221madou.ru

Мама и Я
15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игры психолога с детьми 2 3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
картотека (младшая группа) на тему

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_igr.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 36»

в адаптационный период

для детей 2-3 лет

«Детский сад № 36»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

— Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

— Доброе утро, ротик ! (касаемся указательным пальцем губ)

— Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

— Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

— Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.
  3. развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ———— Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай — побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! —————- руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!————— кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. развитие чувства ритма, координации движений;
  4. взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

— Давайте назовем, какого цвета листочки.

— Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

— А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. развитие чувства ритма, координации движений;
  4. взаимодействие детей.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. развитие чувства ритма, координации движений.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!

(громко хлопаем в ладоши)

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

— Куколку кормили. Да!

— Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. взаимодействие детей;
  4. отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

«Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.

Ход игры : на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Тише, тише, не спешите,

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения;
  3. знакомств детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись.

(кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись.

(поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой.

(топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!».

Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

  1. создание положительного эмоционального климата в группе;
  2. снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие ( дети выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток),

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове),

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад).

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают),

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети расходятся по всей площадке).

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ.

Актуальность:Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствую.

В данной картотеке подобраны игры, которые помогут ребенку более безболезнонно преодолеть эмоциональный дискомфорт в адаптационный период, его симбиотические связи с мат.

«Доброе утро!» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи:создание положительного эмоционального климата в группе;снятие эмоционального напряжения.

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ В ГРУППЕ, СБЛИЖЕНИЕ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ, ФОРМИРОВАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр для развития психических процессов у детей 2-3 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

Картотека игр для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения)

у детей 2 – 3 лет

МБДОУ детского сада №11

Нижний Ломов, 2017

«Какая игрушка спрятались»

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

Расставить на столе игрушки, начиная с трех и постепенно увеличивая их до восьми. Назвать, повторить с детьми, накрыть платочком, убрать одну игрушку. Спросить, чего не стало? Постепенно можно убирать не по одной, а по несколько игрушек сразу.

Также можно играть не с игрушками, а с картинками.

Материалы: игрушки 3-8 штук, платочек.

игра похожа на предыдущую игру, только мы не прячем игрушки, а наоборот, добавляем.

Учим детей последовательности.

Материалы: крупная мозаика 4 цветов, кубики, кирпичики большие и маленькие.

С мозаикой: сначала использовать два цвета. Показать детям, как можно сделать дорожку, используя два цвета. Например, красный – желтый, красный – желтый, затем поставить красный и спросить: какая мозаика будет следующая? Выбрать надо из этих двух цветов. Дети по очереди продолжают выстраивать дорожку. После того, как дети научились выкладывать мозаику из двух цветов, можно усложнить задание. Или выкладывать сразу две дорожки: красный – зеленый, желтый – синий, раздав детям сразу все цвета. Или выкладывать дорожку не из двух цветов, а из трех: красный – желтый – зеленый, красный – желтый – зеленый.

С кубиками: принцип игры такой же. Выкладываем кубики так: большой – маленький, большой – маленький. Усложняем: два больших – два маленьких, или два маленьких – один большой.

С кирпичиками: поставить на ребро – положить, поставить на ребро – положить, и т.д. усложнение такое же, как с кубиками. Также можно дорожку сделать из кубиков и кирпичиков.

Учим детей сортировать предметы.

4- 7 одинаковых корзинок (тар), цветная детская посуда по 4 предмета каждого вида.

4-7 одинаковых корзинок (тар), геометрические фигуры по 4-8 штук из игры «Конструктор геометрический»

С посудой: повторить название посуды: тарелки, блюдца, чашки, ложки большие, ложки чайные, вилки, ножи. Расставить 4 корзины. Сначала сортируем по цветам. В каждую для образца положить по два предмета одного цвета. Дальше упражнение выполняют дети. Раскладывают все предметы по цветам. Затем сортируем по видам. Выставляем 7 корзинок. В каждую кладем по два предмета: две чашки, две ложки и т.д. Дети должны разложить посуду не ошибаясь по корзинам.

С фигурами: повторить название фигур. Задание выполняется также как и с посудой. Сначала раскладываем по цветам, затем по фигурам.

Учим детей находить одинаковые предметы.

Материалы: мишка и зайка, разные игрушки одинаковые по две штуки: два кубика, два шарика, две погремушки, две машинки, два флажка, две тарелочки и др.

Познакомить детей с мишкой и зайкой. Остальные игрушки выложить на столе(не все). Объяснить, что зверята любят играть только одинаковыми игрушками. Показать, вот мишка играет кубиком, положить возле него кубик, и зайка играет точно таким же кубиком. Положить перед зайкой шарик. Сказать, вот зайка играет шариком, спросить, а чем же будет играть мишка? Дети должны найти шарик и положить его возле мишки. Когда дети научаться находить по одному предмету предлагается находить по два, три предмета. «Вот мишка играет погремушкой, машинкой и шариком, а зайка только машинкой. Каких игрушек у него не хватает?» дети находят недостающие игрушки и кладут рядом зайкой.

Материалы: две куклы, цветные кубики ( мозаика, цветные геометрические фигуры).

Задание похоже на предыдущее. Только здесь раздаются кубики сначала по одному, например, синему. «Вот у Кати синий кубик и у Маши синий кубик». Затем по два: «У Кати зеленый и красный кубик, а у Маши только зеленый, какой надо добавить кубик, чтобы у них стало одинаково?». Затем по три и по четыре. Варианты: у Маши красный, синий и желтый, а у Кати только желтый. У Маши зеленый, красный, синий и желтый, а у Кати красный и синий. У Кати два синих, красный и желтый, у Маши только красный и желтый. У Маши три красных и зеленый, а у Кати один красный и зеленый кубик. У Кати есть кубики, а у Маши нет. И др.

Также можно играть с крупной мозаикой и геометрическими фигурами.

Материалы: 4 предмета 4 цветов. Например, флажок – красный, фломастер – синий, шарик – зеленый, кубик — желтый, мешочек.

Показать детям предметы, повторить цвета. Сложить их в мешочек. Спросить какие предметы были в мешке. Дети называют, что было и какого цвета.

Разные игрушки: флажок, машина, неваляшка, пирамидка, кукла, и др., мешочек.

Разные предметы: расческа, щетка, палка, кисточка, колокольчик, и др., мешочек.

Назвать предметы и игрушки, дать потрогать и подержать, убрать в мешочек. Дети по очереди достают, не глядя из мешка ту игрушку или предмет, который просит воспитатель.

Материалы: предметы, которыми можно рисовать и другие игрушки. Например, кисть большая, кисточка маленькая, фломастеры, карандаши, мел, ручка. Палочка, дудочка, машина, кукла и др.

Требуется выбирать из предметов, которые лежат на столе, те которыми можно рисовать. А про те предметы, которые не выбрали, надо объяснить, для чего они предназначены.

муляжи овощей и фруктов, картинки с нарисованными продуктами, разные игрушки и предметы, две корзины.

Требуется разложить по корзинам то, что мы едим в одну корзину, и то, что мы не едим в другую корзину.

Материалы: 4 больших цветных кубика, 4 маленьких игрушки.

Ставим 2 больших кубика, на кубики – игрушки. Запоминаем, что на синем кубике сидит матрешка, а на желтом — собачка. Убираем игрушки, детям надо правильно рассадить игрушки. На синий кубик посадить матрешку, а на желтый – собачку. После того, как дети научаться правильно выполнять это задание, усложняем с тремя и четырьмя кубиками.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед детьми выкладываем три больших квадрата трех цветов, сверху одного, например, синего квадрата кладем большой синий треугольник, получился синий домик. Требуется два других треугольника положить «на место». Усложняем, выкладываем большие квадраты, один с крышей – треугольником, рядом кладем большие круги, сверху одного, например, над красным, кладем маленький красный круг, получилась красная неваляшка. Теперь детям даем треугольники и маленькие круги. Дети должны сами правильно разложить треугольники над квадратами, круги над кругами.

Другие варианты: большой треугольник с маленьким треугольником – елочка, большой прямоугольник с маленьким прямоугольником – башенка, большой прямоугольник с маленьким квадратом – машинка и пр.

Как можно изменять игру: домики и елочки, башенки и машинки, елочка и неваляшка, башенка и домик.

Материалы: Блоки Дьенеша

Перед каждым ребенком выкладываются фигуры: большие и маленькие круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов. Воспитатель просит найти большой синий круг. Дети находят и показывают, кладут на место. Воспитатель просит найти маленький красный круг, дети находят и показывают, и т.д. пока все фигуры не будут найдены. Количество фигур лежащих на столе зависит от того, сколько фигур дети знают, и в какой мере развито их внимание и терпение.

10 развивающих идей игр для детей 2-3 лет

За окном непогода и ваш малыш снова остался дома с вами? Чем же заняться вместе с ним так, чтобы это точно увлекло ребенка и пошло ему на пользу? В этой статье вы познакомитесь с простыми развивающими играми из подручных материалов.

Бусины и пуговицы

Сортировка бусин или пуговиц по цвету и размеру точно понравится вашему малютке. Можно раскладывать их в разные ёмкости: небольшие баночки, коробки из-под спичек. А ещё перекладывать бусины можно пинцетом, тут точно не обойтись без ловкости рук!

Игра с макаронами

Отсыпьте немного макарон разных форм в одну миску, задача ребёнка отсортировать их по виду. Можете нанизывать макароны на верёвку в виде бус или выкладывать различные предметы: домик, солнышко, цветок. Это будет полезным знакомством с фигурами.

Волшебный мешочек

Спрячьте разные предметы в небольшой мешок, малыш должен на ощупь угадать, что это – мяч, шишка или, например, карандаш. Берите легко узнаваемые предметы.

«Попробуй, застегни»

Принесите одежду с маленькими и большими пуговицами, пусть кроха учится сам застёгивать и расстёгивать её. Эта игра способствует развитию навыков самостоятельности.

«Лабиринт»

Нарисуйте на бумаге прямую линию, ребёнок должен попробовать выложить на ней пуговицы или макароны. Когда он начнет справляться, усложните задание, нарисовав линию «зигзаг».

«Найди клад»

Насыпьте крупу в миску или коробку из-под обуви. Спрячьте в ней маленькие игрушки. И пускай малыш сам их найдёт и достанет. Эта игра разовьёт навык поиска. Также игры с крупой полезны для развития тактильных ощущений.

«Перелей водичку»

Вам понадобится 2 стакана, один пустой, второй с водой и чайная ложечка. Покажите, как можно переливать водичку с помощью ложки в пустой стакан, постепенно наполняя его.

Аппликация

Вырежьте различные фигурки из цветной бумаги, покажите, как пользоваться клеем. А вырезав цветные кружочки, можно сделать вместе разноцветную гусеницу.

Рыбалка

Для этой забавной игры нужно налить воды в таз или большую миску. Теперь поместите туда небольшие резиновые игрушки и мячики. Задача ребёнка – выловить игрушки с помощью ложки или половника.

«Аквариум»

Нарисуйте на листе бумаги водоём с ракушками, камнями и растениями. Из цветной бумаги вырежьте рыбок разных размеров. А теперь самое время приклеить рыбок в «аквариум». Расскажите, где маленькие рыбки, а где большие.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, научат кроху различать цвета и формы.

Подписывайтесь на канал Яндекс Дзен где собраны полезная и позновательная информация для мамачек и папачек.

Игры психолога с детьми 2 3 лет

Прежде чем направлять гиперак­тивного ребенка в группу для коллективных игровых занятий, желательно провести несколько индивидуальных, тренировочных занятий с детьми. В этомособенно нуждаются дети рас торможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией дви­жений. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.

1. Игры для развития произвольности:

Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой

поиграем, я буду задавать вопросы. Отвечая, ты не должен употреблять слова «да» и «нет».

Поочередно задаются следующие вопросы:

— Ты учишься в школе?

— Ты любишь смотреть мультфильмы?

— Кошки умеют лаять?

— Яблоки растут на елке?

— Сейчас ночь? И т.п.

Если ребенок при ответе употребляет «да» или «нет», необходимо повторять вопрос. В ходе игры ребенку можно предложить ответить на 1 -3 вопроса.

Игра «Летает — не летает» (3-5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас я буду назы­вать разные слова, а ты будешь подни­мать руки вверх только тогда, когда я буду произносить название предмета, который может летать. Провоцируя ре­бенка, родитель(психолог) поднимает руки вверх при произнесении каждого слова. Примерные слова: корзина, са­молет, пуговица, чашка, муха, полка, воробей, одеяло, стол, тетрадь, кроко­дил, птица, окно, журавль, заяц, теле­визор, соловей, котенок, курица.

Игра «Съедобное-несъедобное» (5-7 мин).

Инструкция: родитель (психолог) берет мяч и встает напротив ребенка (расстояние-5 шагов). Называя какой-либо предмет, родитель (психолог) бросает мяч ребенку. Если прозвучало название съедобного предмета, ребе­нок ловит мяч, несъедобного — оттал­кивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Когда ребенок дойдет до родителя (психолога), он становится ведущим. Затем игра повторяется

Игра «Запретное движение» (5мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Я буду показывать различ­ные движения, а ты будешь повторять все эти движения, кроме одного».

Сначала родитель (психолог) пока­зывает разные движения, например, руки — вверх, в стороны и др. Ребенок повторяет их. Затем родитель (психолог) называет и показывает «за­претное» движение. Например, подпрыгивание на одной ножке, которое ребенок не должен повторять. Дается сигнал к началу игры. Ребенок повто­ряет все движения родителя (психо­лога), кроме «запретного». Ошибки, которые совершает ребенок, обычно вызывают бурные эмоциональные ре­акции, смех, но прекращать при этом игру не следует.

Игра «Запретное слово» (5мин).

Инструкция: ребенок вслед за роди­телем (психологом) повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он мо­жет, например, хлопнуть в ладоши;

Игра «Море волнуется» (10 мин).

Инструкция: дети (ребенок) бегают по залу, изображая руками движения волн. Родитель (психолог) говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фи­гура -замри!»

Дети (ребенок) должны остановить­ся и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала ко­манда «отомри». Родитель (психолог) ходит по залу, рассматривает «морс­кие фигуры», хвалит детей (ребенка) за необычность, красоту фигуры, за неподвижность и т.д.

2. Для развития внимания и памяти:

Игра «Что исчезло?» (5мин).

Инструкция: родитель (психолог) ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза.

Родитель (психолог) убирает одну иг­рушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».

Игра «Что изменилось?» (5мин).

Эта игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.

Игра «Слушай хлопки» (7мин).

Инструкция: родитель (психолог) договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно марширо­вать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка -прыгать (как лягушка).

Игра «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши» (7мин).

Инструкция: родитель (психолог) показывает ребенку игрушку (на несколько секунд), затем прячет ее, ре­бенок описывает игрушку так, как ее запомнил.

Игра «Волшебный мешочек» (5 — 7мин).

Ребенок рассматривает 7-8 мелких игрушек. Затем родитель (психолог) незаметно для ребенка кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: «Потрогай мешочек и догадайся, что в нем лежит». Ребенок ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывает свои предположения. Ро­дитель (психолог) вынимает игрушку и показывает ее ребенку. Игра прово­дится несколько раз.

Игра «Опиши игрушку» (10 мин) .

Инструкция: родитель (психолог) складывает все игрушки в мешочек. Ребенок, поочередно, достает одну игрушку и составляет о ней рассказ-описание.

При возникновении затруднений, можно задать вопросы:

— «Из чего сделана игрушка?»,

— «Какого она цвета?»,

— «Из чего она состоит (что у нее есть)?»,

— «Как с ней можно играть?»

Игра «Запомни и повтори движения» (5 — 7мин)

Инструкция: родитель (психолог) показывает три разных движения, ре­бенок смотрит, запоминает и повторя­ет их. Затем демонстрируются четыре движения.

Для развития внимания и памяти рекомендуется также работа за сто­лом на листах: «Корректурная про­ба», «Лабиринты», «Соедини по по­рядку» и др.

3. Для развития моторики и координации движений:

Игра «Бирюльки» (5мин).

Инструкция: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные.

Для развития моторики и координа­ции движений рекомендуются телесно-ориентированные игры и упражнения

Игра «Насос и мяч» (5 мин).

Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку поиграть в насос и мяч. Один участников игры изобража­ет мяч, другой — насос. Каждый выпол­няет движения в соответствии с полу­ченной ролью.

«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.

«Насос надувает мяч» — ребенок де­лает соответствующие движения рука­ми, сопровождая их звуками «С-с-с. ».

«Мяч становится все больше» — ре­бенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.

«Насос прекращает работу» — ребе­нок делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.

Упражнение повторяется несколь­ко раз, затем участники игры меняют­ся ролями.

Игра «Штанга» (3 мин).

Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Ребенок широко расставляет ноги и напрягает мышцы ног. Нагибается вперед и сжимает руки в кулаки. Мед­ленно выпрямляется, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимает воображаемую штангу, затем опускает ее вниз и расслабляет мышцы.

Игра «Клоуны» (2-3 мин).

Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку по команде взрос­лого последовательно выполнять сле­дующие движения: кисти рук опуска­ются вниз; руки сгибаются в локтях; руки расслабляются и падают вниз; туловище сгибается, голова опуска­ется вниз; колени сгибаются, ребенок приседает на корточки.

Игра «Потягушечки» (2 мин).

Инструкция: родитель (психолог) и ребенок садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись».

Ребенок открывает глаза, медленно встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.

Далее родитель (психолог) гово­рит: «Сладко потянулись, проснулись, улыбнулись». Ребенок встает на ступ­ни, опускает руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Изобрази явление» (8 мин).

Инструкция: родитель (психолог) и ребенок перечисляют приметы осе­ни: дует ветер, качаются деревья, па­дают листья, идет дождь, образуются лужи. Взрослый показывает движе­ния, которые соответствуют этим яв­лениям:

«Дует ветер» — дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» — выполняет плав­ные движения руками сверху вниз.

«Идет Дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.

Когда ребенок запомнит показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, ребенок бегает, танцует, как только музыка прекраща­ется, он останавливается и слушает, какое явление назовет взрослый. Ребе­нок должен выполнить движения, кото­рые соответствуют данному явлению.

Игра «Надоедливая муха» (2 мин).

Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Представь себе, что ты ле­жишь на пляже, солнышко тебя согре­вает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Что­бы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз, поморгай, попробуй прогнать муху глазами, пере­плетает со щеки на щеку — надувай по очереди каждую щеку, уселась на под­бородок — подвигай челюстью и т. д.».

«Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.

«Перекрестные хлопки»: взрос­лый и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хло­пок, затем хлопок руками взрослого о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь взрослого дела­ет хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью взрослого о левую ла­донь ребенка и обычные хлопки.

Игра «Робот»

Инструкция: родитель (психолог) говорит: о том, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребе­нок замирает в стойке «смирно». Да­лее взрослый дает ему команды, на­пример: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно».

Для развития моторики и координа­ции движений рекомендуются любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.

4. Для преодоления застенчивости.

Игра «Незнайка» : ребенку пред­лагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает взрослый, он должен сделать удивлен­ное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю. »

Игра «Зайка испугался» : ребенок должен представить себя зайцем, ко­торый боится волка, и изобразить ис­пуг при помощи пантомимики.

Игра «Злой волк» : ребенок при по­мощи пантомимики изображает злого и голодного волка.

Игра «Петушки »: ребенок при по­мощи пантомимики изображает храб­рого петушка, гордого петушка, груст­ного петушка, веселого петушка.

Игра «Вкусная конфета» : ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медлен­но раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.

5. Для активизации подкорковых структур мозга:

а) дыхательные упражнения: дыхание с задержкой на вдохе — выдохе сначала в собственном, а за­тем в установленном ритме.

Выполняется сидя на полу «по-ту­рецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы, ре­бенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»; ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого пальца, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе — пос­тепенно опускает вниз и свистит; ре­бенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воз­душный шарик.

б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:

Игра «Снеговик» : ребенку пред­лагают представить себя только что слепленным снеговиком — тело долж­но быть сильно напряжено, как замер­зший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко па­дает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он — лужица воды.

Игра «Семечко» : ребенок, изобра­жая семечко, сидит на корточках, голо­ва на коленях, руки обнимают колени.

Игра «Дерево» прорастает и пре­вращается в дерево — ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево — ре­бенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

Игра «Пальчики» : в положении сидя или стоя, ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжи­мать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслаб­ляет и встряхивает кисти рук.

Игра «Лодочка» : ребенок ложится на спину, вытягивая руки по команде, он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок вы­полняет упражнение, лежа на животе.

в) упражнения на пространствен­ную ориентацию: ребенок берет в руки мяч, и по команде психолога подни­мает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п. Далее ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.

Игра «Найди клад» : в комнате спря­тана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д

Читать еще:  Психология дошкольного образования
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector