221madou.ru

Мама и Я
41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие основные психологические подходы должен знать воспитатель

Знания психологии в работе воспитателя

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_na_russkom.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Красногвардейского района Санкт- Петербурга.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Важность психологических знаний в работе воспитателя.

Воспитание человека начинается с его рождения;

он еще не говорит, еще не слушает,

но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Руссо Жан-Жак

Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. А. С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. Общие знания (общественно-политические, а также по литературе, искусству, истории и т. д.) характеризуют мировоззрение и общую культуру педагога. Специальные знания, необходимые для преподавания предмета, можно разделить на психолого-педагогические, медико-биологические и знания по своему предмету.

Недостаточно, чтобы педагог знал то, что должны, согласно его требованиям, знать воспитанники, и чтобы он наспех придумывал ответы на те вопросы, которые, может быть, зададут дети. Только тот может сообщать сведения в интересной форме, кто мог бы давать в сто раз больше, чем ему в действительности приходится давать. Когда педагог рассказывает какое-нибудь простое стихотворение, то огромная разница получается в зависимости от того, знаком ли он со всей литературой или нет. Его занятие по ознакомлению с окружающим миром или рассматривание цветущего деревца может ограничиться одними лишь элементами, и все же эти элементы требуют, чтобы перед его глазами были открыты широкие перспективы современной науки. Чем обильнее его запас, тем более независимым он будет от учебника и тем более ярким сделает урок, помещая центр тяжести в живом слове.

М. И. Постникова (1993) выявила следующие функции психологических знаний для педагогов:
1) они являются важным условием педагогической деятельности;
2) лежат в основе глубокого и всестороннего анализа эффективности используемых педагогом форм и методов работы с учащимися;
3) помогают педагогу видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся;
4) помогают педагогу выявлять те реальные трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе усвоения им учебного материала;
5) помогают педагогу в построении взаимоотношений с учащимися, их родителями, с коллегами.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами физиологии, психологии, педагогики может привести к серьезным педагогическим ошибкам. Слабая же эрудированность может привести к потере педагогом авторитета в глазах детей.

Педагогу, как ни кому другому, следует руководствоваться словами известного естествоиспытателя К. А. Тимирязева — «надо знать обо всем понемногу и все о немногом».

Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и бесед с другими педагогами. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые педагогом в процессе изучения своих учеников — их характера, способностей, склонностей. К. Д. Ушинский говорил: для того, чтобы формировать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые педагог приобретает в процессе своей педагогической деятельности, при анализе своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придает всей деятельности педагога творческий характер.

В обязательный состав знаний и воспитателя и преподавателя вуза входят знание философии и методологии; знание научной области, формирующей учебный предмет; знание психологии обучения; знание педагогики и методики преподавания или воспитательной работы. Различия в полноте и глубине каждого разряда знаний образуют разную когнитивную структуру и, как следствие, определяют в конечном итоге неодинаковый педагогический эффект.

Специальные знания, которыми обладает педагог, можно разделить на теоретические, практические и методические. Теоретические знания касаются истории науки, закономерностей работы организма и психики человека, принципов воспитания и обучения и т. д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом «почему?».

Практические знания педагога касаются, прежде всего, знаний того, как нужно выполнять то или иное задание, как провести тот или иной эксперимент и т. д. Это основные знания, которые приобретаются на практических занятиях во время обучения в педагогическом учебном заведении.

Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как научить ребят выполнять то или иное задание.

Обучение других — специальный раздел педагогики, который нужно осваивать тщательно и терпеливо, поскольку опыт собственной деятельности не у всех и не сразу трансформируется в опыт обучения других.

Современный ребёнок еще до поступления в школу, а впоследствии и помимо нее, получает необходимую информацию из книг, журналов, газет, кино, радио- и телепередач. И все это педагог может ставить на службу своей деятельности, компенсируя ограниченность своих возможностей активностью и поисковыми возможностями самих учащихся. Следовательно, функцию передачи знаний нельзя считать основной.

Профессионализм обнаруживается главным образом в том, что педагог знает, как учить и воспитывать, как переводить ребёнка из одного состояния в другое, как решать педагогические задачи и наиболее быстрыми и экономичными путями реализовать цель и задачи воспитания. Приобретение педагогом необходимых знаний — это лишь часть дела, немаловажная часть — донесение эти знаний до учащихся.

Выделяют несколько уровней деятельности по передаче знаний учащимся:
1) репродуктивный уровень: педагог сообщает учащимся знания предмета, которыми владеет сам. Однако это еще не признак педагогической квалификации;
2) адаптивный уровень: он включает в себя не только знание предмета, но и знание особенностей восприятия и понимания материала;
3) уровень, локально моделирующий знания: педагог способен не только передавать знания и транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их, заранее учитывая, с каким прежде изученным материалом нужно его сопоставить, какие трудности встретятся при восприятии нового материала и что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности;
4) уровень системного моделирования знаний: педагог, раскрывая учащимся ту или иную тему, учитывает всю систему их знаний;
5) уровень, связанный с осознанием конечной цели: какого специалиста, с какими знаниями, умениями, мировоззрением и т. д. нужно готовить в данном учебном заведении.

До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.

Воспитатель детского сада

Родственные профессии

Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната, няня

Сфера профессиональной деятельности

  • Образование.
  • Обслуживание.

Классификация профессии

  • Может быть отнесена к типам профессии:
  1. «Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).
  • Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
  • Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».

Описание профессии

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода к работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам воспитателя детского сада относится:

  • любовь к детям;
  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада:

  • порядочность,
  • доброжелательность,
  • высокая ответственность и моральная устойчивость,
  • честность,
  • способность к сопереживанию,
  • коммуникабельность,
  • аккуратность,
  • организованность,
  • чувство такта,
  • сдержанность,
  • бескорыстие.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
  • Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
  • Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
  • Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
  • Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
  • Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
  • Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
  • Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
  • Беременность и период лактации.
  • Глаукома декомпенсированная.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Требования к профессиональной подготовке

Воспитатель детского сада должен знать:

  • цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
  • основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;
  • методики развития разных видов деятельности детей;
  • особенности анатомии и физиологии дошкольника;
  • требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания детей дошкольного возраста.

Воспитатель детского сада должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействовать с дошкольниками;
  • изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

Воспитатель детского сада

Воспитатель детского сада

  • СПО «Дошкольное образование» (050704); «Организация воспитательной деятельности» (050702); «Педагогика дополнительного образования» (050710); «Специальное дошкольное образование» (050705);
  • ВПО «Дошкольная педагогика и психология» (050703) (уровень подготовки – специалист).

Инспектор по работе с трудными подростками; воспитатель в детских домах, общежитиях, интернатах, лагерях; учитель младших классов; гувернер; няня.

Тип профессии по предмету труда: основная деятельность воспитателя связана с работой с людьми, что позволяет отнести профессию по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); по характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).

Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.

К основным обязанностям работника относятся:

  • осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
  • создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
  • руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
  • осуществление личностно-ориентированного подхода в работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
  • оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
  • создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
  • защита интересов и прав детей.

Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада: порядочность, доброжелательность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

Профессионально важные качества:

  • любовь к детям;
  • умение находить подход к детям;
  • умение быстро принимать решения;
  • организаторские способности;
  • практицизм;
  • развитая интуиция;
  • психологическая устойчивость;
  • жизнерадостность;
  • высокий уровень культуры;
  • активность.

К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе воспитателем, относятся:

  • нарушения слуха, речи, значительные нарушения зрения;
  • судороги, потери сознания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
  • расстройства координации движений;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • психические расстройства.

Воспитатель детского сада должен хорошо знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста; основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста; методики развития разных видов деятельности детей; особенности анатомии и физиологии дошкольника и требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий; основы организации дошкольного учреждения и управления им.

Воспитатель детского сада должен уметь:

  • руководить основными видами деятельности дошкольников;
  • обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • взаимодействовать с дошкольниками;
  • изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
  • вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
  • взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
  • пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.

Воспитатели востребованы как в муниципальных и ведомственных, так и в частных детских садах.

Воспитатели могут работать как самостоятельно (в небольшом частном детском саду), так и в коллективе из нескольких специалистов. Большую часть дня они работают в помещениях. В детских садах обязательными являются прогулки на открытом воздухе, на которых воспитатель непременно сопровождает детей. Бóльшую часть дня воспитатели проводят стоя.

В работе воспитатели используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски).

Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.

Облик воспитателя формируется за счет опрятного внешнего вида, аккуратной элегантной одежды. Специальной формы для воспитателя не предусмотрено. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным, одежда – аккуратной и элегантной.

Поскольку воспитатели постоянно работают в тесном контакте с людьми, существует опасность заражения различными заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем.

Деятельность воспитателя связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может вызвать нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.

Для овладения профессией «Воспитатель детского сада» необходимо либо среднее профессиональное, либо высшее образование в области педагогики, дошкольного воспитания, психологии или социологии.

Образовательные организации среднего профессионального образования:

Перспективы карьерного роста специалистов в области дошкольного образования связаны с повышением квалификации либо непосредственно на рабочем месте, либо в системе непрерывного профессионального образования.

Возможен и управленческий путь развития карьеры, когда специалист, постепенно совершенствуясь, может стать руководителем детского сада либо получить должность специалиста в местном отделе образования. Воспитатель может со временем открыть частный детский сад, став частным предпринимателем.

«Психологические подходы практической деятельности воспитателей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

«…Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек, не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте- умение проникнуть в духовный мир ребенка».

Эти качества в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении с вновь поступившими детьми.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к её условиям.

Учет психологического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Одна из задач ФГОС ДО – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Специалисты Академии медицинских наук, наблюдая за детьми в период адаптации, установили следующее:

  • у детей возникают сдвиги в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и другими клиническими проявлениями;
  • отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма;
  • социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их полного исчезновения;
  • дети теряют часть ранее приобретенных навыков;
  • резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна;
  • отмечается задержка нервно-психического и физического развития;
  • соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса;
  • у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются нарушения в виде энуреза, энкопреза, расстройства стула, кожных высыпаний.

Научные тесты показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации его не только к детскому саду, но и к школе.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • состояния здоровья;
  • резкого контраста между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
  • разницы в методах воспитания.

Таким образом, целью работы педагогов в период привыкания ребенка к детскому саду является создание психолого-педагогических профилактических условий, способствующих успешной адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей имеет несколько направлений.

  • Лечебно-профилактическая работа включает организацию закаливания, сна, диетического питания, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
  • Психологическую безопасность личности ребенка обеспечивает разнообразие видов деятельности, соответствующих возрасту младшего дошкольника, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
  • Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.
  • Психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей подразумевает систему мероприятий, разнообразие форм и методов взаимодействия с семьей.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального перенапряжения младших дошкольников мы руководствуемся принципами:

  • ориентация на «зону ближайшего развития» каждого ребенка;
  • учет направленности интересов воспитанника;
  • обеспечение свободы выбора и волеизъявления.

С целью сбора информации о воспитанниках нами используются анкеты родителей о стиле воспитания в семье, способностях, интересах, привычках и особенностях ребенка. Педагог-психолог проводит диагностику интеллектуального развития, вместе с воспитателями наблюдает за состоянием и поведением ребенка в детском саду. Результаты наблюдений педагоги группы вносят в адаптационные листы. На основе собранной информации составляются индивидуальные маршруты развития детей.

Психика ребенка младшего дошкольного возраста устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится. Поэтому очень актуально в этот период применение адптационных игр, кинезиологических упражнений, способствующих гармоничному физическому и психическому развитию, формированию необходимых навыков, повышению эмоционального тонуса. Например,

«Огуречик-огуречик», «Мишка косолапый», «Сорока-белобока», «Зайка серенький сидит» и др.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все семьи, и взрослые, и дети, переживают адаптационный стресс. Родители часто не могут помочь своему ребенку, поскольку не знают, как лучше поступить в новой ситуации.

Успешному преодолению стресса и адаптации к условиям ДОУ способствуют детско-родительские занятия с психологом. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, тревоги детей и родителей, снижению импульсивности и агрессии у воспитанников, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

В присутствии родителей малыши с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Родители имеют возможность понаблюдать за поведением своего ребенка вне домашней обстановки, познакомиться с другими детьми и родителями, включиться в педагогический процесс на правах равных участников.

Тема сотрудничества педагогов и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению очень актуальна. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к условиям детского сада.

В работе с родителями используем буклеты, памятки, информационные стенды, сайт ДОУ.

Положительно зарекомендовали себя интерактивные формы коммуникации с семьями воспитанников, где родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками педагогического процесса. Например, дни открытых дверей, мастер-классы, семинар «Роль устного народного творчества при воспитании культурно-гигиенических навыков у детей», консультации воспитателей и педагога-психолога: «Потешки в жизни детей», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Почитай мне сказку, мама. Или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Дерётся, кусается ещё и обзывается», помощь родителей в изготовлении атрибутов для пополнения предметно-развивающей среды группы.

Особой популярностью пользуются совместные детско-родительские мероприятия, например, акции «Голубь мира», «Накорми птиц зимой», «Письмо водителю», развлечения «У бабушки в деревне», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Путешествие в сказку «Теремок»» участие в конкурсном движении «Новогодняя игрушка», «Елочка-красавица», «Российский флаг», интернет-конкурсы «Моя семья», «Мои любимые животные», «Моя любимая игрушка».

В период привыкания к новой обстановке, когда дошкольник скучает по дому, маме, еще неможет общаться с другими детьми и взрослыми, особую значимость приобретает фольклор. Особенно его малые формы. Мы подбираем и выразительно рассказываем потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – воспитателю.

Вместе с потешками мы одеваемся, причесываемся, кушаем и играем. Используем устное народное творчество в пальчиковых играх с детьми, что позволяет одновременно развивать координацию движений, межполушарное взаимодействие и речь. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать и вводить их в свои игры. Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

Для решения всех перечисленных задач на основе детского фольклора были подобраны и составлены картотеки игр и комплексов закаливающей гимнастики после дневного сна, которые помогают поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями. Совместно с родителями в группе была собрана библиотека русских народных сказок. Подобраны соответствующие настольно-печатные игры, наглядный материал, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики детей в конце адаптационного периода показал следующее:

  • детей с тяжелой степенью адаптации не выявлено;
  • 68 % детей имеют среднюю степень адаптации;
  • 32 % – легкую степень адаптации.

Таким образом, тесное взаимодействие педагога-психолога и воспитателей группы позволяет положительно влиять на течение процесса адаптации.

Читать еще:  Психология ребенка 4 лет
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×