221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кризис 7 лет психология кратко

Кризис 7 лет, его психологическое значение

Л.С. Выготский выделяет 2 симптома кризиса – манерничанье и кривляние и указывает, что 7 лет – это возраст «потери непосредственности». Поведение перестает быть естественным, непосредственным. Причиной этого он называет обобщение переживаний – момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребенка. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредуется обобщенным переживанием.

Согласно Л.И. Божович, источником кризиса 7 лет является несоответствие нового личностного образования – позиции школьника – старой системе отношений, характерной для дошкольного поведения. Т.е. дети начинают мечтать о школе, привлекательными для них становятся «серьезные» дела, дети начинают тяготиться обществом младших дошкольников.

К 7 годам, как установила Е.З. Басина, происходит кардинальное изменение самооценки. До 6 лет ребенку характерно безусловное положительное отношение к себе независимо от конкретной сферы, по которой он должен оценивать себя . При этом ребенок ставит себя на самое высокое место. К 7 годам ответы меняются: во-первых, различаются Я-реальное и Я-идеальное по всем сферам; во-вторых, Я-реальное занимает свое положение чуть выше середины шкалы, что соответствует обычным ответам здоровых взрослых; в-третьих, Я-идеальное остается на верхней шкале, что отражает некоторый инфантилизм 7-леток.

Новые исследования позволили уточнить и расширить перечень симптомов кризиса 7 лет, который можно разделить на 3 категории симптомов.

Первая категория центрируется вокруг некоторого правила, заданного взрослым, некоторых домашних установок. Симптомами, т.е. реакциями ребенка на правила взрослых могут быть следующие:

— Спор – ребенок оспаривает необходимость требуемого или время выполнения

— Непослушание – невыполнение привычных требований или установлений.

— Пауза – промежуток времени между обращением к ребенку и ответной его реакцией.

— Требовательность – настаивание на своем, напоминание об обещанном (навязчивое), «занудство»;

— Остальные симптомы: упрямство, хитрость, капризы.

Таким образом, ребенок противопоставляет собственную позицию позиции родителей.

Почти одновременно возникают и собственные занятия, т.е. возникают самостоятельные занятия и стремление к самостоятельности. Это симптомы второй категории: возникновение новых видов продуктивной деятельности и стремление к выполнению некоторых домашних обязанностей, ранее не принадлежавших ребенку.

В эту категорию входят и другие симптомы:

— Общие вопросы – в общении ребенка с родителями возникают новые темы, не связанные с ежедневным бытом.

— Школа – разговоры о школе.

Все эти симптомы (второй категории) свидетельствуют об изменении места ребенка в семейных отношениях, об эмансипации от близких взрослых, о стремлении занять новое место в системе отношений: встать в новую взрослую позицию по отношению к семье.

Симптомы третьей категории носят нейтральный характер, но демонстрируют взрослость. Это:

— Взрослое поведение – частный случай манерничанья и кривляния, когда ребенок ведет себя демонстративно «по-взрослому». На вербальном уровне это выражается в демонстративной рассудительности, в поведении – в карикатурной взрослости;

— Внешний вид – внимание к собственной внешности. Споры об одежде. Дети, надевая одежду, часто спрашивают: «Я теперь одет как школьник?» («–взрослый?»).

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

28. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура. Варианты развития психологической готовности к обучению и адаптация первоклассника к школе.

Готовность к школе — это и готовность к овладению высоко опосредствованными «внеситуативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить ее в соответствии с заданными нормами. В дальнейшем в период школьного обучения эти нормы будут все более усложняться.

Психологическая готовность ребенка к систематическому обучению (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Речевая готовность детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи.

Термин «адаптация » имеет латинское происхождение и означает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

В противном случае возможны 3 варианта неблагоприятного развития 6-7-ми летних детей (описаны А.Л. Венгером).

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно.

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить ободрение.

Уход от реальности — еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис семи лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений -значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Читать еще:  Игры психолога с детьми 2 3 лет

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (см. рис. 1) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Как проявляется кризис 7 лет у ребенка — возрастная психология

Про психологические кризисы уже давно известно каждому образованному человеку. Чаще приходится слышать про кризис среднего возраста, однако даже те родители, которые наслышаны о детских психологических кризисах, чаще всего оказываются не готовы столкнуться с их проявлениями лицом к лицу. Да и как быть готовым к внезапным капризам и протесту, если до этого малыш рос тихоней.

Причины кризиса у детей в 7 лет

У родителей ребенка возникают резонные вопросы: откуда же вылез этот кризис, если ребенок был послушным и покладистым? Что родители сделали не так? Возникают разнообразные предположения о причинах нового поведения ребенка — кто-то «испортил», плохая компания, злые родственники, пошлое телевидение. Хотя причины кризиса семи лет психология видит, прежде всего, в семье и в самой природе психики.

Возрастные кризисы рассматриваются психологией как естественные этапы преобразования психики. Во время возрастных кризисов жизненный опыт, накопленный за прошедшие годы, «перерождается» в качественно новые структуры, которые и оказываются почвой для дальнейшего развития человека. Кризисы могут проходить как бурно, так и безболезненно: все зависит от того, какой опыт был накоплен в промежуточном этапе и какая социальная обстановка складывается на момент начала кризиса.

Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология отмечает как один из самых бурных кризисов за всю жизнь человека. В этот период у детей формируется социальная позиция ребенка и утрата детской непосредственности. От протекания и исхода кризиса зависит то, насколько малыш в последующем будет успешно адаптирован к жизни в социальной среде.

Социальная обстановка кризиса 7 лет сама подталкивает маленького человека к глубокой перестройке всего поведения. Прежде всего, в возрасте 6–8 лет малыш идет в школу. Это предъявляет к нему ряд новых требований: малыш, до этого особенно не ограниченный рамками дисциплины, теперь должен подчиняться уставу школы.

Носить школьную форму, сидеть по 45 минут на уроках, внимательно слушать учителя и выполнять задания — это звучит несложно для взрослого, а для большинства дошкольников даже заманчиво и волнительно, но все дети без исключения, едва попадая в новую среду, вынуждены перестраивать свое поведение и учиться соответствовать ожиданиям взрослых.

Меняется и окружение ребенка. Он получает опыт делового общения со сверстниками. Школьный класс — это первый «рабочий коллектив», где не просто собраны сверстники, но и объединены единой задачей: учиться.

Тем самым школьник усваивает две важные вещи. Первая: он больше не может удовлетворять все потребности сразу же после их возникновения — ему приходится считаться с социумом. В школе даже для удовлетворения простейших желаний, например, поесть или сходить в туалет, приходится проявлять терпение и получать желаемое только по прошествии некоторого времени. Вторая: чадо получает «место в мире» наравне (по его мнению) со взрослыми. Это позволяет малышу считать, что он теперь имеет право на те же вещи, что и взрослые люди, и поэтому его поведение меняется соответствующе.

Ребенок может прийти в школу с различной мотивацией. Первая мотивация — игровая. Малыш воспринимает учение как забавную игру и получает фрустрацию сразу же, как только ему были предъявлены более или менее серьезные требования, выполнять которые он не согласен.

Вторая мотивация — демонстративная. Детям нравятся атрибуты «взрослости»: они рады новым тетрадкам, учебникам, рюкзаку и форме. Им нравится демонстрировать их, тем самым ощущая свою принадлежность к определенной социальной группе, которая кажется важной и заманчивой. Как и в первом случае, ребенок оказывается фрустрирован, как только понимает, что за внешними атрибутами «взрослости» кроются не вполне приятные занятия, к которым приходится прикладывать усилия.

Наконец, третья мотивация — учебная. К 7 годам очень немногие дети обладают личностью настолько сформированной, чтобы получать удовлетворение непосредственно от получения знаний. Одновременно с этим, учебная мотивация является наиболее адаптивной, поэтому формирование правильного отношения к учебе становится задачей родителей и педагогов (как дошкольного учреждения, так и школы).

Проявления кризиса

В период кризиса у детей появляются некоторые общие модели поведения, которые позволяют им преодолевать трудности, вставшие на пути. Многие родители не воспринимают их адекватно, понимая такие проявления как нечто «ненормальное», пришедшее от «плохих» товарищей или из «плохой» школы. Перечислим основные проявления:

  • Наигранность поведения. Ребенок под влиянием внешних требований теряет непосредственность, и взамен нее приходит прямое подражание, кривляния, передразнивание и прочие проявления «театральности». При помощи таких форм поведения дети как бы «обкатывают» различные приемы, которые они могли бы применять сознательно, вызывая у себя ту или иную реакцию. Кроме того, наигранность служит способом привлечения внимания взрослых, т. к. авторитет взрослого человека очень важен для ребенка в кризисный период. Даже негативное внимание является необходимостью.
  • Вертлявость и неусидчивость. Постоянное беспокойство (иногда даже тревожное) связано со сменой ведущей деятельности. До 7 лет главной деятельностью является игровая, а с началом обучения в школе ей на смену резко приходит учебная. Дети продолжают переключаться со своих заданий на игры как бы «по инерции», т. к. их мозг неспособен к резкой перестройке вида работы. Кроме того, некоторые дети из-за стресса становятся очень утомляемыми. Это зависит от множества факторов — обстановки в семье, темпа физического развития, степени его готовности и вида мотивации к школе и т. д.
  • Вредные алогичные действия. Некоторые родители не перестают удивляться тому, что способны «выкинуть» их дети в период кризиса. И действительно: некоторые из них начинают совершать поступки, не поддающиеся логике. Мучают животных, поджигают мебель, пачкают стены, причем совершают это вполне осознанно. Такое поведение становится реальным поводом для обращения к психологу, т. к. свидетельствует о злокачественном течении кризиса. В некоторых случаях подобное поведение может быть даже манифестацией детской шизофрении (однако это происходит довольно редко).
  • Эмоциональные изменения. Под этим понятием кроются два противоположных состояния: либо повышенная агрессивность, либо замкнутость и застенчивость. Часто это связано с социальным окружением: с изменением отношения в семье или с низким авторитетом среди одноклассников.

Психология ребенка 7 лет также предусматривает различные проявления упрямства и негативизма. Стремясь доказать свое равенство со взрослыми, он начинает упрямиться, вступать со взрослыми в открытую конфронтацию и даже прибегать к грубости. На просьбы и указания родителей малыш отвечает упрямством и упорствует либо до тех пор, пока не отстоит свое мнение, либо до тех пор, пока не доведет себя и окружающих до истерики. Не все родители готовы терпеливо относиться к такому поведению, что, в свою очередь, провоцирует усиление и нарастание конфликта.

Что делать родителям в кризисный период?

Для родителей «кризисных» детей, которые уже перешагнули грань адекватного поведения, есть только одна рекомендация: скорее обращаться к психологу, пока временные негативные явления не стали чертой характера чада. Важно помнить, что поведение ребенка как зеркало отражает последствия воспитания его родителями. Поэтому поход к психологу не означает «спихнуть» ребенка на «воспитывающего» специалиста. Перевоспитаться прежде всего должны родители, и тогда вести самого ребенка к психологу может быть необязательно.

Если сразу же не убирать психологические проблемы ребенка, они обязательно появятся в зрелом возрасте. Например, в виде различных страхов, фобий, панических атак, неуверенности в себе и прочее. Тогда на помощь придет психолог.

Для тех родителей, которые только столкнулись с первыми проявлениями кризиса или ожидают его всплеска в ближайшее время, есть несколько универсальных советов по воспитанию младшего школьника, которые помогут справиться с серьезными проблемами в будущем.

Первое правило психологии общения с ребенком 7 лет — объяснять. В малыше просыпается познавательский интерес, и безопаснее всего удовлетворять его родителям. Ему становятся интересны причины явлений окружающей природы, социальных феноменов и прочего. Для родителей это шанс заново начать познавать мир, а для ребенка — впервые открыть его. Это правило работает и в воспитательных целях: если родители хотят оградить чадо от чего-либо через запрет, то необходимо объяснить последствия нежелательных действий. Во-первых, это сработает эффективнее, т. к. интерес к «методу научного тыка» будет заранее удовлетворен. Во-вторых, при помощи аргументированного объяснения можно с большой вероятностью избежать конфронтации и слепого упрямства.

Читать еще:  Развитие детской психологии

Следующая рекомендация — слушать. Это поможет сформировать нормальную самооценку и в будущем избежать боязни публичных выступлений. Даже если вы знаете, что рассказ приукрашен фантастическими подробностями, внимательное выслушивание позволит понять внутренний мир ребенка, обсудить и уточнить спорные моменты. Дети в 7 лет уже способны к достаточно аргументированной дискуссии, им нравится, когда их позицию выслушивают и прислушиваются к ней.

Еще одна полезная привычка — советоваться. Малышу важно, чтобы его мнение учитывали. Поэтому в 7 лет, выбирая одежду или игрушку, необходимо советоваться, совместно искать компромисс и обсуждать его решения. В кризис 7 лет чаду важно считать себя полноправным членом общества, быть наравне со взрослым. Подобное «равное» общение поможет сформировать навыки рассуждения, дискуссии и ответственности.

В рекомендации родителям от психолога на период кризиса 7 лет входит также предоставление личного времени. Младший школьник должен учиться распоряжаться свободными часами на свое усмотрение — это повышает его личную ответственность и формирует навыки тайм-менеджмента. Предварительно следует объяснить, какие дела необходимо выполнить и какая ответственность ожидает в случае уклонения от обязанностей. Подобное демократическое воспитание действует гораздо эффективнее прямых директив и авторитаризма, т. к. в случае предоставления свободы малыш сам принимает ответственность за свою жизнь, а не ждет указания от старших.

Наконец, самыми важными пунктами являются полное исключение насилия в воспитании и отказ от позиции, в которой ребенок воспринимается как собственность взрослого. Нужно понимать, что в 7 лет важно обрести навыки самостоятельности и взрослой жизни, а с физическими наказаниями и жесткими указками чадо превращается в игрушку родителей, порой озлобленную и неблагодарную. Эти воспитательные методы неприменимы, каким бы раздражающим не его было поведение. В случае, когда у малыша проявляются жестокость и деструктивность, лучше всей семьей обратиться к психологу, чем усугублять положение подобными методами «воспитания».

Особенности кризиса 7 лет у ребенка

Развитие человека происходит всю его жизнь. У детей скачки взросления более заметны. Мнения специалистов по этому поводу расходятся. Кризис семи лет в психологии считается естественным процессом, связанным с адаптационным периодом малыша к быстро изменяющимся внешним условиям. Однако некоторые предпочитают думать о возникновении сложностей общения с ребенком, как следствии ошибок в воспитании.

Характерные возрастные черты

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Отличительные черты кризиса

Главной причиной возникновения поведенческих проблем предшкольного периода является взросление. У малыша полностью меняются жизненные условия, ребенок переживает, волнуется. Ему нужно будет многому научиться, подстроиться под новый график, понимать свою ответственность.

Возрастная психология кризиса у ребенка 7 лет такова, что этот период тяжелопроходит, ребенку необходимо привыкнуть общаться со сверстниками, также переживающими сложности, научиться справляться со школьной нагрузкой.

Специалисты утверждают, кризис семи лет проявляется примерно в 6–8 лет. Точную цифру сказать нельзя, каждый малыш индивидуален. Отличительными особенностями периода являются:

  • неадекватное поведение ребенка, нередкие проявления вредности;
  • наигранный разговор при общении;
  • снижение усидчивости, концентрации внимания;
  • попытки передразнить взрослых;
  • попытки привлечь внимание.

Некоторые дети пытаются ябедничать взрослым. Такие перемены несознательны, ребенок временно теряет контроль над своими поступками. Дошкольник негативно реагируют на критику, разум блокирует все отрицательные сведения, поступающие извне.

Основным толчком кризиса является постепенный уход от детской непосредственности, созревание интеллекта, возникновение тревоги за совершенные действия. Кроме того, малыш переживает за успехи в школе, пытается сопротивляться смене привычных условий.

Симптоматика

Родители сами могут выявить психологические особенности этого периода. Каждая имеет свою логику.

Ребенок перестает слушаться подсознательно, пытается настоять на своем мнении, отказ от выполнения родительских указов помогает развитию. Наказание нежелательно, даже спокойное объяснение редко помогает. Лучше постараться временно отстраниться.

Упрямство тоже является симптомом кризисного периода. Малыш отрицает отказы, становиться требовательным, настойчивым. Таким образом, он самоутверждается. Сама цель становиться не важна, главное — процесс требования.

Следствием первых симптомов является своеволие. Ребенок желает все делать самостоятельно. Лучший выход — постараться направить энергию в желаемое русло: предоставлять ограниченную свободу выбора, давать несложные задания. Например, выбор одежды, еды из нескольких предложенных вариантов.

Начальные признаки могут быть отмечены к шестилетнему возрасту. Ближе к восьми годам симптомы становятся более сглаженными.

Как себя вести родителям

В воспитании ребенка паника — худший советчик. Следует собраться и следовать рекомендациям специалистов.

Запрещая, необходимо приводить обоснование. Каждое ограничение должно преподноситься в форме совета или пожелания. Тогда резкого отказа не последует.

Прислушивайтесь к малышу, проводите вместе больше времени. Пусть ребенок Вам доверяет.Всегда выслушивайте его страхи и волнения. Насмехаться над его тревогами нельзя. В будущем это поможет малышу справиться со страхом выступать публично.

Чаще спрашивайте у ребенка совет. Он почувствует важность своего мнения для взрослых. Обсудите покупки, насущные дела, школу, работу. Но одновременно, не нужно слишком нагружать малыша своими трудностями.

Насилие в воспитательных целях способствует усугублению ситуации, может наложить отпечаток на всю жизнь малыша, снизить его самооценку.

В 7 лет ребенок начинает взрослеть, нужно воспринимать его, как взрослую полноценную личность. Малыш должен почаще общаться со сверстниками, стараться выполнять свои обязанности самостоятельно. Желательно, чтобы у малыша было свое место уединения.

Продолжительность кризисного периода

Начало кризисного периода связывается с получением статуса школьника, предполагающим значительные изменения условий существования малыша: новый коллектив, обязательства, навыки. На основе проведенных исследований выявлено, что этот период обычно продолжается несколько месяцев в зависимости от особенностей конкретного ребенка и поведения родителей.

Можно выделить несколько этапов кризиса:

  • ребенок осознает необходимость идти в школу, следовательно, он повзрослеет, станет более важным;
  • малыш пытается овладеть своим эмоциональным состоянием, начинает общаться спокойнее;
  • полное осознание нового статуса.

Причины кризисного состояния ребенка

Возрастные кризисы являются нормальными этапами в развитии личности человека. Во время их протекания происходит преобразование мышления человека, что ведет к его подготовке к новым жизненным этапам.

Кризис 7 лет отмечается психологами, как один из самых бурных. В это время утрачивается детская непосредственность и происходит формирование позиции малыша в обществе.

В этот период выполняется полная перестройка поведения маленького человека. Он идет в школу, что подразумевает ряд нововведений: ребенок должен соблюдать дисциплину и определенный порядок.

В процессе общения с одноклассниками малыш учится общению. Причем оно происходит не просто так, а по делу.

Школьник осознает две истины. Первая состоит в том, что ему необходимо учитывать мнение окружающих и иногда на время сдерживать свои потребности. Вторая — малыш взрослеет и получает свое место в мире взрослых, что, по его мнению, дает ему право на обладание «взрослыми» вещами.

Малыш посещает школу по различным мотивам:

  1. Игровой. В этом случае ребенок воспринимает школу как игру, но он не готов к выполнению предъявляемых требований.
  2. Демонстративный. Малыши рады новым вещам, они воспринимаются, как этап взросления. Но и в этом случае, ребенок не желает подчиняться, делать уроки, читать.
  3. Учебная. Такой мотивацией к семилетнему возрасту обладают единицы. Но такие дети с удовольствием посещают школу для получения знаний. Подобный подход меньше всего травмирует психическое состояние малыша, позволяет ему быстрее адаптироваться к смене обстановки.

Чувства ребенка

Кризисное состояние представляет собой спор между готовностью и способностью для совершения конкретных действий. Малыш осознает, что он становится все ближе к взрослой жизни, он уже не имеет такой сильной привязанности к родителям. Он старается показать, что стал более важным и самостоятельным.

Читать еще:  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста

Ребенок перестает воспринимать игры, иногда даже агрессивно относится к младшим детям. Основной целью является получение самостоятельности вопреки родительской опеке.

Возможные изменения

Несомненно, кризис ребенка — это тяжелый период не только для него, но и для всех остальных членов семьи. Он сопровождается спорами и стрессами. Но, тем не менее, существуют и благоприятные последствия такого явления:

  1. Постепенно формируется готовность к посещению школьных уроков: ребенок старается выполнять все задания, чтобы его похвалили. Он пытается понравиться одноклассникам и учителям.
  2. Малыш проявляет свое «я» — он принимает появившиеся обязательства, приспосабливается к ограничениям.
  3. Малыш старается осмысливать свое состояние. Он может объяснить свои чувства: злость, обиду, радость. Это огромный скачок в развитии, который очень важен в становлении личности.

Нежелательные действия со стороны родителей

Насколько легко пройдет кризис зависит от поведения родителей и других окружающих малыша взрослых. Ниже приведены рекомендации родителям:

  1. Вести малыша в школу не раньше 7 лет.
  2. Предъявлять адекватные требования. Чрезмерная школьная нагрузка ведет к серьезным негативным последствиям.
  3. Отсутствие попыток контролировать действия ребенка, чрезмерно опекать. Нужно дать малышу пространство для своих дел.
  4. Проявление агрессии недопустимо.
  5. При плохой успеваемости нужно проявлять максимальное спокойствие, постараться выяснить причины.

Рекомендуемые действия

В целях более скорого прохождения тяжелого периода специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

  1. Лучше заблаговременно показать ребенку школу, ее атрибуты и рассказать о порядке, который малышу нужно будет соблюдать. Можно погулять около школы, заглянуть в будущий класс, познакомить его с учительницей. Регулярные рассказы о школе позволят ему адаптироваться гораздо быстрее, ведь он уже будет готов к тому, что его ждет.
  2. Старайтесь прислушиваться к мнению малыша и его доводам.
  3. Отмените некоторые запреты. Пусть малыш проявит самостоятельностью
  4. Предоставьте малышу больше свободы действий.
  5. Не указывайте, а убеждайте, приводя аргументы.
  6. Хвалите за любые достижения.
  7. Поощряйте за хорошие поступки, оценки.
  8. Поручите ребенку некоторые обязанности. К примеру, уборку в комнате, мытье посуды.

Вероятные риски

Важным действием является поощрение инициативы ребенка, его поддержка. Похвалив ребенка за самостоятельность, родители способствуют развитию его интеллектуальных качеств, инициативности. Наказание, напротив, ведет только к появлению чувства вины. Постепенно это чувство может преодолеть стремление к самостоятельной, ответственной жизни.

Как вести себя родителям в период кризиса у ребенка 7 лет

Человек развивается и взрослеет в течение всей жизни. У ребенка скачки развития заметны сильнее благодаря кризисным периодам. В эти моменты кроха начинает вести себя иначе. Кризис 7 лет – один из самых сложных. Некоторые педагоги считают, что трудности общения с детьми появляются из-за пробелов воспитания. Психологи не согласны с таким утверждением. Они называют кризис нормальным, закономерным процессом эмоциональной адаптации к изменяющимся условиям.

Признаки кризиса

Основная причина возникновения поведенческих проблем у старших дошкольников – взросление. У ребёнка изменяется жизнь, он волнуется, тревожится. Ему предстоит адаптироваться, изменить режим дня, утратить беззаботность. Кризис семи лет сложен тем, что ребенку предстоит общаться со сверстниками, находящимися в таком же сложном периоде, преодолевать учебные нагрузки.

Выготский утверждает, что кризис 7 лет протекает у детей с 6 до 8 лет. Точный возраст не может назвать никто, так как он зависит от индивидуального развития малыша. Признаки сложного периода:

  • нелепое поведение, проявления вредности;
  • наигранность при общении;
  • снижение усидчивости;
  • передразнивание взрослых;
  • привлечение к себе внимания клоунадой.

Эти основные признаки сопровождаются особенностями поведения:

  • повышенная утомляемость;
  • раздражительность и вспыльчивость;
  • агрессивность или замкнутость;
  • плохая успеваемость и рассеянность;
  • поиск авторитета, своего места внутри коллектива;
  • снижение самооценки;
  • сравнение своей жизни с другими.

Из-за особенностей характера некоторые дети начинают кляузничать взрослым, заискивать перед ними. Поведенческие изменения происходят на подсознательном уровне, дошкольники теряют контроль над своим поведением. Они негативно относятся к критике, так как мозг не воспринимает отрицательную информацию, блокирует ее.

Причинами начала кризисного периода являются утрата детской непосредственности, интеллектуальное созревание, появление переживаний за совершенные поступки. Дополнительно детей начинают волновать адаптация в школе, тревожные разговоры родителей о новом непростом периоде. Они сопротивляются изменениям окружающей среды.

Основные симптомы

Возрастная психология этого периода выделяет симптомы кризиса, которые родители могут заметить самостоятельно. Каждому из них есть объяснение:

  1. Непослушание, несвойственное ребенку, проявляется подсознательно. Семилетка начинает отстаивать свою позицию, а отказы выполнять волю родителей помогают становлению личности. Наказывать за такое поведение нельзя, основательные объяснения не дадут положительного эффекта. Отсутствие давления на малыша поможет сгладить ситуацию.
  2. Каждый родитель 7-летнего ребенка сталкивается с упрямством. Это второй симптом начала кризиса. Чадо начинает настаивать на своем, требовать, противиться отказам. Он не желает обладать какой-либо вещью, а самоутверждается. При этом цель, которой он добивается, отходит на второй план, на первый выходит сам процесс требования.
  3. Наибольшие проблемы доставляет строптивость, из-за которой начинаются проблемы с учебой. Малыш отказывается подчиняться правилам, посещать детский сад или школу, спокойно сидеть на занятиях.
  4. Взаимосвязано с предыдущими симптомами возникает своеволие. Ребенок хочет полностью обслуживать себя самостоятельно, помогать родителям. Лучший способ справиться с этой ситуацией – направить энергию малыша в нужное русло: предлагать ему альтернативные задания, с которыми он справится, давать ограниченную свободу выбора. Самостоятельность можно проявить по-разному: выбрать одежду из предложенных вариантов, предложить книгу для чтения.
  5. Не во всех случаях с чадом можно договориться. Кризис 6-7 лет характеризуется состоянием протеста и ссор, которые изматывают всех членов семьи. Такое поведение связано с внутренними конфликтами, которые чувствует ребенок. Они появляются из-за сложностей адаптации внутри класса, а выплескивает ребенок их на всех окружающих.
  6. Еще один характерный симптом – обесценивание идеалов. То, что раньше казалось хорошим, становится неприятным для малыша. Он может ломать любимые и дорогие ему ранее игрушки, теряет привязанность к вещам. С особым удовольствием дети демонстрируют неприемлемое поведение, повторяют бранные слова, проявляют деспотизм, подчиняют своей воле всю семью.

Еще одним важным симптомом является увлечение игрой «в школу». Маленький человек стремится стать взрослее, пользоваться красивыми вещами. При этом до конца кроха не понимает, что от него будет требоваться.

Первые симптомы можно заметить в шесть лет. К 8 годам действие кризиса ослабевает. Родителям важно правильно действовать при появлении первых признаков сложного периода. Чрезмерная опека, использование неосознанных запретов только усугубят ситуацию.

Правила поведения родителей

Паника – плохой советчик в вопросах воспитания. Взрослым нужно успокоиться и придерживаться ряда правил:

  1. Объяснять запреты, иначе у детей не будет их восприятия. Любые ограничения должны выставляться как советы, пожелания. Явная негативная реакция будет отсутствовать. Родители боятся потерять свой авторитет, но на этом этапе важнее выстроить доверительные отношения. Тем более, что инстинктивно дети всегда тянутся к старшим, прислушиваются к их советам.
  2. Слушайте чадо, смотрите вместе фильмы, читайте. Установите дружеские отношения, отбросьте резкую критику, не обрывайте рассказ крохи на полуслове. Отсутствие насмешек над переживаниями маленького человечка впоследствии избавит от боязни публичных выступлений.
  3. Советуйтесь с семилеткой, чтобы он чувствовал себя значимой частью семьи. Обсуждайте покупки, рассказывайте крохе о финансовом состоянии семьи. Это позволит вам добиться того, что ребенок не будет таскать у вас деньги или требовать крупных покупок. Выдерживайте правило золотой середины – советуйтесь поверхностно, не заостряя внимания на экономической стороне жизни. Не переносите на кроху трудности. Достаточно сказать, что временно деньги есть только на необходимые вещи.
  4. Запрещено использование насилия для целей воспитания. Физические наказания оставят обиду на всю жизнь, а моральные истязания приведут к невозможности отказать (даже при опасных ситуациях), снизят самооценку.

Пестовать семилетку стоит не постоянно. Период кризиса 7 лет у ребенка – время, когда он начинает взрослеть. Ему необходимо проводить время с друзьями, без родителей, читать в одиночестве, самостоятельно делать уроки, конструировать, рисовать.

К 6-летнему возрасту у малыша должны быть своя комната или место, где его на время оставят в покое другие члены семьи.

Рекомендации психолога

Психологам часто приходится сталкиваться с крохами, переживающими личностные кризисы. Родителям семилеток они дают советы:

  1. Большинство конфликтов возникают из-за категоричности требований и большого количества условий, которые должно выполнять чадо. Старайтесь направлять ребенка мягко, приводите примеры из жизни, придумывайте рассказы, читайте поучительные сказки.
  2. Стремление действовать наперекор взрослым – нормальное явление. Пусть кроха один раз прочувствует, что поступил неверно, а потом вам останется лишь напоминать ему об этом. Разрешите ему не надевать шапку, вскоре он сам поймет, что зря пошел без нее.
  3. Дайте возможность спорить, пусть ребенок приводит аргументы своей правоты, а вы будете внимательно слушать.
  4. Забудьте про четкий распорядок дня. Не нужно составлять расписание на каждый день, дайте школьнику неделю, и он выстроит для себя удобный режим работы или отдыха. Мягко напоминайте лишь о необходимости домашней подготовки.
  5. Найдите несколько положительных примеров среди героев книг, мультфильмов. Прогуливающему уроки чаду можно прочитать повесть Носова про Витю Малеева. Это произведение также подойдет малышам, испытывающим проблемы с усвоением материала.

Помните, ребенок – не ваша вещь. Он личность, к которой нужно прислушаться, учитывать его желания. Он не должен быть абсолютной копией родителей или исполнить ваши мечты детства.

Наиболее часто конфликтные ситуации на фоне семилетнего кризиса возникают из-за ошибок родителей. На их деспотизм кроха ответит неповиновением. Держать его в страхе — тоже не выход, за физические наказания он отомстит в подростковом и более старшем возрасте. Старайтесь стать другом для своего малыша, чтобы преодолеть кризисный период вместе. Для него это время также проходит тяжело.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×