обозна­чения таких отношений употребляется термин «гуманное воспи­тание».

Общепринятой целью в мировой теории и практике гумани­стического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореа­лизации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для само­развития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уни­кальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулиров­ке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влия­ние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за рас­крытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в са­моразвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гу­манистического воспитания заложена возможность формирования планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры

Задачи гуманистического воспитания:

формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, усвоение этих ценностей;

от воспитания любви к школе, к отчему краю — к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

формирование ценностей и научно обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, эстетическим и культурным категориям, воспитывать видение прекрасного;

формирование стремления к здоровому образу жизни;

развитие творческих способностей;

формирование активной жизненной позиции, формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.

3. Сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах.

Психоаналитический подход.

Еще в 20-х годах XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитание воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве позитивной воспитательной системы. Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, подключения его к социокультурным ценностям и нормам жизни.

Читать еще:  Психология ребенка 3 лет девочки

Психоаналитический подход имеет ряд позитивных моментов. Так, по мнению М.Кляйн, воспитание, основывающееся на психоаналитическом знании, способствует снятию психологических перегрузок, возникающих в детском организме в результате навязывания родителями своего авторитета. Отстаивая мысль о необходимости введения психоанализа в число воспитательных мер, Кляйн считала, что именно рациональный анализ, проводимый, начиная с трехлетнего возраста, обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психическом развитии ребенка.

Среди требований в рамках психоаналитического подхода особо выделяются следующий: как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное внимание, исходить в воспитании из индивидуальных особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребенком.

Гуманистический подход.

Гуманистическая педагогика как своеобразное направление психолого-педагогической науки и практики возникла в конце 50-х – начале 60-х г.г. XX в. в США. Она выступила педагогическим воплощением идей гуманистической психологии. В центре внимания – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей (самоактуализация), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной педагогике. Сторонники этого подхода видят свою задачу в том, чтобы способствовать становлению и совершенствованию личности. По их мнению, педагогическое воздействие должно уступить место взаимодействию (в терминах отечественной деятельностной традиции субъект-объектный процесс заменяется субъект-субъектным). При этом приемы педагогического взаимодействия аналогичны тем, которые практикуются в гуманистической психотерапии. От воспитателя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебно-воспитательной работы, от воспитательных и гибких до формализованных.

В бестселлере «Ребенок и уход за ним» Спок изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности ребенка. Его главная идея – признание своеобразия и уникальности личности ребенка. Спок советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желание и волю ребенка. При этом он подчеркивал роль родительского авторитета. Важнейшим методом воспитания Спок назвал метод терпения, который провозглашал возможность независимости в проявлениях ребенка.

По его мнению, подлинный гуманизм – сочетание любви и ответственности.

Бихевиористский подход.

Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.

Экспериментальное изучение появления новых форм поведения «у живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», позволило Дж.Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов, ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из непосредственных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из набора различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внимание, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка.

Р.Сире использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) и принципы теории научения для анализа влияния родителей на развитие ребенка. Он рассмотрел формирование психологической зависимости младенца от матери в диадическом взаимодействии, складывания различных форм зависимого поведения (поиск позитивного и негативного влияния, стремления к постоянному подтверждению, прикосновение, присутствие рядом т др.), а позже – в дошкольном и школьном возрасте – этапы преодоления детских вариантов зависимости. Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения.

Родители рассматриваются, с одной стороны, как элементы среды, с другой – как агенты социализации и «конструкторы» поведения ребенка. Чтобы модифицировать поведенческие реакции ребенка, надо научиться анализировать поведение в терминах: стимулы, последствия, подкрепления, опереться на обусловленное проявление любви к ребенку.

Центральная проблема концепций социального научения, возникших на основе классического бихевиоризма, — социализация как процесс превращения изначально асоциального гуманоидного существа в полноценного члена человеческого общества, как продвижение от биологического состояния к социальному. Проблема приобретения нового социального поведения – основная. Как происходит социализация, т.е. передача форм поведения, норм, мотивов, ценностей, эмоциональных реакций? Основной ответ – это результат научения.

Радикальный представитель бихевиоризма Б.Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное (как ответ на знакомый стимул) и оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Таким образом, по мнению Скиннера, свободы воли личности не существует, поведение отдельного человека находится под контролем социального окружения. Разработанный им метод последовательных приближений, или формирования, основан на подкреплении поведения, когда оно становится похоже на желаемое (жетонная система вознаграждения).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector