221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как приучить ребенка к порядку советы психолога

Памятка для родителей «Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине»
консультация на тему

Рекомендации для родителей по воспитанию дициплинированности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatka_distsiplina.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Как приучить ребенка к порядку и дисциплине»

Прежде всего, давайте выясним, для чего нужно приучать детей к чему бы то ни было? Есть несколько причин, по которым необходимо приучать ребенка к аккуратности. Во-первых, ПОРЯДОК РАЗВИВАЕТ. Мышление ребенка устроено таким образом, что его развитие происходит путем упорядочивания всего, что он видит. Если он постоянно видит перед собой хаос, то и развитие его замедляется. Во-вторых, НАДО УЧИТЬСЯ ЖИТЬ С ЛЮДЬМИ. В течение жизни вашему ребенку придется много раз оказываться в ситуациях, когда необходимо существовать бок о бок с другими людьми. Для того чтобы неаккуратность не мешала вашему ребенку строить с ними отношения, важно правильно организовать жизнь своей семьи. Чтобы ребенок был самостоятельным и уверенным в себе, просто необходимо научить его помогать по дому, приучить к порядку . Лучше с самого детства начать бороться с детской ленью, тогда в будущем будет намного легче и вам, и вашему ребенку. Уже с двух лет следует начинать приучать ребенка к труду. В этом возрасте детки сами стремятся помогать родителям, им хочется повторять за взрослыми. Поэтому, именно в этом возрасте можно научить детей помогать, не заставляя их это делать, а следуя их желанию. В возрасте трех лет дети уже обращают внимание на беспорядок в доме, поэтому, если их не учить убирать за собой, из них могут вырасти неряхи.

Психологи выделяют несколько принципов, которые нужно соблюдать, чтобы вся семья усвоила правила соблюдения порядка в доме.

ПРИНЦИП 1: Живи и давай жить другим.

Правила просты: если ты что-то взял – верни на место, если ты что-то открыл – закрой, а если в доме кто-то спит – не шуми. С детства необходимо приучить ребенка ухаживать за собой.

ПРИНЦИП 2: Только положительные эмоции.

Никогда не наказывайте ребенка за не слишком фанатичное стремление к уборке. Было бы парадоксально, если бы ему нравилось драить полы или мыть посуду.

Не заставляйте ребенка заниматься уборкой, он сам должен дозреть до этого: «Я убираю, потому что мне нравится, когда чисто».

Придумывайте разные сценарии для уборки игрушек (например, мягкие игрушки отправляются «на другую планету» — в коробку).

Устраивайте конкурсы (кто положит игрушки в ящик быстрее).

НЕ МЕШАЙТЕ ЕМУ ПОДРАЖАТЬ. Любой ребенок деятелен от природы: в нем заложен инстинкт подражания взрослым. Именно поэтому он бросается помогать нам или копировать наши действия. Если в этот момент он услышит «Не лезь!», «Ты еще маленький» или «У тебя не получится», этот порыв будет пресечен на корню. А потом вы удивляетесь: почему он такой ленивый? Потому что ловить момент надо было раньше, когда он предлагал вам свою неумелую помощь.

ПРИНЦИП 3: Все надо объяснять.

Вы должны не только подавать ребенку хороший пример обращения с вещами, но и объяснять, почему вы это делаете. Только тогда ребенок будет поддерживать порядок не механически, а вполне сознательно.

• Расскажите ребенку про пыль: она вредна (в пыли живут клещи, которые вызывают аллергию).

• Объясните, почему надо класть вещи на место: потому что иначе в нужный момент вы их не найдете.

• Почему надо оставлять за собой все в том же виде, как было (закрывать дверцы, не бросать открытым тюбик зубной пасты)? Потому что другой человек тоже захочет этим воспользоваться, и ему может быть неприятно.

ПРИНЦИП 4: Поддерживать порядок должно быть легко.

Разумеется, не нужно излишне романтизировать процесс наведения домашней и телесной чистоты: дела это рутинные и вряд ли стоят того, чтобы класть на них жизнь. Поэтому нужно постараться, чтобы эта необходимая часть бытия присутствовала в вашей жизни по минимуму. Сегодня, к счастью, для этого есть много способов. Обустройте свою квартиру так, чтобы содержать ее в порядке было легко и приятно:

• не используйте покрытия и отделки, которые собирают пыль (ковры, ковролин, драпировки);

• держите мелкие вещицы в шкафах или на застекленных полках;

• избавьтесь от горизонтальных поверхностей, которые нужно часто протирать от пыли;

• заведите много коробок и контейнеров для мелких вещей;

• не держите «на поверхности» сразу все детские игрушки: часть из них нужно прятать на верхние полки, а когда ребенок уже успеет их подзабыть, менять «экспозицию»;

• в ванной поставьте несколько контейнеров для грязного белья: для белого, черного и цветного — и объясните всем домашним, куда что следует класть (сразу приучайте ребенка ежедневно менять трусики, носки, а также другую одежду, если она стала «несвежей» по запаху).

ПРИНЦИП 5: Не торопиться.

Стремление к порядку, появившись в раннем возрасте, претерпевает всевозможные изменения и метаморфозы. Часто дети по мере взросления из чистюль превращаются в нерях или наоборот. На это могут влиять самые разные психологические факторы. Но смысл остается один: полностью потребность в чистоте и порядке формируется у человека достаточно поздно – уже к моменту полного созревания личности (примерно в 25 лет). Поэтому, если у вашего чада вдруг («Непонятно откуда – мы же такие чистоплотные») появляются не совсем приятные привычки, не надо поднимать панику и бить во все колокола. Почти наверняка, если в детстве у ребенка были заложены здоровые правила гигиены и аккуратности, то, став взрослым, он к ним вернется. Просто всему свое время. Иногда человеку нужно «перерасти» какой-то сложный период: чаще всего беспорядок в комнате подростка – это некая вещественная материализация неразберихи, которая творится у него в душе.

Эта таблица подскажет вам, как приучать ребенка к порядку и дисциплине более эффективно.

Что может делать ребёнок

✓ собирать разбросанные игрушки

✓ складывать в стопку книги и журналы

✓ самостоятельно относить в ванную мокрые штанишки

✓ разгружать стиральную машину (выкладывать бельё в тазик)

✓ вешать курточку на крючок после прогулки

Все действия стараться производить вместе с ребёнком, всё показывать и по многу раз объяснять

✓ помогать накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать вилки и ложки)

✓ помогать на кухне (размешивать тесто для блинов, чистить картошку в мундире и т. д.)

✓ мыть за собой тарелку и чашку

✓ вытирать пыль специальной тряпочкой

✓ поливать комнатные цветы

✓ выносить за собой горшок

Необходимо оборудовать для ребенка личное пространство. Комната (или уголок в ней) должна быть устроена таким образом, чтобы каждая вещь имела в ней собственное место, досягаемое для ребенка

✓ раскладывать в детской игрушки так, как ему нравится и кажется красивым (не мешайте ему и не навязывайте его волю)

✓ стирать в тазике свои мелкие вещицы: носовой платочек, носочки, трусики

✓ пылесосить и простирать с помощью швабры пол

У ребёнка просыпается чувство прекрасного: в этом возрасте для него особенно важно, как выглядит окружающее пространство. Следите за своей квартирой.

✓ иметь постоянные домашние обязанности (например, следить за комнатными растениями, вытирать пыль в своей комнате, мыть раковину в ванной)

✓ самостоятельно следить за своим внешним видом (брать чистую одежду, отправлять в стирку грязную)

✓ уметь готовить простые блюда (яичницу, салат)

Не ругайте ребёнка, если он что-то сделает не так. Давайте ему больше самостоятельности. Поддержание порядка должно восприниматься как тяжёлая работа.

✓ поддерживать порядок в зонах общего пользования (ванная, туалет, коридор, гостиная)

✓ свою комнату убирать самостоятельно

Максимально удобно устроить интерьер и купить хорошую технику.

Наилучших успехов в воспитании дисциплины добьются те родители, которые любят и уважают своих детей, считаются с их запросами, желаниями, индивидуальными особенностями, у которых разумная строгость умело сочетаться с мягкостью и требованием уважительного отношения к себе. Важным фактором дисциплины является последовательность требований. Таким образом, ребенок будет в том случае дисциплинированным, если в семье он получает правильное воспитание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Януш Корчак писал: «Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает. Мирное благополучие снисходительно, а раздражительная усталость агрессивна и мел.

В комнате некуда ступить ногой… Машинки, детали конструктора, куклы, кусочек яблока, рассыпанная мозайка, надкусанное печенье, брошенная чашка… Что ж, кажется, пора приучать малыша убирать.

Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности.

«Приучаем ребёнка к порядку».

Советы для родителей.

Даны рекомендации для родителей, как себя вести с детьми и постепенно приучать их к порядку.

Как приучить ребенка к порядку?

Советы для родителей как справиться с ребенком

Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

Соедините уборку и чтение книг

Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. «Так мы прочитали всего «Гарри Поттера» и «Властелина Колец», — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно». Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

Почему это работает

Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

Все должно лежать на своих местах

Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга «Организация вашего пространства».

«Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, «Мягкие игрушки» или «Конструкторы») и сложили туда соответствующие вещи.

Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: «Сумочки и кошельки».

Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. «Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия», — предположила Александра.

Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

Почему это работает

Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. «Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат», — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). «Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа».

Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. «Моему младшему сыну стоило только сказать: «Уберись в комнате», — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей». Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

«Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести». А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы «Лего».

«К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать».

Почему это работает

Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. «Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение».

Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: «Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю». Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Педагогика

    Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя. И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

    Характеристика проблемы

    Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

    • правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
    • научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
    • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
    • стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
    • укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
    • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
    • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

    Советы психологов: как приучить детей соблюдать порядок в доме

    Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку — это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше. Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием. Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

    • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья — не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
    • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
    • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
    • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

    Правила, которым стоит научить малыша

    Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

    • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.

    Ещё один способ отметить успех — вручать бумажные звёзды в качестве наград. Ими можно даже оформить стену в детской.

    • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
    • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
    • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
    • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе — то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
    • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
    • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

    Интересные способы дисциплинировать сына или дочь

    Самый лучший способ добиться чего-то от ребёнка — придумать собственные полезные забавы, ведь никто лучше родителей не знает, что интересно и полезно для сына или дочки.

    Для детей 2–5 лет

    • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
    • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы — 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
    • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
    • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
    • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.

    Для детей от 6 до 9 лет

    • Составление наглядного режима дня. Можно даже указать поощрения за выполнение нескольких пунктов.
    • «Детективы». Спрячьте какую-то игрушку или вещь ребёнка, которая ему очень по душе, и предложите использовать секретный детективный метод — качественное наведение порядка. Полезно в этой игре ещё и оговорить время, чтобы у малыша появился стимул сделать всё быстро.
    • «Илья Муромец борется со змеями». Предложите примерить на себя роль богатыря, который борется со змеями-мусором. Задача ребёнка — собрать всех «врагов» в определённые коробки.
    • «Аудио-уборка». Этот способ приобщает малыша не только к уборке, но и к чтению. Заведите правило: ребёнок убирает, а мама ему вслух читает. Если карапуз останавливается и просто слушает, «диктор» тоже прерывается, а история не продолжается.

    Для детей 10–14 лет

    На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

    • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет — убери то, что уже не используется».
    • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
    • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.

    Учёные из Мичиганского университета опубликовали результаты многолетних исследований, согласно которым было установлено, что мальчики более чувствительны в подростковом возрасте, чем девочки. Именно поэтому во многих начинаниях сыновья гораздо больше требуют поддержки со стороны родителей, чем дочери.

    • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
    • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

    Типичные ошибки родителей

    Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

    • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
    • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
    • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим — не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
    • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче — физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
    • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
    • Не кричите. Крик — это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса — это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

    Воспитание дисциплинированности у ребёнка — нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому — это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Психологические особенности дошкольников
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector