221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика метода наблюдения в возрастной психологии

Методы возрастной психологии.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе.

Наблюдение — незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения, систематичность наблюдений, наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Эксперимент различают следующие виды эксперимента:

  • -констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.
  • -формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.

Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);

Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);

Тестирование — диагностика личностных качеств с помощью тестов.

Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие.

Дневники наблюдений — положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.

Автобиографический и биографический методы — источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.

Поперечные срезы – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.

Метод наблюдения в возрастной психологии

Метод объективного наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.

Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Но наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, ведь его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления.

М. Я. Басов (1892–1931) рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии [1] . В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Басов составил специальную схему, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномоментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н. М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей [2] позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может только строить догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В. И. Ленина «Об условиях надежности психологического эксперимента» [3] (1941) было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении интеллектуальной задачи вроде той, которые использовал в опытах с обезьянами В. Келлер (например, достать высоко подвешенный предмет), дошкольники действительно, не мудрствуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети (7-12 лет) не используют палку, находящуюся в поле зрения, и они как будто не в состоянии решить простую задачу. Оказывается, что школьники внутренне переформулировали условия и усложнили задачу, поскольку очевидный способ показался им не тем, чего от них ждут.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: ориентирами при отборе становятся новизна, значимость качеств и возможностей ребенка (как описано в дневнике наблюдений психолога В. С. Мухиной «Близнецы» [4] ). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А. Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых восьми лет жизни).

Читать еще:  Воспитание мальчиков психология

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых (можно исследовать и самых маленьких); длительное прослеживание процесса изменений психики ребенка позволяет выявить переломные моменты – так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.

Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми целями» [5] . Были выделены ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки), расцененные как адекватная модель для изучения системы взаимоотношений «мать – ребенок» и качеств матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметным действиям.

Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии. Принципы проведения психологического исследования

Возрастная психология, как и любая наука, обладающая специальными методами исследования, должна опираться на те общенаучные принципы, которые позволяют учесть важнейшие закономерности психического развития и получить объективные данные в ходе исследования.

Принцип детерминизма предполагает учет причин (детерминант) психического развития ребенка. В частности, необходимо учитывать следующие причинные факторы развития ребенка:

  • • степень сформированности мозга и нервной системы в целом;
  • • роль обучения, воспитания и других социальных факторов в процессе развития личности;
  • • влияние предыдущих этапов развития на процесс становления психических функций и свойств личности.

Принцип единства психики (сознания) и деятельности предполагает учет связи психического развития ребенка с его ведущей деятельностью. Необходимо фиксировать и анализировать поведение и действия ребенка в ведущей деятельности, в период кризисного развития учитывать его потребности в зарождающейся деятельности, соотносить психические проявления ребенка с условиями и особенностями той деятельности, в которую он погружен.

Принцип объективности предполагает необходимость выполнения ряда условий при проведении исследования для соблюдения его объективности. В частности, от исследователя требуется:

  • • беспристрастная фиксация и регистрация наблюдаемых фактов и явлений, опора на объективные законы психического развития при их интерпретации, наличие объективных критериев оценки результатов исследования;
  • • обеспечение равенства условий для экспериментальных и контрольных групп (при организации констатирующего эксперимента);
  • • использование различных способов обработки и оценки полученных данных (качественных, количественных, статистических) для подтверждения их объективности и научной значимости.

Принцип системности предполагает учет взаимосвязи развития психики на каждом из этапов, так как только при условии взаимосвязанной оценки различных сторон психической сферы (эмоциональной, волевой, интеллектуальной, личностной) можно правильно интерпретировать те или иные результаты развития.

Принцип развития предусматривает изучение психического явления не как константного («застывшего»), оторванного от других психических проявлений, а в процессе его развития и связи с другими проявлениями психики. Необходимо учитывать психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому, и тенденции развития на последующих возрастных ступенях. Таким образом изучать те особенности психики, которые уже четко определились, а так же те, в которых намечается развитие. По сути, такой подход предполагает изучение психического развития в «системе трех координат»:

  • актогенеза — развития процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя;
  • онтогенеза — процесса развития конкретного человека (ребенка);
  • историогенеза — учета психовозрастных особенностей развития в меняющихся социальных и социально-экономических условиях (например, акселерация и др.) [3].

Возрастная психология активно использует методы, пришедшие из общей, дифференциальной и социальной психологии, адаптируя их к собственным задачам. Основные исследовательские методы возрастной психологии — это сбор фактов, выяснение тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. Наиболее широко распространены в возрастной психологии методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение в возрастной психологии выступает как целенаправленное, планомерное, системное восприятие и регистрация поведения изучаемого человека. Особенно результативен этот метод при изучении ранних периодов развития.

Необходимые условия научного наблюдения, постановка цели, разработка плана, выбор объекта и ситуации наблюдения, поддержание естественных условий жизни, невмешательство в деятельность испытуемого (при скрытом наблюдении), объективность и систематичность наблюдений, разработанность способов фиксации результатов.

В возрастной психологии используются все виды наблюдения: включенное, скрытое, сплошное, выборочное. В ходе наблюдения дети обычно ведут себя естественно, не стремятся к исполнению какой-либо социально желательной роли, поэтому его результаты, как правило, обладают высокой точностью отражения психического состояния. Хорошими помощниками в сплошном наблюдении являются съемки скрытой камерой, позволяющие многократно возвращаться к явлению при его анализе.

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Метод наблюдения незаменим для первоначального накопления фактов. Но он достаточно трудоемок и неэкономичен по времени. В этом смысле более эффективен эксперимент.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий и преднамеренного вызывания изучаемого психического явления. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Наиболее распространены в возрастной психологии естественный и лабораторный эксперименты (лабораторный эксперимент при изучении детей в отечественной возрастной психологии применяется только в специальных случаях в силу очень специфических, неестественных для ребенка условий обследования). Естественный эксперимент впервые применил русский психолог А.Ф. Лазурский. Главная особенность этого метода заключается в естественности условий исследования: участники эксперимента не догадываются о том, что они исполняют роль испытуемых. Находясь в поле привычных условий, они включаются экспериментатором в деятельность, вызывающую интересующие явления.

Формирующий эксперимент — это метод формирования определенных психических процессов и качеств в специально организованных условиях педагогического процесса. Он включает ряд этапов:

  • констатирующий исследователь проводит изучение уровня развития интересующих его психологических структур испытуемых на начало эксперимента или, другими словами, делает «поперечный срез». Констатирующий эксперимент может выступать и как самостоятельный метод исследования, как правило, в том случае, когда дальнейшая цель формирования еще не стоит;
  • • следующий этап — собственно формирующий, на нем исследователь проводит серию формирующих (обучающих, воспитывающих, развивающих) воздействий, включает испытуемых в комплекс формирующих техник. Идея формирующего эксперимента, как экспериментальной модели создания специальных условий развития или коррекции определенных психических свойств ребенка принадлежит Л.С. Выготскому [1] , который говорил о необходимости воссоздания таких условий детского развития, в которых исследователь мог бы теоретически и практически находить оптимальные способы формирования психических свойств;
  • • контрольный этап — повторный «поперечный срез» полученного уровня изучаемых психологических структур и свойств. На основании сравнения результатов первых двух этапов делается вывод об эффективности использованных формирующих методов. Сравнение результатов обнаруживает динамику (движение, изменение) изучаемых психических явлений и представляет собой так называемый продольный срез.

Формирующий эксперимент как метод психологического исследования необходимо отличать от педагогического эксперимента, применяемого для проверки эффективности программ и методов воспитания и обучения детей, хотя внешне они очень похожи. Различие состоит в предмете исследования: психолога интересуют психические процессы, качества, свойства личности, складывающиеся в ходе развития, а педагога — средства и методы получения результатов в учебной и воспитательной деятельности. Эксперимент в детской психологии позволяет получить хорошие результаты, когда проводится в форме игры, опирающейся на актуальные потребности и интересы ребенка. В эксперименте- игре ребенок обычно действует спонтанно, демонстрируя свои реальные возможности и особенности.

Читать еще:  Психологическое развитие ребенка 5 лет

Результаты любого эксперимента должны подвергаться качественной и количественной обработке (они относятся к группе

методов обработки данных). При качественном описании данных даются развернутые словесные (качественные) характеристики полученных результатов. Например, при изучении устной речи ребенка описывается характер словарного запаса, многообразие используемых им различных частей речи, правильность употребления грамматических форм, связность, логичность, темп детской речи и т.д.

Количественная обработка данных подразумевает подсчет (количественное выражение) исследуемых характеристик (признаков, свойств, действий, явлений, объектов и т.д.) и их процентное выражение. Этот способ показывает «вес» (представленность) исследуемых параметров в условиях проводимого эксперимента. Особый способ анализа полученных результатов эксперимента представляют методы статистической обработки данных.

Помимо основных методов эмпирического исследования можно выделить ряд дополнительных (вспомогательных). К ним относятся беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрия и др.

Беседа — эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, заключающийся в ответах на целенаправленные вопросы. Существует ряд общих требований для научного проведения беседы с испытуемым, в частности: проводить беседу в естественной обстановке, подготовить вопросы заранее, фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего, соблюдать такт и спокойствие. Беседа с ребенком имеет свои особенности, главные из которых — расположение ребенка к взрослому собеседнику и доброжелательность взрослого в общении. Особое значение имеет форма, в которой ребенку задаются вопросы. Необходимо избегать излишне прямолинейных формулировок (тебе нравиться твоя воспитательница?), неэтичных вопросов (ты любишь папу?). Нежелательны формулировки, на которые могут быть даны шаблонные ответы (ты хочешь в школу?), или очень длинные формулировки, со сложными предложениями и малопонятными словами.

Метод беседы можно использовать в работе с детьми, начиная с 3—4 лет, когда они уже довольно активно используют речь для выражения своих мыслей и действий, однако продолжительность беседы должна быть строго ограниченной.

Анкетирование — метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым). Проведение письменного анкетирования среди детей возможно только с определенного возраста, когда ребенок научится писать. До этого момента предпочтительнее беседа. Для изучения детей можно применять как открытые, так и закрытые анкеты, но следует учесть, что чем младше ребенок, тем хуже он владеет письменной речью, а следовательно, тем сложнее ему выразить свою мысль в открытой форме.

Открытыми вопросами называют те, ответы на которые даются в свободной форме. Например: в какие игры ты больше всего любишь играть? К закрытым относятся вопросы, на которые предполагается выбор ответа из данных. Например: занимаешься ли ты спортом? а) да, постоянно; б) нет; в) иногда.

Анализ продуктов деятельности — метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, музыка, сочинения, тетради, дневники). Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

Тестирование — диагностика различных свойств личности с помощью стандартизированных способов оценки результатов. В возрастной психологии используются проективные тесты и тесты достижений. Проективные техники направлены на изучение глубинных особенностей личности (тревожность, фобии). Предполагается, что материал в рисуночных (проективных) тестах должен работать как своеобразный экран, на который ребенок проецирует свои потребности, эмоциональное состояние и т.п. Проективные тесты могут быть направлены на выявление не только эмоциональных, мотивационных и межличностных особенностей личности, но и некоторых интеллектуальных характеристик: общего интеллектуального уровня, оригинальности и стиля решения проблемных ситуаций.

Тесты достижений направлены на измерение уровня знаний, умений и навыков детей и взрослых. Можно сказать, что тесты достижений служат измерению их обученности в той или иной сфере. Важно помнить, что тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

Социометрический метод дает дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Данные о статусе ребенка в группе, взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют картину взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации. Для возрастной психологии особенно важна динамика таких отношений, прослеженная на разных этапах развития ребенка, а также особенности социальных предпочтений в более взрослых и зрелых возрастах.

Кроме эмпирических (исследовательских) методов возрастная психология использует и другие группы методов: аналитические, сравнительные, методы обработки данных 1 (рис. 1.1). [2]

Рис. 1.1. Методы возрастной психологии

Характеристика метода наблюдения в возрастной психологии

Учебный курс «Психология»

Тема 1.2. Методы психологии

Метод важнее открытия,

ибо правильный метод исследования

приведет к новым, еще более ценным открытиям

Психология – это наука и практика. Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику, и служит целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.

Основные методы получения фактов в психологии:

· анализ продуктов творческой деятельности,

· социометрия и другие.

Наблюдение – исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс.

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Особенностью научного наблюдения, в отличие от простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенном планом) и систематичность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения:

-срез (кратковременное наблюдение),

— лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

-сплошное (проводится за всеми психическими процессами, свойствами и качествами данного человека),

-выборочное (наблюдение за одним психическим процессом, свойством или состоянием),

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы),

-внешнее (наблюдение со стороны),

-свободное ( не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя ) ,

-стандартизированное (заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается, ведется по определенной, предварительно продуманной программе)

-стороннее (не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает).

Процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

Читать еще:  Поведение ребенка 5 лет психология

З) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

«+»: доступность, дешевизна средств; не искажает естественного протекания псих. процессов; богатство собираемых сведений.

«-»: большие затраты времени, невозможность повторного наблюдения тождественных факторов, трудность установления причины явления, трудность статистической обработки.

Иногда наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

1.Лабораторный Э. , он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать.

«+»: Эксперимент (лабораторный) может проводиться многократно.

«-» — испытуемый ведет себя недостаточно естественно, некоторая искусственность Э..

Этот метод используется с тех пор, как в 1879 году в Германии была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт) . Ранее использовался только метод интроспекции (самонаблюдения).

2.Естественный Э. , (В 1911г. русский ученый Лазурский Александр Федорович предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности)- Естественный Э. Этот вид эксперимента широко применяется в социальной, педагогической психологии, в психологии управления. Естественный Э. проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых.

3.Психолого-педагогический Э. –сущность эксперимента состоит в том, что здесь изучение ребенка ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, в процессе активного формирования тех психических особенностей, которые являются предметом изучения.

Психолого-педагогический Э. чаще состоит из 3-х:

1. констатирующий : направлен на установление и фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения Э. Проведение диагностик.

2. формирующий : активное формирование изучаемого свойства (согласно гипотезе) в процессе специально организованного экспериментального обучения и воспитания.

3. контрольный : проверка эффективности проведенной работы, анализ и сравнение результатов. Используются те же диагностики, что и в констатирующем Э.

Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).

Стандартизированная – состоит из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определенном порядке.

Свободная – у экспериментатора имеется только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяя их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надежных данных в беседе используются разные типы вопросов:

— открытые («Ты любишь читать книги?»)

— косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?»)

— проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших 2х часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»)

2).нельзя превращать беседу в опрос

3).установление личного контакта исследователя с обследуемым человеком (создание дружественной обстановки)

4).тщательно продумать беседу (представить ее в форме конкретного плана, задач)

Психологу принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он должен добиваться, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы.

Материал, который в результате получает психолог, нуждается в самом строгом критическом анализе.

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.

«+» в том, что здесь имеется возможность получить большой по объему материал, достоверность которого определяется «законом больших чисел».

«-» в том, что обычно бывает, затруднен качественный анализ данных и исключена возможность соотнесения ответов с реальной деятельностью и поведением испытуемых.

Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека.

Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых.

— всегда стандартизированные испытания (определяет, в какой мере испытуемый соответствует известному стандарту, объективно сравнивает между собой различных испытуемых).

— предоставляет всем испытуемым одинаковые возможности для проявления имеющихся у них психологических особенностей.

Приступая к интерпретации, следует помнить, что тесты, как правило, разовые испытания, что они позволяют провести срез, зафиксировать то, что есть в данный момент. На основе результатов теста нельзя строить прогнозы, предсказывать возможность, степень успешности последовательного психического развития. Можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления: математическая обработка данных.

Метод социометрического исследования – исследование межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости (разработан амер. психологом Морено , переработан Я.Л.Коломенским и адаптирован к детям дошкольного возраста Т.А.Репиной, получив название «Игра секрет»). Эта методика используется для изучения личностного статуса ребенка в системе межличностных отношений в группе сверстников.

Детям задают ряд вопросов, например, «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил на свой день Рождения?» и т.д. или предлагают сделать «выбор в действии», т.е.по секрету подарить какую-либо вещь (картинки, игрушки и т.п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу – социограмму. Она показывает тех детей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярностью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или антипатий не выявляет. Выявляются следующие категории: «звезды»-лидеры, популярные, отверженные.

Психологический анализ продуктов творческой деятельности — позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний.

Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко.

К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д.

Не все они имеют одинаковую ценность для исследователя. Те задания, которые ребенок выполняет по непосредственному указанию взрослого, особой ценности не представляют. Ценны работы по замыслу. Большое значение в понимании внутреннего мира ребенка играют рисунки по замыслу. В них отражается особенность восприятия и переживания внутреннего мира ребенка. Рисунки дают возможность в некотором роде судить об умственном развитии ребенка. Цветовая гамма, которая используется ребенком в рисовании, дает нам основание судить о его отношения к изображаемому персонажу (например, отрицательных героев ребенок рисует темными красками и крайне небрежно: они не стоят того, чтобы стараться их рисовать»). Анализ других продуктивных видов деятельности говорит об уровне сформированности или несформированности навыков и умений ребенка.

ВЫВОД: Только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому для полного понимания психического развития ребенка они должны использоваться в тесном взаимоконтакте. Только в этом случае можно получить полную и объективную оценку развития личности.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector