221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Изучение детской психологии

Предмет и принципы детской психологии
учебно-методический материал

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
predmet_i_printsipy_detskoy_psihologii_1.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет и принципы детской психологии 1. Предмет детской психологии

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства. Детство, по периодизации, принятой в отечественной психологии (Д.Б. Эльконии), охватывает три большие эпохи: раннее детство — возраст от рождения до 3 лет, детство — от 3 до 10 лет и отрочество. Дошкольная психология, являясь составной частью детской психологии, изучает психическое развитие ребенка на протяжении первых 7 лет жизни.

Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок.

Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений.

2. Основные закономерности психического развития

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Говоря о закономерностях психического развития, имеют в виду описание и объяснение не случайных фактов, а главных, существенных тенденций, определяющих ход этого процесса.

Во-первых, для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности — предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

Периоды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, когда обостряется ее чувствительность к определенного рода воздействиям, называются сензитивными. Функции развиваются наиболее успешно и интенсивно. Таковым для овладения родным языком является возраст с 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, переходя в итоге к связной речи.

Во-вторых, психическое развитие протекает стадиально, имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени и изменяющимся в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве — с рождения до 3 лет.

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а поэтому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность. Поэтому важно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять, как подчеркивал А.В.Запорожец, возможности ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности. Ведь только реализация всех возможностей данного возраста обеспечивает переход к новой стадии развития.

Ребенок определенного возраста занимает особое место в системе общественных отношений. И переход от одного этапа развития к другому есть прежде всего переход к новой, качественно более высокой и глубокой связи ребенка и общества, частью которого он является и без связи с которым не может жить (А.В.Запорожец).

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования и ведущая деятельность.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики (Л.С.Выготский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предметам, вещам, созданным человечеством, и к самому себе.

В качестве возрастных новообразований выступают новый тип строения личности и ее деятельности, психические изменения, возникающие в данном возрасте и определяющие преобразования в сознании ребенка, его внутреннюю и внешнюю жизнь. Это те позитивные приобретения, которые позволяют перейти к новой стадии развития.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей с элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходит перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».

В-третьих, в ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств. Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между отдельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком, качественно новом уровне. В частности, взаимосвязи памяти с речью и мышлением обеспечивают ее интеллектуализацию. Следовательно, эти две противоположные тенденции взаимосвязаны и не существуют друг без друга.

С дифференциацией и интеграцией связана кумуляция, предполагающая накопление отдельных показателей, подготавливающих качественные изменения в разных областях психики ребенка.

В-четвертых, на протяжении психического развития происходит смена детерминант — причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант. На каждом возрастном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком определенных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В частности, по мере взросления контакты с товарищами все больше начинают влиять на психическое развитие дошкольника.

В-пятых, психика отличается пластичностью, что дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Так, родившийся ребенок может овладеть любым языком, независимо от своей национальности, а в соответствии с

той речевой средой, в которой он будет воспитываться. Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психических или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития, например при недостатках зрения, слуха, двигательных функций. Другое проявление пластичности — подражание. В последнее время оно рассматривается как своеобразная форма ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности (Л.Ф.Обухова, И.В.Шаповаленко).

3. Принципы изучения психики ребенка

Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Что изучает детская психология: частые ошибки и правила воспитания ребенка

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты. Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли. Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии. Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде. При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям. В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем. В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д. Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б. Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла. Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира. Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление. Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой. Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я». Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы. Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию. Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции. Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична. Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно. Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Детская Психология (дошкольника)

Оксана Перепечаева
Детская Психология (дошкольника)

Детская психология изучает развитие психики ребенка на протяжении детства.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Высшие психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общении с людьми и постепенно переходят во внутренний план, становясь внутренними психическими процессами ребенка.

«Зона ближайшего развития»

«Актуальный уровень развития»

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности.

Важна собственная активность ребенка

Обучение и деятельность – неразрывны и являются источником развития психики ребенка.

Ведущая деятельность — (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Периодизация развития личности

В основе периодизации – идентичность личности (это психосоциальная тождественность).

У дошкольников это формирование полярных качеств – -младенческий возраст(0-1 года) «доверие-недоверие к миру»

Ранний возраст (1-3 года) «самостоятельность-зависимость»

Дошкольный возраст (3-6 лет) «инициатива-пассивность, вина»

7-12 лет «компетентность –неполноценность»

Периодизация развития морального сознания личности

На разных возрастных этапах дети по разному решают нравственные проблемы.

Существует 3 уровня:

Для дошкольников и младших школьников характерен «доморальный уровень» сознания

Стадии развития игры дошкольника:

1 стадия: (3-5 лет) воспроизведение логики реальных действий людей;

2 стадия: (5-7 лет) моделируются реальные социальные отношения людей, общественный смысл действий.

Игра способствует развитию:

общения дошкольников

становлению произвольного поведения потребностно-мотивационной сферы

Прикреплённые файлы:

detskaja-psihologija-doshkolnika_hf44s.pptx | 169,58 Кб

Детская дизайнерская деятельность в ДОУ Воспитатели Зайцева Е. В. Козина Л. В. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической.

«Психология формирования особенностей развития, творческих способностей у детей дошкольного возраста» Гениями не рождаются — ими становятся. Сложно представить себе ситуацию, при которой ребенок с врожденными способностями к музыке научится.

Детская игра Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими.

Консультация для родителей «Детская иллюстрация» Общение ребёнка с «настоящей», «бесценной» детской книгой – незаменимо с раннего детства! Ребёнок уже в первые годы своей жизни встречается.

Детская литература и ее специфика Детская литература и ее спецификаАвтор: Ракова Е. С. В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят. Бери, читай и много знай, Но.

Детская игрушка из фетра «Мурка» Мне нравится заниматься вышивкой, рисованием, делать какие то поделки. Хочу вам показать свою первую работу. «Мурка» из фетра. Для.

Конспект профилактического занятия «Психология физического воспитания» Цель занятия: создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по актуальным вопросам развития детей дошкольного возраста,.

Консультация «Детская инициатива» Приоритетная сфера инициативы в младшем дошкольном возрасте это в продуктивная деятельность. Младшая группа. В младшем дошкольном возрасте.

Консультация «Детская познавательная инициатива» Одним из методов работы с детьми, является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного.

Консультация «Детская ложь» Ребенок начинает лгать в период интенсивного развития воображения и речи. Часто это связано с тем, что ребенку сложно отличить реальность.

Читать еще:  Зона ближайшего развития это в психологии определение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector